• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    К написанию этого поста меня подвинули рисунки Мир Теймур Мамедова, выполненные по мотивам тюркских родовых знаков.

    http://www.сайт/users/usta777/blog/
    Вот что художник пишет о тамгах: «Тюркские тамги настолько разнообразны и красивы по своей графике, стилистике, что вполне естественно вошли в культуры многих народов. Огромное количество как самих тамг, так и их отдельных элементов я постоянно встречаю в своих путешествиях по многонациональному Азербайджану в декоративно -прикладном искусстве. Многие тамги так и остались не раскрытыми, можно строить версии, предположения. Научный анализ возможен в случае появления целого ряда аналогов из разных регионов, что очень затруднительно. В моей коллекции есть тамги с возрастом более 18 000 лет. Они скопированы с древних образцов керамики. Некоторые легко прочитываются, особенно те, которые связаны с солнцем, землей, женщиной, мужским началом. Другие так и остались для меня тайной. Начинаю публиковать рисунки выполненные на основе тюркских тамг».

    Балансирование между интеграцией и ассимиляцией

    Как жители Львова справляются с внезапными межкультурными проблемами, является ли крымскотатарское меньшинство на новом месте, и какие взаимные изменения они столкнулись в течение двух лет после такого взаимодействия? С другой стороны, крымские татары жалуются, что они разбросаны по всей территории Львова не только физически, но и мысленно и духовно. Мы решаем наши проблемы в одиночку. У каждого есть своя забота, - говорит Эльмира Эшилева, крымскотатарская женщина.

    Что-то, однако, еще сделано, чтобы поддержать крымскотатарское меньшинство во Львове. Еще один шаг в правильном направлении - первая крымскотатарская языковая школа, которая была открыта во Львове. Поскольку этот язык был угнетен в течение очень долгого времени даже в Крыму, многие люди рассматривают это событие как признак позитивных изменений в украинском обществе. Курсы открыты для детей независимо от их этнической принадлежности. Примечательно, что многие крымские татары выразили желание изучать украинский и английский языки, и теперь у них есть такой вариант.


    Тамга — родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д. Использование тамги известно издревле, еще у скифов, гуннов, сарматов. известны тамги также у многих народов северо-западного Кавказа, абхазов.
    Тамгой метились лошади, верблюды и др. скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Изображение тамги можно встретить на монетах.


    Слово «тамга», тюркское происхождение и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Золотоордынские ханы выдавали ярлыки с печатью - тамгой. Тамгой называли внутренний налог (пошлину) в некоторых странах Востока и России после монгольского нашествия в 13 в. Фискальный по своей природе, он взимался со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами. В России до 1653 г. он взимался и с товаров «непроданных, только за их провоз». В этом качестве существовал до 70-х гг. 16 в. (в Иране отменен в 1565).
    В России название «Тамга» употреблялось в 13—15 вв. применительно к сбору с торговых сделок. Местные торговцы в своём городе либо совсем не платили тамгу, либо платили её в меньшем размере, чем приезжие. С середины 16 в., в связи с постепенным переводом многих торговых пошлин на исчисление с цены товаров (то есть в определённом размере с рубля), появляется новое название сбора — «рублёвая пошлина».
    Слово таможня также происходит от слова тамга. Очевидная популярность данного термина в тюркских языках, откуда он и был заимствование в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности.
    Человек, чей мир был населен множеством богов, которые олицетворяли добрые и злые силы, изображал на стенах пещер, на бытовых предметах священных для себя животных, птиц, явления природы. В качестве прототипов тамг выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, изображающие птиц и животных, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конскую сбрую, иногда — буквы разных алфавитов.

    В то же время местные власти, похоже, не делают все возможное, чтобы помочь крымским татарам интегрироваться в местное общество. Кроме того, Львовский городской совет отменил решение о сдаче в аренду помещений для крымского дома во Львовском культурном центре почти год из-за внутренних межпартийных конфликтов. Однако переговоры продолжаются. Нам предлагают необитаемое и разрушенное место, и мы не просим больше. Нормально самостоятельно искать финансирование для капитального ремонта. Мы просто хотим получить гарантию, что это место не будет отменено, - объясняет Алим.


    Каждый род выбирал для себя символ, наделял его священным смыслом, превращая в тотем. Это изображение служило родовым знаком, что отличало данный род от других, свидетельствовало о том, что его носители имели общее происхождение.
    Изображения многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака.

    В целом крымские татары сейчас развиваются в Украине, особенно во Львове. Показаны фильмы о крымских татарах, приглашающие крымскотатарские группы на самые известные фестивали, иногда, к сожалению, используя свой имидж для получения политических дивидендов и т.д. Все более широко распространены. Сегодня крымские татары справедливо связаны с проукраинскими взглядами, и пока это верно, они могут интегрироваться, по крайней мере, во Львов.

