• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Значение ПАВЕЛ (ЛЕБЕДЬ) в Православной энциклопедии Древо

    ПАВЕЛ (ЛЕБЕДЬ)

    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

    Павел (Лебедь) (род. 1961), архиепископ Вышгородский, викарий Киевской епархии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви.

    В миру Лебедь Петр Дмитриевич, родился 19 апреля 1961 года в селе Борбин Млиновского района Ровенской области.

    В 1976 году закончил Борбинскую восьмилетнюю школу, а в 1978 году - Долгошиевскую среднюю школу.

    В 1978 - 1980 годах учился в Луцком техникуме советской торговли.

    В 1981 - 1983 годах проходил военную службу в рядах Советской Армии.

    С 1984 по 1988 год учился в Московской духовной семинарии.

    24 мая 1986 года был рукоположен в сан диакона ректором Московской духовной семинарии архиепископом Дмитровским Александром в Смоленском храме Троице-Сергиевой Лавры. 7 января 1988 года был рукоположен в сан священника архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом в Троицком кафедральном соборе города Луцка.

    После окончания Московской духовной академии решением Ученого совета был направлен на служение в Волынскую и Ровенскую епархию в село Низкиничи Иваничевского района Волынской области (теперь - Успенский мужской монастырь).

    26 июня 1989 года по благословению патриарха Пимена был пострижен в монашество с именем Павел в честь первоверховного апостола Павла архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом в Свято-Троицком кафедральном соборе Луцка.

    30 марта 1994 года указом митрополита Киевского Владимира был назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

    19 апреля 1997 года был рукоположен в сан епископа Вышгородского, викария митрополита Киевского и всея Украины.

    27 декабря 2002 года назначен председателем новообразованной Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви .

    9 июля 2003 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром, был возведен в сан архиепископа.

    награды Украинской, Русской, Сербской, Польской, Американской и Синайской Православных Церквей.

    орден "За заслуги" от президента Украины.

