• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    История этикета очень интересна, и ее знание принесет нам несомненную пользу.

    Так что приглашаю всех присоединиться ко мне, для того, чтобы изучать вместе азбуку поведения.

    Правила поведения, как некоторые иногда думают, вовсе не придуманы меньшинством для того, чтобы мучить большинство. Они являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что не выдерживаю проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.

    Хотя пройти через него невозможно, есть три видовых экрана, из которых посетители могут видеть высокие стойки, стенку медных горшков и мерцающую печь. Обрамленные рецепты, статьи и другие памятные вещи из ее карьеры украшают окружающие стены - и, конечно же, есть телевизор, который играет на кулинарных шоу в петле.

    Интеллигенция и новые требования этикета

    Мораторий на должность «День труда» на белую одежду и аксессуары давно входит в число этикеток жестких лайнеров «самые священные правила». Но спросите своего среднего специалиста по этике, как это правило стало, и, скорее всего, даже она не могла его объяснить. Так почему мы не должны носить белые после Дня труда?

    В средневековье, например, считалось высшим проявлением благородства и изысканности, когда кавалеры садились с дамами за обеденный стол парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Рациональное зерно этого обычая — внимание к женщине — сохранилось до наших дней, хотелось бы надеяться, будет существовать и дальше. А вот есть из одной тарелки — это уже стало преданием давно минувших дней.

    Одно общее объяснение практично. На протяжении веков, ношение белого летом было просто способом оставаться спокойным? как изменение меню ужина или помещение чехлов на мебель. Не только не было кондиционера, но люди не ходили в футболках и недоуздок. Они носили то, что мы теперь будем считать довольно формальной одеждой, - говорит Джудит Мартин, более известная как обозреватель этикета мисс Маннерс. «И белый вес легче».

    Военные суды чести

    В жаркие летние месяцы белая одежда держала редакторов мод Нью-Йорка прохладно. Очень редко существует функциональная причина для правила моды, - отмечает Валери Стил, директор Музея Технологического института моды. Правда: трудно думать от плохой работы, чтобы спарить ваши черные туфли с коричневым поясом. Вместо этого, полагают другие историки, происхождение небелого после «правила рабочего дня» может быть символическим. Напротив, он добавляет, что белые льняные костюмы и шляпы Панамы на заносчивых курортах были «видом досуга».

    Современный этикет наследует лучшие обычаи прошлого, традиции поведения всех народов. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы впервые ввели в этикет правило предоставлять наиболее почетное место за столом самому уважаемому гостю.

    Обычно вручать почетным гостям символические ключи от города возник еще тогда, когда в европейских городах на ночь запирались городские ворота. И самым высоким знаком уважения и доверия к гостю было вручить ему ключи от этих ворот.

    Но такие нравы распространялись и аспирантами: те, которые были достаточно сообразительны, чтобы узнать все правила, увеличили шансы заработать билет в вежливое общество. «Это инсайдеры пытаются удержать других людей, - говорит Стил, - и посторонние пытаются забраться, доказывая, что они знают правила». Однако некоторые этики-рецепторы не покупают это объяснение. «Всегда есть люди, которые хотят отнести все в этикете к снобизму», - протестует Мартин. Было много маленьких правил, которые люди мечтали, чтобы раздражать тех, от кого они хотели отделить себя.

    Возможно, мало кто знает, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины носили на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. И чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Оружие теперь носят разве что военные, а обычай, тем не менее, сохранился.

    Есть, правда, обычаи, происхождение которых выяснить нелегко. Переходят они из поколения в поколение. Например, самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевам и или напротив них; в дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. «Уважение к минувшему, — вот черта, отличающая образованность от дикости», — говорил А. С. Пушкин.

    Каково бы ни было его происхождение, правило «День труда» постоянно встречается с сопротивлением из домов высокой моды. Модные правила предназначены для того, чтобы сломать те, кто может его вытащить, отмечает Косгрейв, и белые «выглядят действительно свежими, когда люди не ждут этого».

    К большому огорчению сарторийских пуристов этот скептицизм закона о Дне Труда просочился в господствующую Америку. Это может объяснить, почему некоторые, кто соблюдает сам обычай, теперь готовы идти на компромисс. Но и он не полностью списывает тех, кто это делает. Я уверен, что королева Англии в рождественском сезоне время от времени ставит на белый горностай.

