• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Уважаемые коллеги!

    Игра часто используется нами в педагогическом процессе детского сада, начальной школы и учреждений дополнительного образования детей как прием обучения, икак средства активизации познавательной деятельности детей. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркийэмоциональный отклик. Взаимосвязьизобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует и лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.

    Включение игры в процессобучения изобразительному искусству относится к наглядно- действенным приемам обучения. Она представляет собой сочетание слова педагога, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием.Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувствапонимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создает у ребенка определенную установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности.

    Важнейшим условием игры,снимающим принудительный характер обучения,является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуется учебные и игровые задачи.

    Используя игру на занятии по изобразительному искусству, педагог должен иметь определенную педагогическую цель, которая определяет дидактические задачи игры, ее обучающий характер. Особенно рациональными представляются игровые действия для развития пониманияконструктивных особенностей формы,формирования чувства пространства, пропорций, развития зрительной памяти, наблюдательности, глазомера.

    Дидактические задачи в отличии отобычных занятий решаются здесь через игровые моменты, через осуществление игровых действий, которые происходят согласно определенным правилам, договоренности. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими определенных норм поведения и определенных ролей. Успех игры, трудности, с которыми пришлось столкнуться, обнаруживаются в ее финале, в момент подведения итогов.

    Только при наличии перечисленных условий игра может выполнять функции обучения и давать ощутимые результаты по приобщению детей к миру прекрасного, обучению основам изобразительного искусства.

    Хорошая игра нуждается в несложном игровом оборудовании,которое дети могут сделать сами под руководством педагога или родителей.

    Собранные здесь игры появились в процессе поисков,соединения разных элементов ужеизвестных игровых занятий исозданных новых.

    По целям обучения они могут быть объединеныв отдельные группы.

    1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Например: «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже».

    2. Игры, способствующие реализацииживописных и колористических задач обучения. Например: «Радуга», «Теплый - холодный», «Рыбки», «На лугу расцвели красивые цветы» и др.

    3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: «Парные картинки», разнообразные лото и домино.

    4. Игры, способствующие развитию представлений и чувств: симметрии- «Узнай предмет», «Бабочки»; цвета - «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка»; ритма - «Докончи узор на коврике», «Продолжи орнамент» и др.

    Имея общую цель - развития творческих способностей детей, приведенные в сборнике дидактические игрыобъединяются в 3 раздела:

    1. дидактические игры и упражнения направленные на развитие изобразительной деятельности;

    2. дидактические игры и упражнения по лепке.

    3. дидактические игры и упражнения на материале природы.

    В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес обучающихся к нему,активизировать их деятельность.Так, в процессе создания игры и в течение самой игрыможно широко использовать художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствующий развитию образного мышления, воображения (см. описание игр).

    Каждый предмет на свое мест

    Наша задача:

    Дать детям представление о близких цветах. Упражнять в различении близких цветов: красного и розового, красного и оранжевого, синего и голубого, голубого и серого, и др. Парные двухцветные карточки

    Материал: Парные двухцветные карточки, верхняя половина карточки одного цвета, например синяя, а нижняя окрашена в близкий цвет - голубой. У другой карточки цвета в верхней и нижней половинерасположены наоборот. На двух карточках наклеены белые силуэты одинаковых предметов: грибов, бабочек, ваз и др.; двухцветные фигуры, окрашенные в два близких цвета для каждой пары карточек, например у одного грибка желтая шляпка и оранжевая ножка, у другогонаоборот.

    Варианты игры:

    v Каждый играющий получает одинаковое количество предметов, окрашенных в два близких цвета. Педагог помещает на середину столанесколько карточек и предлагает положить на них такие предметы, которые бы слились с их фоном, т.е. с цветом нижней и верхней части. После выполнения задания выкладываются другие карточки и игра продолжается.

    v Каждый играющий получает по две парные карточки. Все фигурки находятся у ведущегои дети их не видят. Учитель загадывает: «У меня предмет, у которого верхняя часть фиолетового цвета, а нижняя - синего цвета. Что это за предмет? Икому он нужен?» Играющие смотрят на свои карточки и по их цвету и силуэту отгадывают предмет:«Это бабочка. У нее верхние крылышки фиолетового цвета, а нижние - синего. Она нужна мне» и т.д.

