• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Новая редакция Ст. 150 УПК РФ

    1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

    1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

    2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

    Несомненно, человек является социальным существом и поэтому должен сосуществовать, не проживая долгое время без социального общения с другими людьми того же вида. Из этого контакта, естественно, возникают некоторые недовольства, разочарования и конфликты интересов, социальные разногласия, присущие самой дружелюбию между разными существами этого сообщества.

    Из этого разногласия вновь возникают права и интересы других. Когда эти конфликты и преступления против прав и желаний других лиц в этом обществе принимают определенные пропорции, а другие средства социального контроля недостаточны или неэффективны для гармонизации общественной жизни, уголовное право возникает как средство формализованного контроля.

    3. Дознание производится:

    1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 128.1, 150 частью первой, 151 частью первой, 151.1, 153 - 157, 158 частью первой, 158.1, 159 частью первой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частью первой, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 191.1 частями первой и второй, 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой, 200.3 частью первой, 203, 204.2, 207 частью первой, 213 частью первой, 214, 215.4 частью первой, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 222.1 частью первой, 223 частями первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 230.1 частями первой и второй, 230.2 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частями первой и второй, 243.3 частью первой, 244, 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 - 258, 258.1 частью первой, 260 частью первой, 261 частями первой и второй, 262, 264.1, 266 частью первой, 268 частью первой, 291.2, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 314.1, 315, 319, 322 частями первой и второй, 322.1 частью первой, 322.2, 322.3, 323 частью первой, 324, 325, 325.1 частью первой, 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частями первой и третьей, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

    Затем он применил к преступнику то же зло, которое он причинил, как своего рода наказание, которое применялось в соответствии с преобладающим кодексом преобладающего в то время времени, следит за правилом «глаз для глаза, зуб за зуб». Но уголовное право развивалось, перешло от периода частной мести, к божественной мести. Этот новый порядок проповедовал, что «подавление преступлений было удовлетворением богов».

    Уголовное право выдвинулось, как способ предотвращения и пресечения правонарушений, связанных с несправедливыми действиями человека, действия, которые наносят ущерб или подвергают опасности активы и ценности, защищаемые действующей правовой системой. Они являются добровольными действиями человека и порождают суждение о девальвации в собственном сообществе, что заслуживает соответствующего и пропорционального наказания.

    2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора.

    4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

    Комментарий к Статье 150 УПК РФ

    1. В к.с. закреплена предметная подследственность органов дознания. Здесь изложен перечень составов, по которым не обязательно производство предварительного следствия. К числу таковых законодателем отнесены, к примеру, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по которым предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым прокурор (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), или когда эти преступления совершены лицами, по деяниям которых обязательно предварительное следствие (см. подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151, ч. 1 ст. 434 УПК РФ).

    Следовательно, существующая концепция уголовного права как совокупности норм в правовой системе, которая устанавливает характеристики преступного поведения, регулирует карательную власть государства, ассоциирует его с преступлением и, как следствие, является наказанием.

    Говоря в Уголовном кодексе, об этом автоматически говорится в уголовном преступлении и, соответственно, о соответствующем наказании, которое является результатом несправедливого поведения. Тем не менее, нельзя применять наказание без суда. Из этих принципов следует интимная и необходимая связь между преступностью, судом и приговором, без которой никто не может быть без другого, будучи взаимодополняющим.

    2. В соответствии со ст. 15 УК преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное уголовное наказание не превышает трех лет лишения свободы.

    3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное уголовное наказание превышает три года лишения свободы.

    Этот принцип призван обеспечить, чтобы бремя доказывания ложилось на обвинение, а не на защиту. Великий конституционный министр Гилмар Мендес учит в том же смысле, заявляя, что принцип ненарушения «препятствует предоставлению юридических последствий для расследованных или осужденных до вынесения окончательного приговора по уголовному наказанию».

    Как было показано, так же, как нет приговора, подлежащего суду без надлежащей правовой процедуры, или без уголовного преступления, нет необходимости говорить о преступлении без уголовных правонарушений, и агенты государства должны установить с помощью достаточных и юридических доказательств, или нет, презумпции невиновности до тех пор, пока не будут рассмотрены там, выполняя в этом уголовном процессе его конституционный масштаб.

    4. Исходя из содержания п. 8 ст. 5, ч. 3 ст. 151 УПК РФ, согласно которым дознание при определенных обстоятельствах могут производить и следователи, напрашивается вывод, что по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 к.с., могут быть переданы не только для производства предварительного следствия, но и для производства дознания органом предварительного следствия.

