• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Нидерланды (нидерл. Nederland ), - официальное название Королевство Нидерландов (нидерл. Koninkrijk der Nederlanden , конституционная парламентская монархия с 1814 года.

    В Нидерландах институт президентства отсутствует. Глава государства – Королева, в настоящее время – Королева Беатрикс (династия Оранских Нассау), находится на троне с 30 апреля 1980 года. Если окажется, что прямые наследники отсутствуют, глава государства может быть назначен Парламентом. Подобное решение принимается на объединенной сессии обеих палат Парламента.

    Законодательная власть представлена двухпалатным Парламентом (Генеральными штатами), состоящим из 225 депутатов. Нижняя палата – Палата представителей (150 депутатов), избираемых путем всеобщих прямых выборов на основе пропорционального представительства сроком на четыре года. Сенат – 75 сенаторов, избираемых путем косвенных выборов депутатами 12 провинциальных советов сроком на четыре года. Законодательная власть осуществляется совместно Королем и Генеральными штатами.

    Конституция Нидерландов содержит положения о пропорциональной системе выборов. Вопросы образования политических партий, проведения избирательной кампании, финансирования агитационной деятельности специальным законодательством не регулируются, а основываются на политических и электоральных традициях.

    В Нидерландах используется пропорциональная избирательная система в рамках 19 многомандатных избирательных округов без заградительного барьера, с применением избирательной квоты (применяется с 1917 года с незначительными изменениями). Списки кандидатов, получившие избирательную квоту, допускаются к распределению депутатских мандатов. Так, например, по результатам состоявшихся в 2006 году парламентских выборов избирательная квота равнялась: 9.838.683 избирателя, проголосовавшие за партийные списки разделенных на 150 с последующим распределением остаточных мест на основе метода Д’Ондта.

    Внеочередные парламентские выборы в Нидерландах королевой Беатрикс назначены на 9 июня 2010 года. Необходимость в выборах возникла после того, как правительственная коалиция распалась на почве разногласий о продлении миссии голландских войск в Афганистане, Премьер-министр подал Королеве прошение об отставке правительства.

    Парламент Нидерландов во вторник отклонил предложение Социалистической партии отменить ратификацию соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. О пересмотре соглашения заговорили после того, как на референдуме 6 апреля подданные королевства проголосовали против соглашения об ассоциации ЕС с Украиной, ранее одобренного другими членами Евросоюза. Впрочем, перевес в парламенте был небольшим: идею отменить ратификацию поддержал 71 депутат, а за сохранение документа выступили 75 парламентариев.


    «Крайне разочарован результатом голосования. Волеизъявление народа отошло на второй план»,- сообщил в своем микроблоге в Twitter депутат от Социалистической партии Нидерландов Гарри ван Боммел, выступающий против ассоциации Украины с ЕС. Как сообщает ТАСС , именно по просьбе Социалистической партии голосование по этому предложению происходило поименно: помощник спикера называл каждого депутата по фамилии, а тот должен был сказать «за» или «против». Однако даже изменение процедуры голосования не смогло обеспечить противникам соглашения победу.

    Другой представитель Социалистический партии, сенатор Тини Кокс, в беседе с “Ъ” заявил, что противники соглашения не обеспокоены результатами голосования, так «как правительство пообещало вернуться к этому вопросу до лета». В нынешней редакции, уверен господин Кокс, соглашение об ассоциации «не может быть ратифицировано».

    Напомним, что премьер-министр Нидерландов Марк Рютте 14 апреля распорядился начать переговоры с ЕС об изменении текста соглашения об ассоциации с Украиной. «Если справедливый ответ не удастся сформулировать в ближайшие несколько месяцев, до лета, правительство не будет ратифицировать договор»,- заявил тогда господин Рютте.

