• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Власть номенклатуры. Организаторами смещения Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС были председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев и другие члены высшего партийного руководства. После снятия Хрущева Брежнев и занял его место. Вскоре первый секретарь стал генеральным, как это было при Сталине. Смена названия должности в известной мере отражала и смену ориентиров: вместо реформирования - курс на сохранение по возможности сложившихся в обществе отношений, вместо десталинизации - попытки восстановить образ Сталина как выдающегося партийного деятеля.
    Такое изменение ориентиров отражало не только весьма консервативные взгляды Брежнева, но - и это главное - интересы партийно-государственной бюрократии. Эту бюрократию называют также номенклатурой. Почти все руководящие должности в государственном и хозяйственном аппарате требовали партийной рекомендации. Они именовались номенклатурными, т.е. входившими в перечень должностей, находившихся в ведении партийных инстанций. Без ведома этих инстанций нельзя было стать председателем колхоза и директором завода, ректором института и директором школы, тем более - министром. Министры относились к сфере деятельности ЦК КПСС, кого назначить директором школы, решалось на уровне райкома партии. По существу, номенклатура представляла собой, по выражению югославского диссидента М. Джиласа, «новый правящий класс».
    То, что в стране установилась «диктатура номенклатуры», нашло отражение в шестой статье новой Конституции СССР, принятой в 1977 году. Она гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Даже туристическая поездка гражданина СССР в социалистические страны требовала согласования с партийными органами. Судьба страны зависела от армии чиновников, многие из которых были партийными и комсомольскими выдвиженцами, не имевшими должной профессиональной подготовки.
    При Брежневе, особенно в последние годы его пребывания во главе партии и государства, все вопросы не только готовились аппаратными
    работниками, что, конечно, было и при Хрущеве, но, как правило, и предрешались ими. Тем более что с 1974 г. здоровье генерального секретаря год от года ухудшалось, он стал с трудом говорить и плохо воспринимать суть государственных дел. В 1978 г. на праздновании 60-летия комсомола дряхлеющий Брежнев, вручая памятное знамя, чуть не выронил его из своих слабеющих рук. В последние годы его жизни в принятии важнейших государственных решений большую роль играло ближайшее окружение генсека, в которое входили члены Политбюро ЦК КПСС - глава КГБ Ю. В. Андропов, министр иностранных дел А. А. Громыко, ведущий идеолог партии М. А. Суслов, министр обороны Д. Ф. Устинов, секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко.
    Проблемы экономики. Нельзя было сразу свернуть начатые Хрущевым и объективно необходимые стране экономические реформы. Они продолжались во второй половине 60-х гг., их осуществление связывалось с именем председателя Совета министров А. Н. Косыгина. Суть реформирования заключалась во внедрении экономических рычагов управления предприятиями. Предусматривалось уменьшение количества планируемых показателей, индивидуальный подход к оплате труда, поощрение работников за счет доходов от прибыли. Вместе с тем произошел отказ от системы территориального управления промышленностью (так называемых совнархозов), которая была введена при Хрущеве. Восстанавливалась жесткая ведомственная централизация всех отраслей хозяйства, что приходило в противоречие с провозглашаемыми принципами реформирования. В конечном счете бюрократизация экономической жизни одержала верх над ограниченной свободой деятельности предприятий.
    В течение 70-х - первой половины 80-х гг. в экономике страны все в большей степени стали наблюдаться застойные явления. Прежде всего это выражалось в снижении темпов развития. Так, по сравнению с 8-10% ежегодного прироста промышленного производства с 1956 по 1965 г. он составлял всего около 4% в 1976-1980 годах.

    Темпы прироста ряда экономических показателей в СССР (в %)

