• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    — один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

    Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

    Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

    Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

    Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

    В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

    Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

    Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

    Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

    Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

    Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
    Статуи, поддерживающие потолок

    Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

    Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

    Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

    В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

    Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

    В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

      Понятие о красоте в Древней Греции

      Красота по-гречески. Такое понятие, как прекрасное тело, греки перевели не только в наглядные изображения в виде статуй, картин, рисунков, набросков, но и математические значения

      Что привезти из Греции

      Если вы собираетесь провести свой отпуск в солнечной Греции, то, конечно же, лучше заранее знать, что конкретно можно привезти в качестве сувениров домой. В этой статье мы расскажем вам о самых популярных греческих сувенирах и товарах, которыми вы с удовольствием порадуете себя и своих близких. А еще вы сохраните свои драгоценные нервы, заранее зная, обо всех тонкостях греческих продуктов и сувенирных товаров.

      Достопримечательности римского периода в Салоники, Ротонда

      Ротонда (также известна как церковь Св. Георгия)– массивное круглое здание, которое было первым римским мавзолеем, христианской базиликой, мечетью, а сегодня является музеем. Его интерьер оформлен раннехристианскими мозаиками, а снаружи стоит единственный сохранившийся минарет в городе. Здание было построено по приказу римского императора Галерия в 305 году н. э. Вероятно, она был предназначена, чтобы быть его мавзолеем, но никогда не использовалась в качестве него. Ротонда Галерия в Салоники был преобразована в христианскую церковь в конце 4-го века или в середине 5-го.Дату преобразования мавзолея в церковь трудно определить. В этот период были построены многие величественные церкви города в Салоники, и поэтому логично, что именно в этот период Ротонда была преобразована в базилику. Тем не менее, классический стиль и раннехристианские темы мозаик привели других ученыхк выводу, что Ротонда была переоборудована в церковь, возможно, под патронажем императора Феодосия Первого (379 год н. э.).

      Что такое химера?


    греч. Ἐρέχθειον
    анг. The Erechtheion

    Общая информация

    Эрехтейон является одной из архитектурных доминант Афинского Акрополя – комплекса храмовых зданий, построенных на скалистом холме высотой 156 м. Свое название храм получил от имени царя Эрехтея, который согласно греческой мифологии имел божественное происхождение.

    К началу строительства храма Афины достигли вершины своего величия. Это проявлялось во всех областях от политики до архитектуры. Пик расцвета афинской цивилизации пришелся на времена Перикла, период правления которого историки называют «золотым веком». Именно по его инициативе был построен знаменитый Парфенон (447-438 годы до н. э.).

    Однако к моменту начала строительства Эрехтейона (421-й год до н. э.) многое изменилось. За 8 лет до этого ушел из жизни Перикл. Уже 10 лет велась Пелопонесская война. Через два года после завершения строительства храма (406-й г до н. э.) Афины пали под натиском Спарты . И все же в этих непростых условиях афинским зодчим удалось создать жемчужину мировой архитектуры, которая даже спустя тысячелетия поражает своим величием.

    Схема и описание Храма Эрехтейон

    Необычным асимметричным обликом здание обязано особенностям рельефа в северной части холма. Перепад высот с Запада на Восток составляет 3 метра. Вероятно, для строительства можно было выбрать место и поровнее. Рядом находятся руины Гекатомпедона (храма Афины, или «Старого храма», разрушенного во время Греко-персидских войн). Именно он раньше служил хранилищем культовых реликвий. Однако там строить храм не стали. Более того, сохранившиеся каменные блоки позднее послужили строительным материалом для других построек.

    А для нового храма было выбрано место, наделенное особым смыслом. Именно здесь состоялся спор Афины и Посейдона, которые конкурировали за господство во всей Аттике. Мифический спор двух божеств закончился вполне материальными результатами. В том месте, где Посейдон ударил своим трезубцем, прямо из скалы забил ключ с соленой водой (позднее над источником внутри храма был сооружен колодец). А воткнувшееся в землю копье Афины превратилось в дерево оливы, которое росло у западной стены Эрехтейона и считалось священным.

    Это интересно:
    Одна из легенд рассказывает о том, что, даже будучи сожженным в 480–м году, дерево Афины возродилось.

    Оливковое дерево у Храма Эрехтейон

    Новый храм стал хранилищем культовых реликвий. К наиболее важным из них относились скульптура богини Афины из оливкового дерева, по легенде упавшая с неба, и изваяние Гермеса, который принес в Афины первый царь Кекропс. О нем доподлинно известно, что он был сыном богини Геи и имел вместо ног два змеиных тела. И в эти сведения охотно веришь, ведь в Греции мифы и факты переплелись так тесно, что порой трудно отделить одно от другого.

