• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дьяволу редко удавалось придумать более изощренную уловку, чем заставить верующих думать, что часть их миссии заключается в том, чтобы развлекать людей с целью привлечь их в церковь. Начав простой проповедью Евангелия, постепенно церковь смягчила свое свидетельство, потом стала закрывать глаза на легкомыслие, присущее современности, и искать ему оправдание. Затем церковь позволила этому легкомыслию проникнуть в свои стены. А теперь она приняла его под предлогом донесения Благой вести до более широких масс населения.

    В качестве первого опровержения таких заявлений я хочу сказать, что нигде в Писании не сказано о том, что церковь должна развлекать людей. Если это входит в обязанности христианина, почему Христос не говорил об этом? «Итак, идите и научите все народы, развлекая тех, кому Евангелие не интересно!» Таких слов мы в Писании не находим. Иисус вовсе не говорил об этом. Когда же появились люди, желающие развлекать других? Святой Дух ничего не говорит о них. Почему пророки испытывали отвержение, гонения, мучения? «…Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Они были гонимы, потому что развлекали людей или потому, что обличали их?

    Если бы Христос ввел более яркие и приятные элементы в Свое служение, Он был бы намного популярнее. Когда многие отвернулись от Него и перестали следовать за Ним, Он не стал посылать Петра: «Петр, побеги за ними и скажи им, что завтра наше служение будет в другом стиле, более приятным, с очень короткой проповедью! Мы организуем приятный вечер для людей. Скажи людям, что им понравится! Поспеши, Петр, нам нужно во что бы то ни стало собрать людей!» Нет, Иисус жалел грешников, воздыхал и плакал над ними, но никогда не стремился развлекать их. Он обличал грешников и говорил, открыто о том зле, которое наполнило их сердца и препятствовало им познать истину. Помните его обличение фарисеев? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и беззакония» (Матф. 23:27-78). Здесь нет ни малейшей попытки понравиться этим влиятельным людям.

    Вы только потратите зря время, если захотите исследовать Новый Завет, чтобы найти там «Евангелие развлечения». «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», — так проповедовал Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом», — пишет апостол Павел (2 Кор. 5:20). Они обличали людей во грехах и, указывая на крест Христа, призывали их к покаянию. Следующим за покаянием был призыв к освящению.

    Христос и апостолы не просто призывали людей; они предупреждали о цене следования узким путем. С самого начала проповедь Евангелия включала в себя освящение и отвержение от мира. «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас» (2 Кор 6:16-17)., Все, что начинает напоминать собой развлечение, должно вызывать подозрение по причине его отсутствия в Писании. Первая церковь имела безграничную уверенность в Евангелии и не применяла другого оружия.

    После того, как апостолы Петр и Иоанн были брошены в тюрьму за свою проповедь, церковь провела специальное молитвенное собрание, но церковь не молилась: «Господи, помоги Своим рабам мудро и хорошо проводить время, чтобы мы могли показать этим людям, как мы счастливы». Нет! Они молились о силе проповеди. Они не переставали проповедовать о Христе. У них не было времени на организацию развлечений. Из-за гонений они были разбросаны по разным местам, но везде, где бы они ни были, они проповедовали Евангелие. Своей проповедью Евангелия они перевернули весь мир! В этом их великое отличие от сегодняшней церкви.

    И, наконец, развлечение не приводит к желаемым результатам. Все, у кого тяжело на душе и кто обрел мир на нашем концерте, не молчите! Если есть среди нас пьяница, кому наше захватывающее представление помогло обратиться к Богу, пусть он поднимется! Но не случится ни первого, ни второго! Развлекательное служение не приводит к Богу! Насущная проблема современного служения заключается в серьезной духовности, объединенной с библейским учением, настолько понятным и ощутимым, что оно способно зажигать сердца людей.

    Н есколько лет назад, я привез группу старшеклассников на христианскую конференцию в Калифорнию. В первую ночь, сотни старшеклассников заполнили спортзал, чтобы славить Бога и услышать речь приезжего проповедника. Проповедник вышел на сцену и прочел убедительную проповедь о том, как мы должны любить людей. Хотя содержание было правильным и хорошим, я вышел в эту ночь со странным чувством после проповеди. Что-то было не так. Тогда я понял, в чем проблема: проповедник ни разу не упоминал Иисуса.

    Разве это правильная проповедь, если в ней нет Иисуса? Точнее, полна ли проповедь без проповедования Евангелия? Я так не думаю. Каждая проповедь должна выходить из Евангелия – вести о смерти Иисуса Христа, Его погребения и воскресения для оплаты долгов за наши грехи так, чтобы все, кто уверует в Него, получили прощение. Евангелие Иисуса Христа является определяющей верой, которая отличает христианскую весть от любого другого религиозного разговора или разговора о самопомощи. Проповедь без Евангелия – незавершенная.

    Все Писание исполнилось в Иисусе

    Чтобы понять, почему Евангелие должно быть на каждой проповеди, нам надо возвратиться к первой Пасхе. В день воскресения Иисуса, Лука пишет, что двое учеников шли по дороге в семь миль из Иерусалима в Эммаус. Когда они обсуждали новость о воскресении Иисуса, пытаясь осознать всё это, к ним присоединился человек. Это был Иисус, но они не узнали Его. Иисус вел Себя так, будто Он не знал, что произошло, поэтому ученики объясняли Ему всё, что знали. В конце концов, Иисус вмешался, показывая, что тот человек, о котором они говорили, очевидно, был Мессия. «И, начав от Моисея, из всех пророков, — пишет Лука, — изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

    Мы не можем упустить такой важный момент: Иисус объяснял не как Новый Завет (еще не написанный тогда) говорит о Нем, но Он объяснял, как все писания Ветхого Завета указывали на Него. Другими словами, Ветхий Завет исполняется и полностью понимается только в свете Иисуса. Евангелие является ключом к пониманию Ветхого Завета.

    Услышав это, ученики поняли, что этот человек, с которым они говорили, был не кто иной, как сам Иисус! Но прежде, чем они могли сказать что-то, Иисус исчез из их вида. В изумлении, они побежали обратно в Иерусалим, чтобы рассказать всем о том, что произошло. Пока они рассказывали об этом другим ученикам в Иерусалиме, Иисус явился в горнице. «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах . Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:44-45, выделение добавлено). Еще раз, Иисус объяснил, как Ветхий Завет исполнился через Него, и на этом исполнении, мы читаем, что умы учеников открылись к более полному пониманию Писания.

    Мы также должны отметить, что книга Луки не единственное место, где мы видим эту мысль. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит, «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне . Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.» (Ин. 5:39-40, выделение добавлено). Опять же, Иисус говорит нам, что Ветхий Завет свидетельствует о Нем. Поэтому, по словам Иисуса, Евангелие является ключом для открытия более полного понимания Библии.