    1966-1970

    1971-1975

    1976-1980

    1981-1985

    Национальный доход

    Реальные доходы на душу населения

    Розничный товарооборот государст­венной и кооперативной торговли

    Объем реализации бытовых услуг населению

    В условиях, когда на Западе активно протекала научно-техническая революция (НТР), была развернута массовая компьютеризация, в СССР наращивался выпуск традиционной продукции (выплавка металла и т. п.), сохранялась высокая удельная доля неквалифицированного труда. Лучше обстояло дело с высокими технологиями в советском военно-промышленном комплексе (ВПК), в просторечии именуемом «оборонкой». Этот сектор разрастался за счет других, и бремя военных расходов тормозило развитие тех отраслей промышленности, которые работали на нужды населения. В советском экспорте преобладала сырьевая продукция. Экономика страны и жизненный уровень населения в значительной степени поддерживались за счет нефтедолларов, т.е. валютной выручки, получаемой от продажи на экспорт нефти и газа. Но на все нужды этой выручки не хватало, постепенно происходило изнашивание и старение промышленного оборудования.
    Особенно наглядно проявлялось отставание в аграрном секторе. Сельский труженик жил главным образом за счет своего приусадебного участка и личного хозяйства. Хотя в колхозах перешли от системы трудодней к помесячной выплате зарплаты, труд колхозников и рабочих совхоза был малооплачиваемым. Невысокой была и урожайность, огромное количество выращенной продукции пропадало в период уборки и во время хранения. Отсутствие материальной заинтересованности, мелочная партийно-советская опека, плановые и финансовые ограничения в использовании имеющихся средств, массовая бесхозяйственность вели к упадку сельского хозяйства. В стране не хватало продуктов питания, и власть не могла решить продовольственную проблему.
    Кризис догматизированной идеологии. Партийному руководству было ясно, что программа строительства коммунизма, принятая в 1961 г., невыполнима. Но оно не могло решиться на ее официальный коренной пересмотр. Чтобы как-то примирить «социалистическую реальность» и коммунистическую утопию, было провозглашено, что в СССР построен «развитой социализм» и перед советским обществом стоит задача его совершенствования. Однако все пропагандистские усилия по созданию благополучного фасада общества «развитого социализма» сводились на нет реальностью: невысокими показателями качества жизни советского человека, бюрократизацией и коррупцией партийно-государственного аппарата, нарушениями социальной справедливости как декларируемой моральной нормы, нарастанием критического отношения к официальной идеологии и партийному руководству.
    Многие люди больше не прислушивались к «голосу партии». Они обращались к другим голосам: к проникнутым неприятием советской действительности магнитофонным записям песен А. А. Галича и В. С. Высоцкого, к передачам зарубежных радиостанций, к идеям, почерпнутым из «запрещенной литературы», к анекдотам, высмеивающим вождей и систему. В стране существовали две идеологии: официальная марксистско-ленинская и неформальная, демократическая, ориентированная на незашоренную, свободную человеческую мысль.
    Диссидентство. Процесс десталинизации, начатый докладом Хрущева на XX съезде КПСС, продолжался и при Брежневе. Однако внутреннее содержание этого процесса стало иным - он приобрел характер оппозиционного сопротивления режиму.
    Осенью 1965 г. были арестованы писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль, тайно переправлявшие свои художественные произведения за рубеж и печатавшиеся там под псевдонимами. На основании содержания этих произведений литераторов обвинили в «антисоветской агитации». 5 декабря 1965 г., в День советской конституции, небольшая группа молодых людей протестовала на Пушкинской площади в Москве под лозунгами «Требуем гласного суда над Синявским и Даниэлем» и «Уважайте советскую конституцию». Так родилось правозащитное движение, ставшее важнейшей составной частью новой формы оппозиции - советского диссидентства (инакомыслия). В ходе судебного разбирательства Синявский и Даниэль были осуждены (на 7 и 5 лет строгого режима соответственно), хотя и не признали себя виновными.
    Наиболее известными фигурами диссидентского движения стали один из создателей советского термоядерного оружия А. Д. Сахаров и писатель А. И. Солженицын. Академик Сахаров в книге «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и других выступлениях развивал идею конвергенции двух систем - социализма и капитализма, которые могли бы заимствовать друг у друга достижения и положительные стороны. Солженицын получил всемир-ную известность благодаря своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» (ГУЛАГ - Главное управление лагерей), в которой на основе документов и воспоминании узников воссоздавалась картина сталинских репрессий и лагерной жизни.
    Среди диссидентов были люди разных взглядов: социалистических и либеральных, религиозных и националистических. Но всех их объединяло неприятие советской действительности и коммунистической партии, стремление отстаивать права человека и демократические идеалы. Диссидентов было немного, они не участвовали ни в каких организациях. Деятельность правозащитников заключалась главным образом в акциях протеста и распространении издававшейся за рубежом («тамиздат») и нелегально в СССР («самиздат») критической по отношению к советским порядкам литературы.
    Диссиденты подвергались преследованиям: арестам и судебным расправам, заключению в лагеря, ссылке, высылке за границу, помещению в психиатрические лечебницы. К началу 80-х гг. диссидентское движение усилиями КГБ было почти ликвидировано, но идеи правозащитников уже пустили корни в общественном сознании.
    Углубление кризиса «развитого социализма». В первой половине 80-х годов кризисные явления в жизни советского общества становились все более очевидными. В условиях, когда на Западе продолжалась научно-техническая революция, происходил переход к постиндустриальному обществу, СССР все больше отставал в технико-экономическом отношении. Но правящая партийная верхушка в лице преклонных по возрасту членов Политбюро не хотела, да и не могла ничего изменить. Принимались различные программы (например, продовольственная), однако дефицит продовольственных товаров (особенно мясных продуктов) не только не уменьшался, но, наоборот, возрастал. Импортную одежду и обувь (отечественная была некачественной и немодной) покупали «из-под полы» по спекулятивным ценам (в магазинах этих товаров почти не было). Из продажи исчезало самое необходимое - мыло, зубная паста и т. п. Процветал «черный рынок» товаров и услуг.
    С высоких трибун провозглашались демагогические лозунги, вовсю работала пропагандистская машина обкомов и райкомов партии, общества «Знание», газет и журналов, радио и телевидения, но людей, веривших лозунгам и обещаниям, становилось все меньше. Убеждение в том, что «советское - это лучшее», сменилось другим: «советское - значит худшее».
    Но, пожалуй, больше всего людей раздражали бюрократический произвол и беспомощность высшей партийно-государственной номенклатуры. После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был избран 68-летний член Политбюро Ю. В. Андропов, в течение длительного времени возглавлявший Комитет госбезопасности. На высшем партийном посту тяжелобольной Андропов пробыл всего около полутора лет. Предпринимавшиеся им меры по повышению трудовой дисциплины, а также борьбы с коррупцией не были результативными и в силу кратковременности, и в силу того, что они осуществлялись командно-бюрократическими методами. В феврале 1984 г. Андропов скончался, и пост генсека достался очередному состарившемуся, немощному и к тому же не обладавшему достоинствами государственного деятеля члену Политбюро К. У. Черненко.

    ТЕМА №14. “Эпоха застоя” и кризис административно-командной системы в СССР в середине 60-х – первой половине 80-х гг. ХХ в.

    ПЛАН ЛЕКЦИИ:

    Введение.......................................................................................................... 3

    1. Кризис “развитого социализма”. “Эпоха застоя”...................................... 4

    2. Внешняя политика Советского Союза в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ХХ в............................................................................................................... 18

    3. Дискуссии о сущности советской социально-экономической системы... 22

    Заключение.................................................................................................... 26

    Литература.................................................................................................... 27

    Введение.

    Главный реформатор 50-х годов Н. С. Хрущёв при всей прогрессивности многих его шагов был сыном сталинской эпохи и не мог сразу отбросить её предрассудки, а частично и её методы, приёмы подхода к делу. Отсюда половинчатость, непоследовательность, колебания. К тому же Н. С. Хрущёву не хватало теоретической подготовки, общей культуры. Он уповал на реорганизации структур административного управления, на сохранение в неприкосновенности существовавших форм собственности, экономического механизма и социально-политической системы.

    Вторая половина 60-х – первая половина 80-х гг. ХХ века оценивается в литературе с диаметрально противоположных позиций. Убеждённые сторонники коммунистической перспективы считают их действительно “развитым социализмом”, а противники характеризуют как застой и чуть ли не движение вспять. Процессы, происходившие в эти годы в различных сферах жизни общества, более сложны и многоплановы. В этот период выделяются два этапа: 1964 – 1968 гг. и 1968 – 1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух традиций – демократической и консервативной. Последняя явно превалировала и стала ведущей на втором этапе.

