• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ - термин, служащий для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Различие между концепциями эстетической ценности заключается в том, как понимается ее источник, основа, сущность. Это или бог (Фома Аквинский, неотомизм), идея (Платон, Гегель), чувства человека (Д. Сантаяна, Д. Дьюи), «ирреальное» (Н. Гартман), природная закономерность (Э. Бёрк, У. Хогарт), антропологически понимаемая сущность человека (Д. Фейербах), или же общественные отношения, формирующиеся в процессе общественно-исторической практики.

    Эстетическая ценность обладает объективностью в двух отношениях, во-первых, она представляет собой некоторые предметы, вещи, явления с определенными свойствами, во-вторых, она имеет определенное объективное значение для человека и общества. Освоение эстетической ценности осуществляется в процессе оценки, включенной в эстетическое переживание, вкус, идеал. Соответствие эстетической оценки эстетической ценности определяет истинность эстетического суждения. Эстетические ценности могут создаваться в различных видах человеческой деятельности, поскольку в них проявляется творчество «также и по законам красоты» (К. Маркс). Особым типом эстетической ценности является художественная ценность.

    Эстетическая ценность взаимосвязана с другими ценностями материальными и духовными. Ее специфика проявляется в особенностях структуры и содержания эстетической ценности «пересекается» с материально-практическими ценностями в той мере, в какой последние объединяют потребности личности и общества и выражают высшую целесообразность. На этой основе и существует взаимопроникновение их и эстетической ценности в высококачественных продуктах производственного и художественного труда (архитектура, прикладное искусство,дизайн). В то же время Эстетическая ценность противостоит таким утилитарным ценностям, которые имеют узко потребительский характер и эгоистическую направленность, ибо эстетическое отношение характеризуется тем, что оно является областью высших интересов личности и в этом смысле бескорыстно. В отличие от таких духовных ценностей, как нравственные, общественно-политические, познавательные, религиозные, в эстетической ценности очень большую роль играет форма. Важность формы обусловлена особенностями ее содержания эстетическая ценность воплощает в себе множество различных значений: психофизиологическое значение для органов чувств человека, значения, связанные с сущностью человеческого труда, с различными общественными отношениями; значения для познания, самопознания, для воспитания и самовоспитания, для ценностной ориентации, для общения между людьми, как стимул творческой активности, для наслаждения. Все эти значения объединены в единый комплекс, своеобразный у каждого конкретного явления. Неповторимые особенности формы явления и дают возможность соединять, объединять, запечатлевать неповторимые, уникальные комплексы различных значений эстетической ценности. Сущность эстетической ценности - утверждение человека в действительности, проявление свободного развития и развития свободы человека и общества. По словам Ф. Энгельса, «каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» эстетические ценности - вехи на этом пути.

    Обладая своей спецификой, эстетическая ценность не автономна по отношению к другим ценностям. На основе ее общности с другими духовными ценностями образуются эстетико-нравственные, эстетико-политические, эстетико-познавательные ценности, когда гуманистичность, целесообразность и свобода, лежащие в основе всякой подлинной ценности, находят свое выражение и воплощение в конкретно-чувственной форме. Одно из назначений искусства и состоит в том, чтобы обнаружить эстетическое начало в различных общественных отношениях и объединять нравственные и общественно-политические ценности с ценностью эстетической.

    Эстетическая ценность имеет различные формы проявления, фиксируемые эстетическими категориями. Прекрасное есть основная эстетическая ценность, ее эталон. Разновидностью эстетической ценности является и возвышенное. Если прекрасное и возвышенное представляют собой прямое воплощение эстетической ценности, то безобразное и низменное — ее антиподы, они относятся к эстетическим антиценностям, т. е. к объекту эстетического отношения, имеющему отрицательное ценностное значение. Трагическое и комическое образуются в результате сложного переплетения сил, возникающих в противоречии эстетической ценности с эстетической антиценностью. Трагическое с аксиологической точки зрения можно рассматривать, как утверждение ценности явления, которое гибнет или страдает в противоборстве с враждебными ему силами. Комическое же - это саморазоблачение явлений и людей, обнаружение их подлинного значения, которое оказывается ничтожеством, антиценностью, контрастирующей с действительной эстетической ценностью. Т. о., комическое утверждение эстетической ценности через отрицание ее отрицания.

