• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Уникальный центр изучения Креста

    Еще сто лет назад побережье и острова Беломорья были усеяны большими и малыми крестами - обетными, поклонными, памятными. Жизнь поморов всегда была наполнена трудностями и опасностями, и каждый крест означал уникальную историю своего появления. На одних только Соловецких островах таких деревянных крестов насчитывалось более трех тысяч. Сюда добирались с большими трудностями и риском для жизни, с молитвой и обещаниями Богу. И обеты воплощались в крестах.

    В 20-х годах прошлого столетия символы христианства уничтожались беспощадно. Проводились специальные акции по сжиганию крестов, поставленных нашими предками. А на Соловках в начале 20-х, по воспоминаниям очевидцев, костер, пожирающий собранные со всего архипелага кресты, полыхал четыре дня подряд. Происходило это на мысу бухты Благополучия, как раз напротив монастыря.

    Прошло несколько десятилетий, и именно на этом месте начала существовать и развиваться мастерская, в которой изучаются и создаются кресты. В этом году ей исполняется десять лет, почти столько же, сколько возрождающемуся Соловецкому монастырю.

    Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь. По специальности он архитектор, поэтому не удивительно, что его заинтересовала в первую очередь не практическая сторона - изготовление крестов, а научная. А как православный верующий Георгий изучает Крест Господень и с богословской точки зрения. Все это делает кресторезную мастерскую Соловецкого монастыря уникальным Центром изучения Креста. Пожалуй, второй такой же нет пока во всем православном мире.

    Все кресты, выходящие из-под инструмента мастеров, разные. Огромные поклонные (до 9 метров) и маленькие - нательные, напрестольные кресты и кресты-иконы, украшенные ажурной резьбой и символическими надписями на многих языках, в том числе и древних. Больших крестов, изготовленных в соловецкой кресторезной мастерской, уже пятнадцать - они стоят не только на Соловках, но и в Москве, в ближнем и дальнем Зарубежье. А крестов небольшого формата уже более семисот разошлось по всему православному миру. Есть соловецкий крест и у Святейшего Патриарха, и у президента Путина, и у Владыки Тихона, и у многих значительных духовных и политических лиц.

    О своем “детище” Георгий Георгиевич рассказывает очень интересно и увлеченно:

    Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.
    Когда я в конце 80-х годов приехал на Соловки и начал работать в Соловецком музее, то обратил внимание, что тема крестов, как ни странно, тут совсем не разработана. Я предложил найти все оставшиеся поклонные и обетные кресты на островах архипелага, обозначить их, исследовать. Была организована экспедиция, мы шли от креста кресту, фотофиксировали, снимали кальки с них в натуральную величину - для этого придумали специальное сооружение, которое устанавливали рядом с изучаемым крестом. Впрочем, кресты были в разном состоянии и положении. В вертикальном, наклонном и горизонтальном, а также вообще в разбросанном. Представьте себе: пестрый ягодник, и в нем - замшелый кусочек старинного дерева с надписью “Царь Славы”. Мы аккуратно доставали обломки креста, фиксировали. В результате экспедиции появились подробные описания тридцати крестов Соловецкого архипелага и графические листы, изображающие эти кресты.

    Впечатляют истории установления некоторых крестов. Так, на Анзере у святого источника стоит крест, установленный 24 октября (по старому стилю) 1917 года - в день свершения революции. Знаменательно, что он выкрашен в красный цвет. Как ни странно, крест сохранился до наших дней, хотя во время СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) на Анзере был изолятор. На Анзере же сохранился колоссальный 11-метровый крест, установленный ровно 100 лет назад, в 1903 году. А еще мы там нашли небольшой поклонный крест, установленный заключенными в 1933 году, 3 мая. Это ведь подвиг - в такое время и в таком месте поставить крест!

    Изучая этот христианский знак, мы пришли к выводу, что соловецкий крест - особенный. На нем мы не видим изображения распятого Иисуса Христа, а только тексты - имена Божии. Такие кресты называются аскетическими, голгофскими, вселенскими, богоименными, тричастными и т.д. Неподготовленному человеку так просто и не прочесть, что написано на кресте: столько тут знаков и сокращений. Можно даже говорить о тайнописи, которая для посвященных несет глубокий богословский и философский смысл. Крест - это ключ к пониманию Ветхого и Нового Заветов.