    В 70 – 80-е гг. ХХ века в советском обществе зарождаются и постепенно набирают силу тенденции, сигнализирующие о том, что финал неумолимо приближается. Директивная плановая система и государственная собственность приобретают своего спутника в виде теневой экономики, официальная идеология – диссидентства, “нерушимый блок” коммунистов и беспартийных – в нарастающей аполитичности масс, КПСС как “ум, честь и совесть нашей эпохи” – в старческом маразме руководителей, пути на стирание классовых различий противостоит растущий разрыв в материальном положении отдельных социальных групп. Фактически в обществе в эти годы сложились и вызрели внутренние механизмы и силы демонтажа такого реального социализма.

    Кризис “развитого социализма”. “Эпоха застоя”.

    Политический переворот. Отставка Н. С. Хрущёва. В конце сентября 1964 г. Н. С. Хрущёв, проведший 135 дней в официальных зарубежных поездках, отправился в Сочи на отдых. Воспользовавшись его отсутствием, коллеги Хрущёва собрали 12 октября 1964 г. заседание Президиума, а 13 октября 1964 г. – пленум ЦК КПСС. По возвращении в Москву 13 октября Хрущёв предстал перед Президиумом, от имени которого с требованием отставки выступил Суслов. Хрущёв надеялся восстановить своё положение через ЦК КПСС, как это было уже в 1957 г., но решением ЦК стало отстранение Хрущёва от всех его должностей. Пленум ЦК, отмечалось 15 октября 1964 г. в советских газетах, “удовлетворил просьбу товарища Хрущёва об освобождении его от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья”.

    Пост 1-го секретаря ЦК КПСС занял Леонид Ильич Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал Алексей Николаевич Косыгин.

    К причинам отставки Н. С. Хрущёва можно отнести:

    · Оппозиционность бюрократии (номенклатуры). Недовольство номенклатуры вызвала реформа управления 1957 г. по расформированию центральных министерств, лишившая своих постов в столице большое количество высших чиновников.

    XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) принял новый Устав КПСС, вдохновляемый принципами демократии и коллегиального руководства, подчёркивал необходимость периодического обновления кадров руководящих органов на всех уровнях от первичной ячейки до Президиума ЦК. Члены ЦК и Президиума ЦК могли оставаться на своих постах, если за них при голосовании подавалось ¾ голосов “за”. Эта реорганизация партии в 1961 – 1962 гг. заставила многих аппаратчиков опасаться потери своих постов.

    · Оппозиционность военных. Решающую роль в этом сыграла опала Г. К. Жукова в 1957 г. и резкое сокращение армии. Оно происходило в соответствии с идеями Хрущёва о “всеядерном будущем, при котором обычные вооружения подлежали сокращению”.

    · Просчёты внутренней и внешней политики. Задуманные реформы не приносили желаемого результата. С начала 60-х гг. начался стабильный рост цен и налогов, сократились темпы жилищного строительства. Н. С. Хрущёва обвиняли в развале сельского хозяйства, в ослаблении обороноспособности страны.

    Во внешней политике в вину Хрущёву ставили развал социалистического лагеря, обострение напряжённости в отношениях с США, “волюнтаризм”.

    Заговор против Хрущёва был осуществлён на высшем государственном уровне. В нём участвовали: члены ЦК Суслов, Шелепин, Брежнев, министр обороны Малиновский, глава КГБ Семичастный, секретари обкомов партии. Новое поколение партаппаратчиков, пришедшее к власти после сталинских чисток, уже чувствовала всевластие аппарата и не испытывала страха перед вождём.

    Отставка Хрущёва означала: отказ от энергичного проведения реформ; стремление высших партийных руководителей к сохранению коллективной власти и всестороннему контролю всех сторон жизни государства и общества; намерение избавиться от нестабильности, характерной для хрущёвских преобразований; тенденцию к стабилизации работы административной системы.

    Достигнутый на основе консервативных политических ценностей консенсус внутри руководства не позволял ему всё же отказаться от некоторых перемен 50-х гг., от линии на повышение уровня жизни и поддержания высоких темпов развития, альтернативой которым могло быть только возвращение к террору, как методу управления государством.

    Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ.

    В действиях коллективного руководства в 1964 – 1965 гг. отразились два трудно сочетаемых аспекта: с одной стороны – политический консерватизм, с другой – технократические ценности и попытки экономических реформ.

    Ядро новой правящей верхушки составили: Брежнев, Косыгин, Суслов, Подгорный, Шелепин, Шелест.

    Экономическая реформа. Экономическая реформа началась в 1965 г. с проведения новой административной централизации – упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств.

    Были созданы крупные государственные комитеты: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике.

    Предприятия получили некоторую “автономию”, самостоятельность путём введения системы хозрасчёта. Ещё в 1962 г. в “Правде” была опубликована статья профессора Либермана “План, прибыль, премия”, где излагались идеи хозрасчёта, в частности, предлагалось установить в качестве критерия оценки деятельности предприятия – рентабельность. Либерман был за предоставление самостоятельности предприятиям. Таким образом, Либерман вплотную подходил к концепции “рыночного социализма” чехословацкого экономиста О. Шика, провозглашавшей планируемые цены, но самостоятельность в определении ассортимента и количества продукции.

    Экономическая реформа Косыгина – Либермана была изложена 4 октября 1965 г. в двух постановлениях: Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики и о государственном производственном предприятии при социализме.

    Параллельно с сокращением валовых показателей несмотря на их несовершенство (заключавшееся в проблеме повторного счёта – в стоимость валовых показателей включались промежуточные стадии производства и цена конечного продукта, например, валовой общественный продукт включал в себя цену зерна, цену муки, цену произведённого хлеба, розничную цену хлеба), были введены новые, например, стоимость реализованной продукции.

    Изменялась система планирования. В случае перевыполнения плана рабочим выплачивались премии, а вышестоящие органы, как раньше, не могли изменять план в ходе его выполнения.

    Для стимулирования инициативы предприятия часть доходов оставалась в распоряжении предприятия.

    Фонды стимулирования, заменившие директорский фонд, были разделены на три части:

    1) фонд материального поощрения, распределение которого контролировалось общим собранием трудового коллектива;

    2) фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья и социальных объектов;

    3) фонд самофинансирования для нужд обновления производства.

