• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Первый

    А знаете ли вы, что первые выборы президента США состоялись в 1789 году, и победивший на них Джордж Вашингтон стал первым и последним президентом, получившим 100 процентов голосов выборщиков.

    Первая церемония инаугурации президента состоялась 30 апреля 1790 года в Нью-Йорке и в значительной степени определила традиции таких церемоний на все последующие годы. В частности, именно Вашингтон прибавил к тексту присяги фразу "И да поможет мне Бог" (And so help me God), которую с тех пор традиционно произносят все президенты, вступая в должность.

    Самые

    А знаете ли вы, что самое короткое президентство продлилось всего месяц: страдавший целым букетом болезней Уильям Гаррисон вступил в должность 4 марта 1841 года, а уже 4 апреля умер. Дольше всех президентский пост занимал демократ Франклин Делано Рузвельт (1933-1945). Он был единственным, кто побеждал на выборах четыре раза.

    После этого американцы решили законодательно закрепить заложенное Джорджем Вашингтоном, но бывшее до тех пор неписанным правило не занимать президентское кресло больше двух сроков. Соответствующая поправка к Конституции (22-я по счету) была принята в 1951 году при преемнике Рузвельта демократе Гарри Трумэне.

    Единственный человек, занимавший президентский пост два срока не подряд, - демократ Гровер Кливленд (1885-1889 и 1893-1897). Теодор Рузвельт в 1912 году баллотировался на третий срок (не подряд), но проиграл выборы.

    В 1992 году кандидат от Партии реформ Росс Перо, техасский бизнесмен, набрал почти 19 процентов голосов граждан, что стало самым высоким результатом для кандидата от "третьей силы". Тем не менее, он не получил большинства ни в одном штате и, соответственно, ни одного голоса выборщика.

    А знаете ли вы, что самым старым президентом был Рональд Рейган (69 лет, 11 месяцев и 14 дней на момент первой инаугурации). Если выборы 2008 года выиграет Джон Маккейн, то самым старым президентом будет он. А самым молодым президентом был Теодор Рузвельт (стал президентом без выборов, когда ему было 42 года, 10 месяцев и 18 дней). Самым молодым президентом на момент избрания был Джон Кеннеди (43 с половиной года).

    Рекорд долгожительства среди американских президентов поставил Джеральд Форд, проживший 93 года и 165 дней.

    Самым высоким американским президентом был Авраам Линкольн (193 сантиметра), самым низким - Джеймс Мэдисон (163 сантиметра). Отметим, что если президентом станет Барак Обама (187 сантиметров) войдет в первую десятку (он чуть ниже Джорджа Вашингтона, Честера Артура, Франклина Рузвельта и Джорджа Буша-старшего и чуть выше Эндрю Джексона и Рональда Рейгана), а если Джон Маккейн - он разделит предпоследнее место с Мартином ван Бюреном и Бенджамином Гаррисоном.

    Вице-президенты

    А знаете ли вы, что первые выборы вице-президента США состоялись в 1805 году. Для этого пришлось принять специальную поправку к Конституции (12-ю по счету), поскольку ранее вице-президентом становился тот, кто при голосовании выборщиков занимал второе место. Первым вице-президентом США (при Вашингтоне) был Джон Адамс, ставший впоследствии вторым президентом, а первым избранным вице-президентом – Джордж Клинтон (во время второго президентского срока Томаса Джефферсона).

    Дважды вице-президенты переходили "по наследству" от одного президента другому: Джордж Клинтон был вторым лицом в государстве при Томасе Джефферсоне и Джеймсе Мэдисоне, а Джон Колхаун – при Джоне Куинси Адамсе и Эндрю Джексоне.

    Четвертому президенту США Джеймсу Мэдисону крупно не везло с вице-президентами: и Джордж Клинтон, и Элбридж Джерри умерли до истечения полномочий.

    Четыре раза в истории США президентские выборы выигрывал действующий вице-президент: Джон Адамс в 1796 году, Томас Джефферсон в 1801-м, Мартин ван Бюрен в 1836-м и Джордж Буш-старший в 1988-м.

    А знаете ли вы, что девять человек становились президентами без выборов. Они были вице-президентами при главах государств, которые по тем или иным причинам не смогли доработать свой срок до конца. Первым вице-президентом, "досидевшим" срок за умершего президента, стал Джон Тайлер. После смерти Уильяма Гаррисона 4 апреля 1841 года Тайлер, несмотря на протесты оппозиции, принял президентскую присягу и проработал полный срок. Это стало прецедентом, а в 1967 году такая практика была законодательно закреплена 25-й поправкой к Конституции.

    Четверо из тех, кто был президентом без выборов, на последующих выборах смогли получить поддержку избирателей – это были Теодор Рузвельт в 1904 году, Калвин Кулидж в 1924-м, Гарри Трумэн в 1949-м и Линдон Джонсон в 1964-м.

    Дела партийные

    А знаете ли вы, что больше всего президентов США - 18 - принадлежали к Республиканской партии. Представители Демократической партии побеждали на президентских выборах 15 раз. При этом каждая из этих двух партий контролировала президентский пост в общей сложности по 84 года.

