• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Повышение профессионального мастерства педагогов является одной из важнейших задач методической работы в ДОУ. Очень важно найти такие формы работы, которые развивали бы у воспитателя детского сада потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждали к активной творческой деятельности. Хочу предоставить вашему вниманию деловую игру в форме «Пойми меня!» как одну из форм работы с педагогами на тему: «Формирование творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ - РТВ».

    Ход игры:

    1.Представление и приветствие команд (название, девиз)

    2. Представление членов жюри. Проведение жеребьевки.

    Ведущий: Для того чтобы начать наш I дин, необходимо установить очередность: я читаю стихи, вы их заканчиваете, кто правильно все сделает, будет начинать первым.

    Стихи-рифмовки:

    Иглы колкие торчат прямо с детства у... (ежат)

    В аквариум чистой водицы нальешь, плавать, плескаться будет там... (ерш)

    Через горы и леса в край родной летит... (птица)

    Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки)

    Из цыпленка вышел толк вырос бравый храбрый... (петух)

    Звонок цокают подковы на копытах у... (коня)

    Ведущий: Напоминаю правила I дина: я задаю по очереди три слова каждой команде. За 30 секунд члены команды, начиная с первого, пытаются объяснить по цепочке друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, становится в конец команды. Надеваем наушники, отворачиваемся друг от друга. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).


    Слова для первой команды - физкультура, прогулка, экологический центр.

    Слова для второй команды - экология, тихий час, план.

    Жюри подводят итог I дина.

    Ведущий: Правила этого дина коренным образом отличаются от первого: я задаю по два слова каждой команде, у вас имеются листы и маркеры и 40 секунд. Первый член команды объясняет слово своему соседу, но тот не должен произносить ни слова вслух, но может использовать мимику, жесты, чтобы переспросить. Как только он поймет, о чем идет речь, пишет слово на листке и переворачивает его, не перевернуть лист - ошибка, затем, стучит по плечу следующего игрока и пытается объяснить то, что он понял от первого. Ну вот, собственно и все, надеваем наушники.

    Слова для первой команды - игрушка, занятие.

    Слова для второй команды - ручей, Башкирия.

    Жюри подводят итог II дина.

    5. Третий дин

    Ведущий: Я задаю каждой команде по одному слову, капитан называет 4 ассоциации, возникающие у него с этим словом. После этого я называю слово вслух для всех членов команды. Каждый игрок, начиная со второго, называет в свою очередь собственные ассоциации в течение 5 секунд, после этого он обязан передать право названия ассоциаций следующему члену команды и так далее. Количество очков выставляется в соответствии с количеством ассоциаций членов команды, совпавших с ассоциациями капитана команды.

    Слово для первой команды - Стерлитамак.

    Слово для второй команды - ребенок.

    Жюри подводят итог III дина.

    6. Четвертый дин

    Ведущий: К этому дину вы готовили домашнее задание - рисовали несуществующее животное на формате A3, сейчас ваша задача обменяться рисунками с соперниками и за 20 секунд рассказать и представиться от лица этого животного. Жюри оценивает оригинальность, артистизм, воображение представителя команды.

    Жюри подводят итог IV дина.

    7. Награждение команд

    Победившей команде - грамоту, проигравшей - сертификат участника.

    8. Заключение

    Ведущий: Что удавалось лучше: формулировать понятия или угадывать слова? Какие методы и приемы были использованы в игре из технологии ТРИЗ-РТВ? (метод ассоциаций, мозговой штурм, рисуночный тест, эмпатия, логическая цепочка, стихи-перевертыши ).

    Ведущий: Какие вы используете приемы в своей работе с детьми по формированию творческих способностей, развитию логического мышления, воображения (метод гирлянд и ассоциаций, хорошо - плохо, прямая аналогия, ММЧ, метод фокальных объектов, средства моделирования ).

    Ведущий: И, напоследок, проведем игру «Открытый микрофон» - участник берет в руки микрофон и говорит, что ему понравилось или запомнилось в процессе совместной деятельности.

