• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Вестерны посещают наши экраны сейчас не так уж часто – фильмы подобной тематики практически утратили всякую популярность, а игр выходит так мало, что все подобные проекты за последние 5 лет можно пересчитать по пальцам. Тем интереснее было следить за тем, как разворачивалась рекламная кампания игры Red Dead Redemption, которая просто обязана была стать хитом и вернуть популярность незаслуженно забытому жанру.

    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption

    Поскольку разработчики из Rockstar Games давно заняты созданием серии GTA, то и в новой игре они решили недалеко отойти от традиций своего самого успешного сериала и дать игрокам огромный мир, наполненный приключениями и ощущением свободы. И со свойственным им вниманием к деталям сделали все, чтобы этот мир казался живым и настоящим. По мере исследования вы посетите множество маленьких городков, выполните огромное количество заданий, прокатитесь верхом, поучаствуете в скачках, будете ловить лошадей – словом, сможете ощутить себя героем вестерна. А за эти незабываемые ощущения игру можно и нужно оценить по достоинству.

    За пригоршню долларов

    В отличие от GTA, здесь нет больших городов – только маленькие поселки и ранчо с салунами и офисами шерифа, почтовыми станциями и стойлами для лошадей. Все друг друга знают, все на виду. Новый человек, которым является ваш герой, не просто выбивается из окружающего мира, а привлекает ненужное внимание. Приехав выяснять отношения, вы сразу же получаете пулю и с трудом начинаете свою новую жизнь в неблагоприятном и в чем-то новом для вас мире, постепенно узнавая все больше и больше не только об окружающих вас людях, но и о своем персонаже.

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Между городками раскинулась необъятная прерия, которую вам предстоит изъездить вдоль и поперек, выполняя различные поручения, охотясь на бандитов всех мастей, исследуя карты сокровищ и помогая путникам. Конечно же, никто не запрещает расстреливать мирные дилижансы, грабить поезда или помогать каннибалам ловить новых жертв. Тем не менее, игровой мир живет и без вас, но сюжетная часть завязана на ваших решениях, скорости реакции и очередности, в которой вы проходите задания.

    Для заработка нужно будет принять участие в самых разнообразных мероприятиях, начиная обычной карточной игрой в подвале салуна и заканчивая поимкой преступников, которых, если вам нужны деньги, придется ловить живьем. Здесь поможет не только верное лассо, но и стрельба по конечностям противников – хромающего преступника без оружия в руках схватить куда проще. Можно также охотиться на диких зверей, сдирать шкуры и продавать мясо в лавки. Или же станьте преступником, что автоматически настроит власти против любых ваших поступков, но позволит стать своим в преступном мире и расстреливать города вместе с бандами головорезов.

    Непрощенный

    Джон Марсден, приехавший в Армадилло, чтобы обезвредить банду своих бывших друзей, не является типичным героем, которых мы привыкли видеть в играх. Он без особых проблем может убить человека, но у него есть принципы и собственный кодекс, который (поначалу) просто не позволяет устроить геноцид в отдельно взятой деревушке. Очень качественно прописанные диалоги открывают нам историю этого человека с разных сторон, добавляя в нее красок и подробностей, поэтому через некоторое время замечаешь, что чем больше узнаешь Джона, тем меньше он нравится. Он – дитя своего времени, а окружение заставляет хвататься за винтовку при малейших признаках опасности, иначе можно потерять не только лошадь, но и жизнь.

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Вокруг вас происходит множество самых жутких вещей. Помогая бармену поймать воришку, будьте готовы к тому, что, как только вы доставите злодея к добродушному толстяку-бармену, тот начнет бить паренька в лицо сапогом. Или же, остановившись помочь путнику на дороге, не стоит зевать – вполне можно получить рукоятью кольта в лицо и потерять лошадь. Линчевание здесь вообще норма жизни, и веревку на горле жертвы придется перестреливать не раз и не два, причем шансов не успеть это сделать очень много, а вот попасть получается далеко не всегда.

    Быстрый и мертвый

    Сюжетная часть очень хорошо продумана – вы испытаете на себе все, что только можно испытать: от длинных перестрелок до быстрых и кровавых дуэлей. После всего этого сможете определиться, какое занятие вам больше по душе. К тому же разработчики, как всегда, разбавили довольно драматичную историю отличными персонажами, которые могут вызвать как улыбку, так и отвращение. В какой еще игре можно встретить вороватого «торговца здоровьем», которого окружают неприятности, или же расхитителя могил, беседующего с трупами?

    Самое главное, поскольку путешествовать по игровому миру придется очень и очень много, разработчики не поленились и реализовали различные способы быстрого перемещения, так что можно не бродить по болотам и грязным дорогам, а заказать дилижанс за умеренную плату. Или просто возле костра посреди местности решить, куда нужно держать путь, и все остальное игра сделает сама.

