• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Фомина неделя. Событие и история

    Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), ро­дом из га­ли­лей­ско­го го­ро­да Па­не­ады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», - и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.

    Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни, они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.

    Апостол Фома. Жизнеописание и проповедь

    Опираясь на рассказ о явлении Исуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком. В апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло - плотницкое дело и строительство.

    В славянском житии св. апостола Фомы упоминается о многих чудесах, которые он творил для уверения язычников. Так, желая обратить к истинной вере самого индийского царя Гундафора, он представился искусным зодчим и царь, доверившись его словам, вручил ему множество золота и драгоценных украшений на построение самой изысканной палаты. Но Фома растратил все эти средства на нужды нищих и убогих и, как бы для возведения кровли, попросил еще себе золота, которое израсходовал подобным же образом. Когда его дело открылось в истинном свете, Гундафор исполнился лютой ярости и заключил св. апостола в глубокий ров. По Промыслу Божию, в это самое время любимый брат царя впал в смертельный недуг. Тогда ангел Господень восхитил его душу, и он увидел в раю чудесную палату, но когда хотел войти в нее, ангел ответил, что она принадлежит брату его, Гундафору. Таким образом, по рассказу брата, понял и сам царь, что апостол сотворил ему истинное благо и, принявши вместе с братом своим святое крещение, с честью отпустил его проповедовать в другие селения.

    Еще одно чудесное событие, связанное с апостолом Фомой, записано в « ». Так, св. Фома, не оказавшийся в числе прочих учеников в первый день Воскресения Христова, подобным образом не присутствовал и при Успении и погребении Пресвятой Богородицы, но явился в Иеросалим только на третий день после произошедшего знаменательного события. Св. апостолы стали было укорять его, напоминая и о прежде бывшем упущении:

    Когда воскрес Господь наш Исус Христос тридневно от гроба и явился ученикам Своим, ты не был с нами, и снова явился 2-ой раз в храме, и через 8 дней (Он) уверил тебя. И ныне во время преставления Пресвятой Богородицы где ты был?» Он же сказал: «Когда восхищен был на облаках, то увидел Святую Богородицу, грядущую во врата небесные с ликом ангельским, и дала мне пояс Свой (Лицевой летописный свод).

    За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Считается, что ап. Фома принял мученическую кончину либо в 68, либо в 72 году. О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329-390 гг.), Амвросий Медиоланский (333-397 гг.), Иероним Стридонский (342-420 гг.), Павлин Ноланский (354-431 гг.) и другие. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

    Почитание св. апостола Фомы

    В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, - Фомина неделя . В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой , поскольку она приходится на первое воскресение после . Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» - «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день - в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.

    Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) - Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» - гностический апокриф.

    Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое - в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

    Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты. Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

    Фомина неделя. Богослужение

    Уставная служба недели Фоминой (Антипасхи) совершается по Триоди Цветной и соответствует чину двунадесятых Господских праздников, когда опускаются октайные песнопения. Тексты богослужения посвящены как самому событию Воскресения Христова, так и св. апостолу Фоме. Важной темой праздника является также обновление всего мира Крестом и Воскресением Христовым. В христианском богословии воскресный день является как первым днём седмицы - днем начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и так одновременно и восьмым, то есть служит прообразом грядущего нескончаемого века, в котором времени уже не будет. В этом смысле неделя Антипасхи имеет особенное значение.

    Первое убо имый обновление настоящия недели, яже убо глаголется воистину и осмая и первая. Первая же яко начало других, осмая паки, яко во образ учиняется безконечнаго онаго дне, иже в будущий век. Иже и первый и един будет, всяко нощию не разсекаем (Синоксарь).

    Тропaрь, глаc 7.

    Знaменану гр0бу, жив0тъ, t гроба восіsлъ є3си2 хrтE б9е. и двeремъ затворeнымъ ўчн7к0мъ преdстA, и4же всёхъ воскRсeніе. д¦ъ прaвыи тёми њбновлsz нaмъ, повели1цэй твоeй млcти.

