• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Правообладатель иллюстрации livnyeparhia.com

    Епископ Нектарий в Орловской области оказался в центре скандала после того, как обзавелся элитным внедорожником Toyota Land Cruiser V8, цена которого превышает пять миллионов рублей.

    В местной митрополии изданию "Открытая Россия" пояснили, что автомобиль священнослужитель получил от местного агрохолдинга, и предложили "не цепляться".

    Несмотря на критику СМИ и общественности, ни сам епископ, ни местные власти в наличии у священника дорогой машины проблемы не видят.

    В понедельник вечером издание "Орловские новости" заявило, что получило письмо с требованием удалить с сайта статьи об автомобиле священнослужителя.

    "Никакого заявления епископ Нектарий в "Орловские новости" не писал. Тот документ, который опубликован, является подложным документом", - цитирует Интерфакс представителя митрополии Евгения Борисова.

    Митрополия выразила надежду на то, что в ситуацию вмешаются правоохранительные органы. В заявлении митрополии говорится, что письмо от имени епископа рассылалось в СМИ с анонимного адреса электронной почты.

    Получить комментарий самого Нектария журналистам не удалось. Однако на YouTube появилась сделанная пранкерами запись, на которой, как утверждают ее авторы, он комментирует приобретение машины.

    На записи, подлинность которой не подтверждена, человек, которого ее авторы называют епископом Нектарием, заявляет, что средства на покупку машины ему подарил глава компании "Агроград", забрав у него при этом старую сломанную машину и сдав ее в трейд-ин. В результате "Тойота" якобы обошлась священнику не в 6 млн, а в 3 млн рублей.

    Русская служба Би-би-си собрала самые яркие цитаты из обсуждения конфликта.

    Орловская митрополия:

    "Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали. Например, Иоанн Кронштадский точно так же получал дорогие облачения, автомобили, пароходы и прочее. Это нисколько не является характеристикой духовной жизни человека, если этот человек несет общественное служение, послушание архиерея, как в случае с епископом Нектарием".

    Орловский губернатор Вадим Потомский на радио "Говорит Москва";

    Правообладатель иллюстрации Mikhail Pochuev/TASS

    "Мы можем ходить в храм, молиться, просить милостыню Божию. А если мы ходим к представителям Бога, начинаем их линчевать и чем-то поливать… Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один: Божий суд. У нас это идёт до патриарха: не те часы, не так живёт, не на тех машинах ездит".

    Заявление, выложенное изданием "Орловские новости" :

    "Подобные выходки подрывают духовно-нравственные устои нашего общества, бросая тень на Святую Церковь и её честных служителей. Не надейтесь, что ваша публичная ложь останется без ответа со стороны РПЦ. Но Господь наш Иисус Христос призывал прощать врагов, поэтому Я вам даю единственный шанс все исправить и ТРЕБУЮ удалить касающуюся меня информацию из ваших безнравственных СМИ".

    Депутат Виталий Милонов в комментарии изданию "Политика сегодня":

    Правообладатель иллюстрации PAVEL KARAVASHKIN/TASS

    "В России много епископов, которые ездят на разных машинах. На иномарках, на "Нивах" и что дальше? Я никогда бы за Toyota шесть миллионов не заплатил. Машина дурацкая. В этой ситуации автомобиль нужно поменять, потому что он столько не стоит. Есть приличные машины за меньшие деньги".

    Человек, представленный как епископ Нектарий , в разговоре с пранкерами о "красивых" номерах на машине:

    "Номера всегда владыке даны, потому что во всяких торжественных мероприятиях я участвую. Чтобы легче было подъехать владыке, потому что ГАИ знают эти номера и пропускают на торжественные мероприятия".

    Патриарх Кирилл о дорогих транспортных средствах, 2012 год;

    "Давайте подумаем о том, чтобы мы использовали такие транспортные средства, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства... Я призываю вас к умеренности и к разумному подходу, который должен в том числе снять соответствующее обвинение с церкви и духовенства".