    Использованные материалы

    http://orthodox.org.ua/ru/node/769

    http://www.lavra.kiev.ua/ru/priest/namest.php

    http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3015

    Http://www.sedmica.orthodoxy.ru/66-04-01-03.php

    ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

    О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

    Православная энциклопедия Древо. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАВЕЛ (ЛЕБЕДЬ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ЛЕБЕДЬ в Словаре Русского железнодорожного сленга:
      рефрижераторный …
    • ЛЕБЕДЬ в Словаре воровского жаргона:
      - двадцатипятиpублевая …
    • ЛЕБЕДЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
      Сон о белом лебеде, плывущем по спокойной воде, означает прекрасные перспективы и приятные переживания.Черный лебедь на чистой воде - означает …
    • ЛЕБЕДЬ в Справочнике Созвездий, латинских названий.
    • ПАВЕЛ в Новейшем философском словаре:
      (Paulus) Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) - христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и …
    • ЛЕБЕДЬ в Словаре йоги:
      (Swan) См. Ханса, а также Парамаханса …
    • ЛЕБЕДЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
      - название этой благородной птицы мирного властелина озер, встречается в Св. Писании только дважды (Лев 11:18, Вт 14:16), где впрочем …
    • ЛЕБЕДЬ в Энциклопедии кельтской мифологии:
      В мифологии и верованиях кельтов лебедь занимал весьма заметное место. Так, в Халльштатте европейские археологи нашли модели повозок, в которые …
    • ПАВЕЛ в Краткой биографической энциклопедии:
      Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде …
    • ПАВЕЛ
      VI (Paulus) (1897-1978) римский папа с 1963. Выступал за сохранение мира. Первый из римских пап, который, нарушив традицию затворничества пап …
    • ЛЕБЕДЬ в Большом энциклопедическом словаре:
      (лат. Cygnus) созвездие Сев. полушария с яркой звездой Денеб. В Лебеде обнаружены 2 источника рентгеновского излучения CygX-1 CygX-2, первый из …
    • ПАВЕЛ
      Павел Петрович - император Всероссийский, сын имп. Петра III иимператрицы Екатерины II, род. 20 сент. 1754 г., вступил на престол,после …
    • ЛЕБЕДЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      Лебедь (Cygnus) - род птиц из отряда пластинчато-клювых(Lamellirostres), составляющие особое сем. лебединых (Cygnidae). Клювдлиною по крайней мере с голову, у …
    • ПАВЕЛ в Современном энциклопедическом словаре:
    • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словарике:
      (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
    • ЛЕБЕДЬ в Энциклопедическом словаре:
      , -я, мн. -и, -ей, м. и (устар. и в народной словесности) -и, мн. -и, -ей, ж. Большая водоплавающая птица …
    • ПАВЕЛ
      П́АВЕЛ САМОСАТСКИЙ (3 в.), епископ Антиохийский в 260-х гг. Учение П.С., отрицавшее божеств. природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь …
    • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      П́АВЕЛ ДИАКОН (Раulus Diaconus) (ок. 720- 799), автор "Истории лангобардов" (до 744). Из знатного лангобардского …
    • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      П́АВЕЛ VI (Раulus) (1897-1978), папа Римский с 1963. Выступал за сближение церквей. Нарушив традицию затворничества пап, не покидавших Ватикан с …
    • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      П́АВЕЛ I (1901-64), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греч. короля Георга II. Участник греко-тур. войны 1919-22. С …
    • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      П́АВЕЛ I (1754-1801), рос. император с 1796, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить "пагубной" …
    • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      П́АВЕЛ (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Род. в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в евр. фарисейской …
    • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      П́АВЕЛ (Раulus) Юлий, рим. юрист 3 в. В 426 сочинениям П. была придана обязат. юрид. сила. Извлечения из работ П. …
    • ЛЕБЕДЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Л́ЕБЕДЬ Ал-др Ив. (1950-2002), полит. деятель, ген.-лейт. (1992). В 1981-82 ком. батальона в Афганистане. В 1985-91 в Тульской возд.-десантной дивизии …
    • ЛЕБЕДЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Л́ЕБЕДЬ (лат. Cygnus), созвездие Сев. полушария с яркой звездой Денеб. В Л. обнаружены 2 источника рентгеновского излучения Cyg X-1 и …
    • ЛЕБЕДЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      ле"бедь, ле"беди, ле"бедя, лебеде"й, ле"бедю, лебедя"м, ле"бедя, лебеде"й, ле"бедем, лебедя"ми, ле"беде, …
    • ЛЕБЕДЬ в Словаре эпитетов:
      Белогрудый, белокрылый, белопенный (устар. поэт.), белоснежный, белый, благородный, важный, величавый, величественный, горделивый, гордый, одинокий, светлый, …
    • ПАВЕЛ
      Пестель, Буре, …
    • ПАВЕЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Мужское …
    • ПАВЕЛ
      апостол, имя, савл, …
    • ЛЕБЕДЬ в словаре Синонимов русского языка:
      лебедушка, лебедь-кликун, лебедь-шипун, птица, созвездие, …
    • ЛЕБЕДЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      м. 1) Водоплавающая перелетная птица семейства утиных с длинной гибкой шеей. 2) нар.-поэт. Употр. как ласковое обращение к девушке, …
    • ЛЕБЕДЬ в Словаре русского языка Лопатина:
      л`ебедь, -я и (нар.-поэт.) -и и (созвездие) Л`ебедь, …
    • ПАВЕЛ
      Павел, (Павлович, …
    • ЛЕБЕДЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      лебедь, -я и (нар.-поэт.) -и и (созвездие) Лебедь, …
    • ЛЕБЕДЬ в Орфографическом словаре:
      л`ебедь, -я и (нар.-поэт.) -и и (созвездие) л`ебедь, …
    • ЛЕБЕДЬ в Словаре русского языка Ожегова:
      большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей Белый …
    • ПАВЕЛ в Словаре Даля:
      арх.-кем. …
    • ЛЕБЕДЬ в Словаре Даля:
      муж. , иногда, особ. в песне жен. лапчатая водяная птица Cycnus; у нас его два вида, кликун (желтоносый), союз musicus; …
    • ПАВЕЛ
      (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
    • ЛЕБЕДЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (лат. Cygnus), созвездие Сев. полушария с яркой звездой Денеб. В Лебеде обнаружены 2 источника рентгеновского излучения CygX-1 CygX-2, первый из …
    • ЛЕБЕДЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      лебедя, м., и ЛЕБЕДЬ, лебеди, ж. 1. м. (в нар.-поэт. языке ж.). Большая красивая водяная птица, с длинной шеей и …
    • ЛЕБЕДЬ в Толковом словаре Ефремовой:
      лебедь м. 1) Водоплавающая перелетная птица семейства утиных с длинной гибкой шеей. 2) нар.-поэт. Употр. как ласковое обращение к девушке, …
    • ЛЕБЕДЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      м. 1. Водоплавающая перелетная птица семейства утиных с длинной гибкой шеей. 2. нар.-поэт. Употребляется как ласковое обращение к девушке, …
    • ЛЕБЕДЬ
      I м. Водоплавающая перелетная птица семейства утиных с длинной гибкой шеей. II м. нар.-поэт. Употребляется как ласковое обращение к девушке …
    • ЛЕБЕДЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      I м. 1. Название года в системе Авестийской астрологии и Зороастрийской тридцатидвухлетней календарной системе, предполагающей соответствие каждому году священного животного …

    Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел - один из самых известных архиереев УПЦ. Журналисты любят задавать ему провокационные вопросы и попрекать дорогими автомобилями. Это, конечно, хороший способ «повысить посещаемость» своего сайта или создать новый скандал о Церкви. Но при желании придраться можно найти недостатки у кого угодно.

    Мы считаем, что есть куда более важные темы для беседы, чем дорогие автомобили. Чем живут иноки, почему Церковь так мало говорит о своей социальной работе, куда уходят продукты с монастырских хозяйств? Об этом и многом другом мы беседуем с владыкой Павлом - наместником одного из самых древних монастырей Украины и руководителем синодальной комиссии УПЦ по делам монастырей.

    Владыка, вы руководите Синодальной комиссией по делам монастырей. Расскажите о деятельности этой комиссии, когда последний раз она собиралась, какие вопросы там рассматриваются?

    Последний раз мы собирались в 2011 году, потому что в прошлом я много болел, перенес две операции. Но я успевал встречаться почти со всеми настоятелями и настоятельницами - думаю, что с 90% всех, кто поставлен наместниками. То есть я всегда в курсе, всегда, образно выражаясь, держу руку на пульсе.

    Какие монастыри в Украине самые крупные? Наверное, первая обитель по количеству иноков - это Киево-Печерская лавра?

    Нет, крупнейший монастырь - это Почаевская лавра, там больше трехсот человек братии. В Киево-Печерской лавре - 180 человек, включая и иноков и послушников. Крупный монастырь - Святогорская лавра. Из женских монастырей больше всего людей подвизается в Покровском монастыре в Киеве, там более 250 насельниц, много и во Флоровском монастыре - 180 монахинь.

    Но если считать по количеству священников в монастырях, то больше всего у нас, в Киево-Печерской лавре, потому что здесь много паломников, много храмов, люди постоянно просят совершать требы. Кроме того, мы переоблачаем всех наших преподобных, а прикасаться к мощам могут только люди в священном сане.

    - На этом фоне в автокефальной церкви выглядит смешным, там 10 монахов на 11 монастырей…

    У раскольников нет будущего. Вспомните слова Гамалиила в Деяниях святых Апостолов: если это дело не от Бога, оно разрушится. Здесь как раз идея не от Бога. Эти конфессии - УАПЦ и УПЦ КП - были созданы по политическим мотивам.

    - Владыка, с какими вопросами к вам, как руководителю комиссии по делам монастырей, чаще всего приходят?

    Многие приходят по вопросам архитектуры и строительства, многие хотят получить в лавре какие-то наставления. Есть такие монастыри, в которых храмы или другие строения являются памятниками архитектуры. Мы обращаемся в Министерство культуры и Кабинет министров, и многим правительство помогает.

    Но сейчас процессы строительства в большинстве монастырей уже завершены. Сегодня остается только одно: молиться. Молитва - это главное делание монаха. Нужно всегда просить Бога о том, чтобы сохранил народ в единстве, сохранил в чистоте святость веры, чтобы не было раздоров и шатаний в государстве, чтобы во всем мире был мир.

    - Да вроде бы и так понятно, что это главное делание иноков…

    Да, но так бывает не всегда. В период после распада Советского союза очень многие монахи ушли из монастырей обратно в мир. Они обращали внимание на внешнее - красивые одежды, храмовое пение, уважение людей к сану. Особенно много постригов было в период после празднования 1000-летия Крещения Руси и до 1992–1993 годов. А потом начался период этого отхода - это примерно с 1994 по 1996 годы. Ушли те люди, которые не увидели себя в обителях.

