• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Тема «Путешествие с облаками»

    Игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака»

    Задача: развивать воображение, внимание, образность.

    Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака»

    Задача: развивать воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища и совместно сочинять историю.

    Воспитатель (предлагает зачин сказки). В одной сказочной стране высоко, высоко в летнем голубом небе нежилось на солнышке маленькое белоснежное облачко. Оно было очень любопытным. С утра до вечера смотрело облачко сверху вниз и наблюдало за тем, что делается внизу, на земле.

    Воспитатель помогает детям развивать сюжетную линию сказки, выслушивает разные версии, предлагает для обсуждения свои. По мере сочинения он записывает предложения детей, затем зачитывает полную сказку. Спрашивает, понравилась ли она детям. Предлагает нарисовать иллюстрации к сказке и оформить в альбом с текстом, который написан печатными буквами (для читающих детей).

    Загадывание загадок о небе и облаках

    Задача : развивать логическое мышление, выделять существенные признаки явлений.

    Без крыльев летят,

    Без ног бегут,

    Без парусов плывут. (Облака.)

    Висит у нас над головой

    Платок ярко-голубой. (Небо.)

    Это что за потолок?

    То он низок, то высок,

    То он сер, то беловат,

    То чуть-чуть голубоват.

    А порой такой красивый,

    Кружевной и синий-синий! (Небо.)

    Рогат, а не бодается. (Месяц.)

    Егор-Егорка упал в озерко.

    Сам не утонул

    И воды не всколыхнул. (Месяц.)

    Молода — похожа на серп,

    Поживет — станет, как лепешка. (Месяц, луна.)

    Постелен ковер, рассыпан горох.

    Ни ковра не поднять,

    Ни гороха не собрать. (Небо и звезды.)

    Поле не меряно,

    Овцы не считаны,

    Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц.)

    Пушистая вата

    Плывет куда-то.

    Чем вата ниже,

    Тем дождик ближе. (Облака.)

    Голубая простыня

    Весь свет покрывает! (Небо.)

    Голубой платок,

    Алый колобок

    По платку катается,

    Людям улыбается. (Небо и солнце.)

    На синей рогожке —

    Золотая сережка. (Месяц.)

    Висит в небе блин.

    Есть его мы не хотим.

    Он спрячется за тучку,

    Не достанешь его ручкой. (Луна.)

    Рассыпались на овчинке

    Золотые перчинки.

    А когда рассвело,

    Их как ветром смело. (Звезды.)

    Вся дорожка усыпана горошком. (Небо и звезды.)

    По всей сковороде — лепешки,

    Посередине — каравай. (Небо, звезды, месяц.)

    Подвижная игра «Облака и ветер»

    Задачи:

    — развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, воображение, пластику;

    — активизировать знания о явлениях неживой природы.

    Выбирается «ветер», остальные дети — «облака».

    На слова ведущего «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют мирно, в небе чисто и светло» «ветер» сидит на скамейке, закрыв глаза, а «облака» передвигаются легким бегом на носочках по всей площадке.

    На слова «Облака попарно сбились и в кого-то превратились» «облака» соединяются в пары и изображают какой-то образ.

    На слова «Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он слегка» «ветер» гуляет между скульптурными образами, рассматривает их, пытается угадать, кого изобразили дети; дети называют свой образ.

    После слов «Ветер силу набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри и от ветра убеги» «облака» должны посмотреть на «ветер», который флажком или султанчиком указывает направление, в эту сторону они убегают, а «ветер» их салит. Направления меняются.

    Творческая гостиная «Лето»

    Задачи:

    — знакомить с произведениями искусства, отражающими летние явления в природе (музыка, живопись, стихи);

    — уточнять и расширять представления о явлениях неживой (облака) и живой природы (шмель);

    — развивать эстетическое восприятие, эмоционально-чувственную сферу психики, внимание, воображение, творчество, речь;

    — формировать интерес к произведениям искусства, родной природе.

    Оборудование : аудиозапись музыкальных произведений (К. Дебюсси «Облака», С. Майкапар «Облака плывут», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»), репродукции картин (И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем»), бумага для рисования, краски, лист ватмана, клей.

    Тема «Ветер, ветер, ты могуч»

    Загадывание загадок о ветре

    Задача: развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.

    Летит, а не птица,

    Воет, а не зверь.

    Без рук, без ног,

    А ворота отворяет.

    Без рук, без ног,

    Под окном стучится,

    В дом просится.

    Без рук, без ног,

    По свету рыщет,

    Поет да свищет.

    Неизвестно, где живет.

    Налетит — деревья гнет,

    Засвистит — по речке дрожь.

    Озорник, а не уймешь.

    Пыль поднимает,

    Деревья качает,

    Воет-завывает,

    С деревьев листья срывает,

    Тучи разгоняет,

    Волны поднимает.

    Бежал по тропке луговой

    Кивали маки головой.

    Бежал по речке голубой —

    Речка сделалась рябой.

    Озорной повеса

    Пролетел над лесом,

    Крыльями взмахнул —

    Лист с дерева отряхнул.

    Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»

    Задачи:

    — формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;

    — объяснять свои умозаключения.

    Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.

    Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»

    Задачи:

    — развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;

    — закреплять представления о ветре.

    Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

    Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

    В трубах громко он гудит:

    У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.

    Поднимает пыль столбом:

    Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

    Дует он везде, кругом: Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

    Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

    Может вызвать бурю он: Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.

    Страх-страх, страх-страх!

    Не удержится и слон:

    Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

    Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»

    Задачи:

    — формировать умение находить однокоренные слова, выделяя общий корень;

    — определять разную силу ветра.

    Ветерочек, ветерок,

    Поиграй со мной, дружок!

    Будет ветреной игра.

    Не играли мы вчера.

    Можешь ты ветрищем стать,

    По деревьям погулять.

    Можешь флаги потрепать.

    Не пристало ветру спать.

    Е. Алябьева

    Подвижная игра «Два ветра»

    Задачи:

    — развивать физическую силу, устойчивость, воображение, внимание;

    — активизировать знания о разной силе ветра;

    — формировать чувство коллективизма.

    Дети разбиваются на две команды, одна из которых — «Ветер», другая — дети.

    Команды выстраиваются в две линии напротив друг друга, обозначенные на земле. Команда детей произносит слова:

    Все мы сильные ребята,

    Мы — ребята-дошколята.

    Против ветра устоим,

    В схватке с ветром победим.

    Команда «Ветер» отвечает:

    Я могучий, сильный ветер.

    Я сильнее всех на свете.

    Победить меня нельзя,

    Зря стараетесь, друзья!