    Впрочем, среди реликвий Эрехтейона были и предметы вполне земного происхождения, но от этого не менее удивительные. Например, золотой светильник (точнее, лампада) работы скульптора Каллимаха. Огонь в нем горел постоянно, при этом масло в сосуд заливалось всего один раз в год. Каллимах вообще был искусным мастером. Считается, что для этого храма он создал резной мраморный фронтон и 6 кариатид, поддерживающих свод портика на южном фасаде. В настоящее время подлинные скульптуры хранятся в музеях: пять – в музее Акрополя , а одна во времена османского правления была вывезена в Англию и сейчас хранится в Британском музее .

    Кстати, именно Каллимаху другой знаменитый зодчий – Витрувий – приписывает авторство в создании коринфского архитектурного ордера. Но авторы Эрехтейона предпочли обратиться к проверенному веками ионическому стилю.

    Судьба храма сложилась непросто. В 1-м веке нашей эры он сгорел, но затем был вновь построен с небольшими коррективами. В период раннего христианства в нем располагалась церковь, а во времена османского правления – гарем. В 1687 году огромный урон зданию нанесли венецианские войска. Но самые большие разрушения произошли во время войны Греции за независимость (1821-1832), когда здание было почти полностью разрушено взрывом. Восстановительные работы начались сразу же по окончании войны. А современный облик Эрехтейон приобрел в период с 1979 по 1987 год в результате масштабной реставрации.

    Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

    Храм Эрехтейон является частью Афинского Акрополя, который работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 20:00 . Из-за сильной жары (свыше 39°) время работы музея может измениться.

    Последние посетители могут войти в музей за 30 минут до закрытия.

    Музей закрыт в праздничные дни:
    1 января, 25 марта, 1 мая, в пасхальное воскресенье, 25 и 26 декабря.

    Вход в музей платный.

    Стоимость билета составляет - 20€
    Для родителей и учителей, сопровождающих детей начальной школы, музей предоставляет льготы - 10€

    В стоимость билета включено посещение раскопок Акропля, а также двух его склонов: Южный склон Акрополя и Северный склон Акрополя

    В музее нет экскурсионного сопровождения на русском языке, но при покупке билета можно попросить брошюрку на русском языке. Для ознакомления с объектами Акрополя рекомендуем отвести 1,5 часа времени, и лучше всего приходить к открытию, так будет возможность сфотографироваться на фоне достопримечательностей, а не большого скопления людей. Обязательно запаситесь питьевой водой, но если вы не взяли с собой воду, то на территории музея есть питьевые фонтаны. Около входа на территорию Акрополя есть множество кафе, но цены там значительно высокие - лимонад от 4,5€

    Существует также единый билет (special ticket package ), действительный в течение 5 дней для посещения 11 музеев: Афинский Акрополь , Храм Зевса Олимпийского , Ликей Аристотеля , Библиотека Адриана , Археологический музей Керамика , Афинская Агора , Керамик , Археологический музей Афинской Агоры , Северный склон Акрополя , Римская Агора , Южный склон Акрополя .

    Стоимость единого билета составляет 30€ , или 15€ (если вы родитель или учитель, сопровождающий школьника)

    Все могут посетить музей бесплатно в следующие даты
    6 марта (Память Мелины Меркури)
    18 апреля (Международный день памятника)
    18 мая (Международный день музеев)
    В последние выходные сентября (Европейские дни культурного наследия)
    28 октября (Национальный праздник)
    В каждое первое воскресенье месяца в период с 1 ноября по 31 марта

    На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 годах до н.э. и посвящён целой плеяде богов.

    По преданию, храм построен на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Эрехтейон заменил более древний храм, который находился на этом месте, но был разрушен во время Греко-персидской войны. Строительство инициировал Перикл, хотя завершено оно было уже после его смерти. Возможно, архитектором являлся зодчий Мнесикл, но достоверно этот факт не подтверждён.

    Эрехтейон не имеет аналогов в древнегреческой архитектуре. Выполненный в ионическом стиле, он имеет ассиметричную планировку не только из-за неровностей земли, на которой он построен, но и многообразия святилищ соединенных в нем. Храм имел два главных входа - с севера и востока, они были оформлены ионическими портиками. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине, а западная - Посейдону и царю Эрехтею.