    Ведение бизнеса, крымскотатарский стиль

    Впервые в городе открываются халяль-рестораны, ведется приготовление восточных сладостей, продолжается межкультурный диалог, проводимый на понятном языке вкуса. Крымские татары Эльмира Эшилева и Эльдар Гралов - мать и сын из Севастополя. Двигаясь по Львову из Крыма, они убедились, что взяли всю посуду - нет смысла пытаться приготовить настоящую крымскотатарскую еду без семейных горшков всех возможных размеров. Помимо посуды, были ковры, фотографии, национальные костюмы и символы. Бахчисарай - одно из немногих оригинальных городов в Крыму, которое было переименовано на русском языке, поэтому для Эльмиры и Эльдара это символ их родины.


    Когда первобытный род разделился на общины и семьи, родовые эмблемы превратились в семейные, а позже в личные. Тамга - это не просто родовой знак, которым тавровали скот и метили межевые камни. Это прежде всего сигнал “Я свой”. Он изначально содержал не только родовой смысл, но и смысл географический. Носители одной тамги - земляки, люди одной родины.
    Необходимость в подобной маркировке объективно существует в любом обществе, осознающем простейшее противопоставление «свой — чужой». По мере выделения клановых, профессиональных и др. групп, и усложнения связей внутри этой структуры, необходимость существования подобных знаковых систем возрастает. С появлением письменности применение родовых знаков уменьшается. Дальнейшие пути развития тамгообразных знаков превращают их либо в гербы, либо в священные символы, либо в элемент орнамента. Однако иногда тамга по-прежнему остается родовым знаком подтверждения принадлежности, владения и т.д.

    Крымские татары Эльмира Эшилева и Эльдар Гралов бежали из оккупированного Крыма во Львов. Оставить Крым или нет, для нас не было дилеммой. Это был всего лишь вопрос времени, - утверждает Эльмира. Она проводила время, пытаясь продать свою квартиру после незаконной аннексии, но это не удалось. Теперь она передает ее знакомым и регулярно посещает ее, опасаясь, что имущество будет отнято. Я боюсь идти туда. Эльдар не сопровождает свою мать: он не хочет появляться в Крыму, пока есть Россия, поэтому он остается во Львове, чтобы посмотреть ресторан.

    Эльмира и Эльдар признают, что во Львове они столкнулись с крымскими татарами, с которыми они избегали общения даже в Севастополе. Мы живем довольно светским образом жизни, поэтому для меня было неприятным сюрпризом, когда пришли другие люди из нашего меньшинства и попытались убедить нас придерживаться мусульманских правил. Мы не видели ничего подобного в Крыму. Почему же они покинули Крым? Эльмира и Эльдар проводят 12-часовые смены без выходных в Бахчисарае. Чтобы сократить расходы, они прекратили арендовать квартиры и переехали в подвал своего ресторана.


    Вот несколько примеров эволюции тамги.
    Посол Кастилии при Дворе Тимура в 1403 году, и арабский историк Ибн Арабшах сообщают о знаке, вытесненном на печати Тимура - три равных круга, расположенные в форме равностороннего треугольника.

    Доподлинно неизвестно, какой смысл заложил Тимур, выбрав именно этот знак для государственной печати, но заслуживает внимание следующее объяснение: каждый круг означает часть света, а владелец символа является их Властителем. До эпохи великих географических открытий (XV в.), считалось, что мир состоит из Европы, Азии и Африки, омываемых Внешним Океаном. Утвердивший господство над этими частями света, может считаться Властелином Мира.
    Пять веков спустя, Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда.

    Эльдар - инженер-электрик, Эльмира преподавала в Национальном институте ядерной энергии и промышленности Севастополя, но сейчас у них нет времени на поиски рабочих мест. Я очень обеспокоен тем, что у нас недостаточно клиентов. Они часто приходят за помощью, едой или советом, но не как клиенты, - добавляет она.

    Со дня открытия «Бахчисарай» был ограблен дважды, и однажды Эльдар был расстрелян из травматического оружия. Никто из преступников не наказывается. Тем не менее Эльмира и Эльдар сохраняют оптимизм. Они не собираются закрывать свой ресторан, но разрабатывают и продвигают его всеми возможными способами.


    Герб Самаркандской области
    Российской империи

    Утвержден 31 января 1890 г. Описание герба: "В лазуревом щите серебряный, волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана, т.е. три черных кольца I и 2. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою".
    Философ и художник Н. К. Рерих обнаруживает этот знак во многих культурах и традициях. "...Знак триединости оказался раскинутым по всему миру... Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение... На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак... Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском... Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображении Святой Троицы. Он же на гербе Самарканда... Он же и на Буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для знамени все объединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих... Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение».
    Подытоживая результаты своих исследований, Рерих назовёт Символ Знаменем Мира и напишет: "Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах".
    В 1929 году, Символ, в виде трёх красных кругов (символ прошлого, настоящего и будущего человечества), заключённых в большую окружность (Вечность), будет утверждён, по инициативе Рериха, в качестве Символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры во Время Войн и Междуусобных Столкновений). Ныне, данный знак официально запатентован Российским Агентством по Патентным и Товарным Знакам и используется в качестве официального символа защиты культурного достояния человечества.

    Крымский татар Руслан Абьямитов также приехал во Львов с намерением открыть ресторан. Но его причины покинуть полуостров совершенно разные. Ислам - самая важная часть жизни Руслана, поэтому он перебрался на украинский материк, опасаясь, что его религиозная свобода находится под угрозой. Весь мир теперь может видеть отношение России к мусульманам, независимо от их национальности. Но крымские татары не привыкли выражать свое положение полушутным, - говорит он.