    После этих слов команды сближаются друг с другом, дети попарно упираются руками и ногами, пытаясь пересилить противника и сместить его за черту (ветер средней силы). Затем команды встают спинами друг к другу, обхватывают в шеренге друг друга за талию. Играющие пытаются столкнуть друг друга за линию уже целой командой (ветер сильный).

    Выигрывает команда, победившая в обеих схватках.

    Рисование символов, отражающих разную силу ветра

    Задача: развивать знаково-символическую функцию, образное мышление, речь, изобразительные умения.

    Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие»

    Задача : развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложноподчиненное предложение.

    Воспитатель читает стихотворение и задает по его содержанию вопросы.

    Вчера был очень сильный ветер,

    Он поломал большие ветви.

    Они дорожки перекрыли,

    Все утром ветки обходили.

    ♦ Почему утром люди не могли пройти по дороге?

    ♦ Что людям нужно сделать, чтобы можно было свободно передвигаться?

    В песочнице играли дети.

    Поднялся очень сильный ветер,

    Запорошил глаза песком,

    Игрушки разбросал кругом.

    ♦ Почему песок попал детям в глаза?

    ♦ Почему игрушки оказались разбросанными?

    ♦ Какие правила игры в песок нужно соблюдать?

    Облака на небе спали

    И по небу не гуляли.

    Ветер дунул свысока,

    Передвинул их слегка.

    Дунул ветер посильней,

    Они уплыли прочь быстрей.

    ♦ Почему облака стояли в небе на месте?

    ♦ Почему после появления ветра они медленно поплыли?

    ♦ Почему облака быстро уплыли?

    Одуванчики созрели,

    На лугу от солнца млели.

    Ветер с ними поиграл,

    Семена все разбросал.

    ♦ Почему одуванчики из желтых стали белыми?

    ♦ Почему белые семена одуванчика разлетелись во все стороны?

    ♦ Почему без ветра одуванчик не может переместить свои семена на расстояние?

    Тема: Цветы

    Пластический этюд «Цветок»

    Задача: развивать пластику, пантомимическую выразительность.

    Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.

    Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры

    Задача: развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

    Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.

    Дидактическая игра «Расскажи о себе»

    Задачи:

    — формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);

    — по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;

    — развивать воображение, память, монологическую речь;

    — воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.

    Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подобности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.

    Дидактическая игра «Лесные цветы»

    Задачи:

    — уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края;

    — формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением и помещать ее около картинки с изображением времени года;

    — выдержку, умение выслушивать товарища до конца, не перебивать;

    — активно использовать словарь по теме;

    — развивать память, воображение, мышление.

    Воспитатель зачитывает небольшие по объему отрывки из рассказов или стихотворений, с которыми дети были знакомы ранее, а затем просит назвать лесной цветок, найти его изображение на предложенных картинках и поместить к первоцветам (подснежникам), весенним, летним цветам. Дети выполняют игровую роль юных защитников природы, «выращивают» лесные цветы, которые люди часто рвут и этим наносят вред природе. В конце игры каждый ребенок выбирает цветок, которым хотел бы стать в воображаемом венке. Венок сплетается из рук в хороводе. Дети вместе с воспитателем водят хоровод. Количество текстов определяется дифференцированно.

    Варианты текстов

    Грушанка

    Отцвели ветреница, хохлатка, баранчики-ключики, ландыши. Закончилась весна.

    Расцвело в лесу растение с белоснежными и ароматными цветочками, как у ландыша. Листья у растения небольшие, собраны в розеточку у самой земли и формой очень походят на листья дерева — груши. Отсюда и название растения. Листья зимуют под снегом и не теряют после зимы своего зеленого цвета. Цветет растение все лето, но не каждый год.

    Вероника дубровная

    Почти сразу после грушанки начинает цвести нежными голубыми огоньками другое растение. Увидеть цветы его можно только в ясную погоду — перед ненастьем голубые лепестки цветов скручиваются, и цветы как бы исчезают. Каждый отдельный цветок на стебельке цветет недолго, но следом раскрываются все новые и новые. На месте отцветших появляются цветы-коробочки с семенами. Растение любит расти больше всего около могучих дубов, в дубравах. Отсюда и второе слово в названии растения. А первое — имя девочки.

    Иван-да-марья

    Зацветет голубыми цветами вероника дубровная, и почти тут же на другой стороне полянки засветится желтыми и синими огоньками другое чудесное растение. Цветки у него желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Зацветает растение обычно в конце мая и цветет до самого сентября. В его названии есть мужское и женское имя.

    Аквилегия или водосбор

    По берегам рек, на лесных опушках, в горах, садах в начале лета можно встретить это цветущее растение. Оно многолетнее, цветки колокольчатые, крупные, с характерными шпорцами. В них по утрам набирается роса. Отсюда и народное название растения. Цветки бывают синие, голубые, фиолетовые, розовые, красноватые, белые. Охотно растет в затененных местах.

    Пионы

    Зацветают эти растения в июне. Их нередко называют соперниками чудесных роз. Это необыкновенно красивые многолетники. Окраска у них самая разнообразная: можно встретить снежно-белые, красные, розовые цветки. А как они крупны, пышны! У многих сортов приятный аромат, очень красивы махровые цветки. Красив куст растения и после отцветания. Дикорастущее растение имеет целебные, болеутоляющие свойства («марьин корень» или пион уклоняющийся).

    Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

    Игра «Вечер»

    Нам светило солнышко,

    Все мы загорали.

    (Поднимаем руки вверх.)

    До захода солнышка

    Прыгали, играли.

    (Прыгаем на месте.)

    Солнышко садится,

    День клонится к ночи.

    (Руки вверху, опускаем их перед собой.)

    Звёзды зажигаются.

    Мы устали очень.

    (Трясём расслабленными руками.)

    Отдохнуть уж нам пора.

    Будем спать мы до утра.

    Ночные загадки

    Её время пришло -

    С неба солнце ушло. (Ночь.)

    С неба светит,

    А не греет. (Луна, месяц.)

    Чёрная корова

    Весь мир поборола. (Ночь.)

    Ночью по небу ходит,

    А днём спит. (Луна, месяц.)

    Игра «Приметы летнего утра»

    Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание того, о чём говорится в стихотворении (кто назовёт больше примет летнего утра).

    Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Какое время в нём описано - утро или вечер? Обоснуйте свой ответ. Постарайтесь перечислить то, о чём говорится в стихотворении.

    Румяной зарёю

    Покрылся восток.

    В селе, за рекою,

    Потух огонёк.

    Росой окропились

    Цветы на полях.

    Стада пробудились

    На мягких лугах.

    Седые туманы

    Плывут к облакам,

    Гусей караваны

    Несутся к лугам.

    Проснулися люди,

    Спешат на поля,

    Явилося солнце,

    Игра «Ручей»

    Слушаем стихи и выполняем различные движения.

