• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В жизни любой семьи наступает день, когда их покидает близкий человек. В таком случае нужно знать, как проводить поминки на 40 дней. В этот день душа усопшего покидает наш мир, поэтому важно провести всё правильно, как подобает правилам церкви. РБК «Maestro» имеет поминальный зал, а также помогает родственникам организовать мероприятие в соответствии со всеми правилами.

    Организовывать всё самому в такой день крайне сложно, поэтому помощь сторонних людей, которым небезразлично происходящие, станет отличной разгрузкой. Мы имеем собственное меню на поминки на 40 дней, в котором учтены все правила.

    Как проводить поминальное мероприятие?

    Есть несколько основным правил, которые необходимо соблюдать в этот день. К ним относятся:

    • За столом должны собраться только верующие люди, так как только они со своей верой способны помочь душе усопшего, уходящей в иной мир;
    • Церковными правилами запрещено употреблять алкоголь на поминальном мероприятии, устраивать веселье: танцы, песни и т.д.;
    • Если вы знаете, как проводить поминки на 40 дней, то должны соответствовать строгому меню, состоящему из нескольких обязательных блюд.


    На столе в день поминок на 40 дней должны присутствовать следующие блюда:

    • Кутья и блины;
    • Бутерброды, сделанные из хлеба и рыбной продукции;
    • Салат из овощей и рыбы;
    • Пироги с начинкой из картофеля, яблок или рыбы;
    • В качестве напитков выбирается кисель, квас или лимонад.

    Наше поминальное меню на 1000 рублей

    Холодные закуски
    Ассорти из домашних солений 50 гр.
    Соленые огурцы, корнишоны, черри маринованные, капуста квашенная
    Ассорти из свежих овощей 50 гр.
    Паприка сладкая, огурцы, помидоры, редис.
    Селедочка с картофелем и маринованным луком 50 гр.
    Селедочка в традиционно русском стиле
    Блины 2 шт.
    Кутья 50 гр.
    Традиционная поминальная каша с медом, изюмом и орехами

    Если вы ни разу не проводили подобное мероприятие, можете не беспокоиться о его правильности, если будете сотрудничать с нами. Чтоб у вас не возникал вопрос как проводить поминки на 40 дней, мы поможем все организовать на высоком уровне в соответствии со всеми обычаями.

    Почему стоит выбрать наш Ресторанно-Банкетный комплекс?


    На данном рынке мы предоставляем услуги много лет. Имеем огромный опыт и профессиональную команду поваров и обслуживающего персонала. К нашим основным преимуществам относятся:

    • Уютные залы с современным ремонтом, в которых можно проводить близкого человека в последний путь;
    • Опытный персонал на кухне, который идеально приготовит поминальный обед;
    • Собственное меню на поминки на 40 дней, которое разрабатывалось в соответствии с церковными правилами.

    ВИДЕО - почему и зачем поминают усопших на 40 дней?

    Если вы ещё не сделали окончательный выбор, то пора сделать это. С нами всё будет организовано на высочайшем уровне за минимальную стоимость, которую вам не предложат наши основные конкуренты. Для начала сотрудничества достаточно позвонить нам или приехать в ресторанно-банкетный комплекс.

    Смерть близкого человека - это большое горе. Но, к сожалению, его не миновать. Если умер дорогой человек, то у близких появляется много вопросов. Где хоронить? Как правильно продумать меню? Столовая или кафе лучше подходят для проведения такого мероприятие? И это далеко не полный перечень вопросов. Мы сегодня поговорим именно о поминках.

    Такая трапеза является не просто прием пищи, а обрядом, во время которого близкие вспоминают усопшего, его добрые дела. В ходе этого мероприятия люди читают молитву, обращенную к Богу. Они просят простить покойному все его прегрешения. Безусловно, что надлежащим образом должен быть продумать поминальный обед, меню которого нужно составить правильно. Чтобы вам было легче определиться с перечнем блюд, мы вам расскажем, что нужно готовить на это мероприятие и зачем.

