• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Образование СССР определялось следующими причинами:

    необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления НЭПа;

    объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

    Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

    29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

    30 декабря 1922 г. открылся съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: «Декларация об образовании СССР» и «Договор об образовании СССР». «Доклад о Декларации» и «Договор об образовании СССР» сделал на съезде И.В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР.

    Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В.И. Ленин.

    Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

    На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав РСФСР) и двух самостоятельных государств - Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

    На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. 13 мая 1925 г. на III съезде Советов СССР были одобрены решения Узбекской ССР и Туркменской ССР, и последние были приняты в состав СССР. На них стало распространяться действие договора об образовании Союза ССР.

    Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926 г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР. На VI съезд Советов Союза ССР, прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР.

    На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР. В ее составе в феврале 1925 г. возникла Кара-Калпакская автономная область, которая в 1930 г. вошла непосредственно в РСФСР, а в 1932 г. была преобразована в АССР. В октябре 1924 г. образовалась Кара-Киргизская автономная область (в составе РСФСР), переименованная в 1925 г. в Киргизскую АО и преобразованную затем в АССР (1927 г.).

    Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и проведение демонстраций и назначили внеочередные парламентские выборы. На выборах, состоявшихся 14 июля во всех трёх государствах, победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа - единственные избирательные списки, допущенные к выборам. По официальным данным, в Эстонии явка составила 84,1 %, при этом за Союз трудового народа было отдано 92,8 % голосов, в Литве явка составила 95,51 %, из которых 99,19 % проголосовали за Союз трудового народа, в Латвии явка составила 94,8 %, за Блок трудового народа было отдано 97,8 % голосов. Выборы в Латвии, согласно информации В.Мангулиса, были фальсифицированы.

    Вновь избранные парламенты уже 21-22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3-6 августа 1940 г., в соответствии с решениями. Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза. Из литовской, латвийской и эстонской армий были сформированы литовский (29-й стрелковый), латвийский (24-й стрелковый) и эстонский (22-й стрелковый) территориальные корпуса, вошедшие в состав ПрибОВО.

    Класс: 9

    Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

    Задачи урока:

    • Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.
    • Определить предпосылки образования СССР.
    • Рассмотреть различные планы объединения республик.
    • Определить принципы построения СССР.

    План урока:

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Первые шаги национальной политики Советского государства.
    3. Предпосылки образования СССР.
    4. Проекты объединения республик.
    5. Образование СССР.
    6. Конституция СССР 1924 г.
    7. Заключение.

    Понятия: автономия, федерация, суверенитет, советизация

    Оборудование урока: карта «Образование СССР 1922–1940», учебник, раздаточный материал (документы), иллюстративный материал (гербы и флаги советских республик, СССР).

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Форма урока: урок с элементами лабораторной работы.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Распад СССР в 1991 году является одним из самых значительных и драматических событий мировой истории XX века. Тем более истории русского народа второй половины XX века, когда многие стали очевидцами распада СССР – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. История граждан СССР – это история людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев.

    Цель нашего занятия рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР. А на последующих уроках – узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось. Географическое положение России заставляло ее, начиная с XV века, вести непрерывную колонизацию новых территорий и, в конечном итоге, обрекло на «имперскую судьбу». Наряду со славой и величием этот статус принес стране и массу проблем, в том числе – внутренних, в частности, национальных. Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей. Необходимо отметить, что национальный вопрос был одним из важнейших в истории России XX века. В ходе урока мы выясним, как был решен национальный вопрос в Советском государстве.

    2. Первые шаги национальной политики Советского государства.

    Прежде всего, давайте вспомним из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период:

    1) Как была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу на II съезде РСДРП в 1903 г.?

    • Первая часть программы: право наций на самоопределение и их равноправие.

    2) Приведите примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г. (Приложение 1)

    Как вы понимаете, что такое автономия ?

    • самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства.

    3) Каковы были шаги партии большевиков по реализации первой части программы после прихода к власти?