    Бьёт из-под земли родник.

    (Поднимаем руки вверх.)

    Он, конечно, невелик.

    Но течёт вода всё дольше,

    (Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

    И ручей всё шире, больше.

    В поле путь его лежит,

    Он по камешкам бежит.

    (Бежим на месте.)

    Говорит ручей: «Журчу.

    Всех водичкой угощу».

    Вот попить водички

    Прилетели птички.

    (Машем руками.)

    Птички сели у ручья:

    «Чья вода? Она ничья».

    (Приседаем.)

    Птички из ручья попили,

    По песочку походили.

    (Идём на месте.)

    Отдохнули, посвистели

    И куда-то улетели.

    (Машем руками.)

    Пальчиковая игра «Ромашки»

    Слушаем стихи и загибаем пальчики.

    Солнце светит в синеве.

    Мы гуляем по траве.

    На лугу-лужочке

    Видим мы цветочки.

    Погадаем на ромашках,

    Спрячем их в своих кармашках.

    Мы желанья загадаем,

    Лепестки поотрываем.

    Оторвали лепесток -

    Загадали краски.

    На второй лепесток -

    Всем на праздник маски.

    Три - хотим фонарики,

    А четыре - шарики.

    Пять - хотим пирожное.

    Шесть и семь - мороженое.

    Восемь - купят пусть нам скоро

    Кукол и машинок гору.

    Девять, десять - знаем сами:

    Мы букет подарим маме.

    Игра «Кто больше?»

    Дети по очереди называют цветы, которые им известны. Например: колокольчик, василёк, ромашка, одуванчик, роза, тюльпан, нарцисс, подснежник и др. Победителем станет тот, кто назовёт цветок последним.

    Загадки про цветы

    Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

    Растёт в саду красавица -

    Такая недотрога!

    И к ней не прикасаются -

    Колючек очень много. (Роза.)

    Мы шагаем по тропинке,

    Видим солнце на травинке.

    Вокруг солнца - облака,

    Будто капли молока. (Ромашка.)

    Много лепесточков острых

    У цветочков этих пёстрых.

    А цветочки невелики.

    Называют их... (гвоздики).

    Сразу все его узнают,

    Если в поле побывают.

    Этот синенький цветок -

    Скромный, милый... (василёк).

    Игра «Знаем цветы»

    Первый игрок произносит название цветка (например: роза). Второй игрок повторяет это название и добавляет своё (например: роза, мак). Третий игрок повторяет предыдущие названия и также добавляет своё. В случае затруднения воспитатель может оказать помощь (или просит детей помочь). Победителем станет тот, кто сможет произнести без ошибок самую длинную цепочку названий цветов.

    Игра «Шиповник»

    Вот растёт высокий куст.

    (Поднимаем руки вверх.)

    Он такой колючий!

    (Руки вперёд, растопыриваем пальцы.)

    Этот куст совсем не пуст

    И совсем не злючий.

    Солнце светит с высоты.

    (Руки вверху растопыриваем пальцы.)

    И среди листочков

    Распустились вдруг цветы.

    Множество цветочков!

    (Выставляем кулачки и разжимаем их.)

    А потом эти цветочки

    Отцвели, опали.

    Полетели лепесточки,

    На траву упали.

    (Трясём кистями рук перед собой.)

    На ветвях шиповника

    Зреет много ягод.

    (Показываем кулачки.)

    Вкусные, полезные!

    Запасём их на год.

    Игра «В саду»

    Слушаем стихи и выполняем различные движения.

    Часто мы в саду бываем.

    Здесь работать нужно.

    (Стучим кулачком о кулачок.)

    Всё из лейки поливаем,

    (Показываем, как поливаем.)

    Воду носим дружно.

    Сорняки мы вырываем,

    Это вредная трава.

    Фрукты, ягоды срываем.

    Угостим друзей сперва.

    (Выставляем руки вперёд.)

    Мы немного посидим.

    (Приседаем.)

    Фруктов, ягод поедим.

    (Показываем, как едим.)

    Посидим и отдохнём,

    А потом домой пойдём.

    (Идём на месте.)

    Игра «Назови растение»

    Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий растений на эту букву (деревьев, кустарников, цветов, ягод, фруктов, овощей). Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам.

    Игра «Грибы и ягоды»

    Слушаем стихи и выполняем движения руками.

    Мы по лесу ходим, бродим.

    (Идём на месте.)

    Мы грибочки здесь находим.

    (Делаем наклоны вперёд.)

    Много как грибов съедобных

    В наших кузовках удобных!

    Грузди, рыжики, маслята,

    И волнушки, и опята.

    Все хорошие мы знаем,

    В кузовки их собираем.

    (Показываем, как кладём грибы в кузовок.)

    Мы по лесу ходим, бродим.

    (Идём на месте.)

    Здесь мы ягоды находим.

    (Делаем наклоны вперёд.)

    Много есть полезных ягод.

    Запасёмся ими на год.

    Вот мы вышли на полянку

    И увидели поганку.

    Мухомор хорош на вид,

    Но он очень ядовит!

    Не хотим грибного яда.

    Этих нам грибов не надо!

    (Качаем головой в стороны.)

    Земляника и черника,

    Костяника и брусника.

    Все хорошие мы знаем,

    В кузовки их собираем.

    (Показываем, как кладём ягоды в кузовок.)

    Много ягод есть опасных -

    Чёрных, белых, ярко-красных.

    Умирают от их яда.

    Этих ягод нам не надо!

    (Качаем головой в стороны.)

    Игра «Объясни название»

    Воспитатель произносит названия растений - цветов, трав, ягод (можно использовать также названия грибов). Дети должны постараться объяснить их (почему так названо, с чем связано). Например:

    1. Одуванчик. (Отелов «одувать», «обдувать».)

    2. Земляника. {Потому что растёт на земле.)

    3. Шиповник. (Потому что есть шипы, колючки.)

    4. Мать-и-мачеха. {Снизу листья тёплые - «мать», сверху холодные - «мачеха».)

    Другие названия для игры: подорожник, подснежник, подсолнух, колокольчик, незабудка, василёк, черника, голубика, волчеягодник (волчник), волчьи ягоды, вороний глаз, бледная поганка, мухомор, рыжик, подберёзовик, подосиновик, боровик.

    Игра «Это верно или нет?»

    Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о лете. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

    Летом очень тепло, даже жарко.

    Летом солнце ярко светит и греет.

    Летом бывает холодно и морозно. (Хлопаем.)

    Летом дни короткие, а ночи длинные. (Хлопаем.)

    Летом дни длинные, а ночи короткие.

    Летом цветут цветы, созревают фрукты и овощи.

    Летом часто дует ветер и идёт снег. (Хлопаем.)