    И Львов как духовный центр западной Украины стал одной из платформ такого сотрудничества. Руслан не является новичком в индустрии общественного питания. Он провел небольшое кафе в Симферополе до аннексии Крыма и даже планировал начать новый бизнес в Киеве. Но ритмы столицы были слишком быстрыми для него, поэтому он выбрал Львов, где крымскотатарская кухня не была знакома местным жителям. Местные власти не мешают мне.


    Имеется немало примеров использования тамг в геральдике.
    Герб крымских татар- Тарак-тамга — родовой знак династии Гиреев, которые правили в Крыму. Первым этот символ начал использовать основатель Крымского ханства Хаджи I Гирей. С тех пор данный знак является символом ханской власти.

    Интерьер ресторана «Крым». Руслан молится пять раз в день, ведет переговоры с поставщиками мяса сам по себе, чтобы убедиться, что он был убит в правильном направлении, все женщины-сотрудники в его ресторане носят единообразное покрытие почти всего тела. Некоторые из официанток переходят в обычную одежду, прежде чем вернуться домой в конце дня. «Крым» хорошо известен и успешный. Христиане, мусульмане и представители других религий собираются здесь каждый день.

    Традиционные крымско-татарские сладости Баклавы служили в «Крыму». У Руслана есть жена, которая в настоящее время воспитывает трех маленьких детей. Их старшая дочь в семье теперь находится в Крыму. Этой осенью Руслан и его жена отправят своих детей в детский сад во Львове. Семья утверждает, что, несмотря на множество хороших впечатлений, они все еще чувствуют себя частью предвзятости от местных жителей. На Западе слишком много ужасных историй и стереотипов о мусульманах. Средства массовой информации устанавливают равный знак между исламом и терроризмом.


    Крымские караимы избрали себе герб в форме геральдического щита с изображениями знаков «сенек (деревянные вилы)» и «калкан — щит», заимствованных с мраморной плиты, вмурованной неизвестно когда и кем над воротами восточной башни города-крепости Чуфут-Кале.

    Такие истории рассказывают о Львове как о европейском городе. Но на самом деле ислам может принести обществу лишь помилование и чистоту, - говорит Руслан. В то же время он утверждает, что проевропейский вектор, выбранный Украиной, с ее демократическими и часто атеистическими ценностями, не согласуется с принципами ислама.

    Чуть более двух лет назад во Львове жили только два крымских татары. Теперь можно легко создать «крымскотатарскую тропу во Львове», поскольку в этом городе все больше крымских курортов. Даже исламский культурный центр, который фактически выполняет функцию мечети, был открыт недалеко от центра Львова. Имамом мечети является также крымскотатарский - шейх Мурад.


    Государственный флаг Республики Ингушетия, принятый 15 июля 1994 года, представляет собой: "Прямоугольное полотнище белого цвета, в центре которого размещен солярный знак в форме красного круга с отходящими от него тремя дугообразными лучами.



    В нижней части государственного герба Ингушетии изображен тот же солярный знак, символизирующий вечное движение Солнца и Земли, взаимосвязь и бесконечность всего сущего. Дугообразные лучи солярного знака повернуты против движения часовой стрелки.

    На открытии Исламского культурного центра во Львове. Сейчас трудно предсказать, как будут выглядеть отношения между крымскими татарами и другими жителями Львова в будущем. Но, безусловно, это шанс для украинцев и крымских татар лучше узнать друг друга.

    Названия городов на карте исторические, и можно увидеть герб и гимн крымскотатарского народа, которые символизируют единство. Сегодня мы являемся свидетелями уникального момента, когда есть консенсус украинского общества в отношении крымских татар. Эта карта является важным элементом осознания того, что десоветализация и декоммунизация Крыма является необходимым элементом в восстановлении нашего суверенитета, - сказал Кипиани.

    Тамгоподобный солярный знак, встречающийся на древних каменных скульптурах, помещен в верхней части герба Республики Хакасия.


    Из приложенного к тексту закона цветного изображения следует, что Государственный герб Республики Хакасия представляет собой серебряный круглый щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение пого в виде сердцевидной овальной пластины с двойной узкой золотой каймой. На пого изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями и золотой прорисовкой контура фигуры и особенностей мускулатуры и шкуры барса. Над пого в верхней части щита расположено золотое изображение хакасского солярного знака с 4 "ушками" и двумя серебряными концентрическими кольцами.
    На территории Руси изображения тамги превращалось в эмблемы. Они стали называться «знаменья», «рубежи», «пятна», «клейма», «клеймо». С развитием частной собственности знак-метка превращалась в печать. Печать также была основным признаком истинности государственных документов, договоров и посланий.
    Гербом Украины стала родовая тамга киевских князей.

    Реформат Чубаров, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, отметил, что правительству предстоит большая работа по обновлению исторических названий в Крыму. Мы должны довести эту работу до деоккупации Крыма. Кроме того, карта способствует увеличению знаний об истории крымских татар и истории крымской интеграции в украинском контексте, - сказал Чубаров.

    Наша первая задача - интегрировать историю Крыма в целом и историю крымских татар, в частности, в историю Украины. Визуализация Крымской исторической топонимии лучше всего подходит для этой задачи. чтобы как-то стимулировать общественное обсуждение и напомнить, что Крым по-прежнему требует внимания, что восстановление исторической топонимии Крыма является одним из символических шагов, которые мы можем и должны сделать, чтобы продемонстрировать, что Крым - это Украина, - сказал историк.


    О происхождении и значении трезуба, как символа государственной власти, церковной или военной эмблемы украинцев, существуют разные теории, но ни одна не дает удовлетворительного объяснения. Самые древние археологические находки трезубов на украинской территории достигают 1 века. Правдоподобно он был знаком власти, символом племени, которое позже стало составной частью украинского народа. С княжеских времен сохранились трезубы на золотых и серебряных монетах князя Владимира Великого, который, по-видимому, унаследовал этот семейно- государственный знак от своих предков.
    Условно эти таинственные эмблемы назвали «знаками Рюриковичей».

    Одним из наиболее эффективных инструментов является замена исторических названий местностей, таким образом, каждая часть земли в Крыму была напоминанием о непричастных крымских татарах. Три рабочие группы работали вокруг и вокруг этой базовой станции.

    Кристиан Мейзинг; Стефани Роуз, Маг. Монетные находки в Ютландии и Померании также свидетельствуют об обширных торговых связях: здесь были раскопаны куфишские монеты, отмеченные Самаркандом под Исмаилом ибн Ахмедом, Ахмедом ибн Исмаилом и Насром ибн Ахмедом.

    Некоторые галдинские наемники эмигрировали в Испанию и сражались среди других. на стороне халифа против Карла Мартелла. У некоторых известных мусульман древней Андалусии была такая родовая родословная. Силаев: Истоки русской геральдики. Источники: Беш, Рудольф: Хейматкалендер для Поммерна. Фердинанда ударили в яремную вену и, Софи, в живот. Они оба умерли через несколько минут после расстрела. Принцип был частью небольшой, но жесткой сепаратистской группы, которая боролась только за независимость Сербии и Боснии от Австро-Венгерской империи, но своими выстрелами она заставила Европу и мир окунуться в период нестабильности, кризисов и войны, которая продлится более 30 лет и убьет почти 100 миллионов человек в двух крупнейших вооруженных конфликтах в истории человечества.



    Это был своеобразный символ государственной власти, военная эмблема, верительная грамота в международных отношениях.

    Дальше трезуб стал наследственным геральдическим знаком для потомков Владимира Великого — Святополка И (1015 — 1019), Ярослава Мудрого (1019 — 1054) и других князей. Двузуб бил символом Изъяслава Ярославича (1054-1078), Святополка II Изъяславича (1093 — 1113), галицкого князя Льва И Данииловича (1264 — 1301). Кроме монет, знак трезуба найден на кирпиче Десятинной церкви в Киеве (986 — 996), на плитках Успенской церкви во Владимире Волынском (1160), на кирпиче и камнях других церквей, замков, дворцов, на посуде, оружии, перстнях, медальонах, рукописях. Знаки, напоминающие трезубец и ухват, постоянно находили на самых различных предметах Киевской Руси. Их встречали на черепице, на древнейших русских монетах и печатях, которыми скрепляли государственные документы, на поясах дружинников, их оружии и различных украшениях.


    Символ пытались расшифровать, как монограмму. Таинственный знак, словно сложная конструкция, был разобран на составные части. Она состояла из греческих букв и читалась как базилевс. То есть «царь». Это был титул византийских императоров.



    Распространенный по всем княжествам Киевского государства в течение нескольких веков, трезуб испытывал изменения вплоть до перевоплощения в двузуб, но сохранил свою изначальную Владимирову структуру. Среди других изменений классического Владимирового трезуба можно назвать добавление креста на один из выступов или сбоку, полумесяца, орнаментальных украшений и тому подобное. До сих пор найдено около 200 разновидностей трезуба. Хоть трезуб отдельные господствующие роды употребляли как свой семейно династический знак вплоть до 15 века, но уже с 12 века его начал вытеснять герб со святым архангелом Михаилом.