    • 25-26 октября 1917 г. приход большевиков к власти.
    • равенство народов России;
    • их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
    • отмена национальных и религиозных привилегий;
    • свободное развитие национальных меньшинств населяющих территорию России.

    10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

    Работа с документом № 1 (Приложение 2)

    Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

    Ответ на вопрос : в основе документа лежит принцип федеративного устройства государства – это форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы, имеющие свои органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти.

    Федеративное устройство страны закреплялось в Конституции 1918 г. и ее названии – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР)

    Учитель: В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства.

    К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

    Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

    Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши.

    Запись в тетрадь:

    Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.

    Апрель 1922 г. И.В.Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б), оставался наркомом по делам национальностей.

    Он возглавил подготовку к объединению республик.

    3. Предпосылки образования СССР.

    Каковы же предпосылки объединения республик?

    Работа с документом № 2 (Приложение 3)

    Текст выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.

    Ответ на вопрос : беседа с классом и запись в тетрадь.

    Предпосылки образования СССР:

    1. Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.
    2. Стремление к единой внешней безопасности республик.
    3. Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.
    4. Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.

    Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.

    В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.

    5. Образование СССР.

    Запись в тетрадь:

    30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

    Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся:

    1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);

    1929 г . Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;

    1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;

    1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);

    1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.

    6. Конституция СССР 1924 г.

    Работа с документом № 3 (Приложение 4)

    Из союзного договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.)

    Изучите документальный материал и составьте схему высших органов власти и управления СССР (схема) (Приложение 5)

    Союзный договор содержал ст. 22 о флаге и гербе СССР. Сообщение учащегося о государственной символике СССР.

    7. Подведение итогов.

    Беседа с классом:

    Каково значение образования СССР?

    Использование цитат «Из речи М.И. Калинина на I съезде Советов СССР»; «Из Обращения Президиума ЦИК СССР ко всем народам и правительствам мира в связи с образованием СССР»:

    • в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;
    • образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима;
    • усиление военной мощи страны;
    • позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру;
    • сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.

    Учитель: несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выйти из СССР на практике эти нормы не будут соблюдаться. Не могли республики выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода. Невзирая на Конституцию, Сталин в полном объеме реализует свой автономизации. Ущемление прав национальностей и даже переселения, депортации целых народов в эпоху сталинизма будут обычным делом. По сути СССР с самого начала являлся жестко централизованным государством, а власть Советов на деле подменялась властью Коммунистической партии.

    Литература:

    1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1994.
    2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940 гг. М., 1992.
    3. История национально-государственного строительства в СССР. 1917–1978 гг. М., 1978.
    4. Кириллов, М.Н. Чернова Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков. М., 2000.
    5. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России. М., 2001
    6. Хрестоматия по истории России. 1917–1940 / Под ред. М.Е.Главацкого. М., 1994

    5 марта 1953г. умер И. В. Сталин, и сразу же началась борь­ба за власть в высшем советском руководстве. В этот же день состоялось совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета.

    Г. М. Маленков занял пост Председателя Совета Министров СССР, т. е. воз­главил правительство.

    Л. П. Берия стал его первым заместите­лем, одновременно возглавив министерство внутренних дел, объединенное с министерством государственной безопасно­сти (МВД+МГБ).

    В. М. Молотов также стал первым заместителем Мален­кова и одновременно министром иностранных дел, сосредо­точив в своих руках внешнюю политику.

    Н. С. Хрущев занял пост секретаря, а с сентября 1953г. - Первого секретаря ЦК КПСС, т. е. возглавил партийный аппарат.

    I этап март-июнь 1953г.

    Формально Г.М. Маленков занимал наиболее важный пост в государстве, но получив, его по взаимной договоренности с партийной элитой и на определенных условиях, он сразу заявил о «коллективном руководстве» и прекращении политики культа личности.

    Но, тем не менее, каждый из них стремился упрочить свое положение в руководстве, но всех объединил страх перед возможностью установления диктату­ры Берии.

