• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

    Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь - всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

    Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

    Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

    Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы - травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

    Маленькие зверьки - ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

    Летним вечером можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши - полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

    Красная книга - не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет - это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.


    Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

    Дети должны знать:

    Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
    - что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
    - как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
    - кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
    - кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
    - различать названия частей тела животных и людей.

    Расширение словарного запаса детей:

    Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

    Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

    Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

    Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

    Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

    Где спрячется ежик? В норе.

    Где будет спать медведь? В берлоге.

    Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

    Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

    Какого? - Почему белого?
    - От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

    Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

    А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
    Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
    Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

    Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
    Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

    Где живет белка? В дупле.
    -Как она подготовилась к зиме?
    Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

    А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
    - Кто это? Лось.
    - Чем питается лось? Растениями.
    -А много ли растений зимой можно найти в лесу?
    В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

    Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

    Лиса – лис.
    Ёж – ежей.
    Белка – белок.
    Заяц – зайцев.
    Волк – волков.
    Лось – лосей.
    Кабан – кабанов.

    Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

    Белка – белочка.
    Лиса – лисичка.
    Заяц – зайчишка, зайчонок.
    Белка – бельчонок.
    Медведь – медвежонок.
    Волк – волчонок.

    Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

    Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
    Одна лиса, … ,пять лис.
    Один волк, …,пять волков.
    Один медведь, … ,пять медведей.
    Одна белка, …, пять белок.

    Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

    Хвост лисы - лисий хвост.
    Лапа медведя - медвежья лапа.
    Зубы волка - волчьи зубы.
    Иголки ежа - ежиные иголки.

    След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
    Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
    Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

    Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

    Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
    Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
    Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
    Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
    Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

    Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

    В берлоге живёт (кто?) – медведь.
    В норе живёт (кто?) – лиса.
    В логове живёт (кто?) – волк.
    В норке живёт (кто?) – ёжик.
    В дупле живёт (кто?) – белка.

    Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

    У человека - рот, а у животных – пасть.
    У человека - лицо, а у животных – морда.
    У человека - зубы, а у животных – клыки.
    У человека - живот, а у животных – брюхо.
    У человека - ногти, а у животных – когти.
    У человека - руки, а у животных – лапы.

    Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

    Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

    Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

    Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

    Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

    Лиса – тявкает.
    Медведь – рычит.
    Волк – воет.
    Ёжик – фыркает и т.д.

    Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

    Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
    Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
    Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
    Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
    Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

    Игра "Кому что дадим?"

    Мясо – волку.
    Малину - ...
    Мёд - ...
    Морковку - ...
    Яблоко - ...
    Орехи - ...
    Грибы - ... и т.д.

    Игра "У кого – кто?"

    У медведя – медвежата.
    У лисы - ...
    У волка - ...
    У зайца - ...
    У ёжика - ...
    У белки - ... и т.д.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».

    Задачи:
    Образовательная область «Познавательное развитие»
    Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
    Уметь различать хищных и травоядных животных.
    Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
    Образовательная область «Речевое развитие»
    Активизировать словарь по данной теме.
    Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
    Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
    Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
    Образовательная область «Физическое развитие»
    Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
    Ход непосредственно образовательной деятельности:
    1.Организационный момент.
    Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
    Игра: «Отгадай загадку»
    Зверька узнаем мы с тобой,
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке - летом.
    (Белка)
    Угадайте, что за шапка:
    Меха целая охапка.
    Шапка бегает в бору,
    У стволов грызет корую
    (Заяц)
    Всех зверей она хитрей,
    Шубка рыжая на ней.
    (Лиса)
    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.
    (Белка)
    Хозяин лесной,
    Просыпается весной
    А зимой под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой.
    (Медведь)
    Кто зимой холодной
    Бродит злой, голодный?
    Чей тоскливый вой
    Слышится зимой?
    (Волк)
    Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело, легко,
    Рога раскинув широко.
    (Лось)
    Кто колючий, словно елка,
    Носит на спине иголки?
    (Ёж)
    2. Основная часть.
    Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
    Дети:- Животные.
    Воспитатель:- Почему?
    Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
    Воспитатель:- Где живут эти животные?
    Дети:- В лесу
    Воспитатель:- Как они называются?
    Дети:- Дикие животные
    Воспитатель:- Почему их так называют?
    Дети:- Сами себе добывают пищу
    Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
    Дети:- Звери
    Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
    Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
    Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
    А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
    А где у них дом?
    Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
    У зайчат дом……. Под кустом
    У лисят дом……..Нора под пеньком.
    У волчат дом…….Логово.
    У медвежат дом…..Берлога.
    У бельчат дом…….Дупло.
    У ежат дом…….Гнездо в норке.
    У лосят дом….. В рыхлом снегу.
    Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
    А кто еще спит всю зиму? (Еж)
    Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
    3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
    Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).

    Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
    Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

    Заяц , как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.

    Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

    Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.

    Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.

    Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.

    Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.

    Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
    Вот так звери
    Нор не роют
    Но зато плотины строят
    Все они одеты в шубы
    Инструмент не пилы-зубы

    Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
    Дети: - Бобрята.
    - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

    Физминутка «Теремок»
    А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
    Стоит в поле теремок, теремок
    Он не низок не высок, не высок.
    На двери висит замок
    Кто его открыть бы смог
    Слева зайка, справа мишка,
    Отодвиньте-ка задвижку
    Слева ежик, справа волк
    Нажимайте на замок
    Зайка, мишка, ежик, волк
    Открывают теремок.

    4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
    1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
    2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
    3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).

    5. Игра «Хвосты»
    Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
    - Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
    - Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).

    6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.

    Тютюнник Светлана Юрьевна,

    воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области

    Конспект НОД по экологии «Жизнь зверей осенью»

    Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Заложить основы эко-логического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

    Материал . Открытки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: мягкие игрушки (звери)

    Картины из серии «Жизнь зверей осенью»

    Ход занятия

    Утром мы во двор идем

    Листья сыплются дождем,

    Под ногами шелестят

    И летят, летят, летят.

    Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.) .

    Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)

    Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь».)

    А кого не хватает в нашем лесу? «Животных».) Давайте поместим на

    нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу.

    Картинки выставляются после того, лесные звери-куклы встречают детей и рассказывают о том, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме.

    «Медведь»

    Воспитатель Любит спать в своей берлоге,

    Страшно может зареветь.

    Кто, скажите, он? (Медведь)

    Игрушка- медведь: Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето; А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

    Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

    Медведь: Я в берлоге крепко сплю,

    И меня нельзя будить.

    С осени свой жир коплю,

    Много ем и много пью.

    Медведю зимой одна работа

    Крепко спать и весны ждать.

    «Лисица»

    На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

    За деревьями, кустами

    Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.

    Нет ли дыма? Нет пожара?

    Что вы! Это же плутовка

    Рыжая головка, Хвост пушистый - вот краса! А зовут ее. (лиса) .

    Игрушка – лиса. А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

    Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

    Лиса: Я зимы не боюсь:

    В шубу теплую ряжусь,

    Хвост красивый какой

    Он мне нравится самой!

    Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

    А затем охотиться начинаю.

    Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает,

    Но и мне зимой трудно бывает.

    Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

    Сердитый недотрога

    Живет в глуши лесной,

    Иголок очень много,

    А нитки ни одной. (Еж)

    Воспитатель: Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невоз-можно: копна копной! «

    Игрушка -еж: На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не при-греет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей.

    Фuзкультминутка «Прогулка в лесу»

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали,

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их лучики согрели.

    Бабочки летали,

    Крылышками махали.

    На нос села пчела.

    Посмотрите вниз, друзья.

    Мы листочки приподняли,

    В ладошку ягоды собрали.

    Хорошо мы погуляли! .

    И немножечко устали!

    «Заяц» Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

    К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

    Очень трудно зимой бывает,

    Когда сильный мороз и еды не хватает.

    А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

    Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет.

    Игрушка -заяц: Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в

    норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным - полно. Спасают

    меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только,

    что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не

    раз выручали меня. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

    игрушка-белочка:

    Целый день я все скакала,

    Осенью ведь дел немало:

    Выбрать на зиму дупло, Чтобы было в нем тепло, Застелить его ковром Теплым пухом, мягким мхом. День-деньской скачу по лесу Собираю мягкий мох,

    А орешек если встречу,

    В кладовую с ним я скок!

    Ну а если на полянке

    Я грибочек разыщу,

    То зимою приходите непременно угощу.

    Лист осенний облетает, Льется с веток листопад. Посмотрите, посмотрите,

    Я меняю свой наряд.

    Была рыжая, теперь

    Шубка гуще и светлей, Хвостик серебристый Серенький, пушистый.

    Воспитатель загадывает загадку, появляется игрушка- волк.

    Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный? (Волк)

    Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы.

    Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и гово-рят о нас в народе, что волка ноги кормят. .

    Воспитатель: Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.

    Игра «Чудесный мешочек»

    В мешочке находятся: мед, орехи, яблоко, морковь и т. д.

    Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.

    Подходят к игрушкам и угощают их.

    Пословицы о природе

    А теперь послушайте пословицы о природе:

    Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

    Кто природу губит, тот свой народ не любит.

    Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

    Воспитатель: вот ребята, сегодня мы с вами узнали, как дикие звери к зиме готовятся. Давайте мы скажем до свиданья нашим гостям, им пора в лес.

    Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
    Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
    Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

    Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

    Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

    Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

    Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

    Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

    Викторина «Как зимуют звери»

    1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
    - улетают в тёплые края
    - меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
    - меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

    2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
    - белка
    - заяц
    - ёж

    3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
    - барсук
    - лисица
    - волк

    4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
    - Жировые запасы под шубкой
    - тишина
    - покой

    5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
    - Корой деревьев и веточками
    - морковкой
    - капустой

    6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
    - кору деревьев и веточки
    - мелких зверьков
    - голодают

    Кто здесь лишний?

    Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
    (Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

    В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
    (Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

    Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
    (Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

    Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!