• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ВОПРОС 7

    Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
    Отличительные черты идеологии Возрождения:
    1. антифеодальная направленность
    2. светский характер (против церкви)
    3. гуманистическое мировоззрение
    4. обращение к культурному наследию античности.
    Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
    Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм . Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
    Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
    Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе . Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

    Смысл термина "возрождение" связан с тем, что именно в XIV происходит возобновление интереса к искусству, философии. В то же самое время происходит зарождение новой самобытной культуры стран Западной Европы. Философия Средневековья и Эпохи Возрождения сильно отличаются друг от друга в основном за счет уменьшения интереса к христианской культуре.

    Особенности философии Эпохи Возрождения

    Первым и основным отличием нового миропонимания считается изменение отношения к проблеме человека. Он становится центром познания и мышления. Философы той эпохи в равной мере интересовались как материальной природой, так и духовными качествами человека. Особенно ярко это проявилось в изобразительном искусстве. Философы начинают активно пропагандировать идею гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Однако большее внимание они уделяли формированию духовного мира. Этому послужило развитие истории, литературы, изобразительного искусства и риторики.

    Философия Возрождения впервые начинает выдвигать признает ценность человека как личности, с его правом на свободу самовыражения, развития и счастья. Одним из основных принципов этики Возрождения является стремление к благородству, доблести человеческого духа. Философия Возрождения рассматривает человека не только как природное существо, но и как творца самого себя. Параллельно с этим слабеет уверенность в греховности человека. Он больше не нуждается в Боге, поскольку она сам становится творцом. Центром этого течения была Флоренция.

    Для философии Ренессанса также характерно учение - пантеизм. Оно основано на отождествлении Бога с природой. Философы, придерживающиеся этого течения, утверждают, что Бог присутствует во всех объектах. Также отрицается сотворение мира Богом. Философия Возрождения в корне пересматривает понятия и Бога. Согласно учениям Вселенная не была сотворена Богом, но существует постоянно и не может исчезнуть. Бог находится в самой природе, как её деятельное начало. Самым видным представителем этой мысли был Джордано Бруно.

    Натурфилософия также является одним из основных философских течений Эпохи Возрождения. Эта философия занимается решением проблем бесконечности и вечности Вселенной, существования различных миров и самодвижения материи. В это время материю начинают воспринимать как активное творческое начало, полное жизненных сил. При этом внутреннюю способность материи изменяться назвали душой мира. Она находится внутри самой материи и главенствует над всем. В это же время были высказаны новые подходы к движению небесных тел, резко отличающиеся от богословия. Самыми известными представителями этой мысли являются Николай Коперник, Николай Кузанский,

    Такое новое отношение к Богу и критика официальной церкви послужили толчком к осуждению и самого католического вероучения. Философия Возрождения возводит учения и принципы познания античных мыслителей в абсолют. По убеждению новой философии именно наука должна становиться основой религии. Магия и оккультизм начинают считаться высшими формами Философы проявляли большой интерес к античным религиозным учениям.

    Практический выдвинутый философами Ренессанса, является основой современной методологии естественных наук. Разработанное философами того времени представления о неразрывности человека и природы, космоса и Земли были приняты за основу следующими поколениями философов. Также эпоха Возрождения стала толчком к развитию утопического социализма. Идеи, высказанные гуманистами, оказали масштабное влияние не только на культуру, но и на всё общественное сознание.

    (или Ренессанс) - период в истории западной культуры в эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические рамки Возрождения - XIV-XVI вв. Во всех странах Возрождение было связано с освобождением человеческого разума от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности. Это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений.

    Идейными источниками философии этого периода считается античная философия, раннехристианские учения, средневековые ереси, отчасти арабские и византийские мыслители. Изобретение телескопа, компаса, книгопечатания, научные открытия (гелеоцентризм Коперника , физика Галилея ) и изобретения времен научной революции (XVI в.) вели к ломке традиционных представлений о мире и способствовали оформлению новых натурфилософских идей. Изучение классической греческой и латинской литературы, философии становится эталоном культурной деятельности.

