• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    https://www.сайт/2016-08-12/administraciya_prezidenta_pri_rannem_elcine_vospominaniya_pomochnikov_i_zhurnalistov

    «Время творчества, самостоятельности, инициативы»

    Администрация президента при раннем Ельцине: воспоминания помощников и журналистов

    Борис Ельцин и Сергей ФилатовРИА Новости/Юрий Абрамочкин

    На этой неделе неприметно проскользнул один исторический юбилей: 9 августа исполнилось 20 лет со дня вторичного вступления Бориса Ельцина в должность президента России. Люди, работавшие с ним, признают: Ельцин в 1991 году и в 1996-м - два разных человека. Один - «народный президент», энергичный реформатор, открытый обществу, другой - замкнутый, мрачный, стареющий, уставший, доверчивый к «нашептываниям». Граница прошла по 1993-94 годам: он сильно поменялся после расстрела парламента, вчерашних соратников, увязнув в Чеченской войне.

    Практически изменения дали о себе знать, когда в 1995-м, уже больной, Ельцин дал уговорить себя, что он единственный и незаменимый. Когда одновременно с декабрьскими парламентскими выборами, на которых коммунисты втрое обошли правительственный, черномырдинский «Наш дом - Россия!», проходили крупнейшие залоговые аукционы, собирались деньги на президентскую битву «не на жизнь, а на смерть» с коммунистами. О решении пойти на второй президентский срок Ельцин объявил в екатеринбургском Дворце молодежи - грузный, осипший. Ко второму туру пришел с только что перенесенным инфарктом, давно не первым и не вторым. Держался на воле и удаче. Плюс надрывалась индустрия госпропаганды, ни о каком равенстве агитационных возможностей Ельцина и Зюганова говорить не приходилось.

    РИА Новости/Дмитрий Донской

    Меж тем рядом с находящимся в критическом состоянии Ельциным развернулось еще одно сражение за власть - между тройкой Коржаков-Барсуков-Сосковец и группой Чубайса. Между первым и вторым турами тройка «разоблачила» манипуляции с сотнями тысяч долларов в избирательном штабе Ельцина во главе с Чубайсом. Избиратели впервые узнали, что такое «черный нал» на выборах. Но Ельцин, затянувший клановый конфликт и решение по нему до предела, в момент истины выбрал Чубайса, а не силовиков.

    После выборов уберут последнее препятствие - генерала Лебедя: отдав на выборах голоса своих избирателей Ельцину, недолго побыв секретарем Совбеза, он был незамедлительно вышиблен как совершенно «чужой» и за ненадобностью. Кроме Чубайса, в высшие эшелоны власти войдут автор идеи залоговых аукционов Владимир Потанин, Борис Березовский. А Чубайс, после «дела писателей» и пирамиды ГКО, через полтора года пойдет реформировать энергетику…

    Но был и другой Борис Ельцин, образца 1991-го: первый за всю тысячелетнюю русскую историю всенародно избранный президент, герой под прицелами снайперов, с воззванием на танке, надежда и кумир десятков миллионов. Словами его соратников, высказанных в стенах Ельцин Центра, мы вспоминаем того Ельцина, принципы, которые направляли его в самый значительный и воодушевляющий период его жизни, в эпоху перемен.

    Как справляться с сопротивлением?

    Советский центр в лице прежде всего генсека Горбачева препятствовал усилению власти и началу реформ Бориса Ельцина. Ему была нужна дополнительная легитимность и власть. Решили воспользоваться… инициативой самого союзного центра.

    Сергей Филатов, в 1993-96 глава администрации президента:

    Когда [заместитель Горбачева в Верховном Совете СССР] Лукьянов объявил о референдуме по сохранению Советского Союза, мы решили присоединиться к этому референдуму и провести свой - о введении должности президента. Идея исходила от Бориса Николаевича и Геннадия Эдуардовича Бурбулиса. Сразу после [успешного] референдума было принято решение о проведении выборов президента России 12 июня. На выборах Борис Николаевич выиграл, и это была, конечно, великая победа. Нам очень сильно тормозили преобразования, которые были намечены. После выборов многое встало на свои места: тогда он по Конституции являлся главой исполнительной власти, фактически имел право возглавить правительство, что и было сделано. С этого момента мы начали приступать к экономическим и политическим реформам.

    "Кампания проходила на голом энтузиазме, все держалось на десятках тысяч волонтеров". Март 1991-го, митинг "Демократической России" за ЕльцинаРИА Новости/Александр Макаров

    Геннадий Бурбулис, в 1991-92 государственный секретарь при президенте:

    Мы поняли, что всесоюзный референдум позволяет нам на территории Российской Федерации добавить свой вопрос, вынести на референдум предложение о введении поста президента РСФСР. Творчески все было сделано целенаправленно, а событийно - неожиданно. Сама формулировка нашего вопроса фактически противопоставлялась вопроснику Центра, но без публичного конфликта. И мы выиграли этот референдум.

    Как выигрывать выборы?

    В 1991-м, что такое «административный ресурс», еще не знали. Более того, Ельцину противостоял кандидат от КПСС, бывший советский премьер Рыжков. Избирательная кампания Ельцина проходила под лозунгом «народный президент».

    Сергей Станкевич, в 1991-92 советник президента:

    Первая президентская кампания 1991 года проходила на голом энтузиазме. Не было доступа к СМИ, не было интернета, денег ни у кого не было, все держалось на десятках тысяч волонтеров. В типографиях люди оставались на ночную смену, чтобы отпечатать листовки. Начальник цеха, который давал им такую возможность, рисковал, некоторые пострадали, были сняты с работы. Потом эти листовки передавались пачками пилотам, они везли их в своих кабинах в разные города России, листовки передавались проводникам вагонов - и они доставляли их нашим людям на местах.

    Как обращаться с врагами?

    После подавления в августе 1991-го путча ГКЧП и ликвидации партийной власти Ельцина склоняли к суду над прежней системой, люстрациям. Ничего этого не произошло, а члены ГКЧП уже через полтора года вышли из «Матросской тишины».

    Геннадий Бурбулис:

    Люстрации - у нас даже близко не было такой возможности, мы с Борисом Николаевичем даже не обсуждали эту тему предметно. Люстрация была невозможна с точки зрения интересов управления страной и государством и по нравственным причинам. Взять какую-либо структуру и приказать: у вас там сто человек работают, значит, оставьте половину, а другую половину мы подвергнем конституционным ограничениям - такое было просто немыслимо. Мы находились в условиях предельно ограниченного кадрового ресурса, не хватало специалистов даже на самые неотложные задачи, на экономические реформы, на их законодательное оформление.

    "Не хватало специалистов даже на самые неотложные задачи". Крайний слева - Геннадий Бурбулис, крайний справа - Виктор ИлюшинРИА Новости/Дмитрий Донской

    Сергей Шахрай, в 1991-93 заместитель председателя правительства РФ:

    Несмотря на глубину и остроту преобразований, по сути, революционных, никаких репрессий и люстраций не было. Даже после всех этих событий Ельцин не преследовал своих политических оппонентов: Рыжков, Лигачев, Лукьянов до сих пор встречаются мне в «президентской» больнице в Москве. Не был репрессирован ни один первый секретарь обкома или крайкома. Репрессиями мы бы сделали из них мучеников и героев, а так - просто списали из истории.

    Как разговаривать с обществом?

    Как показал апрельский референдум 1993 года, в отношении к реформам Ельцина-Гайдара общество поделилось практически пополам - самый опасный расклад, чреватый гражданской войной. Вплоть до октября, подавления последней попытки Советов овладеть властью, Ельцин предпочитал убеждать.

    Дмитрий Якушкин, в 1998-2000 пресс-секретарь президента:

    Один из уроков того времени: быть в диалоге с обществом гораздо труднее, чем быть закрытым. А Борис Николаевич хотел быть в диалоге с обществом. На мероприятиях он всегда спрашивал: а где пресса? Вопросы задавали совершенно свободно, ограничений не было, никто не организовывал «вопросы из зала». Были правила, установленные моими предшественниками, которые я старался поддерживать.