    О себе: Мой педагогический стаж - 15 лет, 6 лет в данной должности, пока нигде раньше не печаталась, хорошо, что появились такие порталы и сайты, куда можно посылать накопленный материал, да еще за свою работу можно получить диплом участника всероссийского масштаба. Спасибо, надеюсь на продолжительную и плодотворную работу.

    РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ

    Игра «Цветок дружбы»

    Цель: формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание» ; обучение умению сотрудничать; развитие воображения.

    Условия игры:

    Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хочет превратиться. Затем ведущий работает поочерёдно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает голову - он «семечко» . Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку» . Может брызнуть водой – поливает. «Семечко начинает расти» - ребенок тихонько встает, поднимая руки вверх. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает» , дети хором кричат ему: Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой! Также может ведущим быть любой ребенок.

    Игра «Не звени тарелками» .

    Цель: развитие внимания; умение следовать инструкции взрослого; обучение навыкам взаимодействия с детьми; воспитание доброжелательного отношения, доверия к близким взрослым и сверстникам; умение беречь результаты труда; вызывать здоровый эмоциональный подъем.

    Условия игры:

    Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит (может даже мама) . Его будить нельзя. Нужно положить одну тарелку на другую (3-5 тарелок) . Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шума.

    Игра «Ожившие игрушки»

    Цель: развитие самоконтроля; снятие напряженности; воспитание бережного отношения к игрушкам; подводить детей к пониманию последствий своих поступков.

    Условия игры:

    У каждого ребенка есть любимая игрушка. Предложите ему изобразить эту игрушку: как она будет ходить, сидеть, говорить, если оживет. А если ее бросили, когда поиграли, что - бы она сказала или сделала?

    Игра «Группа в обручах»

    Каждый ребёнок берёт обруч и с его помощью «прицепляется» к соседу - и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, дети стоят тихо в ожидании начала звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку. Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.

    Игра «Холодно-горячо, право-лево»

    Воспитатель прячет условный предмет (игрушка) , а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло» , «горячо» , «холодно» . Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

    Игра «Обыграй превращение»

    Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.) , называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» -дети «едят» его, «моют» , «нюхают» и т. д.

    Игра «Звери на болоте»

    Играют все дети группы. Они – «звери» , которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги) . Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

    У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара» ) .

    В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

    Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

    Игра «Связующая нить»

    Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все вязались за нить.

    Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

    Когда клубок вернётся к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    Дыхательное упражнение для педагогов.

    Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течении трех минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

    Введение

    Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования ставит перед педагогами необходимость анализа большого объема теоретической и правовой литературы.

    Для обучающих целей наиболее удачной формой методической работы с педагогическим коллективом является тренинги и деловые игры, т.к. именно в ходе такой работы, по мнению Бельчикова Я.М., «происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

    Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО; создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.

    Материалы: проектор, музыка с шумом моря, шумом ветра

    Уважаемые коллеги! Однажды мы с вами отправились в морское путешествие. Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Старший воспитатель успел только схватить чемодан с федеральным государственным стандартом.

    Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.

    Вводный этап

    1. Упражнение «Порядковый счет »

    Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.

    2. Упражнение «Мы с тобой похожи»

    Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

    Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно! (Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.) Ходят воспитатели, сказать ничего не могут –чтобы пыль в рот не попала (вводится правило не говорить ). Плохо дело! Стали ощупью пробираться, товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и образует команды ).

    И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!

    Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.

    Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками, природными материалами, фигурками зверей и т.д.

    Задание участникам : дать название своему племени – детскому саду, структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды представляют свое творчество.

    Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине команда получает дополнительные строительные материалы, которые понадобятся нам позже.

    Игра-викторина

    Необходимо выбрать правильный ответ.

    1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:

    • осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
    • фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
    • предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).

    2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:

    3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:

    • Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
    • Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
    • Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
    • Игра не влияет на развитие произвольности.