    Реформация католической церкви (XVI в.) привела к необходимости еще раз пересмотреть вопрос о природе веры и ее соотношении с разумом. Нужно было найти новый способ автономии разума, который бы оставлял бы место для веры. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), обнародовавший 31 октября 1517 г. обращение к ученым и духовенству - «95 тезисов», осудил торговлю индульгенциями. По мнению Лютера, христианин достигает спасения не молитвами служителей церкви и не добрыми делами, а с помощью «истинной веры».

    Доктрина «добрых дел» отрицалась, ведь любое действие может быть чисто внешним поступком. Религиозный подвиг состоит в нравственном очищении каждого христианина верой в Христа . Спасение можно найти только в искренней вере и любви. Лютеранство, таким образом, освобождает церковь от спасения человека, он сам добивается своего спасения. Жан Кальвин (1509-1564 гг.), основавший протестантскую церковь, считал необходимым залогом спасения труд и накопление богатства, порицая щедрость как расточительство, а лень как величайший порок.

    Все эти предпосылки предопределили специфические черты философии эпохи Возрождения:

    1) Пантеизм в качестве господствующего мировоззрения характеризовался отрицанием божественного творения и обожествлением природы (Н. Кузанский , Дж. Бруно , М. Фичино ). Природа трактовалась как одушевленная, гармоничная сила, изначально наделенная идеей первоначал вещей. Бог в философии Возрождения сливается с законом естественной необходимости, он непознаваем, а все наши идеи о нем - проекции конечности человеческого разума.


    2) Гуманизм - мировоззрение, выдвигавшее идеал активного человека как творца земного бытия, способного постичь и обратить во благо все богатство окружающего мира. Целью философии Возрождения было раскрытие гармоничного единства божественного и природного, небесного и земного в человеке.

    3) Антисхоластика , т.е. критика догматизма, преклонения перед авторитетом, в частности, церкви, что очень явно проявилось в Реформации. Философия этого времени противостоит системе схоластического знания.

    4) Эстетический характер антропоцентризма . Гуманисты ставили человеческую индивидуальность, личность в центр мировоззрения. Однако антропоцентризм этого периода отличался, прежде всего, не нравственно-этической, а эстетической направленностью. Особую ценность в гуманистической среде получили такие качества, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отношение к жизни, умения и навыки.

    Доминирование эстетического понимания действительности над моралью привело к крайностям вседозволенности человека, кризису этики. Показательный пример тому - сочинение Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) «Государь», в котором он отстаивает принцип в политике - «главное результат, а не средства его достижения», воля государя определяет закон и мораль. У Боккаччо, Саккети, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощен.

    5) Зарождение идей о справедливом социальном устройстве общества, общество во благо человека. Появляется утопический социализм - учение об идеальном обществе (от греч. u - нет и topos - место, т.е. место, которого нет), основанном на общности имущества, отсутствии частной собственности, обязательном труде и справедливом распределении, ценящем науку и использующем все ее достижения в производстве. Известными социальными утопистами в эпоху Возрождения были Т. Кампанелла («Город Солнца») и Т. Мор («Утопия»).

    1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

    2. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

    3. История философии в кратком изложении. М., 1991.

    4. Кузанский Н. Сочинения. В 2-х томах. М., 1979-1980.

    5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. В 3-х томах. М., 1982.

    6. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. М., 1991.

    7. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М., 1997.

    8. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

    9. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

    10. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

    11. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

    12. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

    1 Общая характеристика эпохи Возрождения

    2 Основные черты философии Возрождения

    2.1 Гуманизм - возвышение человека

    2.2 Антропоцентризм - человек, а не Бог в центре исследования

    2.3 Секуляризация - освобождение от церковного влияния

    2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

    2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

    Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения

    Список использованной литературы

    1 Общая характеристика эпохи Возрождения

    Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество… только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» .

    В итоге эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства.

    В политической области эпоха Возрождения - это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов.