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Значительной частью Red Dead Redemption является многопользовательский режим. Здесь можно не просто выполнить какие-либо задания на время или ради трофеев, но в режиме игры для 8 человек очень интересно провести время, сформировав одну большую банду или две поменьше и устроив локальную войну. В этом режиме можно делать все, что душе угодно, встать на любую сторону закона и с друзьями пройти через городки и бандитские поселения. В многопользовательском режиме есть даже уровни, которые даются за убийства противников, других игроков или различных персонажей, а с ростом уровней можно получить доступ к новому оружию, внешнему виду персонажей и многое другое. Самое главное, что бегать с друзьями не надоедает, в этом живом мире Дикого Запада всегда есть чем заняться и куда пойти.

    Горбатая гора

    Недостатков у игры всего несколько, но они могут омрачить впечатление от этой по-настоящему замечательной игры. Несмотря на то, что это пока все еще исключительно консольный эксклюзив, все выглядит далеко не так, как могло бы. Огромный мир, который не подгружается по мере путешествия, связал руки разработчикам, из-за чего в некоторых местах явно не хватает деталей, да и наблюдаются разного рода недоработки, вроде пропажи вашего персонажа с экрана или полетов NPC над землей. Конечно же, с патчами некоторые ошибки исправляются, но появляются новые. Сама же графика из-за обилия мелких деталей лучше на Xbox 360, а не на PlayStation 3, хотя в большинстве игровых ситуаций, особенно если не задаваться целью найти отличия, обе версии практически идентичны.

    Игра иногда может показаться странной и скучной. Особенно если сразу же, не разобравшись в геймплее и не выполняя миссий, вы начнете исследовать мир, то вас будет ждать разочарование. Нужно пройти хотя бы начальную стадию, чтобы собрать «джентльменский набор» из лассо, добротного оружия и хорошей лошади, а только затем бродить по миру в поисках приключений. Да и сами миссии иногда бывают очень неприятными, когда из-за одной ошибки или резкого выстрела приходится переигрывать целый эпизод. Например, я не успел связать жену одного из персонажей, она выбежала на улицу из здания почты и исчезла – пришлось играть заново с места сохранения, а сохраняться можно только в купленной недвижимости или на привалах, так что эпизод показался крайне неприятным.

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Обзор Red Dead Redemption


    Обзор Red Dead Redemption

    Тем не менее, на данный момент Red Dead Redemption одна из лучших игр в индустрии и, на мой взгляд, едва ли не лучшее творение Rockstar Games. Здесь есть все, что может понравится и обычному игроку, и любителю вестернов. К сожалению, подобные игры выходят очень редко, и тем приятнее осваивать этот замечательный проект.

    Странствуя по вымышленному штату Нью-Остин, Джон Марстон столь часто рассказывает о причине своих злоключений, что ему стоило бы повесить на шею табличку-резюме. Экс-грабитель, мечтающий стать фермером, схватился за оружие из-за власть предержащих. Агенты не отпустят жену и сына, пока Марстон не найдет и не уничтожит бывших друзей-подельников. «Когда-то мы были как одна семья», — изливает Джон душу очередному незнакомцу. Но сейчас ничего не попишешь — придется убить.

    XX век начинается

    Объяснить суть Red Dead Redemption гораздо проще, нежели в сотый раз расписывать подноготную Марстона. «Grand Theft Auto 4 на Диком Западе» — лучше определения нет. Взять уже обкатанный движок RAGE, заменить мегаполис прериями, лесами и горами, а автомобили — лошадьми и повозками, пустить паровозы вместо метро, добавить карточные мини-игры и населить мир колоритными отморозками. Гробокопатель с комплексом Горлума, шарлатан, продающий «чудодейственные» лекарства, сволочные федералы по обе стороны границы, антрополог, чей мозг забит расистскими теориями и мыслями о кокаине… Лишь немногие, вроде фермерши Бонни Макфарлейн и мексиканской революционерки Луизы, действительно симпатичны.

    Хотя по-другому Rockstar не делает. Да и наш протеже — классический образ человека с темным прошлым, которому выпал шанс зажить по-новому. Отважный, находчивый, не лезет за словом в карман, не желает зависеть от чьей-либо милости, характер в меру вспыльчивый. Не важно, где происходят события — в Сан-Андреасе, Либерти-Сити, академии для «трудных» подростков или богом забытой глуши, — на пути к счастью он неоднократно должен будет преступить закон.

