• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Школы в СССР очень сильно отличались от современных. И была у советской школы одна особенность. Общая для всей страны школьная форма. Самое интересное, что форма тех времен до сих пор популярна у выпускниц — школьное платье с белым фартуком, как правило, белые гольфы и обязательные белые банты. В обычные же дни девочки ходили в школу в тёмных передниках. У мальчиков, на рукавах пиджаков имелись эмблема, на которой была изображена открытая книга и солнце. В то время все были или октябрятами, или пионерами или комсомольцами, и обязательно носили на лацкане пиджака или платье соответствующий значок. В 1-м классе всех школьников принимали в октябрята. В 3-м — в пионеры. Причем в первую очередь отличников, а во вторую и даже третью — тех, у кого хромала успеваемость или дисциплина. В комсомол принимали в 7-м классе.

    В 80- х каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Подавляющее большинство советских детей, хотя бы раз побывало в загородном пионерском лагере. Кроме этого во всех городах, как правило, при школах, создавались «городские» лагеря с дневным пребыванием детей. Каждый загородный пионерский лагерь функционировал в три смены, примерно по три недели каждая. Все дети в пионерлагере разбивались по возрастному признаку по отрядам. Самым старшим был 1-й отряд. Затем 2-й, 3-й и т.д. В пионерских лагерях работали различные детские самодеятельные коллективы по интересам, проводилась военно-спортивная игра «Зарница». В течение смены в лагере проводились различные игры, походы, конкурсы...В конце каждой летней смены организовывали «Прощальный костер».

    Выбор продукции в продовольственных и промтоварных магазинах, в 80-е годы, был далек от поражающего своим разнообразием. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время, в 1985 году, на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Разумеется, советские праздники не стали безалкогольными. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

    В советском ассортименте имелся явный дефицит продуктов, которые можно было просто вытащить из холодильника и съесть — колбас, сыров, паштетов, не говоря уж о какой-нибудь икре или ветчине. Даже шпроты были деликатесом, который давали в наборах к празднику. И только в Москве, выстояв длинную очередь, можно было купить сосисок, колбасы или ветчины и несколько дней не переживать насчет чая с бутербродами... В провинциальных городах их было практически не достать. И это, притом, что во многих городах на полную мощь функционировали мясокомбинаты!

    Из Москвы привозили хорошие шоколадные конфеты — "Белочка", "Мишка косолапый", "Красная Шапочка". Привозили растворимый кофе, апельсины, лимоны и даже бананы. Москва казалась сказочным местом, где живут необыкновенные люди. Также в Москву ездили за одеждой и обувью. В Москве покупали все, от гречки до детских колготок, т.к. все это было дефицитом в средней полосе.

    В гастрономах того времени было несколько отделов. Каждый отдел продавал свои группы продукции. Хуже было, если в отделе продавался весовой товар. Сначала нужно было выстояв очередь взвесить товар, затем очередь к кассе, получить чек, и снова в очередь в отдел. Были еще универсамы самообслуживания — наподобие сегодняшних. Там товары оплачивались на кассе при выходе из зала. За молоком в то время ходил каждый школьник. Из-за скудности ассортимента продуктов в тогдашних магазинах, молоко и молочные продукты занимали достаточно значимое место в рационе советского человека. На молоке варили каши. С молоком варили вермишель и рожки. Молочные продукты в СССР были расфасованы в стеклянную тару, которую мыли и сдавали в специальных пунктах приема стеклотары. Как правило, они были прямо при магазинах. Этикеток на бутылках не было. Этикетка была на крышке. Молочные бутылки закрывались крышечками из мягкой фольги разного цвета. На крышечке писали название продукта, дату изготовления, а также стоимость.

    Сметану продавали на разлив из больших металлических бидонов. Масло было нескольких видов — сливочное и бутербродное. Развесное масло стоило 3 рубля 40 копеек за килограмм, а пачка сливочного масла — 72 копейки. Молоко в Советском Союзе делалось из молока! В сметане была сметана, в кефире — кефир, а в масле — масло. В обеденный перерыв, в каждый гастроном, как правило, привозили свежее молоко, хлеб и некоторые другие продукты. Поэтому открывшийся после обеденного перерыва магазин зачастую позволял купить все, указанное родителями. А ещё можно было купить мороженое!

    Культовым молочным продуктом в СССР было сгущенное молоко. Любимое лакомство детей. Сгущённое молоко, выпускавшееся в СССР, фасовалось в жестяные консервные банки с бело-сине-голубыми этикетками. Его пили прямо из банки, пробив две дырки консервным ножом. Его добавляли в кофе. Его варили прямо в закрытой банке, чтобы съесть варёным или использовать для торта. Во времена продовольственного дефицита конца СССР сгущённое молоко, наряду с тушёнкой, входило в праздничные продуктовые наборы, распределяемые по талонам и спискам в отдельных организациях, а также некоторым категориям граждан, имеющим по закону льготы (участники и инвалиды Великой Отечественной войны и др.).

    Купить хороший наряд было сложно, поэтому заранее искали приличную ткань и шли в ателье или к знакомой портнихе. Если мужчине в рамках подготовки к празднику достаточно было сменить домашние тренировки на рубашку, и, может быть, в знак особого расположения побриться, то женщине было гораздо сложнее. И ей оставалось лишь полагаться на собственную изобретательность и умелые руки. В ход шли: хна, перекись водорода, бигуди. «Ленинградская» тушь смешивалась с мукой и наносилась на ресницы. При помощи различных бытовых красителей капроновые колготки телесного цвета красились в черный цвет. Верхом ароматного шика были духи «Клима», нижним пределом — духи «Быть может». Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Русский лес», «Тройной».

    Косметики в СССР было очень мало, а если и была, то ее не покупали, а «доставали». Тушь для ресниц выпускалась в прессованном виде, перед использованием ее необходимо было развести водой. Однако вода находилась под рукой не всегда, поэтому советские модницы попросту плевали в коробочку с тушью. Самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. У женщин 80-х была практика использования косметической продукции «не по назначению». Многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду. Ровный тон лица обеспечивал легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода». Вместо бесцветной помады обычно использовался вазелин, вместо крема для рук — глицерин, который почти всегда можно было купить в аптеке.

    Предметом особого вожделения были Румяна "Este Lauder" из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. Если спросить дам, чья молодость пришлась на эти годы, они вспомнят духи "Climat" и аромат-легенду "Magie Noire" от Lancôme, а также "Opium" от YSL и "Fidji" от Guy Laroche. О знаменитых "Chanel №5" советские женщины в большинстве своем знали только понаслышке, и очень мизерное количество дам пользовалось ими в реальной жизни.