    Лишь однажды в истории одна партия - Республиканско-демократическая - провела на президентский пост подряд четырех своих представителей (Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, Джеймс Монро, Джон Куинси Адамс). Это был самый длительный период непрерывного пребывания одной партии у власти (28 лет, с 1801 по 1829 годы).

    Джордж Вашингтон был первым и последним беспартийным президентом. Его преемник Джон Адамс был единственным представителем Федералистской партии на этом посту. Четыре президента (Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, Джеймс Монро и Джон Куинси Адамс) представляли Республиканско-демократическую партию, еще четыре (Уильям Харрисон, Джон Тайлер, Закария Тейлор и Миллард Филмор) – Партию вигов. Начиная с Франклина Пирса (избран в 1853 году), все президенты были либо республиканцами, либо демократами. Пирс был демократом, а первым президентом-республиканцем был Авраам Линкольн.

    В 1864-1865 годах в первый и последний раз в истории США президент и вице-президент принадлежали к разным партиям: Авраам Линкольн был республиканцем, а Эндрю Джонсон – демократом. Таково было условие межпартийного соглашения, заключенного в рамках Национального союза.

    Причуды избирательной системы

    А знаете ли вы, что единственным президентом США, которого избрал Конгресс, был Джон Куинси Адамс в 1824 году. При голосовании выборщиков ни один из четверых кандидатов (Джон Куинси Адамс, Эндрю Джексон, Уильям Кроуфорд, Генри Клэй, все из Республиканско-демократической партии) не получил большинства. Тогда выборы, в соответствии с 12-й поправкой к Конституции, были переведены в Палату представителей, и там выиграл Адамс.

    В 1836 году Партия вигов, чтобы победить демократа Мартина ван Бюрена, выставила против него сразу четверых кандидатов, каждый из которых должен был отобрать у него часть голосов в каком-то определенном регионе. Виги рассчитывали перевести выборы в Палату представителей, которая должна была выбирать из вигов (на такое голосование выставляются не более трех кандидатур, получивших больше всего голосов выборщиков). Но эта затея провалилась: ван Бюрен получил 51 процент голосов избирателей и 58 процентов голосов выборщиков, взял почти все важнейшие штаты (в том числе Нью-Йорк, Пенсильванию и Вирджинию) и выиграл выборы.

    А знаете ли вы, что трижды в истории США выборы были фактически безальтернативными: в 1789 и 1792 годах никто не мог бросить вызов Джорджу Вашингтону, а в 1820 году Джеймс Монро без малейшего напряжения выиграл перевыборы. Один раз (в 1836 году) голоса выборщиков делились между пятью кандидатами, три раза (1824, 1832 и 1860 годах) - между четырьмя, семь раз (1856, 1892, 1912, 1924, 1948, 1960 и 1968 годы) - между тремя.

    А знаете ли вы, что первого президента США выбирали десять штатов (тринадцать бывших британских колоний за вычетом Северной Каролины и Род-Айленда, не успевших ратифицировать Конституцию, и Нью-Йорка, не сумевшего сформировать коллегию выборщиков). На протяжении всего XIX века, когда США почти непрерывно расширялись, постоянно существовала проблема территорий – земель, на которых жили люди, фактически не имевшие права голоса, поскольку они не относились ни к одному из штатов. К выборам 1804 года – первым после покупки Луизианы у Франции – территории по площади превосходили все тринадцать штатов вместе взятые. Флорида и Техас впервые голосовали в 1848 году, Калифорния - в 1852 году. Первые выборы, на которых голосовали все 50 ныне существующих штатов, состоялись в 1960 году. Последними статус штатов и право голоса на выборах американского президента получили Аляска и Гавайи в 1959 году.

    Жители столичного округа Колумбия получили право делегировать выборщиков лишь в 1961 году, с принятием 23-й поправки к Конституции. Хотя население округа больше, чем население некоторых штатов, ему запрещено иметь в коллегии выборщиков больше голосов, чем наименее густонаселенный штат (то есть больше трех). Представительства в Конгрессе жители округа Колумбия как не имели, так и не имеют. На президентских выборах 2000 года выборщик от округа Колумбия Барбара Лет-Симонс в знак протеста против такой ситуации отказалась от голосования (ее голос должен был достаться демократу Альберту Гору).

    Вообще, в истории американских выборов было немало случаев, когда выборщики голосовали не за того кандидата, который набрал большинство голосов в том или ином штате (так называемые "неверные выборщики"). В основном голоса "неверных" уходили независимым кандидатам или другим представителям той партии, кандидат которой победил в штате. В 1988 году один из выборщиков от Западной Вирджинии проголосовал, как и должен был, за демократов Майкла Дукакиса и Ллойда Бентсена, но только перепутал их: за кандидата в президенты Дукакиса он проголосовал как за вице-президента, а за Бентсена – как за президента. В 2004 году один выборщик в Миннесоте отдал свой голос за кандидата в вице-президенты от Демократической партии по имени John Ewards (он случайно или намеренно пропустил букву "d" в фамилии Джона Эдвардса, напарника Джона Керри).