    В естествознании это время великих открытий и изобретений, в частности:

    великие географические открытия, такие как открытие Америки;

    расширение познаний о космосе (установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника);

    развитие знаний об окружающей среде и о живом мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной медицине) .

    Данные революционные изменения в политическом строе, промышленности и естествознании требовали освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и ведущие деятели и мыслители данного времени стремились возродить ценности и идеалы классической древности и античной философии. Отсюда и само название эпохи - Возрождение, когда вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

    Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление.

    Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма .

    2 Основные черты философии Возрождения

    2.1 Гуманизм - возвышение человека

    Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации и он утверждал себя через максимально деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок. То в эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

    Другими словами, средневековый человек считал себя всецело обязанным традициям, даже если вносил существенный вклад в них, а индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе. При этом стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых. Идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид .

    Именно с этим и связано понятие «гуманизм», ведь еще известный римский оратор Цицерон говорил, что гуманизм - это воспитание и образование человека, способствующие его возвышению. Поэтому в совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studiahumanitatis» (гуманитарные дисциплины) .

    Рассматривая «гуманизм», нужно отметить, что именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

    Главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). первоисточник важнейших идей гуманистического мировоззрения - «Божественная комедия» - исходным документом гуманистической мысли ее делает интерес Данте к человеку, ибо «из всех проявлений божественной мудрости человек - величайшее чудо». Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба «благородного человека» отнюдь не предопределена условностью рождения в том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его «животной доли», а на основе неустанного стремления «к доблести и знанию» .

    Однако у Данте тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе, а к жизни вечной человека ведет церковь. Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

    Если Данте - вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения - Франческо Петрарка (1304-1374), которому удалось преодолеть теоцентризм средневековья. Обращаясь к проблемам человечского бытия, Ф. Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое». Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. В результате предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Формируется и новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания», - отмечает Казимо Раймонди. Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая дикость и варварство, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние .

    Еще одним представителем эпохи гуманизма является Лоренцо Валла (1407-1457), чье творчество можно считать подлинным гимном индивидуализму. В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину… Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная .

    В качестве резюме можно сказать, что философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного.

    2.2 Антропоцентризм - человек, а не Бог в центре исследования

    Другой важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог а человек Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все .

    Чем же возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового?

    PAGE_BREAK--

    Один из гуманистов XV века в его знаменитой «Речи о достоинстве человека» писал: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».

    Таким образом, человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

    Поскольку человеку не нужна теперь милость бога, он сам теперь - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Поэтому в эпоху Возрождения возник культ красоты, и живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение .

    Таким образом, теперь не Бог, а человек поставлен в центре внимания.

    2.3 Секуляризация - освобождение от церковного влияния

    Процесс секуляризации - освобождение от религии и церковных институтов - проходил во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

    Такому процессу способствовал крупнейший кризис римско-католической церкви. Так апогеем ее нравственного упадка и, предметом особого возмущения стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок. Это вызвало бурное негодование во многих слоях населения .

    2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

    В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона.

    Оживлению платонизма в Италии способствовала деятельность Георгия Плифона (1360-1452), который в своем труде «Законы» делает попытку преодолеть разрыв божественного и природного, ищет обоснование идеи вечности и несотворенности мира, сохраняя Бога, как первопричину. То есть мир - это не результат отчуждения Бога, а открытый познанию сам образ Бога, т.е. мир - это и есть Бог .

    Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский (1401-1464), пытаясь решить проблему соотношения мира и Бога не в теологическом прочтении, а в философском исследовании.

    Можно отметить следующие его выводы:

    Учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм, важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальную приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

    В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит:
    «… Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

    Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о Мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования .

    Тесным образом с пантеистической онтологией и космологией связано у Кузанского и его учение о человеке. Соотношение «свернутого» в Боге максимума и «развернутой» в космосе бесконечности отражается в «малом мире» человеческой природы (космос отражается в микрокосмосе). Как космос в свернутом виде содержится в Боге, так и абсолютная природа Христа есть свернутое состояние человеческой природы.

