• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Сегодня большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей младшего возраста. Существует огромное количество методик по данному направлению, и зачастую мы не знаем, с чего начать, какой вариант выбрать, к какому мнению прислушаться. Но в одном современные психологи единодушны - невозможно переоценить роль игры в жизни ребенка. Она занимает ключевое место на этапе становления и развития личности малыша, его самосознания и социализации.

    Материалов по данному вопросу множество, тем более что игра для детей в реальной жизни несколько отличается от тех, что были у более старшего поколения. Это происходит в силу развития научных исследований по данной тематике, а также из-за развития новых технологий и их доступности населению. Попробуем выделить ключевые позиции в данном вопросе и рассмотреть каждую из них подробнее.

    Почему же играть важно?

    Значение игры в жизни ребенка очень велико. Именно через нее малыш познает мир, учится взаимодействовать с ним, контактирует со своими близкими, а позже и со сверстниками и другими взрослыми, приспосабливается к работе в команде, проявляет фантазию и смекалку, развивает логику, активирует мыслительный процесс.

    «Учимся играя» - вот главный принцип, который стоит принять родителям. Часто нам кажется, что за игрой мы забываем о том, что ребенку также необходимо дать навыки, которые помогут ему в дальнейшем в детском саду, школе, взрослой жизни. Здесь важно понять, что все необходимое малыш получает как раз в игровом формате. Игра как форма организации жизни и деятельности детей должна рассматриваться комплексно. Итак, играя, ребенок:

    • развивает мелкую моторику (игра с мелкими предметами, рисование, лепка, пазлы), что ускоряет развитие речевых навыков;
    • развивает фантазию (вовлечение родителей, игрушек, применение к себе какой-либо роли из реальной жизни или прочитанной книги);
    • адаптируется к различным социальным ситуациям (магазин, школа, поликлиника);
    • развивается физически (подвижные игры с мячом, игры на детской площадке);
    • нивелирует стресс (укачивание/укладывание кукол, активные игры).

    Значит, задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать игровое пространство, дать ребенку возможность проявить фантазию, а также направить его активность в правильное русло, объяснив через игру основные нормы и правила поведения. Ну и, конечно, участвовать в затеях малыша, ведь именно так он чувствует себя частью общества и семьи, ощущает себя нужным, получает необходимое общение.

    Когда стоит начать играть с малышом?

    Вопрос, которым задаются практически все родители. Так вот, играть можно и нужно с рождения, важно лишь адаптировать деятельность под возраст ребенка, постепенно усложняя уже знакомые ему занятия. "Как же это делать, - спросите вы, - учитывая, что новорожденные дети ничего не умеют? И вроде бы стоит подождать, когда они подрастут и получат минимальные навыки".

    Игра в жизни ребенка младшего возраста должна быть обязательно. Все дело в том, что основные навыки малыши получают, общаясь с нами. Сначала детеныш смотрит на то, как родители манипулируют различными предметами: погремушками, игрушками, бытовыми вещами (губками, катушками, деревянными лопатками). А затем ребенок сам начинает держать и перемещать те же предметы, повторяя за нами. Он повторяет движения, жесты, мимику. Чем не игра?

    С малышами постарше вариантов игры гораздо больше. К году они уже готовы собирать и разбирать пирамидки, сортеры, оставаться одни на небольшое количество времени и занимать себя сами, у них появляются свои предпочтения. Игры детей третьего года жизни становятся еще разнообразнее: ребенок проявляет фантазию, вовлекает игрушки в обыгрываемую ситуацию, способен занять себя сам, пока мама увлечена домашними делами.

    Напомним, что игра в жизни ребенка занимает ключевую роль. Важно использовать игровой формат в общении с малышом как можно раньше и как можно чаще, ведь именно так он познает мир.

    Какие типы игр существуют?

    Повторим, что игра в жизни ребенка очень важна, и необходимо использовать различные виды игр для его всестороннего развития. Существует общепринятая классификация игр с детьми. Ее удобно представить в виде следующей схемы:

    Давайте разберемся по порядку и приведем примеры.

    Экспериментальная игра - игра, основанная на проведении экспериментов. Подобные игры будут интересны ребятам средней и старшей дошкольной группы (то есть в качестве игры детей третьего года жизни и старше), так как они требуют концентрации внимания, усидчивости. Эксперимент можно условно поделить на 3 этапа:

    • ребенок наблюдает за экспериментом: необходимо заинтересовать малыша, не стоит начинать со скучной теории, покажите "класс", и он сам готов будет вас слушать;
    • ребенок готовит эксперимент вместе со взрослым: очень важно на данном этапе активно помогать ребенку, дать ему понять принцип действия и набраться храбрости для дальнейшей самостоятельной деятельности;
    • ребенок экспериментирует сам: контроль взрослого необходим и на данном этапе, но здесь можно дать свободу действия юному ученому и вовлекаться в процесс только по просьбе его самого.

    Подобные виды игры в жизни ребенка дошкольного возраста развивают творческий подход, интерес к наукам, умение собирать и обрабатывать информацию, тягу к познавательной деятельности. В ходе экспериментов не забудьте предложить малышу сначала построить гипотезу (предположить, что же должно получиться из опыта), затем подтвердить или опровергнуть ее опытным путем и сделать выводы (что получилось, что нет, почему). Это научит его последовательному изложению мыслей, структурированию и пояснению увиденного, и, конечно же, это точно пригодится в дальнейшей жизни.