    Перестрелки, погони, «рельсовый» тир и толика интеллектуальных забав — стандартная формула GTA -образной «песочницы». Но усилиями Rockstar North RDR получила отлаженную механику: систему укрытий, динамический указатель маршрута, зоны полицейского преследования, жилища для записи «сейвов» и, спасибо Episodes from Liberty City , «чекпойнты» в миссиях. Лавки торгуют «стволами», патронами, лекарствами и одеждой, в церквях крутят немое кино, а паренек на вокзале предлагает свежий номер местной газеты. Располагайтесь, чувствуйте себя как дома, наслаждайтесь изумительными закатами и отменным звуком. До запуска первой американской радиостанции — целых девять лет, поэтому тишину заполняют свист ветра, птичьи крики да красивая музыка Билла Элма и Вуди Джексона .

    Случайные связи

    Несмотря на множество общих черт, Нью-Остин и Либерти-Сити далеки друг от друга, как звезды. Средний Запад, не успевший вкусить всех благ повальной индустриализации, живет по иному укладу. Век километровых пробок и толп пешеходов еще не настал; иллюзию жизни создают случайные сценки. То несчастный муж попросит вытащить супругу из разбойничьей петли, то миловидная девушка заманит в засаду, то беглый каторжник пробежит мимо… Бывает, в поселках какой-нибудь дурачок вздумает ограбить магазин, напасть на проститутку с ножом или — фатальная ошибка! — вызвать Джона на дуэль. Решили сунуть нос — ваше дело. RDR не утомляет «внезапными встречами», отдаляя миг, когда игрок плюнет на романтику и начнет «прыгать» между локациями.

    А миг этот наступит нескоро — львиная доля очарования Red Dead Redemption сокрыта в путешествиях верхом на лошади. Не претендуя на лавры Mount & Blade с ее хитрым управлением, Rockstar San Diego сотворила самых покладистых скакунов в жанре. Вместе с режимом «сло-мо» (он же — «Dead-Eye») они превращают любую стычку, даже простую охоту на птиц и зверье, в эпизод из голливудского вестерна. Можно, например, настичь главаря бандитов, на ходу прострелить ему ногу и, пока тот корчится от боли, опутать веревкой. Теперь осталось погрузить матерящегося негодяя, удрать от разъяренных дружков и сдать его шерифу, дабы заработать пригоршню долларов, каплю известности и положительную прибавку к «карме». И не щадите чужих коней — в отличие от Call of Juarez , RDR не терзают глупые условности. Кроме того, нет ничего зрелищнее, чем несколько всадников, упавших на большой скорости, — технология Euphoria обеспечит им очень неприятную смерть.

    GTA столетие назад

    Если пальцы устали лихорадочно давить на триггер, пора перейти к спокойным занятиям. Их в RDR — море, от ночного патрулирования в компании проницательной псины и ловли непокорных мустангов до загона коров на пастбище и обратно. Неплохую прибыль приносит «зачистка» бандитских убежищ. В салунах азартная публика просаживает деньги в покер, блэкджек, «Liar"s dice » и «Five-finger fillet », любимое развлечение экипажа U.S.S. Sulaco. Наконец, подобно Нико Белличу, Марстон регулярно натыкается на незнакомцев со странными просьбами. Их выполнение не требует особых стараний (за исключением, пожалуй, пары «квестов» на добычу шкур и сбор цветов), зато наградой за потраченное время станет неожиданная развязка.

    Red Dead Redemption поражает и тем, что Джон Марстон всего однажды вступает в открытый конфликт с полицией по велению сценария. После Grand Theft Auto 4 , где «звездочки» вспыхивали в конце почти каждой миссии, такой подход только радует. Впрочем, никто не запрещает творить бесчинства. Более того, авторы честно позволяют уйти безнаказанным — взятка или пуля быстро заткнут рот невольному свидетелю. Персонажи, заработавшие дурную репутацию, становятся мишенями для «охотников за головами». Чтобы отмыться, они должны использовать письмо о помиловании или внести всю сумму вознаграждения за свою же поимку. Иначе житья от законников не будет.

    …and the Ugly

    Искупить грехи не мешало бы и гражданам, отвечавшим за финальную четверть повествования. Когда агенты ФБР заставляют Марстона четко соблюдать указания, обязательно звучит примерно такой диалог:

    — А если я откажусь?
    — Тогда твоим жене и сыну не поздоровится!

    Ввернуть подобные реплики раз или два — куда ни шло, но с дюжину? Неужели Джон до сих пор не сообразил, сколь высока ставка? Удивляют и заключительные задания. Я понимаю, дизайнеры хотели показать, за что именно мы боролись, однако снова работать пастухом и возить мешки с кукурузой — перебор .

    Следующие кандидаты на порку — архитекторы RAGE, не сумевшие извлечь урок из проблем GTA 4 на PlayStation 3. Проекты разделяет пропасть длиной в два года, а старые болячки, увы, те же: разрешение ниже 1280х720, меньшее количество деталей (сильнее всего пострадала трава), объекты, «выскакивающие» из воздуха, нехватка полноценного 2x-сглаживания… Конечно, если пристально не рассматривать скриншоты, недостатки на платформе Sony едва видны, но все равно жаль.

