• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Чехословакия (чешск. Ceskoslovensko, слов. Cesko-Slovensko (до 1990 Ceskoslovensko)) - страна в Центральной Европе, существовавшая в период с 1918 по 1992 г. (за исключением периода оккупации накануне и во время Второй мировой войны).

    Создана в ноябре 1918 в ходе распада Австро-Венгрии при активной поддержке держав Антанты. Движение за признание "чехословаков" отдельной нацией и выделения чешских земель и Словакии из состава Австро-Венгрии возглавил находившийся во время войны в эмиграции в США Томаш Гарриг Масарик, избранный президентом Первой Чехословацкой республики. В 1935 году Масарика сменил многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш. Одно из немногих европейских государств, сохранивших многопартийный либерально-демократический строй и не скатившихся в 1930-е годы к диктатуре, Чехословакия, однако, не смогла справиться с внутренними противоречиями, прежде всего национальными (вопрос судетских немцев и венгров Словакии), а также агрессией германского нацизма.

    Осенью 1938 года после Мюнхенских соглашений Чехословакия, преданная своими гарантами - Великобританией и Францией - лишилась Судетской области, отошедшей к гитлеровскому Рейху. На смену Первой республике пришла недолговечная и подконтрольная нацистам Вторая республика во главе с Эмилом Гахой, в её составе Словакия получила самостоятельность. Но уже в марте 1939 г. Чехословакия формально перестала существовать; Чехия была оккупирована Германией (Протекторат Богемии и Моравии), Словакия во главе с авторитарным союзником Гитлера Йозефом Тисо стала независимым государством, а Подкарпатская Русь включена в состав Венгрии. Чешская часть Тешинской Силезии до сентября была аннексирована Польшей, которая вскоре сама стала жертвой гитлеровской агрессии.

    Поражение нацизма в 1945 г. привело к восстановлению чехословацкой государственности на прежней территории (за исключением Подкарпатской Руси, в этом же году переданной вместе с частью словацкого Кралёвохлмецкого района (Чоп и окрестности) УССР). Президентом вновь стал Бенеш. Немцы и венгры были депортированы из страны. При поддержке СССР силу набрала Коммунистическая партия Чехословакии, пришедшая к власти в феврале 1948 г. Летом того же года ушедшего в отставку Бенеша (вскоре он умер) сменил коммунист Клемент Готвальд. В стране установился обычный восточноевропейский коммунистический режим, первые пять лет сопровождавшийся репрессиями по образцу сталинских. С 1960 г. Чехословацкая республика стала называться Чехословацкой социалистической республикой (ЧССР). В 1968 году попытка реформирования (Пражская весна) была подавлена военной силой Варшавского договора. Последующие двадцать лет, когда страной руководил Густав Гусак, ознаменованы политикой "нормализации" (политического застоя при экономическом стимулировании). В 1989 коммунисты лишились власти в результате Бархатной революции, а страну возглавил диссидент писатель Вацлав Гавел - последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

    В последние два года существования страна официально именовалась Чехо-Словакия (полностью - Чешско-Словацкая Федеративная Республика), в последние полгода - Чехия и Словакия (полностью - Чешская и Словацкая Федеративная Республика).

    1 января 1993 страна мирным путём распалась на Чехию и Словакию, произошёл так называемый "Бархатный развод" (по аналогии с Бархатной революцией).

    В 1989 г., перед крушением коммунистического режима, политическое, экономическое и социально-психологическое положение в Словакии было иным, нежели в Чешской Республике. Большая часть словаков относительно хорошо адаптировалась к социально- экономическим условиям «реального социализма». Словацкое общество не считало - в отличие от чешского - сорок лет «реального социализма» однозначным шагом назад. Словацкая республика развивалась это время в лучшую сторону, жизненный уровень повышался. Словакия в 1989 г. не была достаточно готова к радикальным общественным

    переменам, но лишь к определенному варианту перестройки.