    В качестве примера подобных игр отлично подойдут наборы "Юный химик", "Занимательная биология" и другие. Они продаются в любом детском магазине, и их выбор огромен. Можно организовать эксперимент и в домашних условиях, например, вырастив лук из луковицы. Проявите фантазию. Экспериментировать понравится не только малышам, но и их родителям.

    Игры с правилами - речь идет об играх по определенным установленным правилам, которые часто бывают сформированы исторически (салки, прятки). В зависимости от ситуации и желания, их можно дополнить или придумать новые условия вместе с малышами.

    Такие игры в жизни ребенка младшего возраста развивают навыки коммуникации, ведь часто бывают командными. Речь идет как о противостоянии и соперничестве, так и о слаженной работе в команде для достижения общего наилучшего результата. Это очень важно для развития и социализации детей.

    Делятся такие игры на следующие подтипы:

    • Дидактические - игры в жизни ребенка, направленные на развитие усидчивости, внимания и следования правилам. Как правило, они снабжены определенным инвентарем (карточки, игра "Попробуй догони"), а вот условия чаще всего жестко ограничены, есть также система штрафов и поощрений, что активно учит ребенка следованию определенным рамкам.
    • Подвижные - основой игры является двигательная активность. Удобней подобные занятия проводить на свежем воздухе или в специально оборудованном помещении (спортивный уголок дома или в детском саду, например). Детям дошкольного возраста необходимо двигаться много, это заложено природой. Нам нужно лишь направить активность в нужное русло и обеспечить, по возможности, безопасность ребенка. Здесь также стоит отметить, что речь не идет о спортивных секциях: спорт важен и нужен, но направлен на оттачивание необходимых навыков только для данного вида. Нам же важно гармонично и всесторонне развить ребенка, а значит, лапта или прятки будут гораздо эффективнее, чем, скажем, баскетбол. Важно привить ребенку любовь к подобным занятиям, особенно в эпоху компьютерных игр, ведь, как известно, от устоявшейся привычки избавиться крайне сложно. Так пусть привычки будут полезными.

    Творческие игры - игры, всецело направленные на развитие творческого мышления, фантазии. Они достаточно сложны для взрослого человека, потому что нельзя заранее предугадать, что и как будет делать ребенок, а значит, подготовиться не получится.

    Делятся они на следующие подтипы:

    • Сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка - обыгрывание реальных ситуаций из жизни или историй из любимых книг и мультфильмов. Поскольку подобные занятия предусматривают распределение ролей и следование определенной канве сюжета, они позволяют ребенку попробовать на себе различные социальные роли (врач, мама, злодей из сказки), а также наглядно показывают, что такое хорошо и что такое плохо, помогают лучше и быстрее усвоить те или иные нормы. Помимо прочего, малыш активно развивает речь и память.
    • Строительно-конструктивные - различные конструкторы, кубики и прочие материалы, которые позволяют проявить ребенку фантазию и реализовать ее с помощью определенных инструментов. Игра не ограничивается одним набором предметов, можно подключить их несколько, от этого процесс будет еще интереснее и многообразнее.
    • Театрализованные - по сути, это та же сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка, но предусматривающая наличие зрителей (это могут быть родители или, например, сверстники). Помимо прочего, театральные постановки позволяют перебороть малышу стеснение, учат общению с публикой, умению четко и с выражением говорить.

    Игры-забавы - шуточные, расслабляющие активности. Это могут быть различные потешки, пальчиковые игры, игры на повторение (повторяем действия за ведущим) или, например, щекотки. Роль такой игры в жизни ребенка заключается в том, что она позволяет расслабиться, снять напряжение как взрослым, так и детям.

    Необходимо включать в общение с ребенком по возможности все типы активностей, чтобы его личность могла развиваться гармонично. В таком случае он будет расти подвижным, воспитанным, усидчивым, с навыками работы в команде и выступлений на публике. Все это так или иначе пригодится ему как в период школы, так и во взрослой жизни. Родители в первую очередь должны показать пример, на который малышу стоит ориентироваться, а уже принять, освоить и применить к себе увиденную идею любой ребенок сможет сам.

    С кем и как играют дети?

    Однозначно ответить на подобный вопрос нельзя. Выбор ребенка "с кем играть" зависит от уровня его развития, характера, предпочтений, реальной существующей практики игры в его жизни.

    Так, например, те, кто постоянно находится в поле зрения родителей и не имеет возможности заниматься самостоятельно, в любом возрасте будет оглядываться на то, что скажет мама и какую идею она ему даст. Малыши, которые уже ходят в детский сад, охотно играют с ровесниками на улице, а дома организуют игры не только с родителями, но и с игрушками.

    Естественно, по мере взросления дети увеличивают круг вовлекаемых объектов в свою игру. Так, новорожденный готов смотреть, как его занимают мама и папа, а вот к году ребенка на улице уже интересуют его сверстники и те, кто постарше. Малыши третьего года жизни активно принимают в игру как взрослых и детей, так и свои игрушки.

    Наша задача состоит в том, чтобы дать свободу выбора маленькому человеку. Конечно, нельзя все время отказывать в помощи, если ребенок просит, но мягко направить, предложить пофантазировать ему самостоятельно в наших силах. Безусловно, родители должны быть рядом, ведь мы - главная опора и поддержка наших детей. Просто не стоит контролировать каждый их шаг. И, как бы сложно это ни казалось поначалу, со временем станет ясно, что свобода выбора - важный этап на пути развития наших чад. Необходимо воспринимать игру как форму организации жизни детей, а не только как развлечение.

