• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Только всем миром можно победить терроризм. Как бороться с терроризмом?

    Никого не оставили равнодушными руины взорванных домов в Москве, рухнувшие небоскрёбы Всемирного торгового центра, события в театральном центре на Дубровке. К сожалению, этот список можно продолжать долго.

    Для многих эти происшествия стали трагедией. Мы не знаем, где и в какой момент, террористы снова нанесут удар, и какие последствия от этого будут.

    Как победить терроризм?

    Только всем миром. Прежде всего, нужно бороться с причинами возникновения терроризма, ведь зачастую, это реакция общества на несправедливость.

    Понятие "терроризм", появилось ещё во времена французской революции. Оно означало политику устрашения, которая проводилась революционерами против своих врагов. Если конкретнее, то терроризм - это насилие, для достижения политических целей. Намеренное убийство невинных людей, прикрываемое фальшивыми лозунгами о справедливости. Деятельность таких террористических группировок, как незаконные бандформирования в Чечне, может послужить этому примером.

    Эти группировки координируют свои действия, тесно сотрудничая между собой, более тщательно готовятся к своим преступлениям и повышают дисциплину внутри организаций. Поэтому большинство терактов удаётся.

    В настоящий момент все поняли, что в борьбе с терроризмом, необходимо применять самые решительные и жесткие меры. Ведь фактически террористы объявили нам войну.

    Как бороться с терроризмом?

    Силовыми и правовыми мерами, внутренними и внешними.

    1. Силовые меры.

    Большинство стран борется с терроризмом силовыми методами.

    Такие методы малоэффективны, используются более 30 лет, а терактов меньше не стало. Потому, что силовыми мерами борются с проявлениями терроризма, а не с ним самим. Причины возникновения терроризма силовые методы не устраняют.

    2. Правовые меры.

    В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о международном терроризме. Она призывала страны всячески препятствовать терактам.

    В России с терроризмом официально борется ФСБ. Но отряды, которые могут при необходимости вступить в борьбу с террористами, созданы при всех силовых структурах. В Уголовном Кодексе РФ есть статьи, в которых предусматривается наказание за терроризм. Но наказания, за эти преступления очень мягкие. Нужно установить более длительные сроки за такие преступления. Может, тогда потенциальные террористы задумаются.

    3. Внутренние меры.

    Это меры для предупреждения терактов. Они являются наиболее эффективными, потому, что теракт легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Узнать, где произойдёт следующий теракт, практически невозможно. Получить спецслужбам своевременную информацию о новом ударе террористов, достаточно тяжело. У террористов утечка информации происходит очень редко, а с предателями они расправляются жестоко. Хотя в СМИ было написано о том, что ФБР знало о готовящихся 11 сентября событиях, но не успели или не смогли ничего предпринять.

    Теракт на борту российского самолета () привел к гибели 224 человек, а атаки террористов в Париже вызвали закономерную реакцию со стороны властей: во многих странах синхронно заговорили о необходимости усиления антитеррористического законодательства - кроме России. Насколько сильна законодательная база в этой области сегодня, какими мерами разные страны борются с терроризмом и чего ждать в области законодательства после терактов?

    Найти и уничтожить

    После терактов в Париже экс-президент Франции Николя Саркози выдвинул нестандартное предложение. В эфире главного французского телеканала TF-1 он посоветовал надевать на радикальных исламистов специальные электронные браслеты - чтобы контролировать потенциальных преступников и избежать новых терактов. Следует ли "окольцевать" все 11,5 тысячи человек, которые значатся в списке представляющих угрозу безопасности страны, теракты в которой приобрели пугающую регулярность, Саркози не уточнил. Что делать с теми, кто теракт уже совершил, подсказал накануне российский президент Владимир Путин. Он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии, без какого-либо срока давности, и найденных уничтожить - во всяком случае, так передал слова главы государства его пресс-секретарь Дмитрий Песков. И у России, и у Франции, которые были практически синхронно атакованы террористами, существуют и устоявшиеся правовые способы решения связанных с терроризмом вопросов. Какими законодательными методами страны пытаются бороться с терроризмом, насколько быстро можно дойти до тотального контроля за всеми врагами народа и какими будут правовые последствия терактов в России и Европе?

    Россия: в авангарде антитеррористического законотворчества

    "Законодательное обеспечение противодействия терроризму в России достаточно и не требует дополнительных решений со стороны парламента" - об этом заявил на этой неделе Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам , по итогам совместного заседания своего и оборонного комитетов. В противовес ему сегодня в Госдуме подготовили пакет поправок, ужесточающие статьи УК о террористах, их пособниках и приверженцах. Такие преступления депутаты предлагают перевести в категорию тяжких. Наказание за них составит от пяти лет тюрьмы. За последние два десятилетия в России сформировался значительный пакет антитеррористических законов. Практически каждый очередной законопроект был следствием теракта.

    Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" появился в России в 1998 году. Именно в нем были однозначно сформулированы сами понятия террористической деятельности и теракта, а также основы борьбы с терроризмом и координация действия органов власти. В 2001 году взялись и за финансовую сторону вопроса: 7 августа был подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" . А еще через год власти занялись похоронами террористов: 1 ноября 2002 года в закон добавили указание о тайне их захоронения.

    Новый закон "О противодействии терроризму" появился после одного из крупнейших российских терактов - захвата школы в Беслане 1 сентября 2004 года. Жертвами теракта тогда стали 335 человека, ранения получили еще 700 человек. Закон от 6 марта 2006 года и сопровождающий его указ назначили ответственных за борьбу с терроризмом: основным "борцом" на федеральном уровне ожидаемо стала Федеральная служба безопасности. Также в стране появился Национальный антитеррористический комитет (НАК).