    Благодаря своей универсальности эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании социальных качеств личности, приобщая человека не только к различным общностям людей, общественным группам и коллективам, но и к человечеству, к «родовой сущности человека» (К. Маркс), и поэтому вызывает при своем восприятии и создании высшее человеческое наслаждение - ощущение «счастья быть человеком» (Г. Успенский).

    Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие». Согласно мыслителю, эстетика -- эта наука о чувственном познании, которая дает возможность «проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Заслуга Баумгартена заключалась в том, что он нашел ключ к единству эстетической сферы, введя не только термин «эстетика», но и производное от него «эстетическое». С этого момента философское познание уже не расставалось с «эстетическим» как самостоятельной категорией, охватывающей весь предмет эстетики -- эстетическое отношение человека к миру. И хотя у Баумгартена понятие «эстетическая ценность» отсутствует, на подступах к нему находятся термины «эстетическая значимость», «эстетическое богатство», «эстетическое достоинство». Соединение «эстетического» с понятием «ценность» происходит в работе Иоганна Зульцера «Всеобщая теория изящных искусств»: «Художник, притязающий на подлинную славу, должен направить свое внимание на ценность эстетического материала». Следует отметить, что до этого «ценность» употреблялась лишь в морально-нравственном смысле.

    Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

    Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.

    Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим.

    Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности -- возвышенное -- также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», -- с безобразным (уродливым) и низменным.

    Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

    Следует обратить внимание на противоречивую природу эстетических ценностей. Еще древние заметили несовпадение внутреннего и внешнего. Впервые в философии Платон ставит проблему отличия сущности красоты от ее проявлений. «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» -- вопрошает он. Различение между сущностью эстетической ценности и ее проявлением, между объективной и субъективной стороной ценности можно найти и в размышлениях Рихарда Авенариуса. Этот представитель эмпириокритицизма для пояснения своей мысли ввел понятие «Е-ценность», называя ее также «характером». По его определению, «Е-ценность» есть доступная описанию ценность, «раз она считается содержанием заявления другого человека». «Прекрасное» и «безобразное» мыслитель относит к «характеру», или «Е-ценностям», со всеми вытекающими из его интерпретации субъективистскими последствиями. Авенариус видит ценностную природу «этической и эстетической апперцепции»: «Каждая из них имеет целью определение ценности предмета, и результат этой оценки в виде предиката присоединяют к предмету, называя его хорошим или дурным, красивым или безобразным».

    Однако сама ценность, по Авенариусу, сводится к позитивистски понимаемой целесообразности -- «принципу наименьшей траты сил». «Мы не покажемся, пожалуй, слишком смелыми, -- пишет от в «Философии как мышлении о мире согласно принципу наименьшей меры силы», -- если мы попытаемся свести и эстетическую ценность определенных форм к тому же принципу целесообразной затраты силы».

    Оригинальную систему ценностей предложил психолог и философ Гуго Мюнстерберг. Эстетические ценности выражают самосогласованность мира. Они существуют на двух уровнях: на уровне жизненных ценностей и на уровне ценностей культурных. На первом уровне -- это предмет радости: гармония внешнего мира, любовь между людьми, чувство счастья в человеческой душе.

    На уровне культурной ценности -- это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), выражающем внутренний мир человека (музыка). Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна, но предполагает индивидуальное отношение -- стихийное на первом уровне и осознанное на втором.

    Проблема эстетической ценности подробно исследуется таким неокантианцем баденской школы, как Ионас Кон. Он ставит задачу определить место эстетической области ценностей среди других видов ценностей -- «ценности приятного», логической, моральной сфер ценности, религиозной.

    Мыслитель делит ценности на два класса:

    • 1) консекутивная ценность -- это то, что мы ценим как средство к цели;
    • 2) интенсивная ценность -- это то, что мы ценим ради него самого, поэтому степень и мера ценности лежит исключительно в самой этой вещи.