    Как организовать игру и чем помочь ребенку?

    Правильно организовать игровое пространство очень важно, так как игра занимает ведущее место в жизни ребенка. В данном вопросе стоит руководствоваться несколькими правилами:

    • Безопасность превыше всего. В детской комнате должно быть просторно и светло, а также достаточно влажно (нормой считается 30-60% влажности воздуха) и не жарко (ведущие педиатры советуют 18-22 °С). Необходимо подобрать удобные предметы интерьера, чтобы у ребенка был доступ к игрушкам, но они все имели свое место. К тому же это научит малыша аккуратности и ответственности, ведь все в комнате необходимо будет убрать на свое место, скажем, перед сном.
    • Функциональность. Мебель необходимо подбирать максимально удобную и отвечающую своим требованиям, не стоит нагромождать пространство. Также будет здорово, если такие предметы интерьера, как стол и стул, будут "расти" вместе с ребенком, что позволит родителям существенно сэкономить бюджет, благо современные производители предлагают множество подобных вариантов.
    • Доступность. Полки с книжками, ящики с игрушками - все должно быть в открытом доступе для ребенка. Именно так малыш сможет выбрать, с чем и как играть.

    Также стоит отметить, что при наличии большого количества игрушек можно поделить их на группы (куклы, мягкие игрушки, машинки, музыкальные инструменты) и менять их ребенку, например, раз в неделю. Так игра в жизни ребенка станет еще разнообразнее.

    Где взять идеи для игр?

    Сегодня существует множество ресурсов по игре и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это может быть интернет: различные сайты, блоги, статьи, видео, а также печатные издания по данной тематике. Не стоит забывать и о собственной фантазии: все мы были когда-то детьми, важно лишь раскрепоститься и посвятить время ребенку, он сам подскажет, что делать.

    Раннее развитие - стоит ли увлекаться?

    Сегодня родители все больше увлекаются темой раннего развития, предлагают детям различные развивающие занятия, карточки. Мы стараемся сделать упор на развитие интеллекта малыша, его умственных способностей. Иногда на подготовку подобных упражнений у мамы уходит несколько часов, а вот малыш может и вовсе не заинтересоваться предложенным занятием. Знакомая ситуация? Как же быть? Важно понимать, что инициатива родителей важна, но должна быть ограничена, чтобы дать ребенку возможность самому выбрать игру, проявить свою фантазию, вовлечь в игру кого-либо. Играя, он руководит процессом, в то время как в остальной жизни находится в подчиненном положении в силу своего возраста.

    Безусловно, не стоит обходить вниманием методики раннего развития, но стоит знать меру. Развивающие игры в жизни ребенка должны присутствовать обязательно. Чрезмерно навязывая детям младшего возраста подобные занятия, мы лишаем их возможности выбора и самореализации, а также ограничиваем его творческое начало. Игра в жизни ребенка дошкольного возраста гораздо важнее, об этом стоит помнить всегда.

    Приведем примеры методик раннего развития, возможно, читателей заинтересуют какие-то из них:

    1. Карточки Домана - картинки на различные темы (животные, транспорт, фрукты и прочее) с названием и заданиями на обороте. Есть на разных языках. Их необходимо показывать малышу несколько раз день, так ребенок сможет запомнить визуальное изображение предмета и его написание.
    2. Методика Монтессори - серия книг по воспитанию и развитию детей. Идею можно сформулировать фразой "помоги мне сделать это самому". Методика направлена на то, чтобы ребенок сам познавал и учился новому опытным путем, а не через объяснения взрослых.
    3. Методика Никитиных - направлена на самостоятельное развитие и познавание мира малышом. Суть состоит в том, что мы не учим ребенка, а лишь создаем для него благоприятную атмосферу для познания.
    4. Вальдорфская педагогика - делит развитие ребенка на 3 этапа: до 7 лет обучение через подражание взрослым, от 7 до 14 подключаем чувства и эмоции, после 14 лет добавляем логику. Здесь также делается упор на отсутствие у детей дошкольного возраста доступа к телевизору и компьютеру.
    5. Кубики Зайцева - комплекс пособий в виде кубиков по обучению речи, чтению, математики, английскому, проходящему в игровом формате с использованием аудиозаписей.

    В любом случае роль игры в жизни детей дошкольного возраста очень велика, а вот делать или не делать упор на определенный план развития, решают родители. Вариантов и методик существует велико множество; стоит ли придерживаться какого-либо одного течения или лучше все-таки взять понемногу от каждой идеи - выбор за нами.

    Что делать, когда нет времени на игры?

    Часто мы слышим жалобы родителей, особенно работающих мам и пап, о том, что у них попросту не хватает времени на игры с малышом. Как же быть в такой ситуации? Здесь важны два аспекта:

    1. Играть с ребенком нужно. Данное утверждение не подразумевает под собой трату всего свободного времени родителя на игру. Необходимо уделить своему чаду несколько часов (ученые советуют выделить 3-4 часа в неделю на подобные занятия). Не стоит все оставлять на один день, например субботу, для общения с ребенком. Пусть лучше это будет полчаса, но зато каждый день. Игра в жизни ребенка-дошкольника крайне важна. Ведь не получая полноценного внимания родителей, малыш чувствует себя забытым и неинтересным, что в будущем может повлечь за собой большие психологические проблемы.
    2. Не имея возможности уделить малышу достаточно времени на игру, попробуйте вовлечь его в домашние дела: уборку, готовку. Пусть при таком раскладе домашние заботы займут чуть больше времени, зато ребенок дошкольного возраста, да и школьного тоже, почувствует себя нужным, более того, он будет знать, что помогает родителям и его помощь ценят. А потом, подобные занятия воспринимаются детьми как игра, хотя взрослыми они котируются как необходимость. К тому же малыш будет знать, что нужно делать по дому, а также приобретет в подобных занятиях определенные навыки (как помыть посуду, как замесить тесто, как порезать хлеб, как пропылесосить и другие).