    Позже появились и разъяснения по поводу рассмотрения террористических дел в судах. Подписанный 30 декабря 2008 года закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму" разъяснял, что уголовные дела о преступлениях по ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), которые до этого рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, отныне передавались в ведение коллегий из трех судей федерального СОЮ. В октябре 2009 года Россия обзавелась и собственной Концепцией противодействия терроризму , а в 2012 году в свет вышел указ "О порядке установления уровней террористической опасности…", вводящий систему предупреждения о вероятности теракта.

    2 ноября 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" . Он существенно ужесточил антитеррористическое законодательство, предусматривал новые наказания за террористическую деятельность: по его положениям возмещать вред после теракта, в том числе и моральный, должны родственники и близкие террористов "при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества". Эксперты раскритиковали закон из-за его несоответствия международным юридическим принципам, таким как, например, презумпция невиновности, и замещения его принципом коллективной ответственности, а также возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей.

    Последние существенные дополнения в антитеррористическое законодательство появились в 2014 году - после серии терактов в Волгограде, в результате которых погибли 34 и получили ранения более 70 человек. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие "террористический акт". Наказание за совершение теракта и его финансирование увеличили до 15-20 лет тюрьмы. Кроме того, теперь платежи на сумму более 15 тыс. руб. должны были проходить обязательную идентификацию.

    Тогда же появился и небезызвестный "Закон о блогерах" . Согласно закону, информация о пользователях и их активности в Сети должна храниться минимум полгода, и для ее получения правоохранительным органам не требуется разрешение суда. В ноябре 2014 года были также усилены меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. За их изготовление грозит теперь до 12 лет тюрьмы и штраф до 500 тыс. руб. Зимой 2014 года появился и еще один закон, запрещающий руководителям организаций, признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы управления других юрлиц в течение 10 лет.

    О богатой судебной практике по террористическим статьям говорить не приходится: "В реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика "уничтожения" подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово", - говорит Игорь Трунов, председатель президиума коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" .

    Последние изменения в российском антитеррористическом законодательстве порадовали далеко не всех: в СМИ заговорили о полицейском государстве и истерии на почве борьбы с терроризмом. Однако сегодня после крушения в результате теракта самолета с российскими туристами дискуссии подобной тональности едва ли будут поддержаны. Кстати, в самом Египте, откуда и отправлялся самолет, в этом году вступил в силу новый антитеррористический закон. Он предполагает наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения для тех, кого суд - проводимый по ускоренной схеме - признает виновными в организации и руководстве террористической группировкой. Участие в террористической деятельности карается лишением свободы на 10 лет. Журналистам, рассказывающим о нападениях боевиков не с официальной точки зрения, грозит штраф как минимум на 25 тыс. египетских фунтов. Впрочем, как показала практика, действиями закона едва ли можно напугать террористов-смертников.

    Франция: строгость не сработала

    Парижские теракты заставили президента заговорить и о расширении полномочий государства при применении чрезвычайных мер, в том числе ареста и обысков. До сих пор полномочия эти были довольно ограниченны, а режим чрезвычайного положения мог быть введен по закону от 1955 года не более чем на 12 дней. Предполагает режим ЧП и дополнительные полномочия представителей власти: они получают право перекрывать пешеходное и автомобильное движение, закрывать мероприятия и собрания, проводить задержания и обыски и контролировать работу СМИ. Чтобы продлить режим ЧП, депутатам пришлось пересмотреть закон: решение о продлении режима чрезвычайного положения на три месяца было принято 19 ноября Национальным собранием Франции.

    Интересно, что недостатком антитеррористических законов Франция не страдает. Первый из них, существенно ограничивающий свободу прессы, был принят еще в XIX веке, во времена Третьей республики, и должен был помочь борьбе с анархистами. Сегодня магистраты из антитеррористического подразделения Минюста имеют право задержания подозреваемых в "сговоре с террористическими целями" при наличии улик, позволяющих предположить такой сговор. С 1986 года - закон "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм - французское законодательство, контролирующее борьбу с терроризмом, было серьезно ужесточено.

    Сегодня, когда, согласно данным Европола (полицейской службы ЕС), Франция занимает первое место в Европе по числу приверженцев радикального ислама, подобная политика актуальна, как никогда. Ранее же свет увидели целых 14 законов, принятых, как и в России, на злобу дня. Первым толчком к репрессивным мерам стала серия взрывов в парижском метро в 1995 году, устроенная членами Вооруженной исламской группы (восемь человек погибли, около 200 пострадали).

    Закон от 22 июля 1996 года ввел в юридический арсенал понятие "преступного сообщества, связанного с терроризмом", а власти получили право применять упреждающие меры, в частности лишать гражданства. Николя Саркози, который во времена лондонских терактов летом 2005 года, когда террористы-смертники взорвали метро с автобусом и убили 52 человека, а ранили около 700, возглавлял МВД Франции, продолжил развивать антитеррористическое законодательство, в рамках очередного законопроекта обязав операторов телефонной связи и провайдеров сохранять данные в течение года, а также облегчив условия установления видеонаблюдения. Увеличивал срок временного задержания подозреваемых в терроризме с четырех до шести суток закон от 2006 года. Он же разрешал открывать огонь по автомобилям, которые не останавливаются по требованию полицейского кордона. Дальнейшие ужесточения последовали в 2008 году: тогда в антитеррористический арсенал добавляются меры по контролю на международных железнодорожных линиях. Французские полицейские получили право проверять документы у пассажиров не только на национальной территории, но и на территории других государств в 20-километровой зоне от национальных границ.