    Эстетическая ценность является интенсивной ценностью, и это отличает ее от полезного. Но интенсивной ценностью в таком ее понимании являются также истина как логическая ценность и добро как ценность моральная. Для определения последующих различий в мире ценностей и выявления специфики эстетической ценности Кон сами «интенсивные ценности» подразделяет на 1) ценность имманентную, т. е. такую ценность, которая замкнута на своем внутренним значении; 2) трансгредиентную ценность -- ценность, указывающую в своем значении за пределы собственной области. Последней является ценность истины и нравственности. Эстетическая же ценность имманентна, это имманентно-интенсивная ценность, или ценность чисто интенсивная, т. к. имманентность представляет собою, в известной мере, добавление и восполнение интенсивности.

    Следует согласиться с Коном в том, что эстетические ценности могут сочетаться с другими ценностями, образуя новые, «промежуточные ценности». Так, в прикладных искусствах и архитектуре «эстетическая ценность действует совместно с полезностью». «Промежуточной» ценностью являются «нравственная красота», «красивое решение математической задачи», «художественная правда».

    Как мы видим, существует большое множество концепций эстетических ценностей. Этот аксиологический плюрализм выражает сложность самого изучаемого явления и подчеркивает актуальность вопроса о специфике эстетических ценностей.

    Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

    Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих

    друг друга установок, отражающих разные системы ценностей.

    Одна из наиболее древних - гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

    Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников.

    Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

    В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

    Известное выражение Ф.М.Достоевского - «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

    Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

    Наряду с нравственными ценностями большую роль в наших жизненных ориентациях и поступках играют ценности эстетические. Само слово “эстетика” происходит от греческого “астетикос” - “чувствующий”, “чувственный”, но в современном понимании означает не чувства вообще, а те эмоции, которые вызывают у нас неординарные явления в самой жизни (прекрасное и безобразное, возвышенное и ничтожное, трагическое и комическое), и их отражение в художественных образах. При этом во втором случае, если перед нами действительно произведение искусства, эстетические переживания нередко бывают еще более сильными. Мы чрезвычайно радуемся, мы безудержно смеемся, мы не можем скрыть свое негодование либо свою скорбь.

    Определяя природу ценностей вообще, мы соотносили их с общественно значимой полезностью. Такая полезность нравственных ценностей очевидна: усвоение этих ценностей и превращение их в привычку позволяет не просто адаптироваться в окружающих нас микро-, макро- и мегасреде, но и пройти свой жизненный путь достойно, как подобает нормальному человеку. Когда же речь заходит о ценностях эстетических, на первый взгляд они представляются совершенно несоотносимыми с полезностью, и чтобы это поверхностное впечатление опровергнуть, необходимо вернуться к проблеме природы человека и отталкиваться в своих рассуждениях от нее.

    Характеризуя родовую сущность человека, К. Маркс писал, что “животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит, даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее”. В силу этого, подчеркивает Маркс, человек строит (производит) “также и по законам красоты” 1 . Итак, человек по природе своей - художник, и поэтому наряду с утилитарным, сугубо практическим отношением ему присуще эстетическое отношение к действительности. Иначе не понять, почему уже наш первобытный предок, отягощенный борьбой за выживание, не просто строил жилище, изготовлял обувь и одежду, керамическую посуду, но и обрамлял их приятным орнаментом, придавал радующую глаз форму, окрашивал в успокаивающий или - наоборот - возбуждающий цвет. Он удовлетворял тем самым свои эстетические потребности, а красота тем самым реализовывала свою полезность как для производящего художественные ценности, так и для их потребляющего.

    Основными эстетическими ценностями (и кстати, основными категориями эстетики) являются прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое. Им противостоят антиценности - безобразное, низменное (ничтожное) и т.д. Разумеется, поскольку эстетическая оценка носит аксиологический (ценностный) характер, она всегда содержит в себе изрядную долю субъективизма, связанного с индивидуальным и общественным опытом воспринимающего, с его личными и общественными симпатиями (в том числе идеологическими), с развитостью его эстетического вкуса. Плохой вкус, как правило, не способен дать верную эстетическую оценку и готов оценить как прекрасное объективно безобразные явления или произведения искусства; не менее вероятна при плохом вкусе и ошибка обратного порядка. Нормальное эстетическое восприятие предполагает соответствующую воспитанность человека - художественную и общекультурную.