    Получается, что найти время на детей возможно всегда, важно лишь понимать необходимость подобных мероприятий, а также верно расставить приоритеты, благо, взрослая жизнь нас этому учит ежедневно.

    Компьютерные игры - проблема или помощь?

    Тема компьютерной игры в жизни современных детей обсуждается достаточно бурно, особенно в последние несколько десятилетий, в связи с развитием новых технологий и повсеместным присутствием компьютера в нашем мире. Мнения ученых разделились на два лагеря:

    1. Компьютерные игры провоцируют агрессию в реальной жизни. Речь идет о том, что, по мнению данной группы ученых, дети, много играющие за компьютером, особенно во всевозможные "стрелялки", неадекватно ведут себя в реальном мире, бывают склонны к насилию, агрессии и суициду.
    2. Дети, часто играющие в компьютерные игры, ведут себя менее агрессивно в обществе, выплескивают всю свою негативную энергию в виртуальном мире.

    Так кто же прав? Вероятнее всего, одного мнения здесь нет и быть не может. Все зависит от психологического типа конкретного человека и окружающей его обстановки. Важно понимать, что мы не можем полностью оградить ребенка от виртуальной реальности, но мы можем и должны дозировать информацию. В первую очередь не стоит допускать до компьютеров/планшетов/телевизоров детей младшего дошкольного возраста: до трех лет для полноценного всестороннего развития ребенку важно реальное общение и взаимодействие. В противном случае возможны последствия в виде заторможенного развития и плохой адаптации в социуме.

    Однако сегодня уже в начальной школе малыши готовят доклады и делают презентации на компьютере. Значит, познакомиться с этим "зверем" нужно. Важно давать информацию порционно: общее знакомство с техникой, навыки простейшей работы, игры на развитие памяти/реакции/внимания. Давая ребенку возможность работы на компьютерной технике, необходимо озаботиться безопасностью: поставить блокировки на нежелательные папки и сайты (игрушки для папы/мамы, сайты для взрослых, электронные кошельки и прочее).

    Понятное дело, что детей постарше, что называется, не убережешь. Но в наших силах занять и заинтересовать ребенка вне виртуальной реальности: игры со сверстниками, общение с родителями, помощь по дому, спорт, развивающие кружки. Если ему есть чем заняться, он вряд ли сядет играть за компьютер, а обратится к нему только в случае необходимости (например, домашнее задание в школе).

    Что еще важно знать об игре как методе воспитания и становления личности малыша?

    Игра в жизни ребенка место занимает важное, ведь она рассматривается как форма его воспитания. Именно через нее малыш учится социализации, закаляет характер, познает этикет, развивает интеллект, воспринимает нравственные ценности. И именно так формируется личность ребенка.

    Наверняка многие родители обращали внимание, что большинство повседневных задач, будь то одевание/раздевание, прием пищи, складывание игрушек на место или купание, воспринимаются ребенком как игра. Зачастую бывает гораздо эффективнее донести свою мысль малышу через игровой процесс: показать на игрушках, пояснить при контакте со сверстниками. И даже если нам кажется, что малыш "перегибает палку" и ведет себя несерьезно, скорее всего, это не осознанное действие, а подсознательная попытка осмыслить требования взрослых через доступный ему мир, то есть через игру. Взрослым важно уловить эту тонкую грань и постараться максимально помочь своему чаду справиться с поставленной задачей. Мы не должны делать что-либо вместо детей, но вполне можем показать своим примером, что вещи любят свои места, что драться плохо, что нужно делиться. Поверьте, ребенок очень быстро учится в игровой форме, и то, что вчера он проделывал с мягкими игрушками, сегодня уже сможет продемонстрировать при реальном общении, например, в детском саду или при походе в магазин за продуктами.

    Еще один важный момент, который хотелось бы отметить особо, - похвала. Хвалите своих детей: за выполненную просьбу, за собранную верно матрешку, за убранные вещи. Именно так он сможет понять, что находится на верном пути. И если сегодня малыш услышал, что он большой молодец, потому что сам съел всю кашу, то завтра он первый схватится за ложку в ожидании завтрака, нам будет важно лишь повторить ему, что он все делает правильно и очень сильно помогает этим маме.

    Игра в жизни вашего ребенка занимает ключевое место. Именно она помогает развиваться личности всесторонне, познавать окружающий мир, понимать его, мотивирует, учит общению и взаимодействию. Родителям игра в жизни ребенка не только позволяет наладить коммуникацию с маленьким человеком, но и дает возможность занять его на какое-то время без своего участия, что тоже немаловажно.

    Существует огромное количество материалов по данному вопросу, важно лишь адаптировать информацию к конкретному малышу или группе детей в зависимости от возраста и уровня развития. Не бойтесь экспериментировать, пробуйте разные варианты, благо помощников в современном мире множество (сайты, блоги, конкретные специалисты). Значение игры в жизни ребенка ученые считают огромным. Важно лишь помнить, что дети - личности со своими предпочтениями, они обязательно найдут свой путь, а мы, взрослые, можем и должны помочь маленькому человеку адаптироваться в этом мире.