    Разное

    А знаете ли вы, что восемь президентов США не дожили до окончания срока своих полномочий: четверо (Уильям Гаррисон в 1841 году, Закария Тейлор в 1850-м, Уоррен Гардинг в 1923-м и Франклин Рузвельт в 1945-м) умерли своей смертью, еще четверо (Авраам Линкольн в 1865 году, Джеймс Гарфилд в 1881-м, Уильям Маккинли в 1901-м и Джон Кеннеди в 1963-м) были убиты. Кроме них, только Ричард Никсон не доработал свой срок до конца. В 1974 году у него был выбор: стать первым президентом, добровольно ушедшим в отставку, или первым президентом, отстраненным от власти в результате импичмента. Он выбрал первое.

    А знаете ли вы, что больше всего американских президентов (12) принадлежали к епископальной церкви. Один (Джон Кеннеди) был католиком. Существуют сомнения относительно отношений некоторых президентов с церковью. Авраама Линкольна некоторые даже подозревают в том, что он не был христианином. Дуайт Эйзенхауэр в ранние годы принадлежал к секте "Свидетелей Иеговы", но поступив в Вест-Пойнт, стал добрым протестантом. Ни один американский президент не называл себя атеистом.

    Больше всего президентов дал США штат Огайо (семь). На втором месте - Нью-Йорк (шесть), на третьем - Вирджиния (пять), далее - Массачусетс (четыре), Техас, Теннесси и Калифорния (по три). Из родного штата Барака Обамы - Иллинойса - происходил один президент - Авраам Линкольн. Если президентом станет Джон Маккейн, он будет первым представителем Аризоны на этом посту.

    25 президентов США, в частности, Авраам Линкольн, Франклин Рузвельт, Ричард Никсон и Билл Клинтон, прежде чем заняться политикой, были юристами. На втором месте среди "президентских" профессий - военная служба.

    Среди университетов самым "плодовитым" на президентов был Гарвард - его закончили пятеро глав государства. На втором месте - Йель и вирджинский Колледж Уильяма и Мэри (по трое). Барак Обама учился в Гарварде, Джон Маккейн - в Военно-морской академии (ее закончил один президент - Джимми Картер).

    В разных странах по-разному формируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Остановимся на особенностях этого процесса.

    Органы законодательной власти.

    Любой парламент представляет собой собрание представителей народа (членов парламента, сенаторов), которые в коллегии (на пленарном заседании) обсуждают и принимают решения, прежде всего законы.

    Число членов верхней и нижней палат, в настоящее время в подавляющем большинстве государств представляет фиксированную величину и не изменяется с ростом численности населения. Как правило, верхняя палата по своему количественному составу значительно меньше нижней (например, 315 сенаторов и 630 депутатов в Италии, 81 сенатор и 200 в Чехии, 252 члена Палаты советников и 511 членов Палаты представителей в Японии, 100 сенаторов и 435 Палаты представителей США и т.д.). Лишь в Великобритании Палата лордов, не имеющая фиксированный состав (в настоящее время 1187 членов), почти вдвое превосходит количество членов Палаты общин (650). Ограничение численности палаты фиксированным количеством членов имеет большое значение. В многочисленных коллегиях невозможно вести эффективную законодательную работу.

    Верхняя палата формируется различными способами: путем наследования членства, назначения, прямых и косвенных выборов

    Наследование членства имеет место только в Палате лордов в Великобритании. Среди ее членов наследственные пэры (имеющие титул не ниже барона) составляют более трети. Титул вместе с местом в Палате лордов переходит к старшему сыну, но если сыновей нет, то с 1963 г. наследуют и женщины. Кроме того, в составе палаты есть 16 шотландских лордов, которые избираются шотландскими дворянами на срок легислатуры парламента, 28 ирландских лордов, избираемых пожизненно, и лорды, назначенные монархом (фактически правительством) пожизненно (они составляют приблизительно треть палаты, являются выходцами из среды профессиональных политиков, профсоюзных деятелей, бизнесменов, лиц свободных профессий). В составе палаты имеются 11 лордов апелляции, назначенных короной до достижения ими 75-летнего возраста. Они образуют высшую судебную инстанцию. Кроме этих четырех категорий «светских лордов» есть еще и духовные лорды – 2 архиепископа и 24 епископа.

    Назначаемые члены верхних палат, как правило, в очень небольшом количестве (например, не более 5 в Италии, 12 из 244 в Индии) имеются во многих странах. Обычно это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства, другие известные в стране лица, которых назначает членами верхней палаты президент (во многих странах он действует по решению правительства). Полностью назначаемые палаты существуют в Иордании, Таиланде, Канаде.



    В федеративных государствах верхняя палата избирается либо путем равного представительства от субъектов федерации (Бразилия, Россия, США и др.), либо с учетом численности населения того или иного штата, земли и т.д. В ФРГ земли имеют представительство от 3 до 6 человек, но самая маленькая земля не может иметь менее 3 представителей. В Индии самый крупный штат Уттар-Прадеш имеет 34 представителя, а самый маленький – Мегхалая – 1. Оба варианта представительства в федерации создают преимущества для мелких штатов. Особенно большое неравенство наблюдается в первом варианте: в США Калифорния, имеющая 20 млн. населения, как и Аляска, насчитывающая 300 тыс. человек, представлены двумя сенаторами.

    Большинство верхних палат формируется только путем выборов или подавляющее большинство членов в них – избранные члены.

