• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Начало XX века - время небывалого подъема русской поэзии, время, характеризующееся появлением многих художественных направлений - как продолжающих традиции отечественной классики, так и модернистских. К последним, несомненно, относится и футуризм (от латинского futurum ; дословно означает «будущее»).

    Из недовольства традиционным искусством, по словам Маяковского, родился российский футуризм. Развивался он своим, независимым от европейского, путем. У русских футуристов не было единой творческой организации, но у них было все же одна художественно-эстетическая платформа. Их идейным манифестом можно назвать сборник «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году. Его основные положения: во-первых, сбросить «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности»; во-вторых, признать право поэта на «увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами».

    Футуристы утверждали приоритет формы над содержанием; главное в художественном творчестве - поиски новых формальных приемов, цель поэзии - самоценное, «самовитое» слово.

    Новое течение взяло на себя роль революционного искусства. В качестве такового оно предложило следующие принципы: антиэстетизм, поэтизация уродливого и безобразного, эпатаж публики, демонстративный цинизм и нигилизм. Эти принципы футуристы развивали не только в своем творчестве, но и в образе жизни. Отсюда - экстравагантные костюмы (к примеру, желтая кофта Маяковского), разрисованные лица, нелепые аксессуары, нарочитая грубость в обращении с публикой.

    Творчество молодого Маяковского неразрывно связано с футуризмом. Экспериментальный поиск Маяковского во многом определялся художественными установками футуризма; это касается основных тем, поэтических средств, языка его произведений.

    На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: «Это живая жизнь городской массы, это - улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках». И именно такую красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж - городской. В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Театры», «Адище города». При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: «Улица провалилась, как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела какая-то дрянь». А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж:

    Будет луна.

    Есть уже

    немножко.

    А вот и полная повисла в воздухе.

    Это Бог, должно быть,

    дивной серебряной ложкой

    роется в звезд ухе.

    Примитивно-поэтическому описанию первой части автор противопоставляет усложненно-прозаическое объяснение.

    В этих и других строках - демонстративный антиэстетизм, стремление поразить читателя, столь свойственные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему. Он пишет:

    А за солнцами улиц где-то ковыляла

    никому не нужная, дряблая луна.

    Ночные огни города именуются солнцем, в то время как подлинное светило объявляется ненужным и - «дряблым». Применить подобный эпитет к воспетой в веках луне - это ли не вызов всей предшествующей поэзии?

    Для произведений Маяковского свойственно острое социальное звучание - антивоенное, революционное. «Долой ваши любовь, искусство, религию, строй!» - провозглашает поэт в четырех частях поэмы «Облако в штанах».

    Это стихотворение Маяковский не без вызова назвал «Исчерпывающей картиной весны». Так автор с помощью футуристской словесной живописи рисует весенний пейзаж. Маяковский, занимаясь формальным поиском, произвольно делит слова на слоги, нарушает привычную конструкцию стихотворной строки.

    Своего рода визитной карточкой Маяковского можно считать неологизмы. Словотворчество поэта, несомненно, имеет своим истоком поэтику футуристов. В его стихах - «адище города», «земли отощавшее лонце», «декабрый вечер».

    Оценивая творчество Маяковского, не следует отрицать влияние футуризма на эстетику автора. Именно это направление во многом сформировало будущего «лирика и трибуна». Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм - с другой, - вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы, на протяжении которых он был связан с этим направлением, стали для него годами учения, формирования поэтического мастерства, литературного кредо, по законам которого развивалось его дальнейшее творчество.