    В 1992 г. словацкие граждане ретроспективно оценивали коммунистический режим положительнее, чем чехи. В Словацкой Республике меньшинство опрошенных видело в существующем строе больше преимуществ, чем в предыдущем - коммунистическом, в то время как в Чешской Республике так считало большинство 12 .

    Новые демократические институты пользовались в Словакии меньшим доверием, чем в Чешской Республике. Словаки гораздо больше, чем чехи, опасались угроз на этнической почве; большой процент словацкого населения был озабочен возможностью гражданской войны вследствие неспособности политиков решить проблему чехословацкого государственного строя 13 . В Словакии были также громче призывы к сильной личности политического лидера. Граждане Словакии были заметно более недовольны политическим и экономическим развитием после 1989 г. 1 , что было обусловлено частично тем, что социально-экономические условия в Словакии были хуже, чем в Чешской Республике.

    Фундаментальное значение приобрели различия отношений к рыночной экономике и приватизации. Большинство чехов придерживались мнения, что только рыночная экономика обеспечит успех экономического развития. В Словакии сторонники рыночной экономики составляли только треть. Чехи в своем большинстве приветствовали приватизацию, большинство словаков ее отвергали 13 . Эти различия решающим образом влияли на поведение электората на выборах в обеих частях Чехословакии. Чехи голосовали на парламентских выборах 1992 г. преимущественно за реформы, словаки - против. Это привело к тому, что представители чехов и словаков, которые были избраны в парламент 1992 г., придерживались диаметрально противоположных политических и экономических концепций. Итоги этих выборов придали чехо-словацкой дилемме взрывную динамику, которая в течение немногих привела к политическому решению о разделе единого государства.

    Адаптационный кризис при переходе к демократии и рыночной экономике. Переход от централизованной государственной к рыночной экономике и от однопартийной диктатуры к плюралистической системе не мог не сопровождаться экономическими и социальными кризисами. Экономически коммунистическая система разрушалась уже много лет, сохраняя политическую стабильность. Она распалась лишь тогда, когда все ресурсы были исчерпаны. Новый оборот событий не мог не повлечь за собой дальнейшего ухудшения жизненного уровня населения, усугубить социальные проблемы, унаследованные из коммунистической эры. Этот процесс шел в Словакии намного драматичнее, чем в чешской части государства. Экономические трудности Словакии привели к непризнанию организованных Прагой рыночных реформ.

    Еще одним фактором раздела стало образование в процессе трансформации в Чехии и в Словацкой Республике 1990-1992 гг. двух полностью автономных партийных систем. Обособлению словацкой и чешской партийных систем содействовал составленный с серьезными ошибками избирательный закон, позволяющий политической партии входить не только в Национальный совет соответствующей республики, но и в Федеральное собрание, если она получала определенный процент голосов избирателей лишь в одной из двух республик.

    Граждане Чехословакии - и новая политическая элита - не имели в начале девяностых годов опыта демократии, что негативно сказалось

    на дальнейшем политическом развитии. Демократия неизбежно связана с конфликтами, которые должны решаться публично. Граждан раздражали длительные споры и разногласия политиков в различных комиссиях, их неспособность найти консенсус в отношении нового государственного устройства отношений между чехами и словаками. Они просто приравняли в известной мере чехо-словацкую дилемму к конфликтам, желая быстрого государственно-правового разрешения вопроса. Разделу также в негативном плане способствовали средства массовой информации. Их анализ причин и вероятных последствий раздела был поверхностным. Они некритично повторяли мнения политиков и в основном защищали мнимые интересы «своего» народа. СМИ ответственны за по-

    с? 133

    ляризацию общественного мнения чехов и словаков.

    Фактором раздела стала деформация политической культуры, обусловленная господством в предшествовавший период коммунистической идеологии и разрывом преемственности исторического развития в эру коммунизма «Посткоммунистическая паника», беспомощность граждан в политической ориентации после распада авторитарных структур, - типичны для поставторитарных обществ. Атомизация общества породила спрос на харизматического вождя. Это было время решительных популистских политиков таких как Владимир Мечиар и Вацлав Клаус, крайне неохотно допускавших компромиссы. Новый национализм, коллективно-идеологическая функция которого сменила коммунистическую доктрину, также способствовал развитию в этом направлении.

