• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Франция известна во всем мире красотой и разнообразием своих пейзажей, богатой культурой и бесконечными забастовками. В самом деле, если с понедельника по среду во Франции бастуют сотрудники железнодорожного транспорта и контролеры в поездах, то в четверг по улицам города дефилируют преподаватели средней школы, а в выходные – дальнобойщики.

    Забастовкам французы отдаются не менее пылко, чем чревоугодию или любви. Французские забастовки абсолютно не внушают страха, вызванного буйством неорганизованной толпы. Толпа есть, но буйства нет. Французские забастовки - это тщательно организованное профсоюзами мероприятие, о котором оповещают население страны за день-два до его начала с помощью газет, телевиденья и радио, интернета.

    Право на забастовки было введено во Франции еще в 1864 году, а с 1971 года оно было закреплено в Конституции. И, по правде говоря, французы не упускают ни одной возможности воспользоваться этим правом. Отметим, что забастовка во Франции – это всегда забастовка госслужащих. Оно и понятно: забастовка преподавателей средней школы произведет на население гораздо большее впечатление, чем выступление сотрудников частного завода в каком-нибудь забытом Богом французском департаменте. Нужно учитывать, что французы не могут похвастаться умением вести диалог с государственными инстанциями, и поэтому они предпочитают пускать в ход угрозу полного прекращения работы. Со временем государство нашло компромисс с профсоюзами, был принят закон об обязательной минимальной работе в ходе забастовок сотрудников общественного транспорта и средних школ. Пусть на масштабы и сроки забастовок этот закон никак не повлиял, он все же немного облегчил участь жителей и гостей столицы.

    Во Франции в четверг 10 января 2013 года прошла общенациональная забастовка таксистов. Они протестуют против недобросовестной конкуренции, которая губит их профессию, а также против либерализации рынка услуг медицинского транспорта, на котором работают таксисты.

    Акции прошли в Париже, Марселе, Лионе, Бордо, Тулузе и Нанте. В столице сотни таксистов собрались утром в аэропортах Руасси Шарль де Голль и Орли, чтобы колоннами отправиться к центру города, где в районе Эйфелевой башни была намечена акция протеста. Из аэропорта Руасси выехала колонна из 600-800 машин. Несколько сот такси отправилось из аэропорта Орли.

    В Нанте, мэром которого был премьер-министр Франции Жан-Марк Эро, в манифестации приняло участие не менее 800 таксистов, собравшихся со всего западного региона (Бретани, Пэи-де-ла-Луар, Пуату-Шаранты). В Лионе колонна протестующих насчитывала 250-300 автомобилей. В Тулузе из-за акции таксистов сильно затруднено движение в городе и в районе аэропорта.

    Во Франции насчитывается 55 тысяч официальных таксистов. Они недовольны «недобросовестной конкуренцией», которую составляют им мото-такси, а также фирмы, предоставляющие туристам транспортные услуги с шофером. Мотоциклы-такси получили свое развитие в 2000-е годы благодаря либерализации законодательства. Число же машин в транспортных фирмах для туристов оценивается в 10 тысяч во Франции. Таксисты считают, что речь идет о «недобросовестной конкуренции» с разрешения государства. Альтернативные перевозчики не подчиняются строгим правилам, установленным для таксистов, и не платят таких высоких социальных отчислений как таксисты.

    Еще одна причина недовольства – либерализация услуг медицинского транспорта, проведенная законом о финансировании социального страхования на 2013 год. До последнего времени таксисты занимались перевозкой больных наряду с машинами «Скорой помощи» и санитарным транспортом. Таксисты предоставляли треть услуг на рынке медтраспорта. Стоимость таких поездок возмещается социальным страхованием. Перевозка больных – важный источник дохода для 34 тысяч таксистов, особенно в сельской местности, где такие услуги могут составлять для них 90% оборота. Новым законом кассы медицинского страхования получили право проводить конкурсы на предоставление услуг медтраспорта. В этих конкурсах могут участвовать крупные транспортные компании, с которыми таксисты не выдержат конкуренции.

    Первая массовая манифестация бюджетников со момента избрания Франсуа Олланда на пост президента Пятой Республики прошла 31 января, незадолго до начала обсуждения размера заработной платы бюджетным работникам, намеченного на 7 февраля.

    Главное требование бюджетных работников – увеличение заработной платы и введение моратория на сокращение рабочих мест в бюджетной сфере. Профсоюзы также требуют создания дополнительных мест, там, где это необходимо.