    Через надлежащий и законный уголовный процесс подсудимый сохраняется и его свобода от возможных правонарушений самого государства, наложение ограничений и предоставление права быть судимым ранее назначенным Государственным судьей, что является максимальным выражением конституционных принципов и права отправления правосудия, права судьи-естественного.

    Общие условия производства предварительного расследования

    Был сделан вывод о том, что уголовное судопроизводство является инструментом на службе конституционного проекта, который на уроках Ауры Лопеса. Это ограничение власти и опеки слабых для него, чья слабость является структурной. Таким образом, мы подтверждаем мнение профессора Аури Лопеса-младшего, что это конституционная инструментальность уголовного процесса, который, на наш взгляд, основал его существование.

    5. В указанной ситуации следователь вправе осуществить дознание в полном объеме. Дознаватель же ни при каких обстоятельствах не правомочен предъявлять обвинение, приостанавливать и оканчивать предварительное следствие. По делам, подследственным следователям, он может осуществить лишь неотложные следственные действия в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

    Из знания фактической практики практики, которая проходит государство, чтобы развить преследование преступников в судебном порядке через его прокурорский орган, прокурор. Но зачем говорить? Потому что также возможно, что нет уголовного судопроизводства, это будет так называемое ненаказание. Есть так много возможных результатов.

    Как хорошо видно из вышесказанного, судебное судопроизводство не должно возбуждаться без предварительного расследования фактов, и необходимо добавить достаточные элементы, подтверждающие обвинение. Чтобы обвинить в дальнейшем расследовании, было бы снять конституционную гарантию и основополагающий принцип уголовного процесса, то есть: презумпцию невиновности. Более того, это должно было заставить человека страдать на протяжении всего процесса несправедливым уголовным обвинениям за необоснованное обвинение.

    6. См. также комментарий к ст. ст. 5, 144, 151, 157, 226.1 - 226.7, 434, 447 УПК РФ.

    Другой комментарий к Ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

    1. Следующая за возбуждением уголовного дела стадия в российском уголовном процессе называется предварительным расследованием. Уголовно-процессуальная деятельность в этой стадии подчинена решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств во взаимодействии с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и при строжайшем соблюдении прав всех участников уголовного процесса раскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельства дела, изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной ответственности, возместить причиненный преступлением ущерб, а также выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, приняв меры к их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству. При наличии предусмотренных законом оснований эта деятельность может закончиться также прекращением уголовного дела и реабилитацией невиновного. Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда и для суда. Однако, являясь предварительным, расследование не теряет своего важного значения, и орган расследования не может ограничиться приблизительными, недостоверными выводами. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор.

    Как учит Аури Лопес-младший: В уголовном судопроизводстве содержится ряд «процедурных санкций», которые указывают на возможность судебного преследования. Именно потому, что решение преследовать или не преследовать в судебном порядке, что предварительное следствие имеет важное значение, поскольку подготовительный акт к преступному действию является «нервным окончанием».

    Легко видеть, что преступное действие требует предварительной подготовки, чтобы избежать чрезмерного обвинения. Этот препарат проводится до открытия процесса и поэтому называется предпроцедурным. Расследование является предварительным, то есть предварительным и до судебного этапа.

    2. Стадию предварительного расследования в обязательном порядке проходят почти все уголовные дела (исключение составляют дела частного обвинения). Как и любая другая, названная стадия уголовного процесса имеет не только свои задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности и завершается особым уголовно-процессуальным документом.

    Предварительным расследованием является поиск элементов информации об уголовном преступлении и должен указывать авторство и обстоятельства уголовного преступления на формирование обвинительного приговора, обосновывая посредством юридических доказательств обвинение или ненаказание.

    Поскольку Фернандо да Коста Туринью Фильу справедливо утверждает. Видите это, мы можем принять в качестве лучшего определения Предварительного расследования тот, который использовал Аури Лопес-младший. Таким образом, предварительное расследование представляет собой серию актов, направленных на выявление предполагаемого преступления и его автора, с основной целью обеспечения держателя уголовного преступления достаточной информацией, которая с относительной уверенностью может указывать на наличие определенного преступления и его автора в будущем преступном действии.

    3. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом - следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 комментируемой статьи. Это - преступления небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по таким делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде на общих основаниях (см. ст. ст. 223 - 226 УПК РФ и комментарий к ним).

