• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству.


    Павлова Вера Валерьевна, воспитатель спецгруппы МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
    Аннотация: данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.
    Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности
    Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
    Цель: Развитие интереса детей к народным промыслам и росписям; умение их различать и узнавать.
    Задачи:
    Развивать интерес детей к народным промыслам и росписям посредством использования дидактических игр.
    Уметь различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов (гжель, городец, хохлома, дымка).
    Формировать внимание, память, логическое мышление у дошкольников.
    Вызвать положительные эмоции в ходе игровой деятельности.
    Воспитывать любовь к декоративно- прикладному творчеству.
    ***
    Дошкольники знакомятся с декоративно-прикладным искусством еще с самого раннего детства: народные игрушки включают в себя элементы росписи (ягоды, листья, цветы), что понятно и доступно детям.Этот вид искусства приобщает детей к обычаям и традициям своего народа, обогащает представления об окружающем мире.
    Дидактические игры помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом.
    Дидактическая игра «Запомни народные промыслы»
    Цель игры: приобщение дошкольников к видам народных промыслов, формирование внимания и памяти.
    Ход игры. Необходимо 12 пар одинаковых карточек, которые перед началом игры ведущий перемешивает и выкладывает «рубашкой» вверх. Дети по очереди открывают по 2 карточки. Если обе карточки совпадают, то ребенок забирает их себе. Если одна из карточек не совпадает, то ребенок кладет обе карточки на прежнее место «рубашкой» вверх и право хода переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, у кого в результате игры будет больше всех карточек.


    Дидактическая игра «Сосчитай предметы»
    Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам; согласование существительных и прилагательных с числительными; формирование восприятия, внимания и долговременной памяти.
    Ход игры. Игрок получает карточку с изображенными предметами, считает их и называет вид росписи. Например, у меня три хохломские ложки и т.д. ; за правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок, у кого в конце игры больше всех фишек.


    Дидактическая игра «Четвертый лишний»
    Цель: закрепление умения находить предметы различных народных промыслов, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.
    Материал. Карточки с изображением четырех предметов, выполненные различными народными росписями.
    Ход игры. Игроки внимательно рассматривают свои предметы, изображенные на карточках, находят лишний предмет и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.



    Дидактическая игра «Лото – народные промыслы»
    Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, хохломская); формирование внимания, быстроты реакции.
    Материал. Набор карточек (большие и маленькие) с изображением различных предметов с разными росписями (гжель, хохлома, городец) в произвольном порядке.
    Ход игры. Раздаются по одной карте, на которой изображены различные предметы с росписями. Ведущий использует маленькие карточки с предметами с различными росписями. Побеждает тот игрок, кто первый заполнит свою карточку.


    Дидактическая игра «Где расположен предмет с гжельской (дымковской, хохломской) росписью?»
    Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская), формирование внимания и логического мышления.
    Ход игры. Назвать, где расположен предмет с названной росписью (дымка, городец, хохлома, гжель).
    Вариант: закрыть предмет с этой росписью фишкою. Выигрывает тот, у кого все картинки закрыты фишками.



    Дидактическая игра «Назови, что изменилось»
    Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская) и развитие наблюдательности, долговременной памяти и быстроты реакции, умение объяснять изменения на рисунке.
    Материал. Предметы разных промыслов.
    Игровые правила. Ребенок, который первым заметил что изменилось на картинке, поднимает руку и поясняет свой ответ. За правильный ответ он получает фишку.
    Ход игры. На рисунке 5 различных предметов с росписями. Ведущий показывает вторую картинку, где нет какого-либо предмета. Задача играющих догадаться, какого предмета нет на картинке и пояснить ответ.
    Вариант. Предметы можно менять местами.




    Дидактическая игра «Найди вышивку»
    Цель игры: закрепление знаний о разнообразных вышивках (русская, украинская, молдавская), формирование внимания и логического мышления.
    Ход игры. Необходимо заполнить все игровое поле разными картинками так, чтобы в каждом столбце, в каждой строке и в каждом квадрате 3x3 клетки картинки не повторялись.


    Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры на занятиях, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

    Дидактические игры

    по закреплению знаний и умений о декоративно-прикладном искусстве.

    Дидактическая игра «Назови правильно»

    Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

    Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

    Игровое правило . Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

    Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

    Дидактическая задача: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

    Материал и оборудование. Карточки с изображением различных узоров росписей.