    Чехословакии после ноября 1989 г. пришлось столкнуться со сложной ситуацией в плане своей конституции. Федерация Двух конституирующих единиц весьма неблагоприятный вариант федеративного государства 13 . Институционально решающая проблема заключалась в том, что не удалось своевременно, к началу девяностых годов принять новую - демократическую и одновременно действенную - конституцию. Конституция времен «пражской весны», продолжавшая действовать и после перелома, абсолютно не подходила для облегчения поиска демократического консенсуса. Ее положение, обеспечившее абсолютное право вето одной десятой части выбранных в одной из республик депутатов Федерального собрания, запрограммировало конституционный кризис. Авторы конституционного закона чехословацкой фе-

    дерации 1968 г. не рассчитывали (и в тот момент, очевидно, и не могли рассчитывать) на то, что в Чехословакии в будущем могут состояться выборы, в которых чехи и словаки проголосуют за противоположные политические ориентации и разные модели чехо-словацкого государственного устройства. Положения конституции требовали вновь и вновь добиваться единства коалиции чехов и словаков в парламенте, что стало обстоятельством, из-за которого после выборов 1992 г. Чехословакия разрушилась.

    Чешская и словацкая политические элиты несут совместную ответственность за то, что до выборов 1992 г. не был достигнут консенсус в отношении нового устройства государственно-правовых отношений обоих наций и что не была использована возможность создания адекватных конституционных механизмов, делавших возможным дальнейшее существование единого государства. Активно за раздел выступали словацкие политики, руководство Движения за Демократическую Словакию (ДЗДС), возглавляемого Владимиром Мечиаром. Оно воспрепятствовало избранию президентом государства единственной сильной личности, способной интегрировать федерацию, Вацлава Гавела. ДЗДС инициировало в словацком Национальном совете объявление независимости и принятие словацкой конституции, не учитывает федеральную конституцию. Делегация ДЗДС потребовала после выборов 1992 г. на коалиционных переговорах с чешской Гражданской Демократической Партией (ГДП) полной независимости и субъектности Словакии в соответствии с международным правом, что было равносильно требованию раздела государства.

    Столкнувшись с действиями руководства ДЗДС, учитывая соотношение политических сил и угрозу конституционного кризиса, чешская сторона не могла воспрепятствовать разделу. Когда стал очевидным раздел государства, чешские политики настаивали на том, чтобы это произошло быстро, по возможности, без насилия и осложнений («цивилизованно»).

    Раздел Чехии и Словакии был, мотивирован интересами вышедшей из выборов 1992 г. словацкой властной элиты. В новом словацком государстве имелись несколько тысяч высоко оплачиваемых должностей во вновь создаваемых министерствах, посольствах, центральном банке и других институтах, которые сторонники ДЗДС и их партнеры по коалиции разделили между собой. Вся государственная собственность, которая была приватизирована в независимой Словацкой Республике, за часть реальной цены перешла в собственность тех, кто лично или политически стоял близко к новой правительственной команде . Продажи по символическим ценам лицам, близким к одной из трех партий правительственной коалиции, были во время Мечиара практически единственным методом приватизации 13 .

    Чешская сторона несет свою часть ответственности, корни которой следует искать в истории. Чехи рассматривали Чехословакию как свое национальное государство, которое дополнено словацкой территорией. Они не обеспечили обещанную словакам автономию, исторические шансы конституционного уравнивания. В течение чувствительной фазы после поворота федеральные органы в Праге, в которых доминировали чехи, с трудом уступали соответствующую часть их компетенций словацким органам в Прессбурге и учитывали в федеральной политике желания словацкого населения.