    Десять лет назад, по благословению старца Иоанна (Крестьянкина), я занялся созданием этой мастерской. Архимандрит Иосиф, наместник Соловецкого монастыря, очень поддержал это начинание. Здесь мы изучаем и осмысливаем изображение креста в его различных видах - в первую очередь православного креста, но и вселенского тоже. И делаем кресты по образу и подобию тех крестов, которые создавались в древности.

    В нашу мастерскую приезжают поработать люди со всей страны, самых разных профессий и специальностей: не только резчики, реставраторы, но и журналисты, священнослужители, физики, математики, музыканты, керамисты. Они у нас живут и помогают. Конечно, каждый в меру своих умений и возможностей. Некоторые сперва опилки подметают, а некоторые выполняют действительно сложную работу. Узнают о нас по интернету, или просто от тех, кто уже побывал тут. А приходят познакомиться с нашей работой ежегодно тысячи людей. Я считаю, что наша мастерская создавалась всем православным миром, потому что у нас много благотворителей и жертвователей, тех, кто вносил свою лепту в работу кресторезной.

    Первый крест был установлен у подножия Секирной горы, в дни перенесения мощей Соловецких преподобных в 1992 году в присутствии Святейшего Патриарха Алексия. Этот крест - копия креста с горы Вербокольской, что на острове Анзер. Именно с этого креста и пошла наша серьезная работа по изучению и осмыслению крестов.

    В мастерской крест изучается не только в его богословском, но и в историческом, археологическом и ставрографическом значении, охватываются все виды изображения креста (дерево, металл, керамика.) Исследуются древние традиции изображения креста в золотном шитье. Данное рукоделие воспроизводится на основе современных материалов (ниток и тканей). Работа это очень тонкая и кропотливая. Одна икона-крест создается много месяцев, замысловатую букву надписи, по признанию нашей мастерицы, можно вышивать целый день. Для такой работы нужен особый настрой, и это благодатный труд.

    Иоанн (Крестьянкин), старец Псково-Печерского монастыря, проявляет внимание к деятельности мастерской, всегда интересуется, как у нас дела, духовно поддерживает. Как-то я поинтересовался у батюшки, как долго мне предстоит заниматься резьбой крестов на Соловках. Старец сказал: “ Так-так, а сколько, ты говоришь, там крестов было?” Я отвечаю: “Три тысячи”. “Ну вот, - говорит, - когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать”.

    Так что работы у нас еще много.

    Валентина Музыкина

    По благословению наместника архимандрита Порфирия (Шутова) Соловецкий монастырь начал производство нательных литых крестов. Художественное содержание крестов рождается на Соловках. По древним образцам их проекты разрабатываются в кресторезных мастерских монастыря. В соответствии с соловецкими эскизами кресты отливают затем в ювелирных мастерских города Костромы. В настоящее время изготавливается три вида таких крестов.

    Первым появился крест якорной формы. Эта форма выбрана не случайно. В качестве тайного знака якорь использовали еще первые христиане; крест часто называют якорем нашего спасения. Якорь, чье предназначение сохранять судно от гибели, и по форме своей схож с крестом. Для монастыря, расположенного на острове посреди вод, этот морской символ особенно близок. Не зря многие паломники убеждены, что настоящий соловецкий крест – это крест именно якорной формы.

    Вслед за ним стали изготавливать кресты, напоминающие по форме новгородские и псковские закладные кресты, а также Т-образные. Т-образный крест, иначе называемый «антониевский» или «Тау-крест», является одним из древнейших. Он известен еще с ветхозаветных времен. Кресты подобной формы также употреблялись для казни преступников в Римской империи. Эта буква считалась и символом, и самим изображением креста. Подобный крест носил на своих одеждах преподобный Антоний Великий.

    Закладные кресты встраивались в стены древних каменных храмов. Эта форма напоминает о том, что монастырь возник и долгое время находился в новгородских землях. Верхняя закругленная часть креста крестообразно пересечена, поэтому он по своей форме схож и с т.н. солярными крестами.

