• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    С приближением холодов многочисленные обитатели леса начинают готовиться к зимовке. В процессе эволюции представители животного мира выработали определенные способы, помогающие им пережить сильные морозы и нехватку солнечного тепла. Кроме того, большинство зверей страдает в зимний период еще и от недостатка корма, в особенности это касается травоядных животных, хотя и хищникам также приходится несладко.

    Все живые существа имеют определенные особенности выживания зимой, причем это касается не только животных, но и многолетних растений.

    Например, общеизвестно, что медведи в холодное время года впадают в спячку до весны, однако, не только им присущ такой способ зимовки. Точно так же предпочитают «проспать» зиму ежи, барсуки, хомяки и многие другие живые существа, поэтому зимой природа как будто замирает в ожидании наступления более благоприятных условий для жизнедеятельности.

    Тем не менее, многие животные, обитающие в лесах, и зимой остаются достаточно активными, хотя, естественно, им приходится значительно сократить расход энергии по сравнению с теплым сезоном.

    Например, лоси зимой стараются гораздо меньше двигаться, используют для пропитания ветки и кору деревьев, выискивают молодые побеги растений, которые могут быть скрыты под снегом. Разумеется, растительный мир зимой скуден, поэтому лоси теряют вес, зачастую живут впроголодь, однако, это не мешает им успешно перезимовать.

    Лисы, зайцы и прочие животные с наступлением зимы утепляются, отращивают более густую шерсть, которая позволяет им не замерзнуть даже в лютые морозы. Кроме того, во время лютых морозов инстинкт подсказывает животным зарываться поглубже в снежные сугробы, ведь снег помогает поддерживать необходимую температуру тела.

    Наконец, следует упомянуть о том, как же зимуют растения, ведь без этого описание зимнего леса будет неполным. Деревья защищены от морозов толстой корой, многие растения прячутся от холода под снежным покровом, некоторые растения отмирают, оставляя только жизнеспособное корневище, из которого весной вырастет новое растение… Как видим, наша природа мудра и многообразна, она умеет подстраиваться под любые погодные условия, а задача человека в этой ситуации – делать все возможное, чтобы защитить живую природу, в первую очередь, тех животных и растений, которые занесены в Красную книгу.

    Видео: Winter. Зимняя сказка. Времена года. Зимний лес (Релакс.)

    Прогулка по зиме под музыку Франсиса Лея (Francis Lai)

    Красивые фото и картинки зимней природы:

    ГКСОУ ВО « Спец. (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Владимира »

    Занятие

    «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

    для детей со сложной структурой дефекта.

    Подготовила и провела: Кондратова Н.В.

    г.Владимир

    Цель: Дать представление о том, как зимуют дикие животные; показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой. Задачи: - уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются; -расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни; рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. -учить распознавать следы зверей; - название детёнышей диких животных; - развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение; - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки животных, раскраски с животными, карандаши.

    ХОД

    2Актуализация знаний по теме.

    Назовите-ка, ребятки
    Кто хозяюшка загадки?
    Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Снег мешками валит с неба
    И вокруг сугробы снега
    Снегопады и метели
    На Владимир налетели.
    Двор в снегу. Белы дома.
    Это … Зимушка-Зима

    -Дети, посмотрите в окошко, и скажите какое сейчас время года? (зима) - Почему вы так решили? (много снега, сильный мороз, солнце светит, но не греет)

    Сюрпризный момент.

    К нам в класс пришло письмо от Снегурочки.

    Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание , то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

    Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

    3Физкультминутка.

    Мы шагаем по сугробам,
    По сугробам крутолобым.
    Поднимай повыше ногу,
    Проложи другим дорогу.
    Очень долго мы шагали,
    Наши ноженьки устали.
    Мы поляночку найдём
    И немного отдохнём.
    -Устали? Присядем на полянке, отдохнём.

    4. Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

    Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба, только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Все деревья так похожи друг на друга, что не отличить!

    5. - Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

    Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

    6. (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

    Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

    Чьи это следы? Как вы думаете?

    Давайте проверим.


    7. «Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу» - Кто это? (белка) - Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку) - Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост) - Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку. -Как вы думаете, белочка меняет цвет шубки?
    8. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле.
    9. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. К зиме она подготовила не только теплое дупло. -А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму? - Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

    Хорошо. Смотрим дальше следы. Как думаете, чьи эти следы?

    Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:


    10. Он в шубке беленькой зимой, а в серой шубке летом. -Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
    Игровое упражнение «Целое - части» - Посмотрите внимательно на зайчика. Какой он? (белый, маленький, пушистый) - Что это у зайчика? (уши) - Какие они? (длинные, большие) - Для чего зайчику такие уши? (хорошо слышать) - Да, уши у зайчика большие, поэтому он хорошо различает шорохи. - Какая шубка? (мягкая, теплая, пушистая) - Что это? (лапы) - Какие они? (сильные, крепкие) - Для чего зайчику такие лапы? (сможет быстро убежать от опасности) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора.
    Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

    11. - Ребята, а чем питается зайчик зимой? (корой деревьев, веточками) -А как заяц себе домик устраивает? -Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. -А вот следы главных врагов зайчишки:

    12. Хвост пушистый, мех золотистый,

    В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) -Как лиса готовится к зиме?

    Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

    13. Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. А ещё пушистым хвостом лиса заметает свои следы.

    14. - Как вы думаете? А это чьи это следы?

    Давайте проверим.

    Кто зимой холодной,

    ходит злой, голодный! (Волк)

    - Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме? Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.
    15. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку? 16 - 19. А теперь вам нужно из данных картинок выбрать того зверя, чьи следы вы видите. 20. Раздается храп.

    Что это за звуки? (кто-то храпит)

    Летом по лесу гуляет,

    зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

    А почему зимой в лесу не встретишь медведя?

    - А что делает медведь зимой? (спит) - Посмотрите, какой медведь? (большой, сильный) - Что это у медведя? (туловище) - Какое оно? (большое) - Что это? (голова) - Какая она? (большая, круглая) - Какие лапы? (большие, с когтями) - Ребята, медведь большой, сильный. Хорошо быть таким? (хорошо, никого не боится) - Как вы думаете, что в этом плохого? (тяжелый, не сможет быстро убежать от опасности, когда идет, ломает веточки, шумит) - Дети, я вам хочу рассказать, что холодной зимой у медведицы появляются маленькие беспомощные детеныши. - Питаются медвежата в берлоге зимой молочком матери. - Давайте не будем больше беспокоить спящего медведя и отправимся дальше. 21. -Отгадайте загадку: «Угрюмый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много А ниток ни одной. На зиму засыпает, Никому не мешает» -Как вы думаете, кто это? (ежик)
    22. - Ребята здесь норка, в которой спит ежик. Давайте тихонько заглянем к нему (рисунок с изображением ежика ) - Ежик – это забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми иголками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без иголок. Как только ежик почувствует опасность, сразу сворачивается в клубочек, прячет внутрь себя мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставляет. Ежи летом любят, есть разных червячков, мышей, лягушек. Этим он приносит пользу. Днем ежик спит, а ночью выходит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних деньков. - Что делает маленький зверек зимой? (спит) - Вот и наш ежик пусть спит дальше. 23. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”. Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши. Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей. Белка – бельчонок. Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?) Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?) Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?) Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)
    Игра “Четвёртый лишний” Исключите из изображённых картинок ту, которую считаете лишней. 24. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)
    25 . Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)
    26. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

    Игра «Собери картинку»

    - Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

    (Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)


    Подведение итогов - Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо? Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.
    27. Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время. Наденем зверям шубки каждому свою. (Раскрашивание зверей). А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес. 28. Итог.

      Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)

      Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)

      Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)

      Почему говорят, что волка ноги кормят?

      Чем заяц питается зимой?

      Что делает медведь зимой?

    Надежда Шукшина
    Занятие «Жизнь животных зимой»

    Задачи :

    Образовательные :

    1. Продолжать знакомить детей с животными леса : белка, заяц, лиса, волк, медведь, лось, кабан;

    2. Конкретизировать знания детей о особенностях приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).

    Развивающие :

    1. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    2. Стимулировать познавательный интерес детей.

    3. Развивать активную речь детей;

    Воспитательные :

    1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

    2. Воспитывать любовь к природе, животным , стремление помочь им в трудных условиях;

    3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Материал : посылка, наполненная яблоком, листом дуба, орехами, семечками, сухими грибами, мелкими животными ; картины с животными леса и карточки схемы с кормом для животных ; схемы для рассказывания.

    Предварительная работа : рассматривание альбома «Животные нашего леса » , открытки о животных ; чтение произведений Е. Чарушина о животных .

    Беседа «Дикие животные зимой » . Отгадывание загадок о животных .

    Д/игра «Путешествие в зимний лес» .

    Рассматривание иллюстраций «Времена года» .

    Воспитатель : Ребята,ой, смотрите мышка несет большой конверт.

    Вот конверт,

    Большой и желтый,

    Как же нас, конверт,

    Нашел ты?

    Как попал ты в группу нашу?

    Разберемся, ой, постой!

    На конверте адрес наш ведь,

    А обратный чей? Лесной!

    В письме написано, идите за мышкой, получите посылку.

    Воспитатель вносит посылку. Нам пришла посылочка от старичка Лесовичка.

    Открывает, вынимает записку, читает.

    «Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И вам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки».

    Воспитатель : Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте.