    Виктор Илюшин, в 1992-96 первый помощник президента:

    При избрании Бориса Николаевича президентом в одном большом зале до потолка лежали мешки с письмами трудящихся, их не могли даже прочитать - не то что организовать работу по ним. Мы эту работу провернули за месяц, круглосуточно работали люди, по каждому письму были выработаны предложения, идеи, значительная часть попала Борису Николаевичу.

    Геннадий Бурбулис:

    Борис Николаевич имел внутреннюю потребность постоянно обучаться, тягу к самообразованию. Была потрясающая тяга к творческим людям, независимо от их профессиональной принадлежности, это и одаренные деятели искусства, и ученые, раскрывающие тайны духовного-материального мира, каждый человек был интересен ему часто скрытой, недооцененной индивидуальностью, новизной.

    Кого должен слушать президент?

    На первом этапе президентства Ельцина окружали товарищи по демократическому движению из Межрегиональной группы и «Демократической России», некоторые из них стали советниками и помощниками президента. В аппаратной сфере они еще не были специалистами. Пришлось охаживать далеко не лояльный старый аппарат.

    РИА Новости/Владимир Федоренко

    Виктор Илюшин:

    Когда Борис Николаевич начал работать в Кремле, нас, его помощников, было всего семь человек, и располагались мы в нескольких кабинетах в переходе, в 14-м корпусе. Важнейшим был вопрос: как выработать механизм принятия решений президента? Администрация президента начиналась с семерки помощников. Они, с одной стороны, были соратниками Ельцина по демократической борьбе, с другой, являлись очень авторитетными, уважаемыми профессионалами каждый в своей области: внутренняя политика, экономика, международные отношения, культура и так далее. Общение с помощниками обогащало президента их знаниями. Помощники были известными, уважаемыми, популярными на телевидении людьми: Георгий Сатаров, Юрий Батурин, Александр Лившиц, Михаил Краснов. Это были выдающиеся люди. В 14-м корпусе Кремля стоял гул от огромного количества людей. В каждом кабинете работал какой-то экспертный совет, обсуждалась какая-то тема для дальнейшего принятия практических решений Борисом Николаевичем. Это было великолепное время творчества, самостоятельности, инициативы.

    Сергей Станкевич:

    Увольнений по принципу «потому что номенклатурщик, аппаратчик» не было. Запрашивались мнения, был их тщательный анализ. Революционной кадровой чистки не наблюдалось. В дополнение к старым работникам аппарата в каждом регионе, в основном из числа депутатов демократической волны, из «Демократической России», появились полномочные представители президента. И они смотрели, насколько решения, принимаемые на местах, соответствовали демократической линии

    Виктор Илюшин:

    Однажды понадобилось выпустить указ, утром была поставлена задача подготовить документ на подпись президенту. Мы обратились в правительство и управляющий делами сказал: документ будет у вас на столе, завизированный всеми ответственными структурами. Когда вечером я зашел в его большой кабинет, у него сидели человек 30 ответственных работников разных министерств и ведомств. И он сказал мне: ни один из них не выйдет, пока они все не согласуют и не завизируют. В 9 утра документ лежал на столе у Бориса Николаевича. Мне рассказывали, что однажды на совещании встал один старый работник и сказал: на эту тему в 1938 году документ в РСФСР уже принимался, давайте для начала посмотрим его. Вот как была организована работа. Мы не сделали ошибки, не отказавшись от помощи этих специалистов.

    Как обращаться с подчиненными?

    Близко знавшие Ельцина говорят, что по натуре он был деликатным и великодушным, разносы подчиненных давались ему с трудом. Зато значительное внимание уделялось «бытовым» вопросам - как «подойти» к сотруднику, сэкономить свое и чужое время, когда приезжать на работу?

    Строитель Ельцин обращался на "вы" и не выражался, механизатор Горбачев любил матюгнутьсяРИА Новости/Борис Бабанов

    Геннадий Бурбулис:

    Несмотря на свою, причем выдающуюся, карьеру в спорте, в строительной отрасли, в партии, Борис Николаевич никогда не ругался матом. Это невозможно представить, в этом часто невозможно убедить, особенно сегодня, когда известные «фигуры речи» кругом и запросто употребляют не только строители, но и школьники, и доценты, и приваты. Но это так. Он никогда и ни к кому не обращался на «ты».

    Владимир Шевченко:

    Борис Николаевич был очень строгим, но и очень четким, ни разу никуда не опоздал. И было трудно ему объяснить, что кто-то опаздывает, он моментально задавал вопросы: что не так сделали? Не вовремя пропустили? Не вовремя подали машину, накормили? Приходилось объяснять, что у людей свои особенности, они не специально это делают. Хотя в протокольной практике есть такое: если вы опаздываете от 5 до 10 минут, немедленно сообщите организаторам: вот, по такой-то причине. Это закон вежливости. От резиденции где он жил, до Кремля, без вертушек, без гама-тарарама 20 минут езды. Было отработано Борисом Николаевичем, а потом уж мной и службой безопасности, что он без двадцати двух выходил на крыльцо, шла команда: «подать машины». Он садился в машину и долетали за 20 минут. Он приезжал к 10. Почему? Мы посчитали: к 8 часам рабочий класс направлялся на работу, к 9-ти - служащие, а в 10 никто никому не мешал. А выезд, если не было международных мероприятий, планировался без пяти-десяти восемь: в 5 часов заканчивалась рабочая смена, в 6 часов - служащие. Так же точно мы готовили визиты за рубеж, просчитывали каждую минуту, сверялись с зарубежными коллегами.

    Как вести себя с прессой?

    Журналисты сделали Ельцина первым президентом, журналистика была в почете. Журналистов своего пула он знал по именам. Их критику приходилось выслушивать, скрипел зубами, но терпел.

    РИА Новости/Владимир Родионов

    Вячеслав Терехов, Интерфакс, единственный постоянный член президентского пула журналистов:

    При нас в кабинете Борис Николаевич говорил Евгению Примакову, тогда премьер-министру: нельзя обижаться и злиться на прессу, смотрите вначале в себя. Ему было важно показать, что наступила новая эпоха - свободы СМИ, что у них есть право задавать вопросы, и надо на них отвечать. По понедельникам, с утра, мы по полтора-два часа проводили на рабочих встречах президента, потом задавали несколько вопросов, мы имели возможность пригласить для разъяснений любого чиновника от уровня вице-премьера.

    Светлана Бабаева, в 1990-е обозреватель газеты «Московские новости»:

    Со СМИ считались, они не были обслуживающим персоналом, продолжением ведомств и филиалами пресс-служб или врагами, с которыми надо бороться. Журналисты были отдельными игроками, со своими интересами и требованиями, с которыми нужно было считаться. Нельзя и невозможно было подчинить, приказать - нужно было объяснять и убеждать, а не просто выборочно информировать, как происходит сейчас. Готовность получить в любой момент жесткий, неудобный вопрос передавалась в органы власти, любой член правительства, министр понимал, что его настигнут с вопросом, ответ будет опубликован, будут последствия, и это дисциплинировало власть.

    Людмила Телень, в 1990-е обозреватель, зам главного редактора газеты «Московские новости»:

    Главе президентской администрации Сергею Александровичу Филатову можно было позвонить по обычному городскому телефону, и он снимал трубку. Сначала это было невероятно, потом мы очень быстро к этому привыкли и пользовались. Когда началась Чеченская война, я была у кого-то в гостях, был ужасно разбитый телефонный аппарат, по которому я позвонила главе президентской администрации и стала выражать свою точку зрения, не вполне совпадающую с точкой зрения президента. И глава администрации меня выслушивал, пытался привести какие-то аргументы, это было вполне равноправное общение. Тогда журналисты очень часто не соглашались с властью. Считали себя равноправными участниками диалога и отказывались ходить строем.

    Как журналистам относиться к президенту?

    Первый пресс-секретарь президента Ельцина известный публицист Павел Вощанов подал в отставку, когда узнал, что министр печати Полторанин «провел» решение без его участия. Этот эпизод точно отражает позицию журналистов в окружении раннего Ельцина.