    Кондaк

    Любопhтною десни1цею, жизноподaтельнаz твоS рeбра, фwмA и3спытaлъ є4сть хrтE б9е. затворeнымъ бо двeремъ ћко вни1де, с8 пр0чими ґпcтлы вопіsше, гDь є3си2 и3 бGъ м0й.

    --------
    Библиотека Русской веры

    Уверение апостола Фома. Иконы

    Сюжет уверения Фомы возникает уже в раннехристианский период (не ранее третьей четверти IV века), что связывают с развитием страстного цикла на рубеже IV и V веков. Самые древние изображения встречаются на христианских саркофагах. В числе ранних памятников следует также отметить Миланский диптих V века, мозаику центрального нефа церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне (VI в.).

    С течением времени в византийских памятниках утвердилась композиция, в которой диалог Христа и Фомы оказывается в самом центре композиции, а жест Фомы - конкретным, он касается тела Христа, но не влагает свои персты в раны. Апостолы расступаются, чтобы было видно доказательство Воскресения (мозаики Дафни и Осиос Лукас XI в.).

    Тема уверения Фомы встречается на Руси во фресках Софийского собора в Киеве XI века, а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Иконография «Уверение Фомы» входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко ее изображали и на аналойных иконах. На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря, Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря.

    Широко известна икона «Уверение Фомы» (Дионисий и мастерская) начала ХVI века. В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Исус Христос. С двух сторон от Него представлены апостолы, уже удостоившиеся видения воскресшего Спасителя, на переднем плане слева - апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».

    Святой апостол Фома на иконах часто показан молодым юношей, без усов и бороды. Красный фон иконы - свидетельство мученической кончины. В другом варианте (он не так широко распространен) апостол Фома изображается старцем - этот иконографический сюжет посвящен служению апостола в Индии.

    По традиции апостол Фома изображается в одеяниях, характерных для того времени, - хитоне (вид длинной рубашки) и гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани). Цвета одежд, в которых традиционно пишут апостола Фому, таковы: хитон - темно-зеленый или синий, гиматий - красный. Правая рука апостола Фомы воздета в благословляющем жесте, левая (в зависимости от традиции) или спрятана под гиматий, или держит свиток (кодекс) - это символ Евангелия, той Благой Вести, которую святой Фома принес народам Палестины, Индии и Эфиопии.

    Уверение Фомы. Картины

    Широкое распространение сюжет Уверения Фомы получил в западноевропейском искусстве, в творчестве Дуччо ди Буонинсенья, Гверчино, Караваджо, Рембрандта, Рубенса и других.

    Храмы в честь Уверения Фомы

    В честь Уверения Фомы в Воскресении Христовом освящена церковь на Мячине в Великом Новгороде . Храм был построен в 1463 году. Когда-то здесь был Воскресенский монастырь. От первоначальной церкви Уверения Фомы, построенной в 1195-1196 годах, остались лишь фундаменты. Старая церковь из-за ветхости рухнула, и в 1463 году на прежних фундаментах построена новая в стиле архитектуры XII века. В настоящее время церковь не действует.

    Действующих старообрядческих храмов в честь св. апостола Фомы в настоящее время не имеется.

    Красная горка. Народные традиции

    «Красная горка » - чисто народная традиция в названии праздника. Весна в это время уже вступает в свои права, но снег всегда начинает таять с пригорков, которые и украшаются первые молодой зеленью и цветами. «Красный» - значит «красивый», «прекрасный»: собираясь в этот день на гулянье, поселяне часто выбирали себе самый приглянувшийся пригорок, отсюда и усвоилось соответствующее наименование дня.

    Красная горка в народном понятии - наиболее подходящее время для бракосочетания. Начиная с Фоминого воскресенья после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. Русские пословицы говорили: «На Красную Горку девок разборка»; «Сочтемся весной на бревнах - на Красной веселой Горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся». На Руси именно на этот день, Фомино воскресенье, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, хороводы, сватовства. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки. Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России.