    Принципы поминального обеда

    Сам обед должен быть простым. Его основная цель - поддерживать физические и душевные силы тех, кто пришел помянуть усопшего. Обязательно приготовлено все должно быть из свежих продуктов. Вот таким должен быть поминальный обед. Меню его может быть разнообразным. Здесь все зависит от традиций семьи, достатка, а также предпочтений людей, которые придут помянуть. Хотя, конечно же, традиционно не приглашают гостей, они сами приходят.

    Поминальный обед - это не застолье, во время которого нужно пришедших накормить до отвала. Цель поминок - насытить гостей, поблагодарить их за участие, вспомнить усопшего, помолится за его душу. Здесь, как вы понимаете, главное - не еда, а люди - умершие и живые, которых объединило горе расставания.

    Продумываем поминальный обед

    Меню опишем немного позже, сейчас рассмотрим основные блюда, которые должны быть на этом обеде. Во-первых, (второй вариант - коливо). Что это такое? Это сваренная из зерен (риса, ячменя и другого), подслащенная медом и изюмом. Такое блюдо освящено на панихиде. Зерно тут является символом воскрешения души, а мед и изюм обозначают духовную сладость.

    Что нужно?

    Список продуктов невелик:

    • 0.5 килограмма риса;
    • 200 грамм кураги;
    • три ст. л. меда;
    • орехи (по желанию);
    • 200 грамм изюма;
    • 1 литры воды (для замачивания).

    Как готовится блюдо? На ночь или на несколько часов зерна замочите в воде. Это необходимо для того, чтобы каша получилась рассыпчатой. Варить нужно до готовности. Ближе к концу добавьте мед, разведенный водой, а также изюм и курагу. Вот так и получается кутья.

    Борщ

    Это еще одно обязательно блюдо. На пять литров воды нам понадобится:

    • 700 грамм мяса на косточке (лучше всего говядины);
    • три картофелины;
    • две луковицы;
    • одна свекла (небольшая);
    • три помидора;
    • один перец болгарский (лучше всего использовать красный или зеленый);
    • одна капуста;
    • несколько горошин черного перца;
    • зелень;
    • соль.

    Готовим борщ на поминальный обед

    Для такого кушанья сначала готовится бульон из мяса на косточке (варится часа два). После чего туда нужно всыпать порезанный картофель. Затем возьмите сковороду, налейте в нее масло, поставьте на плиту, высыпьте туда нарезанный меленько лук. Через минуты три добавьте на сковороду морковь и свеклу (конечно же, тоже порезанные). Если так обрабатывать свеклу, то она сможет сохранить свой цвет.

    Морковь же приобретет яркий, оранжевый оттенок. Овощи нужно томить на сковороде до того момента, пока они не станут мягкими. Помните, что морковь, лук и свекла сохраняют свой вкус и наибольшее количество витаминов, когда готовятся на сильном огне. Затем в бульон высыпаем содержимое сковороды, немного провариваем все, добавляем нашинкованную капусту, лавровый лист, несколько горошин черного перца, измельченные помидоры и сладкий перец.

    Варим еще минут 15. Затем нужно попробовать блюдо и посолить. После чего можно выключать огонь и снимать борщ с плиты. Подавать блюдо нужно горячим, со сметаной. Можно посыпать зеленью.

    Сладкое

    Можно покупать пирожки, а можно испечь их самостоятельно. Мы предлагаем рецепт слоек с бананом. Что нужно?

    • упаковка готового теста (500 г);
    • бананы (грамм 200-300);
    • сахарная пудра (по вкусу).