    Этикет в самом широком смысле — это правила общения людей. Само слово «этикет» вошло в международный обиход в XVII веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От их французского названия и произошло слово «этикет», позднее вошедшее в языки многих стран.

    Даже древние нашли значение в этикете

    Так что, если это достаточно для нее, это достаточно хорошо для всех остальных, верно? - говорит он. «Вы не должны быть фашистами в этом». Для многих людей этикетом является не что иное, как искусство пытаться поймать кого-то, используя неправильную вилку на званом обеде. Они ошибаются, однако, поскольку этикет служил кодовым кодексом социального поведения на протяжении веков и очень полезен. Хотя мало кто думает об этикете в любое время, кроме как по случаю их свадьбы, мы все практикуем его каждый день, часто в рутине.

    Высшие круги французской аристократии предначертанием судьбы считали право диктовать изящество своих манер другим европейским странам. В 1713 году во Франции издали книгу с перечислением правил этикета, разошедшуюся затем по многим европейским странам. Называлась она «Искусство галантных бесед, или как стать человеком с хорошими манерами».

    Это взгляд на истоки этикета, как мы его знаем, заблуждения и современные формы для повседневной жизни, а также специальные события, такие как свадьбы. Вы были бы удивлены, узнав, что философы писали о социальном поведении и кодексах соответствующего поведения до тех пор, пока были философы? Фактически, при правильном использовании цель этикета - сделать нашу жизнь проще, а также приятнее.

    Социальные конвенции облегчают жизнь

    Представьте, если каждый раз, когда вы видели друга на улице или встречались с деловым знакомством, вам приходилось думать о новом способе поприветствовать его. Тогда представьте, что другой человек должен был попытаться расшифровать смысл в ваших действиях. Каждое случайное социальное взаимодействие становится сложной задачей для тщательной навигации, а не с чем-то, с чем можно легко справиться. Так будет мир без этикета. Вот почему наличие четкого протокола настолько полезно.

    Формальный этикет начинался с королевских судов

    Был большой круг придворных, дам и джентльменов, чья главная оккупация висела вокруг двора, посещала балы и балеты, обедала и выглядела потрясающе.

    Стремились не отставать и в России. При Петре I трижды издавали пособие для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В этой небольшой книжке вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как общаться в свете, сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, и какую позитуру принимать при поклоне. Этикет считался частью общего образования.

    Со временем были разработаны очень специфические правила поведения, которые в значительной степени могли возникнуть из-за того, что у дам и джентльменов суда не было конкретных занятий, кроме придворных. Коды поведения охватывали практически все социальные стили: от позы до столовой и особенно, танцы. Жесткие правила короля также были формой контроля, которую он держал над придворными: одно нарушение этикета, а оскорбительное лицо немедленно было выброшено из внутреннего круга.

    Тщательные ритуалы и элегантные манеры французского суда вскоре были приняты другими королевскими судами Европы. В то время как высшие классы разработали обширную систему этикета, охватывающую практически все виды социального взаимодействия, простолюдины не лишены собственной системы этикета, даже если они, возможно, не думали о ней как таковой. Обычай человека, помогающего женщине с автомобиля, который в значительной степени утрачен сегодня, также возник по практическим соображениям; когда дамы носили длинные платья, им было трудно изящно выйти из кареты без помощи.

    Этикетом в то время забавлялась придворная знать, щеголяли иностранные послы и посланники.

    Русская императрица Екатерина II заставляла придворных, не блиставших своими манерами, придерживаться правил разработанного при императорском дворе «эрмитажного устава». Среди прочего устав требовал «говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели». Далее предписывалось: «Ссоры из избы не выносить, а что зайдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей». За нарушение этого указания гостю навсегда закрывался доступ на приемы к императрице.

    Многие рыцарские практики разработаны для того, чтобы служить тандемам, чтобы показать уважение к другим и решить практические повседневные проблемы. Викторианская эра была одним из лидеров этикета, с набором формализованных правил, управляющих всеми аспектами жизни. Был кодекс поведения, который внимательно наблюдали дамы и господа. Хотя список правил был долгим, они не обязательно были обременительными. Многие из социальных конвенций, за которыми следуют люди «хорошего разведения», демонстрируют уважение к старшим и «более справедливый секс».