    Правовой характер предварительного расследования всегда будет зависеть от субъекта и преобладания характера актов, то есть органа, ответственного за его осуществление, и характера большинства совершаемых в нем действий, являющихся административными, министерскими или судебными.

    Он считается административным, когда ответственным органом является полиция, подчиняется исполнительной власти, причем преобладание в ней актов практикуется как административные и предпроцедурные процедуры. Полицейская следственная деятельность не обладает полномочиями органа, обладающего юрисдикцией, и поэтому не может считаться судебной или процедурной, даже потому, что у нее нет диалектической структуры процесса.

  • 39. Подозреваемый: понятие, права и обязанности.
  • 40. Обвиняемый: понятие, права и обязанности.
  • 41. Защитник: понятие, права и обязанности.
  • 42. Случаи обязательного участия защитника.
  • 43. Гражданский ответчик: понятие, права и обязанности. Представитель гражданского ответчика, его полномочия.
  • 44. Понятие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, его права и обязанности.
  • 45. Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера: понятие, права и обязанности.
  • 46. Правовой статус свидетеля в уголовном судопроизводстве, права и обязанности свидетеля.
  • 47. Правовой статус эксперта, его права и обязанности.
  • 48. Специалист: понятие, права и обязанности.
  • 49. Переводчик: понятие, права и обязанности.
  • 50. Понятой: понятие, права и обязанности.
  • 51. Понятие доказывания в уголовном судопроизводстве рф. Виды доказательств.
  • 52. Классификация доказательств и ее практическое значение.
  • 53. Предмет и пределы доказывания в уголовном процессе рф. Содержание процесса доказывания в уголовном судопроизводстве рф. Обязанность и бремя доказывания. Оценка доказательств.
  • 54. Общая характеристика отдельных видов доказательств.
  • 55. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды.
  • 56. Основания, мотивы и порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Требования к протоколу задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.
  • 57. Понятие и виды мер пресечения в уголовном судопроизводстве рф. Общая характеристика мер пресечения.
  • 58. Основания и порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок продления меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • 59. Иные меры процессуального принуждения, основания их применения.
  • 60. Порядок обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст.Ст. 123; 124; 125 упк рф).
  • 61. Уголовно-процессуальные документы, их характеристика.
  • 62. Уголовно-процессуальные сроки, их характеристика.
  • 66. Основания и процессуальный порядок принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела. Виды решений. Возбуждение уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела.
  • 67. Понятие, формы и значение предварительного расследования.
  • 69.Понятие следственных действий и их система в уголовно-процессуальном законодательстве рф.
  • 70. Процессуальный порядок производства допроса, очной ставки и проверки показаний на месте.
  • 71. Процессуальный порядок производства предъявления для опознания.
  • 72. Процессуальный порядок производства обыска, выемки и наложения ареста на почтово-телеграфные отправления.
  • 73. Процессуальный порядок контроля и записи телефонных и иных переговоров.
  • 74. Процессуальный порядок производства осмотра и освидетельствования.
  • 75. Процессуальный порядок производства следственного эксперимента.
  • 77. Привлечение лица в качестве обвиняемого, Дополнение и изменение обвинения. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого.
  • 78. Общие положения взаимодействия следователя и органа дознания. Типичные формы взаимодействия следователя и органа дознания.
  • 79. Понятие, сущность, основания и условия приостановления производства по уголовному делу. Деятельность следователя по приостановленному производству по делу. Возобновление уголовного дела.
  • 82. Обвинительный акт как итоговый процессуальный документ дознания.
  • 86. Понятие, задачи и значение судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства, их характеристика.
  • 87. Структура и содержание судебного разбирательства. Судебное следствие (характеристика содержания судебного следствия и исследования доказательств).
  • Глава 37. Судебное следствие
  • 89. Порядок постановления и провозглашения приговора.
  • 90. Структура и содержание приговора.
  • 91. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Основания и условия применения особого порядка
  • 92. Порядок постановления приговора при особом порядке принятия судебного решения (разбирательства уголовного дела в особом порядке).
  • 93. Производство у мирового судьи. Общая характеристика производства у мирового судьи.
  • 94. Порядок возбуждения уголовных дел о преступлениях частного обвинения.
  • 95. Особенности судебного порядка рассмотрения уголовных дел мировым судьей.
  • 96. Производство в суде присяжных. Краткая характеристика суда с участием присяжных заседателей и общие условия судебного разбирательства.
  • 97. Структура судебного разбирательства в суде присяжных и краткая характеристика его элементов.
  • 98. Производство в суде апелляционной инстанции.
  • 99. Исполнение приговора. Понятие, задачи и значение стадии исполнения приговора.
  • 100. Вступление судебных решений в законную силу (неопровержимость, исключительность, общеобязательность, преюдициальность, исполнимость приговора).
  • 102. Вопросы, возникающие и разрешаемые в стадии исполнения приговора. Процессуальный порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
  • 103. Производство в судах кассационной инстанции.
  • Раздел XV. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
  • Глава 47.1. Производство в суде кассационной инстанции
  • 104. Производство в надзорной инстанции.
  • 105. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Понятие, сущность, задачи и значение возобновления
  • 67. Понятие, формы и значение предварительного расследования.

    Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или в форме до–знания (ч. 1 ст. 150 УПК). Название формы расследова–ния соответствует названию органа, выполняющего определенные полномочия. Предварительное следова–ние может осуществляться и путем совместной деятель–ности, во взаимодействии этих органов в пределах ста–дии расследования. Доказательства, полученные органом дознания в пределах доставленных ему про–цессуальных полномочий, имеют для суда такое же зна–чение, как и доказательства, собранные следователем.

    Когда мы проводим орган судебной власти, мы говорим, что предварительное следствие является судебным. Он не имеет характеристик процесса, поскольку в его практических распоряжениях юрисдикции не преобладает преимущественно, а именно, нет процедурной диалектической характеристики.

    Если только Судьи-расследователи, помимо наличия инквизиционных полномочий предварительного следствия, не имеют приписывания суду тем, которые были расследованы, мы могли бы сказать, что расследование будет иметь судебный статус, а не только судебный. В этом случае у нас были бы характеристики чисто процессуальной деятельности, осуществляющие держатель предварительного расследования в юрисдикции.

    Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, регламентиро–ванное гл. 22 УПК. Главенствующий характер предва–рительного следствия объясняется тем обстоятель–ством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, так как по ним производится дознание.

    Как объяснялось выше, предварительное расследование может быть понято как процедура, с помощью которой человек стремится обнаружить людей или вещи, полезные для восстановления обстоятельств факта, который нарушил правовую норму. В Бразилии, несмотря на интенсивную дискуссию об исключительности уголовных расследований, обычно проводится модель полицейского расследования, однако в конкретных случаях рассматривается расследование в прокуратуре. В модели полицейского расследования расследование всегда осуществляется полицией под командованием полицейского органа, а полиция не функционирует как вспомогательная, но с надлежащей автономией, по их мнению, решать, какие наилучшие и наиболее адекватные средства для без какого-либо функционального подчинения государственному министерству или судебной системе.

    В зависимости от характера совершенного преступления, его квалификации предвари–тельное следствие производится:

    – следователями Следственного комитета при про–куратуре РФ;

    – следователями органов федеральной службы безопас–ности;

    – следователями органов внутренних дел РФ;

    – следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    В этой модели принцип первой линии характеризуется как характеристика, то есть полиция является первым формальным примером социального контроля, чтобы знать, взаимодействовать и преследовать уголовное преступление, начиная с этого времени, предварительные расследования с целью выяснения авторства и существенность. Это становится преимуществом по сравнению с другими моделями из-за скорости, с которой проводятся исследования. Тем не менее, есть критика модели, например, что полиция гораздо более подвержена загрязнению и политическим влияниям, поскольку они подчинены исполнительной ветви власти, им легче оказывать давление со стороны средств массовой информации, в результате чего полицейские совершают несправедливость в для решения дел с большими последствиями для СМИ.

    В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть законче–но в срок, не превышающий двух месяцев со дня воз–буждения уголовного дела.

    В общий срок не включается время, в течение которого производство по делу было приостанов–лено в порядке ст. 208 УПК. Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следствен–ного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного след–ственного органа, в том числе военного. По делам, расследование которых представляет особую слож–ность, руководитель следственного органа по субъекту РФ и приравненный к нему руководитель иного специализированного органа, в том числе военного, а также их заместители могут продлить срок до 12 месяцев.

    Несмотря на всю нестабильность, которая преобладает над классом полиции, который, безусловно, все еще унаследован от эпохи диктатуры, мы считаем более подходящей и эффективной модель предварительного полицейского расследования, в которой ограниченное усмотрение полиции борьбы и контроля над преступностью через свою автономию по расследованию, всегда следуя закону и соблюдая демократическое правовое государство.