    4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

    а) социально-коммуникативное развитие;

    б) речевое развитие;

    в) художественно-эстетическое развитие;

    г) физическое развитие.

    Ответ: познавательное развитие

    5. На что нацелен Стандарт ДО?

    а) формирование знаний, умений, навыков;

    б) формирование интегративных качеств личности;

    в) целевые ориентиры дошкольного образования;

    6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

    а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

    б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

    в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

    7. Исключите лишнее

    Образовательная среда по ФГОС:

    1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
    2. обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
    3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
    4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
    5. оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
    6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

    8. Согласно ФГОС ДО родитель:

    1. становится активным участником образовательного процесса;
    2. исключается из образовательного процесса;
    3. нет правильного ответа.

    Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы построили, теперь пора организовывать предметно-пространственную развивающую среду.

    Игра «Развивающая среда»

    Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту

    Процедура проведения:

    Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).

    Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение 1) , на котором представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями структурировать и презентовать созданную среду.

    Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается. Давайте встанем в круг и поделимся впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: что Вам понравилось в групповой работе, что было сложно, что интересно.

    Список литературы.

    1. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155.
    3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для вузов/ Митина Л.М., Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина. – М.: Академия, 2005.
    4. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. Пособие для практикующего бизнес-тренера / Ж.Завьялова, Е. Фарба, Е. Каденильяс-Нечаева, электронное издание.

    Название: «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»
    Номинация: Детский сад, Деловая игра для педагогов дошкольного образования, конкурсные мероприятия, Педагоги

    Должность: воспитатель
    Место работы: МКОУ СОШ №4 Дошкольные группы
    Месторасположение: г. Куйбышев, Новосибирская область

    Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

    Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

    Задачи:

    • Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
    • Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
    • Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию РППС

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями, фишки, таблицы для игры «Волшебники», листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, маркеры, педагогический сундучок с предметом оборудования.

    Время проведения: 20 минут.

    Правила игры

    Ведущий объясняет правила игры, которая включает в себя выполнение определённых игровых заданий. Все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

    Сценарий деловой игры

    Ведущий приглашает педагогов ДОО принять участие в деловой игре. Все участники делятся на 2 команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:

    1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!
    2. Право на ответ имеет тот, кто руку поднимает. При нарушении этого правила ответы не принимаются и баллы не засчитываются.
    3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.
    4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

    Педагогическая разминка.

    • Игровое задание «Кто быстрее?» Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ: «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»
    • Игровое задание «Выбери правильный ответ»

    Для 1-й команды: Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это результат реализации какой группы требований ФГОС?

    • К результатам освоения Программы
    • К структуре Программы
    • К условиям её реализации

    Для 2-й команды: Какое количество основных требований к РППС

    в ДОО определено в Стандарте?

    1. Основная часть.
    • Игра «Волшебники» В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.
    • Конкурс капитанов.

    Капитанам предлагается отгадать загадки про оборудование РППС.

    Загадка № 1. Загадывает ребёнок:

    У меня есть огурец, огурец зелёный.

    Только этот огурец не свежий, не солёный,

    Он зовётся «дикий», ростом «невеликий».

    С огурцом люблю играть, я могу его катать

    По щеке и по руке – он даёт здоровье мне.

    ЧТО ЭТО?

    Загадка № 2. (Что лежит в «педагогическом сундучке»?)

    Я удобный и простой – не соскучишься со мной!

    Будешь строить и играть, мир со мною познавать

    И движенья выполнять: прыгать, бегать и шагать,

    Можешь просто отдыхать.

    Тренажёр и балансир – я известен на весь мир!

    КТО Я?

    Загадка № 3.

    Как называются напольные и настольные макеты в современном игровом пространстве ДОО?

    • Игра «Заполни пропуски» (об особенностях РППС В ДОО).

    Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.

    • Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.
    • Среда должна обеспечивать богатый выбор для………………………………………………………………. работы с детьми.
    • Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..
    • Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………
    • Игра «Модераторы РППС в ДОО»

    Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группах ДОО по ЦЕНТРАМ АКТИВНОСТИ. Оценивается разнообразие названий и количества развивающих центров, оригинальность подходов и идей.

    3. Подведение итогов.

    По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Награждения победителей и участников могут быть различными: победители получают дипломы, а остальные участники – поощрительные призы; победители и участники обмениваются улыбками, объятиями и рукопожатиями; дарят стихотворения и т.д.; можно поручить болельщикам (если таковые имеются) придумать способы поощрения для всех участников и т.п.

    Правильные ответы

    1. Педагогическая разминка.
    • Игровое задание «Кто быстрее?» (Развивающая предметно-пространственная среда)
    • Игровое задание «Выбери правильный ответ» для 1-й команды (К условиям её реализации)

    Для 2-й команды (6)

    1. Основная часть.
    • Игра «Волшебники»

    (1 – НАСЫЩЕННОСТЬ

    2 – ДОСТУПНОСТЬ

    3 – ВАРИАТИВНОСТЬ

    4 – ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

    5 – БЕЗОПАСНОСТЬ

    6 – ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ)

    • Конкурс капитанов. Загадка № 1. (Отгадка: Массажёр «Дикий огурец»). Загадка № 2. (Отгадка: Игровой набор мягких модулей. В «педагогическом сундучке» лежит один из элементов этого игрового набора ). Загадка № 3. (Отгадка: Маркеры игрового пространства)
    • Игра «Заполни пропуски» (…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями… )

    Должность: Воспитатель

    Учреждение: МБДОУ детский сад №23 «Золотой Ключик»

    Населенный пункт: г. Сургут, Тюменская область

    Тема: Сборник деловых игр для педагогов ДОУ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДЕТСКИЙ САД №23 «Золотой Ключик»

    Сборник
    деловых игр для педагогов ДОУ

    «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Составила:
    Миникаева Е. Н., воспитатель

    Составитель
    Елена Николаевна Миникаева

    Сборник деловых игр для педагогов «Речевое развитие дошкольников» /Сост. Е. Н. Миникаева.

    Данная подборка деловых игр проводится с педагогами дошкольных учреждений с целью повышения профессиональной компетентности по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи. 
В ходе деловых игр педагоги уточнят знания по данной проблеме, поупражняются в умении применять технологии в практической работе с детьми дошкольного возраста, будут совершенствовать умение 
планировать ход занятия по связной речи, структурировать его, разнообразить нетрадиционными методами и приёмами, способствующими активизации детей на занятии. Поупражняются в умении общаться и вырабатывать единое мнение в команде. Материал рекомендуется старшим воспитателям дошкольных учреждений.


    Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС».

    Деловая игра для воспитателей групп
    «Развиваем связную речь».

    Сценарий деловой игры для педагогов по развитию речи.

    Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

    Деловая игра для воспитателей.
    «Знатоки детской художественной литературы».

    Цель:
    1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
    2. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
    3.Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

    Ход игры:
    Считается, что игра-ведущая деятельность дошкольника, На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.
    Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. Если вопрос адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно? Тогда приступим.
    Разминка:
    I. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
    1. «По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
    2. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
    3. «Спи, глазок, спи, другой! »
    4. «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
    5. «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
    6. «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»

    II. Закончите пословицу:
    1. «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
    2. «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
    3. «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
    4. «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
    5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)
    6. «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
    7. «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
    8. «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)

    III. К какому виду творчества это относится?
    1. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
    2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
    3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
    4. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
    5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
6. «Ехала машина темным лесом, 
 За каким-то интересом.
    Инти-инти-интерес,
    Выходи на букву С» (Считалка)
    IV. Загадки:
    а) Весь мир кормлю, а сама не ем (земля).
    б) Цветы ангельские, а коготки дьявольские (роза).
    в) Бежать, бежать, не добежать, лететь, лететь-не долететь (горизонт).
    г) Спит на земле, а утром исчезает (роса).
    — Спасибо, коллеги! Вы справились с разминкой. Переходим к заданиям.
    Задание 1.
    Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
    1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
    2. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
    3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
    4. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