    Скандал с автомобилем епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария в Орле приобрел неожиданный оборот. Губернатор-коммунист Вадим Потомский пригрозил местным журналистам "судом божьим" и напомнил, что "Бог не фраер". Секретарь епископа отец Александр утверждает, что письмо в редакцию "Орловских новостей" от имени архиерея с требованием удалить публикацию о его люксовом внедорожнике и с угрозами преследования по статье об оскорблении чувств верующих является фальшивкой. Однако журналисты утверждают, что письмо с угрозой преследований пришло в редакцию на официальном бланке митрополии с печатью и подписью самого епископа Нектария.

    Предыстория конфликта такова.

    Простая заметка, суть которой можно уместить в одну строку: есть дорогой автомобиль, его подарили священнослужителю и он на нем ездит, – вызвала бурю эмоций, вошла в топ федеральных российских новостей, а затем события приняли почти детективный характер. Журналист и редактор "Орловских новостей" Денис Волин рассказывает о том, как в редакции стало известно о нашумевшем автомобиле епископа:

    Нас это заинтересовало, потому что была информация о том, что священнослужитель купил Land Cruiser на собственные деньги, а такую сумму в наших церквах не заработаешь​

    – Люди давно жалуются на владыку Нектария, считая, что священники, владея дорогими вещами, злоупотребляют своими полномочиями, хотя дают обет нестяжательства. На сей раз в доказательство нам предоставили фото, на которых запечатлен епископ Нектарий на фоне дорогого внедорожника. Нас это заинтересовало, потому что была информация о том, что священнослужитель купил Land Cruiser на собственные деньги, а такую сумму в наших церквах не заработаешь. Мы организовали проверку.

    В силовых структурах нам подтвердили, что автомобиль с фото действительно зарегистрирован на Николая Селезнева – это мирское имя епископа Нектария. Однако в Орловской епархии, куда мы обратились за разъяснениями, нам официально заявили, что этот автомобиль – не покупка, а подарок одного из местных агрохолдингов. Дескать, дороги плохие, епископу необходимо совершать поездки по области, так что такой автомобиль для него вроде как офис на колесах. И мы опубликовали эту информацию – именно так, как я вам рассказал, причем без каких-либо комментариев, – говорит журналист.

    Редактор ИА "Орловские новости" Денис Волин

    Тем не менее читатели восприняли новость весьма негативно. В комментариях осуждали священнослужителя: "Бездуховный", "Зато в России духовность и нет гей-браков", "Ниву подержанную и вперед – по городам и весям"... А 29 мая редакция с электронного адреса [email protected] получила письмо за подписью епископа. "Не письмо даже, а ультиматум, причем не очень грамотно написанный", – удивляется Волин и дословно его цитирует:

    Но Господь наш Иисус Христос призывал прощать врагов, поэтому Я вам даю единственный шанс все исправить и ТРЕБУЮ удалить касающуюся меня информацию из ваших безнравственных СМИ​

    "Я крайне возмущен вашей лживой и оскорбительной статьей, размещенной на вашем интернет ресурсе newsorel.ru касающейся Моего служения Русской Православной Церкви и народу Божьему!

    Подобные выходки подрывают духовно-нравственные устои нашего общества, бросая тень на Святую Церковь и ее честных служителей. Не надейтесь, что ваша публичная ложь останется без ответа со стороны РПЦ.

    Но Господь наш Иисус Христос призывал прощать врагов, поэтому Я вам даю единственный шанс все исправить и ТРЕБУЮ удалить касающуюся меня информацию из ваших безнравственных СМИ.

    В противном случае Я буду вынужден привлечь вас к законной ответственности по статье 148 УК РФ п.1 (Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих)

    P.S. и опрос в группе Вконтакте уберите тоже".

    Как видите, продолжает Денис Волин, написано оно на официальном епархиальном бланке, с печатью и подписью:

    – Поскольку мы были уверены в правдивости своей информации, исполнять требования ультиматума не стали. А письмо опубликовали, чтобы наши читатели знали о реакции.