    В унитарных государствах выборы в сенат проводятся по особым избирательным округам, совпадающим, как правило, с наиболее крупными административно-территориальными единицами (областями в Италии, префектурами в Японии), в зависимости от численности населения. Поэтому хотя иногда устанавливается представительство от областей, сами области делятся на такое число округов, которое соответствует численности населения. Часть сенаторов, кроме того, может избираться по общегосударственным спискам (Япония). В этом случае избиратели получают два бюллетеня: один – для голосования по округу, другой – в масштабах всей страны.

    Выборы могут быть прямыми и косвенными. При прямых выборах его члены избираются непосредственно гражданами. Косвенные выборы проводятся различными коллегиями. Во Франции такая коллегия состоит из членов нижней палаты, представителей областных и общинных (коммуны) органов самоуправления, в Индии – из выборных членов парламента и законодательных органов штатов.

    На выборах в верхнюю палату, если имеют место прямые выборы, действуют универсальные принципы: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Однако эти принципы применяются лишь частично или получают особое истолкование. При косвенных выборах не действует принцип всеобщности, поскольку сенаторов избирают особые избирательные коллегии, нет равенства по отношению к численности населения субъектов федерации, в том числе и при прямых выборах (например, в США), при неравном представительстве от штата (в Индии) нет равенства между субъектами федерации, и равенство по отношению к численности населения весьма условно.

    При прямых выборах в сенат для избирателей иногда установлен повышенный возраст (в Италии на выборах в нижнюю палату участвуют лица, достигшие 18 лет, а в верхнюю – 25). Но в США. Японии и других государствах возраст избирателей одинаков для участия в выборах в обе палаты. Что же касается права быть избранным сенатором, то в этом случае, как правило, установлен повышенный возраст (в Италии с 25 лет в Палату депутатов, но с 40 в Сенат, в США - соответственно с 25 лет и 30; во Франции – с 23 лет и 35)

    Механизм выборов и система подсчета голосов в обе палаты могут совпадать (например, в Японии, США), но нередко они различны (например, пропорциональная избирательная система на выборах в нижнюю палату и мажоритарная система в первом туре на выборах в Сенат Италии до реформы 1993 г.)

    Нижние палаты и однопалатные парламенты в развитых и большинстве развивающихся стран полностью избираются.

    В развивающихся странах нередко используются и другие подходы к выборам нижней палаты и однопалатного парламента. В ряде стран они проводятся на беспартийной основе (Кувейт, Бахрейн). Одно время это имело место и в Пакистане, Индонезии, Филиппинах. Иногда часть членов парламента замещается путем косвенных выборов: 40 депутатов и 20 сенаторов избираются выборщиками в Свазиленде, 20 женщин в Пакистане и 30 в Бангладеш избираются самим парламентом. Нередко резервируются несколько мест по религиозному признаку, которые тоже замещаются путем косвенных выборов (для европейцев, христиан-армян, христиан-халдеев и др. в Иране, для христиан, индусов и др. в Пакистане).

    Депутаты в нижнюю палату и однопалатный парламент избираются обычно на 4-5 лет и в отличии от депутатов верхних палат многих государств не подлежат ротации.

    Кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями, избирателями и их группами. Заявление о выдвижении кандидата должно быть подписано в некоторых странах всего лишь одним избирателем (Франция, Япония), в Канаде не менее чем двумя, в Великобритании, Австралии – 10, Швейцарии – 15, ФРГ – 200.

    Как правило, за очень редким исключением, выборы членов нижней палаты и однопалатного парламента – прямые: избиратели непосредственно голосуют за определенных кандидатов. Используются разные избирательные системы: пропорциональная (Италия, Япония, Бразилия), мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (Франция), относительного большинства (Великобритания, Индия), смешанная (Россия, ФРГ). Многостепенные выборы, когда депутаты нижестоящих представительных органов избирают депутатов вышестоящих, являются исключением. Они имели место в СССР до 1936 г., в 80-х гг. в Анголе и Мозамбике, применялись до 1993 г. на Кубе, используются в Китае.

    Косвенные выборы также крайне редки. Путем косвенных выборов был образован Съезд народных депутатов СССР в 1989 г., когда треть депутатов избиралась центральными партийными, комсомольскими, профсоюзными и иными органами, собраниями или расширенными правлениями других общественных организаций, Академией наук. Недостатки косвенных выборов те же, что и у многостепенных, но по сравнению с последними они путем представительства от общественных организаций, представительства территориальных коллективов, штатов позволяют им выражать различные территориальные, групповые и профессиональные интересы. Правда эти интересы выявляются не в ходе политической борьбы, а нередко арифметическим образом, когда законом определяется число представителей от той или иной общественной организации. Это число не всегда соответствует весомости, влиянию этой организации в обществе. Голосование на выборах в нижнюю палату или однопалатный парламент всегда тайное, хотя и осуществляется различными способами. Используются бюллетени, избирательные машины (в США при помощи машин голосует половина избирателей), а при значительной неграмотности избирателей – иные способы (например, в Афганистане на выборах 1988 г. в особой комнате устанавливались урны с портретами кандидатов). В ФРГ около 10% избирателей голосуют по почте.

    Органы исполнительной власти

    Главное в деятельности органов исполнительной власти – исполнение законов, проведение их в жизнь, осуществление правительственной власти. Именно с этой целью они наделены и распорядительными полномочиями.

    В ряде стран исполнительная власть принадлежит монарху.