    В отдельные периоды истории царской России злоупотребление этикетом сочеталось с раболепием, преклонением перед иностранцами, с презрением к национальным традициям и народным обычаям.

    Наш великий А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» очень замечательно обличал манеры высшего света. А его Татьяна Ларина выделялась своими простыми и скромными манерами среди мертвящего этикета высшего света. Она была нетороплива,

    Предполагалось, что джентльмены откроют двери для дам, прогулятся по улице на тротуаре и опрокинут шляпы на проходящих знакомых на улице. Были также многочисленные тонкости о взаимодействиях между мужчинами и женщинами. Например, джентльмен мог только дать женщине определенные подарки, такие как конфеты, цветы или книги. Конечно, сдержанные викторианцы нашли способы выразить свою любовь тонко; «секретный язык цветов» был одним из способов для правильного молодого человека или женщины передать свои чувства к другому.

    Особенности поведения жителей Страны восходящего солнца

    Только после получения от него подарка женщина могла ответить взаимностью; недорогие подарки ручной работы считались респектабельными. Это понятие длилось долгое время. Если есть одна вещь, для которой известен викторианский этикет, это непонятный набор посуды, который использовался для изысканной кухни. Это, вероятно, где этикет заслужил свою репутацию не более, чем система, предназначенная для того, чтобы смешивать невинных гостей в гостях, проверяя их на их знание вилок. Несомненно, дамы той эпохи восхищались наличием прекрасной посуды для всех видов пищи, которые можно было бы подавать за столом, в результате чего были собраны серебряные коллекции, полные специализированных столовых приборов, таких как ягодные вилки и размалывающие вилки.

    Не холодна, не говорлива,

    Без взора наглого для всех,

    Без притязаний на успех,

    Без этих маленьких ужимок,

    Без подражательных затей...

    Все тихо, просто было в ней.

    А вот советы, написанные более трехсот лет назад великим чешским гуманистом Яном Амосом Коменским. Его «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году», с большим интересом читаются и сейчас.

    Однако дама или джентльмен, получивший образование в основных манерах стола, знал бы, что нет никакой тайны для выбора правильной вилки; нужно было только работать снаружи в сторону пластины для каждого курса. Сегодня не только такой же простой факт, как и сегодня, современный этикет утверждает, что в любой момент времени должно быть установлено не более трех вилок.

    Однако со времен Эмили Пост, на самом деле, они считались очень плохими манерами, чтобы попытаться поймать других в незначительных нарушениях этикета. Классическим примером является хозяйка, чей неосведомленный гость выпивает лимонную воду из чаши. Она не презирает или не обращает внимания на невинную ошибку, но вместо этого продолжает глотать содержимое своего собственного чаша для пальцев, чтобы успокоить ее гостя.

    Некоторые правила не потеряли и теперь своей актуальности, поэтому хочу привести их полностью:

    «— считай всех товарищей по учению за друзей и братьев;

    — не вступай в борьбу ни из-за чего, за исключением наук, но и в этом случае не затевай споров и враждебных выходок, но состязуйся прилежанием;

    — если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать их;

    Изменение времени приносит изменения этикета

    Были четкие соглашения относительно всего, что было уместно, чтобы поблагодарить хозяйку за званый обед, за приемлемое поведение во время ухаживания и социальные звонки. Был наряд для дневного убранства и городской дневной одежды. И, конечно же, обувь для дам, соответствующих ее сумке и белой обуви, никогда не была видна после Дня труда, если только носитель не был младенцем, медсестрой или невестой. Ярким примером было бы то, что курение было нормой на коктейльных вечеринках, в то время как сегодня очень немногие хозяева чувствуют необходимость держать пепельницы и коробки с сигаретами под рукой, чтобы быть гостеприимными.

    — не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально;

    — при встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай им место и свидетельствуй им свое почтение поклоном.»