    "Вопросы задавали совершенно свободно, ограничений не было, никто не организовывал «вопросы из зала»"РИА Новости/Г.Качкин

    Людмила Телень:

    Мы в «Московских новостях» все время ротировали журналистов в президентском пуле, чтобы не выработался «стокгольмский эффект», чтобы журналисты оставались свободными в отношениях с представителями власти, чтобы не успели полюбить их, какими бы хорошими и «своими» они ни были. Я, например, проработала в пуле три месяца.

    Светлана Бабаева:

    Первое время в президентском пуле я с замиранием и ужасом наблюдала, как журналисты разговаривают с сотрудниками администрации президента: так, мы не поняли, ну-ка расскажите! Сам пул журналистов имел позицию. Когда с поста пресс-секретаря президента ушел Сергей Ястржембский, он так пленил сердца, что пул едва ли не устроил забастовку, отказываясь работать с Якушкиным. Дима сидел несчастный. Это напоминало отношения с властью британских журналистов, когда журналисты являются членами истеблишмента: вы, пресс-секретари, приходите и уходите, а мы остаемся. Поэтому с журналистами общаются на равных.

    Благодарим Ельцин Центр за предоставленные материалы.

    ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина . В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым складывает свои полномочия, в соответствии с требованием российского законодательства.

    12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете российской республики. 15 июня 1990 года на первой сессии Верховного совета (ВС) РСФСР (постоянно действующий парламент, формировался на Съезде народных депутатов) была утверждена процедура назначения председателя Совета министров республики. Премьера избирали депутаты ВС, а затем его кандидатуру утверждал высший орган власти РСФСР - Съезд народных депутатов.

    В тот же день спикер ВС Борис Ельцин предложил три кандидатуры на пост председателя Совмина: Михаила Бочарова , секретаря комитета ВС СССР по вопросам строительства и архитектуры; Юрия Рыжова , председателя комитета ВС СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию; Ивана Силаева, заместителя председателя Совета министров СССР. Однако еще до начала выборов Рыжов снял свою кандидатуру. По итогам голосования 15 июня ни один из двух оставшихся кандидатов не получил поддержки большинства депутатов.

    В ходе повторного голосования председателем правительства был избран Силаев, которого поддержал Ельцин. За Силаева проголосовали 163 парламентария из 252. 18 июня 1990 года кандидатуру нового премьер-министра своим постановлением утвердил I Съезд народных депутатов РСФСР (согласно конституции, высший орган власти в стране).

    24 мая 1991 голда в основной закон РСФСР были внесены изменения, согласно которым премьера стал назначать президент РСФСР с согласия Верховного совета. Процедура утверждения главы правительства Съездом народных депутатов осталась неизменной.

    10 июля 1991 года после вступления в должность избранного 12 июня 1991 года президента РСФСР Бориса Ельцина Совет министров в соответствии с конституцией сложил свои полномочия. 12 июля 1991 года глава государства вновь назначил председателем Совмина Силаева. В тот же день его кандидатура была утверждена Верховным советом, а 13 июля - Съездом народных депутатов РСФСР.

    После августовского путча 1991 года между Силаевым и Ельциным обострились противоречия по вопросу сохранения СССР. Премьер выступал против политики президента, направленной на выход из состава Советского Союза и провозглашение полного суверенитета РСФСР. 26 сентября 1991 года Силаев подал в отставку с поста российского премьера и перешел на работу в правительство СССР. В общей сложности в 1990-1991 годах он возглавлял правительство РСФСР 468 дней. После отставки Силаева врио премьер-министра стал его первый заместитель Олег Лобов . Правительство было расформировано 15 ноября 1991 года.

    1 ноября 1991 года Ельцин получил от V (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия сроком на один год для проведения экономических реформ. Постановлением Съезда было установлено, что президент до принятия нового закона о Совете министров РСФСР «самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти». 6 ноября Ельцин подписал указ о реорганизации правительства, согласно которому «на период экономической реформы» кабинет министров возглавил президент.

    Часть премьерских полномочий была передана первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису . После его отставки в апреле 1992 года руководство кабинетом было возложено на другого первого вице-премьера - Егора Гайдара, курировавшего проведение экономических реформ. 15 июня 1992 года он был официально назначен и. о. председателя правительства. Ельцин был главой кабинета 222 дня, Гайдар занимал должность и. о. премьера 182 дня, до 14 декабря 1992 года.

    Виктор Черномырдин (1992-1998)

    В ноябре 1992 года завершился срок чрезвычайных полномочий, предоставленных ранее президенту Съездом. 1 декабря 1992 года начал свою работу VII Съезд народных депутатов, который должен был утвердить нового премьера. Парламентарии оценили работу правительства Гайдара как неудовлетворительную. 9 декабря 1992 года Съезд отказался утвердить его кандидатуру на посту премьер-министра. Против проголосовали 486 депутатов, за - 467, пятеро воздержались (из общего числа в 1040 народных депутатов обладавших на тот момент полномочиями).

    14 декабря Ельцин вынес на рейтинговое голосование пять кандидатур на должность главы правительства. В итоге секретарь Совбеза РФ Юрий Скоков получил 637 голосов; вице-премьер РФ Виктор Черномырдин - 621; Егор Гайдар - 400; генеральный директор "АвтоВАЗ" Владимир Каданников - 399; вице-премьер Владимир Шумейко - 283. В тот же день по предложению президента Съезд утвердил Черномырдина председателем Совета министров РФ (за - 721, против - 172, воздержались - 48). В тот же день был подписан президентский указ о его назначении.

    Первое правительство Черномырдина стало единственным в новейшей российской истории, которому парламент вынес частичный вотум недоверия (его инициатором стал Сергей Глазьев , представлявший фракцию Демократической партии России). Это произошло после теракта чеченских сепаратистов во главе с Шамилем Басаевым 14-20 июня 1995 года в Буденновске (Ставропольский край). 21 июня 1995 года Госдума РФ I созыва возложила вину за безнаказанные действия террористов на министров силового блока.

    За отставку правительства проголосовал 241 депутат (при необходимых 226), против - 72, воздержались - 20. Ельцин не согласился с мнением парламентариев и отказался распустить кабинет министров. 22 июня 1995 года Черномырдин поставил перед парламентом встречный вопрос о доверии правительству. При повторном голосовании 1 июля сторонникам отставки кабинета не удалось собрать необходимое число голосов (117 депутатов за, 193 - против, 48 - воздержались). Однако по итогам переговоров с депутатами глава государства отправил в отставку вице-премьера и министра по делам национальностей Николая Егорова , главу МВД Виктора Ерина , директора ФСБ Сергея Степашина и др.

    9 августа 1996 года первое правительство Черномырдина сложило свои полномочия в связи с вступлением в должность президента Ельцина (избран на второй срок во втором туре выборов 3 июля). Глава государства внес в Госдуму кандидатуру Черномырдина на пост премьера. 10 августа 1996 года 314 депутатов из 449 дали согласие на его назначение, против проголосовали 85 парламентариев, трое воздержались. В тот же день глава государства издал указ о назначении руководителя кабинета, который занимал свой пост до 23 марта 1998 года.

    В общей сложности Черномырдин находился на посту председателя правительства 1 тыс. 925 дней.

    23 марта 1998 года Ельцин подписал указ об отставке кабинета министров Черномырдина. Официальной причиной президент назвал стремление сформировать более энергичную и работоспособную команду для обеспечения экономического подъема и решения социальных проблем. Одновременно он возложил обязанности премьера на себя. Однако такое решение было юридически неправомочным, поскольку по закону о правительстве от 17 декабря 1997 года исполнять обязанности главы кабинета мог только один из вице-премьеров уходящего в отставку правительства.

