• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    За последнее десятилетие открыли свои двери для прихожан ещё три храма. А будет ли кому в них служить? Газета Родная Нива, Лух.

    Некоторым священнослужителям приходится вести богослужения не в одном храме. Например, отец Евгений (Галкин) проводит службы в Успенской церкви в Лухе, в Богоявленском храме в Рябове. В связи с этим складывается впечатление, что святыни нашего района нуждаются в священнослужителях.

    Охотно ли идут батюшки в сельские приходы, мы узнали в информационном центре Кинешемской епархии у протоиерея Андрея (Ефанова).

    В 90-е годы прошлого века на волне религиозного подъема недостатка в священнослужителях не было. Каждый, кто решался посвятить свою жизнь безраздельно Богу, был готов нести любые тяготы на этом пути. Мы служили в неотапливаемых и, зачастую, без окон и дверей храмах в самую жестокую стужу, ездили к благотворителям в Москву автостопом, жили в самых необустроенных помещениях. Была надежда, что эти труды не пропадут даром - народ воцерковится, и жизнь наладится. Как показало последующее время – ничего этого не произошло. Храмы так и остались пустыми, и наполняются они лишь в редкие чтимые праздники. В своей массе народ остался далек от Церкви – приходится признать этот печальный факт.


    В Лухском районе немало действующих храмов. К сожалению, они пусты. А если прихожан в храме нет, то как должен существовать приход? Надо восстанавливать храм, отапливать его, приобретать утварь, необходимую для богослужения. Дрова, свечи, масло тоже стоят денег. Но главная статья расходов любого сельского прихода – содержание священника. Ему необходимо жилье, пропитание, одежда: подрясник и рясу он приобретает за свои деньги. Семейному священнику приходится обеспечивать супругу и детей. Представим все эти расходы, и получается, что не каждый приход может содержать священника. А ведь, в идеале, и певчие, и церковнослужители должны получать какую-то копеечку – труждающийся достоин пропитания.

    Кроме епархиального послушания на меня возложена ответственность за соседний район: я являюсь благочинным Родниковского округа. Ко мне не раз обращались прихожане того или иного храма с просьбой прислать священнослужителя. Однако выяснялось, что содержать священника приход не может. Пришлось прикреплять храм к более сильному приходу и поручать священнику совмещать служение в нескольких храмах. Каждый раз я говорю верующим: «Хотите, чтобы у вас был постоянный батюшка – старайтесь привести к Богу своих близких, родственников, соседей. На крепкий приход найдется священник».

    Понятно желание верующих прийти в отреставрированный, теплый и уютный храм и помолиться на службе, которую проводит опытный духовный священник. Но, чтобы все это исполнилось, требуется активность прихожан. Хотите молиться в красивом храме – приложите все усилия к реставрации. Желаете, чтобы ваш батюшка мог полноценно уделять свою жизнь приходу – позаботьтесь о его содержании. Не пошлет епископ священника на приход, в котором нет прихожан. Каждый священник в нашу пору – на вес золота.

    Кто проводит назначение, на какой срок? Есть ли желающие из священнослужителей приехать в Лухский район на постоянное место жительства? Если есть, что для этого нужно?

    Назначение совершает епископ Кинешемский и Палехский Иларион. Срока нет, просто назначение. Об условиях, на которых могут найтись священники, я сказал выше.

    Есть информация, что в районе поменялся благочинный? Так ли это, с чем связано? По словам прихожан, не устраивает работа Свято-Троицкого храма в Лухе. Что известно по этому поводу? Жители села Тимирязева также обеспокоены работой монастыря.

    В Лухском округе действительно сменился благочинный. Это связано с тем, что прежний попросил оставить его настоятелем в городе Заволжске. Ведь совершать полноценно служение на приходах, отдаленных друг от друга на сто километров, невозможно. Новый благочинный – священник Евгений (Галкин) давно известен луховчанам как ревностный и опытный священнослужитель. Епископ Иларион предпринимает все необходимое, чтобы служба в Свято-Троицком храме совершалась в полном объеме. Нынешние нестроения временны. Впрочем, и при прежнем настоятеле службы совершались нерегулярно, о причинах этого сказано выше.

    В монастыре, наконец, стали совершаться ежедневные богослужения, духовная жизнь в обители налаживается.

    Лухская земля издавна славится православными святынями. В некоторых населённых пунктах района остались «следы» церковных памятников архитектуры прошлых веков в полуразрушенном состоянии. Они являются свидетелями того времени, когда православная культура была одной из важных сторон жизни народа. Но всё возвращается на круги своя. Последнее время много работ проводится по восстановлению православных жемчужин. В нашем районе за минувшее десятилетие открыли двери три храма. Теперь, чтобы в них проходили постоянные службы и совершались таинства, нужно, чтобы приход был крепким. А это значит, и «хозяин» будет.

    Нет, таких категорий нет. «Работа» в данном случае значит «служение». Служение подразумевает полную самоотдачу. Употребления терминов «соискатели» и «вакансия» мы тоже не встречали, может быть, только «вакантное место».

    А такие элементы светской работы как карьерная лестница, отпуска, отгулы, повышение квалификации – существуют?

    В первую очередь – отсутствует соцпакет. Отгул? Нет. Карьерная лестница? Да, но для этого нужно , так как монах может стать епископом (степень выше священника) и ему будут доступны административные повышения – вплоть до патриарха. Отпуск есть, если епископ одобрит, разрешит и подпишет. В качестве «повышения квалификации» можно рассмотреть, например, окончание духовной академии.

    Как стать священником?

    «Стать священником» технически несложно, особенно в небольших городах и провинциальных епархиях: если человек давно ходит в храм, хорошо знает службу, на хорошем счету в приходе и епархии нужны священнослужители – то могут рукоположить, даже не заморачиваясь со специальным духовным образованием. Другое дело, что это большой внутренний путь. Нужна внутренняя готовность посвятить себя служению по максимуму, а это не ограничивается службой в храме в воскресенье и накануне вечером. Священник – не офисный сотрудник: уйти домой по звонку и забыть о работе на выходные не получится, соцпакета нет, больничный никто не оплатит. И нет гарантий, что тебя не отправят в запрет по любой причине и даже без нее: был бы человек, а причина найдется.

    Какое необходимо образование и где его можно получить?

    В идеале – духовное училище (в небольших городах), далее – семинария (аналог светского вуза) – основной институт, выпускающий будущих клириков. Семинарии раньше были только в самых больших городах (например СПбДАиС, МДА), сейчас их стало гораздо больше. Верхняя ступень – Духовная Академия, её можно окончить уже будучи священнослужителем.

    Как устроиться на работу?

    Сайтов для таких вакансий нет. Варианты:

      Настоятель конкретного храма будет ходатайствовать о назначении конкретного человека в свой же храм.

      Ставленник (готовящийся к рукоположению) – сын священника, и отец озаботился поиском места для сына.

      Если неважно, где служить, лишь бы служить – тогда после рукоположения и прохождения сорокоуста (нечто вроде «тренировки»: 40 дней служб) отправляется по назначению епископа.

    Какой склад характера требуется священнику? Какие знания и навыки?

    Если речь о белом священстве, а не о монахе – то нужно быть экстравертом. Священник – это постоянное общение с людьми.

    Нужно хорошо знать не только Ветхий Завет и Евангелие, но и их толкования отцами Церкви. Желательно знать светскую и церковную историю, уметь говорить (в семинариях есть предмет «гомилетика» – искусство проповеди), но необходима и предрасположенность к . Словом, надо быть эрудированным экстравертом, любящим храм и церковную жизнь.

    Кому ни в коем случае не стоит избирать этот путь?

    По моему мнению:

      не готовым к публичности,

      не готовым к постоянному саморазвитию,

      полагающим, что Церковь – это большие деньги на личные нужды.

    Можно ли «передумать» быть священником и уволиться?

    В принципе, можно – вон тот же Охлобыстин... но на таких людей смотрят осуждающе. Хотя я лично понимаю человека, бросившего священство на нищем приходе ради хорошо оплачиваемой светской работы: кушать хотят все, дети в том числе, а в Евангелии не сказано, что священник должен побираться и умирать голодной смертью.

    Могут ли священниками стать женщины?

    Нет, в Православной Церкви это категорически невозможно. Священнослужителями с библейских времен становятся только мужчины. Это не дискриминация, достоинство обоих полов равно, просто у них разное призвание, назначение. Например, матерью может стать только женщина. Так и священнослужителем, прообраз которого – Христос, становится мужчина.

    Можно ли стать священником в зрелом возрасте?

    Я не знаю, как сейчас в Москве и Санкт-Петербурге с этим, так как в семинарию принимают, как и в светский вуз, до 35 лет. Но за МКАДом всё проще. Можно и в пожилом возрасте рукоположиться. Образование на усмотрение епископа: может, попросят окончить духовное училище хотя бы для галочки, может, и не попросят, если человек хорошо знает церковную жизнь.

    К чему готовиться тем, кто собирается стать священником?

    Нужно быть готовым к максимальной самоотдаче. Не всегда получится отдохнуть, когда хочется. Могут назначить на бедный приход – и тогда вообще никуда и никогда поехать не получится. Нужно всегда быть на связи и в любое время дня приехать, например, в больницу – причастить умирающего.