    Сотни манифестаций прошли 31 января по всей Франции. Каждый третий учитель начальной школы в этот день принял участие в забастовке.

    Как утверждают профсоюзы, покупательная способность бюджетников во Франции снизилась на 10% за 10 последних лет. Каждый пятый бюджетник живет на минимальную заработную плату. При этом, повышение зарплаты бюджетникам на 1% будет стоить французскому государству 1 млрд 800 евро, в то время как правительство заявило о своем намерении сократить бюджетные расходы на 10 млрд.

    Постоянные забастовки во Франции приносят стране ежедневный убыток около четырехсот миллионов евро. Постоянные аресты и столкновения демонстрантов с полицией грозят также имиджу страны во всем мире.

    Львиная доля убытков приходится на химическую промышленность. Но из-за перебоев в работе транспорта также сильно пострадали туризм и торговля.

    Каждый год в Париж приезжают десятки тысяч гостей со всего мира. Туризм - одна из основных статей дохода городской казны. В отрасли занят каждый десятый парижанин. Но в из-за забастовок транспорт во французской столице работает с перебоями. Передвигаться по городу очень трудно, и многим это портит каникулы.

    Страдает не только туризм. Владельцы торговых лавок и ресторанов тоже несут убытки.

    Но гораздо больших сумм недосчитываются транспортные компании. Французские железные дороги ежедневно теряют 20 миллионов евро. Не легче и автопредприятиям. Дальнобойщики устраивают на дорогах пробки в знак протеста. Горючее по-прежнему в дефиците. Рабочие блокируют крупнейшие нефтяные терминалы в портах и нефтеперерабатывающие заводы. В результате без топлива в стране осталась четверть заправок. А химическая промышленность каждый день несет убытки на 100 миллионов.

    Для французской экономики, которая только-только начала оправляться от последствий кризиса, это, безусловно, удар. Дефицит бюджета страны и так достигает астрономической суммы в 160 миллиардов евро. А каждый день экономика Франции несет убытки еще на триста миллионов.

    Во Франции проходят массовые акции протеста против повышения цен на топливо. 24 ноября в демонстрациях приняли участие 23 тыс. человек, из них 8 тыс. - в Париже. Протестующие пытались прорваться к Елисейскому дворцу, однако полиция применила против них слезоточивый газ и водомёты. Эксперты отмечают, что большинство митингующих - бедные жители страны, которые пострадали от реформ, проводимых президентом Эммануэлем Макроном. В частности, одной из причин роста стоимости топлива стало введение налога на выброс парниковых газов. Аналитики отмечают, что это далеко не первый непопулярный шаг, предпринятый правительством. Однако, по мнению специалистов, Макрон продолжит вносить запланированные изменения в законодательство, несмотря на то что они негативно отражаются на его рейтинге.

    Во Франции продолжаются протесты «жёлтых жилетов» — автомобилистов, выступающих против повышения цен на топливо. Участники акций ведут себя всё более агрессивно: в ночь на субботу, 24 ноября, семеро полицейских при нападении протестующих, лица которых были скрыты масками. По информации телеканала BFMTV, между ними и стражами порядка завязалась потасовка, в результате которой нападающие сожгли патрульный автомобиль. Инцидент произошёл в городе Энен-Бомон на севере страны.

    Днём столичная полиция применила слезоточивый газ и водомёты против демонстрантов в районе Елисейских Полей после того, как они попытались прорваться к ограждениям, которыми городские власти накануне перекрыли проход в центр Парижа. Об этом сообщил телеканал BFMTV. Собравшиеся в этом районе «жёлтые жилеты» пели «Марсельезу» и требовали, чтобы глава государства Эммануэль Макрон ушёл в отставку.

    О том, что 24 ноября «жёлтые жилеты» снова выйдут на улицы, было известно заранее — люди открыто заявляли о своих планах в социальных сетях. Многие специально приехали из других регионов в столицу для участия в митингах. По данным французского МВД, численность протестующих достигла 8 тыс. в столице и 23 тыс. по всей стране.

    Городские власти успели подготовиться к новым выступлениям — к обеспечению безопасности на улицах Парижа были привлечены около 3 тыс. сотрудников правоохранительных органов, на пути к Елисейскому дворцу были установлены заграждения.

    В ходе столкновений протестующих с полицией пострадали сотрудники RT France, корреспондент RT Шарлотта Дубенски и стрингер видеоагентства Ruptly. Оператор телеканала RT France получил незначительную травму головы, однако продолжил работу. При применении слезоточивого газа также пострадали репортёры двух съёмочных групп RT France. Один из корреспондентов получил небольшие ожоги.