    Руководитель брюссельского отделения исследовательского центра Open Europe Питер Клеппе в беседе с “Ъ” также сказал, что ожидает пересмотра текста соглашения и составления специального дополнительного протокола, в котором будет указано, что соглашение об ассоциации не приведет к дальнейшему вступлению Украины в Евросоюз. Кроме того, по словам господина Клеппе, правительство Нидерландов будет стремиться заблокировать все пункты соглашения, которые не связаны с торговым оборотом.

    Такое решение, по мнению эксперта, будет сигналом для России, «что Европа хочет торговать с Украиной, но не хочет заставлять Украину выбирать между Россией и Европой». «Это также покажет британским избирателям, что Европейская комиссия способна принимать гибкие решения и не игнорирует недовольства»,- сказал Питер Клеппе (напомним, 23 июня в Великобритании пройдет референдум о выходе страны из состава ЕС).

    12 апреля избирательная комиссия Нидерландов сообщила официальные результаты консультативного референдума об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Согласно им, против подписания соглашения проголосовали 61%, за - 38%. Явка составила 32% при минимальном пороге 30%.

    Кирилл Кривошеев


    Результат голландского референдума усилит позиции евроскептиков


    Апрельский референдум в Нидерландах, на котором почти две трети участников высказались против соглашения об ассоциации Украины и ЕС, вызвал бурную реакцию в Киеве, Москве, Брюсселе и ряде других европейских столиц. Его результаты могут повлиять на грядущий референдум по выходу Британии из ЕС и даже могут спровоцировать подобные процессы в других государствах Евросоюза. Более того, референдум показал, что поддержка Единой Европой Украины отнюдь не безусловна, что в какой-то степени играет на руку Москве.

    Первая конституция Нидерландов 1815 года наделяла основной властью короля, но давала законодательные полномочия двухпалатному парламенту (Генеральным штатам). Современная конституция страны была принята в 1848 году по инициативе короля Виллема II и известного либерала Йохана Рудольфа Торбеке. Эту конституцию можно считать «мирной революцией», потому что она резко ограничила власть короля и передала исполнительную власть кабинету министров. Парламент отныне избирался на прямых выборах, и он получил большое влияние на решения правительства. Таким образом, Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

    В 1917 году изменение в конституции дало избирательные права всем мужчинам, достигшим 23 лет; в 1919 году право голоса получили все женщины. С 1971 года право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет. Крупнейший пересмотр конституции произошёл в 1983 году. Отныне населению гарантировались не только политические, но и социальные права: защита от дискриминации (на основании религии, политических убеждений, расы, пола и другим причинам), запрет на смертную казнь и право на прожиточный минимум. Правительство получило обязанность защищать население от безработицы и охранять окружающую среду. Несколько изменений в конституции после 1983 года отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооружённые силы для миротворческих операций за границей.

    Монарх Нидерландов официально является главой государства, однако делегирует власть кабинету министров. С 1980 года королевой является Беатрикс из старинной Оранской династии, наследником престола - её сын Виллем-Александр. С 1890 года на престоле находились только женщины. Монарх нередко отрекается от престола в пользу наследника по достижении пожилого возраста, однако Беатрикс (1938 года рождения) пока не собирается этого делать. На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в то же время имеет определённое влияние на формирование нового правительства после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях.

    Законодательной властью обладают Генеральных штаты (парламент) и в меньшей степени правительство. Парламент состоит из двух палат: первой (75 мест) и второй (150 мест). Вторая палата, обладающая основной властью, избирается всеобщим прямым голосованием на 4 года (последние выборы состоялись 22 ноября 2006 года). Первая палата избирается непрямым образом провинциальными парламентами. Её функции сводятся к ратификации законопроектов, уже разработанных и принятых второй палатой. Основными политическими партиями Нидерландов являются Христианско-демократический призыв (41 место в нижней палате парламента из 150), Партия за труд (33 места), Социалистическая Партия (25 мест) и Народная партия за свободу и демократию (23 места).