    В Верхнем Поволжье канун (суббота) или Фомино воскресенье назывались «Вьюнишник» или «Кликунишно воскресенье», потому что в этот день, после богослужения, деревенская молодежь целыми толпами подходила к тем домам, где проживали молодые супруги, венчанные в минувший мясоед, и кричала: «Молодая, молодая, подай вьюнца (молодого), а не подашь вьюнца, будешь ветреница». Кричали, пока в избе не откроется окошко и молодая не подаст крашеных яиц и пирогов. В некоторых регионах к молодежи примыкали и женатые мужчины и женщины и тоже кричали: «Вьюн да вьюница, подайте кокурку да яйцо, - если не дадите, вломимся в крыльцо». Кокурка - это большой, круглой формы, пшеничный пирог с изюмом: он пекся теми женщинами, которые первый год живут замужем, и предназначался для подруг-девиц, которым и вручался с низкими поклонами и с безмолвной просьбой, чтобы девицы принимали гулять с собой и молодых, недавно обвенчавшихся женщин. Та девица, которая принимала кокурку из рук молодой, отдавала треть этого каравая молодым, другую треть - мужчинам, старым женщинам и ребятишкам, а прочее уносилось в дом и было съедено девицами при пении песен.

    Радоница. Народные традиции

    Вторник Фоминой недели носит название «радуницы » или «радоницы ». В этот день православная Русь обыкновенно поминает своих сродников. Накануне крестьянские женщины пекли пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, приготовляли пшенники и лапшевики, варили мясо, студень и жарили яичницу. Со всеми этими яствами они отправлялись на погост, куда приходил и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды. За панихиды женщины, собравшись человек по пять, угощали духовенство пирогами, студнем и кашей. Так как во время богослужения женщины поднимали плач на голоса, с причитаниями и завываниями, то мужчины старались не посещать такие панихиды, чтобы не видеть женских слез. Духовенство, отведав угощения, расходилось по домам. И после этого на погост приходили мужчины, начинали пир на могилах. Крестьяне христосовались с умершими сродниками, поминали их, зарывали в могилы крашеные яйца, поливали брагой, убирали их свежим дерном, поверх которого ставили различные лакомые блюда.

    Когда яства были расставлены, крестьяне окликали загробных гостей по именам и просили их попить-поесть на поминальной трапезе. Но, угощая покойников, крестьяне не забывали и себя, так что к концу поминания на кладбище обыкновенно бывало много пьяных. Такое же происходило и на городских кладбищах, куда в день «радуницы», для пресечения безобразий, прибывали усиленные наряды полиции.

    Душеполезное поучение в Фомину неделю

    О духовном понимании праздника Антипасхи, как «дне обновления Воскресения Христова», читаем подробное разъяснение в поучительном слове свт. Григория Богослова:

    «Что же? - скажешь. - Разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за этой священной и светоносной ночью? Для чего даешь это наименование нынешнему дню, о празднолюбец, вымышляющий многие веселья?» - То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть чисто день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем; потому что он есть первый в числе последующих за ним, и восьмой в числе предшествующих ему - день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет к горнему состоянию. Об этом дне, мне кажется, гадает и божественный Соломон, повелевая давать «часть семи», то есть настоящей жизни, и «восьми» (Еккл.11:2), то есть жизни будущей, как от здешнего благоделания, так и от тамошнего восстановления. Но и великий Давыд в честь этого же дня воспевает псалмы свои о «восьмом» (Пс.6 и Пс.11), так как этому же дню обновлений воспевает другой псалом (29), именуя какое-то «обновление дому», а этот дом - мы, которые удостоились быть, именоваться и сделаться храмом Божиим (святитель Григорий Богослов, Слово 44).