    Какое это имеет отношение к проповедованию? Если цель проповеди – это раскрыть отрывок Писания и правильно истолковать его содержание слушателям, а лучший способ объяснять Писание – это через Евангелие, как сказал Иисус, то объяснять отрывок из Писания без Евангелия – это способ неправильно толковать Писание.

    Поэтому, пастор и автор Тим Келлер пишет: «Вы не можете правильно проповедовать любой текст, ставя его в правильное место во всей Библии — до тех пор, пока вы не показываете, как его темы исполняются в личности Христа» . Христос является ключом к правильному толкованию. Исследователь Ветхого Завета Грэм Голдсворси говорит о толковании Ветхого Завета: «Мы не начинаем с первой главы Бытия и не продвигаемся вперед, пока не узнаем, куда все это ведет. Мы, скорее, сначала приходим ко Христу, и Он направляет нас к изучению Ветхого Завета в свете Евангелия. Евангелие будет истолковывать Ветхий Завет, показывая нам его цель и смысл» .

    Например, Евангелие показывает, что Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака только для того, чтобы принести другую жертву в последний момент — и это не было какое-то жестокое испытание. Это было предзнаменование того, как Бог однажды принесет в жертву Своего Сына Иисуса в нашем мире (Быт. 22:1-9). Евангелие показывает, что Пасха (ангел смерти, не затрагивающий дома израильского народа в Египте, которые были отмечены кровью ягненка на дверном косяке, и убивающий первенцев всех египтян) не была одноразовым чудом. Это был символ того, что Бог однажды придет для сурового осуждения Своего народа за кровь Агнца, Иисуса, пролитую за нас. Истолкование таких отрывков, без объяснения их связи с Евангелием, не несет полного смысла.

    Ветхий Завет указывает на крест, и Новый Завет возвращает ко кресту. Таким образом, для правильного толкования Слова Божьего мы должны всегда смотреть на него через призму Евангелия.

    Евангелие было главной темой проповедей в Ранней Церкви

    Евангелие явно сыграло главную роль в проповедовании ранней церкви. В книге Деяний мы видим, что христианство распространяется как лесной пожар, от 120 последователей Иисуса до тысяч верных последователей. Как это молодое движение распространялось? Оно распространялось через проповедование. Что провозглашалось в этих проповедях? Евангелие. В книге Деяний мы находим упоминания об этом.

    Первая проповедь, записанная в книге Деяний, имела место в день Пятидесятницы. Святой Дух сошел на апостолов, собралась толпа, и Петр воспользовался возможностью проповедовать Евангелие (Деян. 2:36-38). Это было только начало. Рассмотрим следующий, однако, не полный перечень примеров:

    • Петра и Иоанна допрашивали религиозные лидеры, «досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых… » (Деян. 4:2).
    • После того, как апостолы были освобождены из тюрьмы с избиением и предупреждением – никогда не проповедовать об Иисусе снова, — мы читаем следующее: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе «. (Деян. 5:42).
    • «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа» (Деян. 8:5).
    • «Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» (Деян. 8:25).
    • Павел обратился в христианство, «И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян 9:20).
    • Петр заявил: «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42).
    • «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.» (Деян. 11:20).
    • «По долгом рассуждении, Петр, встав, сказал им: мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали» (Деян. 15:7).
    • Когда Павел был в Афинах, «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов? «, а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18).
    • Заключительные стихи в книге Деяний гласят: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30-31).

    Рассмотрев этот перечень, думаю, мы можем согласиться, что там есть общее действие. Каждое упоминание о проповедовании связано с Евангелием Иисуса Христа. Существует даже еще больше примеров по той же теме, которых нет в этом перечне. Ранняя церковь быстро росла, проповедуя одно: Евангелие.

    Если книга Деяний не достаточно убедительна, тема проповедования Евангелия также наблюдается в посланиях Павла. К Римской церкви он пишет: «Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:15). К церкви в Коринфе он говорит: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» (1 Кор. 2:1-2). Опять же в 1 Кор. 9:16, он подчеркивает: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» К Колоссянам он пишет: «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:28-29). Павел был сильно сосредоточен на проповедовании одного: Евангелия.

    Если фундамент церкви был построен на проповедовании Евангелия, разве нам не следует продолжать то, что начали апостолы? Пренебрегать проповедью Евангелия — значит пренебрегать основами нашей веры. Пренебрегать проповедью Евангелия — значит забыть о том, за что Иисус, апостолы и бесчисленное множество других последователей Христа пролили свою кровь и умерли. Полагать, что у нас есть послание более творческое, полезное или важное для наших слушателей, чем Евангелие – это сумасшествие. Как пример, установленный в ранней церкви, нам следует продолжать наследие проповедования Евангелия с большим дерзновением.

    Проповедь Евангелия устраняет дела праведности

    Главное преимущество проповеди, сосредоточенной на Евангелии — она позволяет избежать постоянной ловушки дел праведности, которая проникает в наши проповеди. Когда пастор проповедует без обращения к Евангелию, тогда похоже на то, что мы спасаемся через наше личное хорошее поведение. Делайте лучше. Старайтесь усердней. Не грешите. Это распространенное послание во многих церквях сегодня. Проповедь без обращения к Евангелию уверенно возлагает бремя спасения на плечи слушателей, как будто их достоинство основано на их личной способности жить более праведно.

    Брайан Чапелл сказал об этом так: «Когда центром внимания проповеди становится нравоучение: не курить, не жевать или не водиться с теми, кто это делает (или даже более изощренно: ‘измените свое сердце, делая то, что Бог повелевает’) — слушатели, скорее всего, предположат, что они могут обеспечить или возобновить свои отношения с Богом через соответствующее поведение.» Критикуя некоторых проповедующих, которых он слышал, Мартин Ллойд-Джонс сказал: «Церковь пытается проповедовать нравственность и этику без обращения к Евангелию, как основе; она проповедует нравственность без благочестия; а это просто не работает. Это никогда не работало, и никогда не будет работать. И результат в том, что Церковь, отбросив свое истинное задание, оставила человечество на его более или менее личные средства спасения» .

    Проповедь без обращения к Евангелию концентрирует внимание на средствах спасения, которыми являются работа над собой. Это безнадежное усилие. Без силы и милости Иисуса Христа, никто из нас не может попасть на Небо. Ибо благодатью мы спасены через веру в Иисуса, а не от дел (Еф. 2: 8-9). Дела праведности гласят: «Делайте больше, чтобы спастись». Евангелие гласит: «Вы ничего не можете сделать , чтобы спастись; Иисус уже все сделал за вас». Хотя пастор и соглашается с этим, однако, он забывает об этой истине, когда попадает в ловушку проповедования нравственности, не обращаясь к Евангелию.

    Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Библия учит нравственности; поэтому, нам следует проповедовать нравственность. Проблема только тогда возникает, когда нравственность не привязана к Евангелию. Мы спасены для добрых дел, а не ими. Нравственная жизнь — это жизнь, наполненная Евангелием. Вот почему проповедование нравственности, без обращения к Евангелию, не является правильным проповедованием.