    Традиционными блюдами в праздничные дни были салаты Оливье, Селедка под шубой, Мимоза, жарили домашние котлеты, делали бутерброды со шпротами, варили холодец, запекали курицу, доставали домашние маринады. Одним из важнейших блюд на праздничном столе был торт, который купить было весьма проблематично. Чаще всего пекли домашний «Наполеон». Напитки не отличались особым разнообразием: "Советское шампанское", водка "Столичная", лимонад "Буратино", морс и компот. В конце 80-х на столах стали появляться пепси-кола и фанта. Праздничный стол готовили всегда основательно, даже если гостей не ждали, а празднование проходило в семейном кругу!

    На Новый год в каждом доме устанавливали ёлку. На ёлке расправляли гирлянду из разноцветных огоньков и развешивали ёлочные игрушки — стеклянные блестящие шары разных расцветок, спутники, сосульки, медведи и зайчики из картона, покрытые лаком и блёстками, снежинки, бусы и хлопушки. Внизу, под ёлкой на предварительно выложенную марлю или вату устанавливался дед Мороз из папье-маше! На макушку ёлки надевалась звезда.

    Выбор подарков к праздникам был очень ограничен. За неимением нормальных подарков, идя в гости, несли с собой деликатесы, какие удавалось достать, банки с консервированными экзотическими фруктами, черную или красную икру, шоколадные конфеты. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. Детские новогодние подарки, родители приносили с работы. Профком стабильно обеспечивал родителей детскими подарками — по одному на каждого ребёнка до 14 лет. На праздничные вечеринки закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого.

    Практически каждый Новый год, по телевидению показывали фильмы: «Обыкновенное чудо» и «Чародеи». Главный новогодний фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Многие знали уже эти фильмы наизусть, но, тем не менее, с удовольствием пересматривали. В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку. А под утро, после «Голубого огонька», единственный раз в году по ТВ показывали «Мелодии и Ритмы зарубежной эстрады»! Boney M, Абба, Smokie, Africe Simone.…

    В 80-е годы не было развлечений, кроме как кинотеатр, бар или танцы. Бары и кафе в ночное время не работали. В кинотеатрах крутили советские или индийские фильмы. Главным же занятием для молодых людей, помимо того, чтобы пить портвейн в подъезде, хорошо учиться и вступать в комсомол, были танцы, и называли их дискотекой. Музыка на дискотеках была собрана из всего, что доходило до нас «Оттуда» вперемешку с лучшим, что было у нас. Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучали: Форум, Мираж, КарМэн, Ласковый Май, На-На и исполнитель, пародирующий западных музыкальных исполнителей, Сергей Минаев. Помимо танцевальных коллективов популярностью пользовались группы «Воскресенье» и «Машина времени». Всё чаще были слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: Modern Talking, Мадонна, Майкл Джексон, Scorpions и другие.

    Сколько лет вам было в 80-ых? 10? 15? 20? Помните ли вы атмосферу общей доброжелательности и взаимоуважения царящую в советские времена. Внутреннее спокойствие, осознание жизненных целей и способов их достижения. Уверенность во всём на десятки лет вперед. Возможность занять достойное место в жизни. Помните ли вы как в мае все выходили на демонстрации. Все выходили на улицы с шариками и флажками, поздравляли друг друга и кричали "УРА!". А детей сажали на плечи. Резиночки во дворе.... Сбор металлолома и макулатуры в школе.... Субботники.... Подписку на журналы «Веселые картинки», «Пионер», «Крокодил», «Наука и жизнь».... Помните ли школьные «танцевальные вечера», дискотеки в пионерских лагерях, в домах культуры? Песни, которые бережно переписывали с кассеты на кассету и заслушивали «до дыр». Песни, которые ходили слушать друг к другу в гости…

    Вообще, музыка в СССР считалась чем-то необязательным для повседневной жизни гражданина, этаким своего рода допустимым излишком (кроме, разумеется, песен, исполняемых хором — на пионерской линейке, в воинском строю и т.п.). А посему устройства для воспроизведения и записи музыки трактовались скорее как вещь, более близкая к предметам роскоши, нежели повседневного обихода. В большинстве домов стояли проигрыватели для пластинок. Музыкальные записи в СССР продавались на грампластинках фирмы «Мелодия». Выпускались также пластинки со сказками для детей. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на пластинках. «Достать» же пластинки с записями популярных эстрадных исполнителей в то время было достаточно сложно.

    В восьмидесятые у большинства жителей СССР появились магнитофоны. На особо модные, вроде "Веги" и "Радиотехники" были очереди. Катушечная плёнка отечественного производства и кассеты тоже лежали везде. Стоили магнитофоны крайне недешево. К середине 80-х в СССР научились выпускать довольно неплохие бобинные магнитофоны. Они нечасто ломались и выдавали не самый плохой звук. Однако, кому ж в те годы хотелось бобинный магнитофон? Они были громоздкие, нетранспортабельные, даже сам процесс заправки пленки требовал определенной сноровки. Но главное, бобины к тому времени уже стремительно вытеснялись кассетами. Вскоре, в молодёжной и подростковой среде бобинный магнитофон считался безнадежным архаизмом.

    Советские магнитофоны, доступные большинству, как и советские кассеты были просто ужасны. Пленка в советских кассетах была под стать магнитофону. Она могла обеспечить только очень скромное качество записи, а при попытке часто перезаписывать - быстро выходила из строя. Но зато магнитофонам эта пленка очень нравилась! Они с большим удовольствием зажевывали ее при любом удобном случае. Этот случай был прозорливо предусмотрен производителями кассет, а потому на их корпусе зачастую отсутствовали винтики.

    Верхом желания любителей музыки, конечно, были японские магнитофоны — Sharp, Sony, Panasonic. Они горделиво стояли на полках комиссионок, красуясь умопомрачительными ценниками. Импортные товары (в незначительном количестве попадавшие на рынок СССР) воспринимались населением как «престижные» и качественные. Дешёвый, в том числе «китайский», импорт тогда фактически отсутствовал. Магнитофонные записи перезаписывались с кассеты на кассету и поэтому особенно ценились двухкассетные магнитофоны.

    В магазинах, наряду с советскими продавались и импортные кассеты, причём самых разных марок. Стоили они все совершенно одинаково — девять рублей за 90-минутную кассету. Импортные кассеты назывались звучными именами производителей — Basf, Denon, Sony, Toshiba, TDK, Agfa. Шедевр отечественного производителя был наречен без малейшего проблеска фантазии - МК, что означало не что иное, как магнитофонная кассета.

    Для отдельных категорий потребителей (так называемой «номенклатуры» — партийных, советских и хозяйственных чиновников) были введены привилегии в снабжении, в том числе дефицитными товарами (столы заказов, «200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском просп. и пр.). Персональные пенсионеры (привилегированная категория пенсионеров), в зависимости от категории их персональной пенсии, постоянно или к праздникам получали «продуктовые заказы», и могли покупать в закрытых распределителях недоступные для остального населения товары. Существовал целый ряд параллельных систем торговли (распределения товаров) с привилегированным снабжением и ограниченным доступом: например, ветераны ВОВ и приравненные к ним; доктора наук, членкоры и академики.

    В ГУМе были закрытые секции для высокопоставленных чиновников и других привилегированных категорий номенклатуры, партийных деятелей, генералитета. Валютные магазины «Берёзка», торговали дефицитными товарами за «чеки» (сертификаты), на которые нужно было обменивать имеющуюся на руках иностранную валюту. Надо отметить, что качество товаров в этих магазинах было отменное: дрянь не продавали. Помимо продуктово-ширпотребного ассортимента, в этой сети существовали и другие "отделы" — в которых можно было приобрести и мебель, и технику, и меха, и даже автомобили. В 1988 году было опубликовано постановление Совмина СССР о том, что с 1 июля прекращается хождение чеков Внешпосылторга и магазины "Березка" закрываются навсегда. У "Березок" выстроились чудовищные очереди, с прилавков лихорадочно сметалось буквально все! Владельцы чеков пытались любыми способами избавится от них до даты объявленного закрытия. Граждане СССР получили право легально владеть иностранной валютой и, соответственно, тратить её лишь в 1991 году.

    Были в СССР и "спекулянты" (фарцовщики). «Фарца» — синоним слову «спекуляция» (купля-продажа с целью наживы), а «фарцовщики» — соотвественно, спекулянты, которые скупали «фирменный» (заграничный) товар подешевле, чтобы потом продать его подороже. Ремеслом «фарцовки» занимались различные слои населения СССР: моряки загранплавания и стюардессы, военнослужащие зарубежных контингентов СА и студенты, таксисты и проститутки, спортсмены и артисты, партийные чиновники и простые советские инженеры. В общем, все, у кого была хоть малейшая возможность приобрести дефицитный импортный товар для последующей перепродажи. Но самые большие деньги были в обороте у «валютчиков» (валютных фарцовщиков). Особое внимание «валютчики» уделяли именно сети магазинов «Березка». Для некоторых «валютчиков» игры с государством заканчивались печально.

    Фарцовщики делились на профессионалов, которые занимались этим бизнесом постоянно (числясь где-нибудь каким-нибудь сторожем), и любителей, изредка продававших случайно доставшиеся им заграничные вещи, которые «толкали» (продавали) в кругу знакомых или сдавали в «комки» (комиссионные магазины). А советские граждане, желающие носить иностранную вещь и готовые за это платить втридорога, находились всегда.

    Через Военторг осуществлялась отдельная система снабжения для военнослужащих и их семей. Были и так называемые «Салоны для новобрачных» — на приобретение в них товаров соответствующего ассортимента (кольца, платья и костюмы и т.п.) выдавались талоны, по справке из ЗАГСа. Иногда, молодые люди регистрировались в ЗАГСе как новобрачные, только с целью покупки дефицитных товаров. Но к концу 80-х годов эти салоны стали заполняться ширпотребом и перестали оправдывать своё предназначение в связи с отсутствием в них дефицитных товаров. На промышленных предприятиях в то время также существовала система снабжения рабочих дефицитными товарами — «продуктовые пайки».

    Работники советской торговли, в силу своей профессии, получали привилегированный доступ к дефицитным товарам. Дефицитный товар припрятывался для «нужных людей», или под видом облагодетельствования продавался втридорога. Появился целый набор терминов для подобной торговли: «торговля с чёрного хода», «из-под прилавка», «из-под полы», «по блату». Перепродажа же дефицитных товаров по свободным ценам в СССР квалифицировалась, как уголовное преступление («спекуляция»).

    Для приобретения дефицитного товара, который зачастую выкладывали на прилавок внезапно, как говорили — «выбросили», необходимо было отстоять очередь, а то и несколько очередей за каждым видом товара отдельно. Многие люди на подобный случай всегда носили с собой специальную сетку-авоську («на авось»), так как целлофановых пакетов в продаже в продуктовых магазинах не было и сами эти пакеты были дефицитным товаром. Люди изобретали множество способов, дабы избежать многодневных изнуряющих стояний в очередях, которые к тому же не гарантировали покупки товара. В магазин, например, можно было прорваться с помощью грубой физической силы.

    Места в очереди продавались (цена зависела от того, насколько близко к голове очереди находилось место, насколько дефицитен был товар) — имелась даже поговорка «Если хорошо постоять в очереди, то можно и не работать», можно было и нанять «стояльщика», который отстаивал бы очередь за вас. На товары длительного пользования также «записывались в очередь». Существовали определённые дни записи и, чтобы попасть в список, люди вставали в очередь с вечера, посменно с родственниками выстаивая ночь, чтобы с утра к началу записи оказаться как можно ближе к началу списка. Причем запись была непонятного свойства: помимо отметки в магазине нужно ещё было в определённые дни приходить отмечаться у непонятных инициативных людей, чтобы не быть вычеркнутым из списка. Чтобы не забыть трёх-четырёхзначный номер во время переклички, его записывали ручкой на ладони.

    В наше время Советский Союз либо боготворят, либо люто ненавидят, а споры о том, где жилось лучше — в СССР, или в нынешней России, не утихают до сих пор. В СССР были свои преимущества в виде бесплатного жилья, образования и здравоохранения, очень низких цен на еду, лекарства и транспорт.

    Стипендия студента в 1983 году была 40-55 рублей. Повышенная стипендия — 75 рублей, действительно большая, на пять рублей больше зарплаты уборщицы или техника. Минимальная зарплата составляла 70 рублей. Зарплату, как правило, выдавали 2 раза в месяц: аванс и получка. Аванс чаще 20 числа каждого месяца, это была фиксированная сумма. А под расчёт выдавали то, что останется после вычета аванса. Зарплаты учителей и врачей в СССР были невысоки. Медсестры получали 70 рублей, старшая медсестра 90. Врач 115-120 рублей, им разрешали работать на полторы, две «ставки». На оборонном предприятии, на так называемых «секретных» объектах, зарплату 140 рублей могли дать молодому специалисту сразу после института.

    Многие из нас родились в эпоху существования мощного государства — Советского Союза. Некоторые раньше, некоторые позже. Это время можно вспоминать по-разному — положительно, нейтрально или отрицательно. Но, бесспорным остаются следующие факты. В 80-х годах на три рубля можно было прожить неделю. Масло сливочное стоило 62 копейки за 200 граммов, хлеб 16 копеек. Самая дорогая колбаса 3 рубля с копейками. Билет на тролейбус, автобус, трамвай — 5 коп. На один рубль можно было купить полноценный обед в столовой (борщ, гуляш с картофельным пюре, стакан сметаны, компот, ватрушка); 33 стакана лимонада с сиропом; 100 коробков спичек; 5 стаканчиков «Пломбира» или 10 — молочного мороженого; 5 литров разливного молока. И, что самое главное, цены не росли с каждым днём, а были стабильными! Вот отсюда, вероятно, и ностальгия по тем временам у большинства населения. Уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне — великая вещь!

    Говорят, что Советский человек — это утопия, что его не было, нет, и, быть не может. Но ведь есть наши воспоминания о советском времени. О простых советских людях. О том, что окружало простых советских людей…. А вообще, в последние годы многим стало казаться, что раньше было больше надежд, больше ожиданий чего-то светлого и чудесного. Как-то теплее люди друг к другу относились. То ли мы старше стали, то ли время изменилось…

    ХХ в.

    (М. М. Дадыкина, О.В. Петрова)

    4.1. Политическая и экономическая стагнация

    «реального социализма» в период правления Л.И. Брежнева.

    4.2. Внешняя политика конца 60-х - начала 80-х гг. XX в.

    4.3. Попытки преодоления кризиса в годы правления

    Ю.В. Андропова и причины их неудач.

    При ответе на первый вопрос (4.1) студенты должны назвать предпосылки начавшегося «периода застоя». После недавнего бурного реформаторства смещённого Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева власть и значительная часть общества почувствовали потребность в «стабильности». Партийное руководство приняло новый политический курс, который, в конечном счёте, привёл к отказу от коренных преобразований системы. В 60–70-х гг. XX в. у власти закрепилась партийная номенклатура, выжившая в периодических сталинских чистках, сплотившаяся после смерти «Вождя народов» и добившаяся статуса «неприкасаемой» после отставки Н.С. Хрущёва. К 1980 г. средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС составлял 71 год. Правящий класс оградился непробиваемой стеной от молодых интеллектуалов, заявивших о себе после XX съезда и не отягощённых сталинским прошлым. Эти новые люди, конечно, не спасли бы систему от надвигающейся гибели, но обеспечили бы менее болезненный переход к новым постсоветским реалиям.

    В начале правления Л. И. Брежнева с 1965 г. был продолжен курс на частичное реформирование системы, заложенный XX и XXII съездами КПСС. В первую очередь, преобразования должны были затронуть экономику. Студенты должны понять главные принципы «технократического направления», возобладавшего в середине 60-х гг. ХХ в. Экономисты-технократы во главе с Председателем Совета Министров А. Н. Косыгиным ратовали за переход к научной организации труда, за изменение способов управления народным хозяйством, повсеместное введение автоматизированной техники, способной заменить низкооплачиваемый труд неквалифицированных рабочих. Представители данного направления первоочередное значение придавали развитию лёгкой промышленности (в годы советской власти традиционно имела второстепенное значение). В 1970 г. А. Н. Косыгин инициирует создание Института управления народным хозяйством, слушатели которого, проходившие конкурсный отбор, занимались обсуждением и разработкой вопросов экономического прогнозирования.



    Согласно решениям Сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1965 г., предприятия получили право самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, устанавливать зарплаты сотрудников, оставлять для внутренних нужд часть прибыли и прочее. Ранее были ликвидированы совнархозы и воссозданы отраслевые министерства.

    Реформирование затронуло и сельское хозяйство. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 16 мая 1966 г. говорилось о повышении материальной заинтересованности крестьян, вводилась гарантированная зарплата для колхозников. Кроме того, были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги, снижены налоги и упразднены введённые в конце 50-х гг. ХХ в. ограничения на личные подсобные хозяйства.

    Все эти меры привели к экономическому оживлению в стране. Но реально оздоровить советскую экономику было невозможно без более глубоких преобразований системы в целом.

    Освещая экономику СССР в «годы застоя», студенты должны упомянуть ещё один важный аспект, ярко характеризующий нараставшие в стране кризисные явления. Начиная с середины 70-х гг. XX в., в экономиках индустриальных стран происходит смена приоритетов, что отражало новый этап научно-технической революции. Теперь одним из основных показателей процветания страны всё более делалось использование сложной наукоемкой техники, в частности микроэлектронной. В то время, когда учёные ведущих европейских держав и США занимались разработкой новых технологий, СССР продолжал оставаться на первом месте в мире по производству чугуна и выплавке стали, учёные занимались прогрессивными технологиями главным образом для нужд ВПК. Образованные в 1970-х гг. научно-производственные объединения (НПО) не привели к желаемому слиянию науки и производства.

    Однако в СССР сохранялась видимость относительного материального благополучия (в основном, для жителей мегаполисов) за счёт использования экспорта «чёрного золота». Благодаря постоянно растущим в 70-е гг. мировым ценам на нефть, удавалось успешно развивать и космическую программу.

    Переходя к изучению политической сферы общественной жизни, студентам следует для себя отметить, что хотя советская система в 60-70-е гг. ХХ в. в принципиальном плане не изменилась, однако наблюдались попытки частичной демократизации и ограничения чрезвычайно разросшегося бюрократического аппарата. Большие надежды возлагались на Советы народных депутатов всех уровней - начиная от местных, заканчивая Верховным. Специальный закон, принятый в сентябре 1972 г., регулировал полномочия депутатов. Но в итоге реальные перемены были достигнуты лишь в местных Советах самого низшего звена (так, например, сельсоветы получили возможность решать ряд вопросов самостоятельно, минуя районные). Верховный же Совет продолжал оставаться необходимым атрибутом политической системы СССР. Все вопросы, выносимые на заседания Верховного Совета, решались единогласно, нередко важнейшие правительственные решения даже не обсуждались в высшем законодательном органе страны (например, ввод войск в Афганистан).

    От студентов требуется знание советской Конституции 1977 г. В главном документе государства провозглашалось окончательное построение развитого социализма, говорилось о переходе от диктатуры пролетариата к общенародному государству, объединяющему рабочих, крестьян и интеллигенцию, а также объявлялось о создании новой исторической общности людей - Советского народа. Кроме обязательного перечня политических и гражданских свобод (которые, кстати, присутствовали и в сталинской Конституции 1936 г.), в Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Студентам следует акцентировать внимание на статью 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую в нашей стране политическую монополию КПСС.

    Чтобы полнее представить себе политическую атмосферу в СССР, необходимо остановиться на личности Генерального секретаря ЦК КПСС. За 18 лет (1964–1982 гг.) правления вокруг имени Л.И. Брежнева был создан культ личности (необходимая компонента лидера советского государства). Достаточно сказать, что с 1966 г. по 1981 г. Брежнев станет четырежды Героем Советского Союза, будет награждён всеми высшими орденами страны, получит звание Маршала Советского Союза. Начинал свой путь будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС региональным партработником: в 1946–50 гг. возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, затем с 1950 г. по 1952 г. был первым секретарём ЦК КП Молдавии, в 1955–57 гг. возглавлял ЦК КП Казахстана, и лишь с 1957 г. стал членом Президиума ЦК КПСС. В исторической литературе высказано мнение, что Л.И. Брежнев фактически не управлял системой, предоставив партийно-государственной номенклатуре свободу действий, отчего пользовался с её стороны полной поддержкой.

    Отвечая на второй вопрос (4.2), студенты должны осветить три направления советской внешней политики в обозначенный период: взаимоотношения СССР со странами социалистического лагеря, капиталистическими странами и со странами «третьего мира».

    Укрепление влияния в социалистическом лагере, периодически переживавшем политические и экономические кризисы, было первостепенной задачей советского руководства.

    Следует акцентировать внимание студентов на процессах, происходивших в Чехословакии и Польше во второй половине 60-х гг. XX в. Компромиссные на первых порах экономические реформы постепенно начали затрагивать и политические основы этих государств. Особое опасение советского руководства вызывали изменения в Чехословакии, где всё больший вес приобретала оппозиционно настроенная интеллигенция. Компартию страны возглавил А. Дубчек, сменивший А. Новотного и взявший курс на демократизацию общественной и политической жизни. Были сняты цензурные ограничения, провозглашена гласность и стало реальным существование социалистической партии, оппозиционной коммунистам. Чтобы преодолеть экономический кризис, руководство Чехословакии подготовило реформу, дававшую большую свободу предприятиям и создававшую рыночные условия для их существования. Все эти изменения проходили на фоне непрекращающихся антикоммунистических выступлений. Советское руководство и лидеры других соцстран имели все основания бояться, что события в Чехословакии в любой момент могут выйти из-под контроля. Тем более, что под впечатлением «Пражской весны» произошли массовые студенческие волнения в Варшавском университете. Советское руководство все более склонялось к силовому разрешению кризиса, и в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского Договора (СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии) пересекли границы Чехословакии. В итоге, несмотря на непрекращающиеся акции протеста, А. Дубчек был отстранён от руководства страной, начатые им реформы были свёрнуты, а сама КПЧ подверглась основательной «чистке». Новый глава Чехословакии Г. Гусак одобрил ввод войск в свою страну и 6 мая 1970 г. подписал новый союзный договор с СССР.

    За событиями в Чехословакии последовали выступления в Польше в 1970 г. Сложная экономическая ситуация, падение уровня жизни повлекли за собой массовые забастовки рабочих, часто принимавшие форму вооружённого сопротивления властям. Советское руководство, не решившееся повторить чехословацкий вариант, пошло на компромисс: Польскую объединенную рабочую партию возглавил Э. Герек, сумевший на время погасить конфликт. Но экономический кризис 1980 г. вызвал новую волну противостояния властей и оппозиции (ядром которой стал профсоюз «Солидарность»). В результате ПОРП возглавил ставленник Москвы генерал В. Ярузельский, который ввёл в Польше в 1981 г. военное положение (продолжавшееся до 1983 г.).

    Подытоживая отношения СССР со странами Восточной Европы, студенты должны сформулировать основные положения, так называемой, «доктрины Брежнева», способствовавшей временному укреплению социалистического блока.

    Советскому руководству приходилось считаться с откровенно авантюрными настроениями Китая и Кубы в связи с американо-вьетнамском конфликтом. Объёмы помощи Ханою, которую оказывал СССР, вызывали резкую критику со стороны китайского и кубинского руководства, находивших данную помощь недостаточной. Дальнейшее охлаждение отношений между СССР и Китаем привело к вооружённым конфликтам в районе острова Даманский (в марте 1969 г.) и на озере Жаланашколь в Казахстане (в августе 1969 г.).

    Переходя к изучению взаимоотношений Советского Союза с ведущими мировыми державами, студенты должны обратить внимание на наметившуюся в конце 60-х гг. разрядку международной напряженности.

    Со второй половины 60-х гг. налаживаются экономические связи с Италией. Советский Союз начал экспортировать в Италию нефть, газ и обогащённый уран. В свою очередь, итальянская фирма «Фиат» построила автомобильный завод в г. Тольятти на Волге, начавший производство знаменитых отечественных «Жигулей».

    В 1966 г., после выхода Франции из военного блока НАТО, её президент Шарль де Голль был очень тепло встречен в Москве. Между двумя странами завязались тесные экономические и политические отношения.

    Как важный успех внешней политики СССР следует рассматривать урегулирование отношений с Западной Германией. 12 августа 1970 г. между СССР и ФРГ был заключён договор, разрешивший долгий и болезненный территориальный спор. Руководство ФРГ признавало послевоенные границы (в том числе, и рубежи по Одеру-Нейсе) и установившийся политический порядок в Восточной Европе.

    В мае 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. Во время визита были заключены договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и противоракетной обороне (ПРО). В 1972–1975 гг. между двумя странами заключены важнейшие соглашения, способствовавшие разрядке напряжённости в мире.

    Летом 1975 г. (3.июля –1 августа) в г. Хельсинки прошло международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), на котором присутствовали представители 33 стран (в том числе СССР, США и Канады). В итоговой Декларации, принятой по результатам Совещания, стороны договаривались о взаимном отказе от применения силы, провозглашали незыблемость границ, невмешательство во внутренние дела государств, гарантировали соблюдение прав человека.

    Но уже в 1977 г. начинается новый виток напряжённости между СССР и Западными странами. Среди причин очередного конфликта можно назвать и действия советского руководства, разместившего в европейской части страны ракеты РСД-10, и создание США нового типа вооружений - «крылатых ракет». Ухудшение советско-американских отношений сказалось на отказе конгресса США ратифицировать подписанный ранее договор ОСВ-2 (под предлогом ввода советских войск в Афганистан).

    Анализируя внешнюю политику СССР, студентам необходимо сосредоточить внимание на участии советских военных специалистов, воинов-интернационалистов в региональных конфликтах, в особенности на Ближнем Востоке и в Африке. Активное вмешательство Советского Союза во внутренние дела стран «третьего мира» способствовало, с одной стороны, ещё большему возрастанию его авторитета в мире, с другой - привело к новому обострению конфликта с Западом.

    Разбирая вопрос об участии советских войск в войне в Афганистане, студенты должны подчеркнуть основные геополитические и стратегические причины этого шага. За 10 лет афганской войны (1979–1989 гг.) Советский Союз потерял почти 15 000 человек убитыми и более 53 000 ранеными. Интервенцию в Афганистане геополитические противники Советского Союза мастерски использовали для нанесения ущерба образу и репутации страны в мире. С лёгкой руки президента США Р. Рейгана наша страна получила ярлык «империи зла».

    Переходя к изучению третьего вопроса (4.3) , в первую очередь необходимо отметить, что к моменту смерти Л. И. Брежнева (в ноябре 1982 г.) экономический кризис не только не был преодолён, но и усугубился. Беспрецедентного уровня достигла коррупция. Она поразила как Центр, так и регионы. В карманы чиновников всех уровней, начиная от мелких, заканчивая самыми высокопоставленными, непрерывно тёк денежный поток в виде взяток, подношений и подарков. Процветала практика всевозможных должностных злоупотреблений, приписок, протекционизма. В итоге, к середине 80-х гг. XX в. в стране окончательно сформировался привилегированный слой, состоявший из высших государственных чиновников, крупных хозяйственников, целью которых стала легализация накопившихся состояний и переход собственности от общественной (пусть и формально) в частную.

    Пришедший на смену Л.И. Брежневу новый Генеральный секретарь Ю. В. Андропов, ранее руководивший КГБ и лучше чем кто-либо другой представлявший масштабы кризиса советской системы, попытался переломить ситуацию. Было проведено несколько публичных судов над проворовавшимися руководителями столичной торговли и чиновниками, ряд директоров магазинов за экономические преступления были приговорены к высшей мере наказания. Около 50 членов ЦК КПСС лишились своих постов. По так называемому «брильянтовому делу» проходили дочь покойного Генерального секретаря Галина Брежнева и его зять Ю. Чурбанов. В республиках от власти были отстранены наиболее одиозные представители местного управления: кадровой чистке подверглось руководство Узбекистана, Грузии (по иронии судьбы, расследованием злоупотреблений в этой республике занимался её будущий президент Э. А. Шеварднадзе, который через 20 лет будет обвинён в аналогичных преступлениях), Краснодарского края. Всего по разным делам, связанным с должностными злоупотреблениями, проходило более 300 человек.

    Для того, чтобы оздоровить экономику, инициировался целый комплекс мер, который под давлением советской традиции свёлся к борьбе с внешними проявлениями кризиса (излишне жёсткий дисциплинарный контроль, дневные милицейские проверки в кинотеатрах, банях, магазинах, публичные наказания за пьянство и т. д.). Но, искореняя отдельные пороки, которые, по существу, были не причиной, а следствием сложившегося тяжёлого положения, новое руководство не предпринимало попыток кардинального реформирования одряхлевшей системы. Лишь в начале 1983 г. по поручению Ю. В. Андропова началась разработка положений будущей экономической реформы. Среди прочих изменений предусматривался переход к хозрасчёту, расширение прав предприятий и профсоюзов. Но смерть 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропова остановила реформы. Избранный на должность Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко возглавлял страну чуть больше года. Он не решился продолжить начинания своего предшественника, и дальнейшая работа над проектами преобразования страны приостановилась.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Основная литература

    ВертН. История Советского государства. - М.: Прогресс-Академия, 1994.

    История России. XX век / под ред. В. П. Дмитренко. - М.: АСТ, 2001.

    Новейшая история России 1914–2002 гг.: учебное пособие / под

    ред. М. В. Ходякова. - М.: Юрайт, 2004.

    Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти, 1945-1991. –

    Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.

    Дополнительная литература

    Безбородов А. Б., Мейер М. М., Пивовар Е. И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х – 80-х годов: учебное пособие. - М.: РГГУ, 1994.

    Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М.: Советская Россия, 1991.

    Из-под глыб // Сборник статей.- Paris: Ymka-Press, 1974.

    Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Кн. 2.. От Великой Победы до наших дней. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

    Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г. - М.: РГГУ, 1995.

    Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Т. II. Февраль 1956-нач. 1980-х гг.. - М.: МФД, 2003; Т. III. Сер. 1980-х – 1991 г. - М.: МФД, 2004.

    Тема 5. ПЕРЕСТРОЙКА М.С. ГОРБАЧЕВА

    И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    (И.Э. Сангаева)

    5.1. Кризис советского общества. Новый курс М.С. Горбачева.

    5..2. Перестройка. Попытки реформирования экономики и

    политической системы.

    5.3. Итоги и последствия перестройки.