    Летом заяц серый, а зимой белый.

    Летом ёжик спит, а зимой бегает по лесу. (Хлопаем.)

    Летом ходят в шубах, шапках, сапогах. (Хлопаем.)

    Летом ходят в футболках, шортах, сандалиях.

    Огородные загадки

    Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

    Круглый, красный

    И на вкус прекрасный. (Помидор.)

    Ни окошек, ни дверей -

    Полна горница людей. (Огурец.)

    Сидит девица

    В темнице,

    А коса на улице. (Морковь.)

    Над землёй трава,

    Под землёй алая голова. (Свёкла.)

    Круглая, а не месяц.

    Жёлтая, а не масло.

    С хвостом, а не мышь. (Репа.)

    Красная мышка

    С белым хвостом

    В норке сидит

    Под зелёным листом. (Редиска.)

    Сто одёжек -

    И все без застёжек. (Капуста.)

    Жёлтая курица

    Под тыном дуется. (Тыква.)

    Под землёй птица

    Гнездо свила,

    Яиц нанесла. (Картофель.)

    Игра «Кто больше?»

    Дети по очереди называют овощи, которые им известны. Например: капуста, морковь, свёкла, редька, огурец, помидор и др. Победителем станет тот, кто назовёт овощ последним.

    Игра «Кто летит?»

    Слушаем стихи и выполняем различные движения.

    Машет крылышками птичка.

    Кто летит? Летит синичка.

    Быстро-быстро к нам летит

    Желтогрудая синичка.

    (Машем руками.)

    Можем все мы удивиться.

    Кто летит? Какая птица?

    (Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

    А спешит к нам издалёка

    Чёрно-белая сорока.

    (Машем руками, как крыльями.)

    Ночью ей в лесу не спится.

    Вертит круглой головой.

    (Поворачиваем голову вправо-влево.)

    Кто летит к нам? Эта птица

    Называется совой.

    (Машем руками.)

    Игра «Назови птицу»

    Дети по очереди произносят названия птиц. Например: трясогузка, сорока, ворона, воробей, синица, соловей, дятел, сова, голубь, сокол, орёл, журавль, пингвин, страус и др. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

    Игра «Енот»

    Слушаем стихи и выполняем различные движения.

    Утром встанет Енот,

    Сделает зарядку.

    Он пойдёт в огород

    И прополет грядку.

    (Показываем, как рвём траву.)

    После завтрака Енот

    В доме прибирается.

    (Выставляем руки вперёд.)

    Громко песенки поёт,

    Ходит - улыбается.

    Пообедает Енот

    И спешит на речку.

    (Бежим на месте.)

    Как обычно, он найдёт

    Там свою дощечку.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Будет наш Енот стирать.

    Он усталости не знает -

    Всё стирает и стирает.

    (Показываем, как стираем.)

    А потом лесной тропой

    Спать идёт к себе домой.

    Игра «Мишка в лесу»

    Слушаем стихи и выполняем различные движения.

    Мишка по лесу идёт,

    По лесной дороге.

    (Идём на месте.)

    Где же мишка отдохнёт?

    Летом нет берлоги.

    (Качаем головой вправо-влево.)

    Как захочет мишка спать,

    Он на травку ляжет.

    (Приседаем.)

    «Можно всюду отдыхать», -

    Громко мишка скажет.

    Мишка ходит и бежит.

    (Бежим на месте.)

    Он на травке полежит.

    (Разводим руки в стороны.)

    (Идём на месте.)

    Игра «Назови животное»

    Дети по очереди произносят названия диких животных. Например: медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж, кабан, тигр, лев, рысь, олень, лось, крокодил, жираф, бегемот и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

    Деревенские загадки

    Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

    Щиплет за пятки -

    Беги без оглядки. (Гусь.)

    Не всадник,

    А со шпорами.

    Есть гребешок,

    А не причёсывается.

    Не будильник,

    А по утрам всех будит. (Петух.)

    Ходит, квохчет.

    По двору идёт -

    Деток за собой ведёт. (Курица.)

    Сама пёстрая,

    Ест зелёное,

    Даёт белое. (Корова.)

    По горам, по долам

    Ходит шуба да кафтан. (Овца.)

    Ничего не болит,

    А всё стонет.

    По земле ходит,

    Пятачком землю роет. (Свинья.)

    Игра «Отгадай животное»

    Водящий (в этой роли выступают поочерёдно сами дети), загадав домашнее животное (корова, коза, курица, петух, утка, овца, кошка, собака и др.), изображает его походку, повадки, голос. Остальные должны отгадать животное.

    Игра «Кто лишний?»

    Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

    1. Медведь, ёж, корова, волк. (Корова. Это домашнее животное, а остальные - дикие.)

    2. Карась, крокодил, налим, окунь. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

    3. Утка, гусь, ворона, щука. (Щука. Это рыба, а остальные - птицы.)

    4. Акула, кит, дельфин, муравей. (Муравей. Живёт на суше, а остальные - в воде.)

    Игра «Кто плавает?»

    Дети по очереди произносят названия животных, которые могут плавать. (Можно называть не только тех, кто живёт в воде, но и тех, кто живёт на суше, но способен плавать.) Например: кит, дельфин, акула, щука, карась, сом, лягушка, гусь, утка, лебедь и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

    Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце»

    Задачи:

    — развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение;

    — формировать экологическое сознание.

    Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных старых. Среди них есть и березки — тоненькие, хрупкие. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не сломал тонкий ствол. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли и быстро прижились.

    Представьте себе, что вы — это слабенькие, тоненькие маленькие березки с нежными листочками и хрупкими веточками. Всякий может обидеть такую малышку.

    Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажите об этом ветру-озорнику.

    Дети рассказывают.

    Давайте я пожалею ваши пальчики-веточки. (Гладит пальцы детей, приговаривает.)

    Выглянуло ласковое летнее солнышко, пригрело березки. Какое у вас настроение? Что бы вы хотели сказать солнышку?

    Дети отвечают.

    Но что такое? Летом вдруг стало холодно, нависли хмурые тучи, и пошел такой сильный дождь, что все листочки у березок поникли, а некоторые даже упали на землю. Скажите, березки, как вы себя чувствуете в это время? Как вам можно помочь?

    Дети отвечают.

    Хорошо, что дождь быстро закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно обласкало березки. А тут и красивая бабочка прилетела и села отдохнуть на веточки березки. Вы рады таким гостям? О чем вы бы хотели поговорить с бабочкой?

    Дети отвечают.

    Мимо молодых березок шел мальчик и сорвал веточку, чтобы подарить своей маме. Как вы к этому отнесетесь? Правильно ли поступил мальчик? Расскажите ему, что вы чувствовали, когда он ломал веточки?