    Однако новым этапом французского антитеррористического законодательства стал закон от 4 ноября 2014 года "О борьбе с терроризмом". Он ввел запрет кандидатам в джихадисты, которые отправляются в Сирию или Ирак, покидать территорию Франции. Также он допускает возможность внесудебной блокировки исламистских веб-сайтов. В целом во французском УК терроризму посвящен целый раздел, содержащий определения в том числе и экологического терроризма и распространяющийся не только на физических, но и на юридических лиц: их ответственность возникает в случае пособничества террористам названием, репутацией или деньгами.

    Великобритания и Германия: превентивные меры

    Изначально антитеррористическое законодательство Великобритании создавалось как временное и чрезвычайное - даже законы действовали в течение всего 12 месяцев, хотя по воле премьера продлевать их действие на такой же срок можно было неограниченное число раз. Применялись они главным образом к ирландскому терроризму. Сегодня же нормы приобрели постоянный характер и универсальность: закон 2000 года, первый постоянно действующий акт, ставший реакцией на теракты в США 11 сентября, распространил его действие на международный и внутренний терроризм. С тех пор террористическое законодательство изменялось несколько раз, пройдя путь от чрезмерного, по мнению британцев, ужесточения к сглаживанию перегибов. Последние поправки в него, спровоцировавшие жесткую дискуссию из-за существенного расширения полномочий силовых ведомств, были приняты в Великобритании в текущем году: в силу вступил Закон о безопасности и противодействию терроризму (Counter-Terrorism and Security Act 2015).

    Закон дает представителям власти право временно изымать документы, если лицо подозревается в намерении покинуть страну для ведения террористической деятельности, или же запретить въезд в страну на два года. Также раширены возможности Минюста по получению доступа к интернет-данным пользователей и введению в действие схемы, по которой авиаперевозчикам могут запретить брать на борт как конкретных британских граждан, так и граждан определенной национальности. Займутся в Великобритании и профилактикой терроризма: местные власти, тюрьмы, больницы и школы обязаны вести профилактическую работу для недопущения экстремистской деятельности.

    На немецкое законодательство, объемно определяющее ответственность за преступления террористического характера, тоже повлияли события 11 сентября 2001 г. в США - после них Бундестаг принял Закон от 10 декабря 2001 г. "О финансировании борьбы с терроризмом". Финансировать антитеррористическую деятельность закон предлагал из средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога. Действие закона, который многие считали "ужасом для прав человека", тем не менее продлили: благодаря его положениям удалось предотвратить не один теракт в Германии, сочли в правительстве. Закон позволял госструктурам получать информацию о подозреваемых в терроризме - от банковских данных до активности в интернете и даже отслеживать местоположение их мобильных телефонов. Эти данные могут храниться до 15 лет. Хотя за 10 лет действия закона в полной мере этими возможностями воспользовались лишь 80 раз, меры оказались эффективны, заверили в германском министерстве внутренних дел.

    Израиль: богатый опыт

    Израиль представлял собой объект для террористических атак уже с момента основания. Сообщения о терактах оттуда воспринимаются скорее как правило, а не исключение, а доказательством эффективности антитеррористической политики является само существование Израиля. В 1948 г. Временный государственный совет Израиля издал Указ "О предотвращении терроризма". В 70-х годах XX века в стране появились специальные антитеррористические подразделения: одно - в составе полиции, второе - в составе спецназа Генерального штаба Армии обороны Израиля, третье - в составе спецназа ВМС страны. В 1985 г. была создана еще и школа антитеррористической борьбы, централизовавшей подготовку специалистов по противодействию террористической деятельности. Действия спецслужб по предотвращению терактов, как правило, характеризуются жесткими контрударами и предупреждающими операциями на фоне практически полного отсутствия ограничений в полномочиях. Законодательно терроризм в Израиле стараются уничтожить на начальных этапах его формирования: так, поддержкой террористов считается выражение одобрения насильственным действиям и демонстрация солидарности с террористами в любой форме. Бороться с терроризмом пытаются и через контроль за оружием: тем, кто хочет вынести нож за пределы дома и двора, придется объясняться с сотрудниками полиции, причем неудачное объяснение может закончиться 5-летним тюремным сроком. Наказание последует и за попытку посеять панику среди населения.

    США: нулевая толерантность

    Антикоррупционное законодательство США, сформированное в его сегодняшнем виде после терактов 11 сентября, остается одним из самых жестких в мире. Структурно оно объединяет федеральные акты и законы, действующие на уровне штатов. Основным законом остается Акт о патриотизме 2001 года, дававший спецслужбам карт-бланш практически на любые действия, которые могли бы помочь в предотвращении терактов. Он был направлен в значительной степени на регулирование деятельности спецслужб по выявлению групп террористов через отслеживание их активности в интернете - в том числе проверку электронной почты подозреваемых в причастности к террористической деятельности. При этом появилась возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств вести розыск подозреваемых без судебного ордера, а только лишь с санкции прокуратуры, что нередко вызывало критику правозащитников.

    Изначально его приняли на четыре года, но потом действие закона продлили еще на 10 лет, превратив 14 из 16 его статей в постоянные. Сроки для временных положений истекли 1 июня этого года - но ненадолго. Уже на следующий день был принят закон, продлевающий аннулированные положения до 2019 года. За бортом остались лишь возможности телефонной прослушки для АНБ: сохранять необходимые данные теперь будут телекоммуникационные компании, которые будут предоставлять информацию по решению суда.