    В 1967 г. возник Щёкинский эксперимент, по которому Щёкинскому химкомбинату определили стабильный фонд заработной платы на 1967 – 1970 гг. Вся экономия этого фонда, полученная за счёт роста производительности труда и сокращения работавших людей, поступила в распоряжение трудового коллектива. В результате выросла заработная плата. Высвобождаемые люди переводились на новые мощности. За счёт прибыли было построено жильё, предприятия соцкультбыта.

    Однако вскоре на комбинате стали увольнять рабочих и специалистов. Средства стали изымать вышестоящие организации, и через несколько лет эксперимент закончился.

    Предназначенные для рабочих премии составили лишь 3 % от зарплаты, что было явно недостаточно, чтобы вызвать заинтересованность в результатах труда. Фонд на социальные нужды не предусматривал обеспечение стройматериалами. Фонд самофинансирования не мог быть эффективно использован по причине слабой координации между промышленностью и научными изобретениями. От разработки до массового производства проходило в среднем 6 – 8 лет.

    Главной причиной сбоев в экономике была “ведомственность”, явление возникшее ещё в 30-е гг. как следствие утверждения принципа вертикального подчинения в системе министерского управления. Каждое нижестоящее звено иерархической пирамиды непосредственно взаимодействовало только с вышестоящей инстанцией. Не существовало прямых горизонтальных связей между предприятиями, если они принадлежали разным министерствам. Именно отсутствие горизонтальных связей между предприятиями стало основой кризиса экономики СССР.

    Противоречия реформы отражали глубокие расхождения между Брежневым и его сторонниками, выступавшими за политический консерватизм, основанный на стремлении стабилизировать систему через насаждения отношений личной преданности, и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами реформ.

    До середины 70-х гг. ХХ века главными оппонентами в выборе экономической стратегии были Брежнев и Косыгин. Для Брежнева были следующие приоритеты: сельское хозяйство, тяжёлая индустрия, оборона и освоение Сибири. Для Косыгина – лёгкая промышленность – основа повышения уровня жизни граждан.

    Проповедовавшийся Брежневым и Сусловым политический консерватизм окончательно утвердился во второй половине 70-х гг. Столкновение амбиций и личное соперничество привели к отстранению от государственной власти Шелепина, ставшего председателем Центрального Совета Профсоюзов, и Подгорного, назначенного на пост председателя Президиума Верховного Совета.

    Заметно стало продвижение руководителей, усиливающих положение Л. И. Брежнева – Кириленко, Черненко, Кунаева, Щербицкого, Щёлокова.

    Одним из примечательных фактов политической жизни конца 60-х – начала 70-х гг. было зарождение настоящего культа личности Л. И. Брежнева. Происходит выдвижение Брежнева на первый план внутри “коллегиального руководства”.

    Брежнев становится Генеральным секретарём, получает 7 орденов Ленина, 5 звёзд Героя Советского Союза и Социалистического Труда. Он был удостоен Ленинской премии мира, Ленинской премии по литературе за 3 брошюры: Малая Земля, Возрождение, Целина. В 1975 г. Брежнев стал генералом армии, а в 1976 – Маршалом Советского Союза.

    В 1977 г. Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Однако это не было возвращение к культу личности сталинского типа. Концентрация в руках Брежнева не нарушала политической стабильности.

    Персонализация власти в руках Брежнева шла на фоне функционирования политических механизмов. Регулярно и без срывов созывались партийные съезды, пленумы ЦК.

    Советское партийное руководство отказалось от мифа о переходе к коммунизму и ввело новое понятие “развитого социализма”.

    Это новое понятие позволяло уменьшить разрыв между теорией и жизнью; объясняло необходимость экономической реформы.

    В 1962 г. была создана Конституционная комиссия, которой понадобилось 15 лет для выработки новой Конституции страны.

    В Конституции 1977 г. отмечалось формирование общества “развитого социализма”. Решительно утверждалась ведущая роль КПСС. Более того, Конституция формально узаконивала КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества, ядра политической системы государства.

    Конституция провозглашала участие трудящихся в управлении государством через систему Советов, в которые избирались народные депутаты, что соответствовало представлению об общенародном государстве, заменившем понятие диктатуры пролетариата.

    Однако реальность сильно отличалась от деклараций. Советы, верховный и местные, реальной властью не обладали. Профсоюзы давно перестали восприниматься как органы по защите экономических прав трудящихся. Общественные организации носили официальный характер. Так, комсомол был школой для будущих партийных функционеров. Партия расслаивалась на правящие “верхи” и партийные “низы”. Социальный статус личности напрямую зависел от партийной принадлежности.

    Период развитого социализма стал эпохой расцвета советской партийно-хозяйственной верхушки, которая фактически превратилась в особую привилегированную прослойку общества, отличавшуюся своими собственными законами пополнения кадров, иерархией должностей.

    Номенклатура – список должностей, замещение которых происходило путём назначения сверху. Окончательное формулирование советской номенклатуры относится к брежневскому периоду.

    Многие исследователи признают номенклатуру настоящим классом, со всеми классовыми признаками:

    · наличие властно-распорядительных функций и фактическое присвоение номенклатурой материальных благ;

    · определённый набор привилегий, присущий только этой общественной группе;

    · сплочённость на основе общности интересов;

    · корпоративность или “семейственность” (клановость);

    · персонализация власти;

    · замкнутость.

    Эта правящая элита старательно поддерживала коллегиальность в руководстве. Новый вождь – Брежнев в последние годы правления, стареющий и впадающий в маразм, беспомощный, использовался как символ.

    Со второй половины 70-х гг. защищаемые Брежневым приоритеты в экономике – тяжёлая промышленность, оборона, сельское хозяйство, освоение Сибири – стали первоочередными задачами.

    Сдвиги к лучшему должны были быть достигнуты благодаря нововведению, заключающемуся в пропаганде с 1979 г. “бригадного подряда” или метода строителя Злобина. Идея была проста: группа рабочих брала на себя обязательство выполнить порученную ей работу к определённому сроку, как правило, с опережением, не допуская брака и увеличения стоимости работ. Работу и оплату бригада распределяла самостоятельно.

    Экономические реформы привели к созданию большого количества новых административных структур (министерств, главков), введению огромного количества плановых и производственных показателей, цифр, объёмистой отчётности и росту управленческого аппарата предприятий и министерств, но практически не отразилась на повышении производительности труда.