    Из-за очередной волны уличных протестов 24 ноября администрация одной из главных парижских достопримечательностей — Эйфелевой башни — была вынуждена её для посещений.

    При этом в пятницу вечером, 23 ноября, в правоохранительные органы поступила информация о жителе города Анже, который требовал, чтобы глава государства лично встретился с ним. В противном случае мужчина обещал взорвать гранату. Полиции по его обезвреживанию.

    Протест сельской глубинки

    Напомним, многотысячные акции протеста во Франции . Возмущение населения вызвал рост цен на топливо — с начала года стоимость бензина увеличилась для французских потребителей на 7,5%, а дизельного топлива — на 15%.

    Ситуация усугубляется тем, что власти уже анонсировали новый рост цен в начале 2019 года. Предполагается, что стоимость литра бензина увеличится на 3 евроцента, а дизеля — на 6,5 евроцента.

    Особое возмущение у граждан вызывает то, что одним из факторов роста стал экологический налог на выброс парниковых газов, введённый правительством. Протестующие требуют снизить налоговое бремя. Однако премьер-министр Франции Эдуар Филипп заявил 18 ноября, что власти не намерены отменять экологический сбор.

    При этом правительство планирует смягчить последствия от введения сборов для незащищённых слоёв населения. В частности, речь идёт о новых льготах для малоимущих семей на оплату электроэнергии. Кроме того, власти обещают повысить до €4 тыс. дотации на замену старых автомобилей на новые, более экологичные машины. Сейчас размер этих выплат составляет примерно €2 тыс.

    К 2040 году продажа автомобилей с двигателями внутреннего сгорания может и вовсе оказаться под запретом. Об этих планах ещё в 2017 году заявил министр окружающей среды Франции Николя Юло. Все изменения направлены на то, чтобы к середине века полностью ликвидировать вредные выбросы автомобильных двигателей. В начале следующего года французские власти планируют рассмотреть пакет поправок, направленных в первую очередь на внедрение более экологичных видов транспорта, таких как электромобили.

    • Деревня Плугонвелин, Франция, 29 марта 2017 года
    • Reuters
    • Stephane Mahe

    Впрочем, предлагаемые меры не вызывают энтузиазма у значительной части населения. Как показали данные опроса, проведённого компанией Odoxa 21—22 ноября среди 1 тыс. человек, 82% французов поддерживают требования протестующих и считают, что власти должны отменить новые топливные сборы. Требования стихийного движения «жёлтых жилетов» обоснованными назвали 77% респондентов, а ещё 62% опрошенных заявили, что не считают методы протестующих чрезмерными.

    Участники стихийных манифестаций назвали свои акции движением «жёлтых жилетов», которые являются обязательным атрибутом французских автомобилистов: водители обязаны надевать светоотражающие жёлтые жилеты в темноте или в условиях плохой видимости, когда выходят из машины.

    Хотя к протестам вскоре присоединились активисты профсоюзов и политических партий, главную роль в них играют самоорганизовавшиеся при помощи социальных сетей жители страны, преимущественно из провинции, отмечают эксперты.

    «Движение «жёлтых жилетов» — совершенно стихийное, это такое «творчество» масс, которые сами организовались в социальных сетях, — пояснил в интервью RT ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров. — Политические активисты, профсоюзы, которые сейчас заявляют о забастовках, присоединились уже позднее, поэтому властям сейчас даже не с кем вести переговоры, и это очень осложняет ситуацию».

    • Работники ВКТ заблокировали доступ к НПЗ с требованиями улучшения условий труда и повышения заработной платы, 22 ноября 2018 года, юго-восток Франции
    • Boris Horvat

    Как рассказал эксперт, основная часть протестующих — бедные жители глубинки, которые используют машины с дизельными двигателями из-за дешевизны этого вида топлива.

    «Эти люди не только зачастую вынуждены проезжать в день многие десятки километров, например, на работу в соседние города, но ещё и ограничены в средствах, они действительно считают каждый евро, поэтому намерение властей поднять цены на дизельное топливо больно бьёт по их карманам», — пояснил Фёдоров.

    По этой причине почти все акции на прошлой неделе прошли именно в провинции, в тысячах деревень и городков, в то время как крупные города эта волна затронула мало, за исключением столицы, куда протестующие съезжаются специально, пояснил эксперт.