    Новые страны появляются с пугающей регулярностью. В начале 20-го века на планете было всего несколько дюжин независимых суверенных государств. А на сегодняшний день их уже почти 200! Если уж страна образовалась, то это надолго, поэтому исчезновение страны встречается крайне редко. За прошлый век таких случаев было совсем немного. Но если уж какая-то страна распадается, то она полностью исчезает с лица Земли: вместе с флагом, правительством и всем остальным. Ниже приведены десять самых известных стран, которые когда-то существовали и процветали, но прекратили своё существование по той или иной причине.

    10. Германская Демократическая Республика (ГДР), 1949-1990

    Созданная после Второй Мировой войны в секторе, контролируемом Советским Союзом, Германская Демократическая Республика была лучше всего известна своей Стеной и тенденцией отстреливать людей, которые пытались перебраться через неё.

    Стена была снесена с распадом Советского союза в 1990 году. После её сноса Германия объединилась и снова стала целым государством. Однако вначале, из-за того что Германская Демократическая Республика была довольно бедной, объединение с остальной Германией чуть не разорило страну. На данный момент в Германии всё наладилось.

    9. Чехословакия, 1918-1992


    Созданная на развалинах старой Австро-Венгерской империи, за время своего существования Чехословакия была одним из самых ярких демократических государств в Европе до Второй Мировой войны. Преданная Англией и Францией в 1938 году в Мюнхене, она была полностью оккупирована Германией и исчезла с карты мира к марту 1939 года. Позже она была занята Советами, которые сделали её одним из вассалов СССР. Она входила в сферу влияния Советского Союза до его распада в 1991 году. После распада она опять стала процветающим демократическим государством.

    На этом и должна была окончиться эта история, и, наверное, государство было бы целостным и по сей день, если бы этнические словаки, живущие в восточной половине страны, не потребовали отделения в независимое государство, разделив Чехословакию надвое в 1992 году.

    На сегодняшний день Чехословакии больше нет, на её месте есть Чехия на западе и Словакия на востоке. Хотя, учитывая тот факт, что экономика Чехии процветает, Словакия, у которой дела идут не так хорошо, наверное, сожалеет об отделении.

    8. Югославия, 1918-1992

    Также как и Чехословакия, Югославия была продуктом распада Австро-Венгерской империи в результате Второй Мировой войны. Состоящая в основном из частей Венгрии и изначальной территории Сербии, Югославия, к сожалению, не последовала более интеллигентному примеру Чехословакии. Вместо этого, она была чем-то вроде самодержавной монархии до того как нацисты вторглись в страну в 1941 году. После этого она находилась под оккупацией Германии. После разгрома нацистов в 1945 году, Югославия не вошла в состав СССР, но стала коммунистической страной под руководством диктатора-социалиста Иосипа Броз Тито (Marshal Josip Tito), лидера армии партизанов во время Второй Мировой войны. Югославия оставалась неприсоединившейся авторитарной социалистической республикой до 1992 года, когда внутренние конфликты и непримиримый национализм вылились в гражданскую войну. После неё страна распалась на шесть маленьких государств (Словению, Хорватию, Боснию, Македонию и Черногорию), став наглядным примером того, что может случиться, если культурная, этническая и религиозная ассимиляция пойдёт не так.

    7. Австро-Венгерская империя, 1867-1918

    В то время как все страны, оказавшиеся на стороне проигравших после Первой Мировой войны, оказались в неприглядном экономическом и географическом положении, ни одна из них не потеряла больше, чем Австро-Венгерская империя, которая была обглодана как жареная индейка в приюте для бездомных. Из распада когда-то огромной империи появились такие современные страны как Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия, а часть земель империи отошли Италии, Польше и Румынии.

    Так почему же она распалась, в то время как её соседка, Германия, осталась целой? Да потому что у неё не было общности языка и самоопределения, вместо этого в ней жили различные этнические и религиозные группы, которые мягко говоря, не ладили друг с другом. В целом, Австро-Венгерская империя перенесла то, что претерпела Югославия, только в гораздо большем масштабе, когда её разорвала на части межнациональная ненависть. Разница состояла лишь в том, что Австро-Венгерскую империю разорвали на части победители, а распад Югославии был внутренним и спонтанным.