    В 1970 – 1985 гг. наметилось падение темпов экономического роста в промышленности (с 8,4 % во второй половине 60-х гг. – до 3,5 % в 1985 г.) в сельском хозяйстве (с 4,3 % до 1,4 %), в производительности труда (с 6,3% до 3 %), в объёмах инвестиций (с 7,5% – до 1,8%).

    Со второй половины 70-х гг. СССР превращается в сильно урбанизированную страну, пережившую демографический кризис и экономика исчерпывает резервы свободной рабочей силы.

    Неэффективность реформ по интенсификации производства заставляла власти искать выход из тяжёлой ситуации. В 1973 – 1975 гг. мировую экономику потряс энергетический кризис, вызванный повышением цен членами картеля ОПЕК на нефть.

    Выход был найден, таким образом, в широком экспорте сырья и энергии, в основном нефти и газа. Полученные от продажи “нефтедоллары” тратились на закупку зерна и ввоз в страну западного оборудования. Массовая закупка иностранной техники рассматривалась руководством страны как альтернатива экономической реформе.

    Однако в 70-е гг. на западе в ходе энергетического кризиса создаются энергосберегающие технологии, и цены на мировом рынке на нефть и газ резко упали, что нанесло ощутимый удар по экономике СССР.

    Огромные средства шли на ВПК, превратившийся в самую мощную индустрию в СССР. Падение темпов экономического роста сменилось “застоем”, темпы приблизились к нулю.

    Оборудование морально устарело и было изношено с 30-х гг. Огромным было отставание в научно-техническом плане. Страну практически не затронула массовая компьютеризация, развернувшаяся на Западе.

    К началу 80-х гг. промышленность оказалась в глубоком застое.

    Сельское хозяйство. Сельское хозяйство стало приоритетнейшей отраслью народного хозяйства при Брежневе. За 1965 – 1985 гг. сумма капиталовложений в сельское хозяйство составило около 670 млрд. рублей, что составляло более 1/5 всех инвестиций.

    Был ослаблен контроль над колхозами, до которых доводился план на 5 лет по стабильным ценам; приём сверхплановой продукции стал осуществляться по более высоким ценам (не менее чем на 50 %); последовательно повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; была произведена замена оплаты труда колхозников по трудодням на ежемесячную зарплату; колхозникам предоставлялись социальные льготы – на пенсию, право на страхование. Им впервые (!) были выданы паспорта.

    Однако эти меры не могли остановить массовое бегство населения из сельской местности в города.

    В 1977 г. и в 1981 г. был принят ряд мер в поддержку личных приусадебных хозяйств, была увеличена в 2 раза площадь приусадебных участков, сняты ограничения на поголовье домашнего скота; разрешено брать кредиты для обустройства домашних хозяйств.

    Началась широкая компания по химизации почв, почти вдвое увеличились поставки минеральных удобрений, была проведена в 1977 – 1978 гг. реформа системы управления сельским хозяйством, созданы “производственные объединения”, а позднее в 1982 г. АПК (аграрно-промышленные комплексы) с целью сближения перерабатывающих предприятий с непосредственными производителями сельхозпродукции. Для усиления личной заинтересованности колхозников в результатах труда вводился бригадный подряд с оплатой по конечному результату.

    Однако все эти меры не привели к значительным результатам в сельском хозяйстве. В сборе урожая потери достигали 40 % из-за плохого хранения и переработки сельхозпродукции. СССР по-прежнему был лидером по закупке хлеба.

    О кризисе свидетельствовал ряд симптомов: резкое падение темпов экономического роста, производительности труда, уменьшение потребления в результате усиливающегося дефицита.

    Среди долгосрочных тенденций кризиса важную роль играли:

    · демографический кризис и уменьшение доли трудоспособного населения. Теперь темпы роста зависели только от роста производительности труда. В надежде быстро поднять производительность труда правительство пошло на массовую закупку иностранной техники и технологии.

    · Постоянное смещение сырьевой базы на восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему транспорта.

    · Физический износ и старение оборудования.

    · Рост военных расходов.

    · Кризис организации труда.

    По мнению академика Заславской в “Новосибирском докладе” 1983 г. (и её сторонников, объединившихся вокруг журнала “ЭКО”) причина кризиса – в неспособности существующей системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

    Советская экономическая система отличалась чрезмерной централизацией, директивным планированием, отсутствием рыночного ценообразования, контролем материального стимулирования центром, запрещением индивидуально-трудовой деятельности.

    В этом скрывался порок системы в целом: трудящиеся могли рассчитывать только на деятельность в госсекторе. Любая личная инициатива считалась нелегальной и относилась к теневой экономике.

    Не менее существенное значение в подрыве материальной заинтересованности играл постоянный дефицит товаров, делавший бессмысленным стремление к более высокому заработку.

    Академик Заславская считала необходимым допустить частную инициативу, определив оптимальную, с точки зрения общества, её сферу приложения.

    Радикальные экономисты во главе с академиком Аганбегяном, руководившим журналом “ЭКО”, прогнозировали в 1982 – 1984 гг. возможность трёх вариантов реформ.

    1) Первый сводился к программе стабилизации экономики. Предусматривал улучшения без кардинальных изменений, расширяя права предприятий, развивая прямые горизонтальные связи.

    2) Второй представлял собой “умеренную” реформу, с сокращением большинства отраслевых министерств.

    3) Радикальная реформа с упразднением всех экономических министерств. Предприятия получали свободу, самую широкую самостоятельность в управлении.

    Одним из существенных последствий урбанизации стало, по мнению Яницкого, возникновение “городских микромиров”. Развитие городских микромиров привело к возникновению неформальных объединений, которые начали играть важную роль в формировании общественного мнения. Показателен пример В. Высоцкого, умершего в 1980 г. песни которого слушала вся страна.

    Внимание привлекает феномен диссидентства – наиболее радикального выражения несогласия.

    Его символом стало выступление 25 августа 1968 г. против советской интервенции в ЧССР, состоявшееся на Красной площади. В нём участвовало 8 человек: студентка Баева, лингвист Бабицкий, филолог Богораз, поэт Делонэ, рабочий Дремлюга, физик Литвинов, искусствовед Файнберг, поэтесса Горбаневская.

    Наиболее активные формы протеста были характерны для трёх слоёв общества: творческой интеллигенции, верующих и национальных меньшинств.