    Во многих государствах главой исполнительной власти является президент. О нем более подробно.

    В организации этого института в разных странах используются три формы: единоличная, коллегиальная и смешанная. Первая характерна для подавляющего большинства государств. Вторая форма в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов применялась и применяется главным образом в некоторых социалистических странах – в СССР, в Венгрии, Польше до 1980-90гг., на Кубе (частичным исключением из этого правила является Швейцария и Мексика, но существующие в этих странах постоянно действующие органы существенно отличались от тех, что действовали в социалистических странах). Третья, гибридная форма появилась первоначально в Китае в 1954 году, а затем и в некоторых других социалистических государствах и представляла собой сочетание единоличного президента (председателя республики) с коллегиальным постоянно действующим органом государственной власти (постоянным комитетом, государственным советом и др.), председателем которого был по должности президент.

    Согласно конституциям многих стран президент – глава государства, ему принадлежит исполнительная власть. В отличии от монарха (в том числе выборного) президентом может быть избран в разных странах сроком от 4 до 7 лет любой гражданин, удовлетворяющим указанным в конституции (в некоторых странах – законом о выборах президента) квалификациям (цензам). К их числу относятся возраст, гражданство, определенный срок проживания в данной стране, иногда и такие дополнительные требования, как наличие высшего образования (например, в Турции).

    Выборы президента осуществляются разными способами: прямым голосованием избирателей, косвенными выборами, парламентом, высшим партийным органом правящей партии, а в условиях военных или полувоенных режимов - военными революционными советами, хунтами.

    Прямые выборы проводятся путем голосования избирателей (Франция, Болгария, Польша, Финляндия, большинство стран Латинской Америки и Африки, Российская Федерация). Подсчет голосов осуществляется по мажоритарной системе, как правило, абсолютного большинства в два тура. Однако имели место и выборы президента путем относительного большинства голосов.

    Косвенные выборы возможны двумя путями: выборщиками и особой избирательной коллегией. Первый способ, используемый в Аргентине и США (до изменения Конституции в 1990г. он применялся и в Финляндии), заключается в том, что избиратели голосуют за выборщиков от определенной партии (в США каждый штат имеет столько выборщиков, сколько он избрал членов конгресса), а в бюллетене указан также кандидат в президенты (часто и в вице-президенты) от данной партии. Выборщики связаны партийной дисциплиной и морально руководствуются принадлежностью к своей партии. В США, собравшись в столицах своих штатов, они подают свой голос за президента.

    Вторым способом, то есть специальными избирательными коллегиями, президенты выбираются в Италии, ФРГ, Индии. В первых двух странах основу коллегии составляет парламент (в ФРГ нижняя палата, в Италии – обе), в коллегию входят также делегаты, избираемые в ФРГ ландтагами земель (избираются на основе пропорционального представительства в них партий, их общее число должно быть равно числу членов бундестага), в Италии – делегаты, избираемые советами областей (каждая область избирает три делегата, за исключением двух небольших, посылающих по одному). В Индии избирательную коллегию составляют лишь избранные (а не назначенные) члены законодательных собраний парламента и штатов. В отличии от выборщиков в США, в ФРГ и Италии избирательные коллегии заседают вместе. В ФРГ, чтобы быть избранным, необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирательной коллегии – Федерального собрания – для двух первых туров и относительное в третьем туре (на практике избирались президенты от всех трех основных партий – Христианско-демократического союза, Свободной демократической партии и Социал-демократической партии). В Италии для того, чтобы быть избранным в первых трех турах, необходимо набрать квалифицированное большинство голосов (2/3 избирательной коллегии), затем достаточно абсолютного большинства (50% + 1 голос). Эта норма введена для того, чтобы президент опирался на консенсус различных политических сил, но на практике она ведет к долгим и трудным выборам. Из восьми президентов, сменившихся в Италии после второй мировой войны, только у двух был один тур выборов (в 1946 и 1985 гг.), двое избраны, пройдя более 20 туров, остальные от 4 до 16 туров.

    Парламентские выборы президента используются только в некоторых страна (Турция, Ливан, Греция, Чехия, Словакия, Венгрия и др.). Конституция Турции 1982 г. устанавливает следующий порядок: в двух первых турах кандидатам необходимо набрать квалифицированное большинство всех членов парламента, в третьем туре – абсолютное большинство голосов. На четвертый тур предлагаются две кандидатуры, набравшие в третьем туре относительное большинство, и теперь требуется получить абсолютное большинство всего состава парламента. Если в этом туре не удается избрать президента, парламент распускается, проводятся выборы его нового состава, где опять начнется описанная процедура.

    Теоретически способ избрания президента парламентом является демократичным, так как лишает президента возможности противопоставлять себя парламенту, что имеет место при избрании его путем голосования избирателей. Однако и этот способ может привести к затяжным, тупиковым выборам.

    Выборы президента высшим органом правящей (единственной) партии практиковались в странах социалистической ориентации – Анголе, Бенине, Конго, Мозамбике в 1970-80-х гг. Неизбежно избирался лидер партии, его избрание подтверждалось парламентом. Это была, по существу, инвеститура – введение в должность, поскольку избрать нового кандидата или отказать в утверждении избранному парламент в соответствии с конституцией не имел права.