    Статья. Игра в жизни ребёнка дошкольного возраста.

    Давайте сегодня поговорит об игре. Вы знаете, что дети любят играть, поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываетесь, каково же воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, развлечения, другие используют игру для отвлечения малыша от шалостей, капризов.

    Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психологическое развитие, формируется личность в целом.

    Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В процессе игры с накоплением жизненного опыта, складывается обучения, воспитания игры детей становится образное мышление более содержательным, разнообразным, концентрируется тематика по количеству ролей, участников. Это также зависит от развития внимания, тренируется память, развивается речь, отрабатывается социальное поведение.

    Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту . Для ребенка игрушка центр игры, она наталкивает его на тему, роль, вызывает желание действовать. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение. Иногда простая коробка из-под обуви может быть прицепом для машинки, в которой малыш перевозит кубики, кирпичики или устраивает в ней кроватку для куклы. Часто девочки играют только с куклами - это мешает развитию смекалки, творческих способностей, а мальчики обычно играют с машинками - это ограничивает их общение с девочками. Лучше, если мы взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно купить мишку, куклу в образе мальчика. Важно, чтобы мальчик мог заботиться о ком-то, делиться своими радостями и горестями.

    У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

    Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

    «Что такое хорошая игрушка?»

      Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.

      Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

    Детям следует приобретать игрушки разных видов:

      Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)

      Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)

      Строительные наборы (деревянные геометрические формы)

      Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т.п.)

      Игрушки-забавы

      Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку

    Главное, нужно помнить, что все, кроме любимой игрушки следует периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас не нужна. А через некоторое время ее появление вызовет новые эмоции и познавательный процесс.

    Поговорим о разных видах игр, в которые дети играют в детском саду, в которые и вы можете играть со своими детьми дома.

    Всеми любимые творческие игры - дети подражают взрослым, их поступкам, манерам общаться, трудовым действиям и все это они переносят в свои игры. Дети любят играть в «Магазин», «Шофер», «Больница» и т.д. К 4 годам сюжетно-ролевая игра становиться основным видом деятельности детей. В играх развивается творчество, фантазия, воображение, речевые навыки. Здесь очень важна игровая среда и атрибуты.

    Режиссерские игры – игры с макетами разной тематики (дети манипулируют мелкими игрушками, сочиняют сказки, обыгрывают). В этом году вместе с детьми и благодаря вам, были созданы макеты: «Улица города», «Деревня», «Зимние забавы», «Ферма», «В гостях у сказки».

    Игры-драматизации - помогают лучше усваивать содержание произведений, у детей чаще всего основой театрализации являются сказки. Используются разные виды театра: пальчиковый, би-ба-бо, настольный.

    Конструирование тесно связанно с игрой. В строительных играх проявляется двигательная активность, развивается координация движений, мелких мышц рук, глазомера. Дети сооружают разные постройки, используя строительный материал, детали «Лего», мелкий пластмассовый конструктор разного вида. Используются образцы, схемы. В постройки вносятся игрушки, происходит обыгрывание.

    Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей, развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Дети учатся играть вместе, регулируют свое поведение. Развивается усидчивость, чувство справедливости, закрепляют сенсорику – цвет, форму, обобщающие понятия. Игры: «Ящик ощущений», «Шнуровка», игры с карточками – «Времена года», «Палочки Кьюзинера», «Блоки Дьенеша», пальчиковые и словесные игры, развивают моторику рук, речевые навыки, внимание, сообразительность.

    Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

    Игры-экспериментирования – с водой, песком, окружающими предметами из разного материала доставляют детям много радости, развивают мыслительные процессы, учат рассуждать, делать простейшие выводы, воспитывают любовь к природе.

    В эти игры вы можете играть и дома. Очень важно для воспитания, чтобы родители наблюдали за игрой, включались в нее. Так как совместные игры духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении и близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

    Предлагаем Вам выполнить необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете – круг, не всегда – квадрат, никогда – треугольник.

    Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.


    Палочки Кьюзенера



    Сложи узор


    Ящик ощущений

      Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

      Рассказываю о своих играх в детстве

      Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

      Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

      Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

      Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

      Часто дарю ребёнку игру, игрушку

    Если у вас получилось больше всего кружков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

    Предлагаем Вам выполнить задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете – круг, не всегда – квадрат, никогда – треугольник.

      Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

      Рассказываю о своих играх в детстве

      Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

      Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

      Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

      Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

      Часто дарю ребёнку игру, игрушку

    Если у вас получилось больше всего кружков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

    "Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

    Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.

    В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

    Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

    Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

    Пример из практики. Дети в садике импульсивно играли друг с другом. Каждый ребенок занимался своим делом: рисовал, готовил обед, качал кукол, играл в магазин, да и просто бегал. Они настолько были увлечены играми, что даже не обращали внимания на то, что в группе стоял невероятный крик, который заглушал их самих. На просьбы воспитателя вести себя тише, дети почти не реагировали. Но тут взрослый громко сказал: "Ребята, давайте представим, что мы рыбки в море. Мы надуем щечки и поплывём путешествовать. А как вы все знаете, рыбы не умеют разговаривать, они молчат, будто набрали в рот воды". И, конечно же, после этой предложенной игры, дети успокоились и с большим удовольствием начали изображать рыб. В группе воцарилась тишина.

    Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

    Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

    Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

    Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

    В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

    В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет - это новая игра.

    Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться "оживить" для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

    Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре . Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

    Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации . В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка" и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

    Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.

    Сказка "Три медведя"

    Материал :
    Вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей - спичечные коробки.

    Цель :
    Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

    Результат :

    Все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички - это Мишутка, целые спички - мама и папа, коробки - постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички - мама, а целая - Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: "Так не бывает".

    Но предметная игра, игра с предметами заместителями - это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

    У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

    Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками - атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

    Для того чтобы роли были более "развернутыми", дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

    Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий

    Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д.

    В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.

    Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

    Наша обязанность - наблюдать за ребенком, как он играет на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли. Помогать ему в этом. Но делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, и, конечно же, стать партнером по игре. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с партнерами.

    Игры, развивающие навыки общения

    Педагогами-психологами разработаны прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

    Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

    Игра 1. Раздувайся, пузырь!

    (Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

    Задачи игры :
    Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

    Описание игры :
    Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть ("Как тебя зовут?", " Машенька, пойдем играть!"). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг (" Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь, давайте, сделаем маленький кружок"). Все вместе становятся тесным кружком и начинают "раздувать пузырь", делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: "Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!". Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят "Хлоп" и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

    Правила игры :

    1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
    2. На слово " Хлоп " руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

    Игра 2. Карусели

    (Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.)

    Задача игры :
    Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

    Описание игры :
    Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.

    Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. "Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась". Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: "Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра".

    Движения :
    Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова "побежали" карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах "раз-два" все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

    Правила игры :

    1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
    2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
    3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

    Игра 3. Куклы пляшут

    (Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.)

    Задача игры :
    Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

    Описание игры :
    Взрослый говорит детям: "Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними". Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). "А теперь, - говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу". Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

    Правила игры :

    1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
    2. Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.

    Игра 4. По дорожке Валя шла

    (Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)

    Задача игры :
    Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

    Описание игры :
    Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: "По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла". Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево. "Валя тапки примеряла, чуть надела - захромала".

    (Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

    "Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши".

    (Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)

    Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

    Правила игры :

    1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
    2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

    Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей. Все правильно придуманные и направленные на развитие детей игры хороши, тем более, если вы принимаете в них непосредственное участие.

    Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития.

    Мы должны принимать все меры для того, чтобы общее психическое развитие ребенка было в норме. Чтобы наши дети бесконтрольно не смотрели по телевизору или видеомагнитофону телесериалы и "ужастики", перенося их травмирующие психику сюжеты в свои игры, а познавали окружающий мир через призму добра и красоты. Только тогда игра для малыша станет полезной и познавательной. И именно от такой игры он получит все то, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

    Комментировать статью "Игра в жизни ребенка младшего возраста"

    Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в Как развить общительность? Кому идти к психологу, маме или мальчегу? Сыну 17-й годок, и он практически ни с кем не общается.

    Обсуждение

    Муж практически не разговаривает. Меня терпит, но даже с внуками - строго по делу. Человек очень добрый, всегда поможет, но слово из него надо клещами тянуть. Друзей-мужчин практически нет, а вот мои подружки его любят, и он "под рюмочку" с ними общается. И так вполне счастливо живет уже почти 80 лет и почти 53 года - со мной. На работе больших высот не добился, но удовлетворен имеющимся (грамоты, медали, победитель соцсоревнования и т. д.)

    14.10.2017 20:16:05, китти70

    маме давно пора.

    И зачем вы водите детей на развивалки, какие цели? раннее развитие навыков И потом ребенка и дома с важным видом участвует в каких -нить ритуалах (которые раньше не По моему, если ребенку приспичило играть во время лепки, значит у него какая-то идея...

    Обсуждение

    Начали ходит в 2 с половиной - ей очень нравится и сами занятия и общение с детками
    А вот раньше этого возраста зачем водят детей....не понимаю...особенно до годика - смешно

    Мы ходим (в Кубики-клуб) не столько ради какого-то развития, сколько чтобы просто разнообразить жизнь ребенку и новые впечатления были, и с другими детьми пообщаться. На площадке все-таки не такое общение, там особо вместе не играют, и игрушек меньше.
    А что устает - ну так и на улице дочка устает, и капризничает когда устала. И дома тоже. А со временем привыкает и начинает уставать меньше.

    Научить играть в ролевые игры. Мамочки, не подскажите ли мне где найти описания как развивать навыки ролевой игры с ребенком? Преамбула: С Гошей занимаются дефектологи, но у меня такое впечатление, что они больше уделяют внимания "академическому" развитию.

    Обсуждение

    Девочки спасибо большое сейчас скачала, буду читать. Вот только Венгера не нашла. Посмотрю может в магазинах есть.

    Вы это читали?
    "Игры и занятия с особым ребенком", Сара Ньюмен
    В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области. http://www.autismwebsite.ru/Books/Small_Steps_Forwards.htm
    "Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия", Янушко Е.А. "Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия." http://www.autismwebsite.ru/Books/Games_For_Autistic_Child.htm

    Ребенок -одиночка. Сижу в отвратительном настроении… Сегодня в детском саду мне сказали, что моему ребенку, возможно, требуется помощь опытного психолога. В какие бы кружки или секции ее записать, где, помимо основных навыков, воспитывается еще и навык общения?

    Обсуждение

    Во-первых, к психолгу лучше сходите. Не повредит. Но так же не повредит отнестись к его словам критично.