    Новый идеолог Суслов не скрывал своего желания покончить с эпохой культурной оттепели.

    В сентябре 1965 г. были арестованы писатели Синявский и Даниэль, за то, что издали за границей под псевдонимами, свои произведения, которые затем уже были введены в СССР. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей. Реакцией стало письмо 63 членов Союза писателей и 200 других представителей интеллигенции к XXIII Съезду и в Президиум Верховного Совета СССР, требовавших освободить писателей. Однако за эти последовали новые аресты.

    В конце 60-х гг. основные течения диссидентов объединились в “Демократическое движение”, представлявшее три идеологии:

    1) подлинный марксизм-ленинизм, представленный Роем и Жоресом Медведевыми.

    2) Либерализм в лице Сахарова.

    3) Христианская идеология А. Солженицына.

    Идея подлинного марксизма-ленинизма состояла в том, что Сталин исказил идеологию марксизма-ленинизма и возвращение к истокам позволило бы оздоровить общество.

    Программа Сахарова считала возможной эволюцию к демократии западного типа при сохранении общественной собственности.

    Солженицын предлагал ценности христианской морали как основу жизни общества и, следуя традициям славянофилов, подчёркивал специфику развития России.

    Благодаря деятельности Сахарова и Солженицына диссидентство, едва заметное и изолированное в своей собственной стране, нашло признание за границей. Вопрос о правах человека в СССР стал международной проблемой первой величины.

    В СССР были арестованы члены Комитета в защиту гражданских прав, основанного в 1970 г. Сахаровым; члены группы наблюдения за выполнением Хельсинских соглашений, созданной в 1975 г. Ю. Орловым, участники национальных движений Украины, Прибалтики, Армении, Грузии.

    Диссидентов помещали в психиатрические больницы (дело Григоренко 1969 г.; дело Плюща 1972 г.; дело Шаранского 1978 г., изгнание А. Солженицына в 1974 г., ссылка Сахарова в Горький в 1980 г.).

    Были и скандалы, вызванные “предательством” советских артистов, оставшихся во время гастролей за границей и лишённых советского гражданства, например, Ростропович.

    Недовольство рабочих проявлялось в пассивных формах: низкой производительности труда, прогулах, алкоголизме.

    Среди проявлений несогласий с официально признанными нормами и ценностями были: протест части молодёжи, увлечённой поп и рок музыкой; экологические компании (например, против загрязнения озера Байкал и поворота рек Сибири в Среднюю Азию); критика деградации экономики молодыми технократами; создание произведений художественного творчества (литературы и кино).

    10 ноября 1982 г. умер Л. И. Брежнев. 12 ноября 1982 г. ЦК КПСС назначил генеральным секретарём Ю. В. Андропова. Репутация сторонника наведения порядка обеспечила Ю. В. Андропову поддержку тех, кто выступал за необходимые перемены.

    Во внутренней политике Ю. В. Андропов попытался покончить с проявлениями коррупции.

    В 1982 г. прогремело несколько скандальных дел, раскрытых КГБ (дело Романова с сервизом Екатерины II для свадьбы дочери; большое икорное дело; бриллиантовая история Чурбанова и Г. Брежневой.

    Андропов предложил самый простой и дешёвый способ, чтобы приостановить падение производительности труда: борьбу с расточительством и повышение дисциплины труда.

    Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся; проверка удостоверений личности в магазинах, с целью обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время; налёты милиции в кинотеатры, банки с той же целью; изменение часов работы магазинов, чтобы дать возможность населению делать покупки не в рабочее время.

    Смерть Ю. В. Андропова в феврале 1984 г. и избрание на пост Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко положило конец всяким попыткам реформ. Однако, будучи больным, К. У. Черненко занимал свой пост всего год, до смерти весной 1985 г.

    Л.И. Брежнев () Политика «развитого социализма» Цель: повысить эффективность производства, выйти на 1-е место в мире по производству продукции на душу населения


    Сельское хозяйство. Аграрная реформа 1965 г. (Косыгин) 1\ повысили закупочные цены 2\ утвердили 6-летний план государственных закупок 3\ 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4\ увеличили капиталовложения в с\х: строили коровники, птичники, закупали дорогостоящую технику, проводили химизацию, вклад денег в гигантские комплексы – не достроили, «в стене» 5\ разрешили личное подсобное хозяйство 6\ списали долги колхозникам 7\ ввели денежные оклады колхозникам, что привело к иждивенчеству. Итоги: колхозы убыточны, сокращены пашни на 22 млн. га, потери с\х продукции от 20 до 40 % урожая, импорт зерна и продуктов питания.


    Промышленность. Реформа 1965 г.Восьмая пятилетка (гг.) (Косыгин – Председатель Совета Министров СССР) СТАРОЕНОВОЕ 1\уничтожили совнархозы и ввели отраслевые министерства 2\директивная и плановая экономика 1\ сокращены плановые показатели 2\ учет качества продукции 3\ введение элементов хозрасчета – это самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление 4\ предприятие оставляет часть доходов себе и распределяет его на 3 фонда: фонд поощрения, фонд самофинансирования, фонд социально-культурного развития.


    Итоги 8 пятилетки 1\ объем промышленного производства вырос в 1,5 раз 2\ построено 1900 крупных предприятий 3\ был приток нефтедолларов НО! а\ истощение сырья б\ износ и старение оборудования в\ выросли военные расходы г\ от материального стимулирования перешли к моральному, возродили социалистическое соревнование д\ сохранили старые рычаги и методы управления: централизованное планирование и распределение --- плановая экономика е\ упали цены на нефть.


    Социальная политика 1.Капиталовложение в жилье упало до 17 % ---- жилищная проблема 2.Упали расходы на здравоохранение (35 место по продолжительности жизни и 50 м. по детской смертности) 3.Продовольственная проблема (импорт продуктов взамен нефти, к 80-м гг. - карточки) 4.Реальные доходы населения упали, хотя зарплата выросла(в домах появились холодильники, ТВ, стиральные машины) 5.По уровню потребления на душу населения занимали 77 место.