    КАКИХ ЦВЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ

    Наша задача: Учить замечать все цвета в многоцветном изображении предмета, через сравнение определять, каких цветов не хватаетна полоске с квадратиками; определять и называть близкие цвета, которые использованы в предмете.

    Материал: Карточки с изображениями различных предметов, вырезанных из бумаги 5-6 цветов, в том, числе и близких. Внизу карточки - полоска, разделенная на квадратные клетки. В2-4 клетках наклеены цветные квадратики.4-2 клетки - свободные; квадратики всех тех цветов, которые использовались при изображении предметов.

    Варианты игры:

    v Каждый играющий долженвнимательно рассмотреть предметы на карточке,по количеству клетокузнать,сколько цветов использовано в изображении. Сравнить цвета предметов и цвета квадратиков на полоске, выявить, каких цветов не хватает. Отобрать из коробки квадратики недостающих цветов и разложитьна свободные клетки.

    Затем определить, какие близкие цвета использованы, и назвать их.В бабочке есть следующие близкие цвета: красный - розовый, синий -фиолетовый и др.

    ВЕСЕЛЫЕ БУКВЫ

    Наша задача: Развивать ассоциативное мышление, фантазию, творческие способности.

    Материал: Алфавит,соленое тесто, краски, приспособления для лепки и рисования

    Варианты игры:

    v Предложить детям рассмотреть алфавит, написатьпечатные буквы на бумаге, посмотреть на что или на кого они могут быть похожи, затем,вылепить буквы из теста и раскрасить их. Устроить выставку и анализполученных изделий.

    Дидактическиеупражнения и игры по лепке, направленные на развитие пространственногомышления и воображения и

    творческих способностей детей ФОРМЫ

    Наша задача. Закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте- рес на их сравнение и анализ сходства—различия; показать тени объемных тел; создать поисковую ситуацию: вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб-ражение на плоскости; предложить вылепить объем- ные формы на основе имеющихся модулей (комбина- торика, анализ формы, мысленное конструирование); создать условия для экспериментирования с вылеп-ленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать простран- ственное мышление и воображение.

    Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет- ной плотной бумаги геометрические формы; рисун-ки геометрических тел.

    Варианты занятий. В зависимости от поставлен- ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

    v Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум при знакам сразу. Во что можно превратить каж дый из них и все вместе.

    v Вылепить три разных круга. (Как можно это сде лать?)

    v Вылепить три разных кубика. (Во что можно пре вратить каждый из них и все вместе?)

    v Вылепить три разных квадрата.

    v Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)

    v Вылепить три разных треугольника. (Как мож но это сделать?)

    v Вылепить несколько геометрических тел.

    v Вылепить несколько геометрических фигур.

    v Вылепить домик из нескольких форм.

    v Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

    Наша задача. Учить детей «читать форму» — со-здавать образы в воображении на основе незакончен- ного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.

    Материал. 10 отдельных форм - шар, диск, ци- линдр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пи- рамида, конус.

    Вариант игры. Учитель предлагает детям поиг- рать в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом лепят по замыслу 2—3 изображения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой вариант от-вета, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой еще никто не говорил. При показе новой фор- мы игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая инициа- тива детей.

    НОВЫЕ ФИГУРЫ

    Н аша задача. Учить детей создавать новые схема- тические изображения из нескольких готовых форм; развивать воображение, ассоциативное мышление.

    Материал. Комплекты разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пласти-на, куб, неопределенная форма и пр. При усложнен- ном варианте игры можно предложить по несколько форм каждого вида, различающихся размером.

    Вариант игры. Учитель раздает детям комплек- ты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми) и предлагает сложить из них разные интерес- ные фигуры. Для этого нужно разные формы прикла- дывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, тележки, цветы, цып- лята, фонарики, светильники и многое другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно проводить с раз- ными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных изображений.

    СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ

    Наша задача. Учить детей анализировать и вос- производить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный образ.

    Материал. Комплекты вылепленных деталей: ци- линдров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (де- тали дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой дидактической игры); картинки со схемами фигур (самолета, девочки, собачки, башни, кораблика, жирафа и др.), в основе которых лежат геометричес- кие формы, аналогичные вылепленным деталям.

    Вариант игры. Учитель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из вылепленных деталей. Дети со- здают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить дру- гую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.

    Усложнением игры может быть собирание фигуры по памяти или замена одной детали другой, подходя- щей в данном случае.

    ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

    Наша задача. Учить детей создавать образ как от- гадку загадки без наглядного подкрепления.

