• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Понятие общества

    На первый взгляд вопрос о том, что такое общество, представляется довольно простым. Общество - это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бы неполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно складывающихся между людьми отношений; которые объединяют их, связывают в единую целостность. Такие отношений, устанавливающиеся в процессе совместной человеческой практической и духовной деятельности, называются общественными отношениями. Эти отношения воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие Поколений могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.

    Таким образом, общество - это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Разумеется, это не единственно возможное определение общества, которое настолько сложно и многогранно, что допускает множество исследовательских подходов, все более дифференцирующихся по мере его усложнения. Общество можно рассматривать как способ существования человека, выделяя При этом деятельность, поведение, общение людей, которые проявляются во всех видах общественных отношений. Общество можно рассматривать как функциональную систему с точки зрения тех функций, которые оно выполняет, например, функции целеполагания, адаптации, интеграции, самосохранения. Если посмотреть на общество как на трансформационную систему, то на передний план выходят процессы развития, изменения общественных отношений.

    Общество - это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга. Человек, будучи природным и социальным существом, устремлен к миру, к обществу, в котором он формируется как человек разумный, как личность.

    Социализация - это включение человека в развивающийся общественный организм, в процессе которого он усваивает опыт предшествующих поколений и современников, приобретает знания и навыки, способы поведения, культуру. Эту общественную ориентацию можно назвать коллективистской устремленностью. Стремление человека к индивидуальному самовыражению можно определить как индивидуалистическую направленность.

    В том или ином обществе, у того или иного человека мера коллективистской и индивидуалистической устремленности различна.

    Определенным типам общества соответствуют и определенные типы личности. Так, на ранних этапах человеческой истории доминирует коллективистский тип личности. Здесь человек устанавливает свои отношения с миром, социальным, природным в основном через коллектив. Хорошо известен институт «остракизма» или выселение из общины в античной культуре, что являлось самым серьезным наказанием. В эпоху Возрождения в европейской культуре начинается процесс все большей индивидуализации сознания и поведения людей, что нашло свое выражение в формировании к XIX в. нового буржуазного типа общества, новой индустриальной культурно-исторической эпохи.

    Существует глубинная взаимосвязь между сущностью общества и сущностью самого человека, спецификой его бытия. Поэтому при определении понятия «общество» мы должны прежде всего отразить эту взаимосвязь.

    Общество - это специфический, т. е., отличающийся от остального животного мира способ организации жизнедеятельности людей, отражающий особённости бытия человека, его коллективистскую и индивидуалистическую устремленность.

    По мере выявления сложности и многообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление ученых отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие.

    Ответ на этот вопрос заключается в том, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную- разновидность совместной деятельности людей. Так рассуждал О. Конт, основоположник социологии. М. Вебер считал основой жизни общества социальное, действие, понимая под ним человеческое поведение, ориентированное на другого человека. По словам К. Маркса, общество - продукт взаимодействия людей. Таким образом, все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид жизнедеятельности. Наличие у общества единой основы в форме жизнедеятельности людей не исключает представления о его многомерности, сложности. Оно может быть проанализировано и с точки зрения его социальной структуры, социальных институтов и др., но в его основе лежит совместная жизнедеятельность людей.

    2. Общественные отношения

    Общественные отношения - это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

    Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, - это отношения «люди - природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, - это отношения «человек - человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

    3. Нормы, регулирующие общественные отношения

    В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, - социальные нормы. Социальные нормы - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

    Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них - это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

    Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

    Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

    Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

    Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

    Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

    4. Взаимодействие общества и природы

    Естественной основой жизни общества является природа. Природа в широком смысле слова - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

    Природу составляют земная кора (литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слои атмосферы (тропосфера), а также все живые организмы, обитающие в этих геофизических сферах. Все эти составные части природы, проникая одна в другую, тесно связаны между собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единую саморазвивающуюся систему.

    Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях:

    во-первых, как социальная действительность, оно есть не что иное, чем сама природа;

    во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

    На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как различие. Человек создавал примитивные орудия труда и с их помощью добывал средства к жизни. Производимые при этом воздействия на природу мало отличались от тех, какие оказывали на нее высокоразвитые животные. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Развитие производства свидетельствует о нарастающем воздействии человека на природу. Человек, став в результате труда самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, "облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

    Определения общества

    В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    В узком смысле :

    • Население одной страны
    • Люди, объединенные общностью происхождения (дворянское общество)
    • Определенный исторический этап в развитии человечества (традиционное общество)
    • Группа людей, имеющих общие интересы (общество любителей собак)
    • Человечество в целом

    Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:

    • Возможность изменения с течением времени
    • Реакция на изменения, происходящие в природе и мире
    • Самодостаточность
    • Связь всех компонентов – общественных сфер – между собой

    Сферы общественной жизни

    Сфера Характерные отношения Что включает
    Политическая Отношения, связанные с управлением обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество; политическая идеология и культура.
    Экономическая Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность, то есть производительные силы и производственные отношения
    Социальная Взаимоотношения социальных групп (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей) между собой. Социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
    Духовная Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.) Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

    Типы обществ

    Тип Традиционное Индустриальное Информационное, или постиндустриальное
    Краткая характеристика Преобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнуты Большая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственности В экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий
    Время и способ возникновения Переход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э. Промышленная революция в XVII−XVIII вв. Вторая половина 20 века – научно-техническая революция
    Главный фактор производства Земля Капитал Информация
    Главный продукт производства Еда Промышленные изделия Услуги
    Характер труда Ручной труд Механизация труда Автоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда

    Природа

    Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.

    В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

    Признаки природы как динамической системы:

    • Непредсказуемость, нелинейность развития
    • Постоянное видоизменение
    • Возможность влиять на общество и темпы его развития
    • Наличие подсистем и отдельных элементов

    Глобальные проблемы

    Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.

    Основные глобальные проблемы:

    • Терроризм
    • Проблема мира и разоружения
    • Экологическая
    • Сырьевая
    • Использование ресурсов Мирового океана
    • Мирное освоение космоса

    Биологическое и социальное в человеке

    Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

    Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

    Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

    Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

    Различают следующие этапы социализации:

    • Начальный - семья, детские дошкольные учреждения
    • Средний - школа
    • Завершающий - освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

    Деятельность

    Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.

    Характерные черты деятельности людей :

    • Общественный характер
    • Продуктивный характер
    • Преобразующий характер
    • Сознательный характер

    Структура деятельности:

    • Мотив
    • Методы
    • Средства
    • Процесс
    • Результат

    Виды деятельности:

    • Материально-производственная
    • Духовная
    • Познавательная
    • Ценностно-ориентировочная
    • Прогностическая

    Классификация деятельности:

    1. По субъекту: индивидуальная и коллективная
    2. По характеру: репродуктивная и творческая
    3. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
    4. По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная
    5. По соответствию правовым нормам - законная и незаконная

    Мышление

    Мышление - активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

    Типы мышления:

    Знаковое Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика.
    Образное Задача дается в конкретной и наглядной форме.
    Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций
    Теоретическое Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности.

    Социальные группы

    Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

    Классификация социальных групп:

    • по численности
    • по характеру взаимодействия
    • способ организации и регулирования взаимодействия

    Межличностные отношения

    Межличностные отношения - взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

    Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение - взаимные отношения, связь между людьми.

    Межличностный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

    Варианты поведения при конфликте:

    1. Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них
    2. Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки
    3. Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта
    4. Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить

    Подростковый возраст

    Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

    Особенности:

    • Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов
    • Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»
    • Стремление к самостоятельности
    • Переориентация с общения со взрослыми на сверстников
    • Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым

    Наука

    Наука - высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки - учёные - являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

    Религия

    Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

    Главные функции религии:

    1. Мировоззренческая
    2. Компенсаторная
    3. Коммуникативная
    4. Регулятивная

    Мораль

    Мораль- совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

    Совесть

    Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

    Образование

    Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования - это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

    Структура образования в РФ:

    1. Дошкольное образование
    2. Начальное образование (1-4 класс)
    3. Общее среднее (до 9 класса)
    4. Полное среднее (10-11 классы)
    5. Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)
    6. Высшее профессиональное (обучение в вузах)

    Духовная жизнь

    Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

    Искусство

    Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

    К духовной сфере жизни общества относятся:

    • Образование
    • Религия
    • Искусство
    • Моральные ценности
    • Чувства
    • Знания
    • Убеждения и верования
    • Цели и стремления

    Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

    1. Информативная
    2. Познавательная
    3. Коммуникативная
    4. Оценочная
    5. Социализирующая
    6. Регулятивная

    Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

    Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

    Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

    — политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

    — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

    Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

    В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

    Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

    Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

    Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

    Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

    Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

    По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

    Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

    Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

    • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
    • браки заключаются между представителями данной общности;
    • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
    • оно имеет свою территорию;
    • у него есть самоназвание и своя история;
    • оно обладает своей системой управления;
    • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
    • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

    Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

    Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

    Жизнедеятельность общества

    Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

    Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

    Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

    Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

    Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

    Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

    В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

    Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

    Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

    Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

    К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

    В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

    Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

    Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

    Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

    Общество — целостный социальный организм и система

    Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

    Отличительные черты общества

    Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

    Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

    Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

    Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

    Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

    Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

    Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

    Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

    Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

    Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

    В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

    Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

    Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

    Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.

    108. Понятие человеческого общества

    Общество – это совокупность индивидов, взаимодействующих между собой и находящихся в определенных связи и отношениях.

    Человеческое общество – это единый социальный организм, главными элементами которого являются люди, формы их совместной деятельности, прежде всего, труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т. д. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все человечество в его истории и перспективе.

    Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д.

    Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в

    себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социального мира относят: общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная среда задана человеку культурно-исторически.

    Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности.

    Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

    5.1. Понятие общества Изучение общества является предметом социальной философии. Понятие «общество» многозначно. В самом широком смысле это понятие применяется и к миру животных (например, когда говорят о «сообществе» насекомых, стаде обезьян), и к людям. Если же это

    Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

    Из книги Реальность и человек автора Франк Семен

    5. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА. НЕТВАРНОЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА Только что выше было отмечено, что мистика всех времен и народов – и в том числе и христианская – признает присутствие Божества в человеческой душе. Но та же мистика дает опытное

    Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

    ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ОБРАЗЦА И ПОНЯТИЕ ПОДРАЖАНИЯ Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед глазами, - чтобы жить так, словно он смотрит на нас, и так поступать, словно он видит нас. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XI, 8 Возьми себе, наконец, за

    Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

    Понятие географической среды общества Критическое отношение к концепции географического детерминизма (см. главу первую) отнюдь не должно приводить к отрицанию существенного воздействия географической среды на развитие общества. Но при этом чрезвычайно важно решить

    Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

    33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории Общество - это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество

    Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

    39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

    Из книги Мифы, сновидения, мистерии автора Элиаде Мирча

    2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности или о транссубъективном предмете, именуемом «объект науки», которое приложимо к эстетикеЭто не предмет моих внешних чувств, сущий вне меня и моего сознания: не нечто объективно-реальное.Это не предмет

    Из книги Удар Русских Богов автора Истархов Владимир Алексеевич

    «Мужские общества» и тайные общества Кроме церемоний, проводимых по достижении половой зрелости, существуют и другие таинства, предназначающиеся для взрослых. Это мужские общества, Mannerbunde, или тайные общества, о которых никто ничего не может узнать или стать их членом до

    Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

    11. Толпо-элитарная модель человеческого общества Что из себя представляет человеческое общество?Карл Маркс делил общество на классы и натравливал одни классы на другие: бедных на богатых, пролетариев на буржуев, эксплуатируемых на эксплуататоров.Зачем он это делал, и

    Из книги Теория справедливости автора Ролз Джон

    109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества Классовый подход по отношению к социальной сфере современного человеческого общества распространен в марксистской философии.Основная идея классового подхода: все общество делится на большие группы

    Из книги Петр Берон автора Бычваров Михаил

    110. Стратификационный подход к социальной сфере человеческого общества Стратификационный подход характерен для западной философии.Идея стратификационного подхода такова: общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных,

    Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

    69. ПОНЯТИЕ ВПОЛНЕ УПОРЯДОЧЕННОГО ОБЩЕСТВА В самом начале (§ 1) я характеризовал вполне упорядоченное общество как общество, которое предназначено для продвижения блага своих членов и которое эффективно управляется публичной концепцией справедливости. Таким образом,

    Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

    Зарождение и формирование человеческого общества Анализ процесса формирования общества Берон начал с рассмотрения человекоподобного существа. Перед ним встала серьезная проблема - определить факторы, позволившие человекоподобным существам, скитавшимся поодиночке

    Из книги автора

    }