• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Иерей Максим Малюта, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Орской епархии и благочинный Медногорского округа, рассказал корреспонденту «АиФ Оренбург» о том, почему важно не проспать Пасхальную ночь.

    Вне времени

    В храме, в абсолютной ночной темноте, раздаётся тихое пение священника, которое с каждым разом становиться всё громче и громче. Как будто засиявший где-то далеко огонёк приближается всё ближе и ближе, освещая своим светом всё вокруг. И вот наконец-то открываются Царские врата и священство вместе со всеми молящимися, которые несут впереди фонарь, крест, иконы, хоругвии и зажжённые свечи выходят на улицу на крестный ход вокруг храма.

    Как каждый человек проходит свой жизненный путь, так и в пасхальную ночь все совершают шествие, которое завершается у закрытых дверей храма. Но Христос Воскрес, победил смерть и сокрушил врата ада. Все, кто хотел уйти из тьмы и войти в Царство света и вечной радости, вышли за Спасителем. И мы, веруя в это, с пением пасхального гимна «Христос Воскрес из мертвых…» входим в открывшиеся двери уже светлого и празднично убранного храма. Воскресший Христос встречает в свои объятия всех! Всех, кто не спит в эту ночь!

    Многие могут тут возразить: «Позвольте! Причём тут сон? Причём тут ночь? Неужели милосердие и любовь Божии работают только в ночное время суток и в один определённый день?»

    Пробуждение

    Конечно, любовь Божья безгранична. Она не может вместиться в какие-то временные промежутки или рамки, но она действует и касается только тех, кто идёт ей на встречу, кто нуждается в ней, искренно ищет и жаждет ее. Будет ли ждать человек до утра, узнав, что в эту ночь нашёлся или воскрес тот, кого он так долго ждал, искал и любил? Скорее всего, он просто не сможет заснуть. Он не найдёт себе места и, не дождавшись рассвета, побежит встречать любимого и дорого человека. Так и христианин не может спокойно спать в пасхальную ночь. Так как воскрес и пришёл к нам тот, кто за наши грехи и злодеяния принял страшную и мучительную смерть на кресте. Он не умер из-за наших преступлений. Он воскрес и ждёт нас, сидя у открытого гроба. А мы спим!

    Спим не просто конкретно в эту ночь, набираясь сил и давая отдохнуть своему телу перед новым днём. Спит наша душа. Спит наша совесть. Спит наша любовь.

    Этот сон очень сладкий и приятный. В нем нет человеческих страданий, нет тех, кто не согласен с нашим мнением, а самое главное в нем нет смерти. В этом прекрасном сне мы бессмертные вечные люди, которые могут вылечиться от любой болезни, победить процесс старения с помощью косметики и пластической хирургии, и можно строить планы на будущее на сотни лет вперед. Однако процесс пробуждения неминуемо наступает. Рано или поздно, но что-то разрушает наш сладкий сон. Неизлечимая болезнь, смерть близкого любимого человека или крах былого материального благополучия мощным толчком выводят нас из сонного состояния, и мы пробуждаемся. Проснувшись, мы понимаем, что проспали. Нежась в сладких грезах, мы пропустили самую важную встречу. Встречу с Воскресшим Христом.

    Эта встреча должна была изменить нас. Она должна была сделать нас не весёлыми, а счастливыми, не богатыми, а свободными, не здоровыми, а бессмертными. Ведь, засыпая, мы говорили себе: «Потом, потом, ещё время не пришло». Но мы забыли, что время не приходит. Оно только уходит. И пробудившись от длительного сна, мы с горечью это осознаём и сожалеем.

    Пасхальная вера

    Однако Христос всё ждет. У него нет приёмных дней, выходных или отпуска. Он готов встречать опоздавших, ведь время уходит у нас, а не у него.

    Воскресение Христово - это не событие одного, пускай даже великого и радостного дня. Уникальность этого праздника в том, что он одновременно происходит в прошлом, настоящем и будущем. Христиане, празднуя Пасху, вспоминают о прошлом. О том, что произошло больше двух тысяч лет назад в Иерусалиме «при Понтийском Пилате». Однако в то же время говорят «Христос Воскрес», как будто это произошло сегодня. И это не просто иллюзия или красивый символ. Христос воскресает в человеке, разрушая в нём грех и смерть. В таком случае человек уже не празднует или отмечает Пасху. Он живёт ею. Воскресение Христово перестает быть просто красной датой календаря, а становится образом жизни и мышления. Православная вера не вера скорби и печали. Это пасхальная вера.

    И эта вера не входит в рамки не только одного дня, но и одной жизни. Воскресший Христос не остался вечно жить на земле, создавая земное счастливое царство. Он «взошёл к Своему Отцу», перенеся Пасху с земли на небо, из времени в вечность. Поэтому, празднуя Воскресение Господне, христианин не только вспоминает прошлое, перенося его в свою настоящую жизнь, он радуется будущему, так как там, несмотря на его туманность, тоже Пасха. А, значит, радость и тепло, которые у него сегодня в сердце, сохранются с ним и тогда, когда это сердце перестанет стучать.

    Таким образом, Воскресение Христово происходит не только в прошлом, но всегда. И сейчас - в настоящем, и в потом - в будущем.

    Главное только не проспать эту удивительную встречу Бога и человека, начав её словами: «Христос Воскрес!», «Воистину воскрес!»

    Служба в церкви на Пасху - особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года. В спасительную ночь Светлого Христова Воскресения принято бодрствовать. С вечера в Великую Субботу в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы.