    6. Тибет, 1913-1951

    Хотя территория, известная как Тибет, существовала более тысячи лет, она не смогла стать независимым государством до 1913 года. Однако, будучи под мирной опекой целого ряда Далай-лам, он, в конце концов, столкнулся с коммунистическим Китаем в 1951 году и был оккупирован силами Мао, завершив, таким образом, своё краткое существование в качестве суверенного государства. В 50-х годах Китай оккупировал Тибет, в котором росло всё больше и больше волнений, до тех пор, пока в 1959 году Тибет, наконец, не взбунтовался. Это привело к тому, что Китай аннексировал регион и распустил тибетское правительство. Таким образом, Тибет перестал существовать как страна и вместо этого превратился в «регион», вместо страны. На сегодняшний день, Тибет является огромной туристической достопримечательностью для китайского правительства, даже несмотря на то, что между Пекином и Тибетом существует распри, из-за того, что Тибет опять требует вернуть ему независимость.

    5. Южный Вьетнам, 1955-1975


    Южный Вьетнам был создан путём насильного изгнания французов из Индокитая в 1954 году. Кто-то решил, что разделить Вьетнам на две части примерно по 17-й параллели будет хорошей идеей, оставив Коммунистический Вьетнам на севере и псевдодемократический Вьетнам на юге. Как и в случае с Кореей, ничего хорошего из этого не вышло. Ситуация привела к войне между южным и северным Вьетнамом, в которую, в конце концов, были вовлечены Соединённые Штаты. Эта война стала для Соединённых Штатов Америки одной из самых опустошающих и дорогих войн, в которых Америка когда-либо принимала участие. В итоге, раздираемая внутренними разногласиями, Америка вывела войска из Вьетнама и предоставила его самому себе в 1973 году. В течение двух лет, Вьетнам, разделённый на две части, воевал, пока Северный Вьетнам, поддерживаемый Советским Союзом, не захватил власть над страной, навсегда устранив Южный Вьетнам. Столица бывшего Южного Вьетнама - Сайгон (Saigon), была переименована в Хошимин (Ho Chi Minh City). С тех пор Вьетнам является социалистической утопией.

    4. Объединённая Арабская Республика, 1958-1971


    Это ещё одна неудавшаяся попытка объединить арабский мир. Египетский президент, ярый социалист, Гамаль Абдель Насер (Gamel Abdel Nasser), счел, что объединение с дальним соседом Египта, Сирией, приведёт к тому, что их общий враг - Израиль, будет окружён со всех сторон, и что объединённая страна станет супер-силой региона. Таким образом, была создана недолго просуществовавшая Объединённая Арабская Республика - эксперимент, который был обречён на провал с самого начала. Будучи разделённым несколькими сотнями километров создание централизованного правительства представлялось невыполнимой задачей, плюс ко всему, Сирия и Египет никогда не могли договориться о том, в чём же состояли национальные приоритеты.

    Проблема разрешилась бы, если бы Сирия и Египет объединились и уничтожили Израиль. Но их планам помешала неуместно начавшаяся Шестидневная война 1967 года, разрушившая их планы о совместной границе и превратившая Объединённую Арабскую Республику в поражение библейского масштаба. После этого дни союза были сочтены, и, в конце концов, ОАР распалась со смертью Насера в 1970 году. Без харизматичного египетского президента, который поддерживал хрупкий альянс, ОАР быстро распалась, восстановив Египет и Сирию как отдельные государства.

    3. Османская империя, 1299-1922


    Одна из самых великих империй за всю историю человечества, Османская империя развалилась в ноябре 1922 года, после своего довольно продолжительного срока существования в течение более 600 лет. Когда-то она простиралась от Марокко до Персидского залива и от Судана до Венгрии. Её распад был результатом долгого процесса дезинтеграции в течение многих столетий, к началу 20-го века от неё осталась лишь тень былой славы.