    Поскольку именно с его личностью связывали размах репрессий, Л.П. Берия поспешил обелить себя в глазах народа и выступил с целым рядом предложений:

      предоставление амнистии всех осужденных внесудебными органами, прежде всего «тройками», об ограничении компетенции Особого совещания при МВД, о возвращении спецпоселенцев. Амнистия марта 1953г. коснулась только лиц, осужденных на небольшие сроки за уголовные преступления, тем не менее, их количество составило 1 млн. 200 тыс. чел.

      было прекращено дело врачей, он же добился публикации в «Правде» сообщения о реабилитации осужденных врачей.

      реорганизация структуры МВД: ГУЛАГ был передан в министерство юстиции, Управление по делам военнопленных ликвидировали, были ограничены права Особого совещания при МВД СССР.

    В Кремле возник заговор против Берии, который возглави­ли Хрущев и Маленков. Главным пунктом обвинения звучало «преступное посягательство» Берии на партийное руководство обществом – организация заговора для захвата власти, ликвидации советского строя, реставрации капитализма. 26 июня 1953г. на заседании в Кремле Берия с помощью маршала Жукова и ряда других военных был арестован, поспешно судим, (суд был закрытым) и 23 декабря 1953г. казнен.

    Уже в 1953г. в партийной печати появились статьи, в кото­рых в общих фразах говорилось о «культе личности» как чуж­дом марксизму-ленинизму явлении (без упоминания имени Сталина). В узком кругу высшего руководства первым обви­нил Сталина в культе личности Маленков, но его мнение не предназначалось для широкой огласки.

    На вершине власти оказались Г. Маленков и Н. Хрущев – первый секретарь ЦК.

    В сентябре 1953г. ликвидируется Особое совещание при МВД – орган внесудебных репрессий. В марте 1954г. органы государственной безопасности вновь выделены из МВД – образован Комитет государственной безопасности. Прекращено «ленинградское дело». Ответственность за этот и другие процессы была целиком возложена на Л.Б. Берию и бывшее руководство МГБ.

    В 1955г. на январском Пленуме ЦК Н.С. Хрущев инициировал претензии к экономическим и внешнеполитическим новациям Г.М. Маленкова.

    Н. С. Хрущев сумел, опираясь на партийный аппарат, укрепить свои позиции. В 1955г. ему удалось оттеснить Ма­ленкова, обвиненного в недооценке роли тяжелой промыш­ленности, и заменить его на посту Председателя Совета Ми­нистров СССР более послушным Н. А. Булганиным. Г. М. Маленков остался членом Президиума ЦК и Совмина.

    Таким образом, бразды правления сосредоточились в руках Хрущева. С его деятельностью связана попытка десталиниза­ции, получившая название «оттепель».

    В эти годы начали постепенно пересматривать дела поли­тических заключенных. Широкой волной шла их реабилита­ция (восстановление в правах и доброго имени). В 1955г. во главе с членом ЦК П. Н. Поспеловым была создана комиссия для расследования деятельности Сталина. Эта комиссия со­брала обширный материал и представила его высшему руко­водству. На заседании Президиума ЦК партии (так с 1952 по 1966 гг. называлось Политбюро) было решено, что по матери­алам комиссии Хрущев выступит с докладом на очередном, XX съезде КПСС.

    XX съезд КПСС проходил в феврале 1956г. Из-за противо­действия Молотова, Маленкова, Кагановича и некоторых дру­гих вопрос о Сталине не прозвучал в отчетном докладе ЦК, с которым выступал Хрущев. В результате компромисса доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» был сделан на специальном закрытом заседании съезда 25 февраля уже после выборов ЦК КПСС. В советской печати этот доклад был впервые полностью опубликован лишь 33 года спустя, в 1989г., хотя на Западе его стали публиковать уже в том же 1956г.