    Эта публикация, однако, вызвала новую бурю негодования среди читателей (орфография и пунктуация оригиналов сохранены. – РС) :

    Инна : Как они уже надоели со своим стяжательством, жаждой власти и поучениями! С 90-х наблюдаем, как этот религиозный бизнес все нахапаться не может, церковь стала похожа на секту –​ людей хотят держать в полном подчинении.

    Владимир : В общем то, нужно верующим подать на попа в суд, За оскорбления чувств. ведь он же на проповеди всем верующим говорит, о смирении, отказ от роскоши, возлюби врага своего, не создай себе кумира, не суди,(а тут вдруг в суд! за правду?) Лучше бы покаялся, продал бы машину, и поделил бы деньги среди детей сирот, или отдал на лечение онкологических больных детей, и сказал бы избитую фразу: Простите люди! бес попутал! я бы зауважал такого попа! А так Бог ему судья.

    Алексей Чиняев : Я из Саратовской области. Прочитал новость. Считаю, что журналисты просто молодцы! Побольше бы таких в стране. Священнослужителя не мешало бы выпороть прилюдно, чтобы другим не повадно было.

    Япончик : По первому каналу деньги собирают на лечение больных детей, а тут попы на крутых тачках с огромными золотыми крестами да еще видимо не отказывают себе в еде…

    30 мая секретарь епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария отец Александр заявил , что епископ Нектарий не имеет никаких претензий к "Орловским новостям" , а его письмо было фейком. Об этом же сам епископ сказал в интервью радиостанции "Эхо Москвы".

    Если у Нектария есть по этому поводу вопросы, то они должны быть адресованы к правоохранительным органам, которые должны установить: кто похитил бланк, кто подделал подпись епископа, кто поставил печать и т. д.

    – Мы удивились и попросили smm-специалистов провести проверку этого письма, – говорит Денис Волин. – Она еще не окончена, но уже известно, что в нем нет признаков монтажа. Никто не копировал какие-либо части этого документа, никто не вставлял текст в бланк. То есть оно было создано как единый документ. И этот единый документ был сфотографирован и отправлен. Так что если у Нектария есть по этому поводу вопросы, то они должны быть адресованы к правоохранительным органам, которые должны установить: кто похитил бланк, кто подделал подпись епископа, кто поставил печать и т. д.

    Тем временем в ситуацию неожиданно вмешался губернатор Орловской области, коммунист и поклонник Ивана Грозного Вадим Потомский. В интервью радиостанции "Говорит Москва" он заявил , что "Орловские новости" просто не имели права писать об автомобиле епископа Ливенского и Малоархангельского:

    Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один – Божий суд​

    "Надо почитать Библию: не судите, да не судимы будете. А когда журналисты начинают задавать вопросы, кто как живет из священнослужителей, у меня возникает один вопрос: их кто уполномочил этот вопрос задавать? И потом, где есть критерий – это можно для священника, а вот это нельзя. Он разве кого-то оскорбил? Он неправильно провел проповедь? В его приход стало меньше ходить прихожан? Он не занимается восстановлением храма? А я знаю, что Нектарий занимается, пользуется огромным уважением со стороны жителей. Я точно знаю, что г-н Мазов, хозяин "Орловских новостей", не имеет такого права так себя вести.

    Если он что-то сделал не так …есть митрополит Антоний, который может сделать ему замечание, если посчитает нужным. Но это будет на их уровне. Но когда начинают человека, который всю свою жизнь посвятил службе Богу и людям, службе вере… Мы можем ходить в храм, молиться, просить милостыню Божию. А если мы ходим к представителям Бога, начинаем их линчевать и чем-то поливать… Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один – Божий суд. У нас это идет до патриарха: не те часы, не так живет, не на тех машинах ездит", – заявил орловский губернатор.