    Только мы - лицо нашего Времени.
    Рог времени трубит нами в словесном
    искусстве.
    В. Маяковский.
    Начало XX века - время небывалого подъема русской поэзии, время, характеризующееся появлением многих художественных направлений - как продолжающих традиции отечественной классики, так и модернистских. К последним, несомненно, относится и футуризм (от латинского futurum; дословно означает «будущее»).
    Первоначально футуризм зародился в Италии. Его первым теоретиком и практиком был писатель Ф. Маринетти. Опубликованный им в 1909 году «Манифест футуризма» стал программным изложением эстетических принципов нового направления. Новое искусство должно быть устремлено в будущее, именно ему принадлежит завтрашний день. Его сторонники ратовали за отказ от достижений культуры прошлого, за поиски новых художественных средств, языковых приемов. Футуризму свойственны резко выраженные формалистические черты: забота об увеличении «словаря в его объеме», «словоновшество», создание нового синтаксиса. Но при этом ему не чужды открыто социальное содержание, революционный пафос, протест против тех «мерзостей жизни», которые несла современная им действительность.
    Из недовольства традиционным искусством, по словам Маяковского, родился российский футуризм. Развивался он своим, независимым от европейского, путем. У русских футуристов не было единой творческой организации, но у них было все же одна художественно-эстетическая платформа. Их идейным манифестом можно назвать сборник «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году. Его основные положения: во-первых, сбросить «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности»; во-вторых, признать право поэта на «увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами».
    Футуристы утверждали приоритет формы над содержанием; главное в художественном творчестве - поиски новых формальных приемов, цель поэзии - самоценное, «самовитое» слово.
    Новое течение взяло на себя роль революционного искусства. В качестве такового оно предложило следующие принципы: антиэстетизм, поэтизация уродливого и безобразного, эпатаж публики, демонстративный цинизм и нигилизм. Эти принципы футуристы развивали не только в своем творчестве, но и в образе жизни. Отсюда - экстравагантные костюмы (к примеру, желтая кофта Маяковского), разрисованные лица, нелепые аксессуары, нарочитая грубость в обращении с публикой. Вызывающим было и оформление их сборников, начиная от заголовков и заканчивая грязно-серой дешевой бумагой. Вывести буржуазную публику из состояния равновесия - такую цель ставили перед собой футуристы.
    Творчество молодого Маяковского неразрывно связано с футуризмом. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых он участвовал в создании сборника «Пощечина общественному вкусу», выступал на футуристических вечерах-диспутах, писал критические статьи, печатался в футуристических изданиях того времени. Экспериментальный поиск Маяковского во многом определялся художественными установками футуризма; это касается основных тем, поэтических средств, языка его произведений.
    На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: «Это живая жизнь городской массы, это - улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках». И именно такую красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж - городской. В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Театры», «Адище города». При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: «Улица провалилась, как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела какая-то дрянь». А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж:
    Будет луна.
    Есть уже
    немножко.
    А вот и полная повисла в воздухе.
    Это Бог, должно быть,
    дивной серебряной ложкой
    роется в звезд ухе.
    Примитивно-поэтическому описанию первой части автор противопоставляет усложненно-прозаическое объяснение.
    В этих и других строках - демонстративный антиэстетизм, стремление поразить читателя, столь свойственные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему. Он пишет:
    А за солнцами улиц где-то ковыляла
    никому не нужная, дряблая луна.
    Ночные огни города именуются солнцем, в то время как подлинное светило объявляется ненужным и - «дряблым». Применить подобный эпитет к воспетой в веках луне - это ли не вызов всей предшествующей поэзии?
    В стихотворении «А вы могли бы?» герой обращается к читателям:
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?
    Он - поэт, он - «право имеет» творить по своим законам. А «они» - они «ничего не понимают»:
    Сумасшедший!
    Рыжий!
    «Им» адресует поэт свое резкое «Нате»:
    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется - и вот
    я захохочу и радостно плюну,
    плюну в лицо вам.
    Для произведений Маяковского свойственно острое социальное звучание - антивоенное, революционное. «Долой ваши любовь, искусство, религию, строй!» - провозглашает поэт в четырех частях поэмы «Облако в штанах».
    Листочки..
    После строчек лис -
    точки.
    Это стихотворение Маяковский не без вызова назвал «Исчерпывающей картиной весны». Так автор с помощью футуристской словесной живописи рисует весенний пейзаж. Маяковский, занимаясь формальным поиском, произвольно делит слова на слоги, нарушает привычную конструкцию стихотворной строки. Он часто прибегает к различным приемам звукописи («а с севера - снега седей»; «отравим кровью воды Рейна»; «стихами велеть истлеть ей»). Он ломает правила грамматики:
    Где роза есть нежнее и чайнее?
    Или:
    Душу вытащу,
    растопчу,
    чтоб большая!
    Своего рода визитной карточкой Маяковского можно считать неологизмы. Словотворчество поэта, несомненно, имеет своим истоком поэтику футуристов. В его стихах - «адище города», «земли отощавшее лонце», «декабрый вечер».
    Художественные метафоры и сравнения автора часто усложнены и требуют особо тщательного прочтения, расшифровки:
    Если б быть мне косноязычным,
    как Дант
    или Петрарка!
    Душу к одной зажечь!
    Парадоксальность первой части «снимается» во второй: талант и любовь героя так велики, что к ним не применимы обыкновенные земные мерки.
    Оценивая творчество Маяковского, не следует отрицать влияние футуризма на эстетику автора. Именно это направление во многом сформировало будущего «лирика и трибуна». Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм - с другой, - вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы, на протяжении которых он был связан с этим направлением, стали для него годами учения, формирования поэтического мастерства, литературного кредо, по законам которого развивалось его дальнейшее творчество.