    Готовим сладкое на поминки

    Возьмите готовое слоеное тесто. Дайте ему оттаять, затем раскатайте. Потом возьмите нож и прочертите им прямоугольники. На них выкладывайте банановую начинку (порезанный на небольшие кусочки плод). Затем соедините края теста так, чтобы начинка полностью оказалась в нем. Далее немного прищепите изделия. Выпекайте в заранее разогретой до 220 градусов духовке примерно пятнадцать минут. Изделия должны получиться подрумяненными. Готовые слоечки присыпьте сахарной пудрой.

    Компот

    Для приготовления можно использовать как свежие, так и мороженые фрукты. Компот не должен быть сладким или же чересчур кислым. Как готовить? Поставить на огонь пятилитровую кастрюлю с водой, дать ей закипеть, всыпать фрукты (примерно 1 литровая наполненная банка). Затем добавляем сахар (по вкусу) и варим до готовности (около часа).

    Первый вариант меню на тридцать человек

    Сейчас поговорим о том, каким должен быть поминальный обед. Меню после похорон может быть разным. Мы предлагаем свое:


    Если вы будете проводить поминальный обед на год, меню такое вполне подойдет для этого мероприятия. Кутью, впрочем, можно убрать из списка. Она является обязательным блюдом лишь на поминках после похорон. А дальше - как пожелаете.

    Второй вариант меню на 12 человек

    Сейчас разберем примерное меню поминального обеда в кафе или дома (на сорок дней). Итак, список продуктов:

    • рыба жареная в кляре (килограмма два);
    • картофельное пюре (килограмма 2,5-3);
    • салат «Оливье» (килограмма два);
    • котлеты (штук 12, примерно 1,2 кг фарша);
    • бутерброды с красной рыбой или шпротами;
    • или картошкой (штук 12-15);
    • соленые огурцы и помидоры (примерно 1 кг);
    • 5 литров жидкости (вода + соки + компот)
    • конфеты и сладкие пирожки (по желанию).

    Если вы планируете позже провести еще один поминальный обед, меню на полгода, к примеру, может быть таким же. Хотя, конечно же, можно подкорректировать список блюд по своему усмотрению.

    Постный

    Продумывая все, обратите внимание, не выпали ли поминки на пост. Если ответ положительный, то нужно скорректировать поминальный обед (меню). Постный набор блюд будет не только уместен. но даже необходим. Что подготовить на такие поминки? Как подкорректировать обычное меню, сделав его постным? Сейчас составим примерный список кушаний:

    • узвар;
    • постный борщ;
    • кутья;
    • постные пироги;
    • картошка с грибами;
    • капустные или морковные котлеты;
    • овощной салат (капуста, помидоры, огурцы);
    • винегрет.

    Алкоголь

    Мы детально описали, как правильно продумать поминальный обед, меню его мы тоже обговорили. Теперь затронем еще одну важную тему. «Какую?» - спросите вы. Стоит ли во время поминок употреблять алкоголь? На этот вопрос четкого ответа нет. Некоторые священники считают, что во время поминального обеда можно выпить немного красного вина. Церковь же осуждает употребление спиртных напитков во время такого обряда. Поэтому тут вы должны сами решить, нужен ли вам алкоголь на поминальном обеде или нет.

    Заключение

    Теперь вы знаете, как правильно сделать поминальный обед. Меню мы детально рассмотрели. Мы предложили вам пару вариантов примерных списков блюд для поминок. Надеемся, что наши советы помогли вам определиться с выбором кушанья на такой обед.

    Многие задаются вопросом, что через 1 год после потери близкого человека. И здесь важно составить не только вкусное меню - главное, чтобы оно соответствовало церковным канонам. Ведь в христианстве считается, что именно через год со дня смерти душа соединяется с душами предков. Отныне трехэтапный ритуал поминовения считается законченным. Теперь в честь памяти близкого человека можно собираться в узком семейном кругу в специальные поминальные дни или какие-нибудь важные даты, связанные с тем, кого больше нет.