    Задание 2.
    Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
    1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
    (1-ая младшая группа)
    2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
    (2-ая младшая группа)
    3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя группа)
    4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

    Задание 4.
    Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
    1. …Ну, так видите ль, миряне,
    Православные христиане,
    Наш удалый молодец
    Затесался во дворец;
    При конюшне царской служит
    И нисколько не потужит
    Он о братьях и отце
    В государевом дворце…
    (П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
    2… Войска идут день и ночь;
    Им становится невмочь.
    Ни побоища, ни стана,
    Ни надгробного кургана.
    Вот осьмой уж день проходит,
    Войско в горы царь приводит
    И промеж высоких гор
    Видит шелковый шатер…
    (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

    Задание 5.
    «Составь слово из слогов и отгадай сказку»
    (в форме финвордов)
    Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
    Кашечрохав («Хаврошечка»).
    Боклоко («Колобок»)
    Зоркомо («Морозко»)
    Очвокамйюд Дюймовочка
    Дыродйом Мойдодыр
    Гукароснеч («Снегурочка»)
    Комерет («Теремок»)
    Щеинакатар («Тараканище»)

    Задание 6.
    «Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом
    1. образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
    2. короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
    3. устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
    4. основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
    5. короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
    6. устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
    7. небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
    8. вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
    9. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
    10.короткая, из 2 или 4 строчек припевка, в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

    Подведение итогов деловой игры.
    Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста
    «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»

    Цель игры:
    Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
    Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
    Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
    Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.
    Предварительная работа:
    просмотр методической литературы;
    изготовление каждой командой пособия по развитию речи детей (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки);
    составление «презентации» для пособия;
    заучивание, повторение фольклорных произведений.