    Только мы - лицо нашего Времени.
    Рог времени трубит нами в словесном
    искусстве.
    В. Маяковский.
    Начало XX века - время небывалого подъ-
    ема русской поэзии, время, характеризую-
    щееся появлением многих художественных
    направлений - как продолжающих традиции
    отечественной классики, так и модернистских.
    К последним, несомненно, относится и футу-
    ризм (от латинского тгйигит; дословно озна-
    чает «будущее»).
    Первоначально футуризм зародился в
    Италии. Его первым теоретиком и практиком
    был писатель Ф.Маринетти. Опубликован-
    ный им в 1909 году «Манифест футуризма»
    стал программным изложением эстетичес-
    ких принципов нового направления. Новое
    искусство должно быть устремлено в буду-
    щее, именно ему принадлежит завтрашний
    день. Его сторонники ратовали за отказ от
    достижений культуры прошлого, за поиски
    новых художественных средств, языковых
    приемов. Футуризму свойственны резко вы-
    раженные формалистические черты: забо-
    та об увеличении «словаря в его объеме»,
    «словоновшество», создание нового синтак-
    сиса. Но при этом ему не чужды открыто со-
    циальное содержание, революционный па-
    фос, протест против тех «мерзостей жизни»,
    которые несла современная им действитель-
    ность.
    Из недовольства традиционным искусст-
    вом, по словам Маяковского, родился россий-
    ский футуризм. Развивался он своим, неза-
    висимым от европейского, путем. У русских
    футуристов не было единой творческой орга-
    низации, но у них было все же одна художест-
    венно-эстетическая платформа. Их идейным
    манифестом можно назвать сборник «Поще-
    чина общественному вкусу», вышедший в
    1912 году. Его основные положения: во-пер-
    вых, сбросить « а, Достоевского, Тол-
    стого и проч. с парохода современности»; во-
    вторых, признать право поэта на «увеличе-
    ние словаря в его объеме произвольными и
    производными словами».
    Футуристы утверждали приоритет формы
    над содержанием; главное в художественном
    творчестве - поиски новых формальных при-
    емов, цель поэзии - самоценное, «самовитое»
    слово.
    Новое течение взяло на себя роль рево-
    люционного искусства. В качестве такового
    оно предложило следующие принципы: ан-
    тиэстетизм, поэтизация уродливого и безоб-
    разного, эпатаж публики, демонстративный
    цинизм и нигилизм. Эти принципы футурис-
    ты развивали не только в своем творчестве,
    но и в образе жизни. Отсюда - экстрава-
    гантные костюмы (к примеру, желтая кофта
    Маяковского), разрисованные лица, нелепые
    аксессуары, нарочитая грубость в обращении
    с публикой. Вызывающим было и оформле-
    ние их сборников, начиная от заголовков и
    заканчивая грязно-серой дешевой бумагой.
    Вывести буржуазную публику из состояния
    равновесия - такую цель ставили перед со-
    бой футуристы.
    Творчество молодого Маяковского нераз-
    рывно связано с футуризмом. Вместе с Д. Бур-
    люком, В. Хлебниковым, А. Крученых он
    участвовал в создании сборника «Пощечина
    общественному вкусу», выступал на футу-
    ристических вечерах-диспутах, писал крити-
    ческие статьи, печатался в футуристических
    изданиях того времени. Экспериментальный
    поиск Маяковского во многом определялся
    художественными установками футуризма; это
    касается основных тем, поэтических средств,
    языка его произведений.
    На одном из поэтических вечеров автор
    так определил красоту: «Это живая жизнь
    городской массы, это - улицы, по которым
    бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зер-
    кальных окнах и вывесках». И именно такую
    красоту воспевает поэт. Для него существует
    только один пейзаж - городской, В этом от-
    ношении особенно красноречивы заголовки его
    стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Теа~
    тры», «Адище города». При этом картины го-
    родской жизни поражают откровенным на-
    турализмом, грубостью: «Улица провалилась,
    как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела
    какая-то дрянь». А вот так, по Маяковскому,
    выглядит ночной пейзаж:
    Будет луна.
    Есть уже
    немножко.
    А вот и полная повисла в воздухе.
    Это Бог, должно быть,
    дивной серебряной ложкой
    роется в звезд ухе.
    Примитивно-поэтическому описанию пер-
    вой части автор противопоставляет усложнен-
    но-прозаическое объяснение.
    В этих и других строках - демонстратив-
    ный антиэстетизм, стремление поразить чита-
    теля, столь свойственные футуристическому
    искусству. Поэт отстаивает право смотреть на
    мир по-своему. Он пишет:
    А за солнцами улиц где-то ковыляла
    никому не нужная, дряблая луна.
    Ночные огни города именуются солнцем, в
    то время как подлинное светило объявляется
    ненужным и - «дряблым». Применить подоб-
    ный эпитет к воспетой в веках луне - это ли
    не вызов всей предшествующей поэзии?
    В стихотворении «А вы могли бы?» герой
    обращается к читателям:
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?
    Он - поэт, он - «право имеет» творить
    по своим законам. А «они» - они «ничего не
    понимают»:
    Сумасшедший!
    Рыжий!
    «Им» адресует поэт свое резкое «Нате»:
    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется -
    и вот
    я захохочу и радостно плюну,
    плюну в лицо вам.
    Для произведений Маяковского свойст-
    венно острое социальное звучание - антиво-
    енное, революционное. «Долой ваши любовь,
    искусство, религию, строй!» - провозглаша-
    ет поэт в четырех частях поэмы «Облако в
    штанах».
    Листочки.
    После строчек лис -
    точки.
    Это стихотворение Маяковский не без вы-
    зова назвал «Исчерпывающей картиной весны».
    Так автор с помощью футуристской словес-
    ной живописи рисует весенний пейзаж. Ма-
    яковский, занимаясь формальным поиском,
    произвольно делит слова на слоги, наруша-
    ет привычную конструкцию стихотворной
    строки. Он часто прибегает к различным при-
    емам звукописи («а с севера - снега седей»;
    «отравим кровью воды Рейна»; «стихами ве-
    леть истлеть ей»}. Он ломает правила грам-
    матики:
    Где роза есть нежнее и чайнее?
    Или:
    Душу вытащу,
    растопчу,
    чтоб большая!
    Своего рода визитной карточкой Маяков-
    ского можно считать неологизмы. Словотвор-
    чество поэта, несомненно, имеет своим исто-
    ком поэтику футуристов. В его стихах -
    «адище города», «земли отощавшее лонце»,
    «декабрый вечер».
    Художественные метафоры и сравнения
    автора часто усложнены и требуют особо
    тщательного прочтения, расшифровки:
    Если б быть мне косноязычным,
    как Дант
    или Петрарка!
    Душу к одной зажечь!
    Парадоксальность первой части «снима-
    ется» во второй: талант и любовь героя так
    велики, что к ним не применимы обыкновен-
    ные земные мерки.
    Оценивая творчество Маяковского, не сле-
    дует отрицать влияние футуризма на эстети-
    ку автора. Именно это направление во мно-
    гом сформировало будущего «лирика и три-
    буна». Пафос революционного обновления,
    поэзия индустриального города, вызов бур-
    жуазному быту, с одной стороны, и активный
    поиск новых художественных форм - с дру-
    гой, - вот то, что унаследовал в своем твор-
    честве поэт от идей и методов футуризма. Го-
    ды, на протяжении которых он был связан
    с этим направлением, стали для него годами
    учения, формирования поэтического мас-
    терства, литературного кредо, по законам
    которого развивалось его дальнейшее твор-
    чество.