    Первый вопрос (5.1 ). На рубеже 60-х-70-х гг. советское общество характеризуется нарастанием кризисных явлений во всех сферах жизни. С начала 70-х гг. планы развития экономики по большинству показателей не выполнялись. Темпы прироста национального дохода за 8-ю – 11-ю пятилетки уменьшились более чем в 2 раза: в восьмой пятилетке (1966- 1970 гг.) они составляли 7,2 %, в одиннадцатой (1981-1985 гг.) – только 3,1 %. Темпы прироста промышленной продукции достигли в восьмой пятилетке 8,5 %, а в одиннадцатой –3,7 %. По валовой продукции сельского хозяйства соответственно: 3,9 % и 1,1 %. Среднегодовые темпы роста производительности труда уменьшились более чем в 2 раза. Соответственно снижались темпы прироста валового национального продукта. Экономику все более захлестывал «вал». По валовым показателям многих видов продукции (производство чугуна, стали, сельскохозяйственных машин) СССР вышел на 1-е место в мире. Но это количество не отвечало новым требованиям качества. За внешним статистическим благополучием скрывалось растущее отставание от уровня мирового развития. Продолжалась милитаризация экономики, поглощая лучшие материальные и интеллектуальные ресурсы. Страна теряла свои позиции в научно-техническом прогрессе. Основной статьей импорта стали машины и оборудование. Три четверти объема нашей торговли занимала продукция добывающих отраслей (топливо, золото, лес, алмазы). К середине 80-х гг. ХХ в. нефть составляла 2/3 советского экспорта. Деформированное развитие экономики (промышленность подавляла сельское хозяйство, тяжелая промышленность – легкую) привело к тому, что многие товары попали в разряд дефицитных. Положение усугублялось и под воздействием перемен на международной арене (падение цен на энергоносители, афганская война и т.д.). Негативные явления в экономике отрицательно сказались на материальном положении населения. Среднегодовые темпы роста доходов на душу населения за 70-е гг. сократились почти в 3 раза. В стране по-прежнему широко использовался ручной и малоквалифицированный труд. При этом фактически отсутствовала система материального поощрения квалифицированного труда, господствовал уравнительный принцип оплаты.

    Изъяны экономического развития компенсировались, так называемой, теневой (черной) экономикой. Теневая экономика способствовала росту

    нетрудовых доходов, превращению служебных кабинетов высоких должностных лиц в доходные места. Доходы теневиков неуклонно росли и в начале 80-х гг. оценивались в 80 млрд. руб. Теневая экономика (различные виды индивидуальной трудовой деятельности, подпольные цеха по производству дефицита, изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях) в начале 80-х гг. давала продукции народного потребления повышенного спроса до 25% от всего товарооборота. Формировалась новая социальная группа подпольных предпринимателей, тесно связанная с частью партийной номенклатуры. Партийная номенклатура занимала особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ (спецобслуживание промышленными и продовольственными товарами, спецполиклиники, больницы, санатории). Все это способствовало обострению социальных проблем в обществе – росту пьянства, апатии и равнодушия. Возрастало недоверие общества к властным структурам, развивалось оппозиционное движение (диссиденты), которое выступило с открытой критикой системы. Власть отвечала репрессиями (помещение в психиатрические клиники, аресты, ссылки, высылка из страны, лишение гражданства и т.д.). Все более очевидной становилась объективная необходимость перемен.

    В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. С его именем связана новая политика, провозглашенная на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. и в 1987 г. получившая название «перестройка». В качестве первоочередной задачи выдвигалось ускорение социально-экономического развития страны и достижение на этой базе нового качественного состояния общества. М.С. Горбачев утверждал, что ускорение «призвано обеспечить материально и духовно богатую, социально динамичную жизнь советских людей в условиях мира, еще полнее и ярче раскрыть возможности и преимущества цивилизации исторически нового типа»1. Суть перестройки определялась как соединение социализма и демократии, полное восстановление ленинской концепции социалистического строительства.

    Идеология перестройки включала в себя: экономическую реформу, гласность, демократизацию, новые принципы выдвижения руководителей, социальную справедливость, новое политическое мышление, провозглашающее приоритет общечеловеческих целей выживания и общемирового развития. Экономика была объявлена ударным фронтом перестройки. Замыслы перестройки были масштабными и многообещающими: ставилась задача к концу столетия увеличить национальный доход почти в 2 раза, производственный потенциал в 2 раза, производительность труда увеличить в 2,5 раза, энергоемкость национального дохода снизить в 1,4 раза, металлоемкость - почти в 2 раза. Идеи перестройки были с энтузиазмом поддержаны народом, но вера людей в значительной степени зависела от того, насколько удастся выдержать должное соответствие замыслов и реальных дел.

    Второй вопрос (5.2 ). Раскрывая содержание вопроса, акцентируйте внимание на конкретных мерах, предпринятых правительством в экономической и политической сферах.

    Попытки реформирования экономики.

    В 1985-1987 гг. в стране осуществляется «стратегия ускорения». Суть ее сводилась к следующему:

    Новая инвестиционная и структурная политика, которая предполагала перенести упор с нового строительства на техническое перевооружение;

    Ускоренное развитие машиностроения, в котором усматривалась основа быстрого перевооружения всего народного хозяйства;

    Ускорение научно-технического прогресса, техническая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники;

    Укрепление дисциплины, повышение организованности и ответственности.

    Предполагалось ускорить развитие машиностроения в 1,7 раза и

    достигнуть мирового уровня уже в начале 90-х гг. Угрожающее отставание в техническом и технологическом отношении (наша страна «не заметила» технологической революции на Западе), медленное внедрение результатов научных исследований в производство (почти в 3 раза превосходя США по количеству инженеров, страна получала в 40 раз меньше средств от продажи лицензий за рубеж) объясняли необходимость предпринимаемых правительством мер. Однако проблема заключалась в путях решения поставленных задач.

    Главное в этих подходах инициаторы перестройки видели не в сломе административно-хозяйственной системы, сложившейся за предыдущие десятилетия, а в ее совершенствовании. Упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также на жесткий контроль произведенной продукции. Среди таких командно-административных мер наибольшую известность приобрели Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Закон о госприемке. Пьянство было объявлено одной из главных причин низкого состояния производственной дисциплины. Предполагалось ежегодно сокращать производство и реализацию водки и ликероводочных изделий на 10 % с тем, чтобы за 5 лет уменьшить их выпуск вдвое. На деле антиалкогольная кампания проводилась гораздо более энергично, производство алкогольных напитков сократилось почти в 2 раза уже в течение 1985-1986 гг., что резко уменьшило бюджетные поступления и вызвало сильное социальное напряжение в обществе, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения.

    Закон о госприемке создавал службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. В начале 1987 г. они действовали практически на всех крупных промышленных предприятиях. Среди других мер, призванных обеспечить «стратегию ускорения», были кадровая политика (обновление руководящего партийного аппарата) и создание советов трудовых коллективов на предприятиях с весьма широкими полномочиями, включавшими выборы руководящих работников, регулирование заработной платы в целях ликвидации уравниловки и соблюдения социальной справедливости. Однако трудовые коллективы обнаружили склонность к «коллективному эгоизму», выбирая удобных и покладистых начальников, стремясь любой ценой повысить цену выпускаемой продукции. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства не могли привести к позитивным изменениям в экономике. Напротив, программа ускорения серьезно подорвала казну, усилила бюджетный дефицит и товарный голод, который в глазах простых людей был главным показателем экономического кризиса в СССР.