    Потомский ранее уже называл журналистов "чепушилами", а теперь пригрозил им судом божьим. После бурной реакции в СМИ и соцсетях на такого рода угрозы губернатор объяснил использование выражения "Бог не фраер" следующим образом: "Священнослужители, которые преступают законы, попадают под суд. Я не хочу сказать, что они не подвергаются законным мерам. Я в этой истории участвовать не буду. Я говорил о форме подачи информации и ничего другого, мне она не нравится. А предмет обсуждаемый (автомобиль) – это не моего ума дела. Журналисты, на мой взгляд, могли иначе поступить – просто поговорить с Нектарием. Я уверен, они бы получили ответы, но у них, видимо, была другая задача".

    Генеральный директор ИА "Орловский новости" Андрей Мазов

    – Я так скажу: неважно, какой у меня взгляд на эту ситуацию с внедорожником. Главное – редакция исполнила требования закона "О СМИ" на сто процентов. Информация проверена, взяты комментарии представителя епархии, со стороны журналиста отсутствуют какие-либо оценочные суждения.

    Люди что увидели в этой информации? Что человек, который служит Богу, считает возможным принять дорогой подарок и не отправляет эквивалент его стоимости на храм или там благотворительность​

    Люди что увидели в этой информации? Что человек, который служит Богу, считает возможным принять дорогой подарок и не отправляет эквивалент его стоимости на храм или там благотворительность. Многие, как оказалось, не считают это нормальным.

    – А губернатор считает, что это – не дело журналистов.

    – Мне кажется, его реакция – это реакция на возможные вопросы к нему самому… Он сам ищет на них ответы, наверное, находит, и ему не нравится то, что он находит. Отсюда, наверное, и хлесткость выражений, – полагает Андрей Мазов.

    Руководитель информационного отдела Орловской епархии Евгений Борисов

    Несколько раз в год, по особо торжественным случаям, Святейший Патриарх Кирилл приезжает в храм Христа Спасителя на автомобиле “Чайка”, принадлежавшем митрополиту Никодиму (Ротову).

    Будучи секретарем митрополита Никодима, будущий Патриарх часто ездил в этом автомобиле. Как рассказал РИА Новости заместитель руководителя пресс-службы Патриарха диакон Александр Волков, “использование этой машины в качестве автомобиля для передвижения патриарха Кирилла является для него особой связью с прошлым, а, кроме того, это и дань уважения к нашему национальному автопрому, который производил продукцию не хуже чем на Западе, и, дай Бог, будет производить конкурентоспособные автомобили и в будущем”.

    На каких машинах ездили предшественники Святейшего Патриарха Кирилла?

    Святейший Патриарх Алексий (Симанский)

    ЗиС Патриарха Алексия I

    ЗиС-110, 1949 год выпуска. Подарен Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому Сталиным: “…Русской Православной Церкви: За помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками”.

    Сталин лично распорядился покрасить машину в зелёный цвет – цвет патриаршего облачения.

    ЗиС-110 – первый отечественный авто у которого всё стёкла поднимаются уже автоматически. Но не с помощью обычных электромоторов, как в современных автомобилях, а с помощью гидродомкратов.

    На колпаках колёс можно сказать ювелирное изделие – рубиновые эмали!

    Это сделано для того чтобы машина конструктивно подходила к установке бронированных стёкол (а называется бронированная модификация ЗиС-115).

    Флаг на верху капота ЗиС-110

    На ЗиС-110 сохранилась “родная” краска. На ней как и на старинных картинах есть трещинки (каннелюры, кракелюры). У коллекционеров мирового масштаба такая сохранность автомобиля считается во много раз более ценной и дорогой, нежели реставрированный и совершенно блестящий автомобиль.

    Эмблема на радиаторной решётке ЗиС-110: позолота и рубиновые эмали

    Это, видимо, единственный ЗиС-110 в мире сохранившийся в родной (заводской) краске.

    Сохранилась и родная обивка салона – бежевый драп.