    Для решения возникшей правовой коллизии президент подписал два новых указа. Первый из них отменил пункт об исполнении главой государства обязанностей премьера. Вторым документом министр топлива и энергетики РФ Сергей Кириенко был назначен первым вице-премьером и и. о. председателя правительства. 10 апреля 1998 года Госдума отклонила внесенную президентом кандидатуру Кириенко: из 445 депутатов против высказались 186, за - 143, пятеро воздержались. 17 апреля при повторном голосовании депутаты вновь выступили против назначения Кириенко (115 - за, 271 - против, 11 - воздержались).

    Однако президент внес эту же кандидатуру в третий раз. Согласно конституции РФ, в этом случае отказ парламентариев одобрить кандидатуру премьера повлек бы за собой роспуск Госдумы. Поэтому под давлением президента 24 апреля депутаты дали согласие на назначение Кириенко председателем правительства (251 - за, 25 - против, 39 - воздержались). В тот же день глава государства издал соответствующий указ.

    23 августа 1998 года глава государства объявил об отставке Сергея Кириенко вместе со всем составом правительства. Это решение было принято после того, как кабинет министров и Центробанк РФ объявили 17 августа о техническом дефолте по своим долговым обязательствам и перестали поддерживать курс национальной валюты. Исполнение обязанностей председателя кабинета министров, в нарушение закона о правительстве, было возложено не на одного из вице-премьеров, а на экс-премьера Черномырдина, который на тот момент возглавлял движение «Наш дом - Россия».

    Президент аргументировал свое решение тем, что для разрешения кризиса нужны «политические тяжеловесы». Госдума дважды отказалась утверждать Черномырдина на посту главы правительства: 31 августа из 444 депутатов против проголосовали 253, за - 94; 7 сентября против были 273, за - 138, один воздержался. 10 сентября 1998 года Ельцин внес в Думу на третье голосование кандидатуру нового претендента - главы МИД РФ Евгения Примакова. 11 сентября нижняя палата дала свое согласие на его назначение (за - 317, против - 63, воздержались - 15). В тот же день глава государства подписал соответствующий указ.

    Сергей Степашин (1999)

    12 мая 1999 года президент отправил в отставку правительство Примакова. В своем телеобращении к гражданам страны Ельцин объяснил свое решение необходимостью исправления кризисной ситуации в экономике и социальной сфере. Глава государства возложил временное исполнение обязанностей руководителя кабинета на первого вице-премьера, министра внутренних дел Сергея Степашина.

    19 мая его кандидатура была одобрена большинством депутатов с первого раза (за - 301 из 440 парламентариев, против - 55, воздержались - 14). В тот же день Ельцин подписал указ о назначении Степашина председателем правительства. Свои обязанности новый премьер исполнял 82 дня, до 9 августа 1999 года.

    Владимир Путин (1999-2000)

    9 августа 1999 года в своем телеобращении Ельцин заявил, что принял решение об отставке правительства Степашина, и обратился в Госдуму с предложением утвердить на посту главы кабинета директора Федеральной службы безопасности, секретаря Совбеза РФ Владимира Путина. Ельцин сообщил, что видит его своим преемником и рассчитывает, что Путину удастся «консолидировать общество». В тот же день директор ФСБ был назначен первым вице-премьером РФ и одновременно врио главы кабинета министров.

    16 августа президент назначил Путина премьер-министром после одобрения Госдумой его кандидатуры (за - 233 из 439 депутатов, против - 84, воздержались - 17). 31 декабря 1999 года Ельцин досрочно ушел в отставку с поста президента, возложив исполнение обязанностей главы государства на Путина. В связи с этим с 10 января 2000 года непосредственное руководство деятельностью кабинета министров осуществлял первый вице-премьер Михаил Касьянов . На досрочных выборах 26 марта 2000 года Путин был избран президентом. При этом он оставался во главе правительства до своей инаугурации 7 мая 2000 года - всего 265 дней.

    1 марта глава государства внес в Думу кандидатуру полпреда РФ при Европейских сообществах в Брюсселе Михаила Фрадкова для назначения на пост председателя правительства. 5 марта парламентарии поддержали это решение: за - 352 из 447 депутатов, против - 58, воздержались - 24. В тот же день указом главы государства Фрадков был назначен председателем правительства.

    7 мая 2004 года первое правительство Фрадкова сложило свои полномочия в связи с инаугурацией Путина, избранного 14 марта на второй президентский срок. 12 мая Госдума вновь дала согласие на назначение Фрадкова премьер-министром. Его кандидатуру одобрили 356 из 447 депутатов, против проголосовали 82 человека, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении.

    В целом Фрадков занимал пост главы правительства на протяжении 1 тыс. 286 дней.

    12 сентября 2007 года Фрадков заявил о своей добровольной отставке. Свое решение он объяснил желанием обеспечить главе государства «свободу в выборе решений, включая кадровые» накануне думских и президентских выборов. В тот же день Путин принял отставку кабинета и внес в Госдуму кандидатуру Виктора Зубкова для утверждения в должности премьер-министра. 14 сентября нижняя палата одобрила это назначение. Из 445 депутатов за нового премьера проголосовал 381, против - 47, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении Виктора Зубкова председателем правительства. Во главе кабинета он находился 236 дней.

    Владимир Путин (2008-2012)

    7 мая 2008 года состоялась инаугурация президента РФ Дмитрия Медведева, избранного 2 марта того же года. Кабинет министров Зубкова, согласно закону о правительстве, сложил свои полномочия. В тот же день Медведев внес на рассмотрение Госдумы кандидатуру Путина для утверждения на посту премьер-министра. 8 мая нижняя палата дала свое согласие: из 448 депутатов за проголосовали 392, против - 56. Сразу же был подписан указ президента о назначении нового премьер-министра.

    Во второй раз Путин находился на посту главы правительства 1 тыс. 460 дней.

    Дмитрий Медведев (2012-2018)

    7 мая 2012 года состоялась инаугурация Путина (выборы прошли 4 марта того же года). В тот же день кабинет министров ушел в отставку. В соответствии с договоренностью, достигнутой 24 сентября 2011 года на XII съезде партии «Единая Россия» , Путин предложил Госдуме поддержать кандидатуру Медведева для назначения на должность премьер-министра. 8 мая 2012 года нижняя палата дала свое согласие: из 450 депутатов за - 299, против - 144. В тот же день президент назначил Медведева председателем правительства.

    Госдума утвердила кандидатуру Дмитрия Медведева на пост главы правительства, занимающего должность премьер-министра России уже больше шести лет. Все российские премьер-министры и их судьба после ухода с одного из ключевых постов в правительстве — в фотогалерее РБК.

    Фото: Александр Овчинников / Фотохроника ТАСС

    Официально не занимал пост премьера, возглавлял правительство в качестве президента РСФСР на основании указа №171 в период проведения радикальной экономической реформы.

    В 1991 году был избран президентом России. Оставил этот пост в декабре 1999 года.

    Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

    Официально не занимал пост премьера, был исполняющим обязанности. В декабре 1992 года Съезд народных депутатов отказался утвердить его кандидатуру на пост премьера из-за недовольства ходом экономических реформ.

    После ухода с поста занимал должности министра экономики и финансов РСФСР (1991-1992), министра финансов (февраль—апрель 1992 года), первого заместителя председателя правительства (март—декабрь 1992 года), и.о. председателя правительства (июнь—декабрь 1992 года) и другие. Был депутатом Госдумы первого и третьего созывов. Умер в 2009 году.

    Фото: Александр Макаров / РИА Новости

    Кандидатура Черномырдина была предложена Ельциным Съезду народных депутатов в качестве компромиссной. В конце 1990-х его называли в числе возможных преемников Ельцина на президентском посту. В течение двух дней в ноябре 1996 года был и.о. президента, когда Ельцину делали операцию на сердце.

    После ухода с поста премьера был депутатом Госдумы, спецпредставителем президента по развитию торгово-экономических отношений с Украиной (2001-2009), послом России на Украине (2001-2009), советником президента (2009-2010). Умер в 2010 году.

    Спустя четыре месяца после своего назначения Кириенко о неспособности государства обслуживать свои кредитные обязательства. Следствием дефолта стал обвал курса рубля. В результате этих событий правительство было отправлено в отставку.