    Когда в стране ЧП

    В ночь на 1 июня 2012 года в Египте официально отменили режим чрезвычайного положения, введенный после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Просуществовал он рекордный срок - более трех десятилетий, а число политзаключенных за это время составило по ряду оценок около 30 000. При этом законы, действовавшие в условиях режима ЧП, - например, возможность проводить процессы в отношении гражданских лиц в военных трибуналах - действуют по сей день. Существенно ограничивающий права человека режим довольно часто вводится вследствие терактов: в США он продлевался до 2013 года, сколько раз режим ЧП продлят во Франции, непонятно, как неясно и то, последуют ли другие страны Европы примеру соседа, - на сегодня о вероятности введения ЧП заявляла Бельгия. Тем не менее уже сегодня можно предположить, что ужесточение законодательства произойдет и будет носить скорее перманентный, чем временный характер.

    Одним из главных правовых последствий терактов в Европе может стать выработка единой стратегии действий по борьбе с терроризмом как минимум в рамках ЕС. До тех пор, пока единства в этом вопросе нет, о сколько-нибудь системной борьбе с этим явлением говорить сложно: те, кто участвовал в терактах в Париже, могут просто отсидеться и спланировать новые действия на территории Бельгии, абсолютному лидеру по числу на тысячу жителей радикальных мусульман, воевавших в Сирии и Ираке на стороне ИГ. В эту страну, по мнению представителей власти этой страны, ведут следы террористов.

    Едва ли стоит исключать и наращивания роли силовых ведомств. В пользу такого варианта развития событий говорят и последние заявления французского президента об увеличении численности полиции, и бельгийские попытки справиться с радикализмом, и заявления европейских политиков о необходимости создания в ЕС армии. В целом стоит ожидать ужесточения законодательства по образцу США и приближения к тоталитарному варианту действий спецслужб, что многим видится логичным при нынешнем уровне террористической опасности.

    Методы борьбы с терроризмом в России и в мире уже не раз становились объектом политических диспутов, научных изысканий в области социологии. Как скорректировать наше общество, чтобы исключать элементы насилия? Когда останутся в прошлом пытки, убийства, мотивированные местью, защитой религии и другими факторами?

    В настоящее время методы борьбы с терроризмом в России, как показывают некоторые события общественной жизни, далеки от действительно эффективных. Что ждет страну в будущем? Вероятно, уже сегодня нужно максимально ответственно задуматься над этим, применить на практике самые передовые способы предотвращения актов насилия, чтобы будущие поколения могли наконец существовать в мире, где все силы общества направлены на прогресс, а не уничтожение собратьев.

    Теоретическая база

    Формы и методы борьбы с терроризмом актуальны для человеческого социума довольно давно, но только в наши дни эта беда стала столь масштабной, а проявления - интенсивными. Кровь стынет в жилах от жестокостей, на которые готовы пойти некоторые индивиды, организации. Если говорить кратко, методы борьбы с терроризмом необходимы для обеспечения выживания человечества, ведь проблема приобрела глобальный размах.

    Многих удивляет то, в какой степени стойким оказалось само явление терроризма. Опасности, связанные с ним, затрагивают мировое сообщество в целом - нет людей, который могли бы быть уверены в своей стопроцентной защите и непричастности. Стать жертвой может любой. Впрочем, важно не только это: так как показывают свою недостаточную эффективность методы борьбы с ним, современный терроризм подрывает ценностную систему, представляющую собой фундамент жизни человека в понимании наших современников.

    Зачем?

    По какой причине стали столь востребованы основные методы борьбы с терроризмом? Руководствуясь специфическими рассуждениями, определенные сообщества и индивидуумы пришли к выводу, что именно террористический путь - самый эффективный для решения широкого спектра проблем.

    Некоторые считают, будто бы именно так можно решить сложности, связанные с политической структурой, принадлежностью к религиозным конфессиям, национальностям. Последствия такого решения в условиях недостаточной развитости методов борьбы с международным терроризмом (а также связанным с политикой, религией и другими аспектами) приводят к постоянно возрастающему списку преступлений. Пострадавшими в них являются многочисленные народные массы самых простых граждан, ни в чем не повинных.

    Беда страшнее, чем кажется

    Недостаточность применяемых в наши дни методов борьбы с политическим терроризмом, религиозным и другими типами стала причиной подрыва ценностей духовного характера, разрушения культуры, материального ущерба. Терроризм провоцирует вспышки ненависти, люди не могут доверять друг другу. Принято говорить, что террористическая активность - это такое преступление, которое очень часто приводит к жертвам из числа невинных. Одна из задач методов борьбы с терроризмом - предупредить вред лицам, не относящимся к конфликтной ситуации и никоим образом на нее не влияющим.

    Террор - это не война

    Методы борьбы с терроризмом - это не те способы, которые эффективны для предупреждения войны, потому что само явление очень сильно отличается по своей сути. Принято говорить, что гражданская война и межгосударственная - это исключительно разные категории, но терроризм не похож ни на одну из них. Обусловлено это тремя ключевыми факторами:

    • внезапность;
    • жестокость;
    • способность спровоцировать скандал, иногда - планетарного масштаба.

    Войну зачастую можно предсказать, а действия ведутся по установленных, хотя и не оговорённым, правилам. Разработка методов борьбы с терроризмом должна учитывать следующий факт: террористы не приемлют никаких нормативов, одновременно стремятся сохранить анонимность. Все это существенно усложняет сопротивление разрушительному, жестокому явлению.

