• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Обзор интеллектуальных игр для детского сада

    Обзор интеллектуальных игр, с которыми мы познакомились и играем

    Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

    Мы можем на практике убедиться, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.

    Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

    Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

    Развивающие игры имеют широкий диапазон трудности: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

    Систематическое проведение предлагаемых игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий.

    Данные игры не самодельные, может быть от этого ценность их падает... Может быть... Но я очень люблю эти игры, они интересны, манипулятивны, а главное, мои дети с удовольствием в них играют! Я не жалею о потраченных деньгах, особенно в те моменты, когда вижу, как "шевелятся мозги" моих воспитанников. Прошу прощения за такое сравнение, но иначе сказать - значит не передать всего эмоционального восприятия этих моментов.

    Сначала с детьми учимся, осваиваем новые игры. Я показываю принцип действия каждой игры. Затем даю возможность в мини-группах начать играть.Дети могут в этот момент советовать друг другу, предлагать возможные пути решения, каждый может предлагать свой вариант решения задачи.


    Затем наступает пора, когда каждому ребенку дается игра на одного. Дети могут сосредоточенно и продолжительное время играть. Сталкиваясь с трудностями, каждый ребенок по-своему ее преодолевает. Кто-то пытается отказаться сразу от решения задачи, и тогда я прихожу на помощь, кто-то с упорством не хочет принимать помощь, пытаясь самостоятельно решить.
    Я в эти моменты очень люблю наблюдать за моими детками.

    Игра головоломка "Час Пик" интересна не только мальчикам, но и пользуется успехом даже у девчонок.
    Цель игры:
    расчистить дорогу своей машине, застрявшей в дорожной пробке.
    В наборе: игровое поле, машинки, 40 карточек с заданиями различной степени сложности и удобный мешочек для хранения и транспортировки игры.

    Кирпичики "Brick by brick" позволяют развивать зрительно-пространственное восприятие. Сложная игрушка. По картинке собрать фигуру. Каждая фигура состоит из кирпичиков, соединенных своеобразным образом. Напоминает что-то типа тетриса. Цель игры:
    Разместить части головоломки так чтобы они соответствовали рисунку на карточке.


    Своим четырехлеткам предлагаю собирать эти фигуры по карточкам с уже готовым решением. Даже здесь требуется сообразить как!


    Магнитная игра для путешествий "Ноев ковчег". Не каждый может расположить "каждой твари по паре"... Игра имеет 4 уровня сложности. мы с моими четырехлетками плотно "сидим" на уровне "новичок".

    Игра "Сырные мышки" ! Ужин кончился, все разошлись, значит теперь время для мышек, которые будут веселиться до утра! Выберите одно задание из буклета и расставьте кусочки сыра так, чтобы все хвостики мышек смотрели вверх, как указано в иллюстрации задания. Вам нужно перекатывать по тарелке кусочки сыра, пока мордочки всех мышек не будут смотреть вверх.

    Логическая игра "Операция "Перехват" . Игра имеет шестьдесят заданий разной степени сложности, ребенок может постепенно продвигаться от самых простых к самым сложным. Игрушка воспитывает усидчивость, внимательность и аккуратность - те качества, которые точно пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.
    Смысл игры состоит в том, что нужно задержать и обезвредить преступника. Сделать это не так просто, но стоит немного поразмыслить, и решение придет само! Но я пока не требую с моих малышей задерживать красную машину... им это еще сложно. Мы научились манипулировать игрой, и по заданию расставив дома, уложить все фигуры, которые имеют неправильные формы, на поле.

    Логическая игра "Камуфляж, Северный Полюс" . Увлекательная логическая настольная игра "Камуфляж, Северный Полюс" имеет 48 заданий (для каждого задания имеется только один вариант решения). Цель игры - расставить пазлы таким образом, чтобы белые медведи оказались на льдинах, а рыбы в воде. При этом изображения животных и рыб не должны закрывать эскимосов, которые изображены на карточках.
    Задания разделяются на четыре уровня сложности. И если на карточках первого уровня сложности даны подсказки (контуры нескольких фишек очерчены зеленым цветом), то во всех остальных случаях придется полагаться только на собственные силы.