    Материал и инструмент. Тексты загадок; соленое тесто ; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.

    Вариант игры. Учительсообщает детям, что сей- час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч- ным способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад- ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп- ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем- ные, так и рельефные изображения. Еще лучше поста- раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

    Золот хозяин — на поле,

    Серебрян хозяин — с поля.

    (Солнце и месяц.)

    Поднялися ворота — всему миру красота.

    (Радуга.)

    Летит орлица по синемунебу.

    Крылья распластала, солнышкозастала.

    (Туча)

    И комковат, и ноздреват,

    И мягок, и ломок - а всех милей.

    (Хлеб)

    Сидиткрасна девица в темнице,

    А кома на улице.

    (Морковь)

    Кругла, да не лук, желта, да не масло,

    С хвостом, да не мышь.

    (Репа)

    Золотое решето черных домиков полно;

    Сколько черненьких домов -

    Столько беленьких жильцов.

    (Подсолнух)

    Когда спать, когда вставать,

    Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу,

    Когда дела начинать.

    (Часы)

    Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми наматериале природы, для развития их творчества

    v Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)

    Задачи . Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.

    Правила игры . Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья, пруда, реки), располагатьизображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.

    Собери красивую пирамидку

    Задачи . Развивать восприятие цвета.

    Правила игры . Собрать пирамидку по цвету: от темного к светлым оттенкам или от светлых к темным или чередовать контрастные цвета.

    Лото (овощи, фрукты, ягоды)

    Задачи . Учить детей анализироватьизображения, соотносить их, выбирать идентичные (развивать мыслительные операции сравнения, уподобления, обобщения). Закреплять названия овощей, фруктов, цветов.

    Правила игры . Из двух половинок собрать целое изображение.

    Радуга

    Задачи . Активизировать опыт детей. Учить иханализировать предметные изображения,соотносить их с реальными предметами, выделятьи называть их цвет, соотносить с цветами радугии подбирать идентичные, развивать воображение детей.

    Правила игры. Подобрать предметные картинки по цветам радуги.

    Собери по цвету

    Задачи .Развиватьумениеразличать цвета, осуществлятьподбор цветов по разным направлениям.Учитьдетей составлятьцелое из частей.

    Правила игры . Собрать данную геометрическую фигуру из частей по цвету, контрастныхцветов, красиво по цвету составить изображения предмета на выбор.

    На лугу расцвели красивые цветы

    Задачи . Развиватьобразное мышление, воображение,эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбиратьпо цвету, разнообразя цветовую гамму.

    Правила игры. Показать детям цветы определенной цветовой гаммы: на поляне расцвелицветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.

    Задачи .Развивать у детей сенсорные и художественно-творческие способности, действиясравнения и уподобления.

    Правила игры. Перед детьми выложить несколькокарточек овощей и фруктов. (Предметы могут быть и другие).

    Воспитанник, вышедший к доске, (кто хочет, кого назовут - можно использовать для этого считалочку), описывает качества предмета, а затем называет то, на чтопохож он (или что на него похоже).

    Игра «Теплый - холодный»

    Задачи . На двухбольших листахв формеквадрата (20х20) в серединенаклеены два кружка диаметром примерно 2-3 см: красный (теплый) и синий (холодный).

    Правила игры. Предложить детям придумать предметы окружающей природы такого же цвета и вырезатьих в двух экземплярах. Один экземпляр изображения названных предметов дети наклеивают на большиелистына одинаковом расстоянииот середины, вокруг нее. Второй экземпляр изображения наклеивается на отдельныекарточки (раздаточные для участников игры).

    Игра «Домино «Животные»

    Задачи. Учить отличать диких и домашних животных, птиц и зверей, развивать кругозор, память.

    Правила игры . Из двух половинок собрать целое животное. Домино дети изготавливают сами из соленого теста разрезанного на квадраты(5х5 см).Рисуют на них изображение зверей и птиц.

    Необходимость использовать игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А. Флёриной, Н.А. Сакулиной, Р.И. Жуковской, Е.И. Радиной, З.М. Богуславской и др.