    Уподобление человека Богу осуществляется на путях познания мира. Причем возможность познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Кузакский по сути закладывает основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия .

    Затрагивает Кузанский и проблему средневековья о соотношении веры и разума. Не уточняя приоритеты, мыслитель отмечает, что вера есть путь постижения Бога в его «свернутом» состоянии, познание «развернутого» мира (Бога) - есть дело разума. И эту деятельность разума нельзя заменить, верой. Путь разума не следует смешивать с путем веры, и наоборот .

    Если Н. Кузанский через призму платонизма в основном рассматривает проблемы онтологии и гносеологии, то Марсилио Фичино (1433-1499) больше внимания уделяет социально-этической проблематике, в центре которой стоит человек. Усилиями Фичино была создана Флорентийская платоновская академия - гуманистическийкружок Труды, созданные единомышленниками, стали чем-то вроде официальной философии, или государственной политики города, или даже религии. Название кружка заимствовано у реально существовавшей в Древней Греции философской школы под руководством Платона, в которой разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Собрания проходили в роще, в которой, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, поэтому роща, а впоследствии и школа, получили название «Академия».

    Это было вольное содружество единомышленников, влюбленных в Платона и собиравшихся для ученых бесед о нем - платоническая семья, как называли ее сами члены академии. Сюда входили представители самых различных профессий и сословий: медик и священнослужитель Марсилио Фичино, граф и философ Пико делла Мирандола, поэт Луиджи Пульчи, профессор латинского и греческого красноречия Анджело Полициано, оратор и ученый-дантовед Кристофоро Ландино, государственные мужи Лоренцо и Джулиано Медичи и многие другие.

    В Платоновской академии как нигде процветал Дух Возрождения: это было сообщество безнадежных мечтателей и романтиков, влюбленных в философию и друг в друга, веривших в высокие идеалы и не забывавших о земных радостях. Все они хотели сделать этот мир лучше. «Они узнают друг друга по тем трем ясным знакам - возвышенная душа, религия и духовное красноречие, - которые отличают истинного платоника; и они считают себя божественными, потому что они знают недостатки мира сего и потому что им дано воображать иной, лучший мир».

    Однако члены академии не создали сколько-нибудь законченной философской системы и даже не стремились ее создать. Воззрения их различны, но все они направлены на прославление Человека и на утверждение его высокой роли в мире. Именно поэтому учения флорентийских неоплатоников часто называют «возрожденческим гуманизмом» .

    Пантеизм и гуманистический антропоцентризм обеспечили устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя в этом мире, что и осуществляли естествознатели. Имя пионера современного естествознателя по праву заслужил Леонародо да Винчи (1452-1519). Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего. Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они не стали достоянием современников - он работал для будущих поколений.

    Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Обращение к опыту, как источнику познания, явилось следствием повседневной практики естествоиспытателя. Он полагает, что неапробированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки.

    Следовательно, так как теология не имеет опоры в опыте, она не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной - не может быть науки и там, где опыт подменяют спор и крики, где бал правят эмоции.

    Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонении перед авторитетами - не подражать нужно, а работать, искать .

    Однако мы не найдем у Леонардо какой-то разработанной методики экспериментирования. Он скорее ориентировался на стихийное экспериментирование, осуществлявшееся во многих итальянских художественных мастерских, которое, совершенствуя, практиковал сам. Но методологическая проницательность ученого привела к четкому уяснению того, что такого рода экспериментирование само по себе еще далеко недостаточный путь достижения достоверной истинности, ибо «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Отсюда необходимость теории для его осмысления, резюмируемая в широко известных его словах: «Наука - полководец, и практика - солдаты».

    В результате таких экспериментов трудно обозреть круг изобретений и проектов Леонардо да Винчи - в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по достоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях .

    Продолжение
    --PAGE_BREAK--

    Нужно отметить также, что интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи и по проблемам космологии. Его мысль, что не Земля, а, скорее, Солнце выступает центром нашей вселенной, предвосхищала гелиоцентризм и подрывала теоцентризм схоластики с его геоцентрической концепцией. Солнце Леонардо - это возведенная в символ физическая реальность, источник тепла и жизни природы, тела и души; условие и основание гармонии мира. Душа неразрывно связана с телом - она формирует тело, выступает творческим, деятельным началом. И все находится в состоянии гармонии. Но мысль о гармонии мира вовсе не безоблачная, - она несет на себе печать мрачности и даже трагизма мыслейо ничтожестве человеческих помыслов и поступков, когда «некоторые люди должны называться не иначе, как проходами для пищи..., потому что ничего хорошего ими не совершается, а потому ничего от них и не останется, кроме полных нужников!» .

    В результате возвышения опыта эпоху Возрождения именуют эпохой «великих открытий»:

    Решающую роль в пересмотре представлений о мире сыграла опубликованная в 1543 году работа Н.Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер». Главная идея этого великого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит в положениях о том, что Земля, во-первых, отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, обращается, вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно звезд. При этом Коперник воспринимал свою астрономическую доктрину как философскую. Надо полагать, прежде всего потому, что первоначальную, наиболее общую инспирацию к своему открытию он получил, прямо познакомившись с идеями древнегреческих пифагорейцев .

    Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Но он не спешил сделать ее достоянием гласности, ибо опасался преследований со стороны церкви. Ведь новая космология требовала пересмотра не только Птолемеевой астрономии, но и ортодоксального толкования католической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на «тленную» земную субстанцию и вечную небесную субстанцию. Упразднялось теологическое противопоставление земли и неба - земля не центр и не претендует на противостояние, а она образует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Опасение Коперника оправдалось - в 1616 г. его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Святому писанию и прямо еретическое».

    Учение Коперника развивает Иоганн Кеплер (1571-1630), чьи научные идеи стали непосредственной предпосылкой развития науки и философии Нового времени. Предвосхищая открытие закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение о том, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам; что движение планет вокруг Солнца неравномерно и что время обращения планет зависит от их расстояния до Солнца. Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в своем развитии естествознание и философия, с которой пришлось считаться и религии. Его открытия создали предпосылку для реабилитации учения Коперника.

    Еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы сознания общества, как специфического вида освоения мира сделал Галилео Галилей (1564-1642). Занимаясь вопросами математики и механики, он сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз. Благодаря телескопу небо предстало совершенно в новом виде .

    Новые воззрения в своих сочинениях развивал и Д.ж.Бруно (1548-1600), с чьим именем с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно - тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

    Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи: «Бесконечные миры… все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

    Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж.Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр - его звезда.

    Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. - у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира .

    Таким образом, познание мира опирается на опыт и разум, а не на интуицию. А в результате видения в природе не только божественного творения, но и прежде всего совокупности присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

    2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

    Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна.

    Вопросам нравственности и политики посвящены сочинения Эразма Роттердамского (1469-1536) «Наставление христианского воина», «Воспоминания христианского государя». А «Похвальное слово Глупости» стало книгой века. Эразм видит в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. Человек должен проникнуться любовью к Богу и людям и выполнить по отношению к ним свой долг любви и милосердия. Быть философом и христианином, исповедовать христианство и проповедовать философию Христа - это значит строго следовать естественным правилам нравственности.

    Оптимизм и гражданский пафос Эразма получили свое дальнейшее развитие только во взглядах автора знаменитой «Утопии» Томаса Мора (1478-1535), который противопоставляет этический идеал всеобщности эгоистическому себялюбию, связанному с существованием частной собственности и господством частного интереса. Этический идеал всеобщности Т. Мор обосновывал ссылками на Священное писание: «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим». В своей «Утопии» Т. Мор выводит не только социально-политический, но и нравственный идеал. Люди живут для счастья. А «счастье - в получении удовольствий, честных и благородных, в сохранении хорошего здоровья, в отсутствии страха». Однако мечта о всеобщем единстве народов в очищенном от злоупотреблений христианстве, о наступлении «золотого века» рухнула с наступлением эпохи социальных конфликтов.