    Коллегиальная президентура – более редкое явление. Прообразом ее был Всероссийский, а позже Центральный Исполнительный Комитет в СССР. На основе Конституции 1936 г. был создан Президиум Верховного Совета СССР, в союзных и автономных республиках учреждены президиумы верховных советов республик. В конституционной доктрине они сначала рассматривались как некоторые одно-порядковые с парламентами органы и в отличии от последних, работавших в сессионном порядке, характеризовались как высшие постоянно действующие органы государственной власти. Президиумы (государственные совета и др.) избирались парламентами на срок полномочий последних. По конституции председатель президиума не имел официального титула президента, не имел властных полномочий, отдельных от этого органа. Все полномочия закреплялись за коллегией, и председатель выполнял только представительные функции как член коллегии. В настоящее время такая форма главы государства существует на Кубе (государственный совет).

    В некоторых социалистических странах существует гибридная форма высшего органа государственной власти. Впервые она была введена конституцией Китая 1954 г. Соответствующий китайский иероглиф может быть переведен на русский и другие европейские языки и как «президент», и как «председатель». Одновременно был предусмотрен и коллегиальный орган – Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, вместе с которым председатель-президент осуществлял высшую государственную власть между сессиями парламента. В 1960-70-х годов пост президента был введен новыми конституциями КНДР, Румынии и некоторых других стран. Форма гибридного постоянно действующего коллегиального органа, возглавляемого президентом, заслуживает изучения. Создание такого органа, сосредоточивающего в своих руках некоторые полномочия главы государства, имеет много плюсов. Это – определенная преграда авторитаризму президента. То, что председательствует в нем президент, а свои решения они принимают совместно, содействует поискам консенсуса, в идее такого органа заложена концепция согласия, и при высоком уровне политической культуры в обществе она может быть осуществлена.

    В 2012 году президент РФ впервые будет избираться на 6 лет (ранее срок полномочий главы государства составлял 4 года), сообщает SakhalinMedia со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

    Выдвиженцы от партий, победившие на декабрьских парламентских выборах, были освобождены от сбора подписей в свою поддержку. Единственный самовыдвиженец, Михаил Прохоров, сумел собрать необходимые 2 млн достоверных подписей россиян.

    Для регистрации кандидата доля недействительных и недостоверных подписей в списках должна составлять не больше пяти процентов.

    Для победы в президентских выборах один из кандидатов должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах.

    Если по результатам выборов ни один из кандидатов не получил необходимое для победы количество голосов, ЦИК РФ назначает дату повторного голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. По его итогам, избранным на должность президента Российской Федерации считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

    Выборы президента пройдут по самому большому в мире избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны (17,075 млн кв. км).

    Голосование пройдет по 9-ти часовым зонам, страна будет голосовать почти сутки. До 2010 года территория России располагалась в 11-ти поясах. Все 83 субъекта РФ расположены в той или иной зоне, лишь Сахалинская область находится в двух часовых зонах одновременно (Северо-Курильск относится в часовому поясу Камчатского края), а Якутия в трех. Стартуют выборы на Камчатке, Магадане, Чукотке и Сахалине, завершаться в Калининграде.

    Космонавты - единственные граждане РФ, которые смогут голосовать по доверенности, хотя в России не предусмотрена такая форма голосования. Практику голосовать таким образом во время работы на орбите ввели в конце 80-х годов на комплексе "Мир".

    С 2008 года в бюллетене графа "против всех" отсутствует, минимальный процент явки избирателей отменен.

    Общая численность российских избирателей составляет чуть более 109 млн 947 тысяч человек, из них непосредственно в РФ проживает почти 108 млн 138 тысяч. По сравнению с думскими выборами 2011 года число избирателей сократилось на 35 тысяч.

    Впервые система видеонаблюдения охватит 91,4 тысячи участковых избирательных комиссий.

    На проведение президентских выборов из бюджета выделено около 12 млрд рублей.

    Кандидаты осуществляют финансирование своих избирательных кампаний из специально создаваемых избирательных фондов. Максимальный размер избирательного фонда кандидата в президенты составляет не более 400 млн рублей.

    Настоящим "ветераном" нынешней президентской гонки можно назвать Владимира Жириновского, который принимал участие в первых выборах президента в 1991 году, и для него выборы 2012 года станут пятой президентской избирательной кампанией. Геннадий Зюганов в четвертый раз примет участие в выборах главы государства, для Владимира Путина это будет третья президентская кампания, Сергей Миронов участвует в выборах второй раз, Михаил Прохоров - в первый раз.

    Избранный президент Российской Федерации вступает в должность по истечении 4-х лет со дня вступления в должность президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах президента. Полномочия действующего президента России Дмитрия Медведева заканчиваются 7 мая 2012 года. Следующий президент будет вступать в должность по истечении 6-ти лет.

    В каких странах участие в выборах обязательно? Более чем в двадцати странах мира законом предусмотрено обязательное участие в выборах для всех, имеющих право голоса. Хотя в некоторых из этих стран за несоблюдение этого закона взыскание не предусмотрено, в других, например, в Австралии, за неявку на выборы придётся заплатить штраф. В Перу и Греции несознательным гражданам может быть отказано в получении государственных услуг в различных ведомствах. А если бразилец старше 18 лет пропустит выборы без уважительной причины, ему не выдадут паспорт до тех пор, пока он не проголосует на следующих.