    У ЗиС-110 сохранились родные покрышки (большая редкость!) и белые круги на них это не потом краской покрасили (как например солдаты перед парадами делают с техникой), а это они из двух цветов резины были изготовлены. Из натурального каучука. обратите внимание какой след оставит такая покрышка! даже след от автомобиля должен был услаждать взгляд сильных мира того. В западной и отечественной прессе этот автомобиль называют – Царь-Автомобиль.

    Технические характеристики автомобиля ЗиС-110:

    Длина 6 метров; Высота 1730; Ширина 1960; Клиренс 185 мм; Вес 2300 кг; Кузов типа лимузин (т.е. с перегородкой), 7 мест, с приёмником, вентиляцией и отопителем; Двигатель 8 цилиндров в ряд, 6 литров, мощность при 3600 оборотах в мин. 140 л.с.; Скорость 140 км/ч; Шины 7,5х16 (6-ти слойные); Расход топлива 25-27 литров на 100 км.

    “Чайка” Патриарха Пимена

    Л. И. Брежнев

    Газ-13 “Чайка”, 1977 года выпуска – машина для была изготовлена по указанию Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

    Святейший Патриарх Пимен

    Рассказывают, что до этого Патриарх Пимен вынужденно ездил на… японской машине “Ниссан-Президент” которую ему подарило правительство (кузов №1 был у посла Японии в СССР, а машина с кузовом №2 подарена была Патриарху Пимену). Дело в том что советские чиновники затягивали оформление заказа Святейшего Патриарха Пимена на Чайку или правительственный ЗиЛ. А на ЗиС-110 1949 года, который достался от предыдущего , было ездить уже неприлично – машина к 1972 году износилась и была морально устаревшей для того чтобы возить Патриарха Всея Руси.

    Брежнев сказал “Русский Патриарх на японской машине – это политическая диверсия! Сделать Патриарху немедленно Чайку!”. В 1977 году эта Чайка была изготовлена.

    Но это ещё не вся история: в конце 70-х годов в Москву из Франции привезли одну из первых выставок моды. В составе делегации был и всемирно известный модельер Пьер Карден. Который попросил аудиенции у Патриарха Пимена, и тот прислал за Карденом свою Чайку. А надо сказать, что начали выпускать Чайки ГАЗ-13 ещё в 1959 году. И когда в конце 70-х Карден увидел какой за ним прислали красивый автомобиль, он очень порадовался его стильному дизайну. Карден сказал, что хотел бы видеть другим салон этого авто – не из кожзаменителя.

    Через некоторое время в Патриархию пришла посылка от Кардена из Франции, а в ней драп (шерстяная ткань) цвета крем-брюле и записка как раскроить её. Так что – дизайн и материал салона этой “Чайки” от Пьера Кардена.

    По легенде дизайн и материал салона этой исторической “Чайки” – от Пьера Кардена.

    Вероятно это единственная машина ГАЗ-13 в мире с родной, заводской краской.

    Сейчас машина экспонируется в постоянной экспозиции Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов в Москве (ст. метро Люблино, Краснодарская владение 58, ежедневно с 11 до 19 часов).

    Стиль дизайна этой машины связан с модой конца 1950-х годов на аэрокосмическую тему (первый Спутник, Белка-Стрелка, первые реактивные пассажирские Боинги, Дугласы и ТУшки – и называется такой стиль “Детройтское барокко”. В дизайне явно видны черты реактивных лайнеров и космических кораблей.