    В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая) , восприятие (З. М. Богуславская) , память (Л. И. Зинченко) , внимание (З. М. Истомина) , воображение (Г. Д. Лу-ков) , процессы мышления (А. В. Запорожец, З.В. Мануйленко, Я.З. Неверович) , протекают наиболее успешно в игре. А.Н. Леонтьев подчёркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на "неучебный контекст" деятельности, т.е. на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

    Исследование З.М. Богуславской, специально посвящённое изучению особенностей учения дошкольников, показало, что интерес, активное от-ношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до 5 лет в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы "конкретных действий". Причём игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

    Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать "…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребёнка" (Л. И. Божович) .

    Игра в дошкольном возрасте - один из любимых видов деятельности детей. В игре ребёнок смел, раскрепощён, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация "как будто") . В игре ребёнок творит.

    Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях по изобрази-тельной деятельности. Воспитатели, как правило, охотно применяют игровые приёмы в своей работе, но испытывают большие трудности в их самостоятельной разработке. На первый взгляд кажется, что создать такие приёмы несложно, но в действительности осуществление таких замыслов отличается однообразием; к ним ошибочно относят любой приём, вызы-вающий у детей эмоциональный отклик: песенки, потешки, применение наглядности и т.п.

    Причин этому явлению может быть несколько, но самая существен-ная из них - незнание воспитателем особенностей игровых приёмов обучения. Вероятно, поэтому при их разработке и применении за основу интуитивно берутся не особенности игровых приёмов, а эмоциональный отклик на них детей как наиболее яркий и относительно легко прояв-ляющийся результат такого воздействия.

    Чем же нужно руководствоваться воспитателю, придумывая и приме-няя игровые приёмы? Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличать от других методов и приёмов обучения. Это позволяет воспитателю создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей. Кроме того, при прове-дении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к раз-личным явлениям жизни. Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, воспитателю надо чётко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятиях при использовании того или иного игрового приёма. Рассмотрим эти условия более подробно.

    Итак, какова же специфика игровых приёмов обучения? Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача.

    Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых дей-ствий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: "Построим мишке домик", "Позовём Петрушку в гости", " Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку". Включаясь в предлага-емую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

    Иногда педагог в начале занятия ограничивается лишь постановкой игровой задачи ("Испечём куклам оладушки") , а затем продолжает обыч-ную учебную работу. Получается, что детям "пообещали" игру, но игра не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного - игровых действий, через которые осуществ-ляется любая игра. Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приёмов обучения. С их помо-щью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация) , "сажают" в них зайчиков, "плывут" по реке, "выбираются" на берег. Лодки с "кривыми парусами" могут перевернуться, в них "зайцы не хотят садиться". Дети "ремонтируют" такие лодки и т.п.

    Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

    Необходимым условием активности детей является определённый за-пас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случа-ях дети увлечены происходящими на занятии событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

    В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситу-ация "как будто" (А. Н. Леонтьев) . Смысл действия соответствует реаль-ному ("Зажечь огни на ёлке"…) , а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге) . В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

    Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внеш-ний рисунок продуктивного (имитируемого) действия (машет руками, как птица крыльями и т.п.) ; изобразительным действием (ритмичные движе-ния кистью - мазки, изображающие снегопад) ; звукоподражанием (я -шофёр, я везу кирпич на стройку… би-би-би) .

    Таким образом, игровые приёмы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

    Необходимо сказать о содержании игровых задач и игровых при-ёмов. Придумывая игровые приёмы, педагоги часто ориентируются только на интерес детей к игре. Действительно, ребята обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть на занятии. Но нередко интерес детей неустойчив, носит сиюминутный характер, так как определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации.

    Наиболее часто это проявляется при использовании игровых приёмов с целью мотивировки задания. Например, детям предлагается выполнить рисунок, аппликацию для каких-то игровых персонажей. Но потому, как скоро они забывают об этих персонажах, отвлекаются в процессе работы, мало интересуются полученными результатами, видно, что возникший у них интерес неглубок и неустойчив. Это объясняется тем, что в опыте детей интересной для них информации, помогающей понять и принять связь содержания изображения с тем, для кого они предназначены.

    Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответ-ственно у детей есть любимые игрушки, игры, персонажи. Поэтому со-держание игры и применение игровых приёмов часто зависят от состава детей в группе и их любимых игрушек.

    В этой связи интересен такой факт: воспитатели нередко приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, ребят привлекает новизна. Однако оказалось, что наиболее эффективные игровые ситуации возможны со знакомыми, любимыми иг-рушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.