    «Фо­ма, быв­ший неко­гда сла­бее дру­гих апо­сто­лов в ве­ре, - го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по поводу мученической кончины ап. Фомы, - сде­лал­ся по бла­го­да­ти Бо­жи­ей му­же­ствен­нее, рев­ност­нее и неуто­ми­мее всех их, так что обо­шел со сво­ей про­по­ве­дью по­чти всю зем­лю, не убо­яв­шись воз­ве­щать Сло­во Бо­жие на­ро­дам ди­ким».

    Неделя Фомина 2018 продлится с 9 по 15 апреля. Каждый год даты этого периода будут разными, потому что, праздник зависит от даты наступления Пасхи. Мы уже знаем, какого числа Красная горка в 2018 году, потому что знаем, что православная Пасха была 8 апреля. Соответственно, Красная горка, который выпадает на следующее воскресенье, будет 15 апреля. Фомина неделя начинается именно в этот день.

    По церковному уставу Фомина неделя имеет свои особенности. В чем-то они перекликаются с народными приметами. И, если совместить все традиции, обычаи и обряды, то нарисуется полная правильная картина этого дня. Итак, Фомина неделя в 2018 году начинается 9 апреля.

    Скорее всего, все слышали такое выражение как «Фома неверующий», но не все знают, что у этого выражения есть свой библейский подтекст. Фома был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. Вообще этот Святой родился в деревне и был рыбаком, но, когда стал свидетелем чудес и проповедей Иисуса Христа, то бросил все и отправился за ним.

    Согласно Иоанну Златоусту, Фома среди других апостолов не отличался крепкой и беспрекословной верой. Он уважал и любил Иисуса Христа, но где-то в глубине души до конца не верил, что Иисус Христос является на самом деле Сыном Божьим. Когда Иисус Христос воскрес, то Фома не был в числе тех апостолов, которым Иисус явился. Другие апостолы стали рассказывать Фоме о том, что видели, на что святой ответил: «Я не могу в это поверить, пока сам не увижу Христа.Пока не вложу пальцы в его раны, полученные на кресте».

    Иисус Христос явился Фоме только на восьмой день после своего воскрешения. И этот день, как не сложно догадаться – это праздник Красная горка. Вся неделя после называется неделя Фомина 2018 (или другая дата, в зависимости от текущего календарного года).

    Интересно! Иоанн Златоуст писал, что, несмотря на то, что Фома был не до конца верующим, он был усердным апостолом. Он неутомимее всех проповедовал слово Иисуса, и особенно это усилилось после того, как Иисус Христос явился перед Фомой на 8 день после своего воскрешения.

    Фомин день и Красная горка

    Необходимо понимать, что Красная горка – это народный праздник, а Фомин день – это церковное событие. Но в календарях так совпало, что эти два события связались друг с другом в неразрывный день. В Красную горку или Фомин день впервые со дня начала Масленицы (в 2018 году Масленица началась на неделе до 18 февраля) можно вступать в браки, в частности, венчаться.

    В народе говорится, что – это лучший день в году. Если молодые решат связать свою судьбу именно в этот день, то они проживут счастливую и долгую жизнь вместе в любви и согласии. Более того, можно посвататься к девушке в Красную горку, а саму свадьбу отметить в течение недели Фомина 2018 с 9 по 15 апреля. В любой из этих дней венчание принесет счастье.

    Радуница: день поминовения

    Именно на неделю Фомину 2018 приходится второй вторник после Пасхи. Это официальный и первый церковный день поминовения усопших после праздника Воскресения Христова. На саму Пасху, а также в течение 10 дней после праздника, праздничных дней, на кладбище ходить нельзя. С благой вестью о Воскресении Христова и о наступление Пасхи на кладбище отправляются именно на Радуницу. Это всегда второй вторник от праздничного воскресенья, в 2018 году дата Радуницы 17 апреля.

    По народному календарю следующее воскресенье после Пасхи называется Красной горкой - с этого дня начинается Фомина неделя 2017. Ее назвали в честь Фомы - апостола, поверившего одним из первых в воскресение Христа после ощупывания им ран Иисуса. Каждый день этой недели насыщен, согласно народному календарю, различными традициями и обычаями, но прежде всего в это время нужно радоваться и веселиться. В 2017 году Фомина неделя будет продолжаться с 23 по 29 апреля.