    Священнослужителя будут рассматривать под микроскопом, особенно личную жизнь. Любопытство и осуждение в случае ошибок настигает и от верующих, и от неверующих. Например, не стоит афишировать, что в праздник ты позволил себе бокал вина, а твои дети в пост едят курицу по состоянию здоровья: «смягчающие обстоятельства» никому не интересны.

    Какие плюсы и минусы у профессии «священник»?

    Плюсы тут могут быть, только если человек чувствует крайнюю для себя необходимость служить, призвание к служению. Если он «горит» Литургией. Потому что священник – не профессия в светском понимании, это именно служение и полная самоотдача. Иной раз со стороны кажется, что это минус. А человек счастлив, что может служить.

    Минусы: нынешние реалии РПЦ. Крайнее бесправие священника. Сегодня ты – почетный протоиерей в кафедральном соборе, а завтра – ты никто в запрете. И тогда хорошо, если тебе не 55 лет и у тебя есть светское образование и профессия.

    Какая зарплата у священника и из чего она складывается?

    Везде по-разному. В городских храмах фиксированная зарплата, независимо от занятости: бегал ты весь день по требам либо просто послужил Литургию да вечерню. Но даже в пределах одного города эта зарплата разная.

    По-другому. Епископ ставит епархиальный налог (годовой или месячный) – тут хоть умри, но отдай. Далее из оставшегося заплати все светские налоги и коммуналку, зарплаты работникам, нужды храма, закупи с епархиального склада свечи и утварь – тоже на указанную епископом сумму, и ему всё равно, что тонна книжек в твоем храме никому не нужна. А оставшееся – твоё... Если останется.

    В целом, денежная вилка просто дикая: в хороших храмах Петербурга и Москвы клирики могут жить более чем достойно, в провинции – священник иной раз вынужден подрабатывать на светской работе, чтобы выжить.

    Как выглядит обычный рабочий день священника?

    В качестве примера можно рассмотреть день дежурного по череде священника в городском храме. Литургия с утра, далее требы в храме (крещение, венчание, отпевание), могут быть требы по городу (освящение квартир, домов, машин, причащение и соборование в больницах), беседы в храме – люди приходят с разными вопросами, и так до вечерней службы, после нее – домой, если треб больше нет.

    Есть ли какие-то стереотипы, которые бытуют в обществе о работе священников?

    Самый главный – это «жирный поп на мерседесе». Да, к сожалению, излишества есть, и они бросаются в глаза. Но очень много священников, которые с храмовых денег и ботинки купить не могут.

    Сюда же – стереотип про бездельничающую матушку в соболях. Многие просто работают. Просто работают. Без соболей.

    Кстати, и «жирным» священник может стать не от переизбытка денег, а от их недостатка: постоянный стресс вкупе с не самым лучшим – картошка и дешевые макароны в пост.

    О чём стоит предупредить тех, кто собирается стать священником?

    Нужно знать реалии сегодняшнего дня: если твой отец – не почетный протоиерей значимого собора, если у тебя нет связей в церковных кругах, то, скорее всего, ты не попадешь на денежный приход. А епархиальный налог растет с каждым годом. И будем откровенны: среди епископата святых практически нет. Епископу совершенно всё равно, сколько у тебя детей, здоров ты или болен и ездил ли ты в отпуск. Сегодня в РПЦ большую роль играют деньги, к сожалению. Нужно быть готовым разделять свою веру и эту денежно-поглощающую пропасть, которой сегодня можно назвать церковную власть. Действия епископа – вне правового поля, и у простого клирика нет никаких прав и никакой защиты. Можно почитать Андрея Кураева – реалии сегодняшней РПЦ станут ясны. Он может где-то перегнуть, все люди субъективны, но в целом станет понятно, что есть РПЦ именно как административная структура.

    Необходимо обязательное получение светского образования и опыта работы в профессии: никогда не знаешь, что с тобой будет завтра, так что такая подстраховка очень полезна (испытано на себе). Даже если не понадобится, то развитие, опыт жизненный и опыт общения с людьми – всё это нужно и важно для священника. Чему научит на исповеди человека лет пятидесяти безусый юнец, у которого за плечами только семинария да перемигивания с девушками-регентшами?

    Главное – быть готовым не принадлежать себе: службы, требы, храмовые дела. Служить и днем, и ночью.

    При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

    Протоиерей Александр Борисов
    настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

    Одна семья и свобода выбора

    Основа любого прихода - богослужение, Евхаристия . Приходы же в разных местах неизбежно разные - в центре Москвы и в спальном районе, в городе и в селе. Здесь не может быть единого правила. Очень верное определение прихода дал Святейший Патриарх , который сказал, что важно создавать именно общины, чтобы люди себя ощущали как одна семья . Господь так и задумал Церковь. И первая Церковь действительно была общиной.

    Идеальный приход - это всегда некая мечта . На приходе желательно организовать молитвенные группы (в которых, например, матери молятся о своих детях), обязательную катехизацию (от длительной до более короткой), создать возможность совместной трапезы прихожан. Непременно должна быть воскресная школа. При каждой православной общине хорошо иметь достаточно большой дом прихода . Очень желательно, особенно для города, чтобы был спортзал - это важно и для молодежи, и для людей зрелого возраста. Еще очень важно было бы при каждом храме организовать богадельню, хотя бы на 15–20 мест, для пожилых членов прихода, которые отдали Церкви всю жизнь. Важно на приходе и окормление неимущих, хотя бы два-три раза в неделю. Желательно вовлекать всех приходящих в храм в приходскую жизнь. Например, в группы изучения Священного Писания . Такие еженедельные встречи полезны именно для созидания прихода. Но есть люди, которым трудно находиться в группе. Принуждать здесь не следует, нужно оставить свободу выбора каждому человеку.


    Протоиерей Александр Ильяшенко
    настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря
    Внутреннее единство

    Приход должен быть устроен по принципу семьи . Приход - большая семья, где все друг к другу относятся с любовью и по-доброму. Таких приходов много, но я считаю, неправильно называть их хорошими или нехорошими. Это как говорить про семьи: смотрите - плохая семья, хорошая семья. Согласитесь, звучит, мягко говоря, странно.

    Трудность приходской жизни в том, что со временем в приходе могут создаваться какие-то замкнутые кружки. Люди много лет ходят в храм, друг с другом познакомились, и им не нужно новое общение. Поэтому нужно стремиться, чтобы приход был живым, растущим, развивающимся .

    Мне кажется, что на приходах должны быть какие-то объединяющие служения, когда люди занимаются живым, настоящим делом. Важно внутреннее единство: готовность прийти друг другу на помощь, поддержать .

    Протоиерей Алексий Ястребов
    настоятель прихода святых жен-мироносиц в Венеции

    Наше место - лучшее для нас

    Приход мечты? А «здесь и сейчас» будет звучать слишком самодовольно? На самом деле, это не шутка. Ведь если мы верим, что Господь ставит нас, священников, туда, куда нужнее для нас и для наших пасомых, то и получается, что наше место служения есть лучшее, что для нас может существовать! Это не означает, конечно, что нас должно все абсолютно устраивать или мы должны покоиться на воображаемых лаврах.

    Идеальный приход описан в Апокалипсисе - это Царствие Небесное . Все остальные - это реплики идеального, по-своему стремящиеся к совершенству, но еще не достигшие его. Вот почему иногда начинаешь видеть в каком-то приходе «общину твоей мечты», а потом видишь, что и там все совсем не просто.

    В Италии очень дружные общины в Риме (Никольский и Екатерининский приходы), Милане, Бергамо, Болонье... Заграничные общины особенные. Здесь у нас нет общественного фундамента, как в России и других странах с православным населением. Если священнику в России, Белоруссии или Казахстане потребуется помощь главы района, он ее получит. Здесь же рассчитывать на бескорыстную и заинтересованную помощь местных не приходится. Они помогают своей Церкви. Точно так же, как у нас дома люди помогают своей.

    Самое же главное, как мне кажется, это чтобы община была семьей во Христе , когда люди собираются в храме не только потому, что совершается важнейшее Таинство веры, но и потому, что они рады вновь увидеть друг друга.

    Я убежден, что место встречи настоятеля и прихожан - это горнило, в котором очищаются, совершенствуются их души. Терпения приходится набраться и пастырю, и овцам. И как не выбирают семью, так и не выбирают приход. В этом я вижу особое указание Божие.

    Что касается выборности духовенства. Мне кажется, что очень опасно применять те правила, которые бытовали в Древней Церкви, к сегодняшнему дню . Иначе мы впадаем в протестантство, основатели которого из лучших побуждений «очистили» христианство, сами при этом оставаясь людьми своего века. Это привело к печальным последствиям.

    Церковь меняется вместе с обществом, но не плетется у него в хвосте, а живет полной жизнью со своим главой и стержнем - Христом. Общество, государства, семьи живут полноценной жизнью лишь в той мере, в которой они приобщаются Ему. В какие-то времена, наверное, было возможно узаконить избрание священника общиной. В наше время в массе случаев это нецелесообразно из-за неготовности к таким ответственным решениям как общины, так и самого священника . Но, тем не менее, не вижу, что бы могло помешать общине в каждом отдельном случае выдвигать своего кандидата, обговаривая его всякий раз с правящим архиереем. Знаю множество приходов, вырастивших своих нынешних пастырей. Епископы в таких случаях часто идут навстречу.