    Регулярное применение игровых приёмов без учёта знаний детей приводит к потере у них интереса к таким занятиям, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворённости и ненужности игровых приёмов в обучении. Поэтому, продумывая содержание игровых приёмов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный на разных занятиях, в играх, бытовой и трудовой деятельности, ситуациях, имевших место в данном коллективе, а в индивидуальной работе - и опыт конкретного ребёнка.

    При разработке и применении игровых приёмов учитываются также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т.е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся "пережить" в игре. У самых маленьких детей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших - люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопони-мание людей. Ориентируясь на основные побудители игры на данном этапе развития детей, воспитатель придумывает соответствующие игровые приёмы, игровые задачи и действия. В работе с малышами более эффективен приём, включающий игровые действия с игрушкой (катает вылепленную машинку) , с более старшими детьми - выполнение той или иной роли и соответствующих действий (в роли шофёра перевозит пассажиров на машине, делает остановки и объявляет их названия, общается с пассажирами и т.п.) .

    Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в ви-де развёрнутых действий (имитационные движения) или более обобщён-ных движений (жест, слово) . Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребёнку, то воображение его не будет разбужено, т.е. творче-ские элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребёнок может выгля-деть и внимательным, и заинтересованным.

    Если детей больше интересуют взаимоотношения людей, то способы игровых действий могут быть более обобщёнными, условными, выражен-ными жестом и даже обозначенными только словом. Поэтому в играх часто применяется такой игровой приём, как диалог игровых персонажей между собой, с детьми, педагогом.

    Использование игровых приёмов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатель предлагает им объёмные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.

    При разработке игровых приёмов важно думать не только о со-держании, соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуа-ций, но и логике игровых действий. Иначе эти приёмы надуманны, не-естественны. Игровой приём будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Хорошее знание воспи-тателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития со-бытий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.

    Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации) . При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, то есть необходима культура выражения чувств.

    Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, с тем, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приёмы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соот-ветствовать этим задачам. Игровые приёмы не следует усложнять из-лишней атрибутикой и игровыми действиями. Педагог должен чётко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации, только в этом случае по-следняя выступает как эффективный приём обучения.

    Какие же игровые приёмы можно использовать при руководстве изобразительной деятельностью?

    Игровые приёмы выбираются педагогом с учётом особенностей игры детей, логики её развития, с одной стороны, и особенностей изобрази-тельной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство бу-дет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при ру-ководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребёнка, бережным в смысле со-хранения детских чувств, настроения.

    Все игровые приёмы условно можно разделить на две большие группы:

    • сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр;
    • сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

    Рассмотрим сначала, как игровые приёмы дифференцируются по ха-рактеру игрового материала.

    Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр развёрты-ваются по поводу игрушки, каких-либо предметов, бросового материала и других объёмных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действует с ними, как в режиссёрских играх. Другие игровые ситуации этого типа развёртываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограни-ченны) . Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссёры, и как актёры.

    Приём обыгрывания предметов или игрушек (объёмных и плоскост-ных) , картин-панорам, природного и бросового материала очень распро-странён. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.) . Ведь с кисточкой, карандашами можно совето-ваться, разговаривать, учить их рисовать ("бегать" по ровненькой дорож-ке, "кататься" с горки, "прыгать" как зайчик, "ходить как медведь и т.п.) .

    В процессе использования этого приёма воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и к самостоятельной постановке. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог) ; пожалеть, погладить, "посыпать зёрнышек" (жест) ; имитация движения с игрушкой.

    Приём обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребёнку интерес к предметам и действиям с ними.

    Используя этот приём, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интере-сы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.) ; сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, геро-ями.

    Поэтому такой приём (обыгрывание игрушек) вполне может быть ис-пользован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимо-действию их между собой. Это обязательно надо учитывать при обыг-рывании игрушки (предмета) .

    Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решить с помощью этого приёма (обыгрывание игрушек) ?

    Как правило, такой приём используется непосредственно перед нача-лом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (аппликации) . Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым пред-метам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей ра-ботой; объяснить приёмы изображения; рассмотреть, обследовать изобра-жаемый предмет.

    Другой приём - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё незавершённое изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сю-жетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображе-нием.

    Что представляет собой приём обыгрывания готового (завершённого) изображения?