    В недрах феодального общества рождались буржуазные общественные отношения, которые требовали создания сильной централизованной государственной власти, свободной от церкви. Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.

    Обоснованию власти единоличной диктатуры посвящается его работа «Государь», где он прописывает портрет «идеального властелина». Основу государства Макиавелли видит только в силе, не связанной ни традициями, ни моральными нормами. Эффективность власти обеспечивается хорошими законами и хорошим войском. Как это ни кажется парадоксальным, но чрезмерная щедрость государя пагубна. Она порождает у подданных презрение к своему правителю.

    Макиавелли освобождал политику от морали, но ведь по тем временам мораль была религиозной, т.е. он освобождал политику от религии. Этические начала христианства, «христианский гуманизм» неосуществимы в политике. Люди отошли от заповедей Христа, потеряли религию и развратились. Христианский гуманизм выродился в утопию. Предпочитая смиренных, а не деятельных людей, христианство развязывает руки мерзавцам. И в этом смысле оно не работает на укрепление государства. Макиавелли ориентируется на государя - реформатора, законодателя, выразителя общенациональных интересов, а не на государя - тирана, узурпатора .

    Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически значимые постулаты.

    1 человеческая природа и качества личности представляют собой фундамент для всего политического поведения;

    2 при рассмотрении политических феноменов следует освободиться от теологических ограничений - отсюда вопрос о морали в политике приобретает у флорентийца совершенно другое звучание;

    3 происходит признание того, что в политической практике существует колоссальный разрыв между декларируемыми целями и действительной волей к их peaлизации;

    4 проблема политических ценностей предстает не как абстрактная категория, а как основание для рассмотрения взаимодействия общества и государства, власти и народа. Таким образом, личность политического лидера рассматривается как субъект политического реформирования, движения к высоким общественным идеалам и целям. Именно поэтому «государь» обязан в совершенстве владеть искусством политической интриги, т.е. стратегией и тактикой выживания в политической борьбе .

    Кроме того социально-политическая мысль эпохи Возрождения нашла свое развитие и в творчестве Жана Бодена (1530-1596). В работе «О государстве» он отстаивает идеал абсолютной монархии. Не народ, а монарх является «источником права и закона». Но сам правитель должен следовать естественным и божественным законам, должен уважать свободу и собственность граждан; должен обеспечивать порядок в стране и гарантировать безопасность граждан.

    Еще одним философом был Мишель Монтень (1533-1592), автор знаменитых «Опытов» - книги о человеке своей эпохи. Хотя в «Опытах» речь идет о природе и Боге, о мире и человеке, о политике и этике, но предмет этой книги один - обостренный интерес к собственному «Я». Если другие создают Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой. «Опыты» воссоздают картину самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет «прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его...». Монтень пытается найти пути совершенствования обыденного сознания.

    Согласно данному мыслителю жизнь человека самоценна, имеет свой смысл и оправдание. И в выработке достойного смысла человек должен прежде всего опираться на самого себя, в себе самом находить опору подлинного нравственного поведения. То есть индивидуализм Монтеня противостоит не обществу, а общественному лицемерию, ибо обществу полезной может быть не всякая личность, а только суверенная личность. Индивидуалистический характер этики М. Монтеня был ответом на общественную потребность зарождающихся буржуазных отношений. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в течение 50 лет после смерти Монтеня «Опыты» переиздавались во Франции 20 раз .

    3 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения

    Продолжение
    --PAGE_BREAK--

    Подводя итоги развития философии эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.

    Основные характерные черты философии Возрождения составляют:

    гуманизм - возвышение человека;

    антропоцентризм - человек, а не Бог в центре исследования;

    секуляризация - освобождение от церковного влияния;

    пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;

    высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.

    Философия эпохи возрождения дала миру множество великих философских и культурных деятелей, среди которых нужно отметить Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Георгия Плифона (1360-1452), Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Леонародо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Д.ж.Бруно (1548-1600), Эразма Роттердамского (1469-1536), Томаса Мора (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), Мишель Монтеня (1533-1592) и других великих людей.