    Требую внимания!

    Удивительно, но не все понимают, насколько проблема актуальна, причем не только в пределах каждой отдельно взятой страны в целом, но и на международном уровне. Впрочем, передовые ученые пытаются донести до самых широких слоев общества сложность ситуации и необходимость проработки действительно результативных методов борьбы с терроризмом. Регулярно публикуются исследовательские работы, посвященные факторам, природе, специфике развития терроризма, дабы можно было обеспечить безопасность людей на основе полученных выводов.

    Тематические работы не раз публиковались в России, в других странах, но так и не удалось прийти к некоторому единому решению, общепринятому подходу. Не получилось в настоящий момент даже выработать единого определения явления терроризма. Разные авторы придерживаются различных вариантов. Было подсчитано, что сегодня используются порядка сотни определений. При столь большом разнобое в подходах сложно добиться действительно эффективного результата в борьбе со страшным врагом общества.

    Причины и последствия

    Чтобы разработать наиболее эффективные методы борьбы с терроризмом, необходимо понимать суть явления. Принято говорить о шести типажах, непосредственно участвующих в террористических акциях. Не раз организовывались аналитические работы, посвященные вопросу выявления отличительных особенностей психологии потенциальных исполнителей с целью более простой идентификации опасных общественных элементов. В последнее время социологи, политологи сходятся во мнении, что шесть ключевых типов - это:

    • стремящиеся к славе;
    • фанаты религии, убеждённые в приближении конца света;
    • национальные группы, ненавидящие представителей других этносов;
    • не имеющие цели группы террористов;
    • выступающие от имени державы;
    • исполнители, мотивированные личными интересами.

    Масштаб проблемы

    В последние несколько десятилетий на территории России было совершено несколько крупных и жестоких террористических актов, и их даты вписаны в календарь памяти. Ежегодно проводятся акции сочувствия пострадавшим и их близким. Масштаб явления вынуждает искать новые подходы для предотвращения повторения ситуации.

    Предполагается, что хорошую помощь могли бы оказать правовые нормативы, методики, но пока они не проработаны до того уровня, чтобы быть эффективными. Необходима техническая, материальная база, которая позволила бы предупреждать теракты. Без качественной профилактической системы предупреждения нарушений права невозможно применить с положительным результатом даже самый современный подход. Считается, что одно из препятствий для борьбы с жестокостью определенных групп лиц - правовой нигилизм.

    Под влиянием перечисленного каждая личность находится в условиях все растущей опасности, равно как и общество в целом. Этот риск негативно влияет на государство. Насильственная преступность в последнее время становится все крупномасштабнее, а организованные группировки ведут себя по схожей с террористическими объединениями логике. Это требует разработанной на федеральном уровне программы, которая позволила бы дать отпор террористам.

    Конструктивный подход

    Многие сходятся во мнении, что наилучших успехов можно добиться, если упрочить положение закона в пределах каждого отдельного государства и на межнациональном уровне. В то же время многие деятели в сфере политики отличаются довольно низким уровнем осознания важности права, что становится существенным препятствием для достижения успеха.

    В области правовых подходов наиболее эффективным методом борьбы с терроризмом является разработка конвенций, посвященных борьбе с террористическими явлениями. Параллельно необходимо работать над усовершенствованием норм законов, сформулировать государственную ответственность за программу содействия террористической активности. Безусловно, этот вопрос должен рассматриваться Советом безопасности.

    Проблема международная, и только лишь усилиями одной страны или даже содружества нескольких держав решить ее возможно. Необходимо привлекать специализированные центры, службы, органы охраны правопорядка, объединять структуры государства, социальные, властные ветви, СМИ. Координация усилий, сопровождающаяся выработкой стратегического решения по вопросу, может дать эффективный результат.

    Современные практические подходы

    Довольно эффективная программа противодействия террористическим актам в настоящий момент внедрена в Нидерландах. Власти этой страны приложили действительно немалые усилия для обеспечения безопасности граждан и гостей державы. В рамках борьбы с терактами предполагается внедрение специфических мер в международных и внутренних аэропортах. Для этого территории необходимо классифицировать как места повышенной опасности, что даст жандармам, полиции право обыскивать всех без исключения лиц, находящихся на площадках, с целью предотвращения ситуации насилия.

    Дополнительная профилактическая мера - введение кодированной системы с использованием цветов. Это позволит быстро и информативно донести до всех присутствующих уровень террористической опасности. Аналогичные коды необходимо вводить и в железнодорожной инфраструктуре, на электрических станциях, специализированных предприятиях.

    Правовые нормы предотвращения террористической активности, предложенные нидерландскими законотворцами, включают в себя не только расширение должностного разнообразия правоохранительных органов, но и предоставления судебным инстанциям права распускать объединения, за которыми выявлено нарушение закона. Если деятельность учреждения выглядит подозрительной, у налоговой появляется право проведения расследования. На местном уровне усложняется система получения разрешения на хозяйственные операции, субсидии.

    Ты выглядишь опасным!

    Если иностранный гражданин, по оценке специалиста, выглядит угрожающим, на государственном уровне ему могут присвоить статус нежелательной персоны. В такой ситуации невозможно получения визы.