    Приведу такой пример. Как-то я общался с одним таким человеком, который не захотел оставаться в монашестве. Он рассказывал, что после армии зашел как-то в Данилов монастырь в Москве и увидел, что священнику целуют руку. И он подумал: а почему я не могу стать таким человеком, которому будут целовать руку? Некоторое время он действительно таким был, но потом не выдержал нагрузок и ушел.

    - Расскажите, как проходит обычный день монаха, к примеру, Киево-Печерской лавры?

    В 6.00 начинается полунощница, потом читаются часы. Одновременно начинается богослужение в пещерах. Кому-то из братии нужно петь, кому-то - исповедовать, кому-то служить. Вторая литургия у нас начинается в 8.00, она служится в некоторых из наземных храмов, третья литургия - в 9.00.

    Два или три священника служат литургию, им помогает один или два диакона, человек пять или шесть - поют на клиросе. Но кроме этого нужен священник, и не один, который будет принимать исповеди. Ведь на службы в лавру приходят не только монахи, но и очень много киевлян и паломников. То есть у нас все люди постоянно заняты.

    Днем служится молебен святому Марку Гробокопателю, акафист у иконы Божьей Матери «Всецарица». Потом братия трапезничает, потом - акафист всем преподобным Печерским, а потом начинается уже вечерняя служба. Конечно же, все эти службы проводятся разными иеромонахами, но каждый в итоге занят.

    Каждый - на своем послушании. Кто-то на кухне, кто-то на складе, кто-то на богослужении, кто-то занимается цветами, вы же видите какие у нас цветники в лавре. Примерно в 21.00 заканчивается чтение вечернего правила, и братия расходится по келиям. И каждый совершает свое келейное молитвенное правило - определенное количество поклонов, кафизм.

    - Получается, что почти круглые сутки монах проводит в молитве.

    Да, и я благодарен Богу за то, что в лавре всегда есть молитва. Мне, конечно, хотелось бы чтобы было больше физического труда. Потому что отсутствие физических нагрузок плохо влияет на организм. Сегодня многие страдают от болезней позвоночника. Потому что такие послушания, как издательское дело, требуют усидчивой работы перед компьютером. Мне самому это трудно, мне проще взять сапку или лопату и пойти поработать ими - я этого не стесняюсь.

    - Большое у лавры подсобное хозяйство?

    Да, большое. Там около 2000 голов крупного рогатого скота, мы держим также и свиней и около 3000 кур. Находится это все в Бориспольском районе Киевской области, в селе Воронькив.

    - И куда уходит все, что выращивается на этой ферме?

    Питается братия монастыря, паломники, семинаристы. Часть мы отдаем детским приютам и неимущим, а часть продаем. Потому что на хозяйстве - рабочие, которым нужно платить зарплату. Там есть шоферы, техники, доярки, ветеринары, зоотехники, им всем нужна зарплата. Молоко сдаем на молокозавод, скот сдаем на мясокомбинат.

    Владыка, вы упомянули о том, что лавра помогает детским приютам. Расскажите больше о социальной деятельности монастыря,

    Мы помогаем и детским домам, и домам престарелых, помогаем много. Меня многие просили рассказать о социальной деятельности. Но я считаю, что этого делать не нужно. Церковь должна делать добро и призывать всех к тому же, но рассказывать о своих делах - значит уподобляться фарисеям. Господь сказал о таких случаях: они уже получают свою награду. Так зачем лишать меня награды?

    Но получается такая ситуация: представители других конфессий и разные секты постоянно трубят о своей благотворительности, и у людей создается впечатление, что они делают много, а мы, православные - слишком мало….

    У них нет будущего, поэтому они постоянно и рассказывают всем о своей социальной деятельности. Но если мы так поступаем, то сами о себе свидетельствуем, что мы - фарисеи. Многие СМИ просят нас рассказать о благотворительности, то есть вынуждают выставлять напоказ добрые дела. Здравомыслящий человек так поступать не будет. И мы не призваны говорить о делах, а совершать их.

