• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

    При этом необходимо выполнять следующие требования:

    В играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

    Повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

    Должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

    Должен осуществляться личностный подход к ребенку.

    РАСТЕНИЯ

    Дидактические игры

    1. «Зеленые иголочки».

    Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

    Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

    Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

    • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
    • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
    • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
    • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

    2. «Где растут грибы?»

    Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

    Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

    Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

    Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

    Творческое задание к дидактической игре:

    • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
    • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

    Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

    • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
    • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
    • сделать самому игру в подарок малышам.

    ЖИВОТНЫЕ

    I. Подготовительные игровые упражнения

    1. «Составь животное из фигур».

    Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

    Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

    Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

    2. «Утенок растет».

    Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

    Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

    Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

    3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

    Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

    Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

    Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

    4. «Составь ежа из палочек».

    Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

    Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

    Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

    5. «Ежи и дикобразы».

    Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

    Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

    Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

    II. Дидактические игры

    1. «Цирковые акробаты».

    Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

    Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

    Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант - 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

    2. «Забавные картинки».

    Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

    Материал: карточки разрезные

    (4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

    Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

    3. «Бегемотики».

    Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

    Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

    Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика - балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

    III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

    1. «Парикмахерская для Шарика».

    Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

    2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

    Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

    3. «Как зверята играют?»

    Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

    4. «Где чей хвост?»

    Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

    5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

    Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

    Картотека дидактических игр по изодеятельности

    для средней группы

    Дидактическая игра «Волшебные цвета»

    Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
    Материал: карточки с разными цветами.
    Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
    Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

    Дидактическая игра «Веселые краски»

    Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

    Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

    Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».

    Дидактическая игра «Гусенички»

    Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

    Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

    Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

    Дидактическая игра «Клубочки»

    Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

    Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

    Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

    Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

    Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

    Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
    Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

    Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

    Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

    Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

    Ход игры: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

    После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

    Дидактическая игра «Собери и сосчитай матрешек»

    Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
    Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

    Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

    Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
    Ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

    Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки»

    Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
    Ход игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

    Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку»

    Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
    Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

    Ход игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
    Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
    Творческие задания:
    A) нарисуй «теплый» натюрморт;
    Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
    B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

    Дидактическая игра «Расписные лошадки»

    Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
    Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

    Дидактическая игра «Портреты»

    Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
    Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
    Ход игры: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

    Дидактическая игра «Составь ежа из палочек»

    Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
    Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
    Ход игры: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

    Дидактическая игра «Морское дно»

    Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
    Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

    Дидактическая игра «Собери пейзаж»

    «На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
    Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
    Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

    "Подводный мир"
    Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
    Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

    «Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
    Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
    Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
    Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

    «Чудесный лес»
    Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
    Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
    Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

    Дидактические игры по конструированию
    «Геометрические фигуры»
    Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
    Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
    Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

    «Сопоставь»

    Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
    Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

    «Вспомни, на что похоже»
    Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
    Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
    Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

    «Создай схему»
    Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
    Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
    Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

    Дидактические игры по лепке
    Формы
    Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
    Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
    Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

    Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
    . Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
    . Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
    . Вылепить три разных квадрата.
    . Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
    . Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
    . Вылепить несколько геометрических тел.
    . Вылепить несколько геометрических фигур.
    . Вылепить домик из нескольких форм.
    . Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

    Змейка
    Цель: развитие мелкой моторики детей.
    Материал: пластилин, доска для лепки, стека
    Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

    Несуществующее животное.
    Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
    Материал: пластилин, стека, доска для лепки
    Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

    Загадки и отгадки.
    Цель: развитие воображения.
    Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
    Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

    Дидактические игры по аппликации
    Собери красивую пирамидку.
    Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
    Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
    Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.

    Сборник дидактических игр

    В сборнике представлены дидактические игры для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом.

    Адресовано педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

    Введение ……………………………………………………………….. 4

    Дидактические игры

    для занятий рисованием …………………………….………………… 5

    Дидактические игры

    для занятий лепкой …………………………………………………....... 6

    Дидактические игры

    для занятий аппликацией ……………………………………………. 7

    Введение

    Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, развивают творческие способности детей.

    В сборнике представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с детьми 5-7 лет.

    Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

    Данный сборник будет интересен педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

    Дидактические игры для занятий рисованием

    «Все цвета вокруг нас»

    Задачи: закрепить знания о цвете и его оттенках; упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

    Ведущим такой игры может быть педагог или дети.

