• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    «Сюжетно-ролевые игры современных детей»

    Выполнила:

    Блохина Н.В.

    воспитатель старшей группы


    Вас приветствует старшая группа «КАПЕЛЬКА»


    Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Развитие игровой деятельности; Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу.

    Сюжетно-ролевые игры

    Совершенствуют и расширяют игровые замыслы и умения;

    Формируют умения согласовывать свои действия

    с действиями партнеров;

    Способствуют укреплению устойчивых детских игровых объединений;

    Учат развивать сюжет игры на основе знаний;

    Развивают умения согласовывать тему игры, распределяют роли, подготавливают необходимые условия, договариваются о

    последовательности совместных действий.


    «В нашем салоне красоты стилисты сделают вам самые модные прически»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Парикмахерская»

    Расширяет знания

    детей о профессии

    парикмахера,

    стилиста, воспитывает

    доброжелательное

    отношение

    друг к другу


    «Если мастер берётся за дело, значит дело спорится»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Автосервис»

    Знакомит детей с профессией

    автослесаря, воспитывает уважение

    к мужскому труду, желание

    доводить начатое до конца


    «Дружно весело живем, все невзгоды – нипочем!»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Дочки-матери», «Дом», «Семья»

    Формирует представление о содер-

    жании социальных ролей мужчин и

    женщин,помогает осознать значе-

    ние труда родителей по дому,

    усваивать навыки хозяйственного

    труда


    «Если милиционер стоит – помни путь закрыт»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Пост ДПС»

    Закрепляет знания детей о

    правилах дорожного движения,

    дорожных знаках, сигналах

    светофора, дети знакомятся

    с работой сотрудников

    дорожно-постовой

    службы


    «Славный доктор есть у нас, всех полечит – просто класс!»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Больница»

    Уточняет представления детей о труде

    врача, его обязанностях, оборудовании

    необходимым для работы, воспитывает

    уважение к людям данной профессии


    «Капитан, капитан улыбнись, ведь улыбка – это друг корабля!»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Мы – моряки»

    Расширяет знания детей о

    мужских профессиях: капитан,

    моряк, юнга, воспитывает

    храбрость, мужественность,

    ответственность за порученное

    дело


    «В нашем супермагазине, за прилавком наконец, Всюду, где б не побывали, вас встречает продавец!»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Супермаркет»

    Формирует представления о

    трудовых действиях продавца,

    развивает навыки общения с

    покупателями, воспитывает

    уважение к труду взрослых


    «Дело мастера боится!»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Столярная мастерская»

    Знакомит детей с мужской

    профессией столяра, различными

    столярными инструментами,

    прививает трудолюбие,

    ответственное отношение

    к мужским обязанностям


    «В центре «Юного читателя» ждет вас радость и мечта: строчки азбуки волшебной, сказок дивных красота!»

    Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

    Способствует установлению ролевого взаимодействия и усвоения ролевых взаимоотношений: библиотекарь-читатель, воспитывает уважение к труду библиотекаря, формирует осознание важности данной профессии


    «Паровоз по рельсам мчится…»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Машинист»

    о работе машиниста. Развивает

    нравственно-волевые качества,

    характерные для мальчиков,

    формирует адекватную полу

    модель поведения


    «Я люблю свой детский сад, в нём полным-полно ребят»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Детский сад»

    Расширяет представления детей

    о педагогических профессиях

    сотрудников детского сада. Знакомит

    с условиями работы и трудовыми

    обязанностями, воспитывает доброже-

    лательное отношение друг к другу


    «Наш самолёт летит как птица, и преграды не боится!»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Мы– пилоты»

    Знакомит детей с профессией

    пилота, воспитывает

    уважение к людям этой

    профессии, развивает

    мужественность,

    храбрость и ответственность


    Таким образом, длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития детского мышления. В таких играх ребёнок проявляет больше самостоятельности, фантазии и творчества в выборе действий при распределении ролей и использовании предметов-заместителей. А активное участие детей в распределении ролей способствует формированию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением сверстников, учитывая возможности и желания друг друга.