    СМИ часто нас в чем-то упрекают. Говорят, например, - священники должны идти в мир. А куда в мир? Апостол Иоанн сказал: дружба с миром есть вражда против Бога. В какой мир нам идти? На дискотеку? Священник - совершитель Святых Тайн. Если кто-то хочет вылечиться, он идет к врачу, а не врач к нему. Священник должен приходить, если его просят соборовать больного, исповедовать человека, причастить его. Конечно, мы должны проповедовать, но не пускаться в крайности.

    Часто православных упрекают - а почему вы так богато украшаете свои облачения, используете кресты и панагии с драгоценными камнями, ведь деньги, которые на них тратятся, лучше было бы потратить, к примеру, на больных детей.

    Чаще всего это говорят люди, которые сами постоянно покупают себе новые вещи и развлечения. Почему бы им не отказаться от очередного похода по магазинам и не помочь детям? Что мешает одеваться скоромнее, а лишние наряды раздать нищим? Люди ничего не понимают в устройстве Церкви и не хотят понимать.

    Есть по этому поводу хороший анекдот. Останавливает как-то милиционер машину, а там священник за рулем. Милиционер просит его предъявить права и замечает, что у батюшки перебинтована рука. «А что это у вас с рукой, батюшка?» - спрашивает милиционер.- «Да вот из джакузи вылезал и поломал руку», - отвечает священник. - «А, ну езжайте», - отвечает милиционер.

    Потом гаишник подходит ко второму, с которым они вместе стояли на посту, и спрашивает: «Я только что священника остановил, а он говорит, что из джакузи вылезал, ты не знаешь, что такое джакузи?» А тот ему и отвечает: «Откуда я знаю, разве я в церковь хожу?»

    О том, как должны одеваться священники, много сказано и в канонах Церкви и в Ветхом Завете. Я не думаю, что вам было бы приятно, если бы к вам на свадьбу кто-то пришел в рваных штанах и спецовке. А ведь во время службы мы стоим перед Богом, и само богослужение является образом Царствия Небесного, в нем все должно быть прекрасно.

    Вся беда в невежестве. А почему тогда журналисты не пишут о тех священниках, которые помогают людям и живут в бедности? Журналисты, к сожалению, часто очень лукавы. Не все, конечно. Но им стоит подумать о спасении своей души. Они ведь тоже смертны.

    - Владыка, вспомните, пожалуйста, какие-то явные действия промысла Божьего в своей жизни или жизни лавры.

    Действия промысла я вижу в своей жизни каждый день и каждое мгновение. Я чудом выжил во время пожара, когда учился в Московской духовной академии. Нас было шесть человек в одной комнате, пятеро погибли во время пожара, я остался в живых. Окно было забито, а коридор - слишком длинный, 60 метров, и весь был в огне.

    В чем еще действие промысла? Я никогда не думал о монастыре. То есть я хотел быть монахом, но попасть в монастырь в советские времена было очень тяжело. В 1989 году я попросился в Почаев, и владыка Варлаам мне сказал: тебя все равно потом отсюда заберут.

    В 1994 году мой близкий друг, кум, и одноклассник по духовной школе - протоиерей Виталий Косовский посоветовал Блаженнейшему митрополиту Владимиру: вот есть такой Павел, он мог бы стать наместником в лавре. Вот уже двадцатый год я наместником. Тогда было 20 человек братии, теперь - 180. Около 50 человек стали архиереями или наместниками других обителей.

    Во всем я вижу промысл Божий. Ведь все было разрушено. И как только я подумаю о том, как что-то отремонтировать, как Божья Матерь всегда присылает людей. Она Сама избрала это место и Сама посылает людей, которые его сохраняют. И я очень и очень им благодарен. Везде и во всем я вижу крепкую руку моего Творца.

    Беседовал Влад Головин

    На второй день Рождественских праздников, 8-го января, накануне вечернего Богослужения, около 30 человек в балаклавах и масках из праворадикальной организации С14 («Сич») заблокировали въезд на территорию Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Выкрикивая политические лозунги, зажигая файеры, они требовали встречи с наместником лавры, митрополитом Павлом (Лебедем). Владыка вышел к разъяренной толпе экстремистов и спокойно вступил с ними в беседу. Через некоторые время поддержать митрополита подоспела группа семинаристов. В ответ на бесчинства они начали молиться, петь рождественские песнопения. Очевидно, не добившись желаемых результатов и не выдержав мирного молитвенного настроения православных, радикалы с угрозами вернуться покинули лавру.

    Прокомментировать инцидент мы попросили наместника Киево-Печерской лавры ‒ митрополита Вышгородского Павла.