    Пасхальное богослужение начинается Крестным ходом в полночь с субботы на воскресенье. В храм прийти желательно чуть раньше. Но поскольку не все люди могут прийти в церковь в полночь, во многих храмах обычно совершается по две или даже три Литургии. Повторяются они как правило утром и днем в воскресенье.

    Участвовать в богослужении и святить куличи могут все желающие, независимо от того, являются ли они крещеными. Однако не крещеным людям не полагается причащаться. Желающим поучаствовать в Крестном ходе нужно приходить в храм трезвыми. Появление на богослужении в состоянии опьянения считается проявлением неуважения к празднику.

    Пост прекращается после окончания Божественной Литургии и причащения. Ежегодно праздничная служба заканчивается в районе 4 часа утра. После этого верующие могут вернуться домой, чтобы разговеться, или же при желании сделать это прямо в церкви. Для тех, кто пропустил ночную службу, пост заканчивается после окончания той Литургии, на которую прихожанин смог попасть, чтобы причаститься.

    Особенности Пасхального Крестного хода

    Служба в Великую субботу перед Пасхой, которая в 2018 году будет 7 апреля, начинается за несколько часов до полуночи. Священнослужители находятся у престола, они зажигают свечи. Это же делают люди, которые приходят в храм на службу. Пение начинается в алтаре, потом к нему примыкает пасхальный трезвон.

    Именно когда начинают звонить колокола в храме в эту ночь, начинается Крестный ход. Шествие идет как бы навстречу воскресшему Иисуса Христу. Всегда в начале хода идет человек, который несет фонарь, за ним следует крест, образ Девы мари. Священнослужители идут двумя рядами, также крестный ход совершает хор и все верующие.

    Храм обходится трижды, и каждый раз нужно останавливаться перед его закрытыми дверями. Данная традиция имеет свою символику – закрытые двери храма являются символом входа в пещеру, где был Гроб Иисуса Христа. Только после того, как священнослужитель говорит о том, что Христос Воскрес, двери храма открываются.

    Шествие торжественно входит в храм через открытые двери и служба продолжается. Это уже праздничная служба о чудесном Воскресении Христовом и Пасху уже наступила. Крестный ход в любой церкви накануне Пасхи проводится обязательно, это зрелищное и массовое событие, которое позволяет по-настоящему прочувствовать дух праздника. На праздничный стол можно будет подать салат снежные сугробы.

    Несколько важных правил, как вести себя во время пасхальной службы в храме:

    • Ни в коем случае в течение службы нельзя поворачиваться к алтарю спиной;
    • Мобильные телефоны отключить уже при входе на территорию храма;
    • Если берете с собой детей, то нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо, понимали суть происходящего, не бегали вокруг и не отвлекали людей;
    • Во время чтения священник часто осеняет себя крестом и Евангелием, не обязательно каждый раз тоже креститься, но обязательно нужно кланяться в такие моменты.
    • Обязательно креститься нужно каждому верующему, который находится на службе в храме, при словах: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому духу».
    • Осенять себя крестом нужно трижды при входе в храм, а также трижды при выходе из храма.
    • Во время пасхальной службы не принято троекратно целоваться и дарить друг другу крашеные яйца, это нужно сделать уже после того, как служба закончится.
    • Одежда должна быть чистой и скромной. Не стоит приходить в храм в брюках женщинам, без покрытой головы.
    • Креститься всегда обязательно нужно без перчаток.
    • Также обратите внимание, что нельзя в ходе богослужения громко разговаривать друг с другом или разговаривать по телефону.

    Во сколько начнется Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя?

    Каждый год христиане с нетерпением ждут этого великого праздника. Не каждый сможет попасть в Храм Христа Спасителя.

    Поэтому Великое Пасхальное богослужение можно смотреть в прямом эфире. В этом году прямое включение будет в 23.30. Можно посмотреть на Первом канале.

    Видео поздравление с Пасхой


    Если католики с размахом празднуют Рождество, то для наших верующих соотечественников главным праздником года является Пасха. В этот день добро победило зло, а жизнь смогла взять верх над смертью. Обряды, проводимые в ночь на Пасху, имеют огромную силу, т.к. многие называют ее чуть ли не волшебной.

    Обряды в пасхальную ночь

    Древние обычаи, связанные с пасхальной ночью

    Наши предки очень любили и почитали этот праздник. В пасхальную ночь можно было стать свидетелями настоящего чуда. Вспомним приметы и обряды, которые были когда-то распространены:

    1. Встреча солнца Многие знают, что на Пасху солнышко может играть. В старину в пасхальную ночь не спали, а на заре встречали солнце. Если оно появлялось на ясном небе и начинало трепыхаться, это считалось хорошим знаком. Тогда год должен был быть урожайным, радостным, с огромным количеством свадеб. Если же солнце закрыто тучами или же не захотело «играть», то многих будут преследовать неудачи, не приходится ждать и богатого урожая.
    2. Умывание и причесывание на рассвете Как и сейчас, раньше женщины хотели быть молодыми и красивыми. Поэтому, как только заканчивалась пасхальная ночь, женщины умывались особой водой. Говорили, что эти ритуалы помогают стать обеспеченными и молодыми. Тогда как старики расчесывали волосы, повторяя:

      «Сколько в голове волосков, столько бы было и внучат».

    3. Профессиональные ритуалы В Светлую ночь, рыбаки могли обеспечить себе хороший улов. Для этого тогда, когда священник повторяет слова «Христос Воскресе!», нужно было тихонько сказать:

      «А у меня рыба есть!».