    Еще одна мера предотвращения опасности со стороны потенциального террориста - запрет на определенные виды деятельности. Это касается лиц, которые были оценены как опасные с высокой степенью вероятности. Им можно вынести постановление, запрещающее находиться поблизости от воздушных вокзалов, правительственных помещений и ряда иных значимых объектов. Такое ограничение в первую очередь распространяется на обучавшихся в экстремистских лагерях за пределами страны. Придется постоянно посещать полицию.

    Россия: предложения по программе предупреждения террористических актов

    Современный отечественный подход предполагает внедрение и соблюдение законодательных актов, конвенций, подписанных на межгосударственном уровне. Документация устанавливает общие положения борьбы с террористами, преступниками, организованным в группы. Необходимо постоянно уделять внимание проведению общих предупредительных мероприятий. Эксперты говорят, что хороший результат принес бы тотальный контроль за продажей оружия, иных средств, при помощи которых можно массово поражать человеческие цели.

    Борьба с терроризмом в настоящее время - это широкий комплекс административных мероприятий, возможность введения специальных режимов. Сюда относится и определённая стратегия межнационального взаимодействия: страны работают совместно для устранения проблемы терроризма в пределах определенного сложного участка. Не менее актуальны специальные мероприятия, которые позволили бы предупредить террористический акт. Это операции, розыск, охрана и использование специализированной техники.

    Реально или нет?

    Разработка конкретных мероприятий в рамках указанной стратегии, принятие мер, контроль за их тщательным соблюдением, как утверждают некоторые специалисты, позволит значительно снизить террористическую опасность в пределах нашей державы. Многие сходятся во мнении, что работа такого направления должна стать для правоохранительных органов одним из главных направлений.

    Не все лежит на власти

    Общественность также имеет определенные инструменты, позволяющие регулировать уровень опасности касаемо террористической угрозы. Особенная ответственность лежит на СМИ, но важны и научные подходы, деятельность общественных партий, политиков, социальных движений, разнообразных организаций. Уже не первый год звучат воззвания отказаться от вооружения, любого насилия ради достижения поставленной цели. Такой подход, предваренный абсолютной зачисткой - ликвидацией всех вооружённых формирований, действующих незаконно и потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы, может дать хороший результат.

    Муса Нажмудинович, что представляет собой современный терроризм?

    В мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Согласно данным российских ученых и зарубежных исследовательских центров ежегодный совокупный бюджет террора составляет от 5 до 20 млрд. долларов. Терроризм стал международной индустрией с огромными информационными, финансовыми, технологическими и другими возможностями. В условиях глобализации происходит эскалация технологий терроризма.

    Складывается парадоксальная ситуация. Гибель от терактов невинных людей происходит на глазах суперсовременных армий, и классические воинские схемы не срабатывают. Прежние системы коллективной безопасности оказываются неадекватными вызовам времени и требуют радикального пересмотра.

    Противостоять терроризму можно только консолидированными действиями при активной позиции гражданских институтов общества.

    Как вам видятся основные направления борьбы с террором?

    Терроризм - мировое зло, поэтому победить его можно только при условии согласованных действий всех стран. Об этом очень много говорится, но кроме громких заявлений нужны конкретные дела. Глубоко убежден, что в первую очередь необходимо создать международный центр, который объединит пока, к сожалению, разобщенные усилия профессионалов и экспертов. Это первое.

    Второе. Недавние трагические события показали, что необходимы более эффективные меры по своевременному, упреждающему выявлению готовящихся бандитских акций и немедленная нейтрализация всех их исполнителей и участников.

    И третье, пожалуй, самое сложное. Нужно создавать экономические условия для вовлечения значительного числа людей, прежде всего молодежи, в общественно полезный труд. То есть исключить всякую социальную базу для рекрутирования безработных в террористы.

    Еще раз подчеркну: конечно же, с этим злом должны бороться высококвалифицированные, профессионально подготовленные, опытные сотрудники соответствующих служб. Но, на мой взгляд, с терроризмом бороться должны не только они, но и все граждане, кому дороги наша страна и собственная жизнь. Всем хорошо известно, что у террористов нет ни национальности, ни веры, нет ничего святого. Поэтому выявлять террористов, их преступные замыслы спецслужбам должны помогать граждане России и всего мирового сообщества.

    Вы сказали, что необходим международный антитеррористический центр. Будет ли он создан?

    Президент Путин не раз говорил об этом. Я уверен, что такой центр будет организован в ближайшем будущем. Сегодня над этим активно работают государство, специалисты.

    Что вы думаете об использовании потенциала Совета Безопасности ООН для мобилизации международного сообщества на борьбу с терроризмом и необходимости эффективной системы информационного обмена о его угрозах?

    Разумеется, Совет Безопасности ООН делает немало, но если мы создадим централизованный международный центр антитеррора, в который будут входить высококвалифицированные специалисты, уверен, будем работать более эффективно, будут быстро отлаживаться обмен информацией и взаимодействие.

    Можно ли было избежать жертв в Беслане?

    Трудно судить об этом, сидя в Москве. Это наше общее горе. Совершено чудовищное преступление против детей. В подобных случаях главную роль в принятии решений по освобождению заложников должны играть только профессионалы, обученные действовать в нестандартных ситуациях. Среди них должны быть не только снайперы, взрывники, саперы, но и психологи, переговорщики, врачи и так далее, люди, которые знают, кто такие террористы.

    Есть ли позитивный опыт борьбы с терроризмом?

    Вне всяких сомнений. Спецслужбы работают на очень высоком уровне, но подчас их работа незаметна. Естественно, первым делом бросаются в глаза совершенные теракты, а между тем, спецслужбы ведут огромную профилактическую работу и добиваются значительных успехов.