    Таким образом, культура эпохи Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. И самое главное - произошло изменение направления развития мысли от схоластики к реальности, обращение философской мысли к человеку и природе, философии и науке была придана практическая направленность - с этого времени не Бог, а человек привлекает все большее внимание философии и культуры.

    Список использованной литературы

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1998. - 568 с.

    Васильева Л.Н Новый Макиавелли: теория политического реформирования // Социально-гуманитарные знания. - 2009.- №4.- С.64-79.

    Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.

    Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. - 367 с.

    Грядовой Д.И. Философия: структурированный учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

    Иванова А. Флорентийская академия // Исторический журнал. - 2007. - №2. - С.85-91.

    История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия ХV-XIX вв.). М.: ГЛК, 1996. - 557 с.

    Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Спб.: Лань, 2003. - 512 с.

    Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.

    Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 448 с.

    Мареева Е.В. Пьетро Помпонацци: у истоков культурно-исторической методологии // Вопросы философии. - 2006. - С. 146-159.

    Основы философии. Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997.-320 с.

    Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.

    Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.

    Философия. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический Проект, 2003. - 656 с.

    Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

    Философия. Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.-655 с.

    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

    2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

    Гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

    Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

    Политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

    Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

    3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

    Антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

    Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

    Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

    Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

    Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

    Торжество индивидуализма;

    Широкое распространение идеи социального равенства

    Диалектика Кузанского

    Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической(– философское учение, максимально сближающее понятие «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению) философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

    Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества – безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.

    Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения. математически. Главное произведение Кузанского – об ученом незнании.

    Начиная с Кузанского в философию нового времени проникает новая идея – бесконечности. Бог понимается как абсолютный максимум/минимум – актуальная во всех отношениях бесконечность.

    Бог трактуется как бытиё – возможность. Именно отсюда возникает идея предопределения – Бог всё может. Новое прочтение пантеизма. Бог лишается человеческих черт – деантропоморфизация бога . Нет ни отца ни сына ни святого духа, поскольку к ним неприложимо бесконечное бытиё. Именно кузанский заговорил о бесконечности природы и вселенной. В бесконечности все противоположности тождественны. Принцип всеобщей связи в природе и движение как следствие, охватывающее все тела и части природы.

    Говоря о познании, Кузанский выделяет 4 уровня этого познания:

    Чувственное – ощущение, которое даёт смутное представление об окр. мире.

    Рассудок – (выше первого) его свойство – утверждение и отрицание, способность к абстракции. Именно благодаря рассудку у человека есть способность к математике, науке вообще. Мы получаем понятие общего.

    Разум (интеллект) у человека есть способность мыслить бесконечно. Благодаря интеллекту мы можем видеть тождество противоположностей. Бесконечно увеличивающаяся окружность есть прямая.

    Интуиция (мистическая интуиция), с помощью которой человек обладает способностью мыслить, видеть совпадение противоположностей в боге, когда и происходит растворение человеческой души в боге – в процессе мистического экстаза.

    №15. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени

    Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания

    В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т. е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

    Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

    В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: первый – связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй – с гносеологическим осмыслением понятия «субстанция», его необходимости для научного знания.

    Эмпиризм, рационализм

    1. Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

    Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое.

    Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

    Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания

    Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").

    Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

    Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

    Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

    Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

    К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

    2. Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание - сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

    Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

    Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

    Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

    №16. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница

    Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

    Не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

    Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

    Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

    Природа и Бог - едины;

    Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

    Бог внутри Природы;

    Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" - единичные вещи;

    Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции - Природы-Бога;

    Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

    Существует;

    Самостоятельна и независима от кого-либо;

    Имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

    Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

    Бесконечна в пространстве и времени;

    Вечна (несотворима и неуничтожима);

    Неподвижна.

    1. Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ - считается последним видным представителем

    философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

    Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

    Субстанции;

    Познания.

    2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

    Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

    Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

    В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

    Весь мир состоит из огромного количества субстанций,

    имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

    Спинозы), а единую природу;

    Данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");

    Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

    материально-вещественным образованием;

    Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

    По своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

    В силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

    Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").