    На лицевой стороне всех крестов в центре изображен восьмиконечный «Голгофский» крест. Рядом с ним представлены надписи и изображения, раскрывающие богословский смысл креста. Здесь и имена Божии, и орудия страстей Господних, и гора Голгофа, и глава Адама и многие другие символы и монограммы. Но оборотной стороне представлен вписанный в крест текст: «Обители Соловецкой благословение», в центре которого монограмма «ICXC» и слово «Ника». Под крестом мачтовой вязью изображена часть молитвы «Да воскреснет Бог».

    В планах монастыря создание новых видов крестов. Помимо этого будет налаживаться производство литых предметов обихода, украшений, фурнитуры с православной символикой. Возрождаемое литейное дело продолжает и развивает традиции древнего монастырского производства.

    Форма нательного креста наполнена глубокой символикой. Отрадно, когда разработке модели предшествует серьезная исследовательская работа, когда в основу производства кладется изучение исторического и богословского материала. Об этом важном начинании нашим читателям рассказал Георгий Георгиевич Кожокарь - руководитель Соловецкой кресторезной мастерской. Подготовлено сайт

    Соловецкий нательный крест якорного типа

    Изготовлен в Соловецком монастыре по древнему образцу. Внешний контур креста выполнен в форме якоря. Этот древний символ надежды и спасения использовали еще первые христиане. Якорь не только внешне сходствует с крестом, но и сам предназначен сохранять от гибели в морских водах. В центре композиции находится восьмиконечный крест. Расположенные рядом надписи и изображения раскрывают его богословский смысл: центральная (большая) перекладина, принявшая на себя руки распятого Христа, окружена вязью Сын Божий и украшена терновым венцом. Здесь же вырезаны начальные буквы фразы «Крест Христов - красота Церкви» (КХ КЦ). С одной стороны от креста изображена трость и соответствующая ей литера Т, с другой - копие и литера К. Нижняя (косая) перекладина окружена греческим словом НИКА. Ближе к этой перекладине вырезаны начальные буквы тропаря на поклонение Кресту: КТ ПВ СВ ТС - «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

    Позади Креста изображена крепостная стена Иерусалима, а под Крестом - гора Голгофа с черепом Адама. Соответствующие литеры называют помещенные тут образы: МЛ - «место лобное», ГГ - «гора Голгофа», ГА - «глава Адама». В верхней части композиции, над восьмиконечным Крестом, помещено изображение, которое символизирует Иисуса Христа, восседающего на престоле в Царствии Небесном. Дважды повторено Его имя: литерами IС ХС и монограммой из греческих букв I и Х(р) - Иисус Христос.

    Серебряный нательный крест с круглым верхом

    Данная форма относится к той группе Новгородских, Псковских каменных крестов, что встраивались в стены древних храмов, и потому их называли закладными или вкладными. Крест относится к типу двучастных. В верхней части по кругу изображены литеры: КХ БЯ – Крест Христов бесам язва; КХ МК – Крест Христов мученикам крепость; КХ ВН – Крест Христов высота неизреченная; КХ ЛН – Крест Христов лествица небесная. Под сенью-лучами, исходящими от крещатого круга, расположен Голгофский Крест с терновым венцом, копием и тростью. IН ЦI – Иисус Назарянин Царь Иудейский. Слева и справа на поперечной перекладине – литеры IС и ХС (Иисус Христос). Два внутренних круга, соединенных парными планками, также изображают крест. Все поле внутреннего малого круга занимает криптограмма Христа. Вниз из внутреннего круга верхней части снисходят два луча, которые слева и справа флангируются греческими литерами

    Ѧ и Ω – Начало и Конец. У поперечной перекладины – литеры СНЪ БЖIЙ – Сын Божий. Крест изображен на возвышении треугольной формы, символизирующей гору Голгофу, в основании которой изображена голова праотца Адама с литерами га. По обе стороны горы Голгофы надпись НИКА – победитель. За крестом изображена фоном стена Града Иерусалима Г.И.

    На оборотной стороне представлен вписанный в крест текст: ОБИТЕЛИ СЛВЕЦКIМ БЛАГСЛВЕНIЕ, в центре которого монограмма IНЦИ и слово НИКА. Под крестом мачтовой вязью изображена часть молитвы Да воскрснетъ Бгъ.