    Конечно, есть случаи, когда в этих подразделениях работают не очень подготовленные люди. Об этом мы говорили на заседании комиссии по Северному Кавказу, членом которой я являюсь.

    Чей иностранный опыт можно использовать в борьбе с терроризмом?

    Можно перечислить много стран, которые успешно ведут борьбу с терроризмом. В первую очередь это опыт Америки, Израиля, Германии. Но и они работают не без промахов. Вспомните 11 сентября или ситуацию в Израиле.

    Борьба с терроризмом - не межгосударственное и не межнациональное противоборство, а глобальная гражданская война человечества за дальнейшую модель своего развития, борьба ценностей и мотивов. Устранить враждебный мотив - значит создать всем равные возможности нормальной жизни без различий по национальному, религиозному, социальному и любому другому признаку, дать всем одинаковую защиту их законных интересов. Разрушать мотив - значит дискредитировать враждебные идеи влиянием на умы и сердца людей, предъявлять лучшую альтернативу. Это задача не армии и спецслужб, а власти и гражданского общества. Что вы думаете об этом?

    Во многом согласен с вами. Наши враги используют террористические методы как оружие разобщения наших народов, вбивают клин между нациями, религиями, преследуя враждебные цели. Они бьют по безоружным людям, когда их не ждут. У них коварные планы. Террористы сеют панику, чтобы люди пребывали в состоянии страха и растерянности.

    От террористов не стоит ждать ничего хорошего, не стоит надеяться на то, что они осознают весь ужас творимого ими и прекратят сеять зло и вражду. Мы можем надеяться только на самих себя. Необходимо проводить профилактические мероприятия, работать с нашим обществом, и в первую очередь с самой уязвимой его частью - молодежью. Как правило, бандиты ищут самые слабые звенья. Мы должны работать не покладая рук.

    Недавно телевидение показало сюжет о том, что в Страсбурге начался судебный процесс с участием чеченцев. Как вы к нему относитесь?

    Это еще одно свидетельство, что наша страна демократическая, и мы должны относиться к этому нормально. То, что граждане смогли подать иск на некоторые неправомерные действия соответствующих служб, еще раз подчеркивает победу российского законодательства. Мы можем с уверенностью констатировать, что наше государство демократическое, и приведенный пример - лишнее тому доказательство.

    Вы представляете в Совете Федерации Госсовет Чечни. Что, на ваш взгляд, надо сделать для эффективной созидательной работы в республике?

    Чтобы эффективнее работали органы правопорядка и спецслужбы в Чеченской Республике, в них должны быть компетентные, честные, высококвалифицированные, решительные и смелые, уважаемые и почитаемые люди, которые всегда смогут сплотить и повести за собой личный состав для выполнения поставленных задач.

    Их необходимо полностью обеспечить, в том числе и материально, создать базу для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы и на действия террористов, И самое главное - спросить у сотрудников спецслужб, что им нужно, чтобы эффективнее бороться с терроризмом. Это очень важно.

    В Совете Федерации работает комиссия во главе с его председателем Сергеем Мироновым, которая вырабатывает неотложные меры по борьбе с терроризмом и готовит законодательные предложения по обеспечению безопасности граждан и укреплению национальной безопасности РФ.

    Методы борьбы с террористической угрозой, которые сейчас предлагаются в России и на Западе, являются, по сути, лишь попыткой бороться с симптомами. Борьба с причиной болезни требует от всех стран недостижимого пока уровня сознательности и политической воли.

    Теракты во Франции уже породили бурные дискуссии на различные темы, начиная от отставки Олланда и заканчивая необходимостью пересмотра европейского подхода к правам человека. Но одна из основных - какие меры нужно принимать для того, чтобы аналогичная трагедия не повторилась в Париже или любом другом городе цивилизованного мира, войну которому объявила запрещенная в России террористическая группировка ИГ и ей подобные организации.

    Множество российских политиков и экспертов рассматривают французский теракт либо как недоработку, либо как свидетельство слабости французских спецслужб. Говорят о том, что при Олланде французские контрразведчики резко сдали, что социалисты привили им беспечное отношение к существующим во Франции гетто. И, соответственно, рекомендации по предотвращению дальнейших терактов сводятся к усилению возможностей спецслужб по контролю за обществом, а также в повышении бдительности самих граждан и уровня их взаимодействия с органами правопорядка. Рекомендации, безусловно здравые и нужные, ведь любой стране нужны сильные и адекватные спецслужбы. Вот только они не решают проблему.

    Спецслужбы не спасут

    Возможности любых спецслужб предотвращать любые теракты наподобие парижских крайне ограничены. Говоря о этих трагических событиях, большинство экспертов и политиков сравнивают их с 11 сентября, причем не только с точки зрения эффекта, но и с точки зрения организации. А это глубокое заблуждение. Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне в 2001 году тщательно и скрупулезно готовились, к организации было привлечено значительное число людей, требовалось совершить крайне сложные мероприятия (наподобие подготовки летчиков). И, учитывая все это, спецслужбы могли на одном из этапов перехватить информацию (через агентуру, прослушку или электронную разведку) и предотвратить теракт. Парижские же события являются по сути новым типом терактов (аналогичным событиям в Мумбаи в 2008 году), для проработки которых нужна минимальная подготовка. Стоящие за терактами люди отказались от технически или организационно сложных мероприятий, например, закладки бомбы в концертном зале или же поиску мер по проникновению террориста-смертника непосредственно на трибуны Стад-де-Франс (взрыв на котором в присутствии президента Олланда имел бы колоссальный эффект). По сути организация теракта потребовала лишь нескольких смертников, набранных в культурных гетто Европы (например, в эмигрантских районах Брюсселя, жители которых живут в своем маленьком мирке, не интегрируются в бельгийское общество, и уязвимы перед радикальной пропагандой, говорящей о необходимости отомстить за страдающих от рук неверных братьев в Сирии и Ираке). Им дали в руки обычные автоматы, снарядили собранными на коленках поясами шахидов, после чего отправили убивать и умирать.