    Общие правила проведения поминок

    Если при жизни человек был крещеным, то накануне поминок в церкви нужно заказать заупокойную Литургию. Она совершается специально для поминовения, когда звучат особые молитвы об усопших. Кроме того, можно написать имя человека на специальных записках, которые составляются в храме. Панихида не проводится по самоубийцам.

    Если поминки выпадают на время Великого поста, то они переносятся на ближайшие выходные дни.

    На нужно сходить на кладбище. Это важно в практических целях: могила требует ухода и благоустройства, оградка - обновления покраски. Будет символичным именно к этому дню заменить временный памятник или крест. С духовной точки зрения навестить своего родственника или друга просто необходимо, потому что в этот день важно действительно вспоминать человека, говорить о нем, молиться за его душу, раздавать милостыню. Рекомендуется угощать тех, кто в этом нуждается, - не имеющих крова бродяг или живущих бедно. При этом стоит непросто называть имя поминаемого человека, а кратко рассказывать, каким он был, вспомнить его хорошие дела. После этого можно попросить помолиться о нем. Издавна считается, что молитва тех, кто обделен земными благами, имеет больший вес, потому что такие люди ближе к Богу. Они живут надеждой и верой, а значит, их искренняя просьба об умершем, обязательно будет услышана.

    Будет правильным принести цветы. На поминках они должны быть только живыми.

    С этим требованием связано несколько обычаев. Первый тянется еще из Древнего Рима, когда весной могилы стали украшать всевозможными цветами, и не в специальные дни, а в обычные, чтобы таким образом сделать место захоронения красивее. Через некоторое время кладбища превратились в цветущие сады. В итоге церковь запретила брать на похороны любую цветочную атрибутику, включая венки, чтобы родственники концентрировались на молитвах.

    Христианская традиция проповедует другое - бессмертность души. Это своеобразная аллегория о том, что человек, как и цветок, никогда не умирает. Он получает воскресение и вечную жизнь в другом, лучшем мире, а душа постоянно перерождается. Что касается венка, то в нем обязательно должен быть крест. Это воплощает духовную глубину скорби, молитвенное пожелание душе обрести покой. Таким образом, живые цветы, в отличие от искусственных, символизируют вечную жизнь, вечную любовь и вечную память. Поэтому сложилась традиция использовать в траурных процессиях и элементы вечнозеленых кустарников и деревьев.

    Помещение и внешний вид

    Отдельно стоит поговорить о месте . Это вопрос, конечно, индивидуальный, он зависит от возможностей и желания родственников. Можно арендовать специальное помещение и пригласить всех желающих либо тех, кто был близок умершему. Тогда необходимость обдумывания меню пропадет сама собой, потому что общественные заведения имеют стандартные варианты на разные случаи. Вам лишь понадобится утвердить имеющееся меню или дополнить его некоторыми блюдами. Однако с духовной точки зрения место поминовения человека должно быть с ним связано, поэтому многие семьи проводят памятные вечера дома.

    Что касается одежды, то здесь все не так строго, как в день похорон. Приветствуется официальный стиль: костюмы, блузки, однако в скромных свитерах и джинсах нет ничего страшного. Главное, чтобы одежда была нейтральных оттенков. Это необязательно черный цвет, но футболка с бросающимся в глаза рисунком явно будет неуместной. Важно понять, что смерти являются актом памяти и уважения. Это не развлекательный вечер, но и превращать его в скорбный тоже не стоит.

    По церковным канонам, долго скорбеть нельзя.

    Нужно верить и радоваться, что наш близкий отправился в лучший мир. Тем, кому чужда эта позиция, стоит посмотреть на нее иначе - глазами того, кого хотите помянуть. Хотел бы он видеть, что вся семья, друзья и коллеги заливаются слезами? Или ему было бы приятно услышать истории, которые всех вас связывают? Обидело ли бы его, что вы надели красное платье, или он отметил бы ваш вкус? Улыбнулся бы он тому, что играют его любимые песни, или предпочел бы тишину? Как видите, универсального ответа нет.

    Организация поминальной трапезы

    В память об умершем необходимо символическим образом выделить ему место за столом: поставить стул, приборы, в рюмку налить воды и накрыть ее кусочком хлеба. Трапеза должна быть простой. Это особенный ритуал на поминках. Она служит не насыщению, а памяти и объединению семьи. Его цель - поддержание физических и душевных сил. Поэтому стол не должен ломиться от обилия блюд, чтобы вечер памяти не превратился в шумное застолье.

    Сама традиция зародилась в языческие времена, когда на могиле усопшего вкушалась пища. У восточных славян погребальным обрядам сопутствовали песни, танцы, различные состязания. Считалось, что чем громче, ярче и богаче провожают человека в последний путь, тем легче будет его новая жизнь в другом мире.

    По христианским правилам, в поминальной трапезе важна не еда и антураж, а скромность, смирение и духовность.

    К тому же церковь настаивает на отсутствии алкоголя, потому что под его влиянием забывается повод мероприятия. А то, что спиртные напитки сами по себе относятся к веселящим, делает их присутствие на поминках повторением языческих традиций. Тем не менее в наше время поминальный ужин редко обходится без алкоголя, поэтому необходимо сделать употребление символическим. Игристые и сладкие напитки на таких мероприятиях недопустимы, как и распространенная ошибка поливать спиртным могильную землю. Церковь считает это чрезвычайным неуважением к усопшему и рассматривает как грех.


    Что обязательно на поминальном столе?

    Сколько бы времени ни прошло со дня смерти человека — 9 дней, 40 или один год, - поминальные трапезы в его честь должны включать традиционные для таких мероприятий блюда и продукты. Это кутья, блины, кисель и мед.

    Кутья использовалась во время ритуалов поклонения умершим еще в Древнем Риме. В Греции вареную пшеницу с фруктами и ягодами подавали на похоронах. В христианский быт она попала из языческих обрядов сходного толка. Символизм кутьи в том, что зерна являют собой жизнь, смерть и перерождение. Попадая в землю, они дают новое дыхание, расцвет, пищу. С этим связано и употребление изюма, ягод, орехов. Мед в каше символизирует благополучие, сладкую и счастливую жизнь. А если вспомнить, что религия рассматривает смерть как путешествие в лучший мир, то появление этого блюда на поминальном столе приобретает более глубокий смысл.

    Готовится кутья просто. Для этого понадобится 0,5 кг риса или пшеницы, курага, мед, изюм и мак по желанию. Зерна нужно замочить в воде на несколько часов, а потом варить до готовности. Сладкие добавки подсыпаются в конце.

    Употребление же киселя сегодня является больше данью традициям. При нынешнем разнообразии безалкогольных напитков кисель можно заменить соком, лимонадом, узваром или компотом. Для последнего могут подойти как свежие, так и замороженные ягоды и фрукты. В большой кастрюле воду нужно довести до кипения, затем всыпать основные ингредиенты, добавить сахар. Все это варится до появления насыщенного цвета и ярко выраженного аромата.

    Подаваемый компот должен получиться нейтральным - не кислым, но и не очень сладким.

    Примерное меню

    На поминальных встречах подают первые блюда. Это легкие супы, иногда уха, но чаще всего домашний борщ. Его приготовление начинается с бульона из мяса на кости, к нему спустя некоторое время добавляется картофель. Параллельно на сковороде пассеруются овощи, после чего их тоже отправляют в кастрюлю вместе с нашинкованной капустой и специями. Спустя 15–20 минут борщ можно снимать с плиты. Там, где есть первое блюдо, должно быть и второе. Это может быть картофельное пюре, макароны, гречневая каша или лапша. Ее готовят из муки и яиц, варят на курином бульоне со специями.