    Консервация политического режима «ЗАСТОЙ» 1\ «золотой век» партийно-государственной номенклатуры: пожизненность постов, геронтократия (70 лет), коррупция, безнаказанность руководства, рост бюрократов, контроль партийного аппарата над всеми сферами жизни, отмена новаций в партийной жизни, льготы и привилегии; 2\ реабилитация Сталина, складывание элементов культа личности Брежнева 3\ сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой» 4\ замена совнархозов отраслевыми министерствами (100) 5\ с 1971 г. – партия контролирует НИИ, учебные заведения, учреждения культуры и здравоохранения (24 съезд КПСС – Устав КПСС); 6\ отменены все новации в партии, все поддерживали «генеральную линию» партии; запрещена критика руководства; 7\ Утверждали, что по мере продвижения к коммунизму будет усиливаться борьба между социализмом и капитализмом 8\ 1967 г. – КГБ – борьба с диссидентами – инакомыслящими


    Диссиденты (сер. 60-х гг.) Лидер – А.Д.Сахаров 1\ За публикацию своих произведений за границей Синявский (7 лет лагерей) и Даниэль (5 лет ссылки) 2\ Арестовали Гинзбурга 3\ 1969 г. – создана инициативная группа защиты прав человека в СССР (Горбаневский, Ковалев, Якир) 4\ 1969 г. – разгромлен «Союз борьбы за демократические права» (это были офицеры Балтийского флота) 5\ 1975 г. расстреляли Саблина, капитана 3 ранга, который повел свой корабль «Сторожевой» в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с воззванием: осуждал казнокрадство, ложь, показуху, демагогию. 6\ 1977 г. – арестовали Орлова – главу группы содействия выполнению Хельсинских соглашений


    Конституция 7 октября 1977 г. 1\ в СССР построено развитое социалистическое общество 2\ появилась новая социальная и интернациональная общность – советский народ: рабочие + крестьяне + народная интеллигенция. 3\ ст. 6 о руководящей роли КПСС 4\ права: на труд, бесплатное образование и медпомощь, отдых, пенсии, жилище, расширены права общественных организаций (формальны).


    Политика «разрядки» 1\ С 1967 г. – массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет + ПВО, ПРО. 2\ 1970 г гг. - договоры о послевоенных границах и неприменении силы: СССР – ФРГ Польша – ФРГ Чехословакия - ФРГ 3\1971 г.- США + СССР + Англия + Франция = договор по Западному Берлину о его нейтральности и неприменение силы 4\ 1972 г. – взаимное признание ФРГ и ГДР Взаимные визиты: 5\ 1972 г. США + СССР = об ограничении ПРО и договор ОСНВ -1 (1979 г. – ОСНВ -2) 6\ 1973 г. – СССР + США = о предотвращении ядерной войны 7\ 1974 г. – об ограничении подземных ядерных испытаний


    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 г. – Хельсинки (33 страны + США + Канада): Заключительный акт: - признать суверенное равенство стран - уважать права и свободы человека - неприменение силы - нерушимость границ - мирное урегулирование споров - равноправие народов




    Духовная жизнь. 1\ Официально-охранительное направление г. – 23 съезд КПСС – проводил линию «золотой середины»: очернительство –нельзя и лакировка действительности – нельзя. 2.Сталинская тема под запретом (осудили Солженицына) 3.Не печатались произведения, которые «искажают нашу действительность» и проповедуют пессимизм, упадничество 4.Ввели государственные заказы на постановку фильмов, написание сценариев, романов: определяли их количество, их тематику, кто будет исполнять роли. 5.Основные темы: производственная, военно-патриотическая, революционная 6.Контроль за СМИ, запрет некоторых выставок и выхода в свет некоторых фильмов (полочные фильмы) 7.Партийные руководители проводили регулярные совещания с деятелями культуры: обвиняли в мелкотемье, в описании бытовых страстишек, в подражательстве буржуазному искусству. 8.Опустился «железный занавес».


    2\ демократическое направление 1.Многие писатели эмигрировали: Аксенов, Солженицын, Максимов, Войнович, поэт – Бродский, кинорежиссер – Тарковский, Любимов, поэт Галич, певица – Вишневская. 2.Развивалась деревенская проза: Абрамов, Астафьев, Распутин, Шукшин 3.Утверждалась нравственная тематика: Васильев, Бондарев, Трифонов 4.Новый взгляд на смысл жизни представили режиссеры: Товстоногов, Захаров, Ефремов, Волчек, Герман. 5.«Магнитофонная революция»: слушали Высоцкого, Галича, Ким, Окуджаву, Жванецкого, Райкина.

    Глава XI. Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя» (1965 - 1985)?

    Глава XII. Революция Горбачева

    Менее семи лет прошло от избрания М.Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС до сложения им с себя обязанностей президента СССР в связи с формально-правовым прекращением существования этого государства, произошедшим вопреки его воле. За этот краткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены потрясли самую большую страну мира, не только сверху до низу перетряхнув всю совокупность утвердившихся после октября 1917 г, государственных и экономических структур, но и коренным образом изменив европейский и даже всемирный порядок, поддерживавшийся с конца второй мировой войны и изуродованный непримиримым антагонизмом капиталистического Запада и социалистического Востока.

    Говоря об ограниченности и провалах хрущевского проекта, об отторжении системой предпринимавшихся с середины 60-х гг. попыток провести экономическую реформу, иностранные обозреватели изначально были весьма скептически настроены в отношении реформаторских намерений Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких бы то ни было серьезных изменений в системе, которая почти единодушно воспринималась как окостеневшая, полностью исчерпавшая свой потенциал и обреченная в лучшем случае на длительную стагнацию.

    Такая оценка была естественным следствием глубоко антиисторического подхода к феномену «советского государства», характерного для сторонников «тоталитарной школы». По их мнению, главными чертами такого государства являются политические структуры, лишенные социальной основы, неподвижные, склонные к применению террора; покорное и лишенное внутренних социальных связей общество; господство вездесущей и сплоченной бюрократии; плановая и сверхцентрализованная экономика; всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии государства на средства массовой информации и венчающее все «государство, господствующее над всеми другими сферами жизни и даже над самой историей» (М.Левин).