    Исполнительная власть сосредоточена в руках кабинета министров (правительства). Правительство обязано согласовывать основные решения с парламентом, и поэтому формируется на основе парламентского большинства. Ни одна партия в недавней истории Нидерландов не имела большинства в парламенте, поэтому правительства всегда носили коалиционный характер. Премьер-министром с 22 июля 2002 года является лидер Христианско-демократического призыва Ян-Петер Балкененде. 22 февраля 2007 года он сформировал свой четвёртый кабинет министров: коалицию Христианско-демократического призыва, Партии за труд и малой партии Христианский Союз (6 мест в парламенте). Заместителями Балкененде в правительстве стали лидер Партии за труд Ваутер Бос и лидер Христианского Союза Андре Раувут.

    Местное управление. Основные единицы местной администрации – муниципалитеты, которых насчитывается 647. Каждый из них управляется выборным муниципальным советом, исполкомом муниципального совета и бургомистром. Бургомистр назначается на шестилетний срок правительством. Возможности муниципального управления ограничены объемом финансирования.

    Нидерланды разделены на 12 провинций (Дренте, Флеволанд, Фрисландия, Гелдерланд, Гронинген, Лимбург, Северный Брабант, Северная Голландия, Овер-Эйссел, Утрехт, Зеландия, Южная Голландия). Каждая управляется Провинциальными штатами, избираемыми на четыре года. Исполнительная власть осуществляется четырьмя избранными представителями Провинциальных штатов и королевским комиссаром, который назначается правительством страны. Провинциальная власть имеет право надзора, однако обладает меньшей политической силой, чем муниципалитеты.

    Политические партии. В Нидерландах существует многопартийная система.

    Христианско-демократический призыв (ХДП) – крупнейшая политическая партия страны, образованная в 1980 в результате объединения трех христианско-демократических партий: Католической народной (основанной в 1945), Антиреволюционной (протестантской, основанной в 1878) и Христианско-исторического союза (реформаторского, основанного в 1908). ХДП выступает с центристских позиций, отстаивает традиционные ценности, частную собственность и свободное предпринимательство. Призывает к ограничению государственного вмешательства в экономике при продолжении активной социальной политики. Входит в международные объединения христианско-демократических партий и Европейскую народную партию. Лидеры ХДП Андреас ван Агт, и Рудольфус (Рууд) Любберс возглавляли правительство страны в 1977–1982 и 1982–1994. Между 1994 и 2002 ХДП находился в оппозиции, но в 2002 лидер ХДП Ян-Петер Балкененде вновь занял пост премьер-министра. На выборах во Вторую палату парламента в мае 2003 ХДП собрал 28,6% голосов и завоевал 44 из 150 мест. В Первой палате парламента имеет 23 из 75 мест. Лидер и премьер-министр – Ян-Петер Балкененде.

    Народная партия за свободу и демократию (НПСД) – праволиберальная, образована в январе 1948. Выступает за свободный рынок, за сокращение государственного вмешательства в экономику и поддержку свободного предпринимательства. Входит в международное и европейское объединения либеральных партий. Участвовала в правительствах в 1959–1972, 1977–1981, 1982–1989 и с 1994. На выборах 2003 НПСД получила 17,9% голосов, имеет 28 мест во Второй и 15 в Первой палате. Лидер – Йозиас ван Аартсен.

    «Демократы-66» – леволиберальная политическая партия. Создана в октябре 1966, выступает с позиций социального либерализма и радикальной демократии. Партия призывает к проведению политических реформ (широкому использованию механизмов референдума, отмене Первой палаты, введению прямого избрания премьер-министра и мэров и т.д.), к сочетанию либеральных принципов индивидуальной свободы с активной социальной политикой и солидарностью. «Демократы-66» входят в международное и европейское объединения либеральных партий. Партия участвовала в правительствах в 1973–1977, 1981–1982, 1994–2002 и с 2003. На выборах 2003 завоевала 4,1% голосов, имеет 6 мест во Второй и 3 в Первой палате. Лидер – Борис Дитрих.