    З/и «Услышишь – покажи»

    Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

    Плечико, плечико, шея, грудь.

    И про животик не забудь .

    (Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями)

    Воспитатель : вижу не забыли про своих помощников. Присядьте на корточки рядом с посылочкой, впустите в нее руки и найдите по одному предмету

    (Дети выполняют задание) .

    Воспитатель : Что вы нашли?

    Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, кабана, медведя, лося.

    Воспитатель : Кто это такие?

    Дети. Это дикие животные .

    Воспитатель : Почему их так называют?

    Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

    Воспитатель : А посмотрите, я нашла в посылочке страничку, на ней что-то нарисовано, я не пойму.

    Помогите мне разобраться. (показ следов животных )

    Да здесь есть еще карточки. Мы можем поиграть.

    Дидактическая игра «Узнай, чей след» .

    На ковре разложены дорожки из следов разных животных . Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.

    Воспитатель : А сейчас, давайте проверим как вы запомнили следы животных . Д/и «Чей след»

    Воспитатель : давайте посмотрим, что еще есть в посылке. Вынимает коробочку на ней написано «Корм для животных » . Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте заглянем (открываю коробку) Не открывается, ой да здесь записка от Лесовичка. Коробочки откроются тогда, когда вы расскажете как живут лесные звери зимой .

    Воспитатель : Рассказывать мы будем по схеме, давайте повторим.

    Дети выходят, берут картинку животного и рассказывают

    Заяц зимой в белой шубке бегает, его следы похожи на капельки, он трусливый и прячется от совы, волка, лисы. Большие чуткие уши помогают зайцу заметить опасность?

    Воспитатель : Как заяц спасается от врагов?

    Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Он днем спит, а ночью выходит добывать себе еду. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

    У белочки зимой серая шубка . Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.

    Воспитатель : Где устраивает своё жилище белочка?

    Дети : В дупле, гнезде.

    Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

    Дети : В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

    Воспитатель : Как белка от врагов спасается?

    Дети : Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево.

    Лиса красавица леса. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору . Окраску лисы не меняют.

    Воспитатель : Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лиса дорожки хвостом подметает?

    Дети : следы заметает.

    Воспитатель : А вы знаете, что кончик хвоста у лисы белый. Это для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?

    Дети : Мышей.

    Воспитатель : Зимой жизнь в лесу замирает , и главным питанием лисы становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

    Дети : Хороший слух и нюх.

    Что согревает волка зимой ?

    Дети : Густая, плотная, тёплая шерсть

    Волк цвет шерсти на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой.

    Воспитатель : - На кого охотятся волки?

    Дети : Волки охотятся на крупных животных : оленей, лосей.

    Воспитатель : Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

    Дети : Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

    Воспитатель : Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются

    Воспитатель :

    Чуть копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко.

    Лось - большое животное , высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами.

    Воспитатель : А что делает зимой медведь ?

    Дети : Медведь зимой спит в берлоге

    Воспитатель : Почему медведь зимой спит ?

    Дети : Зимой медведю трудно найти пропитание.

    Воспитатель : Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

    Дети : Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

    Воспитатель : Ребята, вы так хорошо рассказали про лесных зверей, что коробочка открылась. Посмотрите, что нам прислал старичок – Лесовичок.

    Физминутка (раздать карточки с животными )

    А сейчас немного отдохнем

    По таинственной дороге

    Шли таинственные ноги,

    Как они шли? (Воспитатель называет имя ребенка, ребенок говорит и показывает карточку.)

    (по-медвежьи, по-лисьи, по-беличьи, по- заячьи, по-ежиному)

    Воспитатель : Ребята, сейчас зима и животным трудно добывать пищу. Давайте попробуем их накормить. Дидактическая игра : «Накорми животное »

    В мешочке находятся : мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, называя, для кого она и угощают.

    Воспитатель : молодцы, ребята, вы хорошо накормили зверей, садитесь на свои места.

    Воспитатель : ребята, лесовичок прислал нам так много всего интересного, что хочется и ему какой –то подарок отправить. А давайте закончим свою картину о зиме. У нас нарисованы звери наших лесов, а мы их раскрашивать не будем, а поможем им стать пушистыми :

    Белку посыпем пшеном, зайца – манкой, волка – чаем и свои работы пошлем Лесовичку. Он будет очень рад.

    Воспитатель : все животные двигаются , дышат, питаются, размножаются и растут. Они живые. Помните об этом, ребята! Любите и не обижайте животных !

    Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой » (средняя группа ).

    Воспитатель: Дурнова Дарья Дмитриевна

    Образовательная область: «Познавательное развитие »; формирование целостной картины мира.

    Педагогическая цель: формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь , логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц .

    Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

    Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская , речевая, двигательная, коммуникативная.