    В докладе не содержалось глубоких теоретических обобще­ний, в нем о многом умалчивалось, и, тем не менее, доклад можно назвать историческим. В нем Хрущев сказал о личной причастности Сталина к репрессиям, привел ряд конкретных примеров, которые произвели большое впечатление на деле­гатов съезда. Однако весь пафос доклада сводился к тому, что в беззакониях обвинялся только Сталин. Ничего не говори­лось о его ближайшем окружении, о тех, кто помог Сталину возвыситься, кто создавал культ его личности, в том числе и о роли самого Хрущева.

    После XX съезда процесс десталинизации получил допол­нительный импульс после публикации 30 июня 1956г. поста­новления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Это был также противоречивый, непоследова­тельный, компромиссный документ. В нем ничего не говорилось о корнях сталинской диктатуры, все сводилось к личным недостаткам Сталина, на которые указывал еще Ленин. Дале­ким от действительности был и основной вывод постановле­ния, что культ личности Сталина «не мог изменить и не изме­нил природы нашего общественного строя». И все-таки это постановление стало первым открытым документом, разобла­чающим Сталина.

    Критика Хрущевым Сталина, принятие им единоличных решений без обсуждения в Президиуме ЦК, причем решений, не всегда продуманных и логичных, вызвали недовольство среди некоторых членов высшего руководства страны.

    В 1957г. они решили сместить Хрущева. 18 июня 1957г. на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущев остался в мень­шинстве. Большинство членов Президиума, возглавляемых Молотовым, Маленковым, Кагановичем, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, но Хрущев этому решению не подчинился, так как на этот пост он был избран Пленумом ЦК, а не Президиумом. При под­держке министра обороны маршала Г. К. Жукова и председа­теля КГБ генерала И. А. Серова ему удалось собрать Пленум ЦК, который поддержал Хрущева и осудил «антипартийную группу Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Все они были сняты с занимаемых постов, отправлены на второстепенные должности (Маленков был назначен директором электростанции, Молотов – послом в Монголию, Каганович – директором горно-обогатительного комбината), а затем на пен­сию.

    В 1958г. Хрущев еще более упрочил свое положение, заняв пост Председателя Совета Министров СССР, устранив с этой должности Булганина под предлогом поддержки им «антипар­тийной группы». Еще раньше, осенью 1957г. в результате на­думанного обвинения в бонапартизме был отправлен в отстав­ку маршал Жуков. Отставку получил и генерал Серов.

    В 1959г. советскому народу было объявлено, что социа­лизм в СССР победил полностью и окончательно и началась эпоха строительства коммунизма.

    На XXII съезде КПСС в 1961г. было принято решение вы­нести из мавзолея саркофаг с телом Сталина и захоронить его у Кремлевской стены. В решении съезда было записано, что к 1980г. в СССР будет построено коммунистическое общество.

    Съезд принял программу строительства коммунизма, рассчи­танную на 20 лет. Она стала еще одной великой утопией Стра­ны Советов.

    Наиболее важными итогами внутриполитической деятель­ности Хрущева можно назвать следующие:

      были пересмотрены дела сотен тысяч заключенных ГУЛАГа; большинство политзаключенных были освобожде­ны из тюрем и лагерей и реабилитированы, но реабилита­ция, в том числе посмертная, оказалась неполной;

      были закрыты многие лагеря, где содержались политзак­люченные, но некоторые все же остались (в Мордовии и Перм­ской области);

      осуществлена реабилитация репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов (балкарцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, чеченцев). Их возвратили на прежние места обитания, восстановили автономию. Не были реабили­тированы и возвращены немцы Поволжья и крымские татары;

      был нанесен серьезный удар по сталинским методам правления, по тоталитаризму. Однако тоталитарная система трансформировалась в авторитарную, при которой власть концентрировалась в руках одного человека или органа (на­пример, Политбюро);

      появились надежды на демократизацию и либерализа­цию советского общества, но ни Хрущев, ни советское руко­водство в целом не были готовы к глубоким либерально-демо­кратическим преобразованиям.