    Гораздо заметнее прорехи в мультиплеере, которым, похоже, занимались в последнюю очередь. «Испытания» в свободном режиме «Free Roam» и «мексиканское противостояние», открывающее каждую партию дефматча, — отличные задумки, но команда не реализовала и десятую долю потенциала RDR . Коллективное прохождение вообще подоспело с дармовым дополнением лишь после релиза; за прочие сетевые радости поклонников вынудят платить, причем аж .

    * * *

    С другой стороны, зачем спешить на онлайн-просторы, когда впереди — добрых тридцать часов сюжетных приключений на Диком Западе? Тем более что вестернов-«песочниц» у нас не было со времен Gun .

    СПОЙЛЕР! Представьте, что в Mafia после расправы над главным злодеем вам подсунули бы серию мини-аркад «посади цветы» и «полей лужайки».

    Была когда-то такая страна, Америка. Это потом она превратилась в США, отрастила жирок и начала развлекать себя бомбежкой других стран по всему миру. А когда-то эта страна была свободной и дикой как мустанг в прериях. В то же время Дикий Запад был очень опасным местом – у людей не было Интернета и консолей, поэтому им приходилось развлекаться выживанием, болтовней и убийством себе подобных. Новая игра Red Dead Redemption от прославившейся благодаря GTA IV студии Rockstar Games с головой окунет вас в эту атмосферу, пропахшую пороховым дымом и виски.

    The Good, the Bad and the Ugly

    Сюжет Red Dead Redemption строится по всем канонам вестерна. Нам расскажут о мужественном представителе сил порядка и справедливости, приехавшем из города в дикие прерии, постепенно осваиваемые переселенцами. Ему предстоит заработать доверие местных жителей, пройдя через кучу приключений, подружиться с шерифом, который еле поддерживает порядок в области, но наконец-то решается «вымести сор» вместе с отважным гостем, и, в конце концов, защитить простых людей от обнаглевших бандитов. Главному герою, Джону Марстону, придется изрядно поработать мозгами, кулаками, и, конечно же, пистолетом.


    Семью Джона Марстона держит в заложниках правительство, каждый день приходится участвовать в перестрелках и проезжать десятки миль, а тут еще этот долбаный мексиканец в пончо!

    Попутно будет раскрыт характер самого Марстона и окружающих, а они весьма и весьма разнообразны, ведь по теории Фронтира на окраины американской цивилизации отправлялись самые отчаянные и необычные люди. Тут есть и бандиты, и хитрецы всех мастей, и одержимые наживой кладоискатели (не гнушающиеся даже раскопками на кладбище), и просто сумасшедшие.

    Однако Марстон может противопоставить подобному окружению несколько веских «аргументов». Начиная от револьверов и пистолетов, магазинных и снайперских винтовок, и заканчивая станковыми пулеметами и динамитом. В те времена тоже умели «зажигать», и вы явно не соскучитесь с оружием пусть и устаревшим, но таким же убойным, как и современные стволы.

    Но самым смертоносным «оружием» главного героя является уникальный навык Dead Eye. По сути это тот же самый bullet time, но в новой обертке. Рядом с мини картой имеется счетчик, который показывает, сколько вам еще осталось пользоваться этим грозным умением. Естественно, он восстанавливается со временем и может быть пополнен с помощью жевания табака (а также других вредных субстанций). По нажатию на правый аналог Марстон фактически останавливает время – можно не спеша прицелиться и выпустить пулю прямо в лоб врагу, или поставить крестообразные метки, которые наш герой потом поразит за один заход.

    На установках по умолчанию, по крайней мере, в версии игры для XBOX 360 стоит автоприцеливание. Прицел мало того, что моментально "прыгает" на врага, когда вы начинаете прицеливаться, так еще и следует за ним, куда бы он не пошел. Во время перестрелок на земле это кажется читерством, но вот стоит завязаться бою на лошадях и игрок сразу же поймет необходимость такого хода. Враги стараются вас обскакать, зайти с разных сторон, и все это на довольно больших скоростях. Не будь автоприцеливания, и приходилось бы отстреливать супостатов только в режиме Dead Eye, который не бесконечен.


    С тех пор он и не любит кошек...