    Логическая игра "Русалочки" ... Девчоночье название.. но задания порой не под силу смелым мальчишкам... приходится поломать хорошенько голову!
    Увлекательная логическая игра «Русалочка» содержит несколько игровых карточек, 4 уровня сложности, 48 заданий и буклет с правилами игры и ответами. Собирая пазл, ребенок развивает: внимательность и сообразительность, координирование работы глаз и кистей рук, концентрацию внимания, умение работать по шаблону и выполнять поставленные задания.
    Цель игры: разложить на поле прозрачные фрагменты с изображениями так, чтобы изолировать рыб-монстров от мирных рыбок.

    Магнитная игра для путешествий "Подводный мир" .Расположи 4 магнитные детали на игровой доске таким образом, чтобы только указанные в задании обитатели подводного мира остались видны. Все остальные должны быть «спрятаны». Это уникальная логическая головоломка для детей и взрослых имеет 48 заданий распределённых на 4 уровня сложности. Игру очень удобно брать с собой в дорогу. Игра развивает: логическое мышление, познавательные способности, зрительное и пространственное восприятие.

    Головоломка "Сафари в Африке!".
    Цель игры:
    Передвигая фигурки животных, расчистить путь своему джипу к выходу с игрового поля.
    Простые правила и понятные цели игры.
    В каждой игре от 20 до 120 вариантов заданий различного уровня сложности.
    Каждая игра снабжена удобным мешочком для транспортировки и хранения.

    Головоломка "Опасная переправа" . Развивает логику и пространственное мышление. Включает 40 оригинальных заданий. Уровни: от начинающего до эксперта (4 уровня).
    Ваша задача: помогите юному туристу перебраться через реку сухим. Пеньки в воде и несколько старых досок между ними помогут вам в этом! Начинайте ходить с пенька на своей стороне реки и финишируйте на пеньке, находящемся на другом берегу.

    Логическая игра "Новая стройка Оли и Коли"
    Логическая игра «Новая стройка Оли и Коли» – это увлекательная головоломка для одного игрока. Задача юного архитектора – строить дома различной формы из заданного количества деталей. Ему на выбор предлагается 60 заданий 5 уровней сложности: от Новичка до Профессионала.
    В набор входит 9 деревянных строительных блоков с разноцветными окошками, фундамент, книжечка с заданиями и ответами на них, а также две фигурки строителей – Оли и Коли. Блоки напоминают фигурные элементы для игры в тетрис: все они разной формы и разного цвета.
    На каждой карточке с заданием показаны периметр будущего дома, расположение фигурки строителя и список деталей, которые нужно использовать. Чем сложнее уровень, тем больше строительных блоков вам понадобится. На первых четырех уровнях используется только одна фигурка строителя, обе вам понадобятся только на пятом.
    Дома строятся вертикально, а для большей устойчивости блоки помещаются на фундамент. Готовый дом должен получиться с плоской крышей и ровными стенами, без выступов и отверстий.
    Блоки, которые на карточке изображены внутри периметра, двигать нельзя. Остальные вы можете свободно передвигать и менять местами. Что касается фигурки строителя, она изначально стоит на одном из базовых блоков. Перемещать ее можно сколько угодно раз, вверх или вниз, но только на один этаж. Главное помните: «летать» наши строители не умеют, поэтому не получится просто приподнять фигурку, убрать или добавить блок и поставить ее на прежнее место.
    Вы справились с заданием, если здание соответствует всем параметрам и фигурка строителя стоит на крыше.
    Решать эту головоломку – одно удовольствие! Все детали выполнены из великолепно обработанного дерева, а развивающие возможности игры просто безграничны: возводя постройки, вы тренируете логику, смекалку, пространственное мышление и, конечно, усидчивость – навыки, необходимые каждый день в реальной жизни.

    Не совсем обычная мозаика . скрепляются детали между собой по кругу. можно собирать разнообразные фигуры.