    Напомним, 17 ноября на территории Пятой республики прошло больше 2 тыс. акций протеста, в которых приняли участие около 300 тыс. человек, полицией были задержаны 282 участника выступлений. Всего в ходе уличных столкновений , двое погибли. Полиция применяла против митингующих слезоточивый газ, также происходили стычки между протестующими и автомобилистами, дорогу которым преграждали участники манифестаций.

    «Жёлтые жилеты» активно блокировали дороги по всей стране. Результатом этих действий стали перебои с поставками топлива — из-за многокилометровых пробок к автозаправкам не могли пробиться бензовозы. На многих АЗС закончились бензин и дизельное топливо.

    «Президент для богатых»

    Рост цен на топливо — далеко не единственный повод для массовых акций протеста во Франции за последнее время. Ранее возмущение населения вызвала трудовая реформа, которую проводит Эммануэль Макрон: в начале октября на улицы французских городов вышли около 160 тыс. человек, сообщили в МВД страны.

    Стоит отметить, что в течение года правительство приняло целый ряд непопулярных законов, затрагивающих права работников. В целом речь идёт о снижении социальной ответственности работодателей и ограничении полномочий профсоюзов.

    Также по теме


    Испытание для президента: как непопулярные реформы Макрона могут сказаться на политической ситуации во Франции

    Массовые протесты и беспорядки, охватившие 22 марта 2018 года Францию, - это серьёзное испытание для президента Эммануэля Макрона,...

    Сейчас на фоне «бензиновых» протестов эта повестка актуализировалась — накануне профсоюзное объединение «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) призвало работников трёх нефтеперерабатывающих заводов корпорации Total объявить забастовку, если руководство компании не примет требований по заработной плате. Об этом со ссылкой на представителя объединения Тьерри Дефресна сообщило агентство Reuters. Также ранее стало известно о блокировке нескольких объектов Total на территории Франции работниками предприятий, которые вскоре присоединились к «жёлтым жилетам».

    По мнению экспертов, подъём протестной волны не приведёт к громким отставкам в правительстве, но способен серьёзно ухудшить политический рейтинг действующего президента в долгосрочной перспективе.

    Как пояснил в интервью RT заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО имени Примакова РАН Константин Воронов, протесты обладают кумулятивным эффектом и оказывают давление на и без того низкий рейтинг главы государства.

    «Франция — левая страна, где протестный потенциал высок испокон веков. Но, несмотря на бурные протестные выступления, вряд ли страну ждут какие-то резкие политические сдвиги, ведь Макрон пользуется поддержкой Национального собрания. Речи об отставке правительства или президента не идёт, но ситуация всё равно тяжёлая для властей», — отметил эксперт.

    По мнению Воронова, французский кабмин проявляет такое упорство по вопросу экологического налога, потому что тема экологии в европейских политических кругах давно приобрела едва ли не религиозное значение. И этот тренд поддерживает значительная часть общества, но интересы беднейших слоёв населения при этом учитываются далеко не всегда.

    Похожей точки зрения придерживается и Сергей Фёдоров.Как пояснил эксперт, вряд ли эти события вызовут социально-политический кризис в стране, однако они могут ещё больше снизить рейтинг Макрона, который к ноябрю и так упал до 25%. В свою очередь, это ставит под вопрос успех его партии на предстоящих в мае 2019 года выборах в Европарламент. Под угрозой могут оказаться и планы Макрона по реформированию Евросоюза, а в перспективе и его шансы на переизбрание на пост президента.

    «Макрон ранее заявлял, что проведёт непопулярные реформы, несмотря на то что это может ударить по его персональному рейтингу, и он держится этой линии. Однако сейчас многие политологи уже говорят, что некоторые реформы следовало бы отложить, действуя поэтапно. Сейчас новые непопулярные меры могут только подлить бензина в огонь», — пояснил эксперт.

    • Эммануэль Макрон
    • Reuters
    • Yves Herman

    Программа Эммануэля Макрона для многих французов стала шоковой, причём сильнее всего на текущем этапе оказались задеты наиболее незащищённые слои общества. Например, после того как власти отменили социальные взносы для работающих граждан и подняли общий социальный налог, ухудшилось положение пенсионеров.

    «Такие меры только утверждают многих французов во мнении, что Макрон является прежде всего «президентом для богатых». Люди считают, что и налог на дизельное топливо связан не с заботой об экологии, а с желанием вытянуть из населения средства, чтобы залатать бюджет, поэтому сейчас правительство должно задуматься о каких-то уступках по этому вопросу», — считает Сергей Фёдоров.