    А вот еще один важный совет Коменского: «Остановиться с кем-либо, уставить глаза на незнакомого считается неприличным». Порой наши детки так и «едят» глазами незнакомого человека. Ими, конечно же, движет простое любопытство, а не желание обидеть этого человека. Но если этот жест любопытства перейдет в устойчивую привычку, то в мире взрослых он может в определенных случаях расцениваться, как бестактность. А иногда даже восприниматься, как оскорбление.

    Развитие этикета в России

    Для тех, кто полагает, что этикет безнадежно устарел, обратите внимание: манеры и этикет на самом деле довольно гибкие и развиваются вместе с социальными нормами день. Больше не было возбуждающе быть взрослым, и молодежь больше не стремилась стать элегантными дамами или любезными джентльменами, когда они росли. На самом деле никто не хотел вообще расти, и, конечно же, многие социальные тонкости были оставлены. Когда возникла так называемая сексуальная революция, старые представления о том, что требовалось для молодой леди, чтобы сохранить ее чистую репутацию, были довольно спорными.

    А вот каким условиям, по мнению Антона Павловича Чехова, должны удовлетворять воспитанные люди.

    «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы...

    Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!».

    Традиционный этикет в нескольких кругах

    Однако, как только старые правила ослабевали, новые ситуации создали потребность в новых наборах манер, которые этикет предоставил. Не все уголки общества отказались от традиционной формы нравов, и нигде это не является более очевидным, чем в верхних слоях общества, где определенные обычаи кажутся каменными, независимо от того, насколько изменится мир. В некоторых сообществах формальные классы этикета по-прежнему являются важной частью молодой леди, и все еще используются воспитательные и гравированные канцелярские принадлежности.

    Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

    Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеет душой и оттого, что не увидишь простым глазом...

    Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

    Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

    Они не рисуются. Держат себя на улице так же, как и дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии...

    Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

    Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.

    Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

    Они не говорят: «Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо и фальшиво...

    Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... Если он имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...»

    Вот вам и, пожалуйста, а ведь ничего и не изменилось. Ни по форме, ни по содержанию.

    Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

    Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

    Когда в 1793 году королеву Франции Марию Антуанетту вели к гильотине на смертную казнь, она наступила на ногу палачу. Невзирая на драматизм ситуации, она произнесла: «Прошу прощения, это получилось случайно». Даже перед смертью королева выполнила правила приличия и извинилась за допущенную оплошность, как того требовал этикет. Неслучайно считается, что история возникновения этикета - это процесс становления культуры общества в целом и каждого его представителя.

    Согласно некоторым сведениям, слово «этикет» впервые появилось во Франции, в период правления Людовика XIV, когда на приемах всем гостям вручались «этикетки», где рассказывалось, как следует себя вести. Однако определенные правила поведения как часть общей культуры существовали задолго до этого. Так, например, уже на пирах раннего средневековья (несмотря на то, что столовых приборов и салфеток в привычном понимании еще не было) было важно, кто сидит ближе остальных к хозяину, кого обслуживали первым и так далее.

    Индивидуальные столовые приборы появляются в Европе в XV веке, а в XVI становится обязательным использование для еды вилки и ножа, что является началом формирования европейского этикета. Заметное влияние на оформление правил поведения оказывает сложный придворный ритуал, который подчас был настолько запутанным, что потребовалось введение должности церемониймейстера, следившего за выполнением всех предписаний. Так, например, регламентировался список лиц, которые могли присутствовать при одевании монарха, сопровождать его на прогулках и так далее. .

    С наступлением эпохи Просвещения правила этикета не только повсеместно распространились, но и стали более демократичными, в отличие от придворных церемоний. Многие из них сохранились до настоящего времени. Так, рыцари снимали шлем, находясь в компании друзей - и тем самым демонстрировали доверие и расположение. Впоследствии дворяне стали снимать или приподнимать шляпу в знак приветствия - это правило актуально и сегодня.

    Требование этикета, согласно которому младший по положению или возрасту не должен протягивать руку первым, также берет начало в Европе нового времени, когда пожимать руку было принято лишь равному, в то время как вышестоящему - только целовать. Многие правила этикета, сформировавшиеся в Европе, позже легли в основу дипломатического протокола, соблюдение которого обязательно и в настоящее время.

    Обычай вручать почетным гостям символические ключи от города возник еще тогда, когда в европейских городах на ночь запирались городские ворота. И самым высоким знаком уважения и доверия к гостю было вручить ему ключи от этих ворот.