    Да, поскакать на лошадях представится возможность. Точнее, вам придется проводить на лошади большую часть игрового времени. Дикий Запад как-никак. Лошадей можно угонять у незадачливых наездников, но тогда за вашу голову будет назначена награда. До боли напоминает GTA, не правда ли? Еще лошадку можно будет захомутать и объездить, но такая возможность появится только после одного из квестов главной сюжетной линии. Сама система перемещения на лошади весьма необычна и продумана. У коняшки нет ни коробки передач, ни спидометра, естественно, а лишь датчик «стамины». Каждый раз, когда вы подстегиваете лошадь, она ускоряется, но если исчерпать ее терпение - тотчас же сбросит вас на землю, что зачастую приводит к провалу миссии или гибели. Чтобы не отвлекаться на этот датчик во время лихих погонь, игроку дана также возможность почувствовать состояние лошади по ее ржанию и вибрации джойстика.

    На лошади будет куда съездить, ведь игра открывает перед нами здоровенный и прописанный до мелочей мир. На самом деле, конечно, не мир, а участок территорий на границе с Мексикой. В первой половине игры нам будет доступна только американская половина, но после определенных событий наш бравый ковбой доберется и до Мексики. Эта огромная территория живет по своим законам, казалось бы, отдельно от игрока, но множественные энкаунтеры работают тут по старой доброй схеме. Прерии наполнены случайными встречами и квестовыми объектами. Скача на лошади по своим делам, вы внезапно можете наткнуться на представителей власти, охотящихся на убегающего преступника, или на группу бандитов. Чем вам только не придется заниматься еще, и повешенных спасать, лихо перестреливая веревку виселицы, и защищать повозки невинных путников от грабителей, и даже побегать за собственной лошадью, украденной у вас из под носа пройдохой-конокрадом. Еще огромное количество разнообразных злоключений придется почувствовать своим задом во время квестов. Тут все будет еще масштабнее, начиная от выпаса скотины и укрощения диких лошадей, и заканчивая баталиями с применением пулеметов и вырезанием целых крепостей. А еще есть охота, собирательство, всевозможные соревнования и азартные игры. Red Dead Redemption просто не дает заскучать и расслабиться, подсовывая нам все новые и новые совершенно непохожие друг на друга приключения и события.


    «Адьос, Амиго!»

    Но почти за любое действие в этих краях придется нести ответственность. Встали на пути закона - на вас объявят охоту, и придется убегать от представителей власти, пока они не потеряют вас из виду. Потом свои грехи можно будет финансово искупить на ближайшей железнодорожной станции. Кроме этого, существуют два показателя - Слава и Репутация. Слава растет в любом случае, и люди чаще замечают вас, появляются ребята, желающие поскорее провести дуэль. Репутация же может быть как отрицательной, так и положительной. Воруйте, убивайте, заканчивайте квесты аморальными способами, и рано или поздно прослывете кровожадным демоном прерий, у которого не стоит становиться на пути. А если станете народным героем, люди откроют вам свои сердца, а порой даже сделают скидку в магазине.

    Естественно, Red Dead Redemption не сможет избежать бесконечных сравнений с GTA. В принципе, это справедливо, ведь если вам нравится серия про обезбашенных угонщиков личного транспорта в современной Америке, то вы проникнетесь и ковбойской романтикой Америки старой. Однако не стоит считать, что это всего лишь «клон GTA с конями вместо машин» как поспешно отзывались некоторые критики. Игра совершенно самостоятельна и выполнена на великолепном уровне. Red Dead Redemption затягивает, и, несомненно, заставит вас скакать по прериям не один вечер.

    Графика: 4.5
    Геймплей: 5.0
    Сюжет: 5.0
    Звук и музыка: 5.0

    Студию Rockstar впору назвать главными рыбаками от игровой индустрии. Они не пытаются умело и со вкусом копировать коллег и редко изобретают что-то действительно прорывное (единственному исключению - концепции GTA, уже без малого десяток лет). Но «наживы» в их головах порой оказывается так много, что ее часть выливается в чистый гений. Такой, как Red Dead Redemption.

    Отправить

    Когда у великого американского режиссера Дэвида Линча во время очередного интервью спросили, почему его фильмы столь удивительны, необычны и столь насыщены деталями, тот ответил: все дело в идеях, которые он ежедневно пытается поймать, как рыбу на крючок.

    Следуя этой системе координат, студию Rockstar впору назвать главными рыбаками от игровой индустрии. В команде этих замечательных разработчиков определенно нет лучших в мире геймдизайнеров, сценаристов и арт-директоров. Они не пытаются умело и со вкусом копировать коллег и редко изобретают что-то действительно прорывное (единственному исключению - концепции GTA , уже без малого десяток лет). Но «наживы» в их головах порой оказывается так много, что ее часть выливается в чистый гений. Такой, как .