    Если человек, который регулярно посещает богослужения, не хочет входить в более тесное общение на приходе, то, думаю, надо оставить его в покое и не досаждать ему, пока он сам не почувствует, что настало время для полноценного вхождения в евхаристическую семью. При этом есть много приходских инициатив, очень сближающих людей, - это совместное проведение досуга, паломнические поездки, миссионерские походы.

    Могу рассказать о нашем приходе. Мы - паломнический приход, поэтому должны быть открыты 24 часа в сутки для всякого стучащего в двери храма. А еще мы готовимся строить храм и нуждаемся в помощниках.


    Протоиерей Александр Пономаренко
    настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии (Украина)
    Радостный священник - радостный приход

    Приход для настоятеля - то же самое, что жена для мужа . Когда совершается хиротония над будущим священником, его три раза обводят вокруг престола и поют те же самые песнопения, что и на венчании. Можно сказать, что уже заочно священника венчают с будущим его приходом. Он его должен любить всю свою жизнь, какие бы там ни были прихожане. Есть народная пословица: каков поп, таков и приход. Будет священник дремучий - будет приход дремучий. Будет радостный священник - будет и приход радостным.

    Настоятеля обычно назначает правящий архиерей. Есть опыт поместных Церквей, где народ сам выбирает настоятеля. Но нам пока не желательна подобная практика: народ у нас недостаточно просвещенный и настоятеля выберет по своему образу и подобию. Что может создать большие проблемы для архиерея.

    Бывает, что человек ходит на богослужения, но вообще не участвует в жизни прихода. Но ведь во время Литургии, перед причастием, священник молится: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие». Значит, мы причащаемся Тела и Крови Христовой и соединяемся с Ним и духовно, и телесно. И мы соединяемся друг с другом во время Евхаристии. Желательно человеку выбрать себе общину, быть в ней, полюбить других прихожан. Если человек причащается в разных церквях, мне кажется, это ненормально.

    Когда община выросла духовно, тогда уже видны плоды Духа Святаго, тогда начинается активная социальная и прочая работа. Тогда уже не надо священнику напоминать, что нужно ходить к больным, - люди сами будут это делать. Что такое нести крест Христов? Это когда мы смотрим друг на друга глазами Христа. И точно так нам Господь дал и руки, чтобы мы прикасались к другим руками Христа. И нам дал Господь и стопы наши, чтобы мы шли туда, где нужен Христос. Вот это и есть Христианство.


    Протоиерей Василий Биксей
    настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле (Москва)
    Каждый найдет себя

    Приходская жизнь наполнена одной главной мечтой, самой важной для христианина, - это спасение. Приход помогает человеку к этой мечте двигаться. Главное, что совершается в храмах, - Литургия. Это корни и ствол приходского дерева, но на нем должны быть еще и различные веточки, листочки, чтобы каждый человек, сохраняя свою индивидуальность, смог найти себя на этом приходе - в молитве, в социальной работе, в спортивных занятиях, в театральных, творческих, музыкальных направлениях.

    В Северном административном округе Москвы, например, много молодых приходов, которые активно вливаются в общественную жизнь. Благодаря этим приходам проводится большое количество разных общественных мероприятий - футбольные турниры, балы для молодежи и т. п. Вот таким, мне кажется, должен быть современный приход. Реальный, а не приход мечты.

    И таких приходов много. Например, храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, где настоятель - отец Андрей Алексеев . Приход еще молодой, а на его базе не только воскресная школа, но и театральная школа, музыкальная студия, киностудия. Но, чтобы вести такую общественную приходскую жизнь, современный храм должен иметь место для реализации всего перечисленного. Когда при храме есть площадка, где все это развивается, то потихонечку и тот мир, который вокруг нас, начинает преображаться.


    Протоиерей Георгий Крылов
    настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино (Москва)
    Икона Царствия Небесного и служение святых

    Идеальный приход - это икона Царствия Небесного . Любой приход ориентируется на эту Небесную модель. В Царствии Небесном занимаются социальной деятельностью? Да, ведь ангелы и святые только и делают, что ходатайствуют перед Богом за людей. В Царствии Небесном - единение со Христом, во Христе. На Литургии верующие собираются на совместную молитву, стремясь к единству во Христе.

    Для каждого из приходов существуют образцы, на которые храм ориентируется. Мы, например, создали программу «Приходской университет», ориентируясь на Князе-Владимирский храм в Петербурге, где когда-то был подобный университет.

    Настоятели храма часто ориентируются на приход своего духовника . Еще для меня ориентиром был приход Николы в Кузнецах, где служил отец Всеволод Шпиллер. Кроме того, я думаю, для каждого священника ориентиром являются те приходы, которые он любил, когда был юным . Я был алтарником в храме Петра и Павла, и запомнил устроение этого храма, запомнил замечательного настоятеля, отца Анатолия Новикова, ветерана войны. Из истории, причем не такой далекой, мы знаем приходы, на которых служили святые . Например, приход Иоанна Кронштадтского или приход отца Алексия Мечева.

    У нас были и приходы, которые являются антиориентирами . На них нередко служили священники, которые там были агентами КГБ. Если вспоминать советское время, тогда приходская жизнь если и существовала, то была скрыта от внешних глаз, возникала на глухих деревенских приходах, куда не доходила рука КГБ.

    Сегодня «анонимных прихожан», которые приходят только на исповедь, но в жизни прихода не участвуют, становится все меньше и меньше. Исповедующий священник, как правило, этих людей подталкивает к участию в приходской жизни.

    Естественно, у каждого прихода есть своя специфика. У нас на приходе, например, это приходской университет - добакалавриатский уровень образования. Где-то специфика - особое социальное служение, например, активная работа с заключенными. К катехизации тоже у каждого свой подход. Есть приходы, которые набирают людей для длительной катехизации. Бывают приходы, которые ведут активную работу с молодежью. Специфика прихода часто связана с бывшей профессиональной деятельностью настоятеля, с его хобби, с интересами людей, которых приход объединяет.


    Протоиерей Григорий Логвиненко
    преподаватель факультета социальных наук ПСТГУ и РПУ, кандидат богословия, выпускник факультета психологии МГУ, христианский психолог
    По возможности уйдем от трудного разговора

    «Приход мечты»? Звучит настолько смело и наивно, что придется говорить скорее о «мечте моего прихода», чтобы по возможности уйти от серьезного и трудного разговора о проблемах реальной приходской жизни, затрагивающего вопросы церковно-канонического свойства. Эти вопросы неизбежно привели бы к обсуждению действующего положения «О приходе», выработанного и принятого Церковью в действующем Уставе РПЦ в качестве обязательного руководства к исполнению. Действующий Устав о приходе - это догматическая и церковно-правовая основа, которая задает нам каноническую структуру, дает отправную точку в пространстве духовной жизни для дальнейшего творчества и развития.

    Избирать настоятеля или назначать сверху? На мой взгляд, определяющий момент идеального устроения приходской жизни - достижение равновесия двух начал (соборного и иерархического): настоятель избирается общиной и утверждается правящим архиереем. В современной практике, по-видимому, происходит ровно наоборот, даже если община пытается быть услышанной.

    Успешный приход - это община, это духовная семья, которая собралась вокруг Христа , собралась совместными усилиями харизматически одаренного пастыря и активных мирян. Многое удается достигнуть тем общинам, которые собираются вокруг духовно одаренных отцов-настоятелей, вдохновленных каждый в свою меру духовной жизни неисчерпаемым сокровищем святоотеческого наследия.

    В качестве живого позитивного примера я могу сослаться на общину, собранную настоятелем одного из монастырей Тверской епархии - Николо-Малицкого монастыря. Настоятелю этого монастыря - игумену Борису (Тулупову) удалось не только построить и украсить храм - копию Ватопедского, - но и ввести в монастыре афонское чтение, пение, богослужебные особенности и обычаи христианской кинонии (общежития). И это все при том, что братия монастыря составляет всего несколько человек.

    Одной из важнейших, безусловно, является задача, о которой постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл, - необходимость организации реального социального служения на приходах в самом широком смысле этого понятия. Сюда относятся проблемы духовного и богословского просвещения, катехизации, огласительных бесед перед Крещением, воскресных школ для взрослых и детей... Мне представляется, что внутри службы социальной помощи в приходе, если таковая имеется, конечно, не последнюю роль играет широко обсуждаемая в Церкви проблема приходского консультирования и вырастающая из нее возможность взаимодействия пастырей Церкви и светских христиански ориентированных психологов . Эта служба, обращенная к запросам и потребностям живого человека, приходящего в храм, на мой взгляд, могла бы стать мощной ресурсной точкой становления и роста современного прихода и превращения его в здоровую христианскую общину.


    Протоиерей Николай Балашов
    настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
    Работать, а не мечтать

    Я не из мечтателей. Поскольку я человек уже немолодой, предпочитаю, пока Бог дает время жизни, работать над созиданием прихода. А как получается - не мне судить.


    Священник Георгий Геронимус
    настоятель строящегося храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва)
    Как и семья, каждый приход - уникален

    Мне кажется, правильный приход - это как семья . В семье люди могут иметь разные интересы, быть разного возраста, иногда даже конфликтовать, но при этом они всегда помнят, что их связывает нечто важное. В хорошем приходе отношения должны быть такие же, как в семье. К сожалению, на наших больших городских приходах часто бывает так, что люди иногда годами ходят в один и тот же храм, встречаются, но часто не знакомы друг с другом. В идеальном приходе люди не просто знакомы, а чувствуют духовное родство .