    Проповедовать Евангелие на каждом служении скучно?

    Некоторые могут возразить, что проповедовать Евангелие каждое воскресенье было бы скучно. Это, как правило, основано на простом непонимании. Проповедование Евангелия каждую неделю не означает, что мы только проповедуем об одном и том же еженедельно. Проповедование Евангелия на каждой проповеди означает, что мы показываем, как Евангелие влияет на центральную тему любого отрывка из Писания, о котором мы говорим.

    Например, рассмотрим пастора, упомянутого ранее, который проповедовал сотням старшеклассников в переполненном спортзале. Он говорил о любви к другим, но не упомянул об Иисусе. Если мы проповедуем о любви к другим, Евангелие дает мотивацию: Иисус возлюбил нас настолько, что умер за нас, и заповедал нам так любить других. Мы не просто любим других потому, что это правильно, или потому что нам от этого хорошо, или потому что будем наказаны, если не сделаем так. Мы не любим других потому, что это дает нам надежду на лучшую загробную жизнь. Мы любим, потому что Иисус возлюбил нас (1 Ин. 4:19). Именно Евангелие отделяет проповедование христианства от послания любой другой религии или мотивационного оратора.

    Евангелие применимо к каждой области нашей жизни и каждой области Писания. Его применение является слишком широким, чтобы быть скучным. Вот почему после смерти великого проповедника Чарльза Сперджена, один человек смог подытожить его проповеди так: «Его темой был всегда Христос; но это был Христос, обновленный его взглядом на Него из Божьего Писания. То же солнце, но обновленный свет солнца каждый день» . Правильное проповедование Евангелия никогда не должно быть сухим.

    Подписывайтесь:

    Проповедование Евангелия на каждой проповеди гораздо важнее, чем то, к чему мы взываем в конце проповеди; оно является основой христианской веры. Евангелие это ключ к толкованию Писания. Евангелие является центральной темой проповедования апостолов. Евангелие спасает нас от западни дел праведности. Евангелие применимо к каждой области нашей жизни, и никогда не будет скучным. Никакая проповедь не является завершенной, пока не проповедано Евангелие.

    По словам Чарльза Сперджена: «Из всего этого я хотел подытожить; братия, ПРОПОВЕДУЙТЕ ХРИСТА, всегда и вовеки веков. Он – все Евангелие. Его личность, служение и дела должны быть нашей одной большой, осмысляющей темой» . Каждая проповедь должна заканчиваться Евангелием.

    Автор — Брендон Хильгеманн / pastors.com
    Перевод — Ирина Грицак для

    "Последуй за апостолом через различные места его трудов, - проследи его дороги на море и на суше, представь себя спутником Павла и очевидцем того, что видел он: новообращенных, покаявшихся через его проповедь, насажденные им церкви, надолго оставшиеся памятниками его плодотворного труда, и скажи после этого, можешь ли ты сомневаться в том, что проповедь Евангелия, сопровождаемая силой Духа Святого, способна перевернуть мир - победить царство тьмы, и построить на его руинах царство Божие, которое есть праведность, и мир, и радость во Святом Духе?"