    Партия труда (ПТ) – социал-демократическая партия, оформилась в феврале 1946. Выступает за проведение прогрессивных реформ конституционными и мирными методами, отстаивала расширение социальной политики государства с целью обеспечить большее социальное, политическое и экономическое равноправие всех граждан. В настоящее время начала пересматривать прежние позиции в пользу усиления государственного регулирования. ПТ входит в Социалистический Интернационал и европейское объединение социал-демократических партий. Участвовала в правительствах в 1946–1958, 1965–1966, 1973–1977, 1981–1982, 1989–2002. Ее лидеры Виллем Схермергорн, Виллем Дрейс, Йооп ден Ойл и Вим Кок занимали посты премьер-министров в 1945–1946, 1948–1958, 1973–1977 и 1994–2002. В настоящее время находится в оппозиции. На выборах 2003 собрала 27,3% голосов, имеет 42 места во Второй и 19 в Первой палате. Лидер – Ваутер Бос.

    Социалистическая партия (СП) – левая. Основана в 1972 как маоистская Коммунистическая партия Нидерландов / марксистско-ленинская, но в 1991 официально отказалась от марксизма-ленинизма. Выступает за построение социализма в стране. На выборах 2003 СП собрала 6,3% голосов, имеет 9 мест во Второй и 4 в Первой палате. Лидер – Ян Марийниссен.

    Список Пима Фортейна – правая организация, выступающая против иммиграции. Основана в 2002 убитым вскоре правоэкстремистским политиком П.Фортейном под лозунгами прекращения притока иммигрантов, «не интегрирующихся» в нидерландскую культуру (особенно мусульман), более решительной борьбы с преступностью, сокращения бюрократии в государственном управлении, улучшения работы школ и медицинских учреждений. На выборах 2002 партия добилась крупного успеха, став второй по величине политической силой страны. Ее представители были включены в состав правительства во главе с христианским демократом Балкененде, но уже через несколько месяцев коалиция распалась по вине Списка Пима Фортейна. На выборах 2003 партия смогла получить лишь 5,7% голосов; она имеет всего 8 мест во Второй и 1 в Первой палате. В 2004 между депутатами партии и руководством организации произошел раскол.

    Зеленые левые – политическая партия, выступавшая под лозунгами социализма, пацифизма и защиты окружающей среды. Возникла в 1989 в результате объединения небольших левых организаций: Политической партии радикалов (основанной в 1968), Пацифистской социалистической партии (образованной в 1958), Коммунистической партии Нидерландов (основанной в 1918) и Евангелической народной партии (созданной в 1981). С 2004 руководство партии заявило о своей приверженности леволиберальным принципам, прежде всего, принципу «мультикультурного» общества. На выборах 2003 партия набрала 5,1% голосов, имеет 8 мест во Второй и 5 в Первой палате. Лидер – Фемке Хальсема.

    Христианский союз (ХС) – основан в 2001 в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза. Сочетает консервативную позицию по вопросам абортов, эвтаназии и гомосексуальных браков с социал-демократической линией в вопросах экономики и защиты окружающей среды. В 2003 получил 2,1% голосов на выборах. Имеет 3 места во Второй и 2 в Первой палате. Лидер – Андре Роувут.

    Государственная реформистская партия (ГРП) – консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви. Образована в 1920-х. В парламенте сотрудничает с Христианским союзом. В 2003 ГРП получила 1,6% голосов. Имеет по 2 места в каждой из палат парламента страны.