    Но даже тогда она оставалась влиятельной силой на среднем Востоке и Северной Африке, и, скорее всего, оставалась бы ею и сегодня, если бы не участвовала в Первой мировой войне на стороне проигравших. После первой Мировой войны она была расформирована, самая большая её часть (Египет, Судан и Палестина) отошли Англии. В 1922 году, она стала бесполезной и, в конце концов, полностью распалась, когда турки победили в своей войне за независимость в 1922 году и устрашили султанат, попутно создав современную Турцию. Тем не менее, Османская империя заслуживает уважение, за свое, столь продолжительное существование несмотря ни на что.

    2. Сикким (Sikkim), 8 век н.э.-1975

    Неужели вы никогда не слышали об этой стране? Где же вы были всё это время? Ну, серьёзно, как можно было не знать о маленьком, не имеющем выхода к морю Сиккиме, надёжно притулившимся в Гималаях между Индией и Тибетом...то есть, Китаем. Размером с ларёк по продаже хот-догов, это была одна из тех неизвестных, забытых монархий, которым удалось продержаться до 20-го века, до тех пор, пока её граждане не поняли, что у них нет особой причины оставаться независимым государством, и не решили объединиться с современной Индией в 1975 году.

    Чем же было примечательно это маленькое государство? Да тем, что, несмотря на свой невероятно маленький размер, у него было одиннадцать официальных языков, которые, наверное, создавали хаос при подписании дорожных знаков - это если предполагать что в Сиккиме были дороги.

    1. Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз), 1922-1991


    Сложно представить историю мира без участия в ней Советского Союза. Одна из мощнейших стран на планете, которая распалась в 1991 году, семь десятилетий она являлась символом дружбы народов. Она была образована после распада Российской империи после Первой Мировой войны и процветала в течение многих десятилетий. Советский Союз разгромил нацистов тогда, когда усилия всех остальных стран оказались недостаточными, чтобы остановить Гитлера. Советский Союз едва не начал войну с США в 1962 году, это событие получило название «Карибский кризис».

    После того как Советский Союз распался, после падения Берлинской стены в 1989 году, он разделился на пятнадцать суверенных государств, создав, таким образом, самый большой блок стран с распада Австро-Венгерской империи в 1918 году. Сейчас основным преемником Советского Союза является демократическая Россия.

    Чехословакия была образована на территории Австро-Венгрии. Славянские народы годами страдали от притеснений со стороны австро-венгерской короны, что было причиной частых волнений и выступлений. После начала в 1914 году Первой Мировой войны участники славянских национально-освободительных движений особенно активизировались и стали налаживать связи со странами Антанты. Одним из таких борцов был и чех Томаш Масарик, создавший проект объединённого независимого государства чехов и словаков. Проект был поддержан не только этими народами, но и странами Антанты. Масарику и его соратникам также удалось создать вооружённые формирования — Чехословацкие легионы, которые получали снаряжение от стран Антанты и сражались против Австро-Венгрии.

    После окончания войны в сентябре 1918 года чехи и словаки образовали своё независимое государство, президентом которого был назначен Масарик.

    Процесс распада государства

    В 1943 году чехословацкий президент Эдвард Бенеш, бежавший из страны после прихода нацистов, подписал договор о сотрудничестве и дружбе с СССР. После окончания Второй Мировой войны этот договор привёл к тому, что Чехословакия стала ориентироваться в своей политике, главным образом, на Советский Союз. К тому же руководство Чехословакии было благодарно СССР за помощь в восстановлении территориальной целостности страны после Мюнхенского сговора. Всё это привело к тому, что в Чехословакии утвердился социалистический режим.

    Однако к концу 1980-х социализм в Чехословакии изжил себя, общество нуждалось в ликвидации этой системы. Одновременно с демонтажом социалистических институтов слабела и центральная власть. Всё чаще возникали трения между чешской и словацкой политическими элитами, каждая из которых решила взять курс на самоопределение.