    Дети рассказывают.

    Но вот еще беда! На ваших веточках поселились прожорливые гусеницы, которые съедают все молодые листочки. Как вам можно помочь?

    Дети отвечают.

    Расскажите, березки, пожалуйста, о чем вы мечтаете, глядя на другую сторону улицы, где растут большие березы? Хотелось бы вам расти где-то в другом месте? Почему люди высадили вас вдоль дорог? Какую пользу вы приносите людям? Животным? О чем бы вы хотели попросить всех людей?

    Дети рассказывают.

    Давайте все вместе беречь нашу родную природу, оберегать от поломок и болезней, засухи, пыли молодые деревца.

    Загадки о березе

    Задача: развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева.

    Русская красавица

    Стоит на поляне

    В зеленой кофточке,

    В белом сарафане.

    Стоит красавица:

    Косы зеленые,

    Платье белое,

    Кора горючая,

    Ветки плакучие,

    Семя летучее.

    Не заботясь о погоде,

    В сарафане белом ходит,

    А в один из теплых дней

    Май сережки дарит ей.

    Стоит Алена:

    Платок зеленый,

    Тонкий стан,

    Белый сарафан.

    Игра «Путешествие в лес»

    Задачи:

    — закреплять знания о флоре и фауне леса;

    — развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность;

    — формировать интерес к родной природе.

    Оборудование: аудиозапись звуков леса.

    Воспитатель . Ребята, мы с вами уже много путешествовали в разные места. Но еще не были в летнем лесу. Хотите, мы туда отправимся? На чем же мы туда отправимся? (Выслушивает варианты детей.) Сколько предложений! Давайте выберем одно из них.

    Дети имитируют передвижение на выбранном объекте к месту на территории ДОУ, где есть участок леса или деревья.

    Наконец-то мы добрались! Никого не потеряли по дороге? Осмотритесь, прислушайтесь. Слышите, как птицы поют в лесу? «Ку-ку, ку-ку», кто так поет? Конечно, кукушка. Это она нас встречает. Давайте у нее спросим: «Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?» Как нам ответила кукушка?

    А что это за птица с красной шапочкой, которая долбит кору сосны? Как стучит дятел?

    Дети показывают.

    Давайте вместе со мной расскажем четверостишие об этом. Клювом будет указательный палец одной руки, а корой дерева — ладонь другой руки.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Дятел дерево долбит,

    Клювом «д-д-д» стучит.

    В дубе ищет он жучков,

    Самых вредных червячков.

    Давайте войдем в лес. Какой под ногами мягкий мох! Идем по мху неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной друг за другом. Пойдем по узкой тропинке. Мы попали в полосу елового леса. Какие деревья растут в еловом лесу? Ель — это хвойное или лиственное дерево?

    Дети отвечают.

    Пахнет хвоей и смолой

    Старый лес дремучий.

    Колокольчик удалой

    Свесился над кручей.

    Сколько здесь поваленных деревьев после сильного ветра! Нам придется через них перелезть.

    Дети преодолевают воображаемые препятствия.

    Идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь.

    Елка, елка, елочка —

    Колкая иголочка.

    Ой, я обо что-то укололась! Но это не елка. Кто же это?

    Кто колючий, словно елка,

    Носит на спине иголки?

    Конечно, ежик. Покажите, какой он.

    Пальчиковая гимнастика

    В лесу растет большая елка, Дети разводят пальцы рук ладонями от себя, соединяют большие пальцы.

    У елки колкая иголка. Пружинисто соединяют пальцы подушечками попарно. Под елкой в норе живет еж, Скрещивают пальцы рук.

    Его руками не возьмешь. Сжимают и разжимают скрещенные пальцы.

    Пора нам выходить из елового леса. Впереди свет. Это значит, начинается лиственный лес. Какие деревья растут в нем?

    Дети отвечают.

    Но почему мне кажется, что это не деревья, а девушки в белых сарафанах?

    Дети отвечают.

    Мы пришли в березовую рощу. Как же здесь светло, красиво! Давайте вместе с березками поводим хоровод.

    Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

    Совсем не хочется уходить из березовой рощи. Но впереди дубрава. Какие деревья здесь растут?

    Темной он покрыт корой,

    Лист красивый, вырезной.

    А на кончиках ветвей

    Много-много желудей. (Дуб)

    Дети отвечают.

    Правильно, в дубраве растут дубы. Вот и мы станем дубками.

    Игра «Путешествие к лесному болоту»

    Задачи:

    — закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

    — развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

    — формировать интерес к природе.

    Предварительная работа : чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций о болоте.

    Воспитатель . Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на краю леса лесное болотце? Чем болото отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

    Дети отвечают.

    Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

    Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями- лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

    Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

    Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы».

    Дети выполняют.

    Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого наше болото. Приземляемся. Я предупреждаю вас, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно опять превратиться в детей. Оглядитесь, осмотритесь.

    Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

    Дети отвечают.

    Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане, а теперь покажите березку у болота.

    Дети изображают березку.

    Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. Какие еще растения растут на болоте?

    Дети отвечают.

    По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна? Дети отвечают.

    Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

    А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик; плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

    А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

    Как веселые подружки,

    Скачут, квакают лягушки.

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

    Будем петь мы до утра.

    Стихотворение с движениями «Лягушки-хохотушки»

    Две лягушки-хохотушки Дети показывают указательный и средний пальцы руки.

    Прыгали-скакали. Изображают прыжки пальцами.

    Лапкой — хлоп, другою — хлоп, Хлопают рукой по ноге.

    Щеки раздували. Показывают округлость щек пальцами рук.

    Увидали комара, Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета глазами.

    Закричали: «Ква-ква-ква!» Изображают рот лягушки, противопоставив большой палец сомкнутым остальным пальцам.

    Улетел комар, как ветер. Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.

    Хорошо пожить на свете! Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.

    Воспитатель . Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

    Стоит остроносая птица в воде,

    Не шевельнется, проказница!

    На левой стоит или на правой ноге,

    Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

    Г. Буковская

    Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге. Чем питаются?

    Дети отвечают.

    Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

    Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

    Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

    Дети отвечают.

    Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа — начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода. Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

    На болотце мы пойдем,

    Много клюквы соберем.

    А растет она на кочке

    И висит на тонкой ножке,

    Красным цветом выделяясь,

    Кислым соком наливаясь.

    Осторожно мы ступаем,

    Клюкву дружно собираем.

    Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю клюкву, которую набрали. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Будем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

    Дети отвечают.

    Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком змеи — гадюки. Они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить.

    Будь осторожен на болоте

    И на змею не наступи.

    Ее заметить здесь не просто.

    Иди тихонько, не спеши.