    Такую игру можно использовать как динамическую паузу на занятии.

    Ход игры: водящий называет какой-либо цвет, а участники игры находят предмет такого цвета.

    «Подбери цвет и оттенок»

    Задачи: закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: темно-красный, светло-зеленый и др.

    Ход игры: педагог показывает овощ или фрукт и просит назвать его цвет или оттенок.

    «Теплые и холодные краски»

    Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах

    Ход игры:

    1–й вариант: раздать детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.

    2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

    «Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой»

    Цель: развивать фантазию детей

    Ход игры:

    Раздать листы бумаги, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети на занятии работают простыми и цветными карандашами.

    Педагог говорит: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Вы готовы поиграть?» Чипполино: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите это на своих листах. Только нельзя увеличивать и уменьшать круг, изменять его форму». Дети дорисовывают круг. Чипполино на руках у педагога (педагог ходит между рядами) просматривает работы. Не все сразу догадываются, как можно изобразить предмет, пользуясь уже готовой формой круга, бывают и ошибки. И тогда Чипполино в непринужденной форме указывает на них, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать!» Рисунки получились такие разные. Чипполино добавляет: «Просто я такой хитрый, мне одного круга мало».

    В конце занятия он помогает устроить выставку детских работ.

    Дидактические игры для занятий лепкой

    «Лепим фигуры»

    Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животно­го (зайчика, собаки, котенка).

    Ход игры:

    Загадываются загадки:

    На дворе сидит,

    Дом сторожит,

    Кто к хозяину идет,

    Она знать дает

    Дети отгадывают, педагог выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «А как вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

    Мохнатенький, усатенький,

    Есть начнет - песни поет.

    (Котенок)

    Проводится аналогичная работа.

    Маленький, беленький,

    По лесочку прыг-прыг!

    По снежочку - тык, тык!

    Выясняется, как ребята узнали, что это зай­чик.

    «Кто есть кто или что есть что»

    Задачи: активизировать поисковую деятельность ребенка, совершенствовать умения лепить из пластилина предметы разной формы.

    Ход игры: ребятам предлагается задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто (например, жук и гусеница) или что есть что (например, яблоко и банан). Автор работ демонстрирует их ребятам, а те угадывают, кто или что перед ними.

    Дидактическая игра «Формы»

    Задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости.

    Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить:

    Три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.

    Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)

    Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?).

    Вылепить три разных квадрата.

    Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).

    Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)

    Вылепить несколько геометрических тел.

    Вылепить несколько геометрических фигур.

    Вылепить домик из нескольких форм.

    Вылепить лесенку.

    «Пластилиновая живопись»

    Задачи: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.

    Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и вылепить из полученной массы вазу, кашпо или скульптуру.

    «Детская площадка»

    Задачи: развивать творческую фантазию детей, мелкую моторику руки.

    Ход игры: педагог показывает детям изображение игровой площадки на которой стоят качели и горка, просит детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку на которой хотелось бы поиграть.

    Дидактические игры для занятий аппликацией

    «Собери урожай»

    Задачи: формировать уме­ния подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.

    Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собира­ют урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

    «Украсим рукавички»

    Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

    Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.

    «Продолжи узор»

    Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

    Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

    «Необычный зоопарк»

    Задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей.

    Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк».

    «Человек в движении»

    Цель: развивать творческую фантазию детей

    Ход игры: педагог дает сведения об основных пропорциях фигуры человека, затем на доске размещает волшебный квадрат, состоящий из нескольких прямоугольников. Затем, размещая прямоугольные части квадрата на доске, педагог дает представление об основных пропорциях фигуры человека: размер туловища с головой равен длине ног, колено делит ногу пополам, длина рук равна длине ног и т.п. детям предлагается изобразить фигуру человека в движении с помощью «волшебного квадрата».


    Лутай Марина Игоревна

    Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»

    Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О.

    Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.

    1. Игра «Цветные корзинки»

    Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
    Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
    Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

    2. Игра «Морское дно»

    Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

    Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

    3. Игра «Кони расписные»

    При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
    Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
    Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

    4. Игра «Волшебный пейзаж»

    Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
    Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
    Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


    5

    Игра «Собери пейзаж»

    На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
    Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
    Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.


    6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

    Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
    Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

    7. Игра «Матрёшкин сарафан»

    Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
    Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


    Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.