    Магнитная игра "Одень куклу" . Девочкам нравится. Четыре деревянных куклы, с магнитной основой, которые необходимо приодеть на различные мероприятия.

    И еще замечательная игра-планшет. Тоже магнитная. С помощью деревянных палочек. на конце которых магнитики, необходимо по лабиринту передвинуть железные шарики четырех основных цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Задачи включаются различные: и развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму, закрепление знания цвета, счет в математике, и все психические процессы....Можно тренировать обе руки сразу:)))

    Для того чтобы она достигала своих целей, необходимо создание соответствующей атмосферы и условий, в соответствии с возрастными особенностями:

    Эмоционально благоприятная и приятная обстановка.

    Простые и понятные правила игр.

    Добровольное участие.

    Дошкольный период – самое благоприятное время для восприятия новой информации и ее анализа. Психологическая особенность возраста заключается в том, что дети выделяют только самые яркие и запоминающиеся признаки предметов и явлений и не удостаивает вниманием то, что им не бросается в глаза. Часто получается так, что яркими бывают второстепенные предметы и явления, а главное проходит мимо.

    Таким образом, исходя из возрастных и психологических особенностей дошкольников, воспитателям и родителям необходимо правильно оформить приоритеты: предъявить их в ярком, запоминающемся образе, чтобы на них было обращено внимание и осталось в памяти.

    Что способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста?

    Интеллектуальное развитие дошкольников требует помощи взрослых и применения методов и средств, которые будут ему способствовать. Так как известно, что наиболее эффективно работает в решении этого вопроса игра, то именно ее необходимо задействовать для .

    В этой области родителям не стоит напрягаться и придумывать, чем занять свое чадо. Существуют целые системы дидактических материалов как для коллективного участия, так и для индивидуального выполнения. Они разработаны на научной основе, исходя из особенностей возраста и с целью не только чем-то занять подрастающее поколение, но и подготовить его к школе.

    К числу таких методов стоит отнести очень эффективный вид интеллектуального творчества – выполнение заданий в рабочих тетрадях.

    Пусть родителей не пугает школьная терминология. К скучным школьным тетрадям эти задания не имеют никакого отношения. Эти занятия не будут скучными, они увлекут и дошкольника, и родителей и точно останутся в памяти полезным грузом знаний. Цели, которые преследовали авторы при составлении заданий:

    — Развитие абстрактного и логического мышления.

    — Развитие способностей и творческого потенциала.

    — Обучение анализу, сопоставлению, умению принимать самостоятельные решения.

    Для выполнения интеллектуальных упражнений понадобятся цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы и голова, которая будет решать веселые, но очень умные задачки. На сайте представлено более десятка рабочих тетрадей, с различными играми и упражнениями для развития памяти у дошкольников, также внимания, мышления и других процессов познания. Игры можно проводить в группе и индивидуально. .

    Каждая рабочая тетрадь содержит материалы, преследующие цель совершенствования определенных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников:

    • Подготовка рук к письму.
    • Тренировка мелкой моторики.
    • Получение базовых математических знаний.
    • Формирование творческого начала.
    • Развитие внимания у дошкольников.

    Коллективное выполнение заданий, придание этому процессу соревновательного характера активизирует ребят, создает стимул для того, чтобы выполнять упражнения правильно. Невозможно переоценить значение таких занятий совместно с родителями. Когда обучаясь в школе или во взрослой жизни, дети становятся предметом гордости своей семьи, это будет значить, что усилия родителей в дошкольном возрасте не были потрачены напрасно.

    ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО СЕМЬИ

    4 шаблона, формат A3

    50 ПАЗЛОВ ДЛЯ РЕБЯТ

    ИГРА «НАЙДИ ТЕНЬ КАРТИНКИ

    ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»

    Задания на развитие внимания детей

    КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАЛИСЬ НА КАРТИНКЕ

    Задания на развитие зрительного внимания дошкольников

    ДОРИСУЙ САМ И РАСКРАСЬ

    ЗАКРАСЬ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНКИ ОДНОГО ЦВЕТА

    ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 1)

    ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 2)

    ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 3)

    Сборник игр и упражнений для развития у старших дошкольников внимания, мышления, памяти и других познавательных процессов.
    Игры предназначены для проведения как групповых, так и индивидуальных занятий с дошкольниками.
    Он идеально подойдет как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, которые занимаются с детьми дома.