    Как палка, может растянуться

    Опасная для нас змея.

    Потом клубком она свернется,

    Среди кустов лежит, шипя.

    Не нарушай ее покоя

    И осторожно обходи.

    Болото — дом ее законный,

    А ты здесь — гость,

    Вот и смотри!

    Е. Алябьева

    Наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

    На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

    Я Водяной, я Водяной.

    Поговорил бы кто со мной.

    А то мои подружки —

    Пиявки да лягушки.

    Фу, какая гадость!

    Эх, жизнь моя жестянка,

    Да ну ее в болото!

    Живу я, как поганка,

    А мне летать, а мне летать,

    А мне летать охота!

    Ю. Энтин

    Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось столько друзей.

    Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

    Дети. Из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

    Проводится игра «Пиявки».

    Интересное путешествие у нас получилось! Вам понравилось? Но пора возвращаться в детский сад. Ну, гуси-лебеди, приготовились, полетели.

    Загадывание загадок о насекомых

    Задача: развивать логическое мышление, доказательную речь, умение выделять характерные признаки насекомого.

    Заберется на пенек

    И зажжет свой огонек.

    Светит нам ночной порой,

    Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок.)

    Очень маленький на вид,

    Надоедливо звенит.

    Прилетает вновь и вновь,

    Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

    Хоть я мал, да удал,

    Очень многих покусал.

    Песню звонкую пою,

    Ночью спать вам не даю. (Комар.)

    Он строитель настоящий,

    Деловитый, работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

    Любит солнечный денек

    Беззаботный... (мотылек).

    В окна, двери залетаем

    И назойливо жужжим.

    Очень нас не любят люди,

    Потому что им вредим. (Мухи.)

    У нее четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза.

    Называют ее... (стрекоза).

    Я — мохнатый червячок,

    Полосатый бочок.

    Скоро бабочкою стану,

    Закружусь я над поляной. (Гусеница.)

    Этот маленький скрипач

    Изумрудный носит плащ.

    Он и в спорте чемпион,

    Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

    Он большой, лохматый,

    Жилет носит полосатый.

    В норке под землей живет

    И нектар цветочный пьет. (Шмель.)

    Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла.

    Сама похожа на цветок,

    Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка.)

    Строим восковые

    Себе кладовые,

    В них храним мы целый год

    Золотистый сладкий мед. (Пчелы, соты.)

    Я всегда без приглашенья

    Прилетаю за вареньем.

    Кто мне есть мешает,

    Того могу ужалить.

    Вьюсь я, лезу на глаза,

    А зовут меня... (оса).

    Заучивание и использование в играх считалок

    Задачи:

    — развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение память;

    — активизировать знания о насекомых.

    Дятел сел на сучок

    И стучит: «Тук, тук!

    Открывай-ка двери, жук!»

    А жучок —

    В теремок

    И дверь на замок:

    «Лучше, дятел, не стучи,

    От дверей ищи ключи!

    Если ключик не найдешь,

    Значит, ты водить пойдешь».

    Чок-чок, чок-чок,

    Сел жучок на сучок —

    Потерял башмачок.

    Есть хочет,

    Листья точит.

    Раз — листок,

    Два — листок,

    А третий листок —

    Выходи за порог.

    Дидактическое упражнение «Последовательность событий»

    Задачи:

    — учить устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, причинно-следственные связи;

    — развивать речь.

    Оборудование : карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, летающих насекомых, насекомых в коре дерева, насекомоядных птиц, улетающих на юг.

    Дети показывают и рассказывают, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают.

    Дидактическая игра «Собери цветок»

    Задача : развивать логическое мышление, умение обобщать, классифицировать, объяснять принцип обобщения.

    Оборудование: кружки и лепестки для составления цветка (по количеству участников), у каждого цветка на лепестках нарисованы объекты, относящиеся к одной обобщающей группе (цветы, птицы, рыбы, звери, насекомые и т.п.)

    Каждый играющий становится садовником, собирающим и «сажающим» цветок, состоящий из лепестков с нарисованными растениями или животными, которых можно объединить в одну группу и назвать ее одним словом.

    Дидактическое упражнение «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»

    Задачи:

    — закреплять особенности внешнего вида гусеницы и бабочки;

    — развивать точность движения руки, воображение.

    На карточке нанесено изображение гусеницы и точечное изображение бабочки. Ребенок должен обвести точечное изображение и рассказать, в кого превращается гусеница.

    Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»

    Задачи:

    — закреплять знания о стадиях развития бабочки;

    — развивать связную речь.

    Ребенку предлагается последовательно разложить картинки с изображением этапов превращения бабочки и рассказать о них.

    Дидактическая игра «Где живет насекомое?»

    Задачи:

    — закреплять знания о местах обитания разных насекомых;

    — развивать память, фразовую речь, пополнять словарный запас.

    Оборудование: коллективная аппликация с изображением мест обитания разных насекомых (норка, муравейник, улей, дупло, цветок, осиное гнездо, кора дерева и т.п.) и картинки с их изображением.

    Ребенок должен «поселить» насекомое в его место обитания и рассказать, чем оно питается, какие звуки издает, чем отличается от других насекомых. Если «домика» для какого-то насекомого нет, ребенку предлагается его нарисовать.

    Малоподвижная игра «Летает — не летает»

    Задачи:

    — развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

    Воспитатель называет летающих (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка, майский жук, комар, мотылек) и нелетающих насекомых и животных, а дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда воспитатель назовет летающее насекомое. Тот, кто ошибся, должен назвать любое другое насекомое.

    Конкурс знатоков насекомых

    Задачи:

    — активизировать знания о насекомых;

    — развивать быстроту реакции, память, умение точно отвечать на вопрос, строить предложение развернутой фразой.

    Вопросы

    ♦ Кто из насекомых живет большими семьями?

    ♦ Кто из насекомых доит тлей?

    ♦ Как различают муравьи «своих» и «чужих»?

    ♦ Как муравьи находят дорогу к муравейнику?

    ♦ Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?

    ♦ Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?

    ♦ Кто из насекомых танцем рассказывает другим насекомым о том, в какой стороне и на каком расстоянии растут цветы со сладким нектаром?

    ♦ Какая команда быстрее разделит карточки с насекомыми на группы: летающие и нелетающие; правильно выстроит цепочку превращений бабочки; знает больше стихов, пословиц, поговорок, песенок о насекомых?

    Лето – время, когда дети младшего школьного возраста предоставлены сами себе. Не многим из них удается поехать с родителями на море или самостоятельно отправляются в пионерский лагерь. Во дворе, на пляже или на даче дети собираются небольшими компаниями, но совершенно не знают, чем заняться и как провести свободное время. А ведь на самом деле летние игры для детей настолько разнообразны и интересны, что можно часами и сутками играть и развлекаться. Ведь даже прыгание на скакалке, игра с мячом, эстафеты, догонялки способствуют физическому развитию. А уж подвижные игры – это еще и отличные развивающие, познавательные занятия, которые позволяют ребенку проявить себя и свою смекалку, а также скрепляют отношения между детьми и между детьми и их родителями.