    Технические характеристики ГАЗ-13 “Чайка”:

    Время выпуска: 1959-1977 гг. Двигатель: ГАЗ-13, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный. Объем двигателя: 5.52 л. Степень сжатия: 8.5. Максимальная мощность: 195 л.с. Коробка передач: трехступенчатая. Главная передача одинарная, гипоидная. Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребеневый ролик. Максимальная скорость: 160 км/ч. Расход топлива по трассе: 15 л/100км. длина 5600 мм. ширина 2000 мм. высота 1620 мм. Число мест 7. Масса в снаряженном состоянии 2100 кг. Полный вес 2625 кг. База 3250 мм. Минимальный дорожный просвет 180 мм. Размер шин 8,20-15


    Автомобиль первого класса – т.е. ручной сборки. Было изготовлено по разным данным от 1930 до 3 179 автомобилей, включая 20 универсалов и приблизительно 7-8 кабриолетов. Все машины были черного цвета, за исключением одной белой “Чайки”, подаренной Валентине Терешковой. У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы машина была красного цвета. Также видимо была сделана и двухцветная ГАЗ-13 – вероятно для выставок – малиновая с белым (оттенок). Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузин ГАЗ-13А (отличается внутренней перегородкой), кабриолет ГАЗ-13Б и медицинский универсал ГАЗ-13С, собиравшийся на заводе РАФ. Дизайн и конструкция Чайки были отмечены Гран-При в 1958 г. – на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия).

    В Сети. Ведущие Петр Косенко и Олег Богданов обсудили ситуацию с протоиереем Русской православной церкви Всеволодом Чаплиным.


    Петр Косенко: Как вам кажется, имеет ли право общество интересоваться и обращать внимание на чрезмерно дорогие покупки священников?

    И журналисты, и общество в целом, конечно, должны знать о доходах и расходах церковных институтов, в частности, епархии. В конце концов, к этому обществу в значительной степени принадлежат православные христиане. То есть не просто люди со стороны, а православные миряне должны знать, на что тратятся церковные деньги. Критиковать духовенство, конечно, можно, особенно если есть за что. Но в этом случае я убежден, что критика звучит довольно странно. По-моему, здесь идет какая-то двойная игра, в частности, потому что епископу, главе церковного региона, положена представительская машина, для того, чтобы ездить на торжества, чтобы дать понять, что верующие люди его уважают. Хочу напомнить, что по русской традиции у московского митрополита всегда был конный выезд, не хуже, чем у великого князя.

    П.К.: А как эта традиция, например, с Новым Заветом согласуется? Иисус Христос въезжал в Иерусалим на ослице, и как-то это совершенно не умалило его достоинства.

    Тем не менее он бывал дома у богатых людей, принимал от них знаки почета. На самом деле, такова церковная традиция, которая полностью совпадает с традицией христианской.

    Люди всегда лучшее дарили священникам, тем более епископам. Всегда предполагалось, что церковная власть, а епископ - это церковная власть, должна выглядеть не хуже светской. Так церковь всегда себя ставила в мире и делала это очень правильно, я считаю.

    Вот я сейчас принимаю людей в бытовке, так получилось, причем ее периодически пытаются снести. Но и даже в этих условиях я стараюсь сделать так, чтобы посетитель знал, что он пришел к священнику, а не держать его запанибрата.

    П.К.: То есть у вас бытовка с евроремонтом, получается?

    Нет, самая обычная. Но даже в этой бытовке я стараюсь выдерживать определенный протокол, чтобы и церковь, и священника уважали.

    П.К.: Но, с другой стороны, это же не Land Cruiser за 6 млн руб. В конце концов, никто не предлагает уважаемому владыке Нектарию пересесть на скутер, например. Но, учитывая бездорожье в Орловской области, можно ездить на классическом «уазике», а разницу в деньгах - пустить на благотворительность. Сейчас, кстати, российский автопром неплохие машины выпускает,

    Есть епископы, которые ездят на метро, ходят пешком или катаются на велосипедах. Однако машина у епископа, я считаю, должна быть не хуже, чем у представителей светских властей его уровня. Священник не должен жить хуже, чем его прихожане, а глава власти в церковном регионе должен иметь соответствующие представительские возможности.

    Олег Богданов: Тогда где провести грань между излишней роскошью и необходимыми статусными вещами? И второй вопрос: если представители РПЦ и местных властей достаточно плотно сотрудничают, то не могут ли такие подарки быть неким способом влияния на церковь?