    Глава V. Евангелизм, наделенный силой
    Сила Евангелия

    Мы глубоко благодарны Духу Святому за вступительные заметки Павла в его Первом послании к коринфянам. Каждый будущий вестник Евангелия должен с молитвой и вниманием изучать каждую фразу Павла в этом пламенном Послании святым в городе Коринфе. Его темой является сила Евангелия.
    Павлу было хорошо знакомо отношение невозрожденных к евангельской вести. Он знал, что иудеи требовали чудес, а эллины искали мудрости. Павел был интеллигентным иудеем, горожанином, поэтому он досконально знал образ мышления и склад характера жителей Римской империи. Он встречался с искушениями, которые характерны для всякого проповедника Евангелия, а именно: потворствовать вкусам слушателей, чтобы таким образом стать популярным. Никакой другой проповедник не смог бы избежать "соблазна креста" так умело, как это, при желании, мог бы сделать этот великий евангелист. Он знал, что проповедь креста была юродством (не путать с юродивой проповедью, как в "Показном евангелизме"!) для погибающих, и, тем не менее, он решил действовать так: "Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор.2:2). Тот, кто проповедует о Распятом, должен быть сам распинаем! Поэтому он решил не занимать почитателей греческой философии их любимым времяпровождением, а лучше стать в их глазах невеждой, чтобы возвеличить крест Христов.
    "Соблазн креста" - это то, что оставляет в стороне всякое привилегированное положение как для иудеев, так и для язычников. Он приводит всякого человека к благодати Божьей как единственному средству спасения. Если бы Павел проповедовал только "Христа", и в то же время оказывал почтение заслугам их религии и мудрости, гонения на него прекратились бы, так как проповедь апостола перестала бы быть оскорбительной. (Греческое слово скандалон, которое переведено в 1Кор.1:23 и Гал.5:11, как "соблазн", означает также "оскорбление", "нанесение обиды".)
    Слово в 1Кор.1:18 - "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" - это греческое слово логос, которое означает не сам факт проповеди, а скорее саму ее суть. (Керигма (проповедь) в 1Кор.1:21 "Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" - имеет такое же значение). "Слово о кресте" - это то, что всякий проповедник Евангелия должен знать и с готовностью провозглашать, не считаясь с последствиями производимого им оскорбления. Слово о кресте - это сущность и сердцевина всей евангельской проповеди. Проповедовать слово о кресте и проповедовать смерть Христа - это не одно и то же. Сам по себе крест не приносит оскорбления ни иудеям, ни язычникам. Многие ложные религии, яростно нападающие на евангельское свидетельство на миссионерских полях заграницей, поклоняются кресту. Современные либеральные евангелисты проповедуют смерть Христа как проявление Божьей любви к человеку.
    Уловка сатаны состоит в том, чтобы отделить великие истины, относящиеся к заместительной жертве Христа, от живого слова о кресте. Вся постройка отступнического христианства основана на том факте, что мир готов признать смерть Спасителя как составную часть своей земной философии. Человеческая мудрость с удовольствием воспринимает смерть Христа, как отдание высшей почести человеческому достоинству. В самом деле, каким великим и прекрасным должно быть то существо, ради которого Сам Бог пошел на столь изумительную жертву! Таким образом Бог, согласно мирской философии, потворствует человеческой гордыне и осознанию собственной важности. То искупление, которое проповедовали некоторые современники Павла, не вызывало гонений, потому что оно оставляло человеку платформу для "выставки достижений собственной плоти". Но крест не дает плоти никакого места вообще. Если проповедовать смерть Христа, как средство спасения не для погибших грешников, а для благочестивых и благородных людей, то что же в этом оскорбительного? Но крест приходит к нам со своей могущественной силой, чтобы сначала низвергнуть, а затем возвысить, ибо он не возвышает никого, если прежде не смирит. Он бросает вызов благочестивым и благородным, - если они в самом деле желают получить благословение, - предлагая выбраться из своей скорлупы, на которую они полагаются, и занять свое законное место на рыночной площади рядом с отбросами общества. Всем искренне ищущим и обеспокоенным крест говорит, что своими собственными усилиями они напрасно стараются выбраться из той ямы, из которой вытащить может только благодать. Тем, кто ведет примерную и безупречную жизнь, кто усердствует в религиозных делах и чей ум наполнен ортодоксальными доктринами, крест предлагает спуститься вниз и стать рядом с пьяницами и блудницами, чтобы получить спасение исключительно по благодати Божьей и исключительно для славы Божьей. Все те, кто проповедуют о кресте в таком духе, могут засвидетельствовать, что "соблазн креста" не прекратился среди нас даже в наши дни.
    Мало кто проповедовал евангельскую истину в свое время, как это делал Чарльз Симеон из Кембриджа. Без всякого страха и колебания, а также не имея специального религиозного образования, он проповедовал о кресте и жил, неся крест, в Университете. Но когда он проходил по улицам, на него шикали и свистели, швыряли камни из окон колледжа, в сопровождении грязной ругани, а когда он совершал служение в церкви, его проповеди часто прерывались рассерженными слушателями. Но ничто не смогло заставить его свернуть с пути несения креста. При конце своей жизни он вспоминал один случай из своего долгого и плодотворного служения, который невозможно слушать равнодушно:
    "Когда первые христиане были гонимы и их приводили перед царей и правителей за Христа, это было, по Его словам, для свидетельства перед ними. С тех пор так случается и с нами: мир высмеивает и топчет нас, люди могут давать нам пощечину. Потирая лицо после пощечины, вы скажете: "Нет, это мне совсем не нравится, увольте!" - "Ничего, - скажу я вам в ответ, - это ваше доказательство; это все во свидетельство. Если бы вы были мирские, то мир любил бы свое, но так как вы не мирские, то мир вас ненавидит!"
    "Много лет назад, когда мне пришлось пережить презрительное к себе отношение в Университете, я шел однажды по улице, побитый и удрученный, держа в руках свой маленький Новый Завет. Я горячо молился Богу, чтобы Он утешил мое сердце Своим Словом, и чтобы я, открыв Книгу, нашел какой-нибудь стих, который бы меня поддержал. Я думал, что надо открыть где-то в Посланиях, где легче всего найти дорогие слова обетований, но книга в моих руках лежала обратной стороной, поэтому я ненамеренно открыл Евангелия. Первый текст, который попался мне на глаза, был: "И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом" (Лук.23:26). А ведь Симон - это то же имя, что и Симеон!.. Какое чудесное наставление было для меня в этих словах, какой благословенный намек для моего ободрения! Какая честь - нести возложенный на меня крест и следовать за Иисусом! Я получил необходимое утешение. Я мог ликовать и петь от радости, потому что Иисус удостоил меня быть одним из соучастников Его страданий. И когда я прочел этот стих, я сказал: "Господь, возложи этот крест на меня, возложи этот крест на меня! Я с радостью понесу его ради Тебя". И с тех пор я воспринимаю гонения, как венец славы на своей голове!"
    Когда колючки гонений ранили Симеона особенно больно, он мог, подобно своему благословенному Господу, видеть плоды подвига страданий, и получал радость. Именно в эти годы испытаний Господь дал ему Генри Мартина и многих других. В свою очередь, Генри Мартин стал одним из величайших миссионеров Церкви.
    В наш атомный век слово о кресте все еще является юродством для погибающих, и преткновением для невозрожденных умов. Если мы проповедуем слово о кресте, нас везде будут гнать и оскорблять, потому что наши слова будут вызывать раздражение. Трагедия современного евангелизма заключается как раз в том, что в нем отсутствует это свойство - вызывать раздражение. Мирские лидеры и мирские люди с чувством большого удовлетворения отдают дань уважения нашему современному евангелизму. Апостол Павел знал, что возрождающая сила Евангелия исчезнет, если крест перестанет быть оскорблением. "А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1Кор.1:23-24). Не удивительно, что Павел мог во весь голос заявить: "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим.1:16).

    Когда я поднимаю взор
    На крест, где Божий Сын страдал,
    Я сознаю греха позор,
    Стыжусь того, что почитал.
    Господь! Храни меня, чтоб я
    Здесь в мире славы не искал,
    Чтоб подвиг Твой, чтоб смерть Твоя
    Была венцом моих похвал.
    Когда б я целый мир отдал,
    То дар мой был бы слишком мал.
    Что ж за любовь Тебе я дам?
    Ничто! Я Твой всецело сам.

    Примечание: Важно помнить, что не Бог отделяет смерть Христа от "слова о кресте", а сердце невозрожденного человека.