    Портрет президента Олланда с надписью «Позор» - во Франции бастуют против реформы трудового законодательства, 31 марта 2016. REUTERS/Pascal Rossignol

    Во Франции в четверг, 31 марта, объявлена новая национальная забастовка против законопроекта о труде, представленного правительством Франсуа Олланда. Реформа Трудового кодекса является одним из важнейших этапов для пятилетнего правления президента и станет, возможно, его итогом. Что же так не нравится в новом Законе о труде французским профсоюзам и всем бастующим?

    Перебои в движении транспорта, неработающие школы и административные здания, закрытая для посетителей Эйфелева башня и даже казино, ненапечатанные газеты, музыкальный радиоэфир без обычных программ. Массовые манифестации в крупных городах, сопровождающиеся проливным дождем и столкновениями с полицией. Такой выглядит Франция в последний день первого весеннего месяца.

    Правительство социалистов предложило либерализовать трудовое законодательство, чтобы подтолкнуть французский бизнес к созданию новых рабочих мест в условиях 10-процентной безработицы. По замыслу властей, реформа должна помочь предпринимателям «преодолеть страх» найма новых работников, вызванный сложной и дорогостоящей процедурой увольнения. Профсоюзы же требуют если не отказа от реформы, то ее существенного изменения. Они полагают, что президент Олланд идет на существенные уступки бизнесу в ущерб защите прав работников.

    За двумя зайцами: Олланд между профсоюзами и предпринимателями

    «Закон о труде: нет, спасибо!» REUTERS/Pascal Rossignol

    17 февраля проект закона был впервые передан на обсуждение в Госсовет и одновременно представлен прессе. Текст законопроекта был подписан и его автором считается министр труда Франции Мириам Эль-Комри, хотя его подготовка началась задолго до ее назначения на этот пост. Но во французском простонародье этот текст уже надежно закрепился под названием «Закон Эль-Комри».

    Если говорить в целом, то этот законопроект закрепляет верховенство коллективного договора, заключенного на каждом конкретном предприятии, над трудовым законодательством в вопросах, связанных с урегулированием рабочего времени и оплатой сверхурочных, ограничивает выплату компенсаций работнику при увольнении и облегчает работодателю процесс экономического увольнения сотрудников.

    Естественно, такой текст не мог не вызвать возмущения профсоюзов трудящихся, в то время как союз предпринимателей Франции (MEDEF) остался им довольным. Задачей правительства как раз и являлась «либерализация трудового законодательства», которая, по мнению министров, должна привести к убыстрению роста медленно выздоравливающей после кризиса французской экономики, что, в свою очередь, в отдаленном будущем должно привести к увеличению рабочих мест и снижению безработицы.

    То, что все без исключения профсоюзы назвали данный законопроект «историческим регрессом», можно было предугадать. Но правительство никак не ожидало столкнуться с сопротивлением этому законопроекту в рядах родной социалистической партии, а также в «стане левых» партий вообще. Это довольно редкий случай в истории Франции, когда правительство социалистов делает уступки предпринимателям, вызывая поддержку среди правых избирателей, и так резко настраивает против себя рабочие профсоюзы и все левое крыло политической жизни Франции.

    Уличная демонстрация профсоюзов в Нице, 31 марта 2016. REUTERS/Eric Gaillard

    Вскоре после публикации законопроекта в интернете появилась петиция под названием «Закон о труде: нет, спасибо!», которую подписали более миллиона человек. Президент страны Франсуа Олланд сделал заявление в СМИ о том, что «права французских работников никак не пострадают», но это не помогло.

    Профсоюзы начали угрожать массовыми забастовками, после чего 29 февраля (то есть через 12 дней после публикации) премьер-министр Манюэль Вальс объявил о том, что законопроект нуждается в доработке и его голосование в парламенте будет отложено.

    Пока продолжались трехсторонние переговоры между правительством, союзом предпринимателей и профсоюзами трудящихся, во Франции 9 марта прошла против принятия закона о труде. Она собрала, по самым скромным подсчетам, более двухсот тысяч человек. И уже 14 марта правительство публикует новый, доработанный текст закона о труде, частично удовлетворивший профсоюзы, но вызывавший возмущение работодателей.

    24 марта в Париже прошла , в которой приняла участие в основном молодежь. Именно студенты и школьники считают, что законопроект ничего не даст им в плане получения работы, однако значительно сократит их права в случае, если работу им все-таки удастся найти. Сегодня по всей Франции проходят более против реформы Трудового кодекса. В таких городах, как Ренн и Нант, начались столкновения манифестантов с полицией. А в южном Марселе в ходе таких столкновения даже было ранено трое полицейских.