    Предотвратить организацию такого рода терактов спецслужбы смогут только при тотальном контроле за обществом, включая наличие информаторов в каждой из эмигрантских группировок а также жесточайший контроль за оборотом стрелкового оружия в стране. Но оправданны ли такие меры? Сразу же встает вопрос о дилемме свобода/безопасность, а также менее известной дилемме безопасность/развитие? До каких пределов нужно усиливать возможности спецслужб по контролю за обществом в ущерб свободам граждан? До уровня «Патриотического акта»? Или же до уровня антиутопий и «Большого брата»? И до какой степени нужно чрезмерным контролем замораживать развитие и эволюцию общественной системы? Ведь чем больше контроля, тем меньше эволюции и тем выше шанс на то, что развитие этой системы пойдет не по эволюционному, а по революционному пути.

    Нужна эволюция режимов

    Безусловно, это не значит, что меры по контролю за безопасностью не надо усиливать - надо. В частности, реализовывать (естественно, без перегибов) предложение французского премьер-министра Мануэля Вальса по отлову, посадкам или депортации радикальных исламских имамов, проповедующих внутри этих гетто. Однако нужно четко отдавать себе отчет в том, что эти меры могут снизить частоту терактов, но не предотвратить их. Ведь они являются, по сути, борьбой с симптомами болезни, а не с причиной ее возникновения. А возникла эта болезнь из-за тупиковости социально-политического развития в большинстве мусульманских стран. Власти этих стран не могут предложить населению свободу, социальные лифты, право на развитие, нужный набор ценностей, модернизацию а зачастую и элементарный базовый уровень экономического благосостояния. Более того, они лишают людей даже надежды на то, что эти режимы со временем трансформируются. В результате люди не ощущают себя сопричастными со своими национально-государственными проектами, и ищут иные формы сопричастности, а также иные проекты, которые способны принести с их жизнь цель и справедливость. Зачастую этими проектами становятся наднациональные исламские террористические группировки, которые базируют свою идеологию на традиционалистских трактовках Корана. Именно так и возникла ИГ - как ответ исламского общества, как поиск им нового пути развития.

    Поэтому по-настоящему бороться с терроризмом можно лишь через трансформацию этих режимов и стимулирование модернизации ислама в сторону более конформистских версий (своего рода исламскую реформацию). Но, естественно, трансформацию не путем военного вторжения или гуманитарных интервенций (как это делали американцы в Ираке, или сейчас делают в Сирии). И не свержением авторитарных режимов - нужно понимать тонкость момента, ведь способствующие притоку рекрутов к террористам авторитарные режимы являются одновременно и силами, сдерживающими приход этих исламистов к власти. Свержение авторитарных лидеров в Ираке и Ливии развязало руки исламистам, поэтому речь должна идти не о переворотах и шоковых демократизациях, а о последовательной, постепенной эволюции режимов в сторону более открытых и человечных форм правления.

    Безусловно, задача выглядит как из категории утопичных. Как минимум потому, что для достижения такой тонкой и аккуратной эволюции нужны совместные последовательные действия всех центров силы современного мира. Нужны гарантии того, что эти центры поумерят свои региональные амбиции (например, по использованию террористов против своих противников) ради достижения общей цели. Очевидно, что коллективный Запад и прежде всего США не готовы на такое открытое сотрудничество с Россией, а тем более с Ираном. Поэтому и настоящая борьба с терроризмом откладывается на неопределенный срок, до которого страны могут лишь продолжать бороться с симптомами.

    С другой стороны, Москва имеет все возможности для того, чтобы самостоятельно или с группой обеспокоенных товарищей бороться с причинами, но не во всем мире, а в отдельных его регионах. Не на Ближнем Востоке, но хотя бы в Средней Азии, где местные режимы своей политикой точно так же принуждают людей уходить в исламистское подполье. До сих пор Кремль фактически закрывал на это глаза, опасаясь вмешиваться во внутренние дела среднеазиатских государей. Например, молчал, когда таджикский президент Рахмон взял курс на пересмотр Московских соглашений (завершивших гражданскую войну в Таджикистане через политический компромисс между противоборствующими силами) и начал преследование умеренной Партии Исламского Возрождения Таджикистана, назвав ее чуть ли не филиалом ИГ.

    В Кремле должны понять, что дестабилизация Средней Азии через какое-то время приведет к серьезным внешнеполитическим и даже внутриполитическим проблемам России (беженцам, разрыву экономических связей, нестабильности в южном подбрюшье и радикализации российских мусульман). И поскольку эти проблемы грозят не только Москве, но и Китаю, а также Ирану, эти страны могут попытаться решить проблемы возникновения терроризма в отдельно взятом, важном для них регионе. Одновременно, естественно, ведя диалог с Западом о совместной борьбе с причинами возникновения терроризма в глобальных масштабах. И надеясь на то, что со временем западные партнеры будут подходить к этому диалогу более ответственно.

    Гигабайты прилетят с орбиты

    Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска - спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

    Страну разверстали по-новому

    Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития