Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович
Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
§ 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры: Там, в горах , повалил снег (Т. Толст.); Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном , на природе (Леон.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть (Ч.); Через часа три или четыре, поближе к сумеркам , в стороне от дороги в поле как из-под земли выросли две фигуры (Б. Паст.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); Так, в беспорядке и среди постоянных загадок , прошла жизнь Юры, часто на руках у чужих (Б. Паст.); Темнело быстро, по-осеннему (Пауст.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.); Ответ пришел скоро, через два с половиной часа (Акун.).
Примечание. Уточняющий смысл члена предложения может возникнуть в условиях контекста, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временно?е значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временно?е значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения знаками не требуют, ср.: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал …
Уточняющими могут быть определения (обычно уточнения касаются размера, цвета, возраста) и приложения: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Катер шел, всё время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.); Степанида жила в большом, на две семьи , доме вдвоем с племянницей Галькой (Расп.); Молодой человек, лет под тридцать , сидел на скамейке и читал газету (газ.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.). (См. также § 59, 61.)
§ 80. Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире : Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах - без пьедесталов - в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (В. Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточнение в нерасчлененном односоставном предложении.
§ 81. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов - см. § 91 - или в сочетании с а употребляются в значении союза, вводящего уточнение). Запятая ставится только перед этими словами, которые не отделяются от уточняющего члена предложения. Ср.: Приду вечером, точнее в девять часов - вводное слово при уточнении; Приеду осенью, а точнее в октябре - союзное сочетание; Он переутомился, а вернее болен ; Отчет о том, каких высот, а точнее глубин удалось добиться в познании природы… (газ.).
§ 82. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми . В отличие от уточняющих членов предложения, которые по своему значению неравнозначны уточняемым членам (они сужают уточняемое понятие), пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому. Они являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения обычно имеют указание на их пояснительный характер, т. е. сопровождаются специальными союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть»: Но в это время, то есть на рассвете субботы , не спал целый этаж в одном из московских учреждений (Булг.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); Недалеко от вас, а именно в деревне Пестрове , происходят прискорбные факты (Ч); Дом наш в Печатниковом расселили десять лет тому назад, а именно в шестьдесят восьмом году (Улиц.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.).
Примечание. Слово именно может выступать и в качестве частицы: Именно его я жду сегодня (выражение идентификации); Он вечный друг - именно так! (выражение уверенного подтверждения).
При наличии слов, обязательно требующих раскрытия (пояснения) значения, ставится тире: Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Т.); Цель, поставленная перед отрядом, была одна - до рассвета дойти до леса; Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой (Расп.). В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз (можно вставить а именно ). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях с достаточно определенными по значению словами, но нуждающимися в пояснении с точки зрения пишущего: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная - до рассвета дойти до леса; Погода-то самая подходящая - пурга (П. Нил.).
Примечание. В подобных случаях при более подчеркнутом пояснении может употребляться и двоеточие : Все они [письма] о главном: перестройке в нашей жизни (газ.); Настроение одно: скорее добраться до дома (газ.).
§ 83. Пояснительные согласованные определения не выделяются, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой . Пояснение возникает при особых по значению определениях - они имеют общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Бар.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.) (см. § 41).
Однако при отсутствии непосредственного контакта между такими определениями поясняющее определение обособляется: Другое ложе, пустое , находилось с другой стороны стола (Булг.).
Пояснительный характер второго определения может быть обнаружен и при сочетании контекстуальных синонимов: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами (Пауст.) - высокий берег не может быть пологим (высокий, т. е. крутой).
Пояснение может возникнуть и в случае, когда первое определение достаточно конкретно (например, выражено числительным), а второе определение поясняет его иными словами: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) - т. е. тридцатая, оказавшаяся последней.
§ 84. Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.: Было очень тепло, даже жарко (Чак.); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов… (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого - тайны или предчувствия ее - и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Словари, в частности толковые , должны широко использоваться в учебном процессе; В выходные можно отдохнуть, например поехать за город ; Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч.); Студенты вузов, да и многие школьники , приняли участие в Олимпиаде (о словах в частности, например см. также § 93).