    В качестве закусок используются бутерброды, рулет из лаваша, запеканка, котлеты, нарезка из колбасы и сыра, холодец, рыба, фрукты. Можно также приготовить слоеные пирожки. С готовым магазинным тестом их сделать гораздо проще, останется выбрать начинку и положить десерт в духовку.
    Таким образом, примерное меню для поминальной трапезы можно представить так:

    • кутья;
    • борщ;
    • селедка;
    • пюре;
    • котлеты или жареное мясо;
    • бутерброды;
    • свежие фрукты и овощи;
    • соленья (в том числе и грибы);
    • выпечка (булочки, блины или пирожки);
    • конфеты;
    • компот, минеральная вода.

    Существует еще одна неофициальная традиция - подавать то, что нравилось умершему. Его любимые салаты, выпечка, закуски могут идеально дополнить список традиционных блюд. Если же поминки приходятся на время поста, меню должно быть другим. Нужно исключить все, что содержит продукты животного происхождения. Подавать можно постный борщ, кутью, картофель с грибами, компот, котлеты из моркови или капусты, салаты. Это может быть вариант из огурцов и помидоров или из редиса и моркови, а также винегрет. Готовится он из вареных овощей: моркови, картофеля и свеклы с добавлением соленых огурцов, зеленого горошка и лука.

    Идеально для постного стола подойдут блины. Они тоже имеют символическое значение. О нем мы знаем еще с масленичных традиций - это чествование солнца, обновления, новой чистой жизни. Понадобятся пшеничная или гречневая мука, сухие дрожжи, вода и сахар. Все перемешивается, затем добавляется соль и растительное масло. Выпекать блины нужно на горячей сковороде. В качестве начинки можно использовать грибы.

    И снова о молитве. Перед вкушением пищи самый старший представитель семьи обращается к Богу и произносит добрые слова об умершем. Трапеза начинается с кутьи - каждый должен съесть хотя бы несколько ложек.

    После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
    В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
    Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
    За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

    Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
    Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
    Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
    Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

    Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
    По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
    Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

    На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
    На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
    Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
    Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
    Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
    В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
    Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
    На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
    Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
    Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


    В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
    Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
    К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
    В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

    В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
    В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
    Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
    Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
    Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

    Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
    В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
    Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

    Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
    Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
    Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
    Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
    При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
    Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
    Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
    Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
    Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
    Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


    Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
    Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
    При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
    Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
    Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

    Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
    Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
    Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
    После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
    После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
    Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

    Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
    Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
    Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
    Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
    В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
    Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
    В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
    В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
    Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

    Сегодня я подробнее расскажу о традициях поминального стола, а также о том, что было принято готовить на поминки. О самих поминальных обрядах на день смерти, 9, 40 дней и год со дня смерти мы уже рассказывали подробно, но сейчас немного больше о поминальном меню, как об одном из важнейших традиционных составляющих этого процесса и ритуала, провожания бессмертной души родственников в мир иной.

    О том, что душа человека бессмертна, смогли подтвердить учёные. Но людям это известно еще с ветхозаветных времен. Как говорил Екклезиат: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». (Прем. 2,23)

    Каких родственников следует и принято поминать в поминальные дни?

    В дореволюционной России в каждой семье из поколения в поколение передавалась тетрадь, называемая «Помянник». В этой тетради записывались имена всех усопших членов данного рода. Поэтому, молитвы возносились даже за тех родственников, кого уже не помнили, даже самые старейшие, из здравствующих, членов семьи.

    Поэтому в родительские субботы поминали родителей и всех прародителей рода. К сожалению, в наше время эта традиция во многих семьях утрачена. Помнить о своих корнях, составлять генеалогическое древо, великое благо, так как сила вашего рода и его поддержка вашему дому от этого возрастет. Однако память эта будет неполноценной, если она не освящена молитвой.

    Через молитву происходит таинственная мистическая встреча с усопшим. Наши чувства намного огрубели, мы не видим таинственного мира душ. А молитва в родительскую субботу, или в другой день поминовения (об этих общих днях поминания подробнее читайте в отдельной статье), помогает не только встретиться, но и преподнести подношение.