    Как и семьи, каждый приход - уникален. Мы, христиане, едины в главном - мы все одинаково верим в то, что Христос - Сын Божий, пришедший на землю, чтобы нас спасти, верим во все то, о чем говорится в Символе веры. А в каких-то второстепенных вещах - в том, как приход может быть устроен, как приход может быть украшен, как организовано расписание богослужений, и во многом другом - у нас разнообразие.

    Полностью идеальных приходов не существует - у всех бывают сложности, нестроения, искушения. Мне видится близким к идеальному приход святого праведного Алексия Мечёва. И там были какие-то свои сложности, нестроения, особенно уже после кончины святого праведного Алексия, но он создал действительно крепкую общину.

    Спасение и христианская жизнь возможны вне прихода . Например, у нас есть много святых отшельников-монахов, которые уходили из мира, жили в пустыне. Но это путь очень трудный и сложный . Гораздо проще все-таки жить христианской жизнью при поддержке единомышленников.

    Как в семьях у людей разные профессии, разные таланты, так и приходы могут иметь разные служения. Но центром жизни каждого прихода должно быть богослужение, совершение Евхаристии , а уже вокруг этого центра - все остальное.


    Протоиерей Димитрий Смирнов
    настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
    Идти за Евангелием в конкретных условиях

    Невозможно сказать, каким должен быть идеальный приход. Ведь наши приходы существуют здесь, в нашей грешной земной реальности, и мы сталкиваемся с несовершенством людей. Могу сказать, что в целом своим приходом доволен. Самое главное, на мой взгляд, в приходской жизни - понимание, любовь и доверие.

    Искать «приход мечты» в прошлом мне никогда не приходило в голову: время идет, меняются реалии, и воссоздать что-то из прошлого - невозможно , это будет неживое эклектическое образование. Церковь здесь, на земле, живет всегда в конкретное историческое время и откликается на его вызовы.

    Насколько приходская жизнь должна включать в себя и масштабное социальное служение или учебные функции - тоже трудно сказать. Прежде всего нужно идти за Евангелием, а дальше - как позволяют конкретные условия.

    В нашем приходе, например, существуют два детских приюта. У нас есть любительский театр, у которого уже сформировалась своя зрительская аудитория. Организована постоянно действующая филармония. Еще у нас есть приходской журнал, который распространяется во всех восьми приходах, его приобретают даже люди из других городов.

    Если человек ходит в храм, приступает к таинствам, но еще не вошел в жизнь прихода, - не нужно его насильно туда заталкивать. Всему свое время .


    Священник Валерий Духанин
    проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии, кандидат богословия
    Любовь научит всему

    Да, у меня есть приход своей мечты. К настоящему времени я совершенно точно понял: подлинный приход - это не административная структура, а живые и теплые отношения между пастырем и паствой . Не раз наблюдал, как люди тянутся к батюшке, и всегда причиной этого было открытое, отзывчивое сердце священника.

    Для меня пастырь - это человек, который являет пример жертвенности. А это значит, что он не только принимает пожертвования за требы, но и сам с готовностью даст средства тому, кто нуждается. Таков мой духовник, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры , который на протяжении десятилетий поддерживает многих мирян. На приходе моей мечты царит взаимная любовь, а когда есть любовь, то она уже научит всему : правильным отношениям друг с другом, формам приходской деятельности, православной миссии и социальному служению.

    Образец устроения прихода мечты мне трудно привести. Ведь мы же говорим про приход именно мечты, а в реальной жизни всё несовершенно, нам всегда чего-то не хватает. Лично на меня произвел сильное впечатление документальный фильм «Форпост» о Свято-Вознесенском монастыре, который располагается на Украине в семи километрах от границы с Молдавией. Там священник, отец Михаил, стал принимать сирот, детей-инвалидов и никому не нужных стариков. Фильм дает образец, какой должна быть церковная община, - это евангельская любовь, воплощенная в жизни.

    Что-то подобное я наблюдал в Оренбургской епархии , откуда я приехал в Москву, в Свято-Троицкой обители милосердия в поселке Саракташ. Отец Николай Стремский к настоящему времени усыновил 70 детей.

    Сам я служу в семинарском храме в Николо-Угрешском монастыре. Для меня приход - это прежде всего наши семинаристы, которые тоже приходят каждый со своей нуждой, скорбью, и надо вникнуть в ситуацию, найти возможность помочь. Кстати, наш ректор, игумен Иоанн (Рубин), часто помогает неимущим студентам одеждой, обувью и оплатой билета на каникулы. Ректор организует паломнические поездки , студенты на Афон ездят. Кроме того, среди мирян, посещающих семинарский храм, выделился круг лиц, которым хочется пообщаться после службы, узнать для себя ответы на те или иные вопросы. Мы решили в очень неформальной обстановке после Литургии вместе устраивать чаепитие , когда любой присутствующий может смело задать любой вопрос. Но в центре встречи - чтение главы Евангелия с комментариями.

    Когда-то давно настоятель на приходе выбирался непосредственно паствой. Люди знали того, кто достоин стать предстоятелем, возносящим молитвы к Богу о пастве. Если же настоятель присылается вышестоящим руководством по каким-то своим особым причинам, без учета особенностей прихода и желания паствы, то возможна некоторая взаимная отчужденность настоятеля и прихода. На приходе мечты настоятель берется из священнослужителей, воспитанных в данной церковной общине . Такой настоятель хорошо знает местные обычаи, культуру края, он говорит с паствой на понятном для нее языке.

    Сейчас, к сожалению, многие христиане являются временными посетителями храма, но вовсе не членами прихода . Они пришли, помолились о своих нуждах и ушли. Причин здесь две. Во-первых, такие христиане замкнуты на себе, на своих личных проблемах. Они идут в храм, думая только о преодолении своих жизненных неприятностей. Жизнь общины проходит мимо них. Во-вторых, священнослужитель не всегда обладает способностями и умением организовывать людей.

    Думаю, что всё должно быть естественно. Нельзя загонять людей палкой в воскресные школы или в качестве епитимии непременно направлять их в крестные ходы или общие паломничества. Если христианин не испытывает внутренней потребности участвовать в приходских мероприятиях, то надо относиться к этому с пониманием, слава Богу, хоть в храм приходит. Но если самому проявлять заинтересованность и участие в жизни этого человека, спросить о его проблемах, предложить помощь, то он, конечно, станет ближе церковной общине, раскроется навстречу другим.

    На приходах бывает специфическое отношение к тем или иным формам деятельности. Например, знаю приход, где батюшка проводит катехизацию перед таинствами Крещения и Венчания следующим образом. Он сразу говорит, что никаких пожертвований приниматься не будет, но если они хотят креститься или венчаться, то должны посещать беседы и проходить подготовку до тех пор, пока батюшка не увидит, что они действительно серьезно настроены , и что таинство для них не просто обряд, а серьезно осмысленный жизненный шаг. Один человек предложил полмиллиона рублей, лишь бы обойтись без такой подготовки, но батюшка отказался.

    Но вообще, я считаю, каждый приход должен быть в каком-то смысле универсальным, а не заниматься чем-то одним.


    Протоиерей Игорь Фомин
    Настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО
    Откроем Деяния апостолов и прочитаем вторую главу

    Вопрос про приход мечты для меня странный: чего мечтать, надо делать , от всего сердца, с усердием. Но можно подумать, к чему надо стремиться . Для этого надо открыть Священное Писание, Новый Завет, Деяния апостолов и прочитать вторую главу, хотя бы с 41 по 47 стих, где говорится о первой общине в христианстве. После речи апостола Петра крестилось 3000 человек и организовалась первая христианская община. Ее члены стали продавать свои имения, личные вещи, деньги разделять между собой (причем не поровну, а по нужде каждого). В общине было доверие, была любовь. Они каждый день участвовали в Евхаристии. Они жили радостно, абсолютно за все благодаря Бога. А жили они в эпоху гонений... Господь каждый день прибавлял к ним все новых спасаемых. И в народе к ним было расположение: видимо, их поведение вызывало изумление своей открытостью, любовью, доброжелательством. Вот такой «приход мечты» - чтобы все мы собирались у одной Чаши на Евхаристии как можно чаще, понимая и осознавая важность этого события, важность единения со Христом. Чтобы мы не упрекали друг друга в храме ни за детский крик, ни за сидящего молодого человека, ни за того, кто впервые в храме и не знает, что и как делать. Чтобы все были радостны, единодушны, были вместе . Чтобы твой ближний для тебя был точно так же дорог, как твой ребенок, как твой родитель, как ты сам себе дорог. Вот это, наверное, приход мечты.

    Примеры таких приходов есть и сегодня. Думаю, все читатели могут привести примеры своих приходов, в которых осталось совсем чуть-чуть доделать - и все будет хорошо. Для меня это тот приход, на котором я воспитывался - в селе Алексино Московской области. Настоятель всех любил, и каждый был уверен, что он любит его больше всех. А после смерти батюшки выяснилось, что он любил каждого по отдельности больше всех вместе взятых. Там были все единодушны, все вместе. Поэтому, наверное, из этого прихода вышло очень много хороших людей, в том числе - пастырей.

    Если человек ходит в храм на богослужения, но больше никак не участвует в жизни прихода, мне кажется, это неправильно. Сейчас приходов очень много и человек может выбрать. А один в поле не воин.