    С южной стороны находится знаменитый портик Пандросейон, названый по имени дочери царя Кекропа Пандросы. Архитрав подпирают шесть мраморных статуй девушек (кариатид) – это главная достопримечательность Эрехтейона . Сегодня все они заменены на копии , оригиналы же находятся в музеях. Одна из кариатид хранится в Британском музее, а остальные - в Музее Акрополя.

    Всё сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, но он не сохранился до наших дней. Найденные обломки хранятся в Музее Акрополя.

    В древности в храме бил солёный источник, который по легенде Посейдон высек из скалы своим трезубцем, а в открытом дворике росла священная олива, подаренная городу Афиной. Когда-то в храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по легенде, упала с неба. Статуя была выполнена из священного оливкового дерева. В Эрехтейоне также хранились золотой светильник работы Каллимаха и статуя Гермеса. Здесь же размещались алтари бога ремесел Гефеста и героя Бута.

    Своё название храм получил в честь афинского царя Эрехтея. Его могила находилась под северным портиком. А у западного фасада храма можно и сегодня увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа.

    О внутреннем убранстве храма достоверно почти ничего неизвестно, но можно предположить, что оно впечатляло своим величием.

    Большие изменения храм претерпел в 7 веке, когда его переделали в христианскую церковь. Во времена Османской империи храм использовался как гарем турецкого султана. Первая серьезная реставрация храма была проведена после получения Грецией независимости. Сегодня Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Афинского Акрополя.

    Каждый камень в солнечной Греции может рассказать свою историю неравнодушному слушателю. Мифы, легенды и герои прочно переплелись между собой в этой красивейшей древней стране.

    Столица Греции

    Туристы, посещающие Грецию, не оставляют без внимания ее прекрасную столицу - Афины. Древний город поражает своей тонкой красотой, белоснежными пляжами и памятниками архитектуры, о которых каждый читал в школьные годы.

    Что такое Эрехтейон?

    Этим вопросом часто задаются туристы, а жители города точно знают на него ответ. Храм Эрехтейон представлял собой удивительное слияние нескольких греческих культов. Согласно историческим фактам, греки строили свои храмы и святилища для одной из фигур пантеона богов. Самыми почитаемыми были Афина и Зевс. В их честь отстраивались монументальные храмы, проводились красочные торжества и шествия.

    Древние архитекторы, создавая Акрополь, храм Эрехтейон сделали его главным сокровищем. Даже сейчас он является наиболее сохранившимся из всех, представленных на холме. Его ценность для ученых заключается в том, что храм Эрехтейон не был предназначен для посещения обычными людьми. Право входить туда имели только служители культа, а внутри храма находились три святилища, посвященные Афине, Посейдону и царю Эрехтею.

    Эрехтейон: описание храма

    Объединение нескольких культов само по себе сделало храм уникальным в своем роде. Ни до, ни после эллины не строили подобных монументальных сооружений.

    На месте постройки святилища ранее находился другой храм, до основания разрушенный и сожжённый персами во время греко-персидской войны. По распоряжению великого Перикла на этом месте заложили фундамент нового храмового комплекса. Само строительство началось уже после смерти Перикла и по некоторым данным продолжалось более пятнадцати лет. Архитектором храма принято считать грека Мнесикла. Хотя в этом вопросе историки не могут прийти к единогласному мнению. Архитектору пришлось проявить все свои таланты, чтобы спроектировать и построить это чудо архитектурной мысли.

    Почва, на которой стоит храм Эрехтейон, имеет значительные перепады высоты. Поэтому строение и располагается сразу в нескольких уровнях. Эта гениальная находка Мнесикла идеально вписалась в концепцию храмового комплекса - служение нескольким религиозным культам.

    При строительстве эллины использовали белоснежный пентелейский мрамор и темный камень для отделки фриза. Солнечный свет очень удачно высвечивал удивительную мраморную резьбу, окружающую фасад храма. Архитектор применил абсолютно новые решения и с колоннадой храма. По традиции греков, храмы украшали со всех сторон массивными колоннами. При постройке Эрехтейона от этой традиции отошли. Его с трех сторон окружали красивейшие портики, каждый отличался от другого своим стилем и размерами. Некоторые ученые предполагают, что существовал и четвертый портик. Но доказательств этому археологи так и не нашли.

    Как выглядел храм?