    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    БДОУ "Детский сад № 56 комбинированного вида" Сюжетно-ролевая игра в средней группе

    Выполнила

    Воспитатель группы №5

    Ульрих Елена Артуровна


    Что такое игра (А. С. Макаренко)

    Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.


    Сюжетно-ролевая игра

    источник

    основа

    • Окружающий мир
    • Жизнь и деятельность взрослых и сверстников
    • Мнимая или воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке

    Основные черты сюжетно-ролевой игры

    • Эмоциональная насыщенность
    • Увлеченность детей
    • Самостоятельность
    • Активность
    • Творчество

    Структура сюжетно-ролевой игры

    • Сюжет-та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты условно делят на:

    Бытовые(семья, детский сад и т.д.)

    Производственные(больница, магазин, т.д.)

    Общественные(библиотека, школа и т.д.)

    • Содержание-это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.
    • Роль-средство реализации сюжета.

    Условия создания и развития игровой деятельности

    • Создание предметно-развивающей среды
    • Наличие определенного времени в режиме дня
    • Профессионализм педагога

    Критерии для создания игры

    • игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий;
    • ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов;
    • игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.

    В игре развивается:

    • Способность к воображению
    • Образное мышление
    • Умственное развитие
    • Способность взаимодействия с другими людьми(коммуникабельность)
    • Развитие речи, общение
    • Социальное развитие

    Задачи воспитателя средней группы

    • совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
    • учить детей готовить обстановку для игры - подбирать предметы и атрибуты
    • развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, развивать умение использовать предметы-заместители.

    Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников

    Есть не в пример наукам хитрым

    Совсем не хитрая одна:

    Распознавать по детским играм,

    Чем озабочена страна.

    «Вернитесь в своё детство,

    Побудьте с нами в нём,

    И лучшими друзьями

    мы взрослых назовём»


    « Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

    Д.В. Меджеринская

    Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.

    Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.


    ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

    Л. С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец Д.В. Менджерицкая и др.


    • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
    • игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
    • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
    • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
    • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
    • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

    Особенности развития игровой деятельности ребенка :

    • в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
    • в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

    - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).


    Человеческая игра –

    это такая деятельность,

    в которой воссоздаются

    социальные отношения между

    людьми вне условий

    непосредственно

    утилитарной деятельности

    (Д.Б. Эльконин )

    В ней развиваются:

    • способности к воображению;
    • произвольной регуляции действий и чувств;
    • приобретается опыт взаимодействия и

    взаимопонимания с другими.

    Значение игры


    Сюжетно-ролевая игра дошкольников

    роль (правила воображаемая игровые

    поведения) ситуация действия

    игровое употребление реальные отношения

    предметов между играющими


    «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский

    Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу А.С. Макаренко


    Методы и формы системного обогащения сюжетов

    игр и игровых методов.

    В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос социального развития в рамках образовательных областей:

    «социально-коммуникативное»;

    «познавательное развитие»;

    «речевое развитие»;

    «художественно-эстетическое развитие»;

    «физическое развитие».

    Виды деятельности по ФГОС ДО

    Игровая.

    Коммуникативная.

    Познавательно-исследовательская.

    Восприятие художественной литературы и фольклора.

    Самообслуживание.

    Конструирование.

    Музыкальная.

    Двигательная.

    • Беседы.
    • Рассматривание иллюстраций.
    • Наблюдение.
    • Экскурсии.
    • Составление рассказов.
    • Дидактические игры и упражнения.
    • Пальчиковые игры.
    • Ознакомление с художественной литературой.
    • Изобразительная деятельность.
    • Конструирование.
    • Музыкальная деятельность.
    • Решение проблемных ситуаций.
    • Подвижные игры.

    Игровые технологии

    Технология - (в переводе с греческого языка «Наука о мастерстве» .