    Как правило, этот приём применяется по окончании рисования. Полу-ченное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

    Таким образом, содержание игровых действий определяется содержа-нием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объёмным или плос-костным. Например, если воспроизводится рисунок движения, воспитатель берёт в руки поделку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, тра-екторию движения (зайчик скачет, самолёт летит) . Рисунок можно обыг-рывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну с травой и цветами прискакал зайчик, пробует вкусную сочную траву; пчела са-дится на красивые цветы, которые нарисовали дети, и т.п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотношения между изображёнными пер-сонажами. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове. Например, дети нарисовали осенний парк. Педагог предлагает им как будто бы пойти погулять по дорожкам, посидеть на поляне, послушать птиц, спрятаться за кустик и т.п.

    Взрослому при использовании этого приёма очень важно думать, ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения дей-ствия более интересны и доступны детям. Малышам будет полезно наблюдать, как на травке, нарисованной ими, появляется зайчик-побегайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зелёную, гу-стую; огорчается, если трава негустая (дождик не полил, плохо выросла) ; прячется в травке и т.п. маленькие дети с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут "путешествовать" на волшебном корабле, перемещаясь в раз-ные времена года и даже на другие планеты.

    Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет пе-дагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и сла-бые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Даже са-мые маленькие дети понимают, почему колобок "скатился" с нарисован-ной дорожки и заблудился в лесу, - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только по-нимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

    Педагог может использовать и такой приём, как обыгрывание неза-конченного (ещё только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот приём направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспита-тель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развития замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.

    Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могу быть выражены словом. Процесс использования этого приёма представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игро-вых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично са-мостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой приём сти-мулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимули-руется изобразительное творчество.

    Поэтому существенной особенностью этого приёма является совпаде-ние ряда игровых действий с собственно изобразительными, последним придаётся игровой характер.

    В зависимости от сложности создаваемого изображения различаются игровые упражнения, сюжетная игра с предметным изображением, изоб-разительно-игровое инсценирование сюжета. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Данный приём можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков. Например, дети "нашивают" на платье бусинки, круглые и овальные; "кладут" на тарелку огурцы, большие и маленькие; "застёгивают" пуговицы на платье и блузке.

    В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком про-дуктивного (изображаемого) действия: падает снег, скачет зайчик, текут ручьи и т.п.

    В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение пред-мета (не сюжета) , сюжетно-изобразительная игра приобретает развёрнутый характер, а создаваемый рисунок (аппликация) как бы включается в во-ображаемый игровой сюжет, развёртывающийся по поводу выполняемого рисунка.

    Воспитатель предлагает игровые задачи, решение которых позволяет ребёнку обогатить замысел, сделать изображение более выразительным. Увлечённый игрой, ребёнок уже сам ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом. Процесс такого совместного обыгрывания образа, связанный с его анализом, направлен на выявление возможностей детей.

    При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой приём стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно-игровыми действиями. Например, дети, рисуя на тему "Парк", "сажают" деревья, цветы, "прокладывают" дорожки; в парке "растёт" трава, туда "прилетают" птицы.

    В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приёмов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагают роль художников, фотографов, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. любой приём, в котором дети, взрослые выступают в той или иной роли (зайчики, птицы, волшебники и т.п.) , относится к этой группе.

    Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обу-словлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребёнка привлекают или разнообразные действия человека (игрового пер-сонажа) , или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и со-держание игрового приёма. Учитывая знания детей, их интересы, предпо-чтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приёмы.

    Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её. Старшим детям накануне занятия можно показать сервиз для кукол, из которого малыши растеряли часть посуды. Теперь они ссорятся, когда играют: им хочется поиграть с посудой, а на всех не хватает. Воспитатель предлагает дошкольникам подумать, как можно помочь малышам. После самостоятельного или подсказанного решения вылепить посуду детям можно предложить поиграть в мастеров. В процессе работы мастера могут советоваться друг с другом и смотреть на работу других, если в этом есть необходимость. Воспитатель, руководя процессом, может иногда брать на себя роль главного мастера и от его лица советовать, оценивать, помогать детям. На выставке поделок в конце занятия мастера рассказывают о своей посуде, оценивают поделки других детей, решают, у кого они хотели бы поучиться, и т.п.

    Выполнение детьми учебных и творческих заданий, предъявляемых педагогом требований является непременным условием достижения при-нятых ими игровых целей.

    Все вышеизложенные приёмы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобра-зительного процесса. В реальном процессе обучения используются в раз-личных сочетаниях все виды игровых приёмов.