    Таким образом, внутриполитическая деятельность Хруще­ва при всей ее важности и значимости была весьма непоследо­вательной и противоречивой.

    В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР велась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов (оформлен военно-политический блок в Юго-Восточной Азии -- СЕАТО). Военно-политические блоки создавались для сдерживания влияния «социалистического лагеря» и национально-освободительного движения колониальных народов.

    На протяжении 1954--1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния войны с Японией, в сентябре 1959 г. Н.С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом оставалась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуации. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

    Новый поворот к «холодной войне» произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада. Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло решение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Противостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских -- из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Между президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была установлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь. В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,8 млн. человек в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г.), а также сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота). Но при этом продолжалось наращивание и совершенствование более современных видов оружия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана водородная бомба.

    Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами). Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

    Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний ядерного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

    Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальной структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.


    4. Внешняя политика

    Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г., и берлинский кризис, 1961 г.).

    Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г. СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г.). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

    На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.

    5. Либерализация внешнеполитического курса .

    В отношениях между ведущими странами Запада и странами социалистического лагеря продолжалось состояние "холодной войны". На Западе продолжалось создание военно-политических блоков, направленных против СССР и стран социалистического лагеря. Был оформлен союз СЕНТО, в который вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока. Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии - СЕАТО.

    В ответ на это СССР, Болгария, Польша, Румыния, ГДР, Чехословакия, Албания 14 мая 1955 г. подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого документа в целях проведения единой оборонной политики была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). ОВД ставила своей целью обеспечение безопасности стран социалистического лагеря и поддержание мира в Европе.

    Одним из последствий создания противостоящих военно-политических блоков стало осложнение международной обстановки.

    Тем не менее, советское руководство стало стремиться к расширению взаимоотношений СССР с другими странами. Н.С. Хрущёв предпринял ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран. Были восстановлены дипломатические отношения с Австрией и ФРГ. В 1955 г. советскому руководству удалось нормализовать взаимоотношения с Югославией. В 1956 г. было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией.

    К концу 50-х гг. СССР был связан торговыми соглашениями более чем с 70 государствами.

    В послевоенное время в колониях ослабло влияние Англии и Франции. С середины 50-х гг. целый ряд колониальных стран Азии и Африки обрёл независимость. СССР стал прилагать усилия для вовлечения молодых независимых государств в орбиту своего влияния. Так, в 1955 г. Н.С. Хрущёв и Н.А. Булганин посетили Индию, Бирму, Афганистан. В обмен на неприсоединение к проамериканским блокам эти страны получили большие кредиты. При участии советских специалистов в Индии сооружался металлургический комбинат в г. Бхилаи, со временем он стал символом советско-индийской дружбы.

    Укреплялись позиции СССР в арабском мире. В 1956 г. СССР оказал дипломатическую помощь независимому Египту во время англо-французской и израильской агрессии. В 1957 г. СССР занял решительную позицию во время военного давления США на Сирию. В 1958 г. под угрозой советского вмешательства Англия и США вывели свои войска из Ливана и Иордании.

    В 1955-1958 гг. СССР установил дипломатические отношения Ганой, Гвинеей, Ливией, Либерией, Марокко, Суданом, Тунисом.

    При финансовой и технической помощи СССР в разных странах было построено около 6000 предприятий.

    В 1957 г. министром иностранных дел СССР стал А.А. Громыко - профессиональный дипломат. Он приложил немало усилий для дальнейшего развития международных связей СССР.

    Вместе с тем в рассматриваемый период возникали сложности во взаимоотношениях СССР и других стран. Так, в 1956 г. в Венгрии антисоциалистические выступления приняли вооружённый характер. 4 ноября 1956 г. начался ввод советских войск в Будапешт. Антисоциалистическое выступление силой оружия было подавлено.