    Впервые серьезно и научно обоснованно рассмотрел эти знаки академик Б. Рыбаков. Тогда стало ясно, что знаки эти - клейма различных мастеров, княжеские знаки, тамга. Например, если ремесленник принадлежал князю, то ставил на свою продукцию княжеский знак. И все знали, где предмет изготовлен или кому принадлежит. Княжеские знаки на бляшках поясов дружинников - значит, и дружинники княжеские.
    Вот что пишет историк Похлебкин в своей книге «Международная символика» о трезубце:
    «Вопреки сложившемуся в последние годы расхожему мнению, трезубец никогда не был эмблемой Киевской Руси (хотя его упоминание в летописи под 1096 г. как орудия мучения имеет место). Не был он и национальной эмблемой Запорожья - первого прообраза украинского государства XVI века, поскольку эта земля была абсолютно изолирована от моря территорией Крымского ханства. Поэтому попытки вести происхождение современного украинского герба и его главной эмблемы от якобы "киевского трезубца" антиисторичны, искусственны и надуманы. Как и современный флаг Украины (жовто-блакитний прапор), трезубец не связан с национальной символикой украинского народа и не имеет корней в древней славянской исторической традиции. Его заимствование может быть объяснено как церковным влиянием, так и в гораздо большей степени шведо-украинскими контактами эпохи мазеповщины (в Швеции имеется не только герб общества Нептуна, но и флаг Нептуна). Что же касается прямой связи этой морской эмблемы с морскими границами Украины по Черному морю, то нельзя забывать, что такая связь крайне сомнительна исторически, поскольку черноморские земли (т. н. Новороссия) с момента их присоединения к России в 1783 году и до 1917 года административно к украинским землям (Малороссии) не имели никакого отношения и были включены в состав Украины (Украинской ССР) лишь после Октябрьской революции.
    Таким образом, превращение трезубца в герб Украины в 1992 году не имеет логически легитимных исторических объяснений. Это связано отчасти с геральдической некомпетентностью националистических деятелей Руха, а отчасти с тем, что у украинского народа, лишенного своей государственности до 1917 года и входившего до 1939 года в состав пяти государств (СССР, Румыния, Венгрия, Польша, Чехословакия), всегда отсутствовали четкие общенациональные эмблемы и символы (при наличии региональных), поскольку они не сложились за всю историю этого народа с XVI по XX век».
    Так что исследование этого символа продолжается. Кто прав- покажет время.
    Трезубец очень распространен в символике различных культур.
    ТРЕЗУБЕЦ, или так называемый "Нептунов жезл",- атрибут власти бога морей в античной мифологии Посейдона (Нептуна) над стихией. Вторым атрибутом Посейдона служат два дельфина. Трезубец как орудие лова является одной из разновидностей остроги, которой островные греки Эгейского моря били дельфинов и крупную морскую рыбу, запутавшуюся в сетях. Трезубец, по сути дела, представляет собой вилы с тремя зубцами (обычные вилы - с четырьмя). В греко-римской культуре трезубец, символизирует удар молнии, является оружием небесного бога Зевса (Юпитера). В Древнем Риме трезубец стал в начале новой эры одним из традиционных орудий гладиаторов, а в период гонения на христиан - одним из орудий мучения непокорных. Отсюда в византийской церковной традиции трезубец стал одной из эмблем мученичества.
    В европейской эмблематике изображение трезубца стало использоваться в основном лишь в эпоху классицизма (вторая половина XVII - XVIII вв.) в связи с общим интересом к античной культуре. Эмблема трезубца получила в соответствии с ее историческим употреблением значение символа власти над морем (акваторией) и стала применяться в гербах портовых городов, профессиональных организаций моряков, капитанских клубов, союзов кавалеров морских орденов и т. п.



    В христианской эмблематике православных (восточных) церквей трезубец сохранил смысл орудия мучения, эмблемы мученичества. Сложились и существуют в основном три изображения трезубца: греческое (прямое), римское (суженное кверху) и западноевропейское (средний зубец выше двух других)
    В христианстве трезубец используется иногда как оружие дьявола. Трезубец в руках Сатаны играет ту же роль, как коса в руках аллегорической фигуры Смерти.


    Миланское Таро
    В Индии похожая на трезубец тришула являеся оружием индуистского бога Шивы и символизирует три аспекта Шивы (творец, хранитель, разрушитель). Трезубец изображается в виде отметки на лбах его последователей.
    Это также символ огня, отражающий три сущности Агни.

    Изображение, напоминающее трезубец, применяется и в буддийской символике, но там оно служит эмблемой буддизма или монограммой Будды, или же символом просветления, ибо представляет собой вовсе не оружие, а стилизованное изображение трехъязыкого пламени и также разрушение трёх ядов: гнева, желания и лени.
    Возвращаясь к теме тамги, используемой в геральдике, не могу не процитировать выдержки из капитального труда по российской геральдике Александра Лакиера.
    Александр Борисович Лакиер (1826—1870) — русский историк.
    Наибольшей известностью пользовалась его «Русская геральдика» (СПб., 1855). В этом сочинении, имевшем большое значение вплоть до начала XX века, Лакиер делает попытку объяснить русские гербы. В «Русской геральдике» Лакиер даёт и историю печатей России — единственную вплоть до начала XX века.
    Сначала цитата, касающася гербов родов, «выезжих из земель татарских, черкасских, из Армении, Персии и Африки».
    «Двухвековое пребывание России под татаро-монгольским игом, установившиеся вследствие того частые переходы служилых людей азиатского происхождения к московскому двору и особенно присоединение к России Казани, Астрахани, Сибири и Крыма имели необходимым своим последствием то, что как царские роды татарского происхождения, так князья и мурзы, составлявшие их двор, перешли на службу московского государя.
    Став таким образом в рядах русского дворянства, "цари турские, и большие и кочевые орды, крымские, казанские, астраханские, равно как нагайские князья и мурзы" получили право на помещение их родов в наших родословных…