    Проповедь евангелия в силе

    Первое послание к фессалоникийцам представляет собой замечательный и неоценимый документ, который помогает нам понять глубину апостольской проповеди и усердие первоапостольской церкви. Павел посетил этот величественный процветающий город во время своего второго миссионерского путешествия, и несмотря на большую оппозицию, он был инструментом в Божьих руках для насаждения здесь поместной новозаветной церкви. Эта крепкая и духовно здоровая церковь начала свое существование в обстановке мятежа и в то же время духовного пробуждения в обществе (Деян.17).
    Обратим наше внимание, прежде всего, на глубину первоапостольского евангелизма. Мы не знаем, сколько времени Павел трудился в этом порочном городе. Нам известно только, что он три субботы проповедовал Евангелие в синагоге. Некоторые предполагают, что он трудился там, возможно, в течение нескольких месяцев, и получал в это время дважды материальную помощь от Филиппийской церкви (Фил.4:16). Но поскольку Филиппы находились невдалеке от Фессалоник, эти пожертвования могли быть доставлены в течение одного месяца. Как бы там ни было, факт заключается в том, что за короткий период времени Павел передал им все важнейшие истины Евангелия, т.е. учение о Троице, об избрании, об искуплении, о воскресении, о пришествии Господнем и т.п.
    Представим себе, при каких обстоятельствах Павел евангелизировал этот город! Это было совсем непохоже на то, как современные евангелисты едут на евангелизационную кампанию в крупные города. В Фессалонике еще не было новозаветной церкви. Не было даже верующих в Евангелие людей. Никто не мог процитировать стих из Библии, кроме правоверных евреев. Никто не умел петь христианских гимнов. Город был полностью идолопоклонническим. И вот, в этот языческий город, погрязший в суеверии и грехе, пришел благословенный евангелист, служитель Церкви, "обув ноги в готовность благовествовать мир" (Еф.6:15).
    Рассматривая этот первоапостольский евангельский труд, мы изумляемся глубине и качеству евангельской проповеди. Каким мелким в сравнении с ним кажется наш современный евангелизм! Я хорошо помню, как однажды меня вежливо попросили не говорить слово на текст из Гал.2:20, который я хотел взять в основание для проповеди перед несколькими тысячами молодых христиан в Северной Америке. Председательствующий предполагал, что проповедь на этот текст будет слишком глубокой и отпугнет собравшихся! Какая трагедия! Ведь для того, чтобы проповедь Евангелия была в силе, она должна иметь своим основанием Слово Божье. Проповедник, который боится излагать все Евангелие полностью, замещая его злободневными вопросами или занимательными историями, никак не вписывается в линию апостольских последователей. "Проповедуй слово," - увещает Павел. Наша величайшая нужда сегодня заключается в том, чтобы каждая евангельская проповедь, какую бы тему мы ни взяли, была твердо основана на слове Божием и верно его изъясняла.
    Далее, обратим наше внимание на усердие первоапостольской новозаветной церкви. В 1Фес.1:7,8 употребляются три сильных греческих слова, которые дают нам характеристику этой живой церкви: тупос, экзехео, экзерхомай. Павел пишет, что они стали образцом. Слово тупос имеет в греческом языке очень богатое значение, и мы получим большую пользу, если посвятим несколько минут его изучению. Первоначальный смысл его - след от удара. Оно переведено, как раны (от гвоздей) в Иоан.20:25; как изображение в Деян.7:43, как образец в Тит.2:7. Это же слово употребляется в Рим.6:17 следующим образом: "Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя". Здесь это слово употребляется, в переносном значении, как литейная форма. Это сравнение можно употребить также для процесса книгопечатания. Чтобы воспроизвести страницу книги, необходимо сначала иметь оригинал, который определенным способом (литьем, вытравливанием и т.п.) переносится на печатную матрицу. С этой матрицы можно затем сделать тысячи отпечатков книжной страницы, в точности соответствующей оригиналу. Подобно этому, Евангелие является той матрицей, через которую оригинал, то есть, образ Христа, воспроизводится в жизни верующих. "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8:29). Новообращенные в Фессалониках были идеальным примером, или образцом, или воспроизведением славного Евангелия.
    Далее, в 1Фес.1:8 "Ибо от вас пронеслось слово Господне", слово пронеслось означает "звучать, как труба" или "прогреметь вокруг". "И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?" (1Кор.14:8) Они провозглашали Евангелие не шепотом, но так, что проповедь гремела вокруг! Их обращение было в силе, поэтому и их проповедь была в силе. Община стала евангельской вещательной станцией. Приемники стали передатчиками (Деян.1:5,8)! Они вещали Евангелие через микрофоны личного посвящения Богу. Путешествуя по Греции, я снова с удивлением вспоминал их ревность в распространении Евангелия. Македония и Ахаия занимают регионы на севере и юге Греции. Ахаия, например, находится южнее Афин. В наши дни проповедовать Евангелие в этих местах затруднительно даже имея современные средства передвижения, но фессалоникийские верующие совершали свое служение, путешествуя на ослах, либо на маленьких парусных суденышках! А надо сказать, что Эгейское море временами бывает очень бурным! Какой вызов для нас в том, что только одна община детей Божиих, лишь недавно спасенная от язычества, могла столь успешно распространять славное Евангелие!
    Далее, Павел подчеркивает еще одну особенность фессалоникийских верующих: "Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии,.. так что нам ни о чем не нужно рассказывать" (1Фес.1:8). Слово экзерхомай означает "выходить в свет", "быть опубликованным". Слава о их вере стала широко известна. Какой большой любовью к этим верующим было наполнено сердце апостола! Конечно же, те, кого Павел приобрел для Христа, были его радостью и венцом, и он всегда рассказывал о них с переполненным сердцем везде, где ему приходилось бывать. Верующие в Фессалониках были особенно дороги для него потому, что он пережил большие гонения, когда проповедовал им Евангелие. И тем не менее, когда он писал им Послание, то сказал, что "нам ни о чем не нужно рассказывать. Слава о вашей вере в Бога прошла во всяком месте". Какое было бы для нас благословение, если бы мы могли так сказать сегодня о наших новообращенных!
    Проповедуя однажды Евангелие в Карпатах (принадлежавших в то время Советскому Союзу), мы были удивлены тем, что, посещая село за селом, встречали новообращенных, верующих во Христа. Эта местность представляла собой целину для Евангелия, и, тем не менее, кто-то распространял здесь благословенное свидетельство. Один верующий брат привел их ко Христу. Позже мы нашли этого простого деревенского верующего, который работал своими руками в течение дня, и проповедовал Евангелие ночью. В выходные и праздничные дни он обходил с евангельской проповедью каждое село и каждую хижину в горах в радиусе 30 км от своего дома. Вы можете представить себе нашу радость, когда мы нашли этого брата в горном селе с группой примерно в 70 человек, собранной в его доме и составляющей новозаветную церковь. Этот пылкий евангелист, не пользуясь поддержкой никакой иностранной миссии, распространил Евангелие и основал церкви в нескольких селах исключительно силой Духа Святого. Он не только привел их ко Христу, но также проявлял пастырское попечение об их душах. Неудивительно, что молва о его вере распространилась по всему местному региону!

    О, помоги мне возвестить
    Об Имени Твоем,
    И весть Твою распространить
    Среди людей кругом!

    Начинание в силе

    Столь благословенные плоды проповеди были проявлены главным образом из-за того, что Евангелие пришло в этот языческий город не в человеческой, а в божественной силе. С небесной точки зрения, Божье всегда идет впереди человеческого, хотя в нашей практике человеческое берет первенство.
    Начинание человеческое
    В первых десяти стихах второй главы Послания к фессалоникийцам описывается человеческий вход. "Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный". В этих стихах Павел описывает слезы, испытания, труды, а также святое житие, которые были проявлены перед жителями Фессалоник. Можно предположить, что он работал своими руками в течение недели, чтобы избежать обвинения в том, что пришел к ним с корыстными целями. Возможно, он делал палатки. Он не боялся мозолей на руках. Он не хотел, чтобы эти дорогие для него души подумали, что он вымогает у них деньги. Он избегал ловушки, в которую обычно попадаются современные проповедники, т.е. "Будет ли моя проповедь нравиться людям? Не повредит ли она моей репутации? Сколько они мне за это заплатят?"
    От входа человеческого часто зависят результаты проповеди Евангелия. На миссионерских полях за рубежом перед тем, как принимается Евангелие, должен быть воспринят проповедник Евангелия. Миссионеры должны не только веровать в то, что они проповедуют, но также жить согласно тому, во что веруют. Благословенной памяти Муррей Макчин правильно сказал, что "Святой служитель - страшное оружие в Божьих руках".
    Апостолы были безупречным примером и образцом того Евангелия, которое они проповедовали. Они сами представляли собой прекрасный результат своей же проповеди, и таким образом, стали эталоном для всех верующих. Новообращенные были их точным воспроизведением, и сами становились таким же примером для других. Возлюбленный христианский работник, помни эту важную истину: - наши духовные дети будут такими же, какие мы сами. Если церковь теплая, ее новообращенные будут тоже теплыми. Мы можем безошибочно определить, чьими духовными детьми являются те или другие новообращенные, потому что он несут на себе отпечаток той духовной среды, где получили духовное рождение.