    Что касается социальной, просветительской или углубленной катехизаторской деятельности - это те плоды, которые приход должен являть, плоды Духа Святаго. И они могут быть очень разнообразные. Тот приход, в котором есть какая-то специфика, индивидуальность, должен ее развивать, приумножать, улучшать.


    Протоиерей Леонид Грилихес
    клирик Храма-памятника святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе, доцент МДА, член Синодальной богословской комиссии РПЦ
    Христос никого не отгоняет

    Приход обязательно должен быть живым, развиваться и меняться . Как и с каждым христианином: если в нем ничего не изменяется, то, значит, никакого глубокого общения со Христом не происходит.

    Не бывает идеального прихода, потому что приход - это люди, которые приходят в храм, а двери храма открыты для всех. Невозможно написать на этих дверях, что сюда должны входить только такие люди, которые отвечают определенным требованиям, соответствуют мечте настоятеля. И это нормально. Мы видим в Евангелии, что вокруг Христа тоже собирались толпы самых разных людей. Слово «толпа», и даже «толпы», - одно из самых часто употребляемых , в Евангелии от Матфея встречается более пятидесяти раз.

    Причем лишь пару раз Его спрашивают о главном, по существу, о жизни вечной, а в основном просят исцелений, здоровья и т. п. И Христос никого не отгоняет... Но в то же время мы видим, что есть узкий круг людей, всего двенадцать человек, которые оставили все, чтобы быть непрестанно со Христом и служить Ему.

    «Приход мечты» - это такой приход, где есть некая, пусть не очень большая, группа людей, которые полностью посвятили себя Церкви, которые готовы к тому, чтобы не только приходить с просьбами о благополучии, но готовы и что-то отдавать, в первую очередь - свое время и свои силы, нести попечение о храме и, что очень важно, служить и поддерживать друг друга в общении любви.

    Приход и община - эти слова не совсем совпадают между собой. Церковная община - это общность людей, объединенных не только единством веры, но и участием в евхаристическом общении. Существует много приходов, где прихожане дорожат своим единством, где люди после причащения не спешат домой, а чувствуют необходимость остаться, общаться, вместе трапезничают, вместе помогают другим и друг другу. Важно, чтобы помощь распространялась и за пределы прихода. Есть эгоизм индивидуальный, семейный, может быть есть и эгоизм церковный, когда приходу так хорошо, что прихожане замыкаются на себе и дальше богослужения и совместного общения дело не идет.

    Если приход возрастает, он должен приносить плоды. Плод - это то, что питает. И если приход столь плодовит, что способен напитать не только себя, но и других (а это как раз может быть всякого рода социальная деятельность), то это хороший показатель зрелости и правильного настроя приходской жизни.


    Протоиерей Максим Козлов
    настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной
    Приход не вместо семьи, а из крепких семей

    Лет 10–15 назад, исходя из тогдашнего нашего православного романтизма 1990-х годов, я бы ответил, что приход должен быть большой семьей. А сейчас, видя, как складывается наша церковная жизнь, как складывается семейная жизнь православных людей, я бы сказал так: идеальный приход - это тот, который помогает семьям быть крепкими, не перетягивая центр жизни на себя. Большинство людей главным оплотом своего существования имеют свою малую Церковь - семью. И ее включенность - всей семьи в целом, а не ее отдельных единиц - в жизнь прихода для меня сегодня является важным критерием его здоровья. Соответственно, идеальный приход - тот, который составляют крепкие семьи и который настроен на сохранение семьи, на ее укрепление, на ее благоденствие. Такие приходы есть, но называть их не буду: никого не называй блаженным до смерти.

    Главное не в том, чтобы найти секретное место, а в том, чтобы там, где находишься, расставить правильные акценты и ориентиры. Главное, ради чего существует каждый отдельный храм, каждый отдельный приход, - это совершение Таинств Вселенской Церкви . Если акценты смещаются на молодежную, миссионерскую, социальную работу, которая становится важнее богослужения, то это свидетельство нездоровья .

    Второй важный момент: хорошо, если человек находит священника, у которого начинает исповедоваться с какой-то степенью регулярности, и между ними возникают доверительные отношения, душепопечение, то есть то, что называется старым славянским словом «окормление ».

    Третий уровень - это то, что в старых славянских текстах называется покаяльной семьей . Люди, которые ходят к одному и тому же священнику, друг с другом знакомятся. В очень большом приходе, соборе, где 10–12 клириков, могут возникнуть несколько таких семей. Опять же, надо помнить - важнейшим в этом общении должно быть участие в таинствах, а не поездки на экскурсии или еще что бы то ни было. Но если к этому добавляются и иные формы активности, которые воплощаются в тех или иных церковных институтах, это тоже хорошо.

    Если мы знаем, что на приходе есть три, пять или десять многодетных семей и при этом глава семьи не относится к категории благополучных бизнесменов, мы стараемся помочь - вещами, освободившейся коляской, человеческой помощью, деньгами. Так же должно относиться и к одиноким людям. Кто-то регулярно взялся подвозить старушку, которой трудно доходить или доезжать до храма. Это ведь тоже социальная деятельность. В иных случаях она может расширяться вовне, распространяться не только на членов прихода. Когда я служил в Татьянинском храме, определенная группа молодежи ездила кормить бездомных людей на площадь трех вокзалов. Это было движение их сердца. Им никто не приказал, не указал сверху, что нужно это делать . В таком виде, мне кажется, это и должно быть.


    Протоиерей Павел Великанов
    настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская обл.), главный редактор портала Богослов.RU
    Присутствие Христа, а не потребительский подход

    Идеальный приход - тот, в котором реальность присутствия Христа Спасителя среди верующих является очевидной. Разные приходы в той или иной мере могут быть примерами, такими, где крепкая община (но не «правосекта»), где люди не стесняются просить друг друга о помощи, куда дети - в том числе и подростки - сами бегут с радостью. Таких приходов немало. Недавно я был в таком приходе - в приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге, где настоятель - отец Сергий Бабурин.

    Любой приходящий в храм должен ясно понимать, что именно он хочет получить, а что, с другой стороны, привнести в жизнь общины. У нас очень часто помнят про первую часть - «потребительскую», и только единицы соотносят её со второй - «активной ». Необходимо помочь понять заходящим в храм, что Церковь - не благотворительный комбинат духовных услуг, а то, чем мы её сами наполняем. Прихожане должны почувствовать себя не бесправными и безвестными «потребителями», но активными деятелями на поле приходской жизни.

    Вариативность различных специфических служений (социальная, образовательная деятельность и так далее) может и должна быть на любом приходе, соответственно масштабности прихода и его реальным возможностям, прежде всего человеческого ресурса.


    Протоиерей Кирилл Каледа
    настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово (Москва)
    Без «ответственных»

    Для меня идеалом устройства прихода является приход святителя Николая в Кленниках. Сейчас много говорится о социальной и других видах приходской деятельности, но это не главная функция Церкви, это только надстройка. Если в приходе главное - Евхаристия, покаяние, если он действительно будет семьей, то сложится и остальное. Так, прихожане храма святителя Николая в Кленниках в годы гонений поддерживали своих священников, ездили к ним в ссылки, помогали с питанием и т. д. Даже когда после закрытия храма прошло уже много десятков лет, уже очень пожилые прихожане друг другу помогали, знали, кто чем заболел, кто в чем нуждается. Вот вам социальная работа, только безо всяких «ответственных за социальную работу» . А главное - была молитва, богослужение, покаяние, исповедь. Это заложил еще отец Алексий Мечев...

    Говорить об избрании духовенства на приходе не приходится, потому что уровень нашей церковной культуры и, соответственно, уровень нашей христианской ответственности за приход крайне низок .


    Священник Георгий Видякин
    настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Лимассоле (Кипр)
    «Приход» и «община»: собрание единиц и единый организм

    Слова «приход» и «община» зачастую используются в качестве синонимов, но в своей сущности представляют собой две разные реальности. Приход  - это, условно говоря, собрание разрозненных единиц, место, куда приходят для удовлетворения своих ритуальных потребностей люди, которые могут быть по своей вере и образу жизни весьма далеки от христианства. Община  - это место, где «общее» объединяет людей в единый организм. Взаимное существование двух этих форм не исключено, более того - обычно при приходе того или иного храма возникает община. Поэтому "приход мечты« - это тот, где живет община.

    Примером в данном случае является любая община, где жизнь жительствует и дышит Святой Дух. Как правило, это приходы, ориентированные на участие в общинной жизни всего собрания верных , в которых каждый чувствует себя членом большой семьи. Очень часто сегодня возникает ситуация, когда верующий не является прихожанином конкретного храма, членом конкретной общины, более того - не чувствует в этом необходимости. Во многом это возникает оттого, что сама церковно-приходская жизнь не нуждается в участии обычных людей.

    Часто можно услышать, что человек хочет немного «побыть один», «помолиться о своем», «посидеть в уголочке», то есть ограничить свое участие в храмовой жизни лишь собственным личным пространством и собственными потребностями. Люди забывают (а вернее, им об этом никто почти никогда и не говорил), что церковная жизнь - это жизнь вместе , жизнь в единении со своими братьями и сестрами во Христе, совместное осознанное участие в богослужении и приходских делах.

    Хорошо любое приходское служение, которое объединяет людей вокруг Христа. Отдельно, однако, стоит сказать о практике длительной катехизации , которая выбивается из общего списка разнообразных приходских активностей. Катехизация взрослых (некрещеных и/или нецерковных) может стать очень действенным инструментом формирования общины, процессом постепенного вхождения в нее через поэтапное постижение вероучительных истин и участие в богослужебной жизни.