    Плохо, если это форма взятки, форма приручения епископа, попытка заставить человека быть обязанным по отношению к какой-то коммерческой структуре, не говоря о светской власти. Но всегда так было, что сами прихожане старались обеспечить священнику один из лучших домов в селе, табун лучших лошадей. Среди паствы бывают богатые люди, но очень плохо, когда кто-то в обмен на подарки пытается, например, сказать священнику или епископу: «Только ты не трогай в проповеди Иван Ивановича или Владимир Петровича».

    У нас на разных уровнях церковного организма слишком часто молчат о преступлениях власть имущих и богатых людей, об их безнравственных поступках только потому, что кто-то кому-то что-то подарил либо в форме подношения, либо в форме помощи в строительстве храмов. Если кто-то помогает строить церкви, это не значит, что он должен быть свободен от критики и от жесткого слова со стороны РПЦ.

    П.К.: С вашей точки зрения, можно ли приравнивать публикации в прессе, как в случае с внедорожником епископа Нектария, к оскорблению чувств верующих? Или все же это морально-этические вопросы, которые не должны соприкасаться с Уголовным или Административным кодексами?

    Я не думаю, что в этой ситуации речь идет об оскорблении чувств верующих. Обсуждение жизни духовенства, в том числе ее нравственных аспектов, это совершенно нормальная вещь. Только нам не нужно жить двойной жизнью: если есть какая-то представительская машина, или хороший дом, или люди пожертвовали деньги, не нужно это скрывать. Как говорил патриарх Кирилл, священник должен жить не хуже, чем его средний прихожанин. Вот и нужно об этом сказать тем небедным людям, которые призывают духовенство быть чуть ли не нищим: «Господа, если вы считаете себя православными, то должны обеспечить священника, епископа, а не пенять на его машину или дом. Если вы не православные, мы выслушаем вас и поступим ровно наоборот, потому что критику, направленную на дрессировку духовенства, могут озвучивать в основном недруги».

    П.К.: Все-таки мы задаемся вопросом, где граница между достойным и вполне соответствующим статусу священника уровнем жизни и, если угодно, стяжательством?

    Священнослужителю все эти статусные вещи не принадлежат: когда он уходит со своей епархии, обычно с ними расстается. Конечно, богатая обстановка, дорогие вещи - это опасные вещи для души. Однако и бедность тоже не всегда спасительна, от нее иногда бывают и такие пороки, как зависть, злоба, вражда, уныние, отчаяние.

    Священник должен жить и не слишком бедно, и не слишком богато. А епископ несет определенные представительские функции. В связи с этим он бывает часто окружен каким-то дорогими предметами, но очень важно, чтобы его сердце не прилеплялось ко всему этому, и он был бы готов это все оставить, как только закончится время его служения.

    Орловский епископ, у которого нашли внедорожник за 6 млн руб., потребовал от журналистов удалить все публикации о нем, пригрозив ответственностью за оскорбление чувств верующих. В митрополии письмо называют провокацией и утверждают, что священнослужитель не имеет к СМИ никаких претензий. На скандал уже отреагировал орловский губернатор Вадим Потомский , заявивший, что журналистам не стоит задаваться вопросами о том, как живут и на чем передвигаются священнослужители.

    Неожиданное продолжение получила история с епископом из Орловском митрополии, которому подарили внедорожник Toyota Land Cruiser V8 стоимостью около 6 млн руб. Накануне в редакцию регионального издания «Орловские новости» пришло письмо на официальном бланке епархии (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), в котором епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий якобы утверждал, что его крайне возмутила статья про автомобиль епископа, размещенная на сайте издания.

    «Подобные выходки подрывают духовно-нравственные устои нашего общества бросая тень на Святую Церковь и ее честных служителей. Не надейтесь, что ваша публичная ложь останется без ответа со стороны РПЦ », - говорится в письме (орфография и пунктуация автора сохранены - «Газета.Ru»).