    Подвижные летние игры для детей во дворе.

    «Кис-брысь-мяу». Выбирается поочередно, из всех игроков, водящий, который стоит спиной к остальным. Ведущий, показывая рукой на любого игрока, говорит: «Кис», как бы задавая вопрос. Если водящий в это время отвечает: «брысь» - игра продолжается, если «мяу» – игра останавливается. Затем ведущий спрашивает у еще невидящего водящего, что он будет делать в паре с выбранным человеком. Только после этого водящий поворачивается лицом, видит, кого он выбрал себе в пару и делает то, что сказал. Можно заранее подготовить какие-то интересные задания и потом их по парам и выполнять.

    «Тянулка».

    Необходимо провести ровную черту, за нее во время игры нельзя будет переступать. Необходимо 2 команды, игроки которых выбирают в каждой команде самого сильного. Абсолютно все игроки должны сцепиться руками между собой в локтях так, чтобы образовалась 1 длинная цепь. С каждой стороны этой цепи становятся выбранные силачи, которые должны перетянуть всех ребят в свою сторону так, чтобы противоположная команда заступила за черту.

    «Дворовые городки».

    Нужно то количество бит (палок), какое количество игроков. Затем рисуется круг, в который устанавливаются друг на друга разнообразные жестяные банки. Кроме того, на некотором расстоянии от этой конструкции рисуются линии – это уровни. Ребята по очереди бросают свои биты так, чтобы выбить из круга банки. При этом - сколько выбил банок – на тот уровень игрок и становится. Побеждает тот, кто быстрее всех прошел все уровни.

    «Заколдованный замок».

    Все участники должны разделиться на 2 команды. Одной из них нужно расколдовать замок (какой-то выбранный объект – дерево, качели, стена), а другой, соответственно, необходимо не дать этого сделать. Кроме того, у замка есть ворота в виде двух игроков. Надо отметить, что у тех, кто охраняет объект: и у ворот и у остальных, которые разбредаются по всей площадке - завязаны глаза. Та, команда, которая пытается покорить этот замок, бесшумно двигается по площадке и незаметно проходит через ворота к замку. Другая же команда, не видя и ориентируясь только на звуки, охраняет замок и ловит наступающих.

    «Направления».

    Наверное, все летние игры для детей очень веселые. Вот одна из наиболее смешных. Здесь необходим судья и 2 параллельные линии, прочерченные на приличном расстоянии друг от друга. Все ребята встают посередине между линиями. Затем, после крика или свистка судьи, все разбегаются в разные стороны, чтобы добежать до любой из двух линий. Затем судья опять свистит и все игроки, не останавливаясь, продолжают бежать, но уже в другом направлении. Задача судьи - не дать игрокам возможности добежать до линии и поэтому он постоянно должен свистеть. Тот, кто все-таки добежал – сам становится судьей.

    Летние игры для детей с мячом.

    Мяч – самый распространенный инвентарь, который используется людьми разного возраста. Что уж говорить о ребятах 6-10 лет. Многие летние игры для детей не обходятся без этого незатейливого снаряжения. Футбол, волейбол, пионербол– каких только игр не существует в арсенале детей и взрослых. Вот еще одна интересная и увлекательная игра - видоизмененный и усложненный вариант простой и знакомой «Вышибалы», для которой необходима большая свободная территория.

    «Перекрестный огонь».

    Дети делятся на команды - 3 штуки. На середине игрового поля нужно нарисовать полосу, куда встает одна команда. 2 другие при этом становятся по противоположным сторонам черты. Каждой из этих двух команд необходимо 3 мяча. Мячами дети устраивают перекрестную пальбу по тем, кто стоит в центре. После последнего выбитого игрока, команды должны поменяются местами, причем на линию выходит та, которая выбила последнего игрока.

    «Страусиное яйцо».

    Каждый игрок ступней, рукой или коленом набивает мяч такое количество раз, которое может по максимуму. Затем результаты фиксируются, а потом от большего числа отнимается меньшее. Разность этих чисел – очков равно тому количеству шагов, которое должен пройти проигравший (то есть который выбил меньше всех) с мячом, зажатым между коленями. В это время все остальные игроки должны смешить этого неуклюжего страуса, чтобы он рассмеялся и выронил мяч.

    «Горячая картошка».

    Желающие поучаствовать становятся в круг и спокойно перекидывают мячик друг другу. Затем любой желающий из игроков говорит: «Картошка горячая!». После этих слов, дети начинают бросать мяч так, будто он действительно горячий – быстро-быстро. Проигрывает и выбывает из игры ребенок, который уронил мяч.

    «Шаги».

    Подобные летние игры для детей вырабатывают у них физические навыки и развивают фантазию, смекалку и интуицию. Происходит это так: все встают в начерченный круг диаметром примерно 2 метра. Дружно выбранный водящий подбрасывает мячик очень высоко и в этот момент пока мяч летит вниз - все дети разбегаются подальше от круга. Когда водящий ловит мячик, он должен прокричать «стоп» и после того, как все остановились, выбрать любого из игроков. Тот в свою очередь называет количество шагов до круга. Эти шашки могут быть названы в абсолютно любом количестве и могут быть любого вида (гигантские, лилипутские, прыжки, и подобные). После этого выбранный шагает то количество шагов, которое он сказал и если ему удается достать до водящего, то он сам становится водящим.

    Таких разнообразных, но одинаково веселых и, что немаловажно, полезных игр очень много. Летние игры для детей – это всегда физическое, психологическое, умственное и социальное воспитание младших школьников. Летние каникулы позволяют детям весело и интересно провести время, найти новых друзей, поиграть в любимые игры, придумать их самим и узнать много нового и интересного.

    ТЕМА НЕДЕЛИ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ.

    Цели: Закрепление и расширение знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей;
    пробуждение у детей живого интереса и любознательности к окружающему миру;
    развитие положительного чувства ребенка к природе.

    Закрепление знаний детей о явлениях неживой природы -воде и её свойствах.
    Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
    Приход «Айболита» - рассказ о целебности солнца и воды (и об опасности).
    1. Дидактическая игра «Вода наша помощница» «Волшебница вода»
    2. Заседание клуба «Почемучек».
    Тема: «Такая разная вода»
    а) все ли дожди одинаковы (весна, осень, лето) .
    б) все ли облака одинаковы
    4. Слушание а/записи «Шум дождя»
    5.Дидактическая игра «Как зовут птенца?».
    6. Экологический трудовой десант
    а) полив цветов на клумбе

    б) уборка мусора на участке.
    8. Разгадывание загадок про времена года.
    9. Дидактическая игра «Гнездо, улей, нора или кто где живёт?»