    Прежде чем ответить на вопрос, откуда на приходе настоятель, необходимо понять, что означает это служение по своей сути. Настоятель - это глава литургической общины, то есть пресвитер (старейшина) в прямом смысле слова. Также настоятель призван быть главой покаяльной семьи , которая формируется на приходе. Покаяльная семья включает в себя тех, кто исповедуется у того или иного священника. На многоклирных приходах покаяльных семей может быть несколько, однако это не умаляет служения настоятеля как духовного главы всей общины. Не стоит забывать и об административно-хозяйственной деятельности, которую настоятель призван формировать и курировать. В современной практике Русской Православной Церкви настоятель прихода назначается правящим архиереем по его собственному усмотрению. Надо сказать, что такая практика сильно снижает те духовные смыслы настоятельского служения , которые мы выделили выше. Более того, назначение на тот или иной приход часто становится этапом карьерного роста, что мало соответствует делу служения общине.


    Священник Илья Боярский
    настоятель храма Двенадцати Апостолов в Ховрине (Москва)
    Не властвовать, а помогать

    Приход мечты - это тот, который будет после Второго Пришествия. В нашей земной реальности можно говорить не об идеальном, а просто о хорошем, крепком приходе. Это приход, который похож на семью , где люди друг друга знают, где люди несут ответственность за храм. На хорошем приходе священник не ощущает себя начальником, он осознает, что поставлен на приход не властвовать, а помогать. По словам Христа: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).

    На хорошем приходе прихожане не создают кружков, не делятся на «более приближенных к настоятелю», «менее приближенных» , и новичков сразу включают в свою приходскую семью без каких-то ограничений.

    Отец Василий Строганов, служивший в храме Малого Вознесения , смог создать такой приход, где люди объединялись не вокруг его личности, а в общине, чтобы вместе идти ко Христу. К сожалению, даже на хороших приходах возникают проблемы, потому что все мы люди, со своими страстями.

    На данный момент я против выборности настоятеля. Как известно, нет пророка в своем отечестве. Вспомним, что сводные братья Христа, дети Иосифа, долго не воспринимали Его. Сложно на приходе воспринимать наставником человека, который мальчиком пел на клиросе, помогал в алтаре, пусть его и все любят. Возможен вариант, что если настоятель умирает, то нового выбирают не из прихожан, а из священников, которые служат в этом храме или на ближайших приходах. И такая практика существует.

    В приходской деятельности не надо распыляться. Приходы нужны разные и разной направленности. Сложно создать на каждом приходе отличное молодежное движение и отличную социальную работу с больницей. Важно, чтобы у каждого прихода был свой, особый вид деятельности. Вот катехизация должна быть индивидуальной: люди разные, и психология, образование и воспитание у всех у нас разные. Должны быть и разные приходы . В одних - длительная катехизация для тех, кто хочет глубоко разобраться в вопросах веры. В других - знакомство с основой веры для тех, кто не готов воспринимать глубокие знания.


    Протоиерей Игорь Коростелёв
    настоятель прихода иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Минск)
    ...Поставил меня на пустыре и сказал: «строй!»

    Моя мечта - помимо самого богослужения - это деятельная социальная и просветительская работа. Я стал мечтать об этом, когда в 1992 году митрополит Филарет поставил меня на пустыре и сказал «Строй!». Главный принцип, которым с самого начала стали руководствоваться здесь наши священнослужители, - не привлекать людей, а служить людям, ни одному человеку не отказать в его просьбе. Это правило распространялось на всех. Как бы мне ни было тяжело, я выслушаю и помогу. Господь собирал здесь священнослужителей с любовью к людям. Это чувствовал каждый человек, и приход рос.

    У нас были традиции, которые мы стремились продолжить и развить. До революции в Минске был одноименный храм, который располагался на территории училища слепых. Настоятелем там служил священномученик Владимир (Хираско), имя которого носит наше приходское братство . Поэтому вторым зданием после Свято-Евфросиниевского храма, если не считать звонницу, на территории нашего прихода стал корпус воскресной школы и социальных мастерских. Занятия в воскресной школе стали проводиться ещё в начале 90-х, когда вместо храма у нас была большая армейская палатка. Преподавателями были наши прихожане. Одновременно учились сами и учили других. Теперь у нас одна из самых больших воскресных школ в стране. В ней учатся и взрослые, и дети. Когда появилось помещение, мы пригласили в приход людей с умственными и физическими особенностями. Сейчас люди, признанные нетрудоспособными, трудятся в свечной, швейной, вязальной, деревообрабатывающей и других мастерских. Наши мастерские дают защищённые рабочие места людям с нерабочей группой инвалидности, здесь проходят профессиональное обучение юноши и девушки с особенностями умственного и физического развития. Помимо работы, мы большое внимание уделяем их социализации. У нас организованы хор и театральный кружок. Работающие в мастерских посещают музеи и театры, ездят на экскурсии, выезжают за границу.

    Среди наших прихожан много талантливых людей . И эти таланты в полную силу раскрылись, когда они пришли в Церковь. Так было с социальными мастерскими. Так было со школой звонарей, которая, родившись как приходская, стала одним из отделений большого духовного училища. Так было с праздничным хором. Студентка Академии музыки Ольга Янум, увлёкшаяся изучением церковного пения, приходила петь с друзьями в нашу палатку. Теперь она руководит хором, который регулярно побеждает на международных хоровых конкурсах. Так было и с иконописной мастерской, работы которой известны далеко за пределами страны. Так было и с нашим приходским сайтом, который перерос в информационный портал Белорусской Православной Церкви.


    Священник Виталий Ульянов
    настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан
    Дружный и многолюдный

    Приход мечты должен быть дружный, любящий и  - многолюдный . Народ должен чувствовать любовь настоятеля, настоятель должен чувствовать любовь паствы. Люди должны понимать, что приход - дом каждого, каждый несет за него ответственность.

    Что касается вопроса появления на приходе настоятеля, то здесь нужен какой-то баланс, золотая середина, когда соединяются мнение епископа и прихожан. Ведь иной раз епископу не все аспекты человеческой жизни конкретного священника известны. Зато в селе, в храме, где он еще алтарничал, его хорошо знают. Возможно, в некоторых случаях народ мог бы сам выбирать священника.

    Дополнительные служения на приходе должны быть обязательно. И священник, и паства должны заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Обязательно должна вестись просветительская работа, должно развиваться молодежное движение.

    Если человек не включается в приходскую жизнь, нужно аккуратно подводить его к этому, просить помочь в чем-то. В этом смысле в деревне проще , нет городской суеты, люди откликаются на просьбу священника. Главное - каждого встречать с любовью, с радостью.

    Подпишитесь на самые интересные статьи «Лодки»

    Если священник пришел к Вам, то соборовать можно всех, кто желает и присутствует, и особой подготовки для этого по большому счету не требуется. Но понимание и покаяние грехов должно быть. Но все же узнавайте у конкретного священника, на какое соборование Вам настраиваться, либо сразу оговаривайте все детали по первичному обращению.

    Если кто-то болеет, обязательно нужно предложить исповедоваться, причаститься и пособороваться

    Часто так случается, что человек не может прийти в храм самостоятельно или вообще никогда не ходил, но, заболев, захотел исповедоваться, причаститься, пособороваться, а если не был крещен, еще и покреститься. Даже если сам больной не подумал об этом, его близкие люди должны напомнить об этом. Чем быстрее приступить к этим таинствам, тем быстрее начнет действовать Божественная Благодать на человека со всеми полезными последствиями.

    Перед тем как звать священника, нужно правильно пояснить болеющему человеку смысл этих таинств и ни в коем случае не ждать, пока человек будет в очень тяжелом состоянии

    Многие боятся приглашать священника домой, потому как болеющий может подумать, что это подготовка к смерти... Как говорится, «логика железная», пусть человек так умрет, а потом будем писать запросы в интернете: «Что делать, если человек умер без исповеди и причастия». Да и вообще такое мышление попросту подрывает всякий больший шанс на поправку человека.

    Практический смысл соборования

    Смысл исповеди (исповедь предваряет покаяние), причастия и соборования сводится к прощению грехов и действия на человека Божественной Благодати - как на здоровых, так и на больных людей, поэтому причастие и соборование полезно сказываются на состоянии людей: кто-то активно начинает поправляться, а кто-то скоропостижно отходит ко Господу, минуя многие телесные страдания, которые были предписаны человеку за его грехи, но Господь человека милует.

    А если человек при смерти, нужно ли ему это?

    Да, во-первых, бывают и примеры исцеления, во-вторых, если все же человек умрет, то его душа будет испытывать райскую радость, а не адскую тоску, потому как каждый ответит за каждое праздное сказанное им слово, если грех не прощен, а таинства как раз связаны с прощением грехов.

    Что делать, если человек уже в не сознании?

    Решать, причащать человека или нет, будет священник, но однозначно нужно пособоровать

    Как пригласить священника?

    Самый лучший вариант - личное общение, не по телефону и не по интернету, а лично.

    Как подготовить больного к таинству соборования?

    Очень важно, чтобы человек искренне покаялся и понял свои грехи. Поэтому важно рассказать, какие грехи бывают, просто ознакомить человека с грехами. Для этого существует раздел на нашем сайте, специальные книги. Без покаяния ждать чуда не придется, поверьте, это очень важно.