    Между уступками и упрямством

    Протестующие на улицах Парижа, 31 марта 2016. REUTERS/Charles Platiau

    Тем не менее правительство все-же пошло на какие-то уступки. Прежде всего, мера, вызывавшая наибольшее возмущение профсоюзов, - это ограничение компенсационных выплат работнику в случае его увольнения. Согласно первой версии законопроекта, максимальная компенсация составляла сумму в 15 зарплат, но только в том случае, если стаж работы на предприятии более 20 лет. Это случается довольно редко, и молодым работникам законопроект обещал довольно маленькие компенсации. Данное положение отменили, предложив взамен примерную шкалу выплат, совсем не обязательной для применения, но рекомендательной. Отменило правительство и меру, позволяющую работодателю увеличивать продолжительность работы для несовершеннолетних. Сейчас молодые, проходящие стаж на предприятии работники, максимально могут находиться на рабочем посту 10 часов подряд, правительство же намеревалось увеличить его до 12.

    В тексте закона еще сохранились недоработанные положения, до сих пор вызывающие разногласия. Именно они могут привести либо к новым манифестациям, либо заставят правительство признать поражение и снять законопроект. Самый острый вопрос на сегодня - это так называемое массовое увольнение сотрудников предприятия по экономическим причинам. Проект закона предусматривает, что можно увольнять любого сотрудника безо всяких объяснений, если экономический оборот предприятия (это даже не доходы, а количество, например, заказов) снижается в течение одного года. Причем, доходность предприятия в целом не берется в расчет, а оценивается лишь эффективность французских филиалов.

    Как опасаются профсоюзы, на практике это будет означать, что какой-нибудь крупный концерн, имеющий дочерние предприятия за границей, в целом успешен, но желая увеличить доходы акционеров, он сможет беспрепятственно перевезти производство в страны с дешевой рабочей силой, оставив без работы французов. Ни о какой борьбе с безработицей, как мы видим, здесь речи не идет.

    На акции протеста в Париже 31 марта 2016. REUTERS/Stephane Mahe

    Что касается продления рабочего времени - рабочего дня и недели, то здесь также сохраняются разногласия между авторами законопроекта и профсоюзами. Текст проекта предполагает верховенство коллективного договора на предприятии над существующим во Франции законодательством. Другими словами, если во Франции законом установлена фиксированная рабочая неделя (это максимально 44 часа для некоторых профессий) и фиксированный рабочий день (максимальная рабочая смена в 10 часов), то предприятие, по своему усмотрению, может его увеличить до 12 часов в день и 46 часов в неделю соответственно. При этом, все отработанные сверхурочные уже не будут так хорошо оплачиваться, как раньше: вместо 25-процентной надбавки они будут оцениваться лишь на 10% дороже обычного рабочего времени.

    Последний успех или очередной провал

    Правительство Франции не намерено отказываться от реформы, которую премьер-министр Манюэль Вальс назвал «продуманной, смелой и необходимой». Законопроект должен поступить на рассмотрение нижней палаты парламента - Национального собрания - 3 мая. Пока же еще возможны его доработки.

    От принятия этого законопроекта зависит политическое будущее не только президента Олланда, но и премьер-министра Манюэля Вальса, которые, предположительно, выдвинут свою кандидатуру на президентских выборах 2017 года. За 4 года правления президенту пришлось отказаться от нескольких начатых им реформ. Согласно опросам общественного мнения, 70% французов высказываются против предлагаемой правительством реформы трудового законодательства.

    Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Женщины идут сквозь дым от слезоточивого газа в Париже

    Французское правительство и профсоюзы зашли в тупик в обсуждении нового трудового законодательства, поэтому для Парижа снова настало время протестов. В эти дни политика - главная тема разговоров в магазинах и за обедом, пишет корреспондент Би-би-си Джоанна Робертсон.

    У Жозиан Бертран маленький семейный бизнес: магазинчик мясной кулинарии, где продаются колбасы, свиные рульки, паштеты и студень из поросячьих пятачков.

    Как утверждает Жозиан, ее ветчина - лучшая в Париже, покупатели ежедневно выстраиваются к ней в длинную очередь.

    Несмотря на бесконечный дождь - среди прочих бед, сейчас во Франции еще и наводнения, у кулинарии собирается общительная толпа, в которой то и дело слышны оживленные разговоры о забастовках.

    Если верить редакционным статьям Le Monde, диалоги в очередях довольно точно отражают царящие в стране настроения. Мнения делятся примерно пополам - на тех, кто поддерживает новое трудовое законодательство, и тех, кто против него возражает.