    Начинается божественное

    Божественное начинание описано в ст. 4, 5 и 6 первой главы 1 Фессалоникийцам: "...зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, ... приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого". И еще: "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих" (1Фес.2:13).
    Обратим внимание на то, каким образом пришло к ним Евангелие. Оно пришло "не в слове только". Правда, Евангелие должно прийти и в слове, ведь как иначе можно знать благословенную историю? Мы видели в предыдущей главе, что Павел изъяснил Евангелие во всей его полноте. Однако без помазания Духа Святого Евангелие всего лишь мертвая ортодоксальность. Если отсутствует Дух, то все, что мы говорим о Христе, мало значит. Слово без Духа вернее всего принесет душам осуждение, а не спасение. "Некоторые проповедники так округляют свои слова, что они скатываются с сознания слушателей" - сказал пламенный евангелист Роланд Хилл. В противоположность этому, о пробуждении в Шотландии в 1803 году говорили следующее: "Изумительная сила и неописуемая убедительность присутствовали в словах, и люди не могли этому противостоять. Слушатели были в страхе, так как им казалось, что вот-вот их имена будут произнесены вслух!" В духовной проповеди Евангелие передается не в одних только словах, но также "в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением". ("Многим удостоверением" - греческое плерофория - означает полноту, или изобилие доказательств для полной уверенности. Ср. Евр.6:11 "Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца".)
    Сперджен часто рассказывал историю про одну пожилую христианку из Уэльса, которая однажды пришла из собрания расстроенная заметкой проповедника, что Иисус говорил на еврейском языке. "Когда Он разговаривает со мной, - утверждала она, - Он всегда говорит на уэльском языке!" Подобным же образом верующие в Фессалониках слышали истину Евангелия каждый для себя, лично. Слово Божие пришло к ним непосредственно, под действием могущественного излияния Духа Святого, и поэтому они откликнулись на призыв. О братья, почтим и мы Духа Святого в нашем служении!
    Новообращенные фессалоникийцы имели все доказательства того, что их духовное рождение было подлинным. Если Евангелие Иисуса Христа принимается сердцем в силе Духа Святого, оно производит ошеломляющие результаты. Слово Божие есть семя. Если его истина принимается, она не остается бездейственной, но будет воспроизводить жизнь, соответствующую всем новозаветным характеристикам. Новообращенная душа - это не улучшенная при помощи косметического ремонта жизнь, но это НОВОЕ ТВОРЕНИЕ во Христе Иисусе. Истинный новообращенный не силится и не борется, чтобы стать новым человеком, потому что он уже является новым творением благодаря духовному рождению. О, дорогие ловцы душ, мы не должны закрывать глаза на обмельчание нашего служения. Мы не должны низводить Слово Божие до уровня, соответствующего опыту наших притворных новообращенных. Реальность 2Кор.5:17 действительна во все времена и для всех людей: "Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое". Быть рожденным свыше - значит быть во Христе. Быть во Христе - значит быть новым творением. А быть новым творением - значит пережить переворот от старой жизни к новой. Фессалоникийские христиане имели доказательства своего спасения "делом веры, трудом любви и терпением упования". Их уверование во Христа было решительным действием, что видно из слов: "Как вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному" (1Фес.1:9). Здесь покаяние и вера объединились в одно действие. Поскольку проповедь была ярко выраженной и в силе Духа Святого, то и обращения были ярко выраженными и конкретными. Павлу не нужен был микроскоп, чтобы найти новообращенных! Они переживали то, что хорошо выразил д-р Челмерс: "все вытесняющую силу новых чувств".
    Когда наши миссионеры возвращаются домой после своих трудов в языческих странах, и рассказывают о душах, приобретенных для Господа, вы можете задать им вопрос: "Брат, оставили ли эти новообращенные своих идолов?" Если он даст отрицательный ответ, то вы не будете его поддерживать материально, потому что естественно ожидаете, что каждый новообращенный язычник оставил ложных богов, принимая живого и истинного Бога. Но, к сожалению, церкви, содержащие миссионеров, во многих случаях не требуют таких доказательств. При массовом подходе к принятию новообращенных и новых членов церкви только небольшой процент из них показывает признаки истинной духовной жизни. Мы обманываем души и склоняем их к ложному вероисповеданию, если не требуем, чтобы они пережили сверхъестественный опыт принятия сверхъестественного Евангелия. Совершенно невозможно для человека быть рожденным от Духа и продолжать жить со своими идолами, грехами и мирскими удовольствиями. Какая трагедия и великий обман, когда мы даем утешение и надежду погибшим душам, у которых нет никаких признаков того, что Бог совершил в их жизни Свое великое дело! "По плодам их узнаете их". "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф.7:21). Да, мы должны ожидать сверхъестественного опыта в результате проповеди сверхъестественного Евангелия. Может быть, при таком методе подсчета большое число наших новообращенных уменьшится, но зато наша работа выдержит Божественную пробу перед судилищем Христовым.
    Да, именно таким является проповедь Евангелия в силе. О Боже, распространи же эту проповедь во все концы земли! О Боже, пошли нам свежее помазание с высоты! О Боже, дай нам увидеть сверхъестественные результаты божественного входа в нашу среду!

    Как счастлив я быть с Иисусом!
    Хотя бы мой путь был тернист,
    Меня доведет Он до цели,
    И стану душою я чист.
    Как счастлив я быть с Иисусом!
    Всегда быть в общении с Ним.
    Богатством Его наслаждаясь
    И радуясь Им лишь Одним.

    Церковь, облеченная силой
    Пятидесятница была днем начала новой эпохи. На небе началось ходатайственное служение Искупителя, а на земле Дух Святой как Заместитель Господа Иисуса и полномочный представитель Бога стал обитать в Церкви. Дар Духа Святого был свидетельством того, что наш Всесильный Ходатай воссел на престоле, это был знак того, что Он получил царский венец. "Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите" (Деян.2:33).

    Победитель! Пальмы славы
    Твой народ Тебе несет,
    Гимн победы величавый,
    Песнь хвалы Тебе поет.
    Вражья гордость замолчала
    И угрозы темных сил.
    Злобы власть Ты сокрушил,
    Уничтожил смерти жало,
    Ужас ада удалил...
    Честь Тебе! Аллилуия! Аллилуия!