    Как подготовиться к приходу священника?

    Необходимо подготовить пустой стол, стул и кипяток в объеме чайника, масло оливковое.

    Что было бы неплохо?

    Если Вы почитаете молитвы, любые, какие сможете

    Важность участия в таинстве соборования очень велика

    Если бы Вы знали, насколько это важно, Вы бы своего любимого болеющего сами на руках донесли до храма! Но не все это понимают, и это, конечно, крайне печально!

    Какого священника лучше пригласить?

    Лучше того, кто знает больного, если нет, то любого, потому как Таинствосовершитель все равно Христос. Важно, чтобы священник попытался раскрыть человека на покаянии, но здесь многое делается, исходя из ситуации, поэтому все зависит от факторов «Икс».

    Сколько стоит? Или сколько дать батюшке за исповедь, причастие и соборование?

    Вопрос распространенный, но не совсем корректный. У каждого свои возможности, и от возможностей исходят обычно при освящении, избегая крайностей. Спросите батюшку, совершившего cоборование. Если он ответит "сколько дадите", то можете попросить сориентировать, мол, "а сколько обычно дают?" и батюшка Вам может дать направление мыслей.

    Совсем неправильно ставится вопрос - дадим сколько не жалко, такая постановка неверная. Другое дело, если нет возможности, так бывае,т и вопросов совсем нет, священник без проблем сделает все что от него требуется и не возьмет денег. Священник бывает в бараках и очень хороших квартирах, потому как люди-то везде люди, и это жизнь.

    Хорошо и правильно, когда люди относятся с уважением, пониманием, что жертва таковая - это жертва и она идет от сердца, а Господь все воздаст сторицей.

    Интересные замечания, о которых мало, кто расскажет

    Священник часто исповедует людей в больницах в различном состоянии, и от всех них Господь ждет покаяния, изменения. Здесь важно, чтобы священник предпринял попытки пояснить человеку необходимость искреннего покаяния и смысл таинств. И если у человека смягчится сердце и он искренне и подробно покается, то его ждут необыкновенная Божественная радость и разрешение ситуации.

    Но если все пройдет формально или с отсутствием должного покаяния, то, как правило, будет некоторое облегчение, но совсем временное - на день, два, три, и так далее.

    Многих людей видел болеющих годами, многие находятся в положении 50\50, кому-то врачи уже сказали, сколько осталось, и их ждет мучительная смерть, но в деле бывает все по-особенному, по Божией воли, только Бога нужно к себе допустить, а не удаляться от него.

    Итак, приходишь исповедовать, причащать, а человек не кается толком, да и грехов не понимает, на практике, становится легче на пару дней, кто не спал - начинает спать, кто сильные боли терпит, утешается, кто утомился - облегчается, кто-то даже начинает ходить временно. Но фактически так и будет мучиться, пока не искупит своих грехов телесным страданием и пока у человека не появится смирение. Таких случаев много, и священник это все видит на самом деле: и отношение и все остальное.

    Священник Андрей Пинчук – личность незаурядная, он известен далеко за пределами своего прихода и своей епархии.

    Он – настоятель храма во имя Архистратига Михаила в с. Волосское Днепропетровской области, папа-воспитатель детского дома семейного типа (из 12 детей девятеро – приёмные), председатель наблюдательного совета Всеукраинского благотворительного фонда «Помогаем» , глава отдела по делам семьи Днепропетровской епархии – и это не конец списка его церковных и общественных инициатив.

    Помимо всего прочего отец Андрей удивляет и своим неординарным взглядом на обустройство приходской жизни, в частности в сельской местности. Так, на недавней конференции молодежных священников, проводимой Синодальным отделом Украинской Православной Церкви по делам молодежи, он озвучил ряд идей, которые успешно действуют в его общине. Среди них, например, отсутствие платы за крещение, и крещальный набор для ребенка в подарок – его жертвует для прихода женщина, совершившая грех аборта…

    В контексте постоянно смущающей умы темы «золотых куполов», «мерседесов» и бедных старушек, на пожертвования которых «купается в роскоши» духовенство, отец Андрей высказал в интервью «Правмиру» свои взгляды на то, как могла бы существовать и развиваться современная православная приходская община.

    ***

    Неправильно, когда финансами занимается священник

    – Как известно, на сельском приходе в храм ходят преимущественно бабушки, извечные наши жены-мироносицы. И в городских приходах много всего делают именно женщины. В связи с этим часто звучат обвинения, что Церковь обирает старушек, живёт на последние копейки, которые те несут в храм. Можете сказать, какова реальная финансовая роль бабушек в церковной жизни, и где в селе священнику брать деньги, чтобы вести приходскую деятельность?

    – Из опыта, который вижу я, сильны те приходы, в которых абсолютная власть не замыкается на священнике, где есть активный церковный совет. Только там именно с пожертвований, как вы говорите, бабушек собираются очень приличные суммы. При этом церковный совет сам решает, что делать: красить крышу, открыть воскресную школу или купить батюшке машину.

    Другими словами, деньги появляются там, где люди берут на себя ответственность за храм. Чтобы у них появилось это желание, должна быть такая возможность, соответствующие инструменты. Потому что священнику в любом случае надо делегировать какие-то полномочия – управление приходом, распределение денег – тем людям, которых выдвигает община. Это самая правильная система.

    Вообще церковным уставом запрещается, чтобы священник распоряжался финансами. Ответственность за материальную сторону жизни прихода несёт председатель церковного собрания. Но зачастую во многих храмах эта должность совмещается с должностью настоятеля, что с духовной точки зрения – не совсем верно.

    Мы видим пример апостолов, которые принципиально дистанцировались от вопросов, связанных с деньгами. Они занимались молитвой и служением слова, а финансы и прочую матчасть передавали дьяконам.

    В нашем случае это – церковный совет, председатель церковного собрания, заместитель председателя церковного собрания – он же староста. Также это могут быть прихожане, которых народ выдвигает курировать определенные направления приходской жизни.

    На самом деле, на пожертвования бабушек приход может жить, этого может хватать. Потому что люди не приходят в храм как зрители или просто купить поставить свечку и уйти. Они понимают, что в жизни своего храма надо участвовать, и каждый старается жертвовать какую-то достойную сумму.

    Другими словами, срабатывает ветхозаветный принцип десятины. Кстати, в Ветхом Завете это было 10% от заработанного, в Новом Завете мы читаем у апостолов уже о 100%. Но суть не в цифрах, а в том, чтобы люди не только пожертвования приносили, но и брали на себя ответственность за приход, за общину.

    Чтобы что-то иметь, сначала необходимо научиться давать

    – Вы сказали о том, как должно быть в идеале. Как реально обстоят дела?

    – Реально в большинстве приходов священник является абсолютным и единоличным распределителем финансов. Ключевое слово – «единоличный».

    Но это неправильно. Потому что очень часто в силу своего воспитания, образования, модели своей семьи и представлений о жизни священник может уделять внимание, в том числе и финансовое, не тем вопросам, о которых думают большинство прихожан. Он может, например, не поддерживать развитие воскресной школы…

    Приход – это маленькое, но Тело Христово. И любое вложение, то, что воспринимается, как «расходная часть» приходского бюджета, – будь то воскресная школа, работа с молодежью, помощь старикам, какая-то благотворительность или даже подарки на дни рождения – не просто траты, а проявление любви к нашим прихожанам. Этого понимания, к сожалению, многим не хватает.

    Для того чтобы приход что-то имел – не священник ездил на джипе, а у общины было достаточное количество ресурсов для строительной, образовательной, миссионерской, молодежной, детской работы, – необходимо вначале научиться давать. Таков главный принцип. Христос говорил: блаженней давать, нежели принимать.

    Когда приходская община во главе со своим настоятелем переключает в своём сознании тумблер с отметки «давайте жертвуйте нам, а мы знаем, как всё потратить» на «давайте вместе поучаствуем в добром деле и распределим, пусть и небольшие деньги», это людей очень вдохновляет.

    Вдохновляет пример бессребренности пастыря, когда приход – даже маленький, сельский, небогатый – оказывает помощь нуждающимся. Это открывает и сердца окружающих, пока ещё нецерковных людей, которым Господь кладет помысл и самим поучаствовать в добром деле: придите пожертвуйте там-то и там-то, потому что есть нужда, и делается дело Божье.

    Тогда и спонсоры появляются, и в приходе начинает всё расти и цвести.

    Сначала люди. Потом – камни

    – Вы настоятель общины на сельском приходе. Можете вкратце, схематично описать алгоритм действий: попадает молодой священник на сельский приход, где нет храма, нужно всё начинать с нуля, собирать общину. Где брать на всё это деньги – до того, как он сможет организовать прихожан?

    – Первое – молиться. Второе – ответственно, искренне и без уныния относиться к трудностям и нелегкому положению и стараться сделать все, что в твоих силах.

    И третье – ни в коем случае не начинать со строительных работ. Какие-то элементарные маленькие ремонтные – да, но главное – сразу запускать работу с людьми: воскресную школу, встречи со взрослыми, работу с молодежью, – что угодно. Когда ставится цель: буду строить храм, потрачу 10 лет, то может оказаться, что через эти 10 лет, когда всё устроится, храм будет пустой.

    Поэтому, прежде всего – люди. И только потом – камни. Когда священник начинает не с камней, а непосредственно с работы с Телом Христовым – с людьми, потом, как правило, прихожане сами активно подключаются к строительным работам.