    Гербов у татарских родов до пожалования их русскими государями не существовало, а были в употреблении особые метки, которыми один род отличал от других свою собственность (до сих пор тавро выжигается на лошадях, волах), метки, которые назывались ясаками или тамгами. Они носились на щитах и изображались также на знаменах. Чингисхан раздавал окружавшим его знатным родам троякие знаки: птицу, дерево и самым почетным был кречет; но по принятии татарами магометанства, которое запрещает изображать животных, знаки эти должны были измениться».
    Рассматривая гербы дворянских родов, «выезжих из Литвы и Польши», Лакиер обращает внимание на существенное отличие польских и литовский гербов от западноевропейских.
    "Но, кроме этой геральдической школы, есть еще другая, с совершенно иною основною мыслью и потому с иным исходом. Это школа польская . Начало ее восходит до древнейших времен существования Польши, и так как рыцарство было в ней мало известно, жители же ее не принимали участия в играх и подвигах, служивших в Западной Европе применением геральдических идей к жизни, то и геральдика этой страны усвоила себе совсем иной характер. Простота, сохраненная польскими гербами до сих пор, изумительна. Это один знак, одна примета, одно знамя , которое, став наследственным, приняло форму герба. За недостатком исторических сведений было бы слишком смело находить сходство их с татарскими тамгами, ясаками и из того заключать о происхождении польских родов от татар. Сравнение их с русскими знаменами , которые мы уже видели на печатях частных и должностных лиц, может довести до противоположного убеждения, т.е. что характер этот был не чужд славянским племенам вообще, тем более что знаки и символы эти прямо заимствованы из их земледельческого быта, из окружавшей их природы и первоначально служили только знаками отличия, необходимыми в жизни для многих случаев. Когда в позднейшее уже время проникли в Польшу понятия о западных гербах, они были применены к объяснению польских гербов: им стали приписывать то значение, которого они первоначально не имели".

    "Сколько в древней Польше было коренных колен, столько же было и отличительных для них знаков, клейнодов. Всякий новый род, как и частное лицо, примкнувшее к польскому дворянству, не мог придумать свой знак или клейнод, поэтому его брал под свое покровительство какой-нибудь коренной польский род и приписывал к своему знаку. Поэтому недостаточно было назвать лицо, нужно было прибавить: дворянин такого-то знамени, герба. На войне одногербовцы имели общее знамя, которым отличались от соратников".
    "Кроме того, что долгое пребывание под властью Польши многих русских провинций, Литвы и Украины привело к распространению среди дворян этих областей употребление знаков польской геральдики. Кроме того, гербы свои привозили польские и литовские роды, во множестве, приезжавшие в Россию и Украину. Эти эмблемы по сходству названий символов, по родовой связи и по сходству фамилий, усваивали местные дворяне. Поэтому не стоит думать, что к приезжим из Польши дворянам принадлежат все те дворянские роды, в гербах которых видим польские знамена".
    Вот еще несколько цитат из работы Лакиера:
    «При присоединении какой-нибудь страны к Польше, польские геральдические эмблемы сообщались и жителям новой провинции, причем коренной польский род приобщал пришлый к своему гербу и приписывал его к своему знамени. Оттого к одной эмблеме бывает нередко причислено в Польше по нескольку сот фамилий, которые, прибавляя к своему прозванию наименование той фигуры, которая в их гербе, тем дают полное понятие о всем своем гербе, в сущности неизменном. Это не более как одна фигура, по очертанию обыкновенно простая, и, как скоро в ней допускается какое-нибудь отступление от раз принятой нормы, она получает другое название или образует новый (второй, третий) вид прежнего герба. Эти-то качества, т.е. неизменяемость геральдической фигуры и принадлежность ее многим родам, составляют коренное различие польских гербов от западноевропейских рыцарских, которые, как выражение доблестей, не могут быть совершенно одинаковыми у двух даже братьев, а непременно требуют каких-нибудь отметок.
    Мы не думаем даже, чтобы эмблемам, которые теперь видим в гербах, могло быть придано первоначально такое название. Они далеко не соответствуют понятию, которое обыкновенно соединяется со словом герб. Самая простота, незамысловатость фигуры, ее неизменяемость по каким бы то ни было случайным обстоятельствам, существующая для некоторых из них до настоящего времени неопределенность цветов дают нам полное право повторить здесь то же, что мы сказали выше о русских гербах.
    Это не более как знамена, как знаки, употребляемые для отличия одного семейства и рода от других семейств иродов, и, если хорошо вглядеться в наши, польские и другие славянские эмблемы, в них отыскиваешь некоторые коренные фигуры, сочетанием которых в таком или ином порядке и образуется вся разница гербов.
    Крест, луна, звезды, меч, стрелы и подковы - вот основные для геральдических знамен фигуры, которые во множестве встречаются в наших, польских, иллирийских и богемских гербах. Значение их понятно: завоевание некоторых славянских племен чуждыми народами, свержение ими этого владычества, далее, переход из язычества в христианство и, наконец, вековая борьба их с татарами и другими врагами не могли не оставить следов в геральдике Польши и иных славянских земель.
    Благородный витязь, считавший для себя унизительным сражаться пешим и, следовательно, невообразимый без коня, или представлял себя верхом в бранных доспехах (как, напр., в Литовской погони), или вместо того помещал в своем гербе подкову, эмблему самую почетную и любимую славянином. Не одна тысяча семейств в разных славянских землях пользуется этим знаменем как представителем конного витязя. И в каких видах и сочетаниях не представляется подкова! Далее, победа креста над луною, т.е. язычеством, татарами, победа, одержанная мечом, и награда, которая ожидала в небесах всякого, кто исполнил на земле веления Бога (звезды), делают понятным смысл и значение вышеозначенных геральдических фигур. Этому же обстоятельству обязана большая часть польских гербов красным, кровью упитанным полем щита. Нам кажется, что встречающиеся на них фигуры в своих многообразных сочетаниях могут быть по всей справедливости названы иероглифами идей, верований и преданий разных славянских народов: это-то качество и составляет коренное, существенное отличие их от эмблем рыцарских Западной Европы, от эмблем личных, не народных».