    В ночь с 31 декабря 1992 на 1 января 1993 в силу вступил закон о разделении страны и единая Чехословакия прекратила своё существование.

    Распад Чехословакии стал своего рода феноменом, поскольку прошёл мирно, без кровопролитий и столкновений между сторонниками и противниками закона о разделении. События конца 1992 — начала 1993 года даже назвали «бархатным разводом», подчёркивая этим названием мирный характер разделения страны.

    Первая Мировая война шла своим чередом. Правители одних воюющих стран старались перехитрить правителей других воюющих стран. Войсковые командиры отдавали приказы, а их солдаты, повинуясь воле начальства, стреляли друг в друга, вкладывая в каждый выстрел внушенный им высокий идеологический смысл.

    Оппозиционные действующим правителям политики размышляли о своих выгодах после войны.

    Чехи Томаш Гарриг Масарик (историк и философ, профессор пражского университета), Эдвард Бенеш (философ и социолог) и словак Милан Штефаник (астроном и авиатор) – те самые активные политики, категорически не согласные с внутренним устройством Австро-Венгрии и её внешнеполитической доктриной. Все трое прилагали усилия по созданию военных формирований чехов и словаков, сражающихся на стороне Антанты. В итоге все трое объединили свои усилия в созданном ими же в феврале 1916 года Чехословацком национальном комитете.

    Этот Комитет появился на свет 13 февраля в городе Париже. Смысл его состоял в консолидации сил чехо-словацкой эмиграции в период Первой Мировой войны. Задача Комитета – посильная помощь в развале существующего политического режима и организация новой жизни на обломках старой. И вообще Комитету хотелось коренного изменения политической географии старушки-Европы.

    Наладив активные контакты с правительствами стран Антанты, согласовав с ними конечные цели и заручившись всесторонней поддержкой, Комитет довольно быстро перешел от слов к делу и теперь не только расшатывал Австро-Венгрию изнутри, но и всячески вставлял палки в её имперские колеса снаружи.

    В итоге для вдохновителей Комитета все задуманное обернулось чувством глубокого удовлетворения и на обломках Австро-Венгерской монархии образовалась Чехословацкая Республика.

    По окончании Первой Мировой войны в отношении проигравших сторон победителями были заключены специальные мирные договоры. Версальский – для Германии, Сен-Жерменский – для Австрии, Трианонский – для Венгрии, Сервский – для Османской империи и Нёйисский для Болгарии. В числе прочих решений, зафиксированных этими договорами, было подтверждение независимости Чехословакии с соответствующим очертанием границ новорожденного государства.

    28.10.1918 года в Праге Национальный чехословацкий комитет известил весь мир о рождении новой страны. В её состав вошли: Богемия, Словакия, Силезия, Моравия и Подкарпатская Русь. Президентом стал Томаш Гарриг Масарик.

    В течение некоторого времени устранялся текущий кавардак и наводился необходимый порядок. 29.02.1920 года появилась Конституция нового государства и образовался двухпалатный парламент. Всему миру было сообщено, что молодая Чехословацкая Республика планирует неуклонно развивать на подведомственной территории парламентскую демократию, после чего страна начала расти и строиться.

    Некоторое время возникали споры с внешними соседями, касающиеся вопросов территорий. Эти споры преимущественно затрагивали территории, ранее принадлежавшие Венгрии. Однако после вступившего 21.07.1921 года в силу Трианонского договора все территориальные разногласия были остановлены.

    Как всегда бывает в этих «переходных периодах», возникали множественные внутриполитические споры между представителями различных точек зрения на текущее положение вещей и на их положение в некотором обозримом будущем.

    Однозначно лишь благодаря личному авторитету, Т. Г. Масарику удалось навести порядок, остановив споры с наименьшими возможными потерями. В этом смысле его имя для чехов означает примерно то же, что для американцев означает имя Джорджа Вашингтона.