    Какое государство возглавляет монарх, выбираемый каждые пять лет? Малайзия является конституционной монархией, однако титул монарха там является не пожизненным, а выборным. Дело в том, что Малайзия делится на штаты, 9 из которых являются также монархиями (ими правят 7 султанов, один раджа и ещё один правитель с титулом Янг Дипертуан Бесар). Каждые пять лет эти монархи выбирают из своего числа главного монарха, как правило, по старшинству или по длительности правления. Хотя в конечном счёте все они выполняют только представительские функции.


    А знаете ли вы? А знаете ли вы, что первые выборы президента США состоялись в 1789 году, и победивший на них Джордж Вашингтон стал первым и последним президентом, получившим 100 процентов голосов выборщиков. Первая церемония инаугурации президента состоялась 30 апреля 1790 года в Нью - Йорке и в значительной степени определила традиции таких церемоний на все последующие годы. В частности, именно Вашингтон прибавил к тексту присяги фразу " И да поможет мне Бог " (And so help me God), которую с тех пор традиционно произносят все президенты, вступая в должность


    Ох, суеверия … На выборах в Государственную Думу России в 2007 году Иркутская областная избирательная комиссия отказалась создавать избирательный участок 666, ссылаясь на неприятности, происходившие на участке с таким номером во время выборов 2003 года.


    Выборы процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.


    История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался « центром земли русской » и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике также проводились выборы (вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из - за угрозы, исходящей с запада.


    В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза. В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли « Блок коммунистов и беспартийных » и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации. До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.


    России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.


    Президент Президент - выборная должность главы государства или территориально - административного образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения или коммерческой организации, а в некоторых странах (например, в США и в Турции) также пожизненный титул лица, занимавшего такую должность в прошлом. В государствах с президентской формой правления президент является также главой исполнительной власти, с парламентской лишь главой государства.


    Впервые звание « президент » как титул главы нации стало использоваться в ходе войны за независимость американских колоний, причем носивший его Джордж Вашингтон первоначально был « президентом Континентального конгресса », то есть председателем съезда представителей восставших против британской короны штатов. Лишь в процессе разработки конституции 1787 года титул « президент » был отделён от возглавляемого им органа (Конгресса) и приурочен к государству в целом.


    Понятие института президентства Термин « президент » происходит от латинского слова Pr а esidens. В буквальном переводе оно означает « сидящий впереди ». Аналогичное значение имеет в русском языке слово « председатель ». По всей вероятности, президентами в античные времена называли лиц, которые руководили различными собраниями, однако в современном понимании (« глава государства ») слово « президент » не употреблялось вплоть до XVIII века. Лишь при подготовке к принятию Конституции США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборного главы государства, впервые был использован термин « президент » для обозначения такого должностного лица. Не любой глава государства может быть признан президентом. В отличие от монарха, президент выбирается народом и осуществляет свои полномочия в течение определённого срока. В остальном же конституционно - правовой статус президента может определяться в разных государствах неодинаково: так, в России президент признаётся главой государства, в США главой исполнительной ветви власти, во Франции « арбитром » и т. д.


    Основные признаки, присущие президентам практически всех государств президент это выборное должностное лицо; президент выполняет функции главы государства; он либо является главой исполнительной ветви власти, либо стоит над системой разделения властей, выполняя роль арбитра; он никому не подчинён и не зависит от других государственных органов; он обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы; президент обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства

    До выборов Президента России остается год. Они намечены на март 2018-го. Но «сенсации» про то, какими они будут и не пройдут ли досрочно, политологи начали вбрасывать заранее - с прошлой осени.Однако, как рассказал «Комсомольской правде» источник в Администрации президента, «все разговоры о досрочных выборах были ерундой полной. И даже те, кто вбрасывал такие слухи, тоже знали, что это ерунда».Но некоторые любопытные штрихи грядущих выборов-2018 источник в Администрации, а так же эксперты нам все же прояснили.

    Президент РФ 2018 года - президентские кандидаты России. Есть ли они?

    Совсем скоро самым обсуждаемым политическим вопросом, накануне актуального для России и мира в целом события, станут президентские выборы нового главы нашего государства. По ожиданиям и некоторым предпосылкам, 2018-й может стать поворотным в истории России, хотя об этом можно будет рассуждать и делать какие-то выводы только после окончания выборов, какие планово должны состоятся осенью того же года. Уникальность ситуации с выборами президента России в 2018 году, заключается в предсказуемости результата выборов и это не новость, что если в них примет решение участвовать нынешний глава государства, то они закончатся с вполне понятным итоговым результатом, какой может быть и устроит кого-то внутри страны, но вряд ли международная общественность, особенно политики будут рады такому исходу.Наверное слишком рано говорить о возможных претендентах, кто готов будет включиться в борьбу (не создавать иллюзию борьбы), а реально участвовать в президентской гонке, со своей командой и реальной программой. Прежде всего это должен быть известный человек, уважаемый какой-то частью населения, такой кому российский народ поверит и доверит право руководить страной.К сожалению такого человека среди тех, кто еще не был на верхушке власти пока не видно, да и вряд ли он в ближайшее время появится. Конечно есть ряд узнаваемых лиц из числа крайних оппозиционеров или же более умеренных, какие постоянно или время от времени на виду и на слуху, но что-то мало верится, что у них есть шансы и тем более им поверит российский народ.