    РАСКРАСЬ, ВЫРЕЖЬ, СЛОЖИ ФИГУРУ

    Ребёнку необходимо, глядя на пример в верхней части страницы, сложить предложенную фигурку, раскрасить её части, сложить (можно наклеить на чистый лист бумаги).
    Ребёнок поймет из каких частей состоит целое, как эти части взаиморасположены, научится подбирать целое по цвету.

    1. «Разминка» как можно быстрее ответить на вопросы – при этом могут выражать свое мнение все члены команды. Время выполнения – 4 мин. (Каждый правильный ответ 1 балл.)

    1. В какое время года бывает ледоход? (Весной.)
    2. Что делают из муки? (Хлеб.)
    3. Что делают из глины? (Посуду.)
    4. Что делают из песка? (Стекло.)
    5. Что делают из молока? (Творог, кефир.)
    6. Москва – это город или страна? (Город.)
    7. В какой стране вы живете? (В России.)
    8. Песок сыплют, а воду … (Льют.)
    9. Котлеты жарят, а суп … (Варят.)
    10. Стол накрывают, а постель … (Застилают.)
    11. Стул можно сломать, а чашку … (Разбить.)
    12. Сено косят, а волосы… (Стригут.)
    13. Где живет маленький кенгуру? (У мамы в сумке.)
    14. Сколько человек тянули репку? (3 человека, а остальные животные.)
    15. Кто из животных вторым прибежал к теремку? (Лягушка.)

    2. «Фонематический слух» (каждое слово 1 б)

    1. «Отгадай слово» по первым звукам картинок (осы, самолёт, лимон, иголка, кукла).

    2. «Отгадай слово» по последним звукам картинок (петух, пчела, стол, палка, кот).

    3. «Собери слово» и определи количество слогов, букв в нем. (За каждое правильное слово 1 балл.)

    1) Каждой команде даются слоги, из них нужно собрать слова!
    ва - за мы - ло
    ут - кА ут - ро
    ма - ши - на ма - га - зин

    2) «Разложи слова» (каждое слово 1 б)

    Самолёт - …(сам летает)

    Трубочист - …(трубу чистит)

    Рыболов - …(рыбу ловит)

    Пешеход - …(пешком ходит)

    Носорог - …(на носу рог)

    3) «Сложи слова» (каждое слово 1 б)

    Мясо рубит - …(мясорубка)

    Снег падает - …(снегопад)

    Огонь тушит - …(огнетушитель)

    Сладкое ест -…(сладкоежка)

    Мышей ловит -…(мышеловка)

    4. «Логические тесты»

    Какое слово является окончанием всех этих слов?

    ПАРО. . . . ?

    5. «Цепочка слов» (За каждое слово 1 балл.)

    1) Детям предлагается составить цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего.

    Начальные слова: белка, огоньки.

    2) Замени подчеркнутую гласную букву другой гласной так, чтобы получилось новое слово. Напиши его.

    Со н - _______________
    Ки т - _______________
    Ды м - _______________

    7. «Составь новое слово» (За каждое слово 1 балл.)

    Из букв слова МУРЗИЛКА (не разрезать).

    8. «Конкурс капитанов» (2 б.)

    «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

    9. Подведение итогов.

    10. Пока наше жюри оценивает игру, мы поиграем в игру, которая называется «Загадки и отгадки хором» (загадки-обманки) (Без оценивания.)

    1. В чаще голову задрав,

    Воет с голоду … (волк).

    2. Кто в малине знает толк?

    Косолапый бурый … (медведь)

    3. Как в автобусный салон

    К маме в сумку прыгнул … (кенгуру)

    4. Над лесом солнца луч потух,

    Крадётся царь зверей … (лев)

    5. – Дур-рак! – кричит из клетки.