    Игровое правило . Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

    Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

    Дидактическая задача: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

    Материал и оборудование : Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

    Игровое правило . Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации.

    Настольная игра «Домино»

    Дидактическая задача: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

    Материал и оборудование : Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

    Игровое правило . Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д.

    Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

    Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

    Материал и оборудование : Карточки с изображением изделий народных промыслов.

    Игровое правило. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

    Дидактическая игра «Городецкие узоры»

    Дидактическая задача: умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

    Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

    Игровое правило . Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

    Дидактическая игра «Распиши платок»

    Дидактическая задача: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

    Материал и оборудование . Квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого т.д.), растительные и цветочные элементы.

    Игровое правило . Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

    Дидактическая игра «Художественные часы»

    Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

    Материал и оборудование . Планшет в виде часов. Вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов. Кубик и фишки.

    Игровое правило . Играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. Если ответил правильно – получаешь фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.

    Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

    Цель: Дидактическая задача: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

    Материал и оборудование . Элементы гжельской розы.

    Игровое правило . Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

    Дидактические игры «Собери матрёшку».

    Дидактическая задача:

    Материал и оборудование . Матрешки, поделенные на несколько частей.

    Игровое правило . Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

    «Найди домик матрёшки»

    Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

    Материал и оборудование . Карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

    Игровое правило . Правильно «заселить» матрешек в свои домики.

    Дидактическая игра: «Найди лишнее»

    Дидактическая задача:

    1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных

    2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

    Руководство:

    Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

    Дидактическая игра: «Что изменилось»

    Дидактическая задача:

    1.Закрепить представление о какой-либо росписи

    2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

    3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

    Руководство:

    Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

    Дидактическая игра: «Художественный салон»

    Дидактическая задача:

    1.Учить устно, описывать выбранный предмет

    2. Развивать сосредоточенность, речь-описание

    Руководство:

    Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

    Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»

    Дидактическая задача:

    1.Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства

    2. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен

    3. Развивать речь, мышление, внимание

    4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

    Руководство:

    Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну»), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

    Дидактическая игра: « Составь матрешку»

    Дидактическая задача:

    1. Закрепить знания детей о русской матрешке
    2. Учить сравнивать предметы один с другим
    3. Различать цветовые элементы росписи

    Руководство:

    Найти соответственную половинку матрешки

    Ход игры:

    На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

    Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

    Дидактическая задача:

    1.Закрепить знания детей о трех видах игрушки

    2.Учить группировать, обобщать, анализировать

    3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

    4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

    Руководство:

    1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.

    2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.

    Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

    Цель:

    1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.

    2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

    Руководство:

    Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

    Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

    Цель:

    Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

    Руководство:

    Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

    Дидактическая игра: «Составь картинку»

    (В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

    Дидактическая задача:

    1.Уметь составлять целое изображение из частей.

    2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

    Материал:

    Конверты с разрезными картинками.

    Руководство:

    Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

    Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»

    « Подбери элемент к игрушке»

    Дидактическая задача:

    1. Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской).

    2. Учить узнавать игрушки по силуэту.

    3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

    Руководство:

    Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.

    Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

    Цель:

    Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.

    Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

    Руководство:

    1.Учить правильно, составлять узор

    2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.

    Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

    Цель:

    1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

    2.Уметь составлять целое изображение из частей.

    3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

    Руководство:

    Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

    Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

    Цель:

    Игра носит контрольный характер.

    Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

    Руководство:

    Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.


    «Домино»

    Материал. Карточки прямоугольной формы. Разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветам, деталями.
    Игровые правила. Игрок выкладывает карточки, чтобы изображение какого – либо элемента точно соответствовали такому же изображению другой карточки. Выиграет тот, кто первый выложит все свои карточки. За ход можно выложить только одну карточку.

    Ход игры. Принимают участия от двух и более детей. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры.
    «Найди пару»
    Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманные мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызывать интерес к росписи.
    Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части одна с элементами узора, другая –пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образуя пару с рисункам на полосе.
    Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисункам на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет все элементов на своих карточках.
    «Лото»
    Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманные мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызывать интерес к росписи.
    Материал. Большие карты с изображением предметов, украшенные какой либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантами элементов узоров.
    Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах.
    «Разрезная картинка»
    Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенности, стремления к достижению результат, наблюдательности, творчество, вызывать интерес к предметам декоративного искусства.
    Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.