    Теперь что до поведения...

    Про разговоры с самим собой... Человек часто ведет "внутренний диалог". Поэтому разговор с самим собой не всегда признак отклонения. Я, если увлекусь, и вслух рассуждаю и на раздражители не реагирую. Кстати, привык делать все быстро и аккуратно. Не до педантичности, но все же... Если ребенок этот самый диалог озучивает, или в игре озвучивает несколько персонажей, то это скорее нормально, я думаю...

    Теперь до отношений в коллективе и изгоев...

    Сразу мне вспомнился герой мульта "Магазинчик Бо", который утверждал, что другие люди ему не нужны, так как они во-первых - тупые, а во-вторых, - агрессивные. -:) Хоть и на правах шутки, но всеж задумайтесь и над такой трактовкой.

    В школе друзей у меня не было. К несчастью в моем классе было не принято учиться. На тех, кто действительно учился, особенно успевающих по математике, которую за "непонятность" предали анафеме, смотрели свысока. Списывать я не давал принципиально,большую часть увлечений(спорт, мода, всякого рода тусовки ит.д.) не разделял. Не из принципа, нет. Не нравилось и все. И ради того, чтобы остаться "в струе" я себя переламывать не собирался. Не нужно мне это было.

    Вот так по наростающей и получилось, что непонимание росло больше и больше(читал на перемене книги по математике; прогуливал физкультуру(любимый предмет остальных), играя с библиотекарем в шахматы(или с учителем труда в шашки(не могли с охранником найти четвертого для преферанса), но об этом они не знали); непосещал школьные дискотеки, ит.д.). Какой итог? Народ решил, что я не от мира сего. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Я стал старательно поддерживать этот имидж. Как итог - отличный аттестат. А больше мне в школе и не нужно было.

    НО, это не значит, что я был совсем один. Сим опусом, я хотел показать, что и в изоляции от коллектива можно выжить, если суметь. Друзья у меня были(и есть, кстати). На почве общих интересов, так сказать. Именно с ними самые теплые воспоминания о школьных годах и связаны.

    мне тоже показалось, что описаны аутичные черты. Чтобы этих "показалось" было меньше - сейчас по факту или со временем, нужно найти психолога. "Своего" человека и хорошего специалиста. Насчет психолога - как уже ниже писали - даже для детей без особых проблем общение с ним обычно продуктивно (и для родителей тоже, конечно). УДАЧИ!

    Проблема - как играть с ребенком?. Игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение Проблема в том, что у меня не получается с ней играть. Она уже многое умеет - ставить друг на друга кубики, собирать конструктор (типа...

    Обсуждение

    Ну у нас еще хуже (тоже 1,4) :-) Может вам станет от этого легче. Наш мальчик - сам в себе, он ходит и делает что-то, что хочет только он. Никаких книжек или плакатов не смотрит, ничего показывать и рассказывать себе не разрешает! Не говорит, в игрушки ролевые не играет, правда у него без нашей помощи очень сильно развита мелкая моторика - пальцами что хочешь сделает. Играть в домики, как рассказано ниже может быть будет... чуть-чуть;-)
    Я сначала была в шоке, особенно после дочки, которая с рождения была "отличница" по всем показателям, всегда соответствовала и обгоняла все возможные нормы, а тут... Но сейчас я успокоилась и научилась принимать своего младшего как личность, которая вот уродилась такой какая есть:-)

    Я думаю, что в таком случае очень здорово вообще не обращать внимания на игрушки, а подключать его ко всем взрослым делам. Мне так пришлось делать со старшим, играть он начал понемногу после 2-х лет. Варили суп, стирали, мыли посуду, резали картошку маленьким ножиком, поливали цветы, развешивали на сушку вытащенные им из машинки чистые вещи, ну, почти все, что я делаю. В это время, если удается, можно обыгрывать ситуации с происходящим, как бы играя, если хочется, если ему нравится... Ну, еще иногда снова начинать играть, а вдруг уже пришло время? Я в свое время так радовалась, что мой ребенок не обращает на машинки никакого внимания, а теперь в 4 года он их строит из всей мебели дома, в саду и где только можно.

    Развитие отстающих деток. Пожалуйста, подскажите книжки, ссылки, игры, игрушки для 2-летнего ребенка с задержкой умственного и физического Иногда в какую -то игру они могут начать играть только через несколько месяцев, а может даже и год-два придется обучать.

    Обсуждение

    Тут мне Anon дала ссылочку и прочитала я там - вне зависимости от того, больной ваш ребенок или нет, он прежде всего ребенок. И не надо забывать, что первое. что вы ему можете дать, это радость. Чтобы он имел от жизни радость, чтобы ему улыбались, и вы обнимали друг друга.(мой вольный перевод).
    Вот по-моему, это и есть главное развитие отстающих деток. Показывать ему красоту и научить его улыбаться и видеть улыбки:)