    4. Встреча с душами умерших Считалось, что в Христово Воскресенье открываются небеса, поэтому всякий, кто умер на Пасху, сразу же попадает в рай. Также в пасхальную ночь на землю спускаются души умерших. Существовало интересное поверье. Когда во время крестного хода все выходят из церкви, в ней собираются умершие христиане. Если в это время взять страстную свечу и спрятаться за алтарем, можно увидеть, как они молятся и начинают христосоваться между собой.
    5. Нечистая сила Нечисть лишалась своей силы в пасхальную ночь. Черти оказывались замурованными в стенах и пытались вырваться оттуда. Крестьяне были уверены, что в пасхальную ночь их легко можно услышать. А если взять с собой свечку, с которой отстояли пасхальную службу, то и увидеть.
    6. Как узнать колдуна Это сейчас потомственные ведьмы и колдуны стараются рассказать всем о своих необычных способностях. А раньше они тщательно скрывали свою деятельность. Однако именно в пасхальную ночь можно было провести обряды, которые помогали вывести колдунов и ведьм на чистую воду. Можно пойти в церковь, надев только обновки. Во время заутрени нужно обернуться назад. Тогда все те, кто увлекается колдовством, будут стоять спиной к иконам. Если на заутрени свечи у кого-то не хотят гореть, все время гаснут, это является признаком причастности человека к магии. Нужно взять яйцо, которое молодая курица снесла в первый раз. Надо покрыть его красной краской. Вместе с остальными стоит пройти крестным ходом и, услышав в первый раз от священника «Христос воскресе», нужно посмотреть через него на людей. Тогда сразу будет понятно, кто колдун по показавшимся рогам или же по тому, как они стоят (спиной к иконам).

    Обряды и заговоры, которые можно проводить в пасхальную ночь

    Специальные ритуалы, проводимые в пасхальную ночь, могут подарить здоровье, богатство, приворожить любимого, сделать начальника на работе более снисходительным. Не все обряды проводятся именно ночью, однако необходимые для них атрибуты подготавливаются именно в это время. Поэтому стоит заранее познакомиться с заговорами, чтобы к назначенному дню все было под рукой.

    Обряды на здоровье

    Нет ничего важнее здоровья, поэтому так часто ритуалы проводятся именно для того, чтобы вернуть его.

    В пасхальную ночь нужно побывать в церкви и освятить свечи. В воскресенье, как только раздастся первый удар колокола, надо поднять свечу вверх, уже зажженную, и сказать слова заговора. Если вы хотите помочь больному человеку, живущему в вашем доме, нужно вместо слова «я» произнести его имя.

    «Христос воскрес, пусть же и я стану здоровым, избавившись от всех недугов».

    Иногда нам кажется, что обряды могут помочь только более-менее здоровым людям, которых вдруг свалил с ног сильный недуг. Однако этот заговор может помочь вернуть здоровье и пожилому человеку, он может поставить его на ноги.

    Для него понадобиться тонкая, как пергамент, кора березы. Ее нужно набрать, именно в пасхальную ночь, в три часа заварить, наговаривая чудодейственные слова:

    «Как в Светлое воскресенье, в Пасху, Иисус Христос восстал из мертвых, Так рабу Божьему (имя) Даруется избавление и исцеление. Аминь».

    После этого настой нужно давать больному. Перед тем, как он выпьет несколько глотков, нужно кинуть в чашку три щепотки соли, три щепотки древесной соли и три щепотки яичной скорлупы (брать толченую, от яиц, сваренных в Пасху). Все это добавлять каждый раз, когда вы будете давать целебный настой больному.

    Обряд против пьянства и наркомании

    Многим семьям приходится сталкиваться с такой бедой, как алкоголизм или наркомания. Вылечить эти заболевания очень сложно, но можно провести обряды, которые помогут избавиться от зависимости. Расскажем об одном из них.

    Нужно взять кулич и освятить его в пасхальную ночь. Потом выбрать один из дней седмицы и, разрезав кулич на 12 кусков, пойти с ними на кладбище. Там необходимо отыскать 12 могил, в которых захоронены люди с таким же именем, что и человек, страдающий от зависимости. Нужно положить на каждую из могил кусок кулича, произнося слова заклинания:

    «Ты не пьешь, и ему (произнесите имя человека) тоже не позволяй».

    О том, вы проводили подобные обряды, рассказывать нельзя.

    Заговор на богатство

    Ритуалы на богатство всегда пользовались популярностью, ведь жить в достатке – это мечта многих. Подобные обряды можно проводить и в пасхальную ночь. Для этого заговаривают воду, которой потом умываются всю неделю после Пасхи. Эти обряды принесут богатство и достаток, денег будет много до следующего праздника.

    Нужно перед Пасхой налить воду в посуду с большим горлышком. Подойдет салатница, сделанная из стекла или хрусталя. Надо отнести ее к иконам и держать там всю ночь.

    После этого можно отправляться в церковь. Там необходимо приобрести самую большую свечу и побывать с ней на Крестном ходе. Огарок свечи выкидывать не рекомендуется, нужно донести ее до дома.

    Придя к себе, нельзя с кем-то разговаривать, а также есть. Нужно сразу пойти к воде и сказать (при желании эти слова можно пропеть):

    «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ! И сущим во гробех живот даровав! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ! И сущим во гробех живот даровав! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ! И сущим во гробех живот даровав! О Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный день Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь».

    После этого читаются слова заговора:

    «Светлым Христовым Воскресеньем, смерти победою, жизни торжеством, тебя заговариваю, во имя Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, и всех святых. Аминь. Матушка вода, Божья помощница, прости ты нас, помоги ты нам. Нет числа твоим каплям, волнам, много тебя в море да в реке, в ручейке, в океане, в колодце, в ключе. Течешь ты, не зная роздыху, без перерыва, без передышки, без краю и конца, вне времени и вне суток. Течешь ты днем и ночью, и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверток, и в пяток, и в субботу, и в светлое Христово Воскресенье. На светлое Христово Воскресенье поклонюся, Христовой Пасхе помолюся: В сей пресветлый и преславный и спасительный день Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. Как течет речка, так бы и денежки ко мне текли, не зная роздыху, без перерыва, без передышки, без краю и конца, вне времени и вне суток, текли бы ко мне днем и ночью, и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверток, и в пяток, и в субботу, и в светлое Христово Воскресенье. Аминем закрываю, аминем заворачиваю, аминем закрепляю. Аминь. Аминь. Аминь».

    Как добыть молчальную воду

    Именно в ночь перед Пасхой можно добыть для семьи особую «молчальную» воду. Для этого нужно в пасхальную ночь сходить к ближайшему роднику и, набрав воды, принести ее домой, не проронив ни одного слова. Считалось, что она принесет в дом благополучие, если ей окропить амбар или дом. Также молчальная водица помогала вернуть здоровье. Для этого ей умывались.

    Заговор неуязвимости

    Иногда профессия человека может быть опасна для жизни. Мы знаем, что пожарники, полицейские, электрики рискуют каждый день. Но существуют ритуалы, которые могут предотвратить опасность, обряды неуязвимости. Именно в ночь перед Пасхой они имеют наибольшую силу. После его прочтения год можно не волноваться, т. к. все беды и проблемы пройдут стороной, также не стоит опасаться травм и ран.

    «Благослови меня, Ангел мой хранитель, Мои дела, мои слова, мое тело. Богородица Моя меня (имя) благословляет, А Ангел- хранитель меня от бед и несчастий Оберегает, крылом своим укрывает. Чур, раны не к телу, Чур, опасность не к делам моим, Кровь не к плоти, слезы не к очам моим. Пояс Богородицы на мне (имя), Благословение Иисуса Христа на мне (имя). Ангел- хранитель за моей спиной. Слова мои будьте крепки, Дела мои будьте лепки. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь».

    Любовный приворот

    Не только деньги и здоровье, но и любовь нужна для того, чтобы счастье было полным. Чтобы разжечь чувства любимого человека или же вернуть в существующие отношения страсть, в ночь на Пасху нужно произнести слова заговора. В руках должна быть церковная свеча. Нужно ее зажечь и сказать, глядя на пламя:

    «Огонь священной свечи, зажги и распали Сердце, тело, душу и кровь Раба Божьего (имя) на вечную любовь Ко мне, Божьей рабе (имя). Ворочай его, с места гони Ко мне, Божьей рабе (имя), отправляй. Чтобы не мог покоя иметь ни днем, ни ночью. Имя мое в уме повторял, Образ мой всегда в голове держал. Другой радости в жизни не знал. Без меня пил – и не напевался, Ел- и не наедался. Мучился без меня, страдал, Женой желанной называл. Я ему еда. Я ему вода. Я – воздух. Я – солнце. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь».

    Заговор, чтобы задобрить начальство

    Выбирая работу, мы заботимся не только о зарплате, но и обращаем внимание на коллектив, начальство. Никакие деньги не стоят того стресса, который придется пережить, если отношения не сложились. Однако перед тем, как искать новое место, можно попробовать прочитать заговор, чтобы начальство на вас не злилось. Ночью перед Пасхой необходимо сварить холодец. Утром нужно положить его к себе на тарелку и произнести слова заговора:

    «Как этот холодец трясется, Так чтобы и раб Божий (имя) Трясся, трепыхался, На меня, рабу Божью (имя), Не взъедался, Ласково бы глядел, О моей выгоде радел Ныне и вечно и бесконечно. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь».

    Заговор черной магии на смерть человека

    Пользоваться черной магией – это большой грех, но не всех это останавливает. Если вы хотите уничтожить своего врага, можно провести этот обряд. Важно делать это на Пасху, т. е. в ночь с субботы на воскресенье или же в само магическое воскресенье. Но днем это будет трудно сделать, т. к. найдется немало человек, которые будут наблюдать за вами. Ночью – другое дело. Когда все отправятся на Крестный ход, вся церковь в вашем распоряжении. Важно сделать это именно в Пасху, в другое время проводить ритуал нельзя.

    Благодаря этому обряду жертва не просто умрет, но будет мучиться. Необходимо в церкви взять самую тонкую свечку и надломить ее 13 раз. Проделывая это, нужно тихонько сказать, но не шептать:

    «Чахни, сохни, сдохни».

    После этого свечку нужно поджечь с двух сторон и свернуть в кольцо. В этот момент фитили погаснут. Необходимо произнести:

    «Замыкаю жизнь раба (имя)».

    Потом эту свечу нужно выбросить под поминальный столик. Уходя, нельзя оглядываться. В качестве откупа на перекресток положить водку и монеты.

    Пасха - важнейший праздник для христианской церкви, и подготовка к ней начинается за несколько недель. После окончания Великого поста все православные люди готовятся к пасхальному богослужению - масштабному церковному торжеству, которое продолжается всю ночь. О том, во сколько начинается пасхальная служба и каким образом она проходит, рассказано ниже.

    Обряды, проводимые до Пасхи

    Во многих церквях праздничные службы начинаются за неделю до самой Пасхи. Обычно в этот период люди очень активно посещают церковь, священнослужители все чаще появляются в праздничных одеяниях. Также существует традиция, согласно которой, за несколько дней до начала Пасхи двери церкви перестают закрывать. Даже во время причащения священников двери остаются открытыми, а каждый желающий может посетить храм в любое удобное время.

    Особо праздничной становится суббота, когда заканчивается Великий пост. Именно в этот день люди начинают массово следовать в церковь для освящения праздничной еды. Служители храма окропляют куличи и яйца святой водой, произнося традиционные молитвы. В это же время можно поставить в церкви несколько свечей за упокой.

    В католической церкви сохранилась традиция проведения крещения взрослых и детей на Пасху. В православной традиции обычай крещения взрослых во время празднования Пасхи также возрождается, но происходит довольно редко. Служители церкви предпочитают проводить этот обряд либо в субботу, либо днем перед началом торжественной службы.

    Обычно сами представители церкви очень активно готовятся к грядущему празднику, заучивают строки из евангелие, причащаются и выбирают самые праздничные одежды. Несмотря на все изменения в жизни современных граждан, Пасха продолжает пользоваться колоссальной популярностью на территории всей России.

    Время начала пасхальной службы

    В 2017году Пасха выпадает на 1 мая. По традиции, которая сложилась еще несколько веков назад, пасхальная служба проводится ровно в полночь. Она начнется в ночь с 30 апреля на 1 мая.

    Самая масштабная служба происходит в храме Христа Спасителя в Москве. Традиционно патриарх (сейчас - Кирилл) выходит к прихожанам в лучшем наряде, проводя всю службу от начала и до конца. Ее транслируют по многим телеканалам, так что насладиться богослужением можно, не выходя из дома.

    У некоторых народов подобные богослужения происходят под утро, но практически все христианские церкви проводят столь важную и торжественную службу до наступления рассвета.




    Какие этапы включает в себя пасхальная служба:

    1. Вынос плащаницы, который происходит за полчаса до полуночи.
    2. Крестный ход вокруг храма.
    3. Начало светлой утрени знаменуется использованием кадила и специального креста с трисвечником.
    4. Проведение пасхальной заутрени и вынос специально приготовленного хлеба.
    5. Завершается служба пасхальным звоном и обменом праздничными приветствиями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»).





    Каждый этап процедуры очень важен и никогда не игнорируется. Дело в том, что все пения и крестные ходы имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, а сами традиции формировались веками, поэтому священнослужители чтят их с особым благоговением.

    Проведение пасхальной службы проходит практически во всех православных церквях. Интересно то, что дата праздника все время определяется по лунно-солнечному календарю и выпадает на разные дни. Причем дата Пасхи у католиков и православных может отличаться. Так, в 2017году этот светлый день у нас выпал на 1 мая.

    Начало пасхальной службы традиционно происходит в полночь, но приходить в церковь стоит как минимум за час. Дело в том, что праздник вызывает большой ажиотаж у верующих, и поэтому уже к 23:00 около храмов собираются очереди из желающих попасть на службу. В маленьких храмах прихожан собирается немного, а вот попасть на службу в главных святынях страны (например, в храм Спаса на крови) бывает крайне сложно. Несмотря на это, все верующие стараются вести себя спокойно, не расталкивают друг друга.

    Освятить куличи, окрашенные яйца и прочую праздничную еду стоит заранее, в субботу с утра, поскольку на пасхальной службе будет слишком много людей, и такая возможность, скорее всего, не представится.

    Первые этапы пасхальной службы

    Церковные службы на Пасху - это очень важное мероприятие для священнослужителей, поэтому каждый батюшка в этот день облачен в торжественные одеяния. За полчаса до полуночи через царские врата в церковь вносят плащаницу, и служба считается официально открытой. Присутствующие на службе люди зажигают свечи, отчего в храме создается поистине волшебная атмосфера.

    Начальные этапы церковного богослужения имеют следующие черты:

    • в течение всей службы звучит звон колоколов, возвещающих о начале праздника;
    • пение стихир происходит трижды, и с каждым разом священнослужители повышают голос на тон;
    • во время пения третьей стихиры священнослужители передвигаются от алтаря к середине храма;
    • прихожане также поют вместе со служителями церкви, после чего начинается трезвон, а люди выходят на улицу для совершения крестного хода вокруг храма.

    С началом крестного хода все прихожане двигаются вокруг церкви под звонкое пение священнослужителей. Обычно церковь обходят трижды, после чего останавливаются у западных ворот, освящая их крестом. На этом этапе пение стихает, после чего священнослужитель начинает освящать кадилом прихожан и саму церковь, обозначая на западных воротах храма изображение креста.

    Пасхальная заутреня

    Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.

    • пение канона и стихиры;
    • торжественное чтение евангелия;
    • чтение заамвонной молитвы.

    Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.

    Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.

    Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему

    Сколько длится пасхальная служба, очень часто интересует людей, которые ни разу не были на этом праздничном богослужении. Стандартная продолжительность подобной службы - 5 часов.

    Большая длительность обусловлена важностью праздничного мероприятия и обилием разнообразных традиций. Как уже упоминалось выше, служба начинается в 00:00, но обычно все верующие стараются прибывать в церковь к 23:00, занимая места в храме и молясь перед священным богослужением.

    Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому направляясь в церковь, стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам следует покрыть голову платком, скрыв свои волосы.

    Заканчивается это праздничное мероприятие около четырех часов утра, после чего верующие могут расходиться по своим домам. В православной церкви очень важно отстоять всю службу от начала и до конца, поскольку таким образом человек подтверждает свою веру.

    Интересно и то, что перед началом богослужения, каждый верующий должен правильно подготовиться к приближающемуся торжеству. Обычно такая подготовка начинается за 7 недель до праздника, ведь именно тогда берет свое начало Великий пост. В течение всего этого времени верующий ограничивает себя в употреблении яств.

    В Чистый четверг (он выпадает на последнюю неделю поста) человеку необходимо провести генеральную уборку в своем доме. Заканчивается пост в субботу, непосредственно перед Пасхой. В этот день необходимо приготовить праздничные угощения, такие как куличи и яйца. Все эти яства следует сложить в корзину и отнести в церковь, дабы освятить их.

    Перед входом в церковь необходимо трижды перекреститься. Начертание креста производится каждый раз при употреблении некоторых церковных фраз (например, «Во имя отца и сына, и Святого Духа»).

    Еще несколько важных моментов церковного богослужения

    Ход пасхальной службы знает каждый, кто бывал на ней хотя бы раз в жизни. Важно не только полностью отстоять службу, но и правильно вести себя в процессе. О каких нормах поведения в храме следует помнить:


    С окончанием праздничных молитв Пасха не завершается. Перед тем как покинуть церковь, человеку необходимо перекреститься трижды в поклоне, отправляясь домой.

    Традиционно на Пасху праздничный завтрак начинается рано (примерно в 5 утра), поэтому сразу ложиться спать не стоит. Верующему необходимо собрать богатый стол из праздничных угощений и позавтракать со своими родными и близкими.

    Церковные традиции запомнить несложно, особенно если разобраться в них заранее, еще до начала службы. Современные пасхальные традиции соблюдаются многими верующими, а сам праздник имеет огромное значение для русской культуры. В церкви нет богатых и бедных, и посетить праздничное богослужение может абсолютно каждый человек. Обычно это торжество производит неизгладимое впечатление, оставляя свет и тепло в душе каждого прихожанина.

    Архимандрит Савва (Мажуко)

    Свою первую всенощную я подсмотрел . Наша семья не была церковной, но Пасху праздновали всегда. В пасхальную ночь мама, как заговорщик, уходила на таинственную церковную службу, и утро для всех начиналось с разговения «пасвяцоным» куличиком.

    Настал день, вернее, ночь, когда на это «сборище заговорщиков» взяли и меня. Вспоминаю, и мне весело и хорошо. Море людей. Море огней. Неистовый звон колоколов и невероятно шумная служба. Нам так и не удалось пробраться в церковь. Всенощную стояли на улице в компании внезапно обнаруженных соседей. Что там пели батюшки, о чем восклицал хор – я не понимал ни слова. И отчего-то было очень светло на душе и радостно.

    Но та первая Пасха стала настоящим откровением о мне самом, потому что я, человек, с детства привыкший избегать людей, прятаться от многолюдства, впервые пережил восторг оттого, что вокруг люди, которые почему-то перестали быть чужими.

    И не важно, знакомы ли мы, ради чего пришли, во что веруем, мне было просто радостно, оттого, что люди есть .

    Пасхальная служба непременно проходит ночью. Пасха – это ночь среди людей. Пасха не бывает личной, для себя. Пасха – для всех. Пасха – ночное собрание христиан. Мы сходимся, словно заговорщики, связанные страшной и веселой тайной. Мы все «повязаны» одной большой тайной – Христос воскресе!

    Пасхальное богослужение – только ночью. Эту службу может выдержать только ночь. Молитва в оправе ночи. Если Пасха, значит, ночная служба, молитва на всю ночь, всенощная. Это слово так тесно вросло в Пасху, что большинство людей, говоря «Пасха», подразумевают «всенощная».

    Однако «всенощная» – технический термин богослужебного устава. Это слово обозначает тип службы, отмеченный особой торжественностью. Всенощные положено совершать каждую неделю, например, в субботу вечером, а также в канун великих праздников.

    Слово «всенощная» – одно из самых моих любимых церковных слов. Оно стоит в одном ряду со словами «полунощница», «заутреня», «повечерие», или, по-старинному, «павечерница». Когда-то всенощные действительно служили всю ночь, полунощницы совершали в полночь, а утреня пелась на рассвете. Времена изменились, а слова «засахарились», обратились в богослужебные термины, мало имеющие отношение ко времени суток. И недоумевают «свежие» прихожане, придя на службу: кажется, объявляли всенощную, а молились каких-то три часа…

    И только пасхальное богослужение – воистину всенощная.

    Если вы выучили тропарь Пасхи

    Богослужение Пасхи – самая простая из церковных служб. Правда, этот невероятный секрет известен только знатокам богослужения. Остальным остается только подсматривать за Пасхой христиан, оставаясь чужими, чего не должно быть на празднике для всех. Всенощная – одно из духовных упражнений, которые можно совершать только всем вместе.

    Прекращаются ли на Пасху наши духовные упражнения? Нет. Просто несколько смещаются акценты. Пасха – таинство единения, праздник соборности.

    Одно из самых простых и в то же время самых сложных духовных упражнений – искусство молиться вместе, «единым сердцем и едиными устами».

    Высший уровень – молитва «единым сердцем» – опыт подлинного, глубокого единения в Боге с каждым из наших ближних и со всеми вместе. Это очень высоко. Это таинство открывается не всем, но всякий должен к нему идти, быть готовым принять этот дар. Однако молиться «едиными устами» – это упражнение по силам каждому.