    1 станция — Теоретическая – «Педагогическая библиотека»
    1 задание: каждой команде нужно разгадать ребус, в котором зашифрованы слова по теме игры: речь, слово, язык.
    2 задание: дополнить и представить схему по теме «Развитие речи детей». Предлагается в помощь использовать методическую литературу.
    Виды схем:
    1. Функции речи ребенка.
    2. Задачи развития речи детей в детском саду.
    3. Методы развития речи детей в детском саду.
    3 Задание: каждой команде составить 3 понятия (понятия «разрезаны» на части — в приложении)
    1 Команда: речь, словарная работа, диалог;
    2 Команда: развитие речи, формирование грамматического строя речи, монолог;
    3 Команда: культура речи, связная речь, рассказ.
    Ведущий: Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Наиболее важным для активного развития речи детей является ранний возраст детей. Уже со второго полугодия жизни ребенка у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное речевое общение, когда говорит взрослый, а ребенок отвечает только мимикой, жестом, движением, действием. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям взрослого. Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно к концу первого года. К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к 2-м годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Таким образом, именно ранний возраст является наиболее благоприятным для развития речи ребенка. А помочь ребенку в этом могут и должны и родители, и воспитатели. А для этого можно использовать самые различные формы работы, которым будут посвящены следующие задания.
    2 станция –Психолого – педагогическая консультация
    4 Задание: «решить задачи»:
    1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.
    Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?
    Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из — за несовершенства речедвигательного аппарата.
    2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?
    Автономная речь — употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел).
    Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.
    3 команда: Как должно осуществляться общение с ребенком 2 – 3 лет во время умывания, чтобы:
    Расширить его словарный запас.
    Воспитывать положительное отношение к водным процедурам?
    Ответ: Во время умывания воспитатель должен «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например, «Моем ручки водичкой тепленькой. Она журчит, льется. Мыло пенится. Ручки будут чистые» и т. д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально – окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
    5 Задание: по характеристике определить уровень развития речи ребенка
    1 команда: высокий уровень речевого развития
    Характеристика: Рома Ш. – возраст 3 года 1 месяц.
    Звуковой строй речи. Ребенку недавно исполнилось 3 года, а он произносит все звуки чисто, включая «р».
    Коммуникативные умения. Общается легко с детьми и взрослыми, быстро вступает в контакт.
    Словарный запас довольно богат, присутствуют все части речи, кроме числительных и деепричастий. Много прилагательных, сложных слов, глагольных форм.
    Связная речь. Рома любит слушать, когда ему читают и готов заниматься «чтением» круглые сутки. После чтения задает много вопросов, долго рассматривает иллюстрации. Быстро запоминает характерные речевые обороты из сказок, сравнения, эпитеты.
    Детям в группе предлагает «почитать»: берет книгу со сказками и почти дословно пересказывает содержание, глядя на картинки. Передает интонации. Расказывает четко, почти последовательно, о случаях из жизни.
    Грамматический строй речи. Пользуется словами сначала, а потом, предлогами в, на, за, у, под. Грамматических ошибок, характерных для трехлеток, в его речи почти нет, за исключением ошибок в окончаниях существительных родительного падежа множественного числа: пальтов, сапогов, туфлёв и при образовании повелительного наклонения глаголов: нажмай.
    Интересны его словообразовательные интонации: приземлился (упал, удобрилась моя мама (то есть стала добрее, перестала сердиться, защитничал (защищал).
    Любит рифмовать слова. Создает тексты с ритмом, рифмой, но без смысла.
    Здоровается, прощается, благодарит, извиняется без напоминания. (Влияние «семейной» речи).
    Родители занимаются развитием сына, много читают ребенку, беседуют, доверительно общаются. Рома много рисует, лепит, рассказывает о своих рисунках, поделках, пытается даже «писать», рисуя каракули, и просит их прочитать.
    2 Команда: средний уровень речевого развития
    Характеристика: Маша С. – возраст 3 года 3 месяца.
    Коммуникативные умения. Девочка контактна, легко вступает в общение с взрослыми и детьми. По просьбе произносит с гордостью слова вежливости.
    Звуковой строй речи. Соответствует норме: речь звучит смягченно, большинство согласных, кроме шипящих и свистящих произносит ясно, звуки «р», «рь» заменяет на «ль» с призвуком «рь» (физиологическая картавость).
    Интонационный рисунок речи меняет, когда, например, говорит в игре за куклу – дочку и за ее маму, папу. Пытается (но недолго) говорить громче или тише, если ее попросят.
    Темп речи средний, речевое дыхание достаточное для произнесения 2 – 3 слов, говорит на выдохе. Повторы слогов при попытке произнести новое слово специфичны для ее возраста.
    Словарный запас. Маша правильно называет почти все предметные картинки, на которых изображены знакомые животные, посуда, игрушки, мебель, одежда.
    В разговоре названия – существительные заменяет жестами нечасто, но прилагательных в ее речи очень мало. Вместо любых прилагательных она обычно использует слово такой. Глаголов, обозначающих действия, недостаточно, они заменяются жестами, движениями.
    Грамматический строй. Маша пользуется предложениями из двух – четырех слов. Много ошибок в использовании глагольных форм, в родовых и падежных окончаниях имен существительных.
    В речи присутствуют «собственные» грамматические формы, особенно при образовании повелительного наклонения: пей вместо пой, ляж вместо ложись.
    Связная речь. Девочка умеет поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопрос 2 – 4 словами. Не может рассказать о том, что с ней случилось, зато договаривает за воспитателем фразы из песенок, потешек. Рассказывает небольшие стишки, знает песенки, любит создавать и повторять рифмы, не имеющие смысла, типа туся – нуся – куся.