    Детки с проблемами реагируют на те же игры что и детки без проблем. Главное - с ними надо заниматься терпеливо, долго. Иногда в какую-то игру они могут начать играть только через несколько месяцев, а может даже и год-два придется обучать. По-моему, не стоит их торопить. Подстраивайтесь под желания ребенка. Выясняйте хоть минимальный интерес - и все игры подстраивайте под это.
    Я не считаю, что для развития и обучения проблемного ребенка обязательно знать диагноз. Диагноз в принципе:) нужен, но многие развивающие игры подходят всем. Ну какой например вред может быть от пальчиковой гимнастики, от того, что вы рассказываете ребенку о мире через его ощущения - фактурные игрушки,строите из кубиков, играете в куклы.
    Все развивающие игры построены на обычных вещах и приемах.
    Другое дело физическая активность, тут могут быть ограничения для ребенка который физически, например, не может ходить, это ясно.
    Мне нравятся многие методики раннего развития. Здесь в 7-е есть. Уважительно отношусь к тому что делала Мария Монтессори, и соответственно методике. Вообще-то она начинала работать именно с проблемными детьми, у которых были отставания, а потом уже оказалось, что это полезно всем детям:)
    Очень много интересного на сайте Лены Даниловой .
    Еще посмотрите по развитию речиэто логопед.ру .Правда они очень уж многословны. Вместо того, чтобы сказать просто - мол хорошо играть в коструктор ролевые игры, они разводят статью на 30GB:)
    Многие материалы для игр можно сделать самостоятельно и вместе с ребенком. Мы многое делали вместе. хотя реакция не всегда была нужная. Главное отказаться от поделок которые требуют много времени, лучше, по-моему, упростить, но чтобы было быстро. Иначе проблемному ребенку трудно удерживать внимание. И заниматься маленькими промежутками. И если ребенок кидает что-то, топчет. Откажитесь на время от этого материала, например бумажных поклеек, замените, в общем смекальте:)
    Еще naturalmath.com Или можно посмотреть игры .Здесь сайт центра Лада .
    Если еще что вспомню, напишу. А вообще могу просто перечислить всякие полезные игры если надо.
    Еще хочу сказать, мое мнение, не стоит бояться сложных заданий, если простые у ребенка не получаются. Я не могу это объяснить с точки зрения нашей логики, но почему-то некоторые элементарные игры у нас не проходили, а сложные получались. Или вот мы научились рано читать, с трех, а в четыре уже самостоятельно, но разговаривать еще не могли. Необычно как-то, но так вот. Учила его читать, потому что ему было интересно, а не говорил, в быту:) он совершенно по другой причине.
    Успехов малышу.

    Как научить играть вместе?. Отношения с детьми. Детская психология. Поиграть в одну и ту же игру, используя разные правила. Ну вот лото, например. Показывать, что ее варианты игры (если она будет что-то в таких играх предлагать) тоже приветствуются и принимаются.

    Обсуждение

    А Вы представьте себя на ее месте:)
    Пришли гости, и они ДОЛЖНЫ вести себя по ЕЁ правилам:))) А как же иначе? Или трехлетний ребенок покажет нам торжество этикета над собственной природой?
    Иначе говоря, это нормально в ее возрасте:)
    Если приглашаете много гостей-детей (больше одного) к дочке, приглашайте заодно и профессионального устроителя детских праздников...

    Кстати, для меня вообще сейчас очень интересная тема - про совместные игры, их организацию и т.д. :) Поскольку мы тут объединились с двумя мамами, с одной уже практикуем некоторое время, другая как раз подключается... Мы по очереди устраеваем у себя дома мини-дет. сад. :)) Интересно, что обе они - садовские работники - одна - воспитатель, другая - преподаёт музыку, так что крому меня у всех опыт есть, но я надеюсь, что найду свой путь тоже в этом деле, теперь даже интересно стало, хотя сначала побаивалась... :))

    Ирен, это все вместе. Моя не играет ни в какие соревновательные игры. Так я над этим работала:-) Плюс рано.

    А вам надо играть с детьми лет семи-восьми, по описанию...

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

    Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

    В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

    К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

    Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

    Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

    Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

    С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

    Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

    Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

    К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

    Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

    Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

    Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

    Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

    Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

    В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

    Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).

    Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

    Играя, дети учатся жить!

    Литература:

    1. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.

    2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.

    3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?... ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.

    Светлана Кравченко
    Значение игры в жизни ребёнка

    «Значение игры в жизни ребёнка » .

    «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».

    Н. К. Крупская

    Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение . Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

    Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

    Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение , если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общих целей.

    За последние годы в дошкольных учреждениях Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательном образовательном процессе. Много сделано и делается по созданию условий для её развития.

    Наблюдения показывают, там где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.

    Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка , источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

    В последнее время в дошкольных учреждениях педагоги стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд; в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны.

    Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

    Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры . Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры : в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.

    В настоящее время значительно больше стало воспитателей, которые умело, с педагогическим тактом направляют детские игры , правильно понимая психологию играющих детей. В группах у таких воспитателей малыши играют, поют, инсценируют сказки, танцуют, устраивают кукольные спектакли. Воспитатель знает, что если с его помощью дети уже в младшем дошкольном возрасте научатся организовывать досуг весело, обретут бодрый эмоциональный настрой, у них разовьётся способность в будущем радоваться жизни . Деятельная, бодрая, товарищеская атмосфера непременно поможет пробудить у каждого ребёнка чувство радости от общения с другими детьми, будет способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Все дидактические игры в дошкольной педагогике можно разделить на три основных вида : игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры .

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

    Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

    Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни . Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка : самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

    С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни . Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

    Используемая литература :

    «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» , под ред. М. А. Васильевой

    «Дидактические игры в детском саду » , А. К. Бондаренко

    «Чего на свете не бывает?» , под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой

    «Гуманизация воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста», разработано А. В. Силаевой

    «Игровые занимательные задачи для дошкольников» , З. А. Михайлова

    Программа «Истоки»