    Пасхальная всенощная – лучший повод погрузиться в молитву «едиными устами», но это духовное упражнение требует некоторой подготовки.

    Даже тем, кто подсматривал всенощную, известны закономерности пасхальной службы. Во-первых, молитва постоянно перемежается радостной перекличкой:

    – Христос воскресе!

    – Воистину воскресе!

    Во-вторых, большую часть службы все поют короткую молитву:

    «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

    Смысл этого текста понятен даже невнимательным соглядатаям. Это тропарь праздника Пасхи. Тропарем называют главное песнопение того или иного церковного праздника, своеобразную «визитную карточку» богослужебного события. Чаще всего это небольшие песнопения, которые следует знать наизусть и обязательно петь всем храмом.

    Если вы уже выучили тропарь Пасхи, считайте себя почти готовым к походу на всенощную. Почти. Потому что на этой службе будет кое-что еще.

    Открывается пасхальное богослужение чтением полунощницы с каноном Великой Субботы. Приблизительно в полночь начинается Крестный ход, который идет вокруг храма и останавливается у закрытых церковных дверей, символизирующих камень у входа в погребальную пещеру Христа. Здесь настоятель громко возглашает:

    «Слава Святей и Единосущной и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

    Хор, а с ним и весь народ, поет «Аминь». И тут священники впервые начинают петь тропарь Пасхи, и поют его трижды. В ответ хор, а значит, и все молящиеся, повторяют за батюшками троекратно тот же тропарь. Вообще, вся пасхальная служба сплетена из этих бесчисленных, но не утомляющих перекличек. Это молитвенный диалог, из которого никому нельзя вырваться, ни одному возгласу нельзя остаться неотвеченным.

    Священники подхватывают пасхальные стишки «Да воскреснет Бог», всего их четыре, и на каждый народ отвечает пением тропаря, а священники и хоругвеносцы на всякий стишок перемещаются, чтобы под пение очередного тропаря оказаться на новой стороне света. После стишков батюшки поют «Славу», то есть «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», им отвечают тропарем. Духовенство затягивает «И ныне», то есть «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и снова тропарь. После чего перекличка сменяется допеванием : батюшки поют первую половину тропаря, народ за ними допевает, и все заходят в храм.

    То, что сейчас произошло, называется началом пасхальной утрени. Зайдя в церковь, дьякон говорит мирную ектению, а это тоже хорошо известная нам перекличка: на прошения ектении люди отвечают «Господи, помилуй». Поэтому не останавливаемся, продолжаем молиться «едиными устами» и единым дыханием.

    После ектении будет сложнее, потому что начинается пение пасхального канона. Канон короткий. Он не читается, а поется, и в этом особенность пасхального богослужения: все поется, читается только Писание. Значит, надо запастись текстом канона и подпевать за хором, тем более что напев очень простой и задорный, а текст легко запоминается. К следующей Пасхе будете петь наизусть.

    Во время пения канона священники непрерывно носятся с кадилом по храму, выкрикивая «Христос воскресе». Вы, конечно, отвечайте, но не забывайте и канон петь – очень утешает.

    Канон заканчивается неожиданно быстро пением светильна «Плотию уснув», после чего батюшки снова подхватывают уже известные нам пасхальные стишки. Но на этот раз хор, а значит, и мы с вами, отвечает не тропарем, а стихирами Пасхи, и их тоже следует выучить наизусть, для чего вам понадобится просто посетить несколько служб на Светлой седмице.

    После пасхальных стихир читается Огласительное слово св. Иоанна Златоуста, звучат две ектении, и пасхальная утреня закончилась. Вот такая простая служба! Странно, что кто-то может в ней запутаться.

    После утрени поют пасхальные часы. Это небольшое собрание коротких и ободряющих текстов, которые поются не только в церкви, но и дома вместо утренних и вечерних молитв. Надо ли упоминать, что их не только следует петь за хором, но и знать наизусть?

    Литургия начинается вслед за часами, причем начало у этой службы такое же, как и начало утрени после Крестного хода. Все повторяется.

    Чин литургии на Пасху сохраняет свою обычную структуру. Но вы должны быть готовы к некоторым замечательным моментам. Прежде всего, всю службу двери алтаря остаются открытыми. Они не закрываются и между службами, и так всю Светлую седмицу. Мне это очень нравится, тем более что символизм этого действия понятен даже тем, кто не «испорчен» богословием.

    Мгновение, которого ждут многие, – это знаменитое и неповторимое чтение Евангелия на разных языках. Это и вправду необычайно красиво и утешительно. Вместе с непрестанным каждением, беготней по храму, выкриками «Христос воскресе» это чтение символизирует широту и всеохватность пасхальной проповеди апостолов.

    И еще в этом чтении слышится оправдание любого языка, апология церковности каждого народа, потому что каждому языку и племени Господь готов доверить Свои великие тайны. Это маленькое боговоплощение, когда Превечное Слово воплощается в словесную плоть, которую дает Ему каждый народ, делая Бога своим, становясь своими Богу.

    Задостойник Пасхи тоже надо знать наизусть, что не составит вам труда, поскольку ирмос «Светися, светися» мы уже пели на пасхальном каноне.

    Вот и всё. Очень просто. Но сколько радости и утешения быть на Пасхе своим , не «подсматривать за чужой свободой», а самому включиться в единое молитвенное дыхание Церкви. А тому, кто дышит вместе с Церковью одним дыханием, откроется и нечто большее.