    Дождь

    Ранним утром, ровно в пять,
    Вышел дождик погулять.
    Торопился по привычке -
    Вся земля просила пить, -
    Вдруг читает на табличке:

    «По газону не ходить».
    Дождь сказал печально:
    «Ох!»
    И ушёл.
    Газон засох.

    О.Бундур

    В лесу

    Мы летом в лесу
    Собирали малину,


    И доверху каждый
    Наполнил корзину.
    Мы лесу кричали
    Все хором: – Спа-си-бо!
    И лес отвечал нам:
    “Спасибо! Спасибо!”
    Потом вдруг качнулся,
    вздохнул … и молчок.
    Наверно, у леса
    Устал язычок. М. Файзуллина

    ТЕМА НЕДЕЛИ: ЛЕСНАЯ.

    Цели: Обобщение знаний детей о деревьях и ягодах и животных наших лесов.

      Задачи:

      Формирование первичного представления о растительном мире, о растениях смешанного сибирского леса: сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр, береза, рябина.

      Уточнение и закрепление с детьми понятие «животные», используя различные виды детской деятельности, уточнение особенности внешнего вида животных, закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы.

      Формирование желания получать удовольствие от общения с природой.

    Беседа: «Пожар в лесу»

    Цель: Формирование навыков безопасного поведения при пожаре в лесу.

    Чтение лесных сказок красной книги Жимолость и Боярышник

    Цель: Развитие словаря, связной речи при ознакомлении с растениями.

    Воспитание бережного, безопасного отношения к растениям в природе.

    Д/и «Рыбы, грибы, ягоды, цветы»

    Цель: Закрепление представлений о растениях сибирского леса,

    умений быстро ориентироваться в вопросе и правильно находить

    картинки в соответствии с вопросом.

    Рассматривание презентации «Мир животных».

    Цель. Расширение кругозора детей, уточнение и закрепление с детьми понятия «животные».

    Пальчиковые игры на тему «Лес»

    Белочка, Ромашки.

    Белочка
    Хожу в пушистой шубке,
    (накрываем кулачок ладошкой)
    Живу в густом лесу
    (сцепляем пальцы в открытый замок)
    В лесу на старом дубе
    (перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)
    Орешки я грызу.
    (складываем ладошки вместе, накрывая орех)

    Ромашки
    Ромашки белые цветки -
    Как пальцы маленькой руки,
    (показываем ладошки, делаем вращающие движения кистями)
    И вот слетаются жуки
    Считать ромашки лепестки!
    (считаем пальчики, делаем легкий массаж пальчиков)

    Продуктивная деятельность:

    Аппликация- « Летний лес»

    ТЕМА НЕДЕЛИ: ВОДНАЯ.

    Цели: формирование у детей знаний о значении воды в жизни всего живого на земле : вода- источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, а также продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе.

    Задачи:

    Формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая)

    Познакомить с обитателями водоёмов

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Учим вместе с детьми.

    Воду нужно уважать!
    Воду нужно уважать -
    Это должен каждый знать!
    Совершенно не секрет -
    Без воды нам жизни нет!

    Ни умыться, ни напиться,
    И не сможем насладиться
    Ни природой, ни пейзажем
    Без воды угаснет каждый!

    . Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».

    Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.

    Размышление: «Откуда берется вода в кране?».

    Игра - соревнование: «Где живет вода?».

    Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).

    Наблюдение за водой в фонтане.

    Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».

    Творческая игра: «Мы - водные животные».

    Проведение опытов: А) «Вода прозрачная»

    Б) «Вода не имеет форму»

    В) «Вода растворяет вещества»

    Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

    Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».

    Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).

    Тема недели: Добрые дела.

    Цель: углубление представления детей о доброте, о том «что такое хорошо и что такое плохо», совершенствование коммуникативных качеств (умения выслушивать товарищей, высказывать свое мнение), навыки культурного общения со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.


    Учим вместе с детьми

    Стихи о доброте.

    Доброта нужна всем людям,

    Пусть побольше добрых будет.

    Говорят не зря при встрече

    «Добрый день» и «Добрый вечер».

    И не зря ведь есть у нас

    Пожелание «В добрый час».

    Доброта - она от века

    Украшенье человека…

    Пословицы о доброте

    Доброе слово лечит, злое калечит.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Добрые слова дороже богатства.

    Не хвались серебром, а хвались добром.

    Кто добро творит, тому бог отплатит.

    За добрые дела добром платят.

    Злой плачет от зависти, а добрый от радости

    Труд: «лечим» книжки, ухаживаем за комнатными растениями, делаем подарки для сотрудников детского сада, помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим порядок в уголках).

    Здоровье : беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», «Скажи доброе слово другу».

    Музыка : прослушивание песенки «Дружба начинается с улыбки».

    Безопасность: беседа «Добрый человек не оставит в беде» (обсуждение практических ситуаций, как можно помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно (например, если упал или если снег ест на прогулке, что нужно делать?).

    Физкультура : подвижные игры и физминутки с тематическим содержанием.

    Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец».

    Тема недели: Фольклорная.

    Цели: воспитание интереса к истории России, народному творчеству, продолжение знакомства с устным народным творчеством, расширение представления о народной игрушке;

    знакомство с народными промыслами.

    Стихотворение недели:

    Шли подружки по дорожке,

    Было их немножко.

    Две Матрёны, три Матрёшки

    И одна Матрёшечка.

    Очень любим мы, Матрёшки,

    Разноцветные одёжки.

    Сами ткём и прядём,

    Сами в гости к вам придём.

    Шла по ягоды Матрёшка,

    Позабыла взять лукошко.

    И куда такую сласть

    Мне теперь подружки класть?

    Восемь кукол деревянных

    В разноцветных сарафанах.

    На столе у нас живут

    Всех Матрёшками

    зовут.

    Чтение потешек , прибауток, закличек;

    Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?»;

    Заучивание песенки «Во поле рябинушка стояла».

    Заклички:

    *Чижик

    пыжик воробушек,

    По улоньке скачет,

    Девиц собирает

    Поиграть

    поплясать

    Себя показать?

    Или:

    Тай

    тай, налетай!

    Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй

    Обыгрывание сказки «Лисичка сестричка и серый волк»; Путешествие в

    «Город мастеров»

    Игровые ситуации

    Подвижные игры «Посадка картошки», «Сороконожка»,

    «Мышеловка», «Жмурки с колокольчиком»

    Раскраски с изображением дымковских игрушек.