    Смысл этой недели – в общении с ушедшими в мир иной родными и близкими людьми. Причем такое общение носит не тягостный, трагический характер, а наоборот, довольно позитивный. На протяжении Фоминой недели нужно радоваться тому, что умершие родственники обрели вечную жизнь. По этому поводу принято украшать могилы свежими цветами, приносить и оставлять там различные кушанья, разговаривать с душами умерших и просить у них совета и благословения на самые разные дела.

    Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина » (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народном календаре славян она именуется Проводной (Радоницкой / Радуницкой неделей). По традиции именно в это время поминают умерших. « На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется ». Проводятся «радостные весенние поминки». Дни Фоминой недели считаются свадебными, происходят смотрины будущих невест.
    Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой (Фомино воскресенье , Антипасха , Радушное воскресенье ). В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Накануне по деревням ходили окликальщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

    Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Принося поминальные кушанья (конфеты, сладости, выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний и детишкам «за упокой души ».

    Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья

    Значение ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА в Словаре Обрядов и таинств

    ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА

    Два чувства дивно близки нам -

    В них обретает сердце пищу -

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к отеческим гробам.

    А. С. Пушкин

    За пасхальной неделей следует Фомина неделя. По Евангелию, апостол Фома отказался поверить в воскресение Иисуса Христа, пока сам не увидит раны от гвоздей и не вложит в них свои персты. За это упрекнул его явившийся ученикам Иисус: "Ты поверил тому, что увидел меня: блаженны не видевшие и уверовавшие". С тех времен за апостолом Фомой навечно закрепилось прозвище "неверующий" , а выражение "Фома неверующий" стало нарицательным для всякого, кто не верит явным фактам.

    В Фомину неделю традиционно поминают всех умерших. Когда-то понедельник на этой неделе назывался Навий день. (В славянской философии "навь" - олицетворение прошлого, ушедшего; навьи - древнейшее название мертвецов.) Вторник - Радоница. В XIX в. они слились в один праздник. Навий день был забыт, зато Радоница справлялась в очень яркой форме.

    Радоница - праздник древний. В 62-м слове Иоанна Златоуста (IV в.) говорится, что поминовение усопших на Фоминой неделе установлено Церковью в воспоминание о нисшествии Христа в ад.

    Радоницу называют еще и Радуницей, Раданицей, Радовницей. Происхождение слова не ясно. Можно предположить, что название "Радоница" происходит от слова "радость", которую принесло воскресение Христово. Полагают также, что само слово, означающее "блестящая, просветленная" , относится к первым весенним дням.

    Древнейшим обычаем славян был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве семьи и дому, молодые испрашивали у предков благословения на союз и любовь. На могилах оставляли пироги, чищенные яйца, поливали могилы вином и медом. Жгли на погосте поминальные костры. От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Православие вложило новый смысл в языческие традиции. День, который в церковном календаре называется Радоницей, - "праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа". Церковный устав не случайно предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе.

    Народное название этой недели - Проводная. Считают, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле. Поэтому проводы совершаются на кладбище. На Украине поминальный день именуют Гробками или Могилками, и приходится он обычно на понедельник Фоминой недели. Радоница в России приходится на вторник.

    Радоница была праздником всенародным. В деревне все жители выходили на кладбище к могилам своих близких. На могилы приносили еду и питье: поминальную кутью, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось "мертвым на еду". После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль нередко переходила в веселье.

    Принято было на Радоницу петь песни и водить хороводы. Известна поговорка: "На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут". Действительно, непосредственно после Пасхи начинались работы в поле, на Радоницу посещали кладбища, а к вечеру веселились.

    Радоница - один из немногих праздников, который дошел до наших дней почти неизменным. Поминальные обряды вообще менялись со временем менее других.