    Сейчас довольно сложно представить, как выглядел храм после сразу после окончания строительства. Хотя авторитетные в научных кругах историки утверждают, что храм Эрехтейон так и не был достроен. Они считают, что в процессе стройки первоначальный план несколько раз меняли и упрощали. Из-за затянувшейся Пелопонесской войны, греки очень торопились закончить затратное строительство и оставили некоторые части святилища в незаконченном виде. Несмотря на эти предположения, наши современники сумели сделать его описание. План храма Эрехтейон воссоздан достаточно подробно.

    Общая площадь храма составляет почти триста квадратных метров. И это без учета обрамляющих святилище портиков! Храм был разделен на три крыла, каждое из которых имело отдельную кровлю и посвящалось своему божеству.

    Восточная часть целиком принадлежала Афине-Палладе, хранительнице древнего города. К ее фасаду примыкали шесть колонн, высота которых составляла около шести с половиной метров. В этой части храма Эрехтейон находилась красивейшая статуя богини, освещающаяся днем и ночью светом золотой лампады. Нужно отметить, что сама представляет немалый интерес для ученых. Ее создатель, Каллимах, изобрел особую конструкцию, которая позволяла доливать масло в светильник всего лишь раз в год. Этого количества хватало ровно на триста шестьдесят пять дней.

    В северное крыло можно было войти через главную дверь храма. Вход обрамляли четыре богато украшенные мраморные колонны.

    Западное крыло обрамляли четыре полуколонны, открывавшие вид на великолепный фасад с фресками. Весь фасад был по периметру украшен мраморной резьбой с изображениями трех аттических божеств. Четыре высоких оконных проема идеально вписывались в пропорции западного крыла и дополняли этот великолепный ансамбль.

    К южной части храма Эрехтейон примыкал отлично сохранившийся до наших дней портик Пандросейон. Назван он был в честь одной из дочерей Кекропса, получеловека-полузмея. Горожане почитали его как основателя Афин. Портик был лишен колонн, его подпирали четыре изящные скульптуры девушек-кариатид. Кариатиды храма Эрехтейон представляли собой новаторский прием в мировой архитектуре. Впервые в истории греки использовали скульптуры для поддержки несущих конструкций. Впоследствии этот прием стали использовать в своих работах зодчие всего мира. Кариатиды до сих пор поражают туристов своим великолепным исполнением: каждая черточка лица и предмет одежды вырезан из белого мрамора с величайшим мастерством и достоверностью.

    Сейчас на Акрополе находятся точные копии этих скульптур. Оригиналы можно увидеть в акропольском музее. Там же находятся обломки барельефов с фасада храма Эрехтейон. Одна из кариатид была тайком вывезена английским лордом к себе на родину и сейчас выставлена в экспозиции Британского музея.

    Во всех частях храма находились святилища. Основные из них были посвящены Афине, Посейдону и Эрехтею. На территории Эрехтейона хранились военные трофеи и реликвии, строго почитаемые афинянами.

    Легенды и мифы древнего святилища

    Чем же был на самом деле знаменитый храм Эрехтейон в Афинах? История заботливо представила тесно переплетенные между собой легенды.

    Согласно одной из них, храм возвели на месте спора между Афиной и Посейдоном. Два божества спорили о том, кто будет покровительствовать прекрасному городу. Долгое время им не удавалось разрешить этот вопрос. Горожане предложили строптивым богам сделать городу подарок. Тот, чей дар станет самым полезным, будет признан покровителем города. Посейдон ударом трезубца расколол холм, и обрушил поток морской воды на город. Афина, в свою очередь, вырастила оливковое дерево, ставшее впоследствии символом Греции. Первенство горожане отдали богине мудрости, а в честь этого спора возвели храм Эрехтейон. Эллины до сих пор показывают туристам одну из стен сооружения, на которой остался глубокий след от трезубца бога морей.

    Царь Эрехтей занимает особое место в греческой истории. Под его властной рукой Афины достигли высочайшего процветания, а культ богини приобрел небывалое влияние на территории Греции. После смерти легендарного Эрехтея похоронили на территории храма и создали святилище.

    Считалось, что внутри храма Эрехтейон расположена пещера, где жил змей богини Афины. Жрицы культа всегда следили за настроением этого змея. Если он отказывался от принесенной пищи, то городу сулили серьезные неприятности. По некоторым греческим мифам змей являлся воплощением легендарного царя.