    Следует отметить, что все меры предосторожности, которые подразумевают ограничение основных прав исследованных, должны проходить через контроль законности, санкционированы судебными органами и переданы прокурору, который думает о необходимости этой меры. Таким образом, существует строгий юрисдикционный контроль за действиями, которые могут каким-либо образом нарушать конституционные права исследователей, такие как ордера на обыск и изъятие, телефонные перехваты, ордера на арест и т.д.

    Дальнейшее продление срока может быть произ–ведено только в исключительных случаях председа–телем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствую–щего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. О продлении срока предвари–тельного следствия в письменном виде должны быть уведомлены прокурор, обвиняемый и его защитник, потерпевший и его представитель.

    Предварительное расследование в форме дозна–ния производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, с изъятиями, пре–дусмотренными гл. 32 УПК.

    Дознание производится:

    – дознавателями органов внутренних дел РФ;

    – дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    – дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

    – дознавателями органов службы судебных приста–вов Министерства юстиции РФ;

    – дознавателями таможенных органов РФ;

    – дознавателями органов Государственной противо–пожарной службы;

    – следователями следственного комитета при про–куратуре РФ – по уголовным делам о преступлени–ях, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Общий срок дознания – 30 суток.

    68. Общие условия предварительного расследования. Подследственность (родовая, территориальная). Своевременность начала расследования. Сроки предварительного следствия и дознания, порядок их продления. Процессуальная самостоятельность следователя. Индивидуализация расследования путем соединения или выделения уголовных дел; создания следственной группы. Соблюдение порядка и формы предварительного расследования. Общие правила производства следственных действий. Правила применения полиграфа (детектора лжи). Ведомственный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль за предварительным следствием.

    К общим условиям предварительного расследова–ния относят следующие.

    1. Формы предварительного расследования (ст. 150 УПК) – см. вопрос 52.

    2. Подследственность (ст. 151 УПК) – см. воп–рос. 54.

    3. Место производства предварительного рас–следования. По общему правилу уголовное дело рас–следуется по месту окончания преступления (ст. 152 УПК).

    4. В одном производстве могут быть соединеныуголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, со–вершивших преступления в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, об–виняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным де–лам; 4) когда имеются достаточные основания пола–гать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц (ст. 153 УПК).

    5. Дознаватель, следователь вправе выделить из уго–ловного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении: 1) отдельных обвиняемых по уголов–ным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных законом; 2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственно–сти вместе с совершеннолетними обвиняемыми; 3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не свя–занного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуе–мому уголовному делу, когда об этом становится извест–но в ходе предварительного расследования (ст. 154 УПК).

    6. Дознаватель, следователь выносит постановле–ние о выделении материалов, содержащих сведе–ния о новом преступлении, не связанного с рассле–дуемым, из уголовного дела и направлении их: следователь – руководителю следственного органа, дознаватель – прокурору для принятия решения в со–ответствии с законом (ст. 155 УПК).

    7. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносит соответствующее постановление (ст. 156 УПК).

    8. При наличии признаков преступления, по кото–рому производство предварительного следствия обя–зательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производитнеотложные следственные дей–ствия. После их производства (но не позднее 10 су–ток) орган дознания направляет уголовное дело руко–водителю следственного органа (ст. 157 УПК).

    9. Производство предварительного рассле–дования оканчивается в порядке, установленном УПК. Установив обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, следова–тель вправе внести в соответствующую организацию представление о принятии мер по устранению этих обстоятельств.

    10. Восстановление утраченного уголовного делапроизводится по постановлению руководителя следственного органа либо начальника органа дозна–ния, а в случае их утраты в ходе судебного производ–ства – по решению суда, направляемому указанным лицам для исполнения (ст. 158.1 УПК).

    11. Следователь, дознаватель обязан рассмот–реть каждое заявленное по уголовному делу хода–тайство (ст. 159 УПК).

    12. Если у обвиняемого, заключенного под стражу, остались без присмотра несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, то следователь, дознаватель при–нимает меры по их передаче на попечение род–ственников либо помещению в соответствующие со–циальные учреждения, а также принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища (ст. 160 УПК РФ).

    13. Следователь, дознаватель предупреждает участ–ников уголовного судопроизводства о недопусти–мости разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК).

    Под подследственностью понимают правовой институт, содержащий нормы, определяющие, кто должен расследовать конкретное преступление в зависимости от ряда признаков уголовного дела (квалификации преступления, места его совершения, свойств субъекта, совершившего преступление).