    Сегодня занимает пост первого замглавы администрации президента.

    После отставки правительства Кириенко Ельцин дважды безрезультатно в Госдуму кандидатуру прежнего премьера Виктора Черномырдина, после чего компромиссной фигурой был выбран Евгений Примаков — за него проголосовали 315 депутатов из 450.

    Отставку Примакова президент объяснил тем, что его кабинет справиться с кризисом.

    После ухода с поста был депутатом Думы, председателем фракции «Отечество — Вся Россия» (ОВР) (в 2000-2001 годах), в течение десяти лет — президентом Торгово-промышленной палаты (до 2011 года). Умер в 2015 году.

    Возглавил правительство после отставки Примакова, однако занимал свой пост всего несколько месяцев — Ельцин отправил его в отставку без объяснения причин.

    В апреле 2000 года был назначен председателем Счетной палаты. Покинул пост в 2013 году.

    Владимир Путин и министр обороны Игорь Сергеев (слева) наблюдают за полетами авиционной техники на 4-м Международном авиакосмическом салоне (МАКС-99)

    (Фото: Сергей Субботин / РИА Новости)

    «Я решил назвать человека, который, по моему мнению, способен консолидировать общество и, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России. Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом, ХХI веке предстоит обновлять великую Россию. Это секретарь Совета безопасности РФ, директор ФСБ России Владимир Владимирович Путин», — заявил в своем выступлении 9 августа Борис Ельцин. С 31 декабря 1999 года по 7 мая 2000 года Путин также исполнял обязанности президента, 26 марта 2000 года был избран главой государства.

    До назначения премьером Касьянов занимал пост министра финансов и заместителя премьер-министра в правительстве, возглавляемом Путиным. Отставка правительства Касьянова состоялась 24 февраля 2004 года.

    Касьянов, как и уволенный перед ним руководитель администрации президента Александр Волошин, был в числе противников уголовного преследования акционеров и менеджеров ЮКОСа. Сейчас Касьянов ПАРНАС — партию, которую в Кремле относят к несистемной оппозиции.

    После отставки Касьянова обязанности премьера недолго исполнял Виктор Христенко, затем кабинет возглавил Михаил Фрадков. Правительство Фрадкова прославилось крайне непопулярной реформой — монетизацией льгот. Еще при Фрадкове была проведена административная реформа и стартовали нацпроекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье». Их куратором стал перешедший в правительство с поста главы кремлевской администрации вице-премьер Дмитрий Медведев. Правительство в отставку 12 сентября 2007 года, на старте кампании по выборам в Госдуму.

    Был назначен директором Службы внешней разведки. Покинул этот пост в 2016 году и был назначен директором Российского института стратегических исследований.

    Правительство Зубкова фактически стало переходным, а его самого рассматривали как технического руководителя — основную роль играли первые вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Они имели равный статус, так как еще не было известно, кто из них будет выдвинут на должность президента по истечении второго президентского срока Путина. Но и сам Зубков , что может баллотироваться в президенты, если Путин доверит ему эту задачу.

    В 2012 году был назначен специальным представителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа.

    Занял пост премьера во второй раз после победы Дмитрия Медведева на президентских выборах. Стал также лидером «Единой России», хотя и не вошел в ряды партии. Премьера Путина и президента Медведева «правящим тандемом». Отставка второго правительства Путина состоялась 7 мая 2012 года.

    Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости / Reuters

    Третий президент России Дмитрий Медведев был назначен председателем правительства в 2012 году, после победы Путина на президентских выборах. ​

    7 мая 2018 года Путин в четвертый раз официально вступил в должность главы государства, после чего — это предусмотрено конституцией. В этот же день Медведеву было предложено остаться на своем посту.

    Среди всех премьер-министров в новой российской истории Дмитрий Медведев дольше всех занимает эту должность.

    Конец 1991 года стал переломным в российской истории – распался Советский Союз. Президенту России Борису Ельцину было необходимо формировать новую команду, которая смогла бы вывести страну из тяжелейшего кризиса.

    На грани краха

    8 ноября 1991 года официально перестал существовать СССР. Президенту Российской Федерации Борису Ельцину в наследство досталась страна, поставленная под угрозу распада. Попытка насильственного сохранения коммунистической системы во время августовского путча вызвала не только бегство союзных республик, но и волнения в российских регионах.

    За считаные месяцы фактически исчезает основа советской системы управления, что хоронит даже слабые надежды на хоть какую-нибудь стабилизацию экономики. Объемы промышленного производства и уровень государственных поставок таяли буквально на глазах, зерно и товары первой необходимости к тому времени закупались за границей.

    Научный руководитель Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Синельников бюджетный дефицит СССР к концу 1991 года сравнивал с аналогичным показателем времен Великой депрессии в США – 31% внутреннего валового продукта. Уровень инфляция в стране тогда просто зашкаливал, достигая 25% в неделю.

    Внешний долг СССР к концу 1991 увеличился почти до 84 млрд. долларов США, а внутренний превысил 5 млрд. долларов. Почти все валютные средства союзных предприятий на счетах в государственных банках использовались на обеспечение деятельности союзного правительства. Страна фактически стала банкротом.

    Нужны реформы

    Чтобы избежать коллапса экономики президент РСФСР Борис Ельцин получает в ноябре 1991 года от Пятого Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия, в частности, право совмещать должности президента и главы правительства. Причем речь о создании какой-либо программы экономических реформ тогда не шла: после провала реформ союзной экономики на это не было ни времени, ни желания.

    В сложившейся ситуации имелись два решения: либо силовым образом стабилизировать экономическую ситуацию, либо методом «шоковой терапии» запустить ускоренные рыночные реформы. Ведущие российские экономисты предлагали свое решение проблемы.

    Владимир Щербаков, экономист и государственный деятель, к примеру, рассматривал вариант управляемого кризиса, более пригодный для плановой экономики. Но наиболее известной стала программа Григория Явлинского и Станислава Шаталина «500 дней», предполагавшая постепенную приватизацию жилья и мелких предприятий, а также осторожное акционирование крупных.

    Интересной была программа, предложенная 35-летним экономистом Егором Гайдаром, близкая к польскому варианту «шоковой терапии». План реформ по-гайдаровски предполагал снятие рыночных ограничений для запуска механизмов саморазвития экономики с дальнейшей корректировкой этого процесса.

    Ельцин решает взять паузу и отправляется на отдых в Сочи, поручая государственному секретарю РСФСР Геннадию Бурбулису подготовить предложения по восстановлению управления народным хозяйством и неотложным мерам в экономике.

    В 1991 году советником Бурбулиса работал ученый-экономист Алексей Головков. Он и свел своего начальника с Гайдаром, которой предлагал использовать в интересах российских реформ потенциал возглавляемого им независимого Института экономической политики. Вернувшийся с отпуска Ельцин не долго думал, на ком остановить свой выбор.

    Почему Гайдар?

    Многие задавались вопросом, что заставило Ельцина в столь непростой для российской истории момент выбрать не яркого политика Григория Явлинского или, скажем, не опытного управленца Ивана Силаева, а никому неизвестного Егора Гайдара. Бывший министр экономики РФ Евгений Ясин полагает, что это была интуиция.

    Предприниматель Петр Авен, в прошлом министр внешних экономических связей, считает, что Ельцину не нужны были старые госплановские традиционные реформаторы, ему нужно было что-то совершенно новое. Явлинский к тому времени прочно ассоциировался с горбачевскими структурами, а Силаев и подавно был чиновником советской эпохи.

    Геннадий Бурбулис отмечает, что в то время, когда в стране фактически не было никакого правительства, команда Гайдара все четко прописывала. «Точная, понятная, динамичная задача и решение», что совпадало с рациональным типом мышления Ельцина.

    Окончательное решение Ельцин принял после личной встречи с Гайдаром. Убедительные и аргументированные ответы молодого экономиста, четкое и детальное изложение своей программы резко диссонировали с самоуверенной болтовней многих советских партийных деятелей.