    Но стоит ли говорить, что практически все теряет свою первоначальную роль, как только дело доходит до путешествий? Мир действительно огромен и, что более важно, занятен с культурологической точки зрения. Как уже говорилось, здешние земли можно разделить на две основные зоны: жилые пункты (ранчо, мелкие поместья, одинокие постоялые дворы) и все, что вне. А «вне» - это, прежде всего, огромные территории пустынь, изрезанные линиями железных дорог. Это заснеженные равнины и мрачные долины. Это фауна, состоящая из десятка видов животных, включая косуль, гадюк, броненосцев и конечно - лошадей. Правда, заявленная разработчиками эко-система, на деле выглядит довольно скромно: нападают твари земные преимущественно на нас или нашего верного коня, в то время, как меж собой предпочитают не пересекаться.


    Следуя канонам титанических RPG вроде (кто бы мог подумать!), девелоперы под завязку набили мир интересными событиями. Следуя к очередной точке назначения, мы то и дело встречаем больных, немощных, уставших людей, жаждущих помощи. Одних надо отвезти к ближайшим докторам, другим дать денег. Третьи и вовсе страдают не от неизлечимой хвори, а от жгучего желания поспорить с Джоном. Скажем, сможете настрелять трех стервецов за минуту? Но, как любят говорить ведущие телемагазинов - и это еще не все. В своих заигрываниях с симуляцией жизни Rockstar зашли так далеко, что не удержались от характерного юмора. К примеру, однажды мы встретили унылого небритого мужчину, который еще издалека попросил помощи. Это был восьмой несчастный за последний час, так что мы не очень воодушевились. Подъехали поближе, решили посадить беднягу на лошадь и отвезти в город. Каково же было удивление, когда будучи талантливым и наглым разбойником, мужик мигом оттолкнул от себя руку помощи, лихо вскочил на лошадь и с диким смехом угнал ее вдаль! Нам же пришлось километров пять брести к населенному пункту, брать «такси» в виде тележки и ехать домой отсыпаться.

    Впрочем, все это относится скорее к разряду досуга, нежели к действительно важному и полезному времяпрепровождению. Несгибаемо линейный сюжет такие мини-истории, понятное дело, не двигают, а лишь добавляют герою очки «популярности», то есть увеличивают его известность во всей округе и прибавляют пару параметров к шкале «героизма». Ролевые показатели, кстати, не слишком влияют на все остальное в игре и просто служат своеобразным компасом в мире добра и зла. Например, вы запросто можете стать главным злодеем, перестреляв полдеревни (тогда за вашу голову обязательно объявят награду и вступать в битвы придется чаще) или напротив - местным «Зорро», выполнив несколько дополнительных поручений.

    Конечно, можно провести время и более мирным путем. Сыграть в покер, разгрести ворох не слишком увлекательных мини-игр в салуне, посетить прекрасный кинотеатр, плюнуть на все и уехать на охоту сдирать шкуры медведям. Так или иначе, рано или поздно придется брести на куда более судьбоносные миссии.

    Многие привыкли жаловаться на то, что все игры про Дикий Запад ужасно однообразны. И это чистая правда: разработчики, как правило, зацикливаются на нескольких интересных ситуациях, а затем рисуют их в разных ракурсах. Ну знаете, те же дуэли, зрелищные и похожие одна на другую погони, перестрелки в барах... эта проблема, как вы уже догадались, чужда. Дело в том, что все соответствующие стереотипы здесь не выполняют роль держащей конструкции, а являются чем-то второстепенным и замечательно укладываются вне основных миссий. Да-да, яростные сражения со звоном посуды и дикие скачки с закидыванием лассо на голову противника здесь - норма жизни или, в крайнем случае - норма второстепенных квестов, но никак не главный аттракцион. Сами глобальные миссии получились намного интереснее всего, что мы видели в жанре за последние десять лет. Данный факт, несомненно, обусловлен наличием выдающихся персонажей. Мы помогаем старому заносчивому сторожу отыскать клад по сомнительной карте, ведущей в итоге в дом жестоких убийц. Под руководством трусоватого алкаша, под раскаты грома вывозим из шахты динамит, попадая в капкан. Зарабатываем на представлении под видом человека, опробовавшего элексир меткости, и приносим славу хитрому, но щедрому доктору. Постепенно темп нарастает, и на тридцатом проценте сюжетной линии вы уже вряд ли найдете силы сдвинуться с места и на минуту оставить эту прекрасную игру.


    Читая заключение к важно понимать, что это очень большая игра, которой очень тесно в рамках рецензии. Действительно, сегодня у нас за кадром остались многие вещи вроде графики (на голову выше ) и системы дуэлей (она довольно привычна).