    Польские символы мы встречаем в гербах украинской знати.


    Например, род Хмельницких пользовался старинным польским гербом "Хабданк". На красном поле два серебряных угла со срезанными концами, которые повернуты верхушками вниз и соединены между собой по образцу буквы W.

    Предки Мазепы получилив 1544 году привилегию пользоваться старинным „руським” (украинским) гербом "Курч", который принадлежал волынской семье Курцевичей, откуда вышли и предки Мазепы. Основу этого гербу составляет щит, в котором в красном поле изображены серебряные перекрещенные посередине вилы, которые опираются на такой же оселок (мантачук) с загнутыми кверху концами и сопровождаются золотыми звездой справа и месяцем слево, причем рога месяца повернуты вправо. Над щитом был изображен рыцарский шлем с шляхетской короной и клейнодом в виде трех страусовых перьев.


    Из данных последних исследований известно, что Курч является древним гербом рода князей Курцевичей, который развился, возможно, из знака собственности одного из их предков. Возможно, Мазепы являлись ветвью князей Курцевичей и использовали Курч как давний герб своих предков;
    Возможно, Мазепы имели семейные связи с князьями Курцевичами и были приняты последними к своему гербу; Возможно, Мазепы были слугами князей Курцевичей и со временем начали использовать их герб.


    При получении дворянства Орлики получили привилегию пользоваться старинным гербом "Корчак": в красном поле три серебряных бруса, которые не доходят до края щита, причем каждый следующий (расположенный ниже) брус короче предыдущего.

    А вот почему именно на территории Польши тамга так активно и повсеместно принимает функции герба, надеюсь поразмышляем вместе. Жду ваши версии.

    Http://heraldry.hobby.ru/gub1/saobl.html
    http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000042/st023.shtml
    http://www.heraldrybooks.ru/book.php?id=1
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B1
    «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5»
    http://www.elim.kz/forum/index.php?showtopic=2765
    http://forum.astrakhan.ru/index.php?showtopic=29609
    http://www.сайт/users/usta777/blog/
    (IMG:http://kazan-tatar.narod.ru/pic/tamga.jpg)
    http://www.apsny.ru/history/history.php?page=content/tamgi.htm
    http://ralf.com.ua/gerb/material_6.html
    http://turan.info/forum/archive/index.php/t-4665.html
    http://forum.tatar.info/index.php?showtopic=2203
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/171050/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0
    http://gfx-group.info/faq.html?view=mediawiki&article=%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0
    http://www.bashedu.ru/encikl/t/tamga.htm
    http://www.e-samarkand.narod.ru/Tamga.htm
    http://dal.sci-lib.com/word039587.html
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0
    http://kraevedenie.net/2008/11/29/sarmatian-tamga/
    http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/znak/033/znak33-03.html
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/pohl/18.php
    http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=11012
    http://history.org.ua/JournALL/Preprint/1990/4.pdf

    Аналитика

    26.06.2017 14:05

    Ukrinform

    Голубой цвет флага означает чистоту, свободу и честность

    Сегодня день крымскотатарского флага. Это относительно новый праздник, который стал отмечаться в Крыму с 2010 года.



    После аннексии Крыма он переместился на материковую Украину и уже третий год празднуется как в Киеве, так и в других городах страны. Укринформ с помощью историка Гульнары Абдулаевой предлагает глубже вникнуть в историю возникновения голубого полотнища с золотистой тамгой и выяснить смысловые акценты пока еще малоизвестного символа крымских татар.

    1. Крымскотатарский флаг - полотнище голубого цвета со знаком «тамга» желтого цвета в левом верхнем углу флага.


    Крымскотатарский флаг небесно-голубого цвета с символом власти - тамгой золотистого цвета, расположенной в левом верхнем углу у древка. Пропорции флага, отношение ширины к его длине - 1:2 - строго соблюдаются на протяжении последних двух десятилетий. Они утверждены на проходившем 30 июня 1991 года втором Курултае крымскотатарского народа решением «О национальном флаге и национальном гимне крымскотатарского народа».

    2. Первоначально решение о флаге крымских татар было принято на первом Курултае, проходившем в Бахчисарае в 1917 году.