    Прекрасное есть характеристика явлений и предметов с точки зрения их совершенства. Прекрасен Тадж-Махал - выдающийся памятник средневековой архитектуры Индии, прекрасны “Времена года” Чайковского, прекрасен заснеженный Эльбрус на фоне голубого неба. На каком основании все это обладает для нас высшей эстетической ценностью? Красота во всех приведенных примерах неотделима от гармонии, то есть единства всего того разнообразного, что есть в этих явлениях, - гармонии размеров их отдельных элементов, гармонии цветов, гармонии звуков. Восприятие прекрасного вызывает в нас различные, но всегда положительные эмоции - радость, чувство бескорыстной любви и т.д. Но это еще не все: каждое очередное восприятие прекрасного подтверждает (либо опровергает) наши эстетические идеалы, в любом случае обогащая их.

    Возвышенное есть характеристика явлений, выходящих за обычную человеческую меру: они обладают гигантскими масштабами и колоссальной мощью, и общество (не говоря уж об отдельной личности) не может сразу овладеть ими ни гносеологически, ни практически. Возвышенна любовь Ромео и Джульетты, возвышенна сила вулканов и тайфунов, возвышенны фигуры выдающихся борцов за свободу своих народов. В отличие от восприятия прекрасного восприятие возвышенного может вызывать противоречивые и диаметрально противоположные по знаку эмоции. В одних случаях превосходство возвышенного объекта (например, сил природы) надо мной подавляет меня, вызывает чувство страха; в других - возникает восторг и желание подражать тому привлекательному, что есть в возвышенном. Отметим также, что чувство страха в конечном счете тоже играет положительную роль, ибо, как правило, побуждает человека находить в себе скрытые доселе возможности для овладения устрашающим явлением.

    Трагическое есть характеристика острейших жизненных ситуаций и противоречий - общественных и личных. В конкретном своем выражении трагическое связано со страданиями и гибелью человека, но не всякого человека, а человека борющегося, возвышенного и прекрасного. Вряд ли можно назвать трагедией те ужасные жертвы, которые сопутствуют борьбе за овладение вещами и деньгами. «Трагедия, - писал Горький, - это слишком высоко для мира, где почти все “страдания” возникают в борьбе за право собственности на человека, на вещи... Трагедия совершенно исключает пошлость, неизбежно присущую мелким, мещанским драмам, которые так обильно пачкают жизнь» 1 . Трагический герой ставит перед собой достаточно высокие цели, очень значимые для общества, независимо от того, идет ли речь о нравственном совершенстве, достижении политической свободы или овладении силами природы. В трагическом нам раскрывается общественный смысл жизни человека, а сама трагедия воспитывает и укрепляет в нас исторический оптимизм: ведь только борьбой можно достичь лучшего будущего.

    Комическое есть характеристика явлений, которые по своей природе способны вызывать смех. Сарказм и иронию вызывают у нас явления безобразные и низменные (вопиющие общественные недуги; ничтожества, возомнившие себя гениями и сверхчеловеками и т.д.), мягким юмором обозначаем мы некоторые несовершенства собственные и своих друзей. Смешным может оказаться несоответствие формы содержанию, неожиданный разрыв привычного хода событий. Реакция на комическое способствует нравственному очищению человека. Но у комического есть и более масштабная в социальном смысле ценность, суть которой Маркс в свое время расшифровал так: “История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия... Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым” 2 .

    Эстетические ценности не просто рядоположены по отношению друг к другу - они органически взаимосвязаны, взаимопроникают и нередко перерастают одна в другую. Прекрасное может одновременно представать перед нами и как возвышенное, и в то же время зачастую как трагическое. Трагическое же часто переплетено с комическим. Таков, например, образ Дон Кихота у Сервантеса: трагичный, ибо он страдает во имя защиты обездоленных, и одновременно комичен, ибо обнаруживает полную беспомощность и наивность в понимании действительности.