    Соловецкий Т-образный нательный крест

    В Римской империи применялось орудие казни, называемое со времен Моисея “египетским крестом” и напоминающее греческую букву Тау. Большую часть изображения занимает Крест Христов с венцом, копием КО и тростью ТР на ступенчатом возвышении, символизирующем гору Голгофу с изображением головы праотца Адама. Над верхней малой перекладиной под титлом надпись IНЦИ, над надписью в верхнем малом Тау – надпись ЦРЬ СВЫ. Ближе к терновому венцу слева и справа вырезаны начальные буквы тропаря Кресту: КТ – Кресту Твоему, ПВ – покланяемся, Владыко, СВ – Святое Воскресение, ТС – Твое славим. По краям большой поперечной перекладины надпись СНЪ – Сын, БЖIЙ – Божий. Под большой перекладиной и терновым венцом над подножием Креста имя Спасителя IС – Иисус, ХС – Христос. По сторонам древка копия и трости – монограммы М – место, Л – лобное, в створе на одном уровне с подножием – надпись НИКА – победитель, в знак победы Христа над смертью. Далее ниже: Р – рай, Б – бысть, ГГ – гора Голгофа, ГА – голова Адама. На обратной стороне – надписания в виде креста: “Обители Соловецким” (вертикально), “благословение” (горизонтально). Эти слова составляют крест, в средостении которого литеры: IС – Иисус, ХС – Христос, НИКА – победитель.

    "Воздвижение крестов на Соловецких островах - традиция давняя. Еще в древние времена монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, ибо это спасительное знамение победы Сына Божия над смертию было для них малой церковью, присным напоминанием о цели иноческого подвига. Поэтому и первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало водружение Поклонного Креста . Это событие изображается на многих иконах, в том числе и на чудесно обретенной около десяти лет назад при возрождении обители...

    "...крест этот ужасный, все пропорции нарушены... он установлен в память расстрела 1933 года. Это были уголовники, они терроризировали весь лагерь – грабежи, побои, убийства. Да и расстреляны они были на Секирке, а не здесь... А табличку украли, наверное. (Юрий Бродский . Соловецкий пос. 1999).

    Иеромонах Лонгин о поклонных крестах Соловков

    Перед закрытием монастыря в 1920 году на Соловецких островах насчитывалось около 3000 крестов: обетных, поклонных, придорожных, отмечающих памятные события (в Старой Сосновке крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, получившей позднее наименование "Сосновской"). В духе этой многовековой традиции и решено было воздвигнуть на московском подворье крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких. (Н.Копылова. В память о новомучениках и исповедниках Соловецких. Московский журнал, № 4, 04.2001 )

    Зачем на Русском Севере ставят кресты

    Севернорусские и соловецкие кресты - интереснейшие памятники культуры, оказались на грани исчезновения. "А ведь испокон веку жизнь русского человека нельзя было представить без деревянного креста. И хотя невелик он, по сравнению с церковью, велика была сила его эмоционального воздействия. Крест это и памятник крестьянской письменности, архитектуры, культа, и навигационный знак поморов, нанесенный на лоцманские карты.

    Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге.

    Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные... Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь... Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать "на крест" отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры...(Ледяева Марина. В Малых Карелах установят "Хранителя Вселенной". Газета "Правда Севера", Архангельск, 31.05.2000 )

    Кресты устанавливают строго по старинной Соловецкой традиции

    Памятники старины на Соловецких островах
    На Б. Соловецком острове Амбар валунный в Сосновой губе | Дорога Монастырь - Новая Сосновка | Дорога Монастырь - Реболда | Дорога Монастырь - Сергиевский скит | Изба на м. Белужий (основание) | Кирпичный завод | Колодец у часовни преп. Зосимы | Крест в губе Долгая (основание) | Кресты монастырские на м. Перечь-Наволок | | Поселок Реболда | Тоня Березовая | Тоня Новая Сосновка | Тоня Старая Сосновка | Часовня Варваринская (основание) | Часовня Печерская (основание) | Часовня преп. Германа (основание) | Часовня преп. Зосимы (основание) | Часовня Филимоновская (основание) Гидротехнические сооружения Гидросистемы Большого Соловецкого острова | Судоходная озерно-канальная система | Дамба на оз. Красное (большая) | Дамба на оз. Красное (малая) | | | Памятники других островов Древние памятники домонастырского периода