    С своей автобиографии Ельцин так отзывался о Гайдаре: «Интеллигент, который в отличие от административного дурака не будет прятать своих сомнений, своих размышлений, своей слабости, но будет при этом идти до конца в отстаивании принципов, поскольку это его собственные принципы, мысли, выношенные и выстраданные».

    11 ноября 1991 года Егор Гайдар стал министром экономики и финансов РСФСР, правительство было решено формировать на основе его команды.

    С чистого листа

    В конце 1991 года желающих возглавить правительство Российской Федерации было немного. Намечавшаяся либерализация цен могла вызвать недовольство и так обнищавшего народа. Ельцин это понимал, поэтому решил взять груз ответственности на себя, став во главе кабинета министров.

    Замами президент сделал своих соратников и близких по духу людей: Александра Шохина – заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам социальной политики, Геннадия Бурбулиса – первым заместителем председателя правительства, Сергея Шахрая – заместителемпредседателя правительства, Тимура Гайдара – заместителем председателя правительства по вопросам экономической политики.

    В политических взглядах Ельцина многие склонны видеть влияние американской системы управления. Именно так объясняется введенная им должность вице-президента, на которую еще в июле 1991 года был назначен Александр Руцкой, а также пост госсекретаря, который продолжал занимать Геннадий Бурбулис.

    Большинство членов нового правительства – это научные работники. Пересаживаясь в министерские кресла, они зачастую не обладали управленческими навыками, не разбирались в тонкостях аппаратных взаимоотношений и нормативного законотворчества. Для многих из них подобные условия были по-настоящему экстремальными.

    «Первый этап пребывания в правительстве, требовавший оперативной подготовки многочисленных сложнейших документов, оказался чрезвычайно тяжелым для освоения технологии власти», – писал Андрей Нечаев, первый заместитель министра экономики и финансов в правительстве Ельцина.

    Трудовые будни

    Гайдаровские реформы стартовали буквально в самом начале 1992 года. Россия смело шагнула в рыночную экономику: были отпущены цены (кроме жизненно важных категорий товаров и услуг), временно отменены пошлины на импорт. Благодаря этим мерам прилавки магазинов стали наполняться продуктами, хотя далеко не все могли их себе позволить – только за первый месяц реформ цены подскочили в 3,5 раза.

    В конце января страна представляла собой одну большую барахолку. Все торговали всем, устанавливая цены на товары по собственному усмотрению. Цены на социально значимые продукты держались до мая, после чего правительство было вынуждено их отпустить. Колхозы перестали продавать по прежним ценам зерно, мясо и молоко. Все зарабатывают, а почему им нельзя?

    В условиях тотального рынка промышленность фактически умирала. Качество советских товаров оставляло желать лучшего, они не пользовались спросом, но ведь зарплату сотрудникам предприятий платить как-то нужно было? Правительство решило выделить предприятиям на пополнение оборотных средств кредиты – у людей появились деньги, которые они стали активно тратить, что, в свою очередь, подхлестнуло рост цен. В стране снова набирала обороты инфляция.

    Новое решение правительства – включить печатных станок для выпуска в обращение новых денег. Любопытно, что печатавший деньги Гознак имел смутное представление, кому он подчиняется: правительству Гайдара, главе Верховного Совета Хасбулатову или советскому Министерству финансов, которому по бумагам на тот момент он еще принадлежал?

    Руслан Хасбулатов вызвал к себе главу Гознака Леонида Алексеева и устроил ему разнос за то, что возникшая по его вине эмиссия лишь подстегивает инфляцию. Это привело к тому, что заказ правительства на выпуск денег крупного номинала для кредитования предприятий не был выполнен в срок и люди остались без зарплаты.

    Конец правительства

    Трех месяцев реформ хватило, чтобы вице-президент Руцкой вместе с парламентариями заявил о необходимости отставки правительства и изменении курса экономической политики. Рецепт выхода из сложившейся ситуации был такой: налоги и цены снизить, а зарплаты повысить – меры, по сути, взаимоисключающие друг друга.

    Гайдар и команда отреагировали немедленно – подали заявление об отставке кабинета министров из-за невозможности взять на себя популистские обязательства, навязываемые Верховным Советом. Впрочем, брать ответственность за события в стране никто не хотел, и депутаты дали добро на продолжение гайдаровских реформ.

    Тут пришло время знаменитой приватизации. Председатель Комитета по управлению государственным имуществом Анатолий Чубайс объявил о выпуске приватизационных чеков – сертификатов, которые давали право каждому гражданину на часть государственной собственности. Все закончилось тем, что приватизационные чеки за бесценок начали скупать у населения директора предприятий и инвестиционные фонды. А дальше уже целые предприятия уходили в собственность всех заинтересованных лиц.

    История правительства Гайдара закончилась в декабре 1992 года, когда Верховный Совет не утвердил реформатора на посту премьер-министра. В кулуарах ходили слухи, что виной всему не провал реформ, а нежелание Гайдара пропихивать в правительство навязываемых ему людей, в том числе и за деньги.

    А что же президент Ельцин? Он все больше отдалялся от своего протеже, предоставляя ему полную свободу действий. Альфред Кох, бывший в середине 90-х председателем Госкомимущества, так охарактеризовал ситуацию: «Просто он быстро понял, что кроме плюсов будут большие минусы, и в плане популярности тоже. Он быстро дистанцировался, чтобы потом легко эту команду сдать, сохранив себя. Все-таки Ельцин – великий политик».

    Талицкого района Свердловской области.

    Его отец Николай Игнатьевич Ельцин был строителем, мать Клавдия Васильевна – портнихой. Оба деда Бориса Ельцина – Василий Старыгин и Игнатий Ельцин – были крестьянами-середняками, имели крепкие хозяйства. В период коллективизации были раскулачены и сосланы. В начале 30-х годов отец Ельцина и его брат Адриан (он погиб во время Великой Отечественной войны) были арестованы по доносу и получили три года лагерей. Дети в семье ничего не знали об аресте отца. Впервые с его «делом», которое хранилось в архиве КГБ, Борис Ельцин (уже в должности президента России) познакомился только в 1992 году. В 1937 году, вскоре после того, как Николай Игнатьевич Ельцин вышел на свободу, семья переехала в Пермскую область на строительство Березниковского калийного комбината.

    Братья Борис и Михаил Ельцины с родителями

    Фото:

    Успешно окончив среднюю школу им. А. С. Пушкина в Березниках, Б. Н. Eльцин поступил на строительный факультет Уральского политехнического института им. С. М. Кирова (ныне Уральский федеральный университет – УрФУ им. Б.Н. Ельцина) в Свердловске по специальности «промышленное и гражданское строительство».


    Студенческие тетради Бориса Ельцина с конспектами лекций

    Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

    Во время учебы он познакомился со своей будущей женой Наиной Гириной . В 1956 году, через год после окончания института, они поженились. Семья осталась жить в Свердловске (ныне Екатеринбург), где Ельцин работал по распределению в тресте «Уралтяжтрубстрой».


    Борис и Наина Ельцины, 1950-е годы

    Архив Президентского центра Бориса Ельцина

    Дипломированный строитель, он должен был получить должность мастера. Однако прежде чем занять ее, Ельцин предпочел получить рабочие профессии: поочередно работал каменщиком, бетонщиком, плотником, столяром, стекольщиком, маляром, штукатуром, машинистом крана…

    В 1957 году в семье Ельциных родилась дочь Елена, а через три года – дочь Татьяна.


    Борис Ельцин с дочерьми Татьяной и Еленой

    Фото из семейного архива/Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

    С 1957 по 1963 год – прораб, старший прораб, главный инженер, начальник строительного управления треста «Южгорстрой». В 1963 году Ельцин стал главным инженером лучшего в области домостроительного комбината (ДСК), а вскоре стал его директором.

    Профессиональные достижения и организаторский талант привлекли к Б.Н. Ельцину внимание партийных органов.

    В 1968 году Ельцина назначили заведующим отделом строительства Свердловского обкома КПСС. В 1975 году он был избран секретарем Свердловского обкома КПСС. В 1976 года – первым секретарем Свердловского обкома КПСС. В 1981 году Борис Ельцин стал членом ЦК КПСС.