    Правовая система и судопроизводство. Нидерландская правовая система представляет собой сочетание положений Римского права и кодекса Наполеона. Особое внимание уделяется правам граждан. Судьи назначаются монархом пожизненно, но по достижении 70 лет должны оставлять свой пост. В Нидерландах действуют Верховный суд, 5 апелляционных судов, 19 окружных судов и 62 кантональных. В стране отсутствует система правосудия с участием присяжных заседателей. Судебные разбирательства обычно ведутся одним судьей или коллегией из трех судей. Внешняя политика. В период между мировыми войнами Нидерланды принимали активное участие в работе Лиги наций. В 1945 они стали одной из стран-учредителей ООН. После Второй мировой войны Нидерланды прочно примкнули к альянсу стран Запада и в 1949 вступили в НАТО. С 1950-х годов страна была ведущим поборником европейской интеграции и ратовала за вступление Великобритании в Общий рынок. Маастрихтский договор, заключенный в 1992 в городе Маастрихте на юге Нидерландов, способствовал трансформации Европейского экономического сообщества в Европейский союз.

    Нидерланды давно стали центром мировых правовых учреждений. Еще в 17 в. здесь жил Гуго Гроций, один из основоположников современного международного права. В Гааге находится Международный суд ООН, международный трибунал по бывшей Югославии, а также международный трибунал ООН.

    Нидерланды имеют дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1942).

    Вооруженные силы. По окончании холодной войны вооруженные силы Нидерландов подверглись значительному реформированию. Призыв, который в середине 1990-х годов обеспечивал ок. 2/5 воинского контингента, был отменен в 1997, и теперь вооруженные силы Нидерландов состоят исключительно из профессиональных военных и добровольцев.

    Нидерландские соединения используются в первую очередь в войсках НАТО. В середине 1990-х сухопутные войска Нидерландов включали 10 бригад, объединенных в 2 дивизии. Часть войск размещена в Германии. Военно-воздушные силы насчитывали 9 эскадрилий истребителей и 8 ракетных батарей ПВО. Военно-морской флот состоял из 55 судов, включая 4 подводных лодки и 18 сторожевых кораблей с управляемыми ракетами, а также располагал соединениями морской авиации и пехоты. Как ВВС, так и ВМФ Нидерландов проходят подготовку совместно с бельгийскими соединениями. Общая численность вооруженных сил в 1997 составляла 75,2 тыс. человек, в 2001 – 74,100. В 1997 доля расходов на оборону составляла 1,91% от суммы ВВП. В 2000/2001 финансовом году военные расходы Нидерландов составили 6,5 млн. долларов, или 1,5% от ВВП.

    План
    Введение
    1 Конституция
    2 Политические институты
    2.1 Монархия
    2.2 Законодательная власть
    2.3 Исполнительная власть

    3 Сноски

    Введение

    Королева Беатрикс официально является главой государства

    Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром Рютте

    Нидерланды являются конституционной парламентской монархией.

    1. Конституция

    Первая конституция Нидерландов 1815 года наделяла основной властью короля, но давала законодательные полномочия двухпалатному парламенту (Генеральным штатам). Современная конституция страны была принята в 1848 году по инициативе короля Виллема II и известного либерала Йохана Рудольфа Торбеке. Эту конституцию можно считать «мирной революцией», потому что она резко ограничила власть короля и передала исполнительную власть кабинету министров. Парламент отныне избирался на прямых выборах, и он получил большое влияние на решения правительства. Таким образом, Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

    В 1917 году изменение в конституции дало избирательные права всем мужчинам, достигшим 23 лет; в 1919 году право голоса получили все женщины. С 1971 года право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет. В 1983 была принята новая Конституция, отныне населению гарантировались не только политические, но и социальные права: защита от дискриминации (на основании религии, политических убеждений, расы, пола и другим причинам), запрет на смертную казнь и право на прожиточный минимум. Правительство получило обязанность защищать население от безработицы и охранять окружающую среду. Несколько изменений в конституции после 1983 года отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооружённые силы для миротворческих операций за границей.