    Филиппу 28 лет. У него есть то, что многие французы называют работой мечты. Он - чиновник местного совета, государственный служащий.

    На такой работе можно проработать всю жизнь: стабильная зарплата и четко оговоренные условия труда, строго нормированный рабочий день, хорошая пенсия, щедрый отпуск.

    Таким образом, многие молодые французы вовсе не мечтают изменить мир - создавать нечто новое, творить, исследовать. В условиях, когда индивидуальная трудовая деятельность сопряжена со множеством трудностей, а система налогообложения делает ее невыгодной, они мечтают о том, чтобы стать стабильными бюрократами.

    Правообладатель иллюстрации AP

    Филипп знает, что ему повезло, и он против любых перемен.

    "Я счастлив. Я знаю точно, чем я занимаюсь сейчас и чем буду заниматься через 40 лет с хорошей пенсией", - говорит он.

    Элеоноре слегка за 40, она учитель средней школы. У нее четверо детей, двое из них танцуют вокруг магазина, пока мама стоит в очереди.

    Учитель - тоже стабильная работа с щедрыми государственными гарантиями и компенсациями. Однако она всецело поддерживает перемены.

    "Это не может больше продолжаться. На каждого человека как я, есть двадцать или больше таких, у которых совсем нет надежды", - говорит Элеонора.

    Четверть французов младше 25, многие из которых имеют высокую квалификацию, - безработные.

    Многие из них - выходцы из иммигрантских семей, и это делает их шансы на трудоустройство еще более призрачными.

    На президентских выборах 2012 года эти люди голосовали за Франсуа Олланда, который обещал покончить с безработицей в стране.

    Правообладатель иллюстрации AFP

    Сегодня Олланд дает новые обещания, которые ставят под угрозу его дальнейшую политическую карьеру: он пойдет на перевыборы следующей весной только в том случае, если сумеет добиться сокращения безработицы. Довольно смелый шаг для президента, чьи действия одобряет лишь 14% населения страны, раздираемой трудовыми конфликтами.

    Реформа трудового законодательства Франции, основные пункты:

    • 35-часовая рабочая неделя остается, но в качестве среднего показателя.
    • Компании могут договариваться с местными профсоюзами о более короткой или более длинной рабочей неделе. Но она не должна быть больше 46 часов.
    • Компаниям предоставляются более широкие права снижать зарплату.
    • Закон смягчает условия увольнения работников, которые во Франции сильно зарегулированы.
    • Правительство надеется, что компании будут более охотно принимать на работу сотрудников, если они будут знать, что смогут их уволить в случае необходимости сокращения производства.
    • Работодателям дадут больше возможностей обсуждать с работниками их отпуска, в том числе отпуск по беременности и по случаю свадьбы, которые также жестко регулируются законом.

    __________________________________________________________________

    Вместе с премьер-министром страны Мануэлем Вальсом и главой федерации работодателей Medef Пьером Гаттасом Олланд выступает против объединенной мощи двух крупнейших в стране профсоюзов.

    Предлагаемый на рассмотрение законопроект содержит более 500 страниц. Он призван упростить и либерализовать действующий французский Трудовой кодекс, насчитывающий 3689 страниц, - лабиринт, полный ловушек для работодателей.

    Профсоюзы не хотят даже вести переговоры до тех пор, пока законопроект не будет отозван из парламента. Президент и его союзники отказываются внести в предложенный к обсуждению документ даже малейшие правки.

    "Это хороший закон, хороший для Франции", - говорит Олланд. Результат? Полный тупик, бесконечная забастовка.

    После часа дня на застекленной террасе популярного ресторана на бульваре Монпарнас все стихает. Дорожное движение останавливается, появляются кордоны спецназа, за ними следуют бронированные фургоны. Над головой слышится рокот вертолетов.

    Правообладатель иллюстрации EPA

    В отдалении с криками и ревом появляются демонстранты. Шум становится оглушительным. Спецназ занимает позиции. Официант Фредерик временно закрывает двери на замок, и обедающие на террасе оказываются заперты в некоего рода прозрачной гастрономической витрине, на фоне запеченной на гриле рыбы, бутылок вина и ассорти из десертов.

    Мимо по бульвару, заглядывая внутрь, проходят сотни участников протестов - кто-то марширует, кто-то фланирует, некоторые танцуют под музыку, рвущуюся из динамиков с сопровождающей демонстрантов платформы.