    Средства реализации : фотографии и рисунки, показывающие диких животных , картины зимнего леса.

    Ход занятия.

    Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

    Чтобы узнать много интересного на нашем занятии , нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

    Отгадайте загадки:

    Дом со всех сторон открыт.

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом,

    Чудеса увидишь в нем. (Лес)

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки.

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила. (Зима)

    Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года . Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:

    Раз, два, три повернись,

    На лесной опушке окажись.

    Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.

    В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер , давайте расскажем об этом.

    Дидактическое упражнение «Кто какой?»

    Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.

    Злой, как… волк

    Трусливый, как… заяц

    Косолапый, как…. медведь

    Хитрая, как… лиса

    Зубастый, как…. волк

    Прыгучая, как…. белка

    Колючий, как…. еж

    Неуклюжий, как…. медведь

    Рыжая, как…. лиса

    Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой ,

    А в рыжей шубке- летом. (Белка)

    Показ картинки белка.

    Нам сейчас Саша расскажет про белочку.

    Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

    Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится .

    Молодец Саша,садись на стульчик.

    А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев

    У косого нет берлоги,

    Не нужна ему нора.

    От врагов спасают ноги,

    А от голода- кора.

    Пальчиковая игра «Зайчики».

    Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

    Длинные ушки (показать ушки)

    Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

    Носик на опушке (трем носик)

    Отморозил хвостик (трем копчик)

    И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)

    Там тепло и тихо (разводят руки )

    Волка нет (грозят пальцем)

    И дают морковку на обед (гладят живот )

    У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки:

    Какой зверь опасный

    Ходит в шубке красной,

    Снег разгребает,

    Мышек хватает? (лиса)

    На овчарку он похож:

    Что ни зуб, то острый нож!

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть. (волк)

    Показ картинок.

    Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

    Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

    Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь ? Отгадайте загадки:

    Между сосен, между елок

    Бродит тысяча иголок

    Но не сделать ни стежка-

    Все иголки без ушка! (еж)

    Ребята посмотрите что у меня есть:

    Массаж рук «Колючий шарик»

    Мы нашли колючий шарик

    Нам его не удержать

    Шарик крутится в ладошках,

    Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

    Шарик наш живой и теплый ,

    На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)

    Прыгнул шарик на дорожку-

    Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол).

    Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу ? Послушайте загадку и узнаете.

    Хозяин лесной

    Просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой. (медведь)

    Ежи и медведи зимой впадают в спячку . Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

    Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши ».

    Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных , а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

    Белка - …. бельчонок, бельчата.

    Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

    Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

    Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

    Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

    Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

    Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

    Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

    Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное , все остальные дикие )

    Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

    Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные ).

    Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу , там вас ждет сюрприз: Раз, два, три, повернись

    В детском саду окажись.

    Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить ? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.

    Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное . Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет). В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.

    Благодарит детей и хвалит их за старание.

    Ознакомление с окружающим миром

    Тема : «Жизнь диких животных зимой»
    Цель : формирование знаний о жизни диких животных зимой.
    Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
    формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
    Развивающая : развивать внимание, мышление, память,
    Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
    Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.

    Ход занятия:
    1. Организационный момент
    - Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)

    Звонкая погода, снега кутерьма
    Это время года – мы зовём …
    (Зима).Как будет на казахском языке? (қыс )(слайд 1)

    Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).

    Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
    А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
    А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).

    Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
    Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).

    В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
    Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
    Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
    Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
    В чаще он лесной живет,
    Сладкоежкою слывет.
    Летом ест малину, мед,
    Лапу зиму всю сосет.
    Может громко зареветь,
    А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
    А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
    Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

    2. Зимний сон медведей.
    - Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
    Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)

    Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
    - На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
    Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
    - Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация )

    3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.

    Физкультминутка. «На диване»
    4. - Хожу в пушистой шубке,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.
    - Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
    (показ иллюстраций)



    А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
    А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
    Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
    - К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

    5.- За деревьями, кустами,
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнула, пробежала –
    Нет ни дыма, ни пожара.
    - Что за зверь? (лиса ) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
    А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
    А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

    Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

    За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
    6.Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая для лета,
    Для зимы другого цвета. (Заяц) А как будет на казахском языке?(Қоян )
    Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого ). (слайд 6).


    Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
    Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей ) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
    - А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
    - Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

    Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

    7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

    В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
    Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

    В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

    8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

    Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
    На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

    На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
    9. Подведение итогов занятия.
    Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
    А что вы знаете о работе лесника?

    Что такое мышкование?

    Что такое линька?

    К какой группе животных относятся наши гости?

    Лесная тень, лесная тишь,
    Полным-полно чудес,
    Ты перед сказкою стоишь,
    А сказка эта – лес.
    Ты эту сказку сохрани,
    Люби, жалей и береги!
    На этом наше занятие подошло к концу.