    Допустим, мало кто знает, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь лет двести--триста назад мужчины носили на левом боку оружие -- саблю, шпагу или кинжал. И чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Оружие теперь носят разве что военные, а обычай тем не менее сохранился.

    Первоначально правила этикета были едины и регламентировали одновременно юридические, экономические, родственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет не выступал в древние времена самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял часть этих правил. Разумеется, все эти правила были неписаными.

    Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал жизнь общества: взаимоотношения с другими государствами. Египетские фараоны, в частности Рамзес и теттский царь Хаттушиль Третий, в 1273 году заключили письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке. Возможно, что политический письменный этикет появился ранее других.

    Огромное значение межгосударственным делам придавали в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке, в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились послы как представители государств. В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые свидетельствовали об их представительной миссии, -- «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птиц и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья -- маневренность и подвижность.

    В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Устраивались празднества в честь иностранных послов. .

    В Средние века, богатые всевозможными трактатами, не обошлось и без трактата о поведении, то, чего требовалось от каждого воспитанного человека. Позднее возникает придворный этикет, написанный испанцем Петроусом Альфоронси.

    После Французской революции придворный этикет был существенно переработан, например, было отменено принятое ранее обращение на «вы», всем следовало говорить только «ты».

    В Германии Эразм Роттердамский написал правила для детей «Гражданство обычаев детских».

    Этикет как социальное явление возник во времена короля Людовика ХІV. Здесь впервые на приеме были предложены карточки «этикетки» с содержанием правил поведения на приеме у короля. В карточках указывался: время приема, место за столом, форма одежды, а также поведение на официальной части.

    Правила этикета были такие строгие, что даже сам монарх не имел права их нарушать. Вот исторически достоверный факт. Испанский король Филипп III сидел возле камина. Часть дров, которые занялись, выпала на пол. Придворного, обязанного следить за камином, на месте не оказалось. Никому из придворных король не позволил поставить заслонку. Самому же королю это сделать означало нарушить правила этикета и свою королевскую честь. Пламя охватило одежду. От полученных ожогов король Филипп III вскоре умер.

    Время определяло правила этикета. Вскоре этикет становится синонимом рыцарства. С его потребностями в доброте, такте, приличии, гостеприимстве, обожании женщины. Особенную страницу в истории этикета занимает явление рыцарства средних веков. Рыцари -- привилегированная социальная прослойка в странах западной и центральной Европы.

    В деяниях рыцарства проявлялись высоконравственные идеалы: беспокойство о сиротах, слабых вдовах, преклонения перед женщиной и защита ее чести. Наибольшая ценность для рыцаря -- сохранение своей чести. Классический образ рыцаря воплощен в литературном герое Дон Кихоти.

    На Руси бразды этикета исходят из глубокой древности. Обычай, ряд, т.е. сам собственно этикет, говоря по-французски, бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге,при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обедах, пиршествах... Жрец, волхв, кудесник -- слова синонимические. Слово жрец было избрано для именования языческих священнослужителей, так как яснее других указывало на сожжение жертвенных приношений. Тем более огонь, очаг -- у славян бог, пожирающий древесину, постоянно жрущий. А потому тот, кто священнодействует при особом жертвоприношении Богу, -- есть жрец.

    Хранителями правил поведения, обрядов и т.д. были в древности во всех странах старейшины, жрецы, на Руси -- обрядихи, волхвы или домовладыка -- огнищанин.

    В российском дворянском обществе Российской империи этикет состоял из правил королевских дворов европейских стран и носил подражательный характер. Что делалось в Париже на Елисейских полях, то происходило и в Петербурге на проспекте Невы, и в Москве на Тверскому бульваре. В этикете преобладала внешняя показательная сторона.

    Карьера молодого российского дворянина обеспечивалась умением вести себя в светском обществе, искусством которого он овладевал в кадетском корпусе. Женщины -- в институте благородных девушек. Светский человек обязан была ревниво придерживаться своей чести, давать решительный отпор попытке унизить ее достоинство. Однако в кодексе чести от дворянина требовалось снисходительно относиться к людям низшего слоя -- горничных, поваров, конюхов.