    А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

    Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать

    «Угадай и расскажи»

    Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

    «Городецкие узоры»

    Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

    «Распиши платок для мамы»

    Цель:

    «Художественные промыслы»

    Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

    «Собери гжельскую розу»

    Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

    «Собери матрёшку»

    Цель:

    «Дорисуй узор»

    Цель:

    Ход игры:

    «Найди друзей среди красок »

    Цель:

    Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

    «Составь натюрморт»

    Цель:

    Ход игры:

    «Закончи картинку»

    Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

    Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

    «Подготовим стол к празднику»

    Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

    Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

    Настольная игра «Домино»

    Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

    «Распиши платок для мамы»

    Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

    «Художественные промыслы»

    Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

    «Собери гжельскую розу»

    Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

    «Собери матрёшку»

    Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

    «Дорисуй узор»

    Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

    Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

    «Найди среди красок друзей»

    Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

    Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

    «Составь натюрморт»

    Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

    Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

    Салыбаева Анжела Рамазановна,

    воспитатель,

    МБДОУ ЦРР д/с "Танюша"

    Сургутского района п. Федоровский

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
    Дидактические игры способствуют :
    - развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
    - развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
    - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
    Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.
    Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

    Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

    Виды дидактических игр:

    1.Игры с предметами (игрушками ).

    2.Настольно-печатные игры.

    3.Словесные игры.

    Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

    Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
    Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

    Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

    В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

    Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

    Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

    Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
    Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

    Используемый материал:

    Игры с предметами
    «Что это такое?»
    Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
    Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
    Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
    «Кто чем питается?»
    Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
    Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
    «Детки на ветке»
    Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
    Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
    «Найди, что покажу»
    Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
    Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
    Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
    «Что сначала - что потом?»
    Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
    Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
    Игры настольно-печатные
    «Это когда?»
    Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
    Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
    «Волшебный поезд»
    Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
    Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
    Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
    Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
    «Четыре картинки»
    Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
    Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
    Игры словесные
    «Когда это бывает?»
    Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
    Ход игры.
    Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
    «Найди, о чем расскажу»
    Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
    Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
    Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

    «Отгадай, кто это?»
    Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
    Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
    «Когда это бывает?»
    Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
    Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
    Подвижные игры
    «Что в корзинку мы берем»
    Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
    Научить различать плоды по месту их выращивания.
    Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
    Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
    Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
    Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
    Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
    Вершки – корешки
    Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
    Материалы: два обруча, картинки овощей.
    Ход игры:вариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
    Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
    Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
    Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
    Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
    Материалы: мяч.
    Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
    Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
    Природа и человек.
    Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
    Материалы: мяч.
    Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
    «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
    «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
    Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
    Выбери нужное.
    Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
    Материалы: предметные картинки.
    Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
    Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
    Где снежинки?
    Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
    Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
    Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
    Во время движения по кругу произносятся слова:
    Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
    Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
    С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
    Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.
    Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
    Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
    Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
    Вывод делается из ответов на вопросы:
    - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
    Прилетели птицы.
    Дид. задача: уточнить представление о птицах.
    Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
    Дети топают – .Что не правильно? (мухи)
    - А мухи это кто? (насекомые)
    - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
    Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
    Дети топают. Игра продолжается.
    Прилетели птицы: Голуби синицы,
    Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
    Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
    Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
    Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
    Когда это бывает?
    Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
    Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
    Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
    Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
    С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
    Лето. И светла, и широка
    Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
    Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
    Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
    Ветер в поле воет, Дождик моросит.
    Зима. Под голубыми небесами
    Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
    Материалы: мяч.
    Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
    Что из чего сделано?
    Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
    Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
    Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
    Угадай - ка.
    Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
    Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

    Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
    Съедобное – несъедобное.
    Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
    Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
    Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
    Расположи планеты правильно.
    Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
    Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
    На этой планете такая жара,
    Что там оказаться опасно, друзья.

    Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
    А эту планету холод страшный сковал,
    Теплом ее солнечным луч не достал.
    -Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
    Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
    А это планета нам всем дорога.
    Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
    -На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
    Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
    К планете Земля две планеты близки.
    Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
    Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
    А это планета гордится собой
    Поскольку считается самой большой.
    -Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
    Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
    Планета кольцами окружена,
    И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
    Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
    А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
    Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
    Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
    Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.
    Для каждой путь определен. Но только на Земле мир жизнью заселен.
    Полезные – неполезные.
    Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
    Материалы: карточки с изображением продуктов.
    Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
    Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
    Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

    Используемая литература:

    А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

    А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

    «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002253, штрих код (№ квитанции) 62502669050070 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Сборник дидактических игр

    В сборнике представлены дидактические игры для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом.