    Игровые технологии-обширная группа приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .


    Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

    В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

    Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

    Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

    Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.



    Этапы педагогической технологии

    1 этап

    Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.

    2 этап

    Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

    Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

    Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

    Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

    3 этап:

    Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.



    Характерные особенности

    Активизация свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.

    Общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства: приёмы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет).

    Технологии развития сюжетно-ролевой игры

    Характерные особенности

    Технология формирование игры как деятельности (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова)

    Принципы:

    1.Воспитатель должен играть вместе с детьми.

    2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

    3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

    Сюжет игры:

    На этапе формирования условных игровых действий - однотемные, одноперсонажные сюжеты.

    На этапе формирования ролевого поведения - многоперсонажный сюжет.

    На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры - многотемные сюжеты.

    Педагогический процесс организации игры двучастный: 1.моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми;

    2. создание условий для самостоятельной детской игры.


    Технологии развития сюжетно-ролевой игры

    Характерные особенности

    Игры в адаптационный период:

    Задачи: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у детей положительное отношение к детскому саду

    Формы и методы проведения:

    • фронтальные игры;
    • использование в играх копий реальных предметов, а не их заместителей. Предложение всем одинаковых предметов.

    Технологии развития сюжетно-ролевой игры

    Характерные особенности

    Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

    Игра младших дошкольников (2-3 года).

    Знакомить детей с разнообразием игровых целей.

    Побуждать детей самостоятельно ставить игровые цели и проявлять инициативу.

    Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения цели.

    Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.


    Технологии развития сюжетно-ролевой игры

    Характерные особенности

    Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

    Игра детей 3-5 лет.

    Направления работы:

    1.Продолжение работы по подготовке детей к принятию роли.

    Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых.

    Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей.

    2.Обогащение индивидуальной ролевой игры ребёнка.

    • Принятие взрослым параллельной роли.
    • Введение в игру ребёнка новых атрибутов.
    • Расширение диапазона принимаемых ребёнком ролей.

    Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно.

    4.Подготовка ребёнка к ролевому взаимодействию.

    Совместная игра взрослого с детьми. Основная цель взрослого – удержать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия свести до минимума или исключить.


    Технологии развития сюжетно-ролевой игры

    Характерные особенности

    Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

    Игра детей 5-7 лет.

    1.Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

    Воспитатель осуществляет скрытое управление игрой, взяв на себя особую, постоянную для всех игр роль – диспетчера или волшебницы.

    2. Обогащение событийной стороны содержания игры.

    • Принятие воспитателем роли «диспетчера» или «волшебницы».
    • Создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события: совместная деятельность взрослых и детей по созданию тематических книжек для игр («библиотека» игр).

    3. Рассказы воспитателя из личного опыта о том, как играли в детстве.

    3. Создание игровой среды.


    Технологии развития сюжетно-ролевой игры

    Характерные особенности

    Технология комплексного руководства игрой дошкольников С.Л. Новосёловой (80-ые годы)

    Комплексный метод включает следующие компоненты:

    • планомерное обогащение жизненного опыта;
    • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
    • своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;
    • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

    Технологии развития сюжетно-ролевой игры

    Характерные особенности

    Технология Д.В. Менджерицкой (70-80-е годы 20 века)

    Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, т.е на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

    Работа педагога по обогащению эмоционально-чувственного опыта детей в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.

    Педагог - партнёр по игре. Он берёт на себя роль (преимущественно второстепенную).


    Принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:

    1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

    2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

    3.Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику


    Из этого следует

    • Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
    • Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
    • Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

    Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей

    • Не заменять игру другими видами деятельности
    • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
    • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
    • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
    • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
    • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
    • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
    • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
    • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
    • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

    КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА, СПОСОБСТВУЮТЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ИГРОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ

    Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей.

    Рассказ с использованием иллюстраций побуждает детей к применению инструментов, используемых в профессии, произвести действия с ними.