    Не любит слушать, когда читают, так как привыкла смотреть телевизор, то есть понимает смысл не на слуховой, а на наглядной основе.
    3 Команда: низкий уровень речевого развития
    Характеристика: Миша В. – возраст 3 года 2 месяца.
    Коммуникативные умения. Миша малообщителен, серьезен, любит в одиночестве играть с машинками, кубиками, конструктором.
    Благодарит, здоровается, прощается, но слова вежливости произносит неразборчиво.
    Звуковой строй его речи можно охарактеризовать как возрастное физиологическое косноязычие, но характерно оно для двухлетки, а не для трехлетки.
    Артикуляционный аппарат развит плохо, уздечка языка немного укорочена. Необходимо делать специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, растягивания уздечки. Видимо, на формирование мышц, необходимых для произношения звуков, влияет недостаточная речевая активность.
    Словарный запас пассивный, позволяет ребенку понимать обращенную к нему речь. Активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов. Мальчик заменяет слова мимикой, жестами, затрудняется в назывании действий, предметов.
    Прилагательных в речи мало.
    Грамматический строй. Миша использует двухсловные и трехсловные предложения, при этом родовые окончания путает: моя мама, моя папа, моя нос, моя стул.
    Падежные окончания плохо различимы, предлогов почти нет, но грамматические конструкции с предлогами понимает правильно.
    Связная речь. Диалог поддерживает однословными ответами. Рассказывать сам не умеет, но с помощью взрослого, его подсказок и вопросов, сказку по картинкам воспроизвести может.
    Общее задание для всех команд
    Речевое развитие, вызывающее тревогу педагогов.
    Характеристика: Аня С. – возраст 3 года 2 месяца.
    Звуковой строй речи. Девочке уже 3 года, а она до сих пор пользуется облегченными словами: мако (молоко, ка – си (колбасы) .
    Дома не считают, что автономная речь Ани – причина тревоги и пересмотра отношений с ребенком. «Она не совсем здорова и потому не догоняет детей», — считает мама девочки.
    Большинства звуков ребенок не произносит; достаточных для трехлеток словарного запаса и грамматизации нет.
    Свои просьбы и требования выражает преимущественно жестами, мимикой, требовательной, капризной интонацией. Иногда все – таки произносит простые предложения типа Аня… дай.
    Коммуникативные умения. Девочка пытается общаться с детьми, играть вместе, но дети ее не понимают, и Аня быстро раздражается, обижает детей, бьет их или кусает.
    Простые просьбы и инструкции понимает частично, причем после их повторения.
    Слушать не любит, во время чтения текстов потешек, сказок отходит от воспитателя; иллюстрации, если они достаточно яркие, красочные, иногда рассматривает, но вопросов не задает и изображенное называет редко, иногда комментирует так: киса мяу, ав – ав, би – би, бух.
    Вызывает опасения и ее здоровье: постоянные выделения из носа, частые болезни носоглотки и ушей, что, конечно, влияет на развитие речи.
    Какие рекомендации можно дать родителям? (посоветовать родителям обратиться к отоларингологу и невропатологу)
    Р. С. Впоследствии при обследовании врачами у Ани были обнаружены проблемы со слухом. Девочка переведена в специализированный детский сад и в настоящее время занимается по программе для слабослышащих детей.
    3 станция — Педагогическая копилка
    6 Задание: каждая команда представляет по 2 дидактических пособия по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
    7 Задание: показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.
    8 Задание: вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.
    9 Задание: работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием
    1 команда:
    Найдите лишнюю пословицу:
    «Хвастать – не косить, спина не болит»
    «Не спеши языком – торопись делом»
    «Язык до Киева доведет»
    «От слова до дела – сто перегонов»
    (ответ: третья пословица)
    Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»
    (Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)
    Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.
    2 команда:
    Найдите пары пословиц:
    «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
    «Руби дерево по себе»
    «Знания никому не в тягость»
    «Без корня и полынь растет»
    «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
    «По Сеньке и шапка»
    (Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)
    Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»
    Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
    Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми
    3 команда:
    Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:
    Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)
    Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)
    Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)
    Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит»).
    Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)
    Закончите пословицы:
    «Красна птица перьем, а человек… » (ученьем)
    «Ученье – свет, а неученье… .» (тьма)
    «Грамоте учиться – вперед… » (пригодиться)
    «Ученье в счастье украшает, а в несчастье… » (утешает)
    «Кто грамоте горазд – тому не … .» (пропасть)
    Вспомните пословицы о любви к матери, к Родине.
    4 станция — Педагогический аукцион
    10 Задание: перечислить все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи детей.
    5 станция – Пресс – Центр
    1. Обсуждение проблемных карт по речевому развитию детей (домашнее задание)
    2. Все команды по очереди вытягивают и отвечают на вопросы по итогам работы деловой игры.
    Вопросы:
    — Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
    — Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
    — Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
    — Какой материал был наиболее интересен?
    — Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
    — Пожелания коллегам.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Педагогический словарь
    Развитие речи детей дошкольного возраста
    Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
    Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.


    Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

    Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
    Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
    Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).




    Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
    Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.
    Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
    Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.
    Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.
    Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.
    Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
    Артикуляция – положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть).
    Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
    Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.
    Речевой слух – способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.
    Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию.
    Чтение воспитателя – дословная передача текста.
    Рассказывание воспитателя — более свободная передача текста (допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.)
    Беседа по произведению – комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.
    Театрализация художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) – разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал, рассказал воспитатель.
    Игра — драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, или свободный пересказ текста (сюжетно – ролевая игра) .
    Театрализованное представление – представление, в котором участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, при этом использующие театральные атрибуты (костюмы, декорации, куклы, игрушки и т. д.)
    «Разрезные» понятия — 3 — е задание
    Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
    Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.
    Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
    Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.
    Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.
    Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
    Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) .
    Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
    Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) .

    Деловая игра для воспитателей
    «Развиваем связную речь»

    Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи через активные методы обучения.

    Задачи:
    Уточнить знания педагогов по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста
    Упражнять в умении применять технологии ТРИЗ в практической работе с детьми дошкольного возраста.
    Совершенствовать умение педагогов планировать ход занятия по связной речи, структурировать его, разнообразить нетрадиционными методами и приёмами, способствующими активизации детей на занятии.
    Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде, развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.

    Педагогам предлагается самостоятельно разделиться на 2 команды, придумать название команды, девиз. Выбрать капитанов команды.
    Роли в игре:
    -ведущий (руководитель проблемной группы) знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом,
    -жюри: три опытных педагога из участников проблемной группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры.

    Правила игры: Команды выполняют 6 заданий. На каждое задание выдаётся по одной карточке. По окончании выполнения каждого задания карточка передаётся членам жюри, которые подсчитывают баллы.
    К карточкам № 3,4,5 выдаются вспомогательные материалы (см. Приложение 1,2,3).
    Атрибуты к игре:
    — Этикетки с названием команд.
    — Табло для подсчёта наглядного представления баллов, полученных каждой командой.

    Ход игры:

    Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Придумывают девиз команды. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.

    Разминка для капитанов: разложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

    Задания для проведения деловой игры:

    Карточка №1
    Выбрать правильные ответы.

    Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи (Диалог, монолог, доклад).
    Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения).
    Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа, рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя).
    Назовите типы высказываний (описание, предположение, повествование, рассуждение, доказательство)
    Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение)
    Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение)
    Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (повествование, описание, рассуждение)
    Что лишнее в структуре повествования (вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство)
    Что не входит в структуру рассуждения (тезис, описание, доказательство, повествование, вывод)

    Карточка №2

    Определить возрастную группу для представленных задач
    (для группы №1)
    Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.
    Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.
    Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.
    Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.
    Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное
    Учить детей видеть не только то, что изображено, но и воображать предшествующие и последующие события
    Учить детей рассказывать по образцу.
    Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картине.
    Развивать связную речь на основе использования приема сравнения
    Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам

    Карточка №2
    (для группы №2)
    Составление сюжетных рассказов по серии игрушек
    Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.
    В какой группе вводится коллективное рассказывание?
    В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?
    Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).