    В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Принято приводить в порядок могилы родственников (в прошлом ухаживали даже за чужими заброшенными могилами). Затем устраивают поминальный обед. На могиле или на столике возле нее расстилают скатерть и кладут принесенную еду и напитки. Традиционное ритуальное кушание - кутья. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают теплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют эту трапезу с живыми. После поминок на могилах оставляют пасхальные яйца, кусочки освященного кулича, пироги, блины. Поминальную стопку водки выливают на могилу или оставляют на ней.

    В отличие от кутьи, спиртные напитки не являются частью пищевого обряда, но употребление их в поминальную трапезу стало традицией. Часть поминальных кушаний раздают бедным "за упокой души", а остатки зарывают в землю у могилы. Поминки могут продолжаться и дома.

    Радоница - основной (хотя и не единственный) день поминовения всех умерших родственников и близких в году.

    В течение всей Фоминой недели многие хозяйки оставляли на ночь на столе кушанья в полной уверенности, что покойники, наголодавшиеся за зиму, заглядывают в эту пору в свои прежние жилища повидаться со сродниками. "Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует"

    Во вторник на Фоминой неделе деревенская детвора окликала первый весенний дождь:

    "Поливай, дождь, на бабину рожь,

    На дедову пшеницу,

    На девкин лен, поливай ведром".

    Если небо и впрямь брызнет весенним дождем, то все кидались умываться дождевой водой - к счастью.

    Если же ударит первый гром, женщины и девушки умывались через золотые кольца для сохранения красоты и молодости.

    В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами, ухватами и прочей домашней утварью, гонялись по огородам за невидимым призраком и выкликали смерти проклятия. Чем дольше и веселее устрашали призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни на все лето.

    Обегали также и кладбища с ножами в руках, восклицая:

    "Бегите, бегите, злые духи!". Этим хотели облегчить загробные страдания покойников, уходивших из этого мира в страну, где царствовала злая нечисть.

    В субботу же на Фоминой - самые развеселые хороводы, самые голосистые веснянки.

    Фомино воскресенье часто называют сроком найма "казачих" - женщин, девушек для оказания всяческих услуг по дому, особенно в страдное весенне-летнее время. "Казачиха лето прожила, да и жениха купила", - говорили в Архангельской губернии о девушке, нанимавшейся в казачихи и заработавшей себе на приданое.

    В казачихах будешь жить,

    Надо каждому служить:

    Старому и малому. Среднему, последнему,

    Ласково словечико

    Хозяйке из сердечика....

    Рецепты поминального стола - в главе "Последний земной путь".