    В Конституции (de Grondwet) перечислены гражданские и социальные права жителей государства; также в ней описаны роль и функции институтов, наделённых исполнительной, законодательной и судебной властью. Следует отметить, что Конституция имеет силу лишь на европейской территории королевства Нидерландов. У государства в целом (помимо европейской части, ещё Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен) есть своя Хартия, по которому закреплено федеративное устройство. В Нидерландах нет Конституционного суда, и у судей нет компетенции пересматривать законы. Но международные договоры и Статут Королевства имеют больше силы, поэтому, по условиям, в некоторых случаях закон может быть пересмотрен судьями. Существует следующий порядок принятия конституционных поправок:

    1. Для пересмотра Конституции должен быть принят Акт парламента, в котором указывается необходимость принятия поправки к Конституции в предложенной им редакции.

    2. Вторая палата может разделить представленный законопроект на несколько законопроектов по предложению, внесённому Королем или от имени Короля либо в ином установленном порядке.

    3. Обе палаты Генеральных штатов распускаются после опубликования Акта парламента, указанного в пункте первом.

    4. Вновь избранные палаты рассматривают законопроект о внесении поправки в Конституцию, и законопроект должен быть принят большинством не менее чем в две трети голосов депутатов.

    5. Вторая палата может разделить законопроект о внесении поправки в Конституцию на несколько законопроектов по предложению, внесённому Королем или от имени Короля либо в ином установленном порядке, если решение по этому вопросу выносится большинством не менее чем в две трети голосов депутатов.

    2. Политические институты

    Главными политическими институтами являются: монархия, кабинет, Генеральные Штаты (парламент) и судебная система.

    2.1. Монархия

    Монарх Нидерландов официально является главой государства, однако делегирует власть кабинету министров. С 1980 года королевой является Беатрикс из старинной Оранской династии, наследником престола - её сын Виллем-Александр. С 1890 года на престоле находились только женщины. Монарх нередко отрекается от престола в пользу наследника по достижении пожилого возраста, однако Беатрикс (1938 года рождения) пока не собирается этого делать. На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в то же время имеет определённое влияние на формирование нового кабинета после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях.

    2.2. Законодательная власть

    Парламент Нидерландов называется Генеральные штаты состоит из Нижней или Второй палаты (150 мест) и Высшей или Первой палаты (75 мест), которую также называют Сенатом. Обе палаты обсуждают и принимают законопроекты и следят за действиями кабинета. У Второй палаты есть права законодательной инициативы и внесения поправок.

    Члены второй палаты избираются поименно прямым голосованием каждые четыре года, поэтому в случае выхода из партии депутат может остаться независимым или примкнуть к другой. Члены Первой палаты избираются непрямым голосованием членами советов провинций каждые четыре года после выборов в советы провинций, который проводятся по пропорциональной системе.

    Основными политическими партиями Нидерландов являются Народная партия за свободу и демократию (31 место в нижней палате парламента из 150), Партия труда (30 мест), Партия свободы (22 места), Христианско-демократический призыв (21 место), Социалистическая партия (15 мест), Зелёные (10 мест), Демократы 66 (10 мест).

    2.3. Исполнительная власть

    Исполнительная власть сосредоточена в руках неформального органа - кабинета Нидерландов, состоящего из министров и госсекретарей (министры образуют более узкий конституционный орган - Совет министров Нидерландов). Кабинет обязан согласовывать основные решения с парламентом, и поэтому формируется на основе парламентского большинства. Ни одна партия за последние более чем 100 лет истории Нидерландов не имела большинства в парламенте, поэтому правительства всегда носили коалиционный характер. Премьер-министром с 22 июля 2002 года является лидер Христианско-демократического призыва Ян-Петер Балкененде.