    Бог, чтобы почтить нашего Спасителя, и прославить то, что Он совершил, в Своей премудрости судил, чтобы этот несравненно превосходный дар был наградой за Его послушание, плодом Его победного торжества, результатом Его ходатайства на небе, украшением Его царского величия, знаком Его царственной щедрости; этот дар был припасен, как самый богатый и величественный знак награды к дню Его коронования, когда Он был торжественно наделен достоинством Вседержителя и облечен наивысшей властью. После того, как алавастровый сосуд был разбит, когда разрывалась Его страдающая плоть, Дух Иисуса был излит на Церковь, и весь дом Божий наполнился благоуханием этого помазания. "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих" (Евр.1:9).
    Итак, Пятидесятница была днем начала нового строя. Это была титульная страница новой книги под названием: "Деяния Святого Духа", или "Автобиография Святого Духа". Это было новое начало - начало новой духовной жизни, новых отношений, нового общения, новых полномочий, новой власти. "Еще не было..." (Иоан.7:39) сменилось на "Это есть..." (Деян.2:16). Эта новая жизнь породила новое человеческое об-щение, положила начало новому народу, объединенному во Христе (1Кор.12:13; 2Кор.5:17; 1Пет.2:16). Облеченные помазанием, они пошли и везде проповедовали Слово. Это была стихийная евангелизация. Им не нужно было проводить семинары и съезды на тему о благовестии. Надо полагать, что у них не было специальных конференций, чтобы побуждать верующих проповедовать Евангелие погибшим. О, нет! Такие мысли никогда не приходили им в голову. Напоенные Духом Святым, исполненные любовью ко Христу, искрящиеся радостью новой жизни, они вышли в поход на дело Христа. Это было для них естественно, как дыхание. "Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян.4:20). Это было духовное горение! Так велик был подъем их активности, что враги срочно созвали совещание по вопросу: "Как остановить эту эпидемию проповеди Евангелия?" ("...чтобы более не разгласилось это в народе" - Деян.4:17). Но чем больше их преследовали и оскорб-ляли, тем сильнее они становились. Вскоре их стали обвинять в том, что они перевернули мир вверх дном: "Эти всесветные возмутители пришли и сюда" (Деян.17:6). Какое торжество! Они жили в атмосфере Пятидесятницы, проявляли пыл Пятидесятницы, провозглашали Евангелие Пятидесятницы, жили жизнью Пятидесятницы и производили урожай Пятидесятницы.
    Вряд ли кто-либо станет утверждать, что мы сегодня живем в благо-словенной первоапостольской атмосфере. "Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!" (Плач.4:1,2). Ни наши церковные здания-дворцы, ни большие церковные списки, ни высокая зарплата пасторов и евангелистов не являются признаками силы христианства. Первоапостольская церковь не имела этих знаков успеха. И все же никакой искренний верующий не может сравнить состояние церкви в наши дни и первоапостольской без сокрушения сердца перед Богом. Нужно затрубить священный сигнал тревоги в этот полуночный час! Бог может избавить нас от этого ужасного несходства, к которому мы пришли. О, возлюбленные дети Божьи, тогда мы переживем оживление, восстановление, выздоровление и обновление! Благочестивый остаток в Плаче Иеремии, видя ужасающее состояние Сиона, плакал в агонии: "Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле" (Плач.5:20-22). Все святые по всему миру должны прийти к сокрушению и молитве покаяния: "О Боже, прости нас! О Боже, верни нам утраченную простоту и силу!" Церковь позволила себе стать опекуншей мертвых вероисповедных символов, а не глашатаев живой веры. Мы тратим силы на выкапывание гробов, тогда как Бог желает дать нам трубу Воскресения. "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие" (Лук.9:60).
    То было время, когда Церковь была наполнена победоносным и бескомпромиссным духом, живя в катакомбах и будучи вовлечена в своего рода партизанскую войну. Это было в те дни, когда вера действовала, не задумываясь о последствиях. И Церковь в катакомбах более соответствовала своему званию и была более могущественной, чем церковь на сцене с огнями рампы. Церковь стала больше похожей на прогуливающихся дачников, чем на армию дисциплинированных солдат. Когда Церковь опускается до уровня развлекательных заведений и религиозных клубов, забывая о святом походе на духовную брань, она остается без Господа.

    Откройте, пожалуйста, Библию, мы будем сегодня читать Слово Божье из восьмой главы Евангелия от Иоанна… восьмая глава Евангелия от Иоанна. Я, можно сказать, старался за последние несколько лет не проповедовать слишком много из Евангелия от Иоанна, ведь я так много времени работал над комментариями на Евангелие от Иоанна. Первый том, от Иоанна с 1 по 11 главы, был закончен год назад. А второй том, от Иоанна с 12 по 21, до конца евангелия, только что завершен, пару недель назад. Вообще-то, у меня на столе гранки, я их перечитываю и делаю последние исправления.

    Поразительная, поразительная книга. Непрестанно возвеличивает Господа Иисуса Христа. И, конечно, поэтому она особенно ценная для меня. А сегодня я хочу украдкой заглянуть в текст Евангелия от Иоанна, по крайней мере, сначала, и это восьмая глава, и, в частности, я хочу обратить ваше внимание на стихи с 43 по 45. Здесь записана истина, которую я хочу сделать основой нашего сегодняшнего размышления.

    Ричард Циммерман - Еще несколько слов о благословении или пробуждении

    Благословение, или пробуждение, как его называют, - это то, к чему мы стремимся. И это дано через Крест, через жертву Иисуса Христа. Это основа всей нашей духовной жизни. Пробуждение это не массовая евангелизация, хотя она важна, это не собрание пробуждения, когда люди собрались молиться о пробуждении. Это не просто какое-то духовное движение, как, например, движение святости или движение за более глубокую жизнь.

    Когда мы говорим о настоящем Божьем благословении, - это сверхъестественное излияние Духа Божия необыкновенной силы на Церковь. Благословение - это та работа, которую только Бог может сделать в нас. Мы сами не сможем е¨ сделать. Почему же это так часто отсутствует? Я думаю, основная причина заключается в том, что в этом нет достаточной нужды. Мы часто говорим о неотступности в молитве - именно неотступность определяет нашу нужду. Я помню, перед тем, как нас судили, было Слово Божье к церкви, и Господь говорил, что если народ не будет нуждаться в пастырях, то Он может их забрать. Сестры помнят, наверное, как мы были удивлены: как же так, вся церковь уважает пастырей, любит, к нам стоят огромные очереди.

    С максимальным эффектом? Книга Деяний дает нам ответ на этот вопрос.

    Следует отметить, что книга Деяний имеет два основных назначения, которые могут помочь нам сегодня. Она предназначена:

    1. для нашего образования , как христиан, поскольку нам дается описание развития ранней Церкви и связанных с этим событий.
    2. для примера нам , как проповедникам, христианским служителям, миссионерам, поскольку нам показан способ, с помощью которого апостолы послушно выполняли Великое Поручение.

    Если исследовать книгу Деяний в этом свете, т.е. как нам стоит проповедовать в смешанной культуре или в нашей собственной, то мы обнаружим нечто удивительное.