    В январе 1987 г. М.С. Горбачев признал неудачу реформаторских усилий предшествующих лет, а ее коренную причину увидел в деформациях социалистического общества, сложившихся в 30-е годы ХХ в. Признав ошибки, М.С. Горбачев предложил новую модель социализма, которая, в сущности, развивала схему «социализма с человеческим лицом». Ключом к пониманию новой модели социализма стало слово «демократизация». Тотальная демократизация всех сфер управления обществом, согласно новой реформистской стратегии, должна была разрушить командно-административную систему, укоренить состязательность во всех сферах жизни, создать естественные механизмы динамичного развития общества. В сфере экономики новые идеи получили воплощение в модели хозрасчетного социализма.

    Концепция хозрасчетного социализма предполагала три основных принципа хозяйствования предприятий: самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление. В соответствии с новой концепцией, между предприятиями должна была возникнуть конкуренция (вместо социалистического соревнования), ценообразование должно было определяться механизмами рынка, рыночная среда выступала в качестве регулятора рентабельности, прибыли, заработной платы. Предприятиям предстояло самим заботиться о закупке сырья, сбыте продукции, инвестициях. Экономическая реформа предусматривала также постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения), развитие арендных отношений на селе, отказ от монополии внешней торговли, сокращение числа министерств и ведомств. В 1987-1988 гг. был принят ряд законодательных актов: Закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987г.), Закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.), Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей, которые должны были обеспечить реализацию концепции хозрасчетного социализма. В соответствии с законом о госпредприятии, роль центральных планирующих органов сводилась к подготовке контрольных цифр хозяйственного развития и определению государственного заказа, долю которого предполагалось постоянно снижать (на 1988 г. она планировалась в среднем на уровне 85 %). Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по свободной цене на выгодных для предприятий рынках. Предприятия также получали «свободу рук» в определении численности работающих, установлении заработной платы, выборе партнеров. Однако реформа забуксовала и к 1989 г. потерпела крах. Каковы причины провала реформы? Среди них:

    Полное отсутствие инфраструктуры, посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, которые наладили бы механизмы закупок сырья и сбыта продукции;

    Стереотипы сознания, характерные и для администраций, и для государства, и для рабочих;

    - « коллективный эгоизм» трудовых коллективов и предприятий.

    Подумайте, почему перечисленные факторы тормозили осуществление реформы, и какие это имело последствия?

    В 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике. Какие проекты антикризисных программ обсуждались правительством, и какой из них был принят? Охарактеризуйте основные положения принятой программы.

    Реформа политической системы .

    Основными направлениями внешней политики СССР в 1970-х - начале 1980-х гг. являлись укрепление социалистического содружества; стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами; поддержка международного коммунистического движения, национально- освободительных и революционных сил в третьем мире .

    На начало 70-х гг. приходится поворот в сторону разрядки международной напряженности . Этому способствовал достигнутый к 1969 г.военно- стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав государств СССР и США.

    Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и в 1979 г. - ОСВ-2. Процесс разрядки был закрепленХельсинкским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.). Европейские страны, СССР, США и Канада подписалиЗаключительный акт совещания , который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом совещания в Хельсинки стало обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

    Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась гонка вооружений , которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники.

    Приоритетной задачей советской внешней политики стало укрепление позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 1970-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и подчас прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего, в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) иОрганизации стран Варшавского Договора .

    Продолжалось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном о. Даманском. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта.

    СССР осуществлял последовательную поддержку национально- освободительных сил в развивающихся странах , провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. руб. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны.

    Во второй половине 1970-х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия).

    В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан, что являлось попыткой изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство страны во главе с Брежневым понимало, что этой акцией СССР противопоставил себя большинству стран, прежде всего, США и Китаю.

    Используя афганский фактор, Запад развернул широкую кампанию осуждения советской агрессии. Почти все ведущие страны Запада объявили СССР научно-техническую блокаду в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе. В 1979 – 1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия . В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

    В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы стратегической оборонной инициативы (СОИ).

    За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и опять к новому обострению международной напряженности. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

    2.1.Концепция «развитого социализма»

    Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государ­ственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распрост­раненных представлениях: можно построить справедливое общество, где в отношениях между людьми не было бы корысти, насилия и эксплуатации. Источниками всех этих бед объявлялись частная собственность и государ­ство. Таким образом, путь к идеалу должен был лежать через уничтожение всех признаков государства и через ликвидацию прослойки, обслуживаю­щей государственную власть, - бюрократии.

    Однако вся история социализма в СССР вступала в вопи­ющее противоречие с выводами марксизма об отмирании госу­дарства. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения бюрократии из «обслуги» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки прои­зошло выделение отдельных групп на основе различных госу­дарственных ведомств и структур. В сознании людей советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии.

    Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско-ленинской идеологии, оказался во второй половине 60-х гг. на грани исчезновения. Это проявилось в очевидном спаде массово­го трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т.п. Главной задачей в идеологии становится формирование у трудя­щихся веры в возможности советского строя.

    В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологичес­кая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период - стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалис­тического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «раз­витого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окон­чательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.

    Концепция «развитого социализма» призвана была, во-первых, «примирить» фундаментальные положения марксист­ско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, само­го государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обос­новать отход от прежних грандиозных проектов (экономичес­кая реформа 1965 г. - один из них) к более спокойному, ста­бильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность - сама по себе цен­ность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.

    Отношения СССР с капиталистическими странами

    Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в конце 60-х — начале 80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях

    Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

    Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира .

    Полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

    Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

    Заключение в 1972 г . между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности ”.

    В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г .

    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

    В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

    Несколько ранее (1971 г. ) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину , признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

    Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

    Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г . Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

    Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

    Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

    В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений.

    СССР и социалистические страны

    Руководство СССР в начале 60-х — 70-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции . Это означало международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ, расширение товарооборота. Был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, строились комбинаты в Венгрии, Румынии.

    Однако взаимоотношения с социалистическим лагерем испытывали и кризисные моменты .

    События в Чехословакии в 1968 г ., получившие название "Пражская весна", были вызваны попыткой чехословацкого руководства во главе с А. Дубчеком построить "социализм с человеческим лицом". Это означало на практике внедрение рыночных механизмов в экономику страны, что вызвало ответную реакцию советского руководства, оценившего такую деятельность как “контрреволюция ”. В Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши.

    Конфронтационные отношения складывались и с КНР . Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну.

    Общая ситуация в мире накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.

    в 1985 г . была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г . Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

    В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.