    Что сказал Златоуст?

    Пасхальная всенощная дарит верующим опыт молитвы «едиными устами», одно из самых красивых и доступных церковных утешений. Однако на Страстной седмице мы приобщились к духовному упражнению «очищения смыслов», приобрели навык созерцания Страстей. Опыт созерцания не прерывается и в Пасхе Воскресения.

    Пасха Крестная созерцала Христовы Страсти.

    Пасха Воскресения вглядывается в тайну Жизни, победившей смерть. Предмет созерцания пасхальных дней – «Жизнь с избытком», из гроба воссиявшая. Но это не просто предмет созерцания. Самой Жизни мы приобщаемся в Чаше Причастия. Тело Христово становится нашим телом, Его Кровь вливается в наши жилы.

    В самом центре Пасхи – Чаша Евхаристии. В Евхаристии мы причащаемся подлинной Жизни, поэтому невозможно помыслить пасхальное богослужение без причастия. Причастие – самый важный момент пасхальной службы.

    Не пасхальные гимны, не Крестный ход, не чтение Евангелия на языках, не освящение куличей делают Пасху Пасхой, а именно Евхаристия, без которой все эти прекрасные моменты службы не достигают своей цели.

    Подготовка к посту начиналась под знаком пасхальной трапезы. Вспомните притчу о блудном сыне. Она завершается трапезой, ради которой закалается откормленный телец. Поэтому притча о блудном сыне – на самом деле притча о Евхаристии, о последнем и непрекращающемся пире Царствия, на который позван каждый из нас. Это пир не для каждого лично. Пасха – праздник для всех. Поэтому и притча о мытаре и фарисее, и блудный сын, и описание Страшного суда, и многие другие сюжеты, через которые мы проходили Великим постом – о трапезе, которую мы должны разделить не просто с Богом, но и с людьми, которые рядом. Однако не я звал их на этот пир и не от моего желания зависит, с кем посадит меня Господь за эту таинственную трапезу вечности.

    В пасхальном богослужении замыкается круг образов и знаков, которые мы созерцали Великим постом. Помогает собрать все эти образы воедино Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, уже не одно столетие читаемое в пасхальную ночь.

    К чтению и слушанию этого важнейшего текста следует готовиться. И даже если вы хорошо знаете Писание, все же, отправляясь на пасхальную всенощную, перечитайте притчу о работниках в винограднике из двадцатой главы Евангелия от Матфея.

    «Царство Небесное подобно хозяину, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой» (Мф. 20:1).

    Так начинается притча. Хозяин выходит на торжище еще в третий час, в шестой, девятый и, наконец, в одиннадцатый, и всякий раз нанимает работников, которые отправляются возделывать виноград. Вечером управитель по повелению хозяина выплачивает каждому по динарию, начиная с пришедших позже всех. Работники первого часа ропщут: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:11). Как же эти слова напоминают обиду «правильного» брата из притчи о блудном сыне! Но в отличие от кроткого отца этой притчи хозяин дает обидчивым работникам жесткую отповедь:

    «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:14-15).

    И вот только после этой евангельской истории можно слушать Златоуста, который начинает не с богословия Пасхи, не с раскрытия таинственных смыслов, а с призыва участвовать в трапезе, потому что в Пасху следует погружаться не теоретически, а опытно:

    Кто благочестив и боголюбив, – тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.
    Кто раб благоразумный, – тот пусть, радуясь, войдет в радость Господа своего.

    Кто потрудился, постясь, – тот пусть возьмет ныне динарий.
    Кто работал с первого часа, – тот пусть получит сегодня должную плату.
    Кто пришел после третьего часа, – пусть с благодарностью празднует.
    Кто успел придти после шестого часа, – пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.
    Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.
    Кто успел придти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за промедление.

    Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого;
    успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа;

    и последнего милует, и о первом печется;
    и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует;
    и деятельности отдает честь, и расположение хвалит.

    Златоуст говорит о невыразимом милосердии Господа, который на Свой пир рад принять любого. Златоуст умоляет не бояться Бога, отвергнуть страх и ужас хотя бы в этот день, забыть мучительное чувство вины, которое так любят лелеять верующие люди, отдохнуть от себя в Боге, позволить Ему уврачевать наши раны, потому что не за наши труды и заслуги мы получили доступ к Его жизни, но только благодаря Его непостижимому и необъяснимому человеколюбию.

    Итак, войдите в радость Господа нашего;
    и первые и вторые получите награду;

    богатые и бедные, ликуйте друг с другом;
    воздержные и нерадивые, почтите этот день;
    постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.

    Трапеза обильна, – насыщайтесь все;
    телец велик, – пусть никто не уходит голодным;

    все наслаждайтесь пиршеством веры;
    все пользуйтесь богатством благости.

    Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство.
    Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.

    Трапеза – общая. Царство – общее. Радость – общая.

    Потому что Пасха – для всех. Это праздник Бога-Человеколюбца. Его жизнью и Его любовью мы живы.

    Поэтому самое важное, что нужно сделать на Пасху, – открыться этой любви, жизни и радости, разрешить себе хотя бы в эти дни быть святым, чистым и веселым. Но не хранить эту радость для себя, а разделить ее с другими.

    И как естественно, когда после пасхальной всенощной все прихожане разговляются тут же в храме, все вместе, вокруг своего пастыря, разделив Чашу, делят друг с другом скромную пасхальную трапезу. Ибо Пасха – общая трапеза. Пасха – праздник для всех.