    Лучшим поминовением является молитва в церкви, но если вы не можете попасть в храм, можно вспомнить своих предков дома, или сходить на кладбище, как это чаще принято сегодня.

    Как помянуть в церкви усопших?

    Приносимые в родительскую субботу в церковь съедобные продукты: вино «кагор» и мука, используются для Богослужения. Из муки пекут просфоры. Которые вместе с кагором необходимы для служения литургии – главной христианской службы, где поминаются усопшие, происходит церковное таинство с вкушением плоти и крови Христовой.

    Чтобы именно ваших усопших помянули в алтаре, необходимо подать записку об упокоении с именами. На листочке надо поставить небольшой крест и написать «О упокоении». Далее в столбик напишите имена почивших.

    Мало кто знает, но в церкви можно жертвовать еще и ладан на помин души усопшего . Покупают его в церковной лавке. А самым простым способом поминовения, усопшего является свеча, которая ставится о его упоении.

    Ну и конечно хорошо по старинной традиции в этот день устроить домашнюю поминальную трапезу с традиционным поминальным столом и соответствующими яствами.

    Что подают на поминальный стол?

    Прежде всего, на поминальный стол подают кутью, о том, мы уже писали отдельно, но расскажу кратко. Фактически кутья это тоже самое, что и коливо.

    Обычно делается она из пшеницы или риса, кстати, у нас на

    Желательно чтобы к поминальному столу кутья уже была освящена в церкви, но если нет возможности - это сделать, то можно просто дома окропить ее святой водой.

    Что символизирует поминальная кутья?

    Вкратце в поминальной кутье зерна - это символ воскресения. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни.

    Что символизирует мед на поминках?

    Мед или изюм в кутье знаменуют духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья — это видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших. И в воскресении их и в вечной жизни их через Господа Иисуса Христа.

    С давних пор поминальным кушаньем и традиционной составляющей поминального стола считается мед. Его можно приносить на могилы усопших. Мед кладут так же во взвар (узвар), это прообраз современного компота. Кстати, компот тоже обязательное поминальное блюдо.

    Поминальные блины

    Традиционное блюдо на поминки – блины. Если поминки происходят в скоромные дни, то можно печь блины по рецептам масленичным. Если же поминки выпадают во время поста, то возьмите в конце статьи рецепты специальных постных блинов, так как поминальный стол также должен соблюдать

    Поминальный кисель

    Принято также подавать во время поминок кисель. В старину кисель (от слова «кислый») готовили из муки ржаной, овсяной или пшеничной. Сначала ставилась опара на закваске, а потом уже готовился кисель.

    Такой поминальный кисель был настолько густым, что его резали ножом или ели ложкой. Вспомните из сказок молочные реки с кисельными берегами. О том, как приготовить традиционный славянский овсяный или ржаной кисель мы расскажем подробнее.

    Каким должно быть спиртное на поминальном столе?

    На поминальном столе по традиции всегда отсутствует спиртное. Обычай ставить напитки спиртные на поминальный стол, это отголосок языческих тризн.

    Тем более, если мы поминаем своих умерших в родительскую великопостную субботу, то спиртное в пост употреблять категорически нельзя.

    Кроме того, молитва и нетрезвый ум несовместимы и даже может приравниваться к богохульству. Прислушается ли Господь к словам нетрезвых ходатаев? Между тем души наших умерших родных очень ждут молитвенной поддержки от нас.

    Как начинать поминальный стол?

    Еще один совет — начинайте поминальную трапезу именно с обрядовых блюд, так как традиционный поминальный обед и стол должен начинаться с этого.

    Более подробно, о порядке проведения поминок и за поминальным столом читайте также отдельно, чтобы не повторяться, а сейчас мне бы хотелось дать напоследок несколько рецептов самых традиционных кушаний на поминальном столе.