    При этом однако автор обращения считает, что «Иисус Христос призывал прощать врагов», поэтому он дает «единственный шанс все исправить» и требует удалить заметку про него «из ваших безнравственных СМИ».

    Автор письма пригрозил тем, что в противном случае будет вынужден обратиться в правоохранительные органы и привлечь якобы оскорбляющих его лиц к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, максимальная ответственность по этой статье - лишение свободы на срок до года). Обращение подписано епископом Ливенским и Малоархангельским Нектарием, на бумаге стоит печать и подпись.

    После публикации обращения в сети, на скандал отреагировал даже губернатор Орловской области Вадим Потомский. Он осудил журналистов и назвал их претензии к дорогому автомобилю епископа неправомерными.

    «Надо почитать Библию: не судите, да не судимы будете. А когда журналисты начинают задавать вопросы, кто как живет из священнослужителей, у меня возникает один вопрос: их кто уполномочил этот вопрос задавать? И потом, где есть критерий - это можно для священника, а вот это нельзя.

    Он разве кого-то оскорбил? Он неправильно провёл проповедь? В его приход стало меньше ходить прихожан? Он не занимается восстановлением храма?» - сказал Потомский в эфире радиостанции «Говорит Москва» .

    По словам чиновника, епископ Нектарий находится в «иерархическом подчинении», и при необходимости этот вопрос смогут решить внутри митрополии.

    «Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один: божий суд. У нас это идет до патриарха: не те часы, не так живет, не на тех машинах ездит», - подытожил Потомский.

    При этом в РПЦ скандал назвали исключительно епархиальным делом и заявили, что органы РПЦ не будут участвовать в его урегулировании.

    В то же время в Орловской митрополии опровергли информацию о том, что епископ Нектарий обращался к журналистам, назвав письмо, поступившее в редакцию, провокацией.

    «Обращения епископа Нектария к «Орловским новостям» не было.

    На опубликованном изображении виден только текст и подпись - нет никакой шапки, это не официальный бланк, нет никаких реквизитов. Кто может быть к этому причастен, стоит спрашивать у «Орловских новостей», - объяснил «Газете.Ru» руководитель информационно-аналитического отдела Орловской митрополии Евгений Борисов .

    «С утра оказалось, что у епископа Нектария никаких претензий к нашему изданию нет, а письмо является подделкой. В таком случае предмета спора нет, мы судиться не собираемся. Но у нас подлинность письма не вызывает сомнений - оно имеет все реквизиты, к тому же,

    по информации наших источников в Орловской митрополии, вчера епископу рекомендовали отказаться от написания этого обращения, поэтому мы ожидали именно такой реакции», - сказал Волин.

    Напомним, скандал вокруг епископа Нектария разгорелся после того, как в СМИ появилась информация о том, что он обзавелся автомобилем Toyota Land Cruiser V8 в комплектации, стоимость которой составляет порядка 6 млн руб. При этом на внедорожнике были установлены номера, которыми в регионе оснащают, как правило, правительственные автомобили.

    В пресс-службе Орловской митрополии «Газете.Ru» ранее сообщали, что автомобиль священнослужителю подарил один из местных агрохолдингов. Свои деньги и тем более деньги епархии епископ на покупку внедорожника не тратил.

    «Хозяйствующие субъекты в нашей стране вправе совершать законные действия с имуществом. Они приняли такое решение, в чем здесь информационный повод? Мы не можем запретить людям делать такие подарки», - объяснял руководитель информационно-аналитического отдела Орловской митрополии Евгений Борисов.

    По словам представителя митрополии, архиерей ежедневно должен оперативно выполнять свои обязанности, при этом на обычном легковом автомобиле по дорогам Орловской области зачастую бывает проехать затруднительно.

    «Это глубокая провинция, вы представляете, какие дороги в провинции? Их иногда просто нет. В XIX веке на каретах по неделе добирались до отдаленных окраин епархии, но мы сейчас уже в другом мире живем», - заявляли в митрополии, добавив, что обладание дорогостоящим автомобилем нисколько не смущает прихожан.