    Владимир Владимирович Маяковский — одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Молодой, революционно настроенный Владимир Маяковский присоединился к футуристам в 1912 году.

    Футуризм возник как одно из направлений русской поэзии рубежа веков. Называя себя единственными поэтами будущего (будетлянами), футуристы заявили об окончательном и полном разрыве со всеми традициями, резко противопоставили себя другим течениям (символизму, акмеизму) и провозгласили задачу создания нового искусства XX века, Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов. В манифесте с вызывающим названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Футуристы шокировали названиями своих сборников («Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.). Их вечера носили шумный, скандальный характер. Они нещадно высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.

    В стихах Маяковского, напечатанных в программных сборниках футуристов, много бравады, декларативного преувеличения личности поэта (трагедия «Владимир Маяковский», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»). В обычае футуристов было отрицать все, созданное до них. В юношеской самонадеянности Маяковский называет косноязычными Данте и Петрарку. Ему скучны Анненский, Тютчев, Фет («Надоело»).

    Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина общественному вкусу». В его стихотворениях 1912—1917 годов выразилось общее для футуристов ощущение «изжитости жизни», неизбежности катастроф, «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства.

    Вместе с тем уже с первых шагов он отчетливо выделяется в разношерстной и шумной толпе футуристов.

    Заявив, что он «хочет будущего сегодня», Маяковский поднял бунт против настоящего, ненавистного ему уклада жизни. «Долой ваш строй!», «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» — такие лозунги лежали в основе произведений Маяковского 1912—1917 годов. Он противопоставляет себя буржуазному обществу, перед которым ему хочется не кривляться, а скорее плюнуть в лица («Нате!»). Он гневно осуждает империалистическую войну («Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Я и Наполеон»), Он сатирически обличает буржуазный общественный строй, который уродует и принижает человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»),

    М. Горький, поддержавший в эти годы незаурядное молодое дарование, однажды сказал о нем: «Талантливый человек. Что после него будут делать чижики в поэзии — не знаю». Материал с сайта

    Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. Еще на первых вечерах футуристов он обрел навыки народного трибуна, умеющего держать напряженный интерес аудитории, научился полемизировать и выстраивать выступление как спектакль. Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, но никогда не был человеком толпы, напротив, стремился выделиться и внешним видом, и поведением. Его поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом, изначально предназначенным для декламации вслух.

    Многие футуристы были художниками, сам Маяковский хорошо рисовал (он учился в Училище живописи). Эта любовь к краскам, к живописи остро ощущается в лирике поэта, например, в стихотворении «Ночь»: «Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты...»

    Однако многое взяв у футуризма, Маяковский далеко ушел от него и сумел создать свой собственный неповторимый стиль.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • маяковский и футуристы
    • маяковский футуризм
    • футуризм маяковскоо
    • сочинение на тему маяковский и футуризм
    • маяковский и футуризм

    Только мы – лицо нашего Времени.
    Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
    В. Маяковский.
    Начало XX века – время небывалого подъема русской поэзии, время, характеризующееся появлением многих художественных направлений – как продолжающих традиции отечественной классики, так и модернистских. К последним, несомненно, относится и футуризм (от латинского futurum; дословно означает “будущее”).
    Первоначально футуризм зародился в Италии. Его первым теоретиком и практиком был писатель Ф. Маринетти. Опубликованный им в 1909 году “Манифест футуризма” стал программным изложением эстетических принципов нового направления. Новое искусство должно быть устремлено в будущее, именно ему принадлежит завтрашний день. Его сторонники ратовали за отказ от достижений культуры прошлого, за поиски новых художественных средств, языковых приемов, футуризму свойственны резко выраженные формалистические черты: забота об увеличении “словаря в его объеме”, “словоновшество”, создание нового синтаксиса. Но при этом ему не чужды открыто социальное содержание, революционный пафос, протест против тех “мерзостей жизни”, которые несла современная им действительность.
    Из недовольства традиционным искусством, по словам Маяковского, родился российский футуризм. Развивался он своим, независимым от европейского, путем. У русских футуристов не было единой творческой организации, но у них было все же одна художественно-эстетическая платформа. Их идейным манифестом можно назвать сборник “Пощечина общественному вкусу”, вышедший в 1912 году. Его основные положения: во-первых, сбросить “Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности”; во-вторых, признать право поэта на “увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами”.
    Футуристы утверждали приоритет формы над содержанием; главное в художественном творчестве – поиски новых формальных приемов, цель поэзии – самоценное, “самовитое” слово.
    Новое течение взяло на себя роль революционного искусства. В качестве такового оно предложило следующие принципы: антиэстетизм, поэтизация уродливого и безобразного, эпатаж публики, демонстративный цинизм и нигилизм. Эти принципы футуристы развивали не только в своем творчестве, но и в образе жизни. Отсюда – экстравагантные костюмы (к примеру, желтая кофта Маяковского), разрисованные лица, нелепые аксессуары, нарочитая грубость в обращении с публикой. Вызывающим было и оформление их сборников, начиная от заголовков и заканчивая грязно-серой дешевой бумагой. Вывести буржуазную публику из состояния равновесия – такую цель ставили перед собой футуристы.
    Творчество молодого Маяковского неразрывно связано с футуризмом. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых он участвовал в создании сборника “Пощечина общественному вкусу”, выступал на футуристических-вечерах-диспутах, писал критические статьи, печатался в футуристических изданиях того времени. Экспериментальный поиск Маяковского во многом определялся художественными установками футуризма; это касается основных тем, поэтических средств, языка его произведений.
    На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: “Это живая жизнь городской массы, это – улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках”. И именно такую красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж – городской. В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: “Порт”, “Уличное”, “Вывескам”, “Театры”, “Адище города”. При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: “Улица провалилась, как нос сифилитика” или: “А с неба смотрела какая-то дрянь”. А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж:
    Будет луна.
    Есть уже
    Немножко.
    А вот и полная повисла в воздухе.
    Это Бог, должно быть,
    Дивной серебряной ложкой
    Роется в звезд ухе.
    Примитивно-поэтическому описанию первой части автор противопоставляет усложненно-прозаическое объяснение.
    В этих и других строках – демонстративный антиэстетизм, стремление поразить читателя, столь свойственные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему. Он пишет:
    А за солнцами улиц где-то ковыляла
    никому не нужная, дряблая луна.
    Ночные огни города именуются солнцем, в то время как подлинное светило объявляется ненужным и – “дряблым”. Применить подобный эпитет к воспетой в веках луне – это ли не вызов всей предшествующей поэзии?
    В стихотворении “А вы могли бы?” герой обращается к читателям:
    А вы
    Ноктюрн сыграть
    Могли бы
    На флейте водосточных труб?
    Он – поэт, он – “право имеет” творить по своим законам. А “они” – они “ничего не понимают”:
    Сумасшедший!
    Рыжий!
    “Им” адресует поэт свое резкое “Нате”:
    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется – и вот
    Я захохочу и радостно плюну,
    Плюну в лицо вам.
    Для произведений Маяковского свойственно острое социальное звучание – антивоенное, революционное. “Долой ваши любовь, искусство, религию, строй!” – провозглашает поэт в четырех частях поэмы “Облако в штанах”.
    Листочки.
    После строчек лис – точки.
    Это стихотворение Маяковский не без вызова назвал “Исчерпывающей картиной весны”. Так автор с помощью футуристской словесной живописи рисует весенний пейзаж. Маяковский, занимаясь формальным поиском, произвольно делит слова на слоги, нарушает привычную конструкцию стихотворной строки. Он часто прибегает к различным приемам звукописи (“а с севера – снега седей”; “отравим кровью воды Рейна”; “стихами велеть истлеть ей”). Он ломает правила грамматики:
    Где роза есть нежнее и чайнее? Или:
    Душу вытащу, растопчу, чтоб большая!
    Своего рода визитной карточкой Маяковского можно считать неологизмы. Словотворчество поэта, несомненно, имеет своим истоком поэтику футуристов. В его стихах – “адище города”, “земли отощавшее лонце”, “декабрый вечер”.
    Художественные метафоры и сравнения автора часто усложнены и требуют особо тщательного прочтения, расшифровки:
    Если б быть мне косноязычным,
    Как Дант
    Или Петрарка!
    Душу к одной зажечь!
    Парадоксальность первой части “снимается” во второй: талант и любовь героя так велики, что к ним не применимы обыкновенные земные мерки.
    Оценивая творчество Маяковского, не следует отрицать влияние футуризма на эстетику автора. Именно это направление во многом сформировало будущего “лирика и трибуна”. Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм – с другой, – вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы, на протяжении которых он был связан с этим направлением, стали для него годами учения, формирования поэтического мастерства, литературного кредо, по законам которого развивалось его дальнейшее творчество.