    Рецепты традиционных блюд поминального стола

    Потные блины – помянники

    Чтобы приготовить старинные блины «помятники» к поминальному столу, необходимо взять 1-2 стакана пшеничной муки соединить с отрубями, 2 стакана воды, 3 столовые ложки растительного масла, добавляем 1 столовую ложку меда или сахара и 1/3 ложки соды. Лимонную кислоту добавить и соль по вкусу.

    В одном стакане воды растворяем соду, соль, мед или сахар всыпать муку с отрубями. Далее в одном стакане теплой воды растворяем лимонную кислоту и соединяем две части. Размешиваем до тех пор, пока не получится однородное тесто без комочков. Выпекаем на сковороде, причем для каждого блина добавляем масло.

    Старинные заварные русские блины к поминкам

    1,3 стакана гречневой и 2,3 стакана пшеничной муки, 25 гр. дрожжей, ¼ ч. ложки соли, 1/2ч. Ложки сахара, масло для выпечки.

    С вечера взять всю гречневую муку и половину пшеничной муки, заварить 2,5 стакана кипятка и быстро перемешивая с мукой сделать ком теста. Когда ком теста остынет добавить в него 1, 5 стакана теплой воды в нем распустить дрожжи и хорошо все тесто перемешать.

    На другой день прибавить оставшуюся муку, соль, сахар. Тесто должно получиться немного гуще обыкновенных блинов. Хорошо его перемешать, когда тесто поднимется выпекать блины, тесто более не перемешивать.

    Как приготовить кисель к поминальному столу?

    Кисель. Это не только обрядовое поминальное блюдо, но еще и традиционно русское вкуснейшее кушанье. Кисели в древности варили зерновые, при этом заквашивая зерна. И только лет 200 назад отдавать стали предпочтение ягодным киселям.

    При этом кисели очень полезны. Например, овсяной кисель улучшает обменные процессы в организме, помогает при лечении последствий инфаркта и болезней желудка. А ягодные и плодовые кисели стимулируют иммунитет и лечат желудочно-кишечный тракт.

    Одним словом, лучше блюда на третье, чем кисель не найти. А уж в пост, это просто необходимое кушанье. Да и готовить его не так уж сложно, главное приноровиться.

    Кисель овсяной старинный на поминки и не только

    800гр. овса ли овсяной крупы, 2 ½ литра воды, 1 литр кваса, соль.

    Чтобы приготовить традиционный славянский кисель на поминки и не только, необходимо измельчить овес на кофемолке, или взять овсяную крупу и залить горячей водой, оставляя его в теплом месте на полтора дня. Затем размешать, процедить, отжать овсяную шелуху. Тот раствор, что стечет, называется цежь .

    Цежь при непрерывном помешивании варить, до загустения. Посолить по вкусу и когда загустеет снять с огня. Остудить и разрезать на кусочки. Подавать с квасом.

    Поминальный кисель из черного хлеба

    200гр. ржаных сухарей, 1 литр воды, 125 гр. сухофруктов, 125 грамм сахара, 50 гр. крахмала.

    Чтобы приготовить кисель из черного хлеба к поминальному столу по традиции, необходимо взять подсушенные сухари их черного хлеба залить кипятком до разваривания и протереть через сито. Добавить сахар, размоченные сухофрукты, влить крахмал, разведенный в холодной воде и довести до кипения. Вылить готовый кисель на блюдо посыпать сахаром и остудить.

    Естественно это далеко не все блюда, традиционно приготавливаемые к поминкам и поминальному столу христианами и славянами, но как минимум я хочу довести до читателей одну мысль, что основная цель поминальной трапезы – общая молитва за усопших.

    И надеюсь, что наш материал поможет вам правильно и с пользой для всех провести поминальные дни, а также желаю вам как можно более спокойно и осознанно «по-христиански» с верой и любовью в сердце, пережить свою утрату. А также чтобы более полно ознакомиться с традициями поминальных блюд и порядком их подачи на стол во время поминок, советую ознакомиться со статей И конечно как проводить , полгода и .