    Годы работы первым секретарем Свердловского обкома КПСС поставили Б.Н Ельцина в ряд наиболее перспективных партийных руководителей. Успехи области не раз отмечались советским правительством и ЦК КПСС. Росла популярность Б.Н Ельцина и среди жителей области. Годы, в которые он руководил областью, отмечены масштабным жилищным и промышленным строительством, прокладкой дорог (в том числе трассы Екатеринбург-Серов), интенсивным развитием сельского хозяйства.


    Борис Ельцин. На производстве. Свердловск

    Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

    Все эти годы жена Б.Н. Ельцина - - работала руководителем проекта проектного института «Водоканала».

    В 1985 году Б.Н. Ельцина пригласили на работу в Москву, в центральный аппарат партии. С апреля 1985 года он работает заведующим Отделом строительства ЦК КПСС, с июля того же года – секретарем ЦК КПСС по вопросам строительства.

    К этому времени дочери Ельцина закончили вузы. Елена - Уральский политехнический институт по специальности «гражданское и промышленное строительство», Татьяна – факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. В 1979 году в семье Ельциных появилась первая внучка – у Елены родилась дочь Катя. А в 1982 году на свет появился первый сын Татьяны – полный тезка деда, Борис Ельцин. Через год у Елены родилась Маша.

    В декабре 1985 года Б.Н. Ельцин возглавил Московский городской комитет партии и в короткий срок приобрел огромную популярность в самых разных слоях общества. Его стиль работы резко отличался от традиционного аппаратного командно-административного стиля, к которому привыкли москвичи в годы брежневского застоя. Однако партийная верхушка отнеслась к энергичному московскому секретарю с настороженностью. Ельцин столкнулся с противодействием старых партийных кадров – в таких условиях эффективно работать на высоком посту было крайне сложно.

    В сентябре 1987 года Ельцин направил письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву с просьбой освободить его от должности кандидата в члены Политбюро. Письмо содержало критику партийных ортодоксов, которые, по мнению Ельцина, тормозили начатую Горбачевым перестройку. Однако Горбачев на письмо не ответил. В этой ситуации Ельцин решил выступить с заявлением на октябрьском (1987 года) пленуме ЦК КПСС. Во время этого выступления он по сути повторил основные тезисы, изложенные в письме Горбачеву. Реакция на резкое по тем временам выступление была однозначной: партийные функционеры подвергли его жесткой критике, позиция Б.Н. Ельцина и его оценки были «политически ошибочными». Итогом обсуждения стала рекомендация очередному пленуму МГК КПСС рассмотреть вопрос о целесообразности пребывания Б.Н. Ельцина в должности первого секретаря МГК.

    В ноябре 1987 года Б.Н. Ельцин был освобожден от должности первого секретаря МГК КПСС, а в феврале 1988 года был выведен из состава кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и назначен первым заместителем председателя Госстроя СССР. В этой должности он проработал до середины 1989 года. «В политику я тебя больше не пущу», - сказал ему Горбачев.

    В 1988 году Ельцин выступил на XIX партконференции с просьбой о «политической реабилитации», однако вновь не встретил поддержки у руководства КПСС.

    Опала Б.Н. Ельцина неожиданно для руководства страны привела к росту его популярности. Речь Ельцина на Октябрьском пленуме не была опубликована, зато в самиздате ходили ее многочисленные версии, большинство из которых не имели ничего общего с оригиналом.

    В 1989 года Б.Н. Ельцин участвует в выборах народных депутатов СССР. Он баллотируется в Москве и набирает 91,5 % голосов. На I Съезде народных депутатов СССР (май – июнь 1989 года) он становится членом Верховного Совета СССР и одновременно - сопредседателем оппозиционной Межрегиональной депутатской группы (МДГ).

    В мае 1990 года на заседании I Съезда народных депутатов РСФСР Ельцин избран Председателем Верховного Совета РСФСР.


    Борис Ельцин принимает поздравления в связи с назначением его председателем Верховного Совета РСФСР

    Заявление Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина о выходе из КПСС на XXVIII съезде КПСС (12 июля 1990)

    Гостелерадио

    Текст выступления Бориса Ельцина на пресс-конференции по поводу избрания его председателем Верховного Совета РСФСР (30 мая 1990 г.)

    Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

    12 июня 1990 года именно он поставил на поименное голосование съезда Декларацию о государственном суверенитете России. Она была принята подавляющим большинством голосов («за» – 907, «против» – 13, воздержавшихся – 9).

    В июле 1990 года на XXVIII (последнем) съезде КПСС Борис Ельцин вышел из партии.

    12 июня 1991 года Б.Н. Ельцин избран первым президентом РСФСР, набрав 57% голосов избирателей (ближайшие соперники получили: Н.И. Рыжков – 17%, В.В. Жириновский – 8%).


    Инаугурация президента РCФCР. Борис Ельцин принимает присягу.

    Церемония принятия присяги президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и его выступление с речью на внеочередном V съезде народных депутатов РСФСР

    Гостелерадио

    В июле 1991 года он подписал указ о прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР.

    19 августа в СССР была осуществлена попытка государственного переворота: президент СССР Горбачев был отстранен от власти, к управлению страной пришел Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Российский президент и его единомышленники стали центром сопротивления ГКЧП. Б.Н. Ельцин выступил с «Обращением к гражданам России», где заявил, в частности, следующее: «Мы считаем, что такие силовые методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции Советского Союза. Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет (ГКЧП). Соответственно объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета». Решительные и точные действия руководства России разрушили планы путчистов. Опираясь на поддержку народа и армии, Б. Н. Ельцин сумел уберечь страну от последствий масштабной провокации, поставившей Россию на грань гражданской войны.


    Августовский путч 1991-го. Борис Ельцин обращается к народу

    23 августа 1991 года на сессии Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал указ о роспуске Компартии РСФСР, а 6 ноября того же года издал указ о прекращении деятельности на территории России структур КПСС и КП РСФСР и национализации их имущества.

    С 15 ноября 1991 года Борис Николаевич Ельцин возглавил правительство России, которое осталось в истории как первое правительство реформ. После формирования нового кабинета он подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. Реализуя свои новые полномочия, президент назначил первым вице-премьером, ответственным за разработку новой экономической концепции российской реформы, Егора Тимуровича Гайдара.

    8 декабря 1991 года Борис Ельцин совместно с и подписал Беловежское соглашение глав Белоруссии, России и Украины о ликвидации СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

    В конце года президент России утвердил указ о либерализации цен со 2 января 1992 года. В январе 1992 года также был подписан указ «О свободе торговли».

    В июне 1992 года Ельцин прекратил свои полномочия председателя Правительства РФ и возложил исполнение обязанностей председателя Правительства РФ на Егора Гайдара. Кабинет приступил к решительной рыночной реформе и приватизации госсобственности.


    Фото: Алексей Сазонов / Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

    В течение 1992 года нарастало противоборство между законодательной и исполнительной властью, которое часто называют также «кризисом двоевластия». Формально в его основе лежали противоречия в конституционном строе России, фактически же – недовольство со стороны парламента теми преобразованиями, которые проводила команда президента Ельцина.

    10 декабря 1992 года Б.Н. Ельцин выступил с обращением к гражданам России, в котором назвал Съезд народных депутатов главным оплотом консерватизма, возложив на него основную ответственность за тяжелую обстановку в стране и обвинив в подготовке «ползучего переворота». Верховный Совет, подчеркнул президент, хочет обладать всеми полномочиями и правами, но не хочет нести ответственность.

    20 марта 1993 года Б.Н. Ельцин подписал указ о назначении на 25 апреля 1993 года референдума о доверии президенту РФ.