    От страха не робей.

    Диковинная птица

    Зовётся … (попугай)

    6. По сосне, как барабан,

    Застучал в лесу … (дятел)

    7. С пальмы вниз,

    На пальму снова

    Ловко прыгает … (обезьяна)

    8. У него большие уши,

    Сам себя облил, как в душе,

    Поднял хобот, затрубил

    Толстоногий … (слон)

    9. Кто в лесу дрожит под ёлкой

    Чтоб не встретиться с двустволкой?

    Скачет полем, осмелев.

    Этот зверь зовётся … (заяц)

    10. Кто любит по ветвям носиться?

    Конечно, рыжая … (белка).

    Награждение команд.

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска «Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка» воспитатель 1 квалификационной категории Марина Геннадьевна Кошкова Новосибирск 2015
    (слайд № 1) Ну, кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «перегружать» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития ребенка… Что такое интеллектуальное развитие ребенка? Для того чтобы ответить на этот вопрос, узнаем, что же такое интеллект? (слайд № 2)
    Интелле

    кт
    (от лат. intellectus) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
    Общая

    способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все

    познавательные способности человека:

    ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение
    . Интеллектуальное развитие это: формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно - историческим, диалектическим в их единстве).
    Его органической частью является умение подвергать самостоятельному

    анализу события и явления действительности,

    делать самостоятельные

    выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное

    пользование словарным богатством языка.
    (слайд № 3) У специалистов есть термин –
    познавательная активность ребенка
    . Что же это такое?
    Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний,

    приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в

    меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность,

    волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения

    результата
    . Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры. (слайд № 4)
    Интеллектуальная игра
    - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.
    Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Интеллектуальные игры распространены в массмедиа, в первую очередь, на телевидении, где победитель награждается какими – либо призами. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг. Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог - новатор Борис Павлович Никитин назвал «творческим складом мышления». Главная особенность развивающих игр Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы. (слайд № 5)
    КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР.
    Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных).
    ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:
     Предметные o Настольно-печатные o Настольно-предметные: шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку o Пространственные  Словесные o загадки, o логические задачи (и загадки-истории), o игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет»), o ребусы, o кроссворды, o викторины,  Компьютерные. (слайд № 6)
    ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:
     Индивидуальные,  Парные,
     Командные и массовые викторины: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес»; мозговой штурм. (слайд № 7)
    ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:
     Соревновательные и интерактивные,  Пространственные и комбинаторные,  Логические. (слайд № 8) 
    ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ В

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ:
     сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;  включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности детей;  введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом;  учёт степени сформированности теоретического мышления ребенка;  использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа;  разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания;  применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.
    Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:
     Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру.  Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти.  Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины.  Играми-соревнованиями, развивающими коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе.  Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.
    Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:
     Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у детей, необходимо придерживаться простых правил.  Самое главное правило - игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
     Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры. Оскорбления и обиды не допустимы.  Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок не будет справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.  Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.  Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.  В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой/памятными дипломами/медалями. (слайд № 9)
    Примерное планирование «Недели интеллектуальных игр» в детском

    саду, старшая группа:
     понедельник - КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша;  вторник - викторина «Умники и умницы», игры Никитина;  среда - математический ринг, игры с логическими кубиками, игра «Что? Где? Когда?»;  четверг - викторина «Зачем и почему»;  пятница - турнир настольных игр с родителями. В работе с детьми мы используем разные виды интеллектуальных игр. Нами были разработаны и проведены интеллектуальные игры на разную тематику.
    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР РАЗНЫХ

    ВИДОВ

    Ребусы
    - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. К
    словесным
    играм - задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
    Шарада
    . Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар-ус", "вино-град", "бой-кот" и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать. Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус": Три буквы облаками реют:
    Две видны на лице мужском, А целое порой белеет «В тумане моря голубом». Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.
    Метаграмма
    . Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова. С "б" смертельной я бываю, С "м" меха я пожираю, С "р" актеру я нужна С "с" для повара важна. (боль, моль, роль, соль) В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя: Я с "в" от непогоды вас укрою, А с "т" я землю носом рою. (кров, крот) Могут меняться и целые слоги.
    Логогриф
    . Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так: Ты через реку переправишь На мне людей, и скот, и груз, Но если "и" в меня ты вставишь, То я на воздух подымусь!
    Анаграммы
    . Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа"- "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои, И целый лес ты мною свалишь. Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" - "сон". В стихах задача может выглядеть так: Задачу ты решишь свободно. Я небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можешь, что угодно Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач.
    Загадка
    - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава.