    Любовь Бога

    Во-первых, ни в одной проповеди книги Деяний ни одним проповедником не упоминается о любви Божьей . В Симфонии можно увидеть, что слово «любовь» ни разу, и ни в каком контексте в этой книге не встречается. Вместо этого Павел и другие проповедники снова и снова говорят о смерти и воскресении Христа, о Божьем суде, и необходимости личного покаяния и веры в Христа. Объяснения Павлом Божьей любви, включая великое заявление в Послании к Римлянам 5:8 , что Бог возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, были написаны для христиан и, по-видимому, не проповедовались нехристианам.

    Ни в одной проповеди книги Деяний не упоминается о любви Божьей. Вместо этого апостолы снова и снова говорят о смерти и воскресении Христа, о Божьем суде, и необходимости личного покаяния и веры в Христа.

    Две отправные точки

    Второй удивительной особенностью проповеди Павлом Евангелия, записанной в книге Деяний, есть то, что в зависимости от публики, он использовал две совершенно разные отправные точки (т.е. то, с чего он начинал свою проповедь).

    1. Когда Павел проповедовал иудеям, он «поучал их от Писаний, объясняя и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» . Основным моментом этого послания было то, «что это – Христос, Тот Иисус, Которого я возвещаю вам» [то есть Мессия] (Деяния 17:2–3 ).
    2. Когда Павел проповедовал язычникам, например ликаонцам (Деяния 14:6 ) и грекам (Деяния 17:22–31 ), он начинал с сотворения , говорил о роли Бога как Творца и о том, что все, что можно увидеть в природе, является свидетельством этого.

    Почему между методом проповедования Павла иудеям и методом проповедования язычникам существует такое отличие? Причина этого и является нашим ключом к пониманию того, почему проповедь о погибающем положении человека или даже весть о кресте, часто оказывает незначительное влияние на общество сегодня.

    Иудаизм имел креационное основание - Бытие. На основании Писаний Старого Завета иудеи верили в одного истинного Бога и знали Его как Творца, Законодателя и Судью. Иудеи уже знали и верили в библейское описание событий сотворения и грехопадения: они знали, что такое грех и что плата за грех – смерть. Им только нужно было показать на основе Писания и Воскресения, что Иисус и является обещанным Христом.

    Греки … эволюционисты

    С другой стороны, язычники (греки в частности) имели эволюционное мышление. Профессор Фэарфилд Осборн из Колумбийского университета и Американского музея истории естествознания сказал, что Эмпедокла, который жил в V столетии до н.э., «можно справедливо назвать отцом эволюционной идеи». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своей работе под названием Физика «говорит, что Эмпедокл был первым, кто показал возможность происхождения сильнейших форм жизни путем случайности, а не Замысла».

    И сам Аристотель учил эволюционной последовательности организмов.

    Когда Павел был на Марсовой Горе (Ареопаге), он встречался «кое с кем из эпикурейских и стоических философов» (Деяния 17:18 ). Эпикурейцы были последователями Эпикура (342–270 гг. до н.э.), который отрицал существование какой-либо намеренной формы в природе и учил, что все на земле эволюционировало непосредственно из самой земной материи. Не удивительно, что эпикурейцы верили в то, что удовольствие, и особенно плотские удовольствия, являются величайшим благом существования. Таким образом, греческое общество было эволюционным в своем мышлении и идолопоклонническим в жизни.

    У этих язычников не было иудейских Писаний. Поэтому Павел должен был проповедовать им, используя понятия, которые они смогли бы понять, то есть их основные знания о Творце как о Создателе, почти разрушенные их философиями и идолами, но все равно существующие и подтверждаемые природой и их совестью (Римлянам 1:20; 2:15 ). И поэтому в своем обращении к людям на Марсовой горе (Деяния 17:22–31 ) Павел начал свою проповедь, говоря о силе Бога в творении, а затем говорил о божественной природе Бога в Своем промысле. Затем Павел выступал против языческих идолов и убеждал их покаяться, потому что Бог всем управляет и все судит, и день суда приближается. И только после этого он говорил о Воскресении. Вероятно, если бы его не перебили, он продолжал бы рассказывать о том, что это Воскресение последовало за смертью Христа на кресте, и он объяснил бы, что Божью благодать можно увидеть через воскресшего Спасителя. Но обратите внимание, в какой последовательности Павел раскрыл свои доводы.

    Павел потерпел неудачу?

    Некоторые толкователи говорят, что через свою проповедь Павел не смог достучаться до афинян, потому что он и не основал там церкви. Но на Марсовой горе произошло, по меньшей мере, шесть обращений, а может быть и больше, как мы читаем: «Но некоторые люди, примкнув к нему, уверовали: между ними и Дионисий Ареопагит и женщина, по имени Дамарь, и другие с ними» (Деяния 17:34 ). Позже в Афинах была основана церковь, а Дионисий, который был членом Верховного Суда Ареопага, обратился к Богу и был таким искренним, что стал лидером этой церкви. Евсевий Кесарийский говорит о Дионисии как о «первом епископе Церкви в Афинах». Это вряд ли можно назвать неудачей со стороны Павла или со стороны Святого Духа!

    Мир сегодня

    Современный мир мало чем отличается от мира, в котором жил Павел. Эволюция является доминирующей системой взглядов. В результате отрицания единого истинного Бога и отвержения Его правил святой жизни эпикурейская идея гедонизма (поиск наслаждений) стала преобладающим образом жизни. В то же время многие люди сегодня обращаются к индуистской философии движения Нового Века или к оккультизму, чтобы заполнить жизненную пустоту, являющуюся следствием их собственного атеизма.

    Подобным образом в большинстве стран, в которых сегодня трудятся миссионеры, господствуют религии, которые отвергают существование святого трансцендентного Творца. А что касается происхождения, то все они имеют эволюционное начало . Например, в основе всех этих религий лежит вера в изначальное существование материи или какого-либо существа. Эти религии, как правило, связаны с задабриванием злых духов или заслуживанием похвалы путем поклонения, как например, в индуизме, буддизме, синтоизме, анимизме и т.д., так же как это делали и греки.

    Проповедники и христиане-миссионеры могут вынести из этого урок. Бог дал нам в книге Деяния пример того, как эффективно проповедовать сегодня людям . Нам показан способ проповедования, который апостол Павел использовал для того, чтобы наилучшим образом вписаться в культурную среду его слушателей (как иудеев, так и язычников), чтобы они понимали его. Мы также видим способ проповедования Павла, где используется креационный евангелизм с целью как можно глубже проникнуть в мышление греков. Креационный евангелизм – это способ проповедования, который реально работает. Современное общество в своем эволюционном мышлении не знает единого истинного живого Бога, а сексуальная озабоченность сегодняшнего мира намного больше, чем та, которая была у греков и иудеев. Поэтому те, кто сегодня проповедуют Евангелие, могут также использовать этот способ, чтобы их слушатели поняли их.