    22 февраля 2007 года он сформировал свой четвёртый кабинет министров: коалицию Христианско-демократического призыва, Партии труда и малой партии Христианский Союз (6 мест в парламенте). Заместителями Балкененде в правительстве стали лидер Партии труда Ваутер Бос и лидер Христианского Союза Андре Раувут. Результаты выборов 2006 года:

    1. http://constitution.garant.ru/DOC_3864853.htm#sub_para_N_1800

    Каждый гражданин Нидерландов от 18 лет и старше имеет право участвовать в прямых выборах во Вторую палату парламента, а также право выставлять свою кандидатуру на выборах в парламент. Парламент, “Генеральные Штаты”, состоит из двух палат. Первая палата насчитывает 75 членов, избираемых представителями провинций – членами Провинциальных Штатов. В состав Второй палаты входит 150 членов. Все нидерландское законодательство создано народным представительством или при его участии. Парламент совместно с правительством формирует законодательную власть. Согласно Конституции выборы в Первую и Вторую палаты проводятся каждые четыре года. Обсуждение и принятие решений могут иметь место только в случае присутствия на заседании более половины состава палаты. Решения принимаются, как правило, большинством голосов.

    Примат народного представительства вытекает из того, что никакой официальный суд не может подвергать сомнению конституционность законов, и что органы исполнительной власти могут работать только при условии доверия им со стороны парламента. Исполнительная власть находится в руках правительства, но за свою деятельность оно несет ответственность перед парламентом. Для того чтобы вести свою работу, министры должны быть облечены доверием со стороны парламента. После завершения формирования правительства премьер-министр представляет во Вторую палату декларацию правительства. Палата выносит эту декларацию на голосование. Если кабинет получает доверие палаты, то он может приступать к своей деятельности. Министры располагают доверием парламента до тех пор, пока палата не принимает предложение о вынесении вотума недоверия. Правительство, со своей стороны, может, в случае конфликта, распустить народное представительство и назначить новые выборы.

    Первая и Вторая палаты имеют в своем распоряжении четыре средства контроля исполнительной власти.

    Право контроля бюджета: право утверждения всех доходов и расходов государства согласно внесенному правительством бюджету. Каждый год в День Принцев (Prinsjesdag) правительство представляет парламенту государственный бюджет на предстоящий год.

    Право интерпелляции (запроса): любой член палаты, который по предмету, не входящему в повестку дня, хочет провести обсуждение с тем или иным министром, должен запрашивать согласие на это со стороны палаты. Tакие запросы отвергаются крайне редко.

    Право задавать вопросы министрам и государственным секретарям. В Первой палате вопросы и ответы представляются в письменном виде. Право задавать вопросы для членов Второй палаты предусматривает, наряду с письменной формой, также и очный вариант, так называемый “час вопросов”, дающий возможность проведения кратких дебатов. На поставленные вопросы должен быть представлен ответ. Министр может отказаться предоставить запрошенную информацию только, если это связано с национальными интересами.

    Право на проведение расследования (enquete): парламент может по определенным делам проводить независимое от правительства расследование. Он может поручить его проведение парламентской следственной комиссии. Эта комиссия правомочна вызывать тех или иных лиц для дачи показаний. Явка вызываемых лиц обязательна. Показания даются под присягой.

    Обе палаты могут принимать решения, в которых они излагают свои пожелания, причем для принятия этих решений не требуется прямого запроса. Предложение может быть вынесено на голосование, если оно поддержано не менее, чем пятью членами палаты. Министры не обязаны выполнять принятые парламентом предложения. Однако вотум недоверия обязывает кабинет подавать в отставку.

    Наряду с вышеперечисленными средствам контроля Вторая палата может использовать два дополнительных правомочия:

    Право внесения изменений: палата может вносить изменения в предложенные законопроекты. Соответствующий министр может внесенные изменения принять или заявить о их неприемлемости.

    Право инициативы: член палаты или группа членов палаты могут вносить на рассмотрение палаты законопроекты .

    Члены Генеральных Штатов обладают парламентской неприкосновенностью, что означает, что они не могут подвергаться преследованию за то, что ими было сказано на заседаниях палаты или ее комиссий или представлено в палату в письменном виде.