    Небритый и совсем не по-городскому одетый мужчина лет тридцати пяти по имени Джон Марстон сходит с корабля (оттуда же краном выгружают новенький начищенный «форд»), его сопровождают два странных типа в строгих костюмах и котелках. Садится на поезд, невольно подслушивает комичные разговоры пассажиров, скучает, смотрит в окно. В кабаке на станции его уже ожидает еще более странный и бородатый тип, похожий на бомжа. Обменявшись несколькими ничего не значащими фразами, эти двое направляются к месту важных переговоров, где Марстона (то есть нас) неласково встречают бывшие коллеги с большой дороги и пускают ему пулю в бок, оставляя подыхать в луже крови. Что это, новая часть Grand Theft Auto ? По сути, да. Только на дворе 1911-й, первые «форды» еще только-только успели поставить на конвейер. Но здесь, в глухом городишке Армадилло, что недалеко от границы с Мексикой, все предпочитают передвигаться по старинке, на лошадях, и носить на поясе патронташ. Это Дикий Запад, только без Морриконе, спагетти и Иствуда. В Red Dead Redemption он почти настоящий.

    Go West

    Если GTA 4 можно было в известной степени назватьсимулятором современного мегаполиса, тоRedemption претендует уже на нечто большее. Это целый мир, с городами, лесами, каньонами и прериями, замкнутая экосистема, которая пока еще не испорчена автомобилями и цивилизацией. Даже телеграфные столбы, понатыканные посреди степей, выглядят здесь чужеродными, а только что завезенный телефон упорно не желает работать в руках шерифа. Но GTA-корни Redemption не скроешь. Они прослеживаются не только в том, что этот мир прекрасно функционирует и без нас, - даже просиживая круглые сутки за игрой в покер, из окна салуна можно наблюдать, как залетные бандиты грабят дилижанс, бравые ковбои упиваются в стельку и засыпают в луже грязи, а койоты таскают кур из хлева. Фирменный подход к организации игры, который калифорнийцы Rockstar San Diego старательно переняли у старших коллег из Rockstar North , узнается буквально с первых минут.

    Очнувшийся и перевязанный Марстон обнаруживает, что его спасли и подобрали местные фермеры, дочь которых - веснушчатая блондинка Бонни (слегка похожая на Джони Митчелл в молодости) - в одиночку управляет всем хозяйством, водит героя на конные прогулки под луной и вообще проявляет интерес. На признание Джона в том, что совсем недавно тот грабил, убивал и насиловал в составе банды таких же негодяев, а кроме того еще и женат, блондинка не реагирует и ведет его знакомиться с родителями.

    Мертвец

    Однако женщины мало интересуют героя, его цель - бывший подельник по фамилии Уильямсон, головой которого очень интересуются федеральные власти. Персонажи, которых придется встретить на пути к этой цели, безусловно, достойны любой из частей GTA (даром что за сценарий отвечал бессменный Дэн Хаузер). Седовласый шарлатан в клетчатых штанах, торгующий «волшебными» эликсирами (пару раз Джону придется побыть у него подставной уткой с риском для жизни), сошедший с ума охотник за сокровищами, любящий копаться в могилах, маленький и толстый мексиканский генерал Альенде, из всех методов войны с повстанцами признающий только массовый террор, - все они, кажется, еще вчера носили футболки и костюмы, жили в Алгонкине, а сейчас вот по какой-то служебной необходимости примерили шляпы и сапоги со шпорами.

    Впрочем, Rockstar известны не только тем, что умеют придумывать блестящих персонажей, но и тем, как неэкономно они их используют. Не успев начаться, одна сюжетная линия вдруг обрывается на полуслове, а ее место тут же занимают две новые. Даже привычного для GTA деления героев на сюжетно важных и побочных нет: для того чтобы продвинуться по сюжету, нужно выполнять все задания от всех персонажей. Поэтому не удивляйтесь, если в перерывах между перестрелками придется пасти коров на ферме или объезжать диких лошадей.

    При этом Red Dead Redemption страдает традиционной для Rockstar бедой: за сюжетной кампанией интересно наблюдать лишь в конце и начале, а весь многочасовой промежуток между ними заполнен стандартными «привези-отвези-убей-догони» - в том, что касается миссий, Rockstar San Diego еще пока очень далеки от своих шотландских коллег. Например, разработчики несколько раз за игру вставляют в нее обязательные для прохождения гонки на лошадях только потому, что это кажется им интересным. Или заставляют по многу раз защищать ненавистные дилижансы с пассажирского сиденья, превращая неплохой изначально экшен в не самый лучший виртуальный тир.