    Рассказы взрослого, которые специально нацелены на воспроизведение какой-либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.), обеспечивают натуральность восприятия и веру в подлинность события.

    Целевые экскурсии и прогулки способствуют близкому знакомству детей с представителями определенной профессии, дают возможность понаблюдать за деятельностью взрослых.

    Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют мнение детей о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает речевую активность детей. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.

    Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.

    Драматизации и театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее.

    Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить всё ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, вызывают у детей желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.

    Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. Слушая стихотворные тексты, рассказы, сказки воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.

    Изобразительная деятельность и конструирование формирует творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

    Отгадывание загадок позволяет детям образно воспринимать стихотворные тексты, выделять основные признаки предметов.

    ЗАДАЧА ПЕДАГОГА – НАЦЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕНОСА ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА В ИГРУ.


    В пособии представлено ежемесячное карточное планирование как модель совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет в рамках освоения сюжетно-ролевой игры, включающее предварительную работу по обогащению игрового и жизненного опыта дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Магазин", " Детский сад ", "Шоферы", "Строители". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно распределить и эффективно спланировать систему игровой деятельности детей на весь учебный год . Карты-планы разработаны на основе содержания образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: " Социально-коммуникативное развитие ", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", " Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие"; позволяют воспитателю обеспечить социальное развитие дошкольников .


    "Больница", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская", "Шоферы". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно и эффективно спланировать работу по обогащению игрового и жизненного опыта воспитанников, последовательно и целесообразно распределить предложенные формы и виды деятельности в течение учебного года.


    «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

    В. А. Сухомлинский


    Дайте детству состояться!

    Дайте детству наиграться!

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выполнила: Бескинская Ангелина Борисовна Воспитатель д /с «Звездочка» г. Зернограда

    Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

    Игра- это основной вид деятельности детей. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие

    Одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам".

    Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    Сюжетно – ролевая игра королева игр. Общий мотив СРИ Основн ая особенность СРИ

    Основные особенности СРИ: 1.Соблюдение правил; 2.Социальный мотив игры; 3.Идет эмоциональное развитие ребенка; 4.Происходит развитие интеллекта ребенка (каким образом?); 5. Развивается воображение и творчество; 6.Развитие речи.

    Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх: 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры. Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения. Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета. Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества.

    Уровни развития сюжетно-ролевой игры: 1 этап – основным содержанием игры является действие с предметами. Действия детей однообразны и часто повторяются. 2 этап – основное содержание игры – действие с предметами. Одна и та же игра многократно повторяется. 3 этап – основным содержанием игры - действие с предметами. Действия, направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. 4 этап – основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

    Обогащение жизненного опыта Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.) Наблюдения, целевые прогулки; Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; Обследование, экспериментирование с предметами; Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; Свободное общение; Прослушивание дисков, аудиозаписей; Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых; Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности.

    Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом. Парные поручения Создание проблемных ситуаций Побуждение к ролевым высказываниям Телефонные разговоры Игровые упражнения Поддержание ролевого диалога

    Создание предметно – игровой среды Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Игрушки – персонажи; Маркеры игрового пространства; Предметы оперирования; Предметы – заместители; Зонирующие помещения.

    Название игры Младшая группа Средняя группа Старший возраст Ряжение + + + Семья Мама, папа, дети объединение с парикмахерской, доктором бытовые сюжеты, транспорт Доктор Доктор медсестра, карта больного аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты Магазин Овощи, фрукты, посуда, игрушки отделы: хлебный, молочный, кондитерский отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр....

    Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

    Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи: дат...

    Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 58 по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.


    Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.



    Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.







    Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически Что данное действие означает Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи. Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем. Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом




    Устранение «застреваемости» у детей во время организации сюжетной игры Подключение воспитателя к уже возникшей игре. Цель: расширение смысла игровой ситуации для ребенка. Подключение к самостоятельной деятельности ребенка. Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.




    Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.


    Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)






    Условия развития игры 1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).


    Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).





    Резюме На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.