    Существует единство не только самих эстетических категорий, но и их единство с нравственными и познавательными ценностями. Как отмечал еще Аристотель, искусство, удовлетворяя наши эстетические потребности, в то же время облагораживает человека посредством катарсиса - нравственного очищения личности. Эстетическое связано и с познавательным, причем не только в системе функций искусства: найденная наукой общественно значимая истина прекрасна, если она открывает грандиозные перспективы - то к тому же и возвышенна. В науковедении и в гносеологии красота выступает в качестве одного из критериев истины, то есть из двух однопорядковых, совпадающих по выводам теорий предпочтение отдают той, которая отличается красотой и стройностью доказательства.

    Эстетические ценности

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Эстетические ценности
    Рубрика (тематическая категория) Культура

    Эстетические ценности - ϶ᴛᴏ духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием красоты и гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин ʼʼэстетикаʼʼ происходит от греческого слова ʼʼэстезисʼʼ, означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

    Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Οʜᴎ выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой.

    К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, ᴛ.ᴇ. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

    Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повсœедневности, быта͵ суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – всœе это лики возвышенного.

    Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история - ϶ᴛᴏ войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы, такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса . Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ закаляет человека, всœеляет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического - ϶ᴛᴏ школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.

    При этом переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.

    Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединœение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в базе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, содержание понятия ʼʼдуховностьʼʼ раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

    Эстетические ценности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эстетические ценности" 2017, 2018.

  • - Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

    Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки зрения их эстетической ценности. В процессе... .


  • - Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.

    Эстетика - наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-пpактического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Тpиединство пpедмета эстетики: субъект - объект -... [читать подробнее] .


  • Наряду с нравственными ценностями большую роль в жизненной ориентации человека играют эстетические ценности. Само слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувствующий, чувственный, но в современном понимании означает не чувства вообще, а эмоции, которые вызывают в человеке те или иные явления окружающей действительности. Эстетика – это наука, которая изучает общие принципы образного постижения мира человеком, прежде всего в искусстве.

    На протяжении многих столетий эстетические проблемы исследовались в рамках того или иного философского направления. Эстетика начала свою историю со времен античности, затем в период средневековья она претерпела влияние богословия, в эпоху Возрождения эстетика получила новое звучание в связи с расширением художественной практики и искусства в целом. Как самостоятельная область научных знаний эстетика возникла в 18 веке. Основными категориями эстетики являются: прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое - комическое.

    Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного. Прекрасное характеризует явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно связано с определенной чувственной формой и имеет бескорыстный характер. Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер, в нем сливаются личные и общественные интересы. Человек осознает себя причастным к общественному значению прекрасного, таким образом, эстетическое отношение имеет и этический аспект, который соответствует единству эстетических и нравственных ценностей.

    Восприятие прекрасного вызывает в человеке всегда только положительные эмоции. Каждое очередное такое восприятие подтверждает (или опровергает) эстетические идеалы, в любом случае обогащая их.

    Возвышенное – это эстетическая категория, которая характеризуется внутренней значимостью предметов и явлений, которые несоразмеримы по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения (любовь Ромео и Джульетты). Возвышенное обнаруживает двойственность человека, оно подавляет его как физическое существо, заставляя осознавать свою конечность и ограниченность, но, одновременно, возвышает его как духовную сущность, пробуждая в нем идеи разума, осознание нравственного превосходства даже над подавляющей его природой.

    Комическое есть характеристика явлений, которые по своей природе способны вызвать смех. Смешным может оказаться несоответствие формы содержанию, неожиданный разрыв привычного хода событий. Реакция на комическое способствует нравственному очищению человека.

    Прекрасное, возвышенное и комическое отражают объективные состояния человека.

    Категория, в которой выражена социальная и духовная сущность человека – это эстетический идеал. Он существует как исторически конкретный образ современной жизни человека и природы. Следует заметить, что в формировании эстетического идеала большую роль играют различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, религиозная и другие.

    Творческая способность человека отражается в категориях «искусство» и «художественный образ». В художественном образе отражена объективная действительность благодаря использованию законов искусства. Он может представлять собой как конкретно-чувственное, так и обобщенное отражение предмета искусства.