    Владыка, это уже не первое нападение на лавру со стороны экстремистов?

    Я вышел к ним, а они этого не ожидали, полагая, что монахи испугаются

    ‒ К сожалению, да. За истекшие годы после трагических событий на Майдане было несколько таких инцидентов. И эта акция также спланирована. Молодчики пришли в балаклавах и масках, с видеокамерами и заготовленными политическими плакатами, чтобы спровоцировать беспорядок и столкновения, надеясь на ответные силовые действия. Но я вышел к ним, и они, очевидно, этого не ожидали, полагая, что монахи испугаются их агрессивных действий. Я подошел и предложил в этот святой рождественский день пойти в храм помолиться. Они, разумеется, отказались, хотя несколько опешили. Я даже пошутил, узнав, что фамилия их предводителя Карась, а моя ‒ Лебедь, мол, карасю с лебедем воевать опасно...

    В ответ на их агрессивные выкрики я все же объяснил, что мы никакие не сепаратисты и не «запроданцы», и не ходим ни под какими политическими лозунгами. Лавра - это многовековая святыня, сюда съезжаются паломники со всего мира для молитвы. Пытался втолковать, что Церковь не дает никаких оценок ни политическим действиям, ни партиям.

    К сожалению, разговор не получался. Они не слышали меня.

    ‒ Причиной тому ‒ агрессия?

    Враг рода человеческого внушает им искать в Церкви врагов

    ‒ Агрессия - это уже следствие их мировоззрения. Беда в том, что эти молодые люди зомбированы политическими экстремистскими националистическими идеями. Они одержимы желанием борьбы с врагом, которого нужно найти и уничтожить. В данном случае лавра, по их выражению, ‒ «осередок російської агресії». Они не понимают, что монахи Киево-Печерской обители, как и монашествующие всех континентов, молятся за весь мир и никакого отношения к политике не имеют. Ранним утром, когда город еще не пробудился, в пещерных храмах монастыря совершается Евхаристия, приносится Бескровная Жертва, возносится молитва к Богу о мире во всем мире. В день в различных храмах лавры служится до восьми литургий. Люди, пришедшие сюда, уходят от бушующего страстями мира, а мир, часто со своей злобой и политическими страстями, стремится ворваться в обитель. Враг рода человеческого внушает им искать в Церкви врагов, сепаратистов, каких-то агентов зарубежных. В таком состоянии и свечные огарки могут показаться боевыми патронами, как это было в кафедральном соборе в Сумах. Люди эти пребывают в состоянии одержимости, я бы сказал - невменяемости. Поэтому объяснять им и что-то доказывать бесполезно…

    ‒ Органы правопорядка присутствовали при этом?

    ‒ Приехало несколько автомобилей полиции. К сожалению, ее представители никак не реагировали на происходящее. Молодчики в мегафон выкрикивали оскорбления в адрес Церкви, препятствовали проезду в лавру, били машины, бесчинствовали, толкали беззащитных женщин, избили парня, когда он сказал, что из-за таких «ура-патриотов» на востоке Украины гибнет мирное население. И никакой реакции со стороны органов правопорядка! А ведь это уголовно наказуемые действия.

    ‒ А на следующий день к вам обратились следователи, представители прокуратуры, министерства Внутренних дел? Неужели не было никакой реакции?

    ‒ Абсолютно. Ведь видео с этими бесчинствами были показаны по многим каналам украинского телевидения. Правда, с разными комментариями.

    Владыка, очевидно, подобные инциденты имеют и духовную составляющую?

    Такие люди уподобляются слугам Ирода, стремившимся погубить Младенца Христа

    ‒ С духовной точки зрения, такие люди уподобляются слугам Ирода, стремившимся погубить Младенца Христа. В святые дни Рождества Христова, вместо того, чтобы прославлять Господа, радоваться и веселиться, пылают ненавистью, исполнены духа злобы. Можно лишь сожалеть об их душевном состоянии, ибо не ведают, что творят, не понимают, что восстают не на митрополита Павла с братией, а на Самого Господа. А Бог, как известно, поругаем не бывает. Остается молиться о вразумлении этих несчастных душ.

    Какова сейчас обстановка в лавре?

    ‒ Этот инцидент никак не повлиял на праздничные богослужения. В лавре сейчас спокойно.