    Всероссийский референдум состоялся в назначенный срок. Россиянам были предложены следующие вопросы:

    • Доверяете ли вы Президенту РФ Б. Ельцину?
    • Одобряете ли вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и
    • Правительством РФ с 1992 года?
    • Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?
    • Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

    Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

    В избирательных списках были 107 миллионов граждан. В референдуме приняли участие 64,5 % избирателей. Главный результат референдума – поддержка курса, который проводил президент Ельцин. Однако конфронтация с парламентом нарастала.

    21 сентября 1993 года был обнародован указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (указ № 1400), которым распускались Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Президент назначил выборы в Государственную думу – нижнюю палату Федерального собрания – на 11–12 декабря 1993 года. Верхней палатой Федерального собрания был объявлен Совет Федерации.

    Верховный Совет оценил Указ президента как незаконный и начал кампанию сопротивления. Была предпринята попытка вооруженного захвата московской мэрии и телецентра «Останкино».

    Страна оказалась на грани гражданской войны. В результате решительных действий президентской команды и поддержке со стороны демократически настроенных москвичей кризис был разрешен. Однако в ходе октябрьских событий с обеих сторон погибли более 150 человек, большая часть погибших – случайные прохожие.

    Принятие новой Конституции и выборы 12 декабря 1993 года заметно оздоровили атмосферу в обществе и открыли для всех ветвей власти возможность сосредоточиться на конструктивной работе.

    В феврале 1994 года в своем президент призвал правительство усилить социальную направленность реформ. Последовательные усилия президента привели к появлению в апреле 1994 года важного документа – «Договора об общественном согласии», который стал инструментом консолидации власти, политической элиты и общества в интересах создания благоприятных условий для продолжения реформ.

    Наряду со сложными экономическими проблемами на первый план вышли проблемы федеративных отношений. В частности, драматично складывалась ситуация вокруг Чеченской республики. Негативные последствия ее пребывания вне правового поля России при режиме Дудаева были очевидны. В конце 1994 года российское руководство начало вооруженные действия на территории Чечни – началась первая чеченская война.

    Перерастание спецоперации в Чечне в военную кампанию, сложности социально-экономического развития сказались на результатах выборов в Госдуму в декабре 1995 года, в результате которых КПРФ вдвое увеличила свое представительство. Возникла реальная угроза коммунистического реванша. В этой обстановке огромное значение обретали намеченные на июнь 1996 года президентские выборы, заявку на участие в которых сделали восемь претендентов. В окружении Б.Н. Ельцина оказались люди, которые уговаривали его в этой ситуации перенести выборы. Однако этот план не был поддержан президентом. Началась тяжелая избирательная кампания 1996 года.

    Президент провел решительную реорганизацию кабинета министров, который в январе 1996 года приступил к разработке новой программы преобразований.

    В январе – апреле 1996 года президент подписал серию указов, направленных на своевременную выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, компенсационные выплаты пенсионерам, повышение стипендий студентам и аспирантам. Были предприняты энергичные шаги в решении чеченской проблемы (от разработки плана мирного урегулирования до схемы ликвидации Дудаева и прекращения военных операций). Подписанием соглашений между Россией и Белоруссией, а также между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией была продемонстрирована серьезность интеграционных намерений на постсоветском пространстве.

    Президент совершил 52 поездки в различные районы Российской Федерации, в том числе и для активизации заключения двусторонних договоров между федеральным центром и субъектами федерации.

    Первый тур выборов не принес президенту победы: во второй тур наряду с ним вышел его главный оппонент лидер КПРФ Г.А. Зюганов. И только по итогам второго тура. Который состоялся 3 июля 1996 года Б.Н. Ельцин одержал победу, набрав 53,8% голосов (кандидат от КПРФ получил 40,3%).

    Текст речи при вступлении в должность президента РФ; текст присяги президента РФ; препроводительная записка Л.Пихоя

    Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

    Президентский марафон - 96 оказал большое влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в России. Победа на выборах позволила снять социальную напряженность и продолжить движение в сторону рыночной экономики. Было продолжено укрепление демократических основ конституционного строя, заложены основы законодательной базы рыночного хозяйства, начали функционировать рынки труда, товаров, валюты, ценных бумаг. Однако сложной оставалась ситуация в Чечне, где после выборов президента вновь начались военные действия. В связи с этим президент санкционировал проведение 22 и 30 августа 1996 года переговоров в Хасавюрте, которые завершились подписанием важных документов. Согласно договоренностям, стороны прекращали боевые действия, федеральные войска выводились из Чечни, а решение вопроса о статусе Чечни откладывалось до 2001 года.

    Однако нервные перегрузки, которые испытывал Б.Н. Ельцин все последние годы, негативно сказались на его здоровье. Врачи настаивали на аорто-коронарном шунтировании – операции на открытом сердце. Несмотря на уговоры, Б.Н. Ельцин решил делать операцию в России. Оперирующим хирургом был Ренат Акчурин, которого консультировал американский кардиохирург Майкл Дебейки. Ельцин объявил о предстоящей операции по федеральному телевидению и на время неё передал власть премьер-министру В.С. Черномырдину. Операция прошла успешно и после недолгой реабилитации президент вернулся к работе.

    К весне 1997 года президент завершил начатую ранее работу по реорганизации правительства, главная задача которого на период второго президентства Б.Н. Ельцина состояла в разработке новой социально-экономической программы. Такая программа первоочередных мер получила известность под названием «Семь главных дел». Намечалось сделать следующее: ликвидировать задолженности по зарплате, перейти к адресной социальной поддержке, внедрить единые правила игры для банкиров и предпринимателей, ограничить влияние «естественных монополий», вести борьбу с чиновничьим произволом и коррупцией, активизировать региональную экономическую инициативу, широко разъяснять общественности смысл и цели предпринимательства.

    Правительство энергично взялось за решение поставленных задач, хотя не все предлагаемые им меры получили парламентскую и более широкую общественную поддержку. Критика в адрес команды «младореформаторов» прозвучала и в Послании президента Федеральному собранию в феврале 1998 года. 23 марта последовал указ президента об отставке премьера В.С. Черномырдина и его правительства. Воспринятое поначалу как сенсация, решение Ельцина имело в основе своей четкое осознание неизбежного завершения определенного этапа экономической политики.

    Политического «тяжеловеса» Виктора Черномырдина сменил молодой Сергей Кириенко. Президент вновь продемонстрировал свой принцип постоянного омоложения и ротации кадров на верхних этажах системы управления.

    Однако уже в августе 1998 года страна столкнулась с мировым финансовым кризисом, который привел правительство С.В. Кириенко к падению. Ситуацию усугубили и ошибки в области экономики и финансов, допущенные российским правительством. Дефолт, коллапс банковской системы и многократная девальвация рубля предельно осложнили экономическое положение страны, однако российский рынок оказался сильнее, чем ожидалось. За августовским кризисом последовал подъем: замещение импортных товаров отечественными и активизация экспортной деятельности способствовали стабилизации экономики.

    В сентябре 1998 года глава государства предложил на пост премьер-министра Е.М. Примакова, который в тот момент возглавлял российский МИД. Включение в состав правительства представителей КПРФ дало основание говорить о «полевении» исполнительной власти. Однако радикальных изменений курса реформ не произошло, и даже удалось в целом стабилизировать общественно-политическую ситуацию. 12 мая 1999 года президент отправил Е.М. Примакова в отставку. Причины этого шага, казавшегося тогда иррациональным, были в действительности просты: глава государства не видел в тогдашнем премьер-министре своего преемника. Пост премьер-министра получил С.В. Степашин, которого СМИ тут же назвали потенциальным преемником Ельцина. Однако вскоре ситуация изменилась.

    2. В соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации временно исполняет председатель Правительства Российской Федерации с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 года.

    3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания».

    Новогоднее телевизионное обращение президента России Бориса Ельцина к россиянам (1999)

    Президентский центр Б.Н. Ельцина

    Первый Президент России был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, а также орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», орденом Горчакова (высшая награда МИДа РФ), орденом «Королевский орден Мира и справедливости» (ЮНЕСКО), медалями «Щит Свободы» и «За самоотверженность и отвагу» (США), орденом Кавалера Большого Креста (высшая государственная награда Италии) и многими другими.