    Искусство возникает на основе появления эстетических чувств, эстетического отношения к миру у древнего человека. Заметим, что эстетические чувства являлись предельным обобщением практических ценностей – полезного, прочного, хорошего. Вещи, которые не несли утилитарной ценности, также приобрели абстрактную эстетическую ценность, и, таким образом, были освоены все сферы человеческой жизнедеятельности.

    Искусство служило средством выделения общественной значимости происходящих событий, которые были раскрыты через средства художественного выражения: песня, танец, музыка, живопись и т.д.

    Необходимо отметить, что в искусстве особенно отчетливо выделяется коммуникативный аспект, объединяющий людей, способствующий осознанию ими своего единства, своей общей силы.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Философия

    Федеральное агентство по образованию.. Белгородский государственный технологический университет.. им В Г Шухова..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Философия
    Утверждено ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов 2-го курса дневной формы обучения специальностей 150

    Постановка проблемы бытия в философии
    Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхожде

    Представление о сущности бытия в истории философии
    В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища

    Представление о сущности человека в истории философии
    В философской системе Древнего Востока, в частности Китая, человек рассматривается в неразрывной связи с обществом. Важнейшим смыслом его жизни является следование законам взаимоотношений между люд

    Биологическое и социальное в человеке
    Появление человека, его сознания и мышления было бы невозможно без анатомо - морфологических изменений, которые подготовили указанные новации. В отличие от животных, которые обладают порой

    Структура и типология личности
    Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой является сознание, самосознание, познавательные процессы, эмоции, воля, темперамент, интуиция, ценности, убеждения, идеалы.

    Личность и общество
    Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личности, но в этих конкретных о

    Основные концепции понимания общества
    Исследования общества сопровождается значительными трудностями, вследствие сложности его системы. Общественная жизнь достаточно динамичная и существует множество факторов, влияющих на ход историчес

    Общество как саморазвивающаяся система
    Наиболее полным в методологическом плане стал системный анализ общества. Основные исследования в этой области были изложены в предыдущем вопросе. Сущность системного подхода состоит в рассмотрении

    Общество как процесс
    Важной характеристикой общества является его постоянное изменение. Поэтому философское исследование общества имеют своим основанием диалектику (науку о развитии), рассматривая общес

    Культура и ее социальные функции
    На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества. Культура

    Основные подходы к пониманию ценностей
    Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Основная задача аксиологии – философском учении о ценностях – состоит в определении природы, места, возможностей

    Нравственные ценности и мораль
    Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это

    Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
    Религия возникла в процессе исторического становления человека, общества, культуры и имела общественное основание в виде экономических и социально-психологических предпосылок.

    Основные подходы и проблемы сознания
    Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Познание сознания сталкивается с рядом трудностей, так как оно непосредственно не дано человеку, и образы, которые возникают в мозге, не имею

    Возникновение сознания и его сущность
    Живая материя, которая является основой жизни, после возникновения продолжала интенсивно развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса в данном случае явились усложнение организации

    Сознание и бессознательное
    Сознание является составной частью психики, другой его частью является бессознательное. Бессознательное - это явление, свойства и состояния, которые оказывают влиян

    Познание как предмет философии
    Познаниемназывают деятельность, направленную на получение знаний.Как известно, раздел философского знания, посвященный проблеме познания, называют гносеологией. Гносеология занимае

    Проблема истины в философии и науке
    Главной целью познавательной деятельности человека является достижение истинного знания или истины. Истина- это адекватное отражение действительности в сознании человека.

    Ненаучное познание
    Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отде

    Ее исторической эволюции
    В философии науки существует общепринятое положение, что этапу становления науки предшествовал этап накопления донаучного, предпосылочного знания. К нему относится рациональный уровень мифологическ

    Структура научного знания и его динамика
    Научное знание представляет собой сложную и своеобразную систему процедур, которая изменяется по своим законам. В структуру научного знания входят: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы,

    Аксиологические проблемы современной науки
    В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее само

    Научное прогнозирование и общественный прогресс
    Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые вход