    Изменения, если допустить возможность таковых, в этом обществе могли бы носить лишь самый поверхностный характер; предположение же, что такое государство способно выступить инициатором серьезных реформ, казалось немыслимым. Длительный период политической косности и консерватизма, в условиях которых Советский Союз прожил 20 лет (1965 - 1985 гг.), казалось, подтверждал правоту этой точки зрения. С одной стороны, «олигархия стариков», отождествлявших собственное реакционное правление со «смыслом истории», уверенный в себе аппарат, освященный и вдохновляемый «научным марксизмом», олицетворяющим «знание»; с другой - горстка диссидентов, безрассудных оппозиционеров, осуждаемых и гонимых. А между ними - аморфная полуобразованная масса индивидов, свыкшихся с двойной моралью. В каком-то смысле налицо было удивительное сходство между картинами, рисовавшимися советской пропагандой и предлагавшимися доминировавшей тенденцией в западной советологии; единственная разница была в их зеркальной противоположности друг другу. Обе схемы, далее, игнорировали одни и те же явления: существование богатой и сложной, непрерывно эволюционирующей социальной ткани; наличие «контркультуры» и различных субкультур, способствовавших формированию умонастроений, стремлений и ожиданий вне и вопреки пропаганде средств массовой информации; развитие самодеятельных объединений и «неформальных» организаций, в которых шли споры о будущем. В результате и советологи, и ревнители идеологической чистоты были захвачены врасплох внезапным рождением реформы, инициатором которой стал Горбачев.

    Эта реформа родилась не на пустом месте. Ее основные направления широко обсуждались сначала в частном и неофициальном порядке, потом в недрах руководящих партийных инстанций, что подтверждает, в частности, судьба «Новосибирского доклада». Те, кто в марте 1985 г. взяли руководство государством и партией в свои руки, не могли не знать о глубоком кризисе советской экономики и о связанном с ним ослаблении международных позиций страны, когда международная напряженность достигла своего пика. Масштаб кризиса, сама его природа требовали настоящей «встряски» всей страны. Реформа уже не могла быть, как при Хрущеве в середине 60-х гг., делом маленькой группы «реформаторов», пытавшихся путем частных изменений улучшить функционирование системы. Теперь задачи были значительно шире. Речь шла о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение к СССР на международной арене, избавиться от наследия сталинизма и оков «административно-командной» системы, насажденной в 30-е гг. В известном смысле, указывал Б.Керблей, первоначально эти перемены можно было сравнивать с отменой крепостного права (1861 г.) вследствие шока, пережитого после поражения в Крымской войне.

    Сравнивать ли период 1985 - 1990 гг. с 60-ми гг. или же, как некоторые, с периодом 1928 - 193 3 гг. - во всех случаях реформы проводились сверху. Реформа Горбачева началась под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». «Гласность» можно было бы определить следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось (или же открыто сказать то, о чем многие думали, знали и говорили только в своем кругу); признать наконец, после десятилетий самодовольства и лжи, наличие не только «проблем», но и общего кризиса системы: экономического кризиса, кризиса партии, ставшей полной копией министерской бюрократии, частью экономического аппарата, давно уже переставшей быть действенной силой, способной предложить и осуществить настоящую политическую реформу; наконец, кризиса идеологической системы, от которой не осталось ничего, кроме никого не убеждавшего «суконного языка».

    Вслед за гласностью, с самого начала бывшей не только лозунгом, но и обещанием смягчить цензуру и облегчить доступ к информации, новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения» (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд выглядевший весьма традиционно - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все «перестройка», определявшаяся как настоящая «реконструкция» всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы.

    Никогда еще и нигде декреты и лозунги не были способны радикально изменить положение вещей и ход событий. Новые ценности утверждались лишь при условии их поддержки достаточно мощными социальными силами. Однако в середине 80-х гг. социальный кризис был столь глубок, что призыв к реформе тотчас нашел отклик в чаяниях «низов», выношенных в течение двух предшествующих десятилетий. Наряду с этим призыв к реформе вызвал и бурю недовольства и сопротивления, вынудившую сторонников перемен, и прежде всего Горбачева, постоянно приспосабливать свои программы к требованиям и специфическому ритму движения, определявшимся диалектикой реформирования, а также инициированным освобожденной прессой «разнобоем» в рецептах решения социальных и национальных проблем. Начатое движение становилось все более и более трудно удерживать в первоначально намеченных границах. По мере того как процессы обновления ускорялись и приобретали размах и глубину, «архитектор перестройки» превращался в подмастерье, бессильного эффективно управлять ходом событий и постоянно вынужденного более или менее ловко лавировать между приверженцами реформ и сторонниками возврата к старому. Понемногу - но особенно заметно с 1990 г. - отказываясь от сколько-нибудь целостной, определенной и решительной программы реформ, Горбачев был вынужден, несмотря на международное признание его исторической роли вдохновителя перестройки, уступать власть тому, кто, на ходу вскочив на поезд истории, сегодня (в конце 1991 г.) в глазах очень многих предстает «добрым гением», последним, способным предотвратить наступление экономического хаоса и государственного распада, - избранному президентом России Б.Ельцину.

    «Застой» (1964-1985)

    В 1964 году Хрущёв был отстранён от власти. Новым первым секретарём ЦК КПСС, фактически главой государства, стал Леонид Ильич Брежнев. Период 1970-х-1980-х годов в источниках того времени именовался эпохой развитого социализма.

    Во время правления Брежнева в стране строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определённые достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. В 1980 г. в Москве прошла XXII летняя Олимпиада.

    Вместе с этим произошёл и решительный поворот в сторону свёртывания остатков оттепели. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием - первым знаком этого был процесс Синявского - Даниэля. В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ. Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.

    В 1975 году происходит восстание на «Сторожевом» - вооружённое проявление неподчинения со стороны группы советских военных моряков на большом противолодочном корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой». Предводителем восстания стал замполит корабля, капитан 3-го ранга Валерий Саблин.

    С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

    В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля.

    Благодаря некоторой либерализации появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын. C 1965 года СССР оказывал военную помощь Северному Вьетнаму в борьбе с США и Южным Вьетнамом, которая продолжалась до 1973 года и закончилась выводом американских войск и объединением Вьетнама (см. Война во Вьетнаме). В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ (см. Пражская весна). В 1979 году СССР ввёл ограниченный воинский контингент в ДРА по просьбе афганского правительства, что привело к окончанию разрядки и возобновлению холодной войны. С 1989 года по 1994 год советские войска были выведены со всех контролируемых территорий.