    Но мы, честно говоря, не в обиде. Сложно поверить, но в Red Dead Redemption сюжетная кампания со всеми ее ряженными в шляпы клоунами является лишь бесплатным приложением к великолепно сделанному игровому миру. Можно как угодно относиться к тем чудакам, которые вместо прохождения сюжета в GTA развозили пассажиров на такси, но здесь сама игра всячески подталкивает к тому, чтобы забросить очередную миссию по обороне дилижанса и заняться исследованием мира. Во время любого путешествия верхом между двумя контрольными точками на ваших глазах случается столько событий, что хватит на несколько сюжетных миссий сразу. Можно подстрелить оленя, перебегающего дорогу, и продать мясо в магазине, можно попытаться помочь случайному прохожему, атакованному волками, а не успев сделать это, снять с его бездыханного тела карту сокровищ и тут же снарядиться на их поиски. Можно ловить и объезжать диких лошадей (это обставлено с помощью мини-игры, где нужно удерживаться в седле до тех пор, пока лошадь не угомонится), можно охотиться на опасных бандитов, плакаты с физиономиями которых развешаны в каждом городе. Можно напиться виски и подраться на дуэли прямо у дверей салуна. Можно выйти на прогулку вместе с собакой, охраняя ферму от нападения наглых койотов, поиграть в подковы, ножики или просто поставить палатку в любом понравившемся месте у дороги, развести костер и полюбоваться закатом.

    Кстати, остановка на ночлег открывает бесценную возможность мгновенно перемещаться в любую точку карты (новые районы традиционно открываются по мере прохождения), сэкономив время на бесконечных поездках верхом. То же можно сделать, просто сев на поезд или дилижанс, но пользуешься этой возможностью очень редко - путешествия на лошади (которую можно в любой момент подозвать к себе громким свистом) еще и безумно красивы, ведь картинка, которую Rockstar San Diego выжали из собственного движка Rage, на порядок лучше GTA 4. Здесь нет надоедливых взрывов каждую минуту, персонажи стали совсем уж как живые, а местные скакуны - вообще лучшее из всего, что было когда-либо придумано на эту тему в видеоиграх.

    Аризонская мечта

    Бросив все силы на симуляцию жизни, которая никак не удавалась их коллегам, Rockstar San Diego создали самый лучший open-world в мире, и за это им уже полагается прижизненный памятник. Дикие звери не просто путаются под ногами - они действительно представляют собой часть экосистемы, со своими ареалами обитания и отношениями (стая этих зверюг может до смерти перепугать вашу лошадь), а люди реагируют на Марстона в зависимости от его действий. Как-то раз я, шутки ради, накинул лассо на собаку. В следующую минуту мне не только пришлось во весь опор убегать от разъяренной псины огородами, но и платить штраф за издевательство над животными. Никакого Гринписа во времена Дикого Запада, конечно, не было - за те или иные противозаконные действия за вашу голову назначается награда, которая со временем растет, заставляя вас чаще озираться по сторонам и чуть что - хвататься за револьвер. Мало ли какой охотник на бизонов в погоне за деньгами решит пустить вам пулю в спину и сдать властям? Очистить карму можно двумя путями - заплатив всю сумму в отделении телеграфа либо предъявив специальное письмо-индульгенцию, которое я однажды вынул из кармана убитого бандита.

    В смысле экшена RDR и GTA 4 идентичны, поэтому привыкание происходит моментально - управление и система укрытий похожи один в один, как и физика. Разве что автоприцел в стандартном варианте не так назойлив, да еще есть рапид, включив который можно убить нескольких врагов сразу, предварительно пометив, куда должна уйти каждая пуля, - идея позаимствована разработчиками из прошлогоднего вестерна Call of Juarez: Bound in Blood . Да, в CoJ стрелять было интереснее, но где еще, скажите, можно накинуть лассо на бандита и тащить его по пустыне вслед за лошадью прямиком в тюрьму? Вот именно - нигде.

    * * *

    Предыдущие робкие попытки поместить действие вестерна в открытый мир заканчивались, как правило, неудачей - неплохой в целом GUN , чтобы избежать позора, регистрировал провал миссии, стоило лишь отъехать пару метров от сюжетной точки. Отличный Call of Juarez держался в седле ровно до того момента, пока мы случайно не сворачивали с главной улицы и не замечали неподвижно стоящих у салуна деревянных лошадей. Все это были хорошие, но бутафорские вестерны про ковбоев и индейцев, словно снятые в павильоне на фоне картонных декораций.

    В отличие от них, в Red Dead Redemption есть главное - чувство мира, в котором не очень приятно жить, но с которым грустно расставаться. Где-то там, на другом берегу реки, похожие на Аль Пачино капитаны кутят в кабаках и топят в крови очередную мексиканскую революцию, пыхтящий паровоз привозит на станцию новую порцию щегольски одетых горожан, а мальчишка на улице продает газеты с новостями из большого мира. Мы были там и точно знаем это, но здесь, в бескрайней пустыне, уже вечереет, где-то слышен вой волков, а значит, пора привязывать лошадь и разводить костер.

    P.S. И не забывайте заглядывать в наш « » - там вас ждет множество интересных материалов по игре.

    Формула игры: 50% + 50% Дикого Запада