    Различают следующие виды подследственности:

    1. Предметная подследственность. Предметный (родовой) вид подследственности определяется характером совершенного преступления, который, в свою очередь, находит отражение в квалификации преступления. В зависимости от этого разграничиваются полномочия между органами дознания и предварительного следствия, а также между следователями, находящимися в разных ведомствах, и дознавателями. Например, предметная подследственность следователей следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации распространяется на уголовные дела о наиболее опасных преступлениях: убийствах и других посягательствах на личность, изнасилованиях, терроризме, бандитизме, массовых беспорядках, пиратстве. К подследственности указанных следователей относятся также дела об экологических, должностных, воинских преступлениях, преступлениях против правосудия и некоторые другие, расследование которых представляет существенную сложность.

    5. Территориальная (местная) подследственность. Данный вид подследственности определяется местом совершения преступления: район, область, республика в составе Российской Федерации и др. Следует учесть, что в пределах территориальной подследственности предварительное следствие может производиться следователями различных уровней - районного, областного (краевого и др.), федерального.

    Существует 5 исключений из основного правила территориальной подследственности:

    Уголовное дело расследуется по месту окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом (часть 2 статьи 152 УПК РФ);

    Уголовное дело может расследоваться по месту совершения большинства из совершенных нескольких преступлений (часть 3 статьи 152 УПК РФ);

    Уголовное дело может расследоваться по месту совершения наиболее тяжкого из совершенных преступлений (часть 3 статьи 152 УПК РФ);

    Предварительное расследование проводится по месту нахождения обвиняемого (часть 4 статьи 152 УПК РФ);

    Предварительное расследование проводится по месту нахождения большинства свидетелей (часть 4 статьи 152 УПК РФ).

    Одной из задач уголовного процесса является быстрое раскрытие преступлений. В немалой степени это обеспечивается законодательным установлением жестких сроков предварительного расследования.

    В соответствии со ст. 162 УПК РФ предварительное следствие должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера либо до момента прекращения производства по делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.

    В том случае, когда предварительное следствие не может быть закончено в течение двух месяцев, срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями до 6месяцев.

    По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор или их заместители могут продлить срок предварительного следствия до 12 месяцев.

    Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

    Предельного срока предварительного следствия закон не устанавливает.

    При возвращении дела для производства дополнительного расследования, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

    Срок дознания - 20 суток. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на 10 суток. Если же дознание не закончено в установленный законом срок, дело передается следователю для производства предварительного следствия. В этом случае срок следствия может быть продлен в общем порядке.

    О продлении срока следователь или дознаватель обязаны вынести мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия или дознания и представить его соответствующему прокурору до истечения срока.

    В постановлении должны быть указаны: обстоятельства дела, доказательства, подтверждающие событие преступления и виновность обвиняемого в его совершении, даты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, причины, по которым расследование не может быть закончено в срок, перечень следственных действий, которые необходимо выполнить, и время, необходимое для этого. Если ходатайство о продлении срока следствия возбуждается перед вышестоящим прокурором, оно должно быть согласовано с прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за расследованием данного дела (приложения 133, 134 к ст. 476 УПК РФ).

    О продлении срока предварительного следствия следователь обязан уведомить обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя в письменной форме.

    Процессуальная самостоятельность следователя (дознавателя) - положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или согласия прокурора) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия. В то же время следователю предоставлено право отстаивать свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу (ч.3 ст.38 УПК РФ), и при этом высказывать свои возражения.

    Согласно ст. 26 УПК, выделение дел допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на полноте и объективности исследования и разрешения дела.

    Соединению в одно производство подлежат лишь дела:

    а) по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений;

    б) по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;

    в) о заранее не обещанном укрывательстве этих же преступлений.

    Соединение и выделение дел производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или по определению суда.

    Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания ().

    Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.

    Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.

    Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

    Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса .

    Общие условия производства следственных действий – это основные правовые положения, которые выражаются в правовых нормах и определяют процессуальную форму действий.

    Общие правила производства следственных действий:

    Следственные действия: эксгумация, освидетельствование, обыск и выемка – производятся на основании постановления следователя.

    Следственные действия, ограничивающие конституционные права граждан, проводятся по судебному решению. К ним относятся: осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; обыск и (или) выемки в жилище; личный обыск, за исключением случаев личного обыска при задержании по подозрению в совершении преступления; выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

    Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

    При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

    Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 Уголовного кодекса РФ.

    При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

    Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также специалиста, переводчика, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

    В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со ст. 166 Уголовно-процессуального кодекса .

    Такие следственные действия, как: осмотры, эксгумация, следственный эксперимент, обыск, выемка, осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, предъявления для опознания, проверка показаний на месте – производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.