    Другими словами, это вопрос грамотного распределения церковных инвестиций.

    Например, собрали на приходе 50 тысяч. На эти деньги можно сделать ремонт в каком-то помещении, которое досталось под храм. Уйдет 5 лет, но храм будет пустой, потому что к нему никто не прикипел душой – священник сам его ремонтировал, и это никого особо не тронуло.

    Другое дело, если из этих 50 тысяч 30, а лучше 40, будет вложено в занятия, в оплату качественных преподавателей воскресной школы, в организацию работы с инвалидами, в помощь нуждающимся. Если храм, например, в зоне боевых действий, может быть бесплатное питание для раненых…

    И люди откликнутся. Да, священник будет один на этом поприще трудиться и год, и два. Но на третий год, на четвертый или даже на пятый придет очень много людей, которые захотят помочь. И они принесут с собой пожертвования, и найдут тех, кто пожертвует ещё. И соберут не 50 тысяч, а гораздо больше. И храм уже будет полный и намного быстрее построится или отремонтируется.

    О главном качестве священника

    – Насколько, на ваш взгляд, распространено такое явление, как зависимость священников от богатых людей, спонсоров?

    – Сложно сказать, насколько распространено. Конечно, такое есть – когда пастырь начинает заискивать перед состоятельными людьми. Надо сказать, что такое поведение батюшки сразу отражается на жизни прихода: его любят богатые, но почему-то он перестает пользоваться элементарным уважением и доверием со стороны обычных прихожан. Появляется некая пропасть.

    Необходимо понимать, что такое поведение – слабость. В священнике, как и в монахе, одно из главных качеств, – бессребренничество. Да, нужно содержать семью, кормиться самому, но спокойное отношение к деньгам – очень важно.

    Где священник не справляется с таким искушением, начинается беда. Храм становится источником содержания его семьи и обеспечения его прихотей, батюшка напрочь отказывается финансировать какую-то приходскую работу и, наконец, становится очень авторитарным, ведь приходится охранять всю эту зыбкую финансовую систему.

    – Что делать людям, которые всей душой стремятся к Церкви, только начали воцерковляться и уже видели где-то позитивные примеры обустроенной приходской жизни, а их местный священник, в том храме, который рядом, вот такой, как вы описали?

    – Священник ведь тоже не «сам себе голова». Над ним есть благочинный, епископ. Имеются средства, рычаги воздействия на пастыря и со стороны общины – это может быть просто «разговор по душам», может быть привлечение помощи благочинного, архиерея.

    Но, как правило, так никто не делает. Обычно люди покидают храм и идут туда, где согревается их сердце. Даже если они живут в селе, ездят в другое место. А тот храм пустеет.

    Ну или самый плохой вариант – люди уходят из Церкви, потому что для них это может быть непосильным соблазном.

    – Как человеку бороться с этим соблазном?

    – В любом случае, нельзя демонизировать. Даже если у священника есть слабость к деньгам, всё равно в нём остается что-то хорошее. И всегда найдутся люди, которым эта сторона, возможно, не так важна, но играют роль какие-то другие качества пастыря.

    Помните классику жанра – историю со святителем Филаретом (Дроздовым)? Он отправил в запрет батюшку-пьяницу, и ему по ночам стали являться мертвецы, которые упрашивали: «Выведи его из запрета, выведи, выведи…»

    И святитель уже так устал, не спал, бедный, что вызвал того батюшку. Тот пришел опять с перегаром. Святитель и спрашивает: «Какой твой подвиг?!» – «Владыка, какой подвиг? В грехах весь! Пью, алкаш!» – «Скажи, как ты молишься?» – «Вот когда человек остается без погребения, когда нахожу такого (сейчас бы его назвали бомжом), я за него молюсь и отпеваю. Бесплатно». И владыка вывел батюшку из запрета, потому что при всей своей слабости он совершал такой подвиг, которого не делал никто другой.

    Так, наверное, у любого пастыря – как у каждого человека, есть своя слабость, своё, если говорить словами апостола Павла, «жало в плоть».

    Другое дело, если люди хотят найти себе оправдание, чтобы не ходить в храм. В таком случае, они соблазнятся даже там, где и повода нет для соблазна. Как псалмопевец говорит: «Убояшася страха идеже не бе страх». То есть, вопрос ещё и в настрое человека.

    «Чего это батюшка должен пешком ходить?»

    – Как бы вы могли объяснить явление, когда человек жертвует на храм мало, но, видя, что священник ездит на дорогой машине, соблазняется и искренне считает, что это на его пожертвования батюшка делает такие покупки?

    – Мое мнение, может быть, несколько нестандартно, но если бы церковный совет или те люди, которые занимаются финансами на приходе, раз в квартал или раз в полгода отчитывались перед церковной общиной за каждую потраченную копейку, то тогда столько бы вопросов отпало!

    И такие храмы есть. На самом деле, это просто потрясающая практика! Перед всей общиной объявляется: «Столько-то ушло на зарплату священника, столько – на зарплату дьякона, это – на электричество. И так далее. Осталось 15 тысяч. Давайте решать, как мы поступим. – Давайте отложим. – Нет, давайте сделаем то-то…»

    Вот тогда не возникает подобных вопросов – если люди знают, что распределение финансов у них на приходе честное. Тогда все вопросы они обсуждают между собой. «Клава, а что это вы там выделили батюшке 15 тысяч на покупку машины? – А что, он должен пешком ходить? У него нога больная… Вот мы и решили дать ему денег на машину».

    Когда священник позволяет всеми этими вопросами заниматься прихожанам, они испытывают к нему большую благодарность – за то, что батюшка даёт им возможность проявлять ответственность, любовь и заботу о Доме Божьем.

    И эта ответственность, благодарность монетизируется. Люди просто открывают свои сердца. Раньше кто-то мог жертвовать 20 гривен в месяц, а так будет жертвовать 100, потому что ему хочется поддержать свой приход, ведь он видит, куда идут эти деньги. Извините, что я перевожу все в плоскость бюджета. Безусловно, не ради этого мы служим, но я просто стараюсь идти в русле заданной вами темы.

    – Как быть в ситуации с городскими приходами, где большой поток людей?

    – Все равно городские приходы расположены в каких-то микрорайонах. Есть те, кто ходит в храм постоянно, это может быть 20-40 наиболее активных человек. Остальные, кто не так часто посещают службы, все равно будут информацию получать от них и ретранслировать дальше.

    – Что бы вы могли посоветовать человеку, который хочет ходить в храм, но его реально смущают дорогие машины, на которых ездит духовенство?

    – Ну, это и меня смущает…

    Что посоветовать? Найти священника, который ездит на скромной машине. И не делать из мухи слона.

    Жизнь диктует изменения

    – Многие считают, что церковное строительство ведется на деньги бизнесменов, которые нажили богатство неправедным путем, а теперь «покупают» себе спасение в вечности, жертвуя на храмы. Приходилось ли вам сталкиваться с такими бизнесменами и можно ли сказать, что люди помогают Церкви искренне?

    – Лично мне не приходилось, но я знаю такие случаи.

    И – да, такое явление существует. Но это касается не только нашей Церкви, а и религиозных институтов по всему миру. Человек, наживший себе богатство неправедным путем, желает как-то его «легализовать» для своей совести. Он оказывает существенное вспоможение какой-либо религиозной организации для того, чтобы за него там молились.

    Здесь отношение Церкви неоднозначно. Есть достаточно жесткая ригористическая позиция: нет, мы будем принимать только по копейкам, только мелкие пожертвования, но от огромного количества людей, для нас это важно, чтобы не давать человеку, который пожертвовал много, повода для гордости, чтобы он не стал в храме или в мыслях унижать других.

    Есть другая позиция, она более распространена, но, на мой взгляд, не совсем правильная: деньги не пахнут, нам все равно, кто и как жертвует.

    Есть и третья позиция – средняя между этими двумя крайностями. В Евангелии мы видим и благоразумного разбойника, и другие примеры покаяния. И если человек «созрел» сделать пожертвование, поучаствовать в жизни Церкви, ему нужно дать эту возможность.

    Единственно, где должен быть абсолютный «стоп», так это в пяти пунктах: если священник знает точно, что деньги нажиты на крови, продаже оружия или на войне, на продаже наркотиков, от участия в современной работорговле, от грабежа или бандитизма и если это деньги политической партии. На мой взгляд, это пять основных табу.

    – И в заключение, как вы считаете, насколько будет меняться церковное отношение к деньгам? Мы пережили этап активного возрождения древних храмов, бурного строительства новых. Как вы думаете, в каком направлении дальше будет развиваться приходская жизнь?

    – Сама жизнь диктует необходимость иного отношения к деньгам со стороны церковных общин. В конце концов, мы придём к пониманию того, что финансами должен заведовать не священник, а специально избранные люди; что отчётность должна была более-менее публичной, доступной для постоянных прихожан и основных меценатов. Что приходу нужно быть активнее в доброделании – чтобы не было ощущения, что деньги жертвуются и исчезают «в никуда», но было видно, как они идут на помощь нуждающимся и социальные проекты.

    Сама жизнь диктует, и изменения будут происходить. Иначе молодежь, среднее поколение в храмы не придут. Запросы у людей меняются.

    Беседу вела Юлия Коминко

    Фото из архива семьи священника Андрея Пинчука