    Загадка
    - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
    Виды загадок
    :  загадка-описание (Вместе с солнышком встает, на заре для нас поет)  загадка-метафора (Висит груша, нельзя скушать)  загадка-противопоставление (Черен, а не ворон, рогат, а не бык)  загадка с напрашивающейся рифмой (Всему лесу краса, а зовут ее…)  загадка-обманка (Простой вопрос для малышей: кого боится кот?...)  загадка-шутка (От чего утка плавает)  загадка-история, логическая задача.

    Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

    Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

    Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

    Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

    Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

    Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

    Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

    Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

    Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

    Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

    Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

    Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.

    Интеллектуальные игры для детей этого возраста должны научить малыша принимать определенное решение и выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.

    «Поиграйте со своим ребенком»

    Игры на развитие восприятия

    Восприятие - познавательный процесс, формирующий

    субъективную картину мира.Это выделение наиболее

    характерных для данного предмета или ситуации качеств,

    Составление на их основе устойчивых образов (сенсорных

    эталонов) и соотнесение этих образов- эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Для детей дошкольного возраста развивать восприятие лучше всего в процессе игры, которую родители могут предложить ребенку в домашних условиях.

    Восприятие формы : «Узнай предмет на ощупь»

    Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы, катушку, наперсток, шарик, кубик, конфету, карандаш и др. Задание ребенку: определить на ощупь, что это за предметы.

    Восприятие цвета : «Подбери пару по цвету»

    Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

    Восприятие времени : Игра основана на вопросах и ответах. Позволяет научить воспринимать такие характеристики времени как время суток, время года, течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра)

    Вопросы ребенку:

    Какое сейчас время суток? Как ты догадался?

    Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?

    Что бывает чаще, день или неделя?

    Что растет быстрее цветок, дерево или человек?

    Восприятие пространства : «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д

    Восприятие величины : Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

    Игры на развитие памяти

    Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.

    Игры на развитие двигательной памяти.

    Развивающая игра "Кукловод"

    Вариант 1. Взрослый - "кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

    Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

    Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

    Развивающая игра "Пуговица"

    Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

    Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

    Игра "Сложи узор ".

    Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

    Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

    Игра "Фотоаппараты"

    Игра на развитие памяти и внимания.

    1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

    2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

    Игры на развитие внимания

    Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

    Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

    Игра развивает слуховое внимание ребенка.

    Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

    Игра "Топ-хлоп".

    Игра на развитие внимания, памяти.

    Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

    Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

    Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

    «Перепутанные линии»

    Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

    «Где что?»

    Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

    Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

    «Зеркало»

    Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.

    Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

    Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

    «Пальчик»

    Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

    Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, - сообщаете вы, - указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

    Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры - искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение - указательный жест - является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило - держать палец у края стола - помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

    Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

    Игры на развитие воображения

    Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

    «Закорючки»

    Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

    «Оживление предметов»

    Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

    «Дорисуй картинку»

    Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

    Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы.

    «Имитация действий»

    Варим суп. Попросить ребенка показать как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

    Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

    Игры на развитие мышления

    Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

    «Бывает - не бывает»

    Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

    Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

    «Угадай по описанию»

    Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

    «Что будет, если…»

    Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

    "Что будет, если я встану ногами в лужу?"

    "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

    «Неоднозначные ответы»

    Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

    Маленькие примеры:

    «Шерсть у нашей кошки очень….» ;

    «Ночью на улице очень…»;

    «У людей есть руки, для того чтобы …».;

    «Я заболел потому, что …»

    «Что на свете колючее?»

    Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

    Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

    Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.