    Согласно ст. 2 и ст. 17 ч.3 Конституции РФ, применение полиграфа допускается только при полном добровольном согласии допрашиваемого. Исходя из положений закона, права и свобода человека – высшие ценности, и осуществление мер по расследованию не должно нарушать интересы лиц. ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. N 2487–1 предусматривает использование полиграфа в криминалистике, в том числе и в сыскной деятельности, если тестирование не представляет угрозы жизни и здоровью человека: Запрещается тестировать на полиграфе субъектов, страдающих острыми заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы, психическим и физическим истощением, психическими расстройствами. Беременность. Лица до 14 лет. Алкогольное и наркотическое опьянение испытуемого. Проверка на полиграфе проводится только с письменного согласия тестируемого. Результаты экспертизы строго конфиденциальны. Этот закон предусмотрен в ТК РФ и ФЗ «О персональных данных», глава 14. Перед диагностикой на полиграфе следует ознакомить испытуемого с содержанием вопросов допроса. Для правильной интерпретации результатов желательно специальное образование полиграфолога. В некоторых странах для работы на полиграфе необходимо специальное разрешение и соответствующий сертификат. Прокурорский надзор – это специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ, направленная на проверку точности соблюдения и исполнения законов с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

    Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса Прокурорский надзор осуществляется от начала до конца предварительного расследования. Следователь и орган дознания обязаны ставить прокурора в известность о начатом расследовании, а по окончании его - направлять ему дело вместе с обвинительным заключением. В случае прекращения дела прокурору направляется копия постановления. Все решения, связанные с существенным ограничением прав граждан (о применении меры пресечения - заключения под стражу, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, и др.), требуют санкции прокурора и без нее ничтожны, т. е. не имеют юридической силы. В области надзора за исполнением законов органами и должностными лицами дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены следующие права: - требовать от органа дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о состоянии расследования и соблюдении закона; - давать письменные указания о производстве любого следственного действия или относительно принятия решения из числа предусмотренных законом; - поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий; - участвовать в производстве расследования, лично осуществлять отдельные следственные действия или принимать любое дело к своему производству; - санкционировать действия и решения следователя и органа дознания в предусмотренных законом случаях; - давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; - продлевать сроки следствия, дознания и содержания под стражей; - отстранять следователя (лицо, производящее дознание) от дальнейшего расследования по делу в случае нарушения им закона; - изымать дело от органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного следствия другому (если это необходимо для обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования); - возбуждать уголовные дела, отказывать в их возбуждении; - прекращать, приостанавливать производство по делам; - отменять незаконные и необоснованные постановления органов расследования; - возвращать уголовные дела на дополнительное расследование, утверждать обвинительные заключения и направлять дела в суд. Полномочия прокурора реализуются им, как правило, в форме соответствующих правовых актов (письменное указание, резолюция на документе, постановление). В устной форме прокурор может требовать представления ему для проверки уголовного дела, материалов, иных имеющихся у органа расследования сведений. Указание прокурора, данное в письменной форме, обязательно для следователя и органа дознания. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения, за исключением перечисленных в законе случаев (ч. 2 ст. 127 УПК). Уголовное дело может быть направлено в суд только после утверждения обвинительного заключения прокурором. Это необходимо для того чтобы не допустить направления в суд дела, по которому имеются пробелы в доказательственном материале или допущены нарушения закона, препятствующие судебному разбирательству. На изучение дела прокурору дается срок не более пяти суток. Затем он принимает одно из следующих решении: - утвердить своей резолюцией обвинительное заключение; - возвратить дело для производства дополнительного дознания или следствия со своими письменными указаниями; - прекратить дело своим постановлением; - возвратить дело с письменными указаниями для пересостав- ления обвинительного заключения; - составить новое обвинительное заключение, а составленное следователем (органом дознания) изъять и вернуть ему с указанием обнаруженных ошибок. При утверждении обвинительного заключения прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, переквалифицировать преступление на менее тяжкое, внести изменения в список лиц, подлежащих вызову в суд. При наличии оснований он может своим постановлением изменить или отменить меру пресечения в отношении обвиняемого или, если мера пресечения ранее не применялась, избрать ее. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет дело в суд, указывая при этом, считает ли он необходимым поддержать государственное обвинение. Одновременно он уведомляет обвиняемого, в какой суд направлено дело.