    1953 - 1956 гг. вошли в историю как эпоха "великой дружбы" СССР и Китая. Советские специалисты оказывали помощь в сооружении на территории Китая 150 промышленных объектов. До ХХ съезда Китай был основным партнёром СССР в Азии. Но критика "культа личности" И.В. Сталина встретила непонимание китайских властей. Китайскую позицию поддержали Албания, КНДР, Румыния. В 1959 г. во время китайско-индийского пограничного конфликта СССР занял нейтральную позицию. Мао Цзедун посчитал это оскорблением, так как, на его взгляд, Москва не должна одинаково относиться к пролетарскому Китаю и буржуазной Индии. В Китае была развёрнута шумная антисоветская кампания. В ответ из Китая были отозваны все советские специалисты, Москва потребовала вернуть все кредиты, предоставленные начиная с 1950 г.

    Противостояние двух систем в 1962 г. едва не вылилось в новую мировую войну. США создали к этому времени свои военные базы на территории Турции, Италии, ФРГ и разместили на них ракеты с ядерными зарядами. Размещение американских военных баз в Турции представляло большую опасность для безопасности СССР. В 1962 г. по просьбе кубинского руководителя Ф. Кастро СССР стал тайно создавать на Кубе военную базу. В ответ американский президент Д. Кеннеди установил военно-морскую блокаду Кубы и потребовал вывести советские войска с территории Кубы. Войска СССР и ОВД, с одной стороны, и США и НАТО, с другой, были приведены в полную боевую готовность. Только благоразумие Н.С. Хрущёва и Д. Кеннеди спасло мир от ядерной катастрофы. Руководители двух мировых держав достигли компромисса: СССР вывозил ракеты с Кубы, США - из Турции и Италии; США гарантировали безопасность режиму Ф. Кастро.

    Советское руководство предпринимало также меры для того, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний ядерного оружия. В 1955 - 1960 гг. СССР в одностороннем порядке сократил свои вооружённые силы на 3,3 млн. чел.

    В 1963 г. в Москве был подписан договор между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. За короткий срок к этому договору присоединились более 100 государств.

    Внешнеполитическая деятельность советского правительства в 1953 - 1964 гг. привели к некоторому смягчению международной напряжённости.

    Заключение


    Период Отечественной истории с 1953 по 1964 гг. называют периодом политической "оттепели". Это время связано с именем Н.С. Хрущева, с его попытками осуществить либерализацию внутренней и внешней политики СССР.

    Высокий уровень советской науки способствовал появлению новых отраслей промышленности - ядерной энергетики.

    В 1959 г. в СССР были построены первые атомные подводные лодки.

    Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний

    Развивалась электроэнергетика.

    В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством.

    После осуждения культа личности в стране началась широкая реабилитация. Вначале реабилитация коснулась отдельных личностей, затем - целых народов.

    Были осуществлены меры по улучшению социального положения населения. Для подростков устанавливался 6-час. рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на 2 часа в субботние и предпраздничные дни. В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. Размер пенсий некоторых категорий населения увеличивался в 2 раза. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

    Наибольший успех был достигнут в области жилищного строительства.

    Список литературы:

    1. История России (IX – XX вв.): Учебное пособие. Отв. ред. Я. А. Перехов. –

    «Москва», 2000г. стр. 378

    2. Боффа Дж. История Советского Союза. Том 2, от Отечественной войны до

    Положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941-1964гг. -

    «Москва», 1994 г., стр.301

    3. Д. Боффа., «История Советского Союза», «Москва», 1990 г., стр. 287

    Краткое описание

    Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии.

    Оглавление

    Введение …………………………………………………. …………………….3
    1.СССР в 1953-1964 гг. Н.Хрущев. Политика оттепели ………………………….5
    2.Политические реформы Н, Хрущева …………………………………………… 6
    3.Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)……………… 7
    4.Внешняя политика………………………………………………………………... 9
    5.Либерализация внешнеполитического курса………………..…………………. 11
    Заключение ………………………………………………………………………. 14
    Список литературы ……………………...............................................................