    Выборы президента России в 2018 году - выбор будет и из кого предстоит выбирать

    О чем хотелось бы сказать или правильнее сказать - сожалеть, так это о том, что нет на данный момент какой-то креативной фигуры из числа к примеру руководителей российских регионов, кто хотя бы не сам, но по плану из Кремля готовился на такую высокую должность. Ведь согласитесь, России на данный момент в меньшей степени нужен политик, чем крепкий хозяйственник, какой бы сумел перенаправить экономику страны, стабилизировать ее и направить ее в нужном направлении. worldluxrealty.comНаверняка такие люди есть в нашей большой стране, да вот что-то не видно их, или же они сами не рвутся проявить себя во власти, доказать на что они способны в более крупных масштабах, на более высоком уровне, или же их просто «затерли», не дают возможности выйти из своих полномочий и границ на более обширное поле активной политической, внутри российской деятельности, а тем более международного масштаба.Будущие выборы российского президента 2018 года, какие напомним состоятся той же в осенью в России, и если ничего не произойдет в виде досрочных выборов по каким-то срочным причинам, что также негласно обговаривается в последнее время, наверняка будут представлены знакомыми лицами, которые уже неоднократно «пытали свое счастье», вносили «посильную лепту» в интригу президентской гонки с самыми разными для них результатами.

    Будет ли участвовать Путин в выборах 2018 года?

    Судя по тому как развиваются события в последние годы и месяцы, высказывания и планы В.В. Путина, вряд ли готовит себе спокойную жизнь после выборов, заслуженный отдых с удочкой на берегу пруда. Что-то мало верится в такой исход, да и предпосылок к этому как мы уже сказали нет, скорее наоборот, судя по активности и решительности нынешнего главы государства, отдыхать в ближайшей перспективе он не намерен, как и отстранятся от дел государственных.Что может изменить его решение баллотироваться на выборах 2018 года в президенты России, на данный момент таких причин не видно, возможно что-то произойдет в ближайшее будущее но на этот момент нет таких мотивов, особенно внутри страны. Возможно В.В. Путин примет решение уступить дорогу молодым, такое решение вполне возможно, но только в том случае, если он увидит, что этим своим решением он не навредит стране, а только принесет пользу.

    Губернаторам внушают: найдем нарушения- все твои старания обнуляться

    Высокая явка - важное, но не самое главное для действующих властей на будущих выборах президента.Как рассказал «КП» источник в Кремле, принципиальная задача - выборы-2018 должны пройти прозрачней и чище, чем предыдущие. И не на бумаге, а так, чтобы это все увидели и почувствовали.

    Приоритеты для Кремля на этих выборах будут расставлены в таком порядке:

    1. Легитимность (то есть, прозрачность выборов).
    2. Процент проголосовавших за главу государства.
    3. Явка.

    С руководством регионов уже проводятся разъяснения и даже практические учебы к выборной компании. Вокруг них, кстати, уже возникли слухи, что «Кремль поставил губернаторам планку - провести выборы по формуле «70х70», то есть обеспечить 70% явки и 70% голосов за президента».- Это не так, - пояснил нам источник. - Слухи появились, видимо, из-за того, что такой была одна из «учебных задач» на практиках для регионалов. Но это не критерий хороших выборов! Губернаторам сказано: слушайте, если у вас будут на выборах нарушения, не имеет значения сколько голосов вы собрали. Это все тогда «обнуляется»! А возможностей нарушать будет точно меньше. И следить за вами будут точно строже. Так что думайте - как провести выборы честнее.Среди вариантов повышения явки рассматривается отмена открепительных удостоверений, чтобы люди могли голосовать на даче, курорте, в командировке. Но для этого потребуется единая база данных в системе ГАС-выборы. Возможно и совмещение выборов президента с региональными или муниципальными референдумами по острым для местного населения вопросам, что привлечет избирателя прийти на участок для голосования.

    Президент России Владимир Путин может продолжить возглавлять государство даже без проведения президентских выборов в 2018 году

    Об этом в эфире программы «О политике» с Сергеем Руденко на Эспрессо.TV рассказали политтехнолог Алексей Голобуцкий и политический эксперт Владимир Цибулько.В частности, Голобуцкий отметил, что следующий год для России будет крайне важным из-за проведения президентских выборов, именно поэтому уже этим летом станет ясно, какую политику выберет Путин для предвыборной кампании. В частности, если до этого лета президент России потеряет интерес к Донбассу, выборов вообще не будет.Отвечая на вопрос, почему в таком случае в России выборов не будет,Цибулько заявил, что в них вообще не будет смысла.»Скорее всего переведут Путина в формат Аятоллы, то есть некоего духовного лидера. На самом деле, поскольку Путина невозможно победить на выборах, то и смысла в выборах не существует. То есть, Путин такой себе легитимист, для него важно через легитимные инструменты восстановить свою власть, но их уже нет. Агрессия полностью изменила все балансы. Поэтому, смысла демонстрировать западному миру соблюдение демократических правил ради диалога тоже нет», - отметил Цибулько.