    Огромное внимание в этот период уделялось стабильности внутри партий, представлявших интересы своих избирателей в парламенте встающей на ноги Чехословакии. Благодаря разумному подходу и принятию взвешенных решений чехословацкому руководству удалось обойти множество граблей, всегда с удовольствием поджидающих своих клиентов на каждом углу строящегося общества. Сто раз правы чехословацкие политики, договорившиеся придерживаться правила: «Мы договорились, что обязательно договоримся»!

    Если бы этот принцип неукоснительно воплощался в жизнь повсеместно и во все времена, в учебниках истории описывали бы не Цивилизацию Войны, а Общество Разума.

    Благодаря грамотному политическому курсу, Чехословакии достаточно быстро удалось завести свой экономический мотор. В одном из своих эссе я как-то вскользь упомянул о том, что на территории Богемии в конце XIX века австрийскими немцами была созданы мощная промышленная инфраструктура. Этим «наследством» умело распорядилось молодое чехословацкое правительство.

    Прибавочная стоимость чехословацкой экономики выковывалась в цехах холдинга Шкоды, на пивоваренных и винокуренных заводах, химических производствах и т.д. и т.п. И вообще, на тот момент Чехословакия входила в десятку мировых промышленных лидеров мира. Традиционно развитая сельско-хозяйственная инфраструктура Чехии, Словакии и Силезии не успела сломаться за время Первой Мировой войны и практически с первых лет исправно кормила и поила молодую республику.

    К сожалению, стремление договариваться о делах внутри страны не означало успешности такого же курса на внешне-политической арене. Основные промышленные районы Чехословакии располагались в Судетской области, которую преимущественно населяли немцы. Немецкие банки имели огромное влияние на чехословацкую промышленность. Тяжелейший экономический кризис в послевоенной Германии самым серьезным образом мешал развитию чехословацкой экономики.

    Непростая ситуация складывалась и в сельском хозяйстве. Огромная доля земель на территории Чехословакии принадлежала немецкой аристократии, венграм и Римско-католической Церкви. Несмотря на принятый еще в апреле 1919 года «Закон о землевладении», регулирующий права владельцев и устанавливающий правила экспроприации государством некоторой доли частных владений, быстрых изменений и, стало быть, увеличения доходов из сельскохозяйственной сферы быстро добиться не получилось.

    Помимо прочего, проблемы у Чехословакии того периода были еще и с тем, что политическая расстановка сил в Европе создавала обстановку запросто могущую привести к очередному военному конфликту. Вокруг демократической Чехословакии после 1933 года сформировалось плотное кольцо диктаторских и авторитарных режимов.

    30 сентября 1938 года Англия и Франция с одной стороны и Германия и Италия с другой, в Мюнхене подписали договор. В нём Чемберлен и Деладье согласились с отнятием Судетского края у Чехословакии и передачи его под юрисдикцию Германии. Таким образом французы и англичане выступили гарантами ненападения гитлеровской Германии на Чехословакию и, как считалось в тот момент, поспособствовали миру. Чехословацкую делегацию на подписание этого документа не пустили. С итогом чехов ознакомили лишь постфактум.

    Вскоре последовала оккупация Польшей принадлежащей Чехословакии Тешинской области. Позже произошло отделение Подкарпатской Руси и части Словакии в пользу Венгрии.

    Завершился этот политический цирк в марте 1939 года аннексией Германией оставшейся Чехословакии.

    Т. Г. Масарик к тому времени уже умер, а президентом Чехословакии был Эдвард Бенеш. Именно ему германские власти после подписания Мюнхенского договора указали на дверь с заявлением: «А не позволите ли вам выйти вон». На освободившееся президентское место был определён прогерманский Эмиль Гаха и начался период Протектората Богемии и Моравии. Однако это уже другая история и тема для совсем другого эссе на тему «История Чехии ».

    А завершая данное сообщу, что история Первой Чехословацкой Республики считается завершенной 30 сентября 1938. То есть днем подписания злополучных Мюнхенских соглашений.