    Ведомственный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса Кроме прокурорского надзора, за предварительным расследованием осуществляется также и ведомственный контроль. Структура и содержание этого контроля зависит от формы расследования. Контроль за предварительным следствием осуществляет начальник следственного отдела. В соответствии со ст. 127 УПК осуществляя этот контроль начальник следственного подразделения имеет право: - проверять уголовные дела, находящиеся в производстве следователя; - давать указания следователю о производстве предварительного следствия; - давать указания следователю о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступлений и объеме обвинения, о направлении дела и производстве отдельных следственных действий. Эти указания даются в письменном виде и могут быть обжалованы следователем надзирающему прокурору, не приостанавливая их исполнения. Исключением являются лишь указания о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела с обвинительным заключением или о его прекращении. В этих случаях следователь направляет дело вместе со своими письменными возражениями прокурору, который и решает вопрос о дальнейшем расследовании; - передавать дело от одного следователя другому; - поручать расследование нескольким следователям; - лично участвовать в предварительном следствии, производимом следователем. Контроль за лицом, производящим дознание, осуществляет начальник органа дознания. Промежуточным звеном между дознавателем и начальником органа дознания является начальник отдела дознания, однако он наделен лишь распорядительными функциями и не может давать прямых указаний, касающихся процессуальной деятельности дознавателя.

    Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса Судебный контроль на стадии предварительного расследования - это деятельность суда (судьи) по проверке законности и обоснованности процессуальных решений и действий органов и должностных лиц предварительного расследования и возникающие при этом правоотношения. Предметом судебного контроля на стадии предварительного расследования является проверка соответствия принятых процессуальных решений и произведенных действий требованиям уголовного и уголовно-процессуального закона. Особенность данного вида контроля в настоящее время (до принятия нового УПК) заключается в том, что он может осуществляться только при наличии жалобы на действия и решения органов и должностных лиц предварительного расследования. В этом его существенное отличие от прокурорского контроля (надзора). Таким образом, основной формой судебного контроля на стадии предварительного расследования является рассмотрение жалоб и принятие по ним решений. Так, например, суд может рассмотреть по инициативе заявителя жалобы на незаконные и необоснованные: - постановление о возбуждении уголовного дела; - постановление о прекращении уголовного дела; - продление сроков предварительного следствия; - производство выемки или обыска, а также наложения ареста на имущество; - избрание в качестве меры пресечения - заключение под стражу и продление сроков содержания под стражей и т. д. Судебный контроль на стадии предварительного расследования выступает важной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного процесса. Одновременно, по причине несовершенства действующего законодательства, суд, по нашему мнению, в недостаточной мере является процессуально независимым и объективным при рассмотрении и разрешении отдельных вопросов. Так, при судебной проверке законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей по сложившейся практике признание ареста незаконным происходит на основании данных о личности обвиняемого (подозреваемого). Отказ в изменении меры пресечения с заключения под стражу на иную, не связанную с изоляцией от общества, как правило, обосновывается тяжестью предъявленного обвинения. Принимая такое решение, суд (судья) исходит из необходимости учитывать при решении вопроса о мере пресечения тяжесть предъявленного обвинения, данных о личности обвиняемого (подозреваемого), его семейное положение, род занятий и иные обстоятельства (ст. 91 УПК). Принимая во внимание обозначенные положения, органы и должностные лица, осуществляющие расследование и избравшие в качестве меры пресечения заключение под стражу в отношении подозреваемого (обвиняемого), нередко предъявляют заведомо тяжкое обвинение, неподкрепленное достаточными данными. Между тем, предъявляемое обвинение не является доказательством виновности или невиновности обвиняемого и суд, отказывая в изменении меры пресечения на не связанную с лишением свободы, апеллируя свое решение тяжестью предъявленного обвинения, не совсем объективно рассматривает данный вопрос. Между тем известно, что заключение под стражу как любая иная мера пресечения применяется в строго определенных случаях. При этом предъявленное обвинение и характер совершенного или предполагаемого преступления могут существенно отличаться. Соответственно, при судебной проверке законности и обоснованности ареста суд, по нашему мнению, не может быть связан характером предъявленного обвинения, а должен исходить из установленных обстоятельств дела и руководствоваться необходимостью обеспечения надлежащего поведения обвиняемого. Полагаем, что применение ареста в качестве меры пресечения должно быть возможным по судебному решению с участием сторон защиты и обвинения, их процессуального равенства в части представления аргументов в пользу своей позиции. В этом случае права, свободы и законные интересы обвиняемого (подозреваемого) будут защищены в максимальной степени и гарантированы соответствующей судебной процедурой.