    Адресовано педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

    Введение ……………………………………………………………….. 4

    Дидактические игры

    для занятий рисованием …………………………….………………… 5

    Дидактические игры

    для занятий лепкой …………………………………………………....... 6

    Дидактические игры

    для занятий аппликацией ……………………………………………. 7

    Введение

    Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, развивают творческие способности детей.

    В сборнике представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с детьми 5-7 лет.

    Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

    Данный сборник будет интересен педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

    Дидактические игры для занятий рисованием

    «Все цвета вокруг нас»

    Задачи: закрепить знания о цвете и его оттенках; упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

    Ведущим такой игры может быть педагог или дети.

    Такую игру можно использовать как динамическую паузу на занятии.

    Ход игры: водящий называет какой-либо цвет, а участники игры находят предмет такого цвета.

    «Подбери цвет и оттенок»

    Задачи: закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: темно-красный, светло-зеленый и др.

    Ход игры: педагог показывает овощ или фрукт и просит назвать его цвет или оттенок.

    «Теплые и холодные краски»

    Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах

    Ход игры:

    1–й вариант: раздать детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.

    2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

    «Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой»

    Цель: развивать фантазию детей

    Ход игры:

    Раздать листы бумаги, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети на занятии работают простыми и цветными карандашами.

    Педагог говорит: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Вы готовы поиграть?» Чипполино: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите это на своих листах. Только нельзя увеличивать и уменьшать круг, изменять его форму». Дети дорисовывают круг. Чипполино на руках у педагога (педагог ходит между рядами) просматривает работы. Не все сразу догадываются, как можно изобразить предмет, пользуясь уже готовой формой круга, бывают и ошибки. И тогда Чипполино в непринужденной форме указывает на них, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать!» Рисунки получились такие разные. Чипполино добавляет: «Просто я такой хитрый, мне одного круга мало».

    В конце занятия он помогает устроить выставку детских работ.

    Дидактические игры для занятий лепкой

    «Лепим фигуры»

    Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животно­го (зайчика, собаки, котенка).

    Ход игры:

    Загадываются загадки:

    На дворе сидит,

    Дом сторожит,

    Кто к хозяину идет,

    Она знать дает

    Дети отгадывают, педагог выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «А как вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

    Мохнатенький, усатенький,

    Есть начнет - песни поет.

    (Котенок)

    Проводится аналогичная работа.

    Маленький, беленький,

    По лесочку прыг-прыг!

    По снежочку - тык, тык!

    Выясняется, как ребята узнали, что это зай­чик.

    «Кто есть кто или что есть что»

    Задачи: активизировать поисковую деятельность ребенка, совершенствовать умения лепить из пластилина предметы разной формы.

    Ход игры: ребятам предлагается задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто (например, жук и гусеница) или что есть что (например, яблоко и банан). Автор работ демонстрирует их ребятам, а те угадывают, кто или что перед ними.

    Дидактическая игра «Формы»

    Задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости.

    Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить:

    Три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.

    Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)

    Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?).

    Вылепить три разных квадрата.

    Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).

    Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)

    Вылепить несколько геометрических тел.

    Вылепить несколько геометрических фигур.

    Вылепить домик из нескольких форм.

    Вылепить лесенку.

    «Пластилиновая живопись»

    Задачи: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.

    Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и вылепить из полученной массы вазу, кашпо или скульптуру.

    «Детская площадка»

    Задачи: развивать творческую фантазию детей, мелкую моторику руки.

    Ход игры: педагог показывает детям изображение игровой площадки на которой стоят качели и горка, просит детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку на которой хотелось бы поиграть.

    Дидактические игры для занятий аппликацией

    «Собери урожай»

    Задачи: формировать уме­ния подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.

    Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собира­ют урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

    «Украсим рукавички»

    Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

    Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.

    «Продолжи узор»

    Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

    Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

    «Необычный зоопарк»

    Задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей.

    Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк».

    «Человек в движении»

    Цель: развивать творческую фантазию детей

    Ход игры: педагог дает сведения об основных пропорциях фигуры человека, затем на доске размещает волшебный квадрат, состоящий из нескольких прямоугольников. Затем, размещая прямоугольные части квадрата на доске, педагог дает представление об основных пропорциях фигуры человека: размер туловища с головой равен длине ног, колено делит ногу пополам, длина рук равна длине ног и т.п. детям предлагается изобразить фигуру человека в движении с помощью «волшебного квадрата».


    Лутай Марина Игоревна