    Внутри храма сохранился колодец с соленой водой. Греки рассказывают, что именно эта вода вылилась из скалы во время спора Посейдона и Афины. Этот колодец особо охранялся и почитался служителями культа Посейдона. Считалось, что пока вода в колодце не иссякла, Афины будут получать покровительство не только своей богини, но и противоречивого Посейдона. Все это, конечно, забавные легенды. Но ученые до сих пор не могут объяснить происхождение соленой морской воды на высоком холме Акрополя. Она подвергалась различным исследованиям и лабораторным анализам. Доказано, что это действительно морская вода, которая никак не могла оказаться в колодце. Причем уровень воды фактически всегда остается одинаковым.

    Разрушение храма Эрехтейон

    Упадок эллинской цивилизации практически уничтожил этот удивительный памятник архитектуры. До семнадцатого века он подвергался лишь небольшим разрушениям, но варварские действия венецианцев изменили его облик до неузнаваемости.

    Долгие годы в храме справляли обряды христианские священники, а пришедшие позже турки сделали из него гарем для жен султана.

    Несмотря на это, археологи сумели найти при раскопках достаточно много ценнейших артефактов, которые сейчас выставляются на обозрение туристов в музее Акрополя.

    Греция подарила миру величайшие памятники архитектуры, увидеть которые стремятся туристы со всего мира. Прекраснейшим наследием Греции признан Акрополь, храм Эрехтейон стал редчайшей жемчужиной, которая служит лучшим украшением этого памятника цивилизации эллинов.




    .
    .









    Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на афинском Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
    1.


    На этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном за право покровительства над Афинами. Посейдон подарил афинянам источник с водой, а Афина оливу. Афиняне посчитали подарок Афины более ценным подарком и выбрали Афину. Храм назван в честь одного из первых царей Афин - Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.
    2.

    Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон? Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина отдала младенца, закрытого в ларце, трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма.Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.
    3.

    Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады. Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.
    4.

    Эрехтейон был также задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Однако из-за пелопонесской войны строительство началось лишь только в 421 г. до н.э. после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось в 406 г. до н.э. архитектором Филоклом. Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона.
    5.

    Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность. Храм стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров.
    6.Стена сложена из светлых тёмных блоков. Как утверждал наш экскурсовод тёмные блоки остатки храма. А светлые, новые, чтобы достроить стену.

    В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм. Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.
    7.

    Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в 7 веке, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Восточная галерея храма была украшена шестью ионическими колонными и вела в ту часть храма, которая была посвящена Афине. Над трехступенчатым ионическим архитравом был расположен фриз из элевсинского мрамора, на котором располагались рельефы из белого мрамора. К сожалению, те фрагменты, которые сохранились, не в состоянии помочь восстановить общую картину, которую они представляли.
    8.

    9. Интересно. Как в таком небольшом помещении мог размещаться целый гарем?

    В мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Афиняне верили, что статуя эта была высечена не человеческой, а божественной рукой одного из олимпийских богов, чтобы почтить город Кекропа. Во время Панафинейских торжеств эту статую одевали в пеплос - мантию, которая была выткана молодыми жрицами, служительницами храма. Перед статуей богини горела негасимая золотая лампа, чей дым подымался высоко в небо через пальмовый ствол.
    10.

    11.

    Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвященной Посейдону и Эрехтею. Этот участок храма был ниже на три метра, чем часть храма, посвященная Афине, и разделялся на две части.
    12.

    В восточной части поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, ведший к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.
    13.

    Западная часть храма называлась “предустьем” и отождествлялась с Эрехтеевым морем, или ключом воды, который выбил Посейдон во время спора с Афиной.
    14.

    Северный портик храма состоял из четырех колонн на фасаде и двух торцовых колонн, и украшался лепниной. На его перекрытии имелось отверстие, которое никогда не было заделано, потому что люди верили, что его пробил сам Зевс ударом своей молнии. В полу также было отверстие, к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу.
    15.

    В византийское время в Эрехтейоне был устроен христианский храм во имя Богоматери.
    16. Восстановление не прекращается.

    После захвата города турками Эрехтейон был превращен в гарем турецкого правителя Афин. Вплоть до XVII века постройка находилась в более-менее приличном состоянии.
    17.

    В 1687 году венецианские войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону огромный ущерб.В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевез одну из кариатид Эрехтейона в Британию. В настоящее время она, вместе с фризом из коллекции лорда Элджина, находится в Британском музее. Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боев греков за независимость. После восстановления греческой независимости упавшие фрагменты были поставлены на место, но здание всё равно представляет собой лишь развалины. Лучше всего сохранился портик Пандросы с северной стороны.