    Поскольку в Крымском ханстве у каждого знатного рода были свои символы, история крымскотатарского государственного флага началась в первой половине ХХ века. Впервые после распада ханства в 1783 году флаг с тарак-тамгой был утвержден как государственное знамя крымских татар на первом Курултае в ноябре 1917 года. В 1920 году, во время оккупации Крыма армией Врангеля, флаг крымских татар уже становится национальным символом.

    3. Голубой цвет флага означает чистоту, свободу и честность.


    Голубое полотно и золотая тамга были выбраны не случайно. Небесно-голубой цвет у тюркских народов - это синоним чистоты и свободы, честности и верности, безупречности и силы. Издревле он ассоциировался с бескрайним небом, со степными далями, чистыми реками и озерами. Голубой цвет был одним из символов древнего тюркского верования - тенгрианства, веры в единого бога Тенгри. Само слово «кок» (голубой) в крымскотатарском языке является корнем многих других слов, связанных с такими понятиями, как жизнь, счастье и обновление. Одноцветие голубого фона связывают с желанием единства народа, мира и благополучия. Именно эти мотивы и были отражены при выборе основного цвета национального флага крымских татар.

    4. Тамга является символом власти и дословно переводится, как подпись, клеймо, отпечаток, печать.

    Ученые утверждают, что именно от слова тамга прозошло слово таможня.


    Если голубое полотно национального флага было принято только в 1917 году, то тарах-тамга или, как ее еще называют, трезубец имеет более древнюю историю. Тарах (гребень) был отличительным символом власти Крымского ханства. Эмблема представляла собой Т-образную фигуру, повторяющую один из вариантов символа рода Гираев, являющегося основателем государства - Крымского ханства.

    5. Тамга в Крыму была у каждого знатного рода.


    В средневековье у тюркских народов был широко распространен родовой знак - тамга. Каждое поколение имело свою собственную тамгу. Как правило, потомок определенного рода, заимствуя тамгу своего предка, добавлял к ней какой-то элемент либо видоизменял ее. Она изображалась на личных вещах и служила для лиц, принадлежащих к тому или иному роду, символом собственности. Ею метили скот, дорогую утварь, фамильные вещи, драгоценности. В качестве прототипов тамги, выступали простейшие геометрические фигуры. Это могли быть круг, квадрат, треугольник, а также сакральные пиктограммы, птицы, животные, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда - буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или другие символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям.

    6. Происхождение тамги имеет несколько версий, одна из них - что это весы, как знак справедливости.


    В Крымском ханстве династический герб Гираев - тарах-тамга - имеет несколько версий своего происхождения. По тюркской версии тамга унаследована Гираями у чингизидов. Согласно этой версии, тризуб означает три рода, которые пошли от трех братьев, имеющих божественное происхождение. Кстати, триединые символы (три золотые лилии в королевской Франции, три золотых льва в Англии времен короля Артура) были присущи многим правящим династиям. По второй, сарматской, версии смысловые значения крымской тамги связаны с гербом Боспорского царства. Современные историки продолжают спорить о значении династической тамги Гираев. Кто-то утверждает, что крымскотатарский тризуб олицетворяет весы, как символ справедливости, некоторые видят в нем орла. Есть и ряд других версий. Остается добавить, что историкам еще предстоят открытия о значении родового знака, имеющего, несомненно, глубокие корни и смыслы.

    7. Внешне похожие украинский тризуб и крымскотатарская тамга имеют разные истории происхождения.


    Украинский тризубец также имеет свою богатую историю, но толкование его никак не связано с крымскотатарской тамгой. Значения этих двух символов, по словам историка Гульнары Абдулаевой, никак не пересекаются, хотя некоторые украинские исследователи утверждают обратное.

    8. Всего в Крымском государстве было порядка 400 различных видов тамги.


    В Крыму тюрколог А.Н.Самойлович впервые описал тамги в 1917 году. Ученый Осман Акчокраклы собрал примерно 400 тамги в различных местах Крыма летом 1925 года. В 1927 году преподаватель персидского языка В.И.Филоненко сделал наброски 150 тамг на трех кладбищах в Кезлеве (сегодня - Евпатория).

    9. Тамгу на деньгах и документах признавали во всем мире.


    Тамга изображалась на всех официальных документах-ярлыках Крымского ханства, на городских воротах, зданиях. Документы с ханской печатью пользовались авторитетом и признанием, как в Крыму, так и в Европе, Азии, на Ближнем и Среднем Востоке и Кавказе. Монеты с изображением тамги начал печатать первый крымский хан Хаджи Гирай и продолжили его сыновья Нур-Девлет, Менгли Гирай, Саадет Гирай, Сагиб Гирай, Девлет Гирай и остальные.

    10. День крымскотатарского флага был учрежден в 2010 году.


    С инициативой празднования Дня крымскотатарского флага выступили молодежные организации Крыма. Меджлис крымскотатарского народа принял решение об учреждении такого праздника в 2010 году. Его цель - объединение народа и популяризация крымскотатарской символики.

    Словарь Укринформа

    Кок - голубой
    Кок-мавы - небесно-голубой
    Сары - желтый
    Байрак - флаг
    Миллет - народ
    Тамга - печать, знак, отпечаток
    Хан - правитель