    Складывались правила этикета и в крестьянских семьях. Главным правилом жизни и поведения простого человека на селе -- честный производительный труд на родной земле. .

    Привилегированное общество царской России и Украины свыше двух столетий руководствовалось сводом правил поведения, собранных в книге под емким названием -- «Домострой». Книга написана священником Силиверстом в эпоху Ивана IV (XVI век). «Домострой» внес вклад в развитие этикетных правил среди российского и украинского дворянства. Примером светского поведения для дворян был императорский двор. Великолепие, импозантность, богатство олицетворяли знатность дворянина.

    Правила «Домостроя» содержали советы относительно поведения в семье, селе, городе, в государстве в целом. Они охватывали и воспитание детей, ведения хозяйства, приготовления еды, приема гостей, свадебные ритуалы.

    В «Домострое» определялась и роль родителей. Единоличная власть в семье принадлежит отцу. Он ее обладатель, имеет неограниченные права: может нагайкой полосовать лукавую жену; за огрехи сурово карать сына. Как видно, часть жизненных правил несет в себе рутину. Однако «Домострой» появился энциклопедией домашней жизни зажиточных семей России ХУІ-ХУІІ веков.

    Фиксироваться письменно этикет начал в римских рукописях, например в гомеровской «Одиссее». О культуре поведения в обществе, за столом, как одеваться, говорить, пить и знакомиться с женщинами блестяще написал в своей поэтической поэме «Искусство любить» Овидий. Со временем появился этикет политический. Влияние церкви на этикет было всегда ощутимым. Родиной светского этикета считают Италию. Россия до XVI века в принципе была в изоляции, хотя некоторые новшества этикета из западных стран доходили и до нее.

    Письменные правила поведения на Руси были напечатаны в книге «Правила поведения» в 1204 году. Как вести себя в жизни, поведал своим сыновьям князь Владимир Мономах («Поучения Владимира Мономаха»).

    В 1717 году по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». По указу Петра І она трижды переиздавалась.

    В 20-х годах XX столетие в советской стране к правилам приличия и светского общения установился стойкий этикетный нигилизм. Книга «Домострой», как книга мещанской морали, была отброшена. Засуживалась галантность мужчин по отношению к женщинам; критическое отношение к модной одежде, ношению галстука, шляпе, ювелирным изделиям. Дальше -- пожатие руки, как форма приветствия, отменялось.

    Нужные были годы, чтобы вернуться к нормам общения и правил хорошего тона. Этикет в обществе стал выполнять социально-культурную функцию, содержал в себе особенности национальной культуры.

    Все многочисленные правила хорошего тона и кодексы поведения отражают на свой лад различные эпохи, моральные воззрения господствовавших классов, ушедших в прошлое общественных формаций.

    Распространение этикета в России начинается в эпоху Петра I. До этого привилегированные сословия руководствовались исключительно «Домостроем» - сводом правил, написанным священником Сильвестром в середине XVI века. Они предписывали безоговорочно соблюдать авторитет главы семейства, который должен был строго наказывать детей и жену за провинности и непослушание. .

    Особое внимание Петр уделял светской жизни - в частности, организации балов (в начале XVIII века они назывались ассамблеями). Император лично составил регламент их проведения. Так, зимой они начинались в государевом дворце, а заканчивались в доме обер-полицмейстера, а летом проходили в Летнем саду. При этом самая большая комната отводилась для танцев, а соседние помещения оборудовались для игры в шашки, курения трубок. Задача хозяина дома была довольно проста - предоставление помещения и обеспечение напитками. Европейские традиции в формировании правил поведения усилились в XVIII и XIX веках. Каждому сословию предписывался определенный стиль в одежде, французский язык становится обязательным, как и поклоны, реверансы. Одним из важных этапов в жизни женщины было представление к императорскому двору. Этой чести удостаивались жены статских советников и генералов. Причем расписывалась не только процедура представления, но и женский туалет. Так, платью надлежало быть шелковым, а если церемония проходила вечером - то с короткими рукавами и вырезом. Многие правила этикета были забыты в советское время, некоторые сохранились, но стали более демократичными. Однако любое взаимодействие между людьми предполагает выполнение определенных условностей, без знания которых невозможно считать себя вежливым и воспитанным человеком. .