Возможно выделение присоединительных членов и при помощи тире , особенно в конечной позиции: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день - и тоже с рекой (Расп.).
Примечание. Перед сочетанием да и запятая не ставится: а) если оно имеет соединительное значение: Поехал в город да и не вернулся ; Думал, думал да и надумал ; б) в выражении нет-нет да и при указании на нерегулярность действия: Нет-нет да и послышится голос кукушки ; в) если включается в сочетание глаголов типа Взял да и приехал со значением неожиданности.
§ 85. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных вводящих слов и выступающие в качестве разъясняющих добавочных сообщений, отделяются знаком тире . Они стоят в конце предложения: Старуха приняла кончину шарика как судьбу - не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут - до следующего раза (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы - просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова (Шукш.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу - к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).
Примечание. При отсутствии значения добавочного сообщения такие члены предложения не требуют выделения. Ср.: Он даже не умывался, а шел сразу во двор колоть дрова ; Лестницы тоже исчезнут до следующего раза .
§ 86. При расчленении предложения (при парцелляции) для усиления их значения присоединительные члены предложения могут отделяться точкой (см. § 9, 32, 66). Ср.: Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу. К докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой ; Хоть и сказал Кузьма тетке Наталье, что Мария плачет, она больше не плакала. Молчала (Расп.); Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона (Шукш.); В этих книгах ключ ко всему. Ко всей жизни (Н. Ил.); Трое, пришедшие к ней в тот вечер, вели долгий разговор о политике. О науке. О ведомственных дотациях (Мак.).
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичРАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 1. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие
Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара ИвановнаРАЗДЕЛ 7 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич7.13. Знаки препинания в конце предложения Знаки препинания – это графические знаки, которые ставятся на письме между словами и словосочетаниями, служащие для обозначения смысловой законченности отдельных отрезков текста, а также для интонационного и синтаксического
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичXX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин). Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,
Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир ВладимировичXX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,
Из книги автораЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка
Из книги автораЗнаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак. При восклицательной
Из книги автораЗнаки препинания в начале предложения § 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится многоточие:Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка,
Из книги автораЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Из книги автораЗнаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов § 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел
Из книги автораЗнаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами § 33. Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие: Рыбак-подледник бывает разный: рыбак-пенсионер, рыбак - рабочий и служащий,
Из книги автораЗнаки препинания при повторяющихся членах предложения § 44. Между повторяющимися членами предложения ставится занятая. Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин… (П.); Плыли, плыли в синей смутной глубине
Из книги автораЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ
Из книги авторапри уточняющих членах предложения запятыепри уточняющих обстоятельствах § 79при уточняющих определениях § 79, § 59при уточняющих приложениях § 79, § 61при уточняющих членах предложения со словами вернее, точнее, иначе § 81тирепри уточняющих членах для особого выделения
Из книги авторапри пояснительных членах предложения запятыепри членах предложения с союзами то есть, а именно, или (в значении «то есть») § 82тирепри членах предложения со словами, требующими раскрытия (пояснения) значения § 82запятая не ставитсяпосле согласованных определений,
Из книги авторапри присоединительных членах предложения запятыепри членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и вообще, тоже, и тоже и др. § 84запятая не ставитсяперед сочетанием
Упражнение 388. Перепишите отрывки. При списывании тек-
ста ставьте порядковые номера около поставленного знака и
после текста кратко объясните, почему поставили тот или дру-
гой знак.
жена старосты, (4) Мавра, ^5) женщина здоровая и не-
глупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни
железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома,
(9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам.
1-2 - запятыми выделено вводное слово, указыва-
ющее на отношения между мыслями;
3 - запятой отделено главное предложение от при-
даточного;
4-5 - выделено одиночное приложение;
5-6 - выделено распространенное приложение;
7-8 - отделены однородные члены предложения
(однородные дополнения, однородные сказуемые);
9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство
10 - обособленное обстоятельство - деепричаст-
ный оборот.
Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной
нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы
рассучивали тесто и делали крендели смачивая их на-
шим потом и мы ненавидели нашу работу острой нена-
вистью мы никогда не ели того что выходило из-под
наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя
за длинным столом друг против друга девять против девя-
ти мы в продолжение длинных часов механически дви-
гали руками и пальцами и так привыкли к своей работе
что иногда уже и не следили за движениями своими. И
мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из
нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о
чем было говорить мы к этому привыкли и все время
молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать
человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко
в чем может быть виновен человек если он полумертв
если он как истукан если все чувства его подавлены тя-
жестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь
для тех которые все уже сказали и нечего им больше
говорить для людей же которые не начинали своих ре-
чей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели
и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-
нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запе-
вал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-
ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на
душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча
слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет
под тяжелым потолком подвала как маленький огонь
костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо
висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу
плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу не-
становится сильнее громче и точно раздвигает сырые
тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...
(М. Горький)
Предисловие 5
ОРФОГРАФИЯ
Правописание гласных в корне 7
§ 1. Проверяемые безударные гласные 7
§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9
§ 3. Чередующиеся гласные 9
§ 4. Гласные о-е после щипящих в корне 18
§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20
§ 6. Букваэ 20
Правописание согласных в корне 22
§ 7. Звонкие и глухие согласные 22
§ 8. Двойные согласные 23
§ 9. Непроизносимые согласные 26
Употребление прописных букв 27
§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27
Буквы ъ и ь 33
§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33
§ 12. Буква ь как знак мягкости 33
§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34
Правописание приставок 37
§ 14. Гласные ыи «после приставок 37
§ 15. Приставки на зи приставка с- 37
§ 16. Приставки пре- и при- 40
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43
§ 17. Гласные ои е после шипящих 43
§ 18. Гласные после ц 46
Правописание имен существительных 49
§ 19. Окончания имен существительных 49
§ 20. Суффиксы имен существительных 53
Правописание имен прилагательных 62
§ 21. Окончания имен прилагательных 62
§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64
Правописание сложных слов 74
§ 23. Соединительные гласные о и е 74
§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75
§ 25. Правописание сложных существительных 77
§ 26. Правописание сложных прилагательных 80
Правописание имен числительных 88
§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88
Правописание местоимений, 91
§ 28. Отрицательные местоимения 91
§ 29. Неопределенные местоимения 94
Правописание глаголов 97
§ 30. Личные окончания глаголов 97
§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100
§ 32. Суффиксы глаголов 103
Правописание причастий 109
§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109
§ 34. Правописание пни нв причастиях и в отглагольных прилагательных 114
Правописание наречий 125
§ 35. Гласные на конце наречий 125
§ 36. Наречия на шипящую 127
§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127
§ 38. Слитное написание наречий 129
§ 39. Дефисное написание наречий 137
§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139
Правописание предлогов и союзов 150
§ 41. Предлоги 150
§ 42. Союзы 152
Правописание частиц 157
§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157
§ 44. Частицы не и mi 159
Правописание междометий и звукоподражательных слов 184
§ 45. Дефис в сложных междометиях 187
Повторительные упражнения по орфографии 185
ПУНКТУАЦИЯ
Простое предложение
Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193
§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193
Тире между членами предложения 194
§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194
§ 48. Тире в неполном предложении 199
§ 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, времетшх, количественных 198
Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200
§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200
§ 51. Однородные и неоднородные определения 200
§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203
§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205
§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207
§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208
§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217
§ 57. Обособленные определения 217
§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223
§ 59. Обособленные обстоятельства 231
§ 60. Обособленные дополнения 238
§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247
§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247
§ 63. Обращение 258
§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262
Сложное предложение
§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265
§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272
§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284
§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294
Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304
Прямая речь
§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312
§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору
словаря или употребляемых в ироническом значении 314
Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318
ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА
Лексико-фразеологические упражнения 327
§ 71. Многозначность слова 327
§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331
§ 73. Значение слов и выражений 341
§ 74. Употребление иноязычных слов 345
Грамматикр-стилистические упражнения 346
§ 75, Употребление форм имен существительных 346
§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348
§ 77. Употребление форм имен числительных 348
§ 78. Употребление местоимений 349
§ 79. Употребление форм глагола 349
§ 80. Строй простого предложения 350
§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352
§ 82. Согласование определений и приложений 353
§ 83. Некоторые случаи управления А 355
§ 84. Предложения с однородными членами 357
Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.
Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая.
Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда!
И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях.
В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"?
Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.В сложном предложении отсутствуют союзы.
Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).
Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.
Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.
Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.
Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.
Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.
В русском языке выполняют несколько функций. Они заменяют интонационные паузы и выделение ключевых слов, понижение/повышение голоса, характерные для В зависимости от назначения их можно разделить на несколько групп.
Знаки на конце предложения
Все пунктуационные знаки имеют свое определенное значение. Так, в конце предложения ставятся либо точка, либо многоточие, и восклицательный.
- Точка нужна, если высказывание содержит какое-либо сообщение и носит повествовательный характер: "Сегодня целый день, с утра и до позднего вечера, шёл крупный снег".
- Многоточие указывает на то, что мысль, высказанная в предложении, не закончена и требует продолжения: "Скажите, пожалуйста, вы не могли бы…".
- Вопросительные пунктуационные знаки ставятся, если предложения содержат вопрос: "Где вы до сих пор бегаете?".
- Восклицательный - когда в высказывании содержится побуждение к чему-либо или эмоциональная насыщенность: "Саня, как я рад тебя видеть! Иди сюда!".
Знаки внутри предложения
Внутри предложения используются свои пунктуационные запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, скобки. Кроме того, есть ещё и кавычки, которые могут открывать и закрывать самостоятельного высказывание, а также находится внутри уже созданного. Запятую ставим в следующих случаях:
- При однородных членах предложения, отделяя их друг от друга: "Снежинки над землёй кружатся мягко, плавно, размеренно".
- Когда она служит границей простых предложений в составе сложного: "Гром грянул, и дождь хлынул сплошной стеной".
- Пунктуационные знаки при обособлении причастных и деепричастных оборотов: "Улыбаясь, мальчик всё говорил и говорил без остановки. Собеседники его, смеявшиеся от души, были пареньком весьма довольны".
- Если в предложении есть вводные слова или "По-моему, погода вскоре должна восстановиться".
- При союзах "но, а, да и" и других этот пунктуационный знак препинания обязателен: "Сначала я решил отправиться на прогулку, но затем передумал".
Перечень пунктограмм, конечно, далеко не полный. Для его уточнения следует обращаться к учебникам синтаксиса.
Двоеточие проставляется по определённым правилам:
- Оно употребляется при обобщающих словах: "Везде: по комнатам, в коридоре, даже в отдалённых уголках кладовки и кухни - сияли разноцветные огоньки гирлянд".
- В двоеточие ставится при пояснительных отношениях внутри его частей: "Мой друг не ошибся с прогнозами: на западе медленно, но верно собирались тяжёлые, низкие тучи".
- При прямой речи также нельзя забывать об этом знаке препинания: он отделяет слова автора: "Подойдя вплотную, парень угрожающе сдвинул брови и процедил: "Может, выйдем?"".
Точка с запятой пишутся, если предложение сложное, бессоюзное, и между его частями нет тесной связи или внутри каждой части есть свои знаки препинания: "Между тем стемнело; в домах тут и там замелькали огоньки, из труб потянулись струйки дыма, запахло готовящейся снедью".
Тире также ставится в бессоюзных предложениях или же если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным при наличии частицы "это" и т.д.: "Весна - это блеск солнца, синева неба, радостное пробуждение природы".
У каждой пунктограммы есть целый ряд нюансов и уточнений, поэтому для грамотного письма обязательно нужно регулярно работать со справочной литературой.