    Информ. сообщение. Ото всюду обо всем.Правда Севера, Архангельск, 20.01.2004 )
    Новые кресты на Соловках

    "В конце XX - начале XXI века послушники монастыря установили на Соловках 20 поклонных крестов, например, на месте уничтоженной в 1930-е годы Варваринской часовни. По словам наместника Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа, "кресты напоминают о былом величии обители, так как устанавливаются на месте утраченных храмов, часовен, памятных мест". " (Автор не известен. На Соловках создается Музей креста как символа христианства. Религия и общество. NEWSru.com. Москва. 09.02.2011 )

    В неделю Крестопоклонную

    Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был основан преподобным Иовом в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Скит находится на том же меридиане, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме и ему Промыслом Божиим была уготована похожая судьба. В 1923 году, после закрытия монастыря, на его месте был помещен так называемый стационар Соловецкого лагеря для тифозных больных. Сотни священнослужителей приняли здесь унижения, поругания и мученическую смерть, взойдя путем Христа на свою Голгофу, чтобы потом воскреснуть и пополнить сонм Новомучеников Российских, на земле Российской просиявших. По пути мы проходим луг, который называется Богородичным. По преданию здесь прошла Пресвятая Богородица, и в тех местах, где Она ступала, выросли незабудки, и эти цветы стали называть слезами Богородицы. Поклонный Крест встречает нас у подножия горы, и скит уже виден в далекой перспективе.

    Поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и меня охватывает трепет! Это невероятно - вот три точки на одной прямой, уходящей в небо: это я, грешный человек, Поклонный крест и гора Голгофа. Ведь сказано, что в жизни каждого верующего человека есть свой крест и своя Голгофа. А воздух наполнен благоуханием трав и цветов, целомудренного северного многоцветия, кроны деревьев тянутся ввысь вопреки суровому климату, стремящемуся пригнуть их к земле. Слава Богу, создавшему такую красоту! Впереди самый трудный участок пути - восхождение к Голгофо - Распятскому скиту. Становится совершенно ясно, что боль в руках и ногах, - это тяжесть собственных грехов. Рюкзак просто опрокидывает назад. «Ты устал? Отдохни, присядь, зачем тебе вообще лезть туда?» - как будто нашептывает лукавый. Да, пожалуй, можно и присесть. Но вдруг перед глазами вырастает невообразимое чудо - береза в виде креста. Она выросла рядом со скитом после войны тогда, когда виновники преступлений, стараясь замести свои кровавые следы, вырубили почти все кресты на Соловках. Господь воздвиг свой нерукотворный крест. Это символ памяти, которую уничтожить невозможно.

    Я смотрю на эту необыкновенную березу и вспоминаю главную заповедь Евангелия. Горизонтальный ствол - это любовь к Богу, вертикальный ствол - это любовь к людям. Как просто и ясно. «…Господь Бог твой есть Бог Единый и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей крепостью твоею и всем помышлением твоим… И вторая заповедь подобная ей - возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как же возлюбил нас милосердный Господь, что взяв на себя все грехи наши, понес их на Голгофу! Устыдившись малодушия, встаю и несу свои грехи на вершину горы, в Голгофо - Распятском скиту каюсь, как могу, и тяжесть падает с плеч. Как легко и радостно становится на душе. Воздух наполняется благодатью. Здесь небо так близко к земле! Слава тебе, Господи, за величие и красоту природы, созданной тобой! Море сливается с небом, пышные зеленые леса отражаются в голубых озерах. Стоя на краю земли, кажется, что ты летишь. Я - тоже творение Божие. Значит, Господь, создавший такую красоту, любит и меня и всех окружающих меня людей. Какие хорошие люди окружают меня, какие добрые у них глаза! Какое счастье жить с Богом и ощущать всю полноту жизни!

    Мы вымолены дорогою ценой крестных страданий Новомученников Российских. Говорят, что здесь вся земля является Антиминсом, на котором можно служить Литургию, потому что вся она полита кровью и усеяна мощами Новых Российских Святых.

    Непременно побывайте в этих святых местах, они помогают исцелению души, укрепляют веру, помогают любить ближних и благодарить Бога за все.