    Обряды и таинства. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ФОМИНА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
      623836, Свердловской, …
    • НЕДЕЛЯ в Словаре экономических терминов:
      РАБОЧАЯ - см. РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ …
    • РАДОНИЦА
    • НЕДЕЛЯ в Словаре церковных терминов:
    • РАДОНИЦА
      в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после …
    • НЕДЕЛЯ в Православных церковных терминах:
      древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот …
    • НЕДЕЛЯ в Кратком церковнославянском словаре:
      - воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение …
    • НЕДЕЛЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
      (Быт 29:27) - слово неделя в означенной цитате означает семь дней брачного торжества. Деление времени на семь недельных дней имеет …
    • РАДОНИЦА
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Радоница - день особого всецерковного поминовения умерших в Русской Православной Церкви Совершается во вторник Фоминой седмицы …
    • НЕДЕЛЯ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Неделя - древнерусское название воскресенья; происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. ДРЕВО …
    • НЕДЕЛЯ в Большом энциклопедическом словаре:
      еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" П. Л. Лаврова. При …
    • НЕДЕЛЯ
      еженедельная литературно-политическая газета, издававшаяся в Петербурге в 1866-1901. Основана по инициативе министра внутренних дел П. А. Валуева для борьбы с …
    • НЕДЕЛЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      период времени в семь суток с особым названием каждого дня. Семидневная Н. впервые вошла в употребление на Древнем Востоке. В …
    • НЕДЕЛЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.); 2) церковно-славянское …
    • НЕДЕЛЯ в Энциклопедическом словаре:
      , -и, ж. 1. Единица исчисления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней. Календарная н. (от понедельника до …
    • НЕДЕЛЯ
      "НЕД́ЕЛЯ", еженед. газета, с 1960, Москва. Осн. как воскресное приложение к "Известиям Советов народных депутатов". Учредитель и издатель (1998) - …
    • НЕДЕЛЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      "НЕД́ЕЛЯ", еженед. лит.-полит. газета, 1866- 1901, С.-Петербург. При фактич. ред. Н.С. Курочкине поддерживала рев. народников, опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" …
    • НЕДЕЛЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      НЕД́ЕЛЯ, промежуток времени, равный 7 сут. Впервые введена на Др. Востоке (7 дней Н. отождествляли с известными в то время …
    • НЕДЕЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? 1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.); 2) …
    • НЕДЕЛЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      неде"ля, неде"ли, неде"ли, неде"ль, неде"ле, неде"лям, неде"лю, неде"ли, неде"лей, неде"лею, неде"лями, неде"ле, …
    • НЕДЕЛЯ в Весёлом этимологическом словаре:
      1) ноль; 2) союз; 3) единое целое; 4) доля, которая не делится; 5) жадюга; 6) …
    • НЕДЕЛЯ
      -и, ж. Заимствовано из старославянского языка (др.-рус. нед?ля, ст.-слав. нєд?ля ‘воскресенье’, ‘седмица’, со старшим знач. ‘день неделания, отдыха’, ‘воскресенье’ …
    • РАДОНИЦА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      см. …
    • НЕДЕЛЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
    • НЕДЕЛЯ в Словаре синонимов Абрамова:
      || без году неделю, без году неделю на свете …
    • РАДОНИЦА в словаре Синонимов русского языка.
    • НЕДЕЛЯ в словаре Синонимов русского языка:
      неделька, …
    • РАДОНИЦА
      ж. местн. см. …
    • РАДОНИЦА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      ж. местн. см. …
    • НЕДЕЛЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      ж. 1) Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2) Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. 3) …
    • НЕДЕЛЯ
      нед`еля, …
    • РАДОНИЦА в Словаре русского языка Лопатина:
      Р`адоница, -ы, тв. -ей и Р`адуница, -ы, тв. …
    • НЕДЕЛЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      неделя, …
    • РАДОНИЦА в Орфографическом словаре:
      р`адоница, -ы, тв. -ей и р`адуница, -ы, тв. …
    • НЕДЕЛЯ в Орфографическом словаре:
      нед`еля, …
    • НЕДЕЛЯ в Словаре русского языка Ожегова:
      единица исчисления времени, равная семи дням, вообще строк в семь дней Календарная н. (от понедельника до воскресенья включительно) Рабочая н. …
    • НЕДЕЛЯ
      промежуток времени, равный 7 сут. Впервые введена на Др. Востоке (7 дней недели отождествляли с известными в то время 7 …
    • «НЕДЕЛЯ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
      еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 «Исторические письма» П. Л. Лаврова. При …
    • РАДОНИЦА
      См. …
    • НЕДЕЛЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      недели, ж. (первонач. и церк. - то же, что воскресенье). 1. Время от понедельника до воскресенья включительно. На будущей неделе. …
    • НЕДЕЛЯ
      неделя ж. 1) Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2) Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. …
    • РАДОНИЦА в Толковом словаре Ефремовой:
      Радоница ж. местн. см. …
    • РАДОНИЦА
      ж.; - Радуница Поминовение усопших православной церковью, которая разделяет с ними радость Воскресения Христа в надежде всеобщего воскресения (совершающееся в …
    • НЕДЕЛЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      ж. 1. Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2. Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. 3. …
    • НЕДЕЛЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      I ж. 1. Единица счета времени с понедельника по воскресенье включительно. 2. Календарная единица, равная семи дням; семидневный срок. 3. …