    Изнутри наружу глядят граждане, застигнутые за ланчем, отпускают комментарии по поводу демонстрантов. Те, в свою очередь, приветливо им машут. За трапезой поддерживается оживленная беседа: "Ну, вот опять...", "Как на этот раз все закончится?", а также самокритичные комментарии вроде "Любим же мы, французы, протестовать..."

    Наконец стихает музыка, последние митингующие удаляются прочь, оставляя за собой улицу, усыпанную мусором. Фредерик отпирает двери. Разговоры от политики возвращаются к темам личным.

    Аналогичные реформы трудового законодательства были проведены в Италии и Испании. Германия сделала это много лет назад, безработица там составляет 5% - чуть ли не вполовину меньше, чем во Франции, которая, по мнению некоторых аналитиков, остается "последним бастионом европейского социализма в духе XX века".

      Среднестатистического француза мёдом не корми, дай побастовать. Население 67 - ми миллионной страны, среди которой лишь только 1 200 000 человек являются миллионерами , относит себя по большей части к пролетариату.

      Да и о каких миллионерах во Франции может идти речь, если при оценке общего состояния учитывается стоимость жилья. А учитывая тот факт, что стоимость квадратного метра в Париже превышает 10 000 евро , то любая унаследовавшая пусть даже небольшую квартирку секретарша с зарплатой в полторы тысячи евро легко переходит в ранг миллионерш.

      Конечно же, всё в мире относительно. Но если вдруг тебе приспичило прикупить квартирку метров в девяносто и даже без вида на Сену, ежемесячная выплата по кредиту составит около 5000 евро в месяц . Откуда и возникает вопрос: относясь к богатой категории населения, ты действительно тот самый нелюбимый пролетариатом жующий рябчиков буржуй, или всё же человек без определённого места жительства?

      Ибо своё личное жильё в Париже тебе явно не светит, если о нём не позаботились предыдущие поколения. Медленно, но верно вкладывая деньги в недвижимость, которая подскочила в цене как минимум в два раза только лишь за последние 10-15 лет.

      Да и не факт, что ты снимешь какую-нибудь «трёшку», площадью в 40 квадратных метров. Потому как даже имея зарплату уровня тех самых буржуев, необходимо ещё иметь всякие там поручительства от состоятельных членов семьи.

      Но, как и полагается хозяевам страны, среднестатистические французы смело продолжают пользоваться благами, созданными предыдущими поколениями, и маршируют с плохо скрытым энтузиазмом на традиционную сезонную тусовку в честь очередного недовольства правительством.

      Надо заметить, что по форме организации эти акции якобы недовольства всё больше и больше напоминают массовые гуляния. С песнями, барбекю и весёлыми размахиваниями французским флагом.

      Поджигание машин и разбитые витрины к этим мероприятиям никакого отношения не имеют, ибо санкционированы соседями нашими меньшими из ближайших пригородов, которые, сидя на шее у государства, чаще всего не имеют причин для недовольства, но тоже хотят массовых празднеств.

      Ну а что касается трудового населения страны, среди которого в государственном секторе занято 22%, то они не могут не воспользоваться этой прекрасной возможностью массового тимбилдинга. Тем более, что зарплата при этом чаще всего у них сохраняется.

      Коллеги из частного сектора могут лишь только тихо завидовать. Синдикаты синдикатами, а будешь бастовать, не видать ни премии, ни продвижения в рамках компании. Посему в случае крайней невозможности дотерпеть до очередного отпуска, можно взять оплачиваемый больничный. И тем самым поиметь себе внеочередной отпуск размером в 19 дней, согласно средней по стране статистике отсутствия по болезни.

      А если к этим девятнадцати добавить ещё 25 рабочих законных отпускных дней, да плюс 10 дней за переработку?

      В общем, каждый выживает как может. Ну или пока госказна тянет, безнадёжно поскрипывая уже здорово проржавевшим механизмом.

      Ну а что касается французских бастующих, то хотя они и относят себя к пролетариату, о благах своего ближнего трудящегося не задумываются совершенно. И также как и местные самоубийцы, бросающиеся под колёса проходящего метро, останавливая тем самым движение на несколько часов, точно так же и митингующие получают особенное удовольствие в выведении страны из привычного ритма в какой-нибудь час пик или во время очередных каникул.

      Ведь ни для кого не секрет, и уж совсем не сюрприз, что местные железные дороги и печально известная своими забастовками авиакомпания AirFrance, не пропускают ни один отпускной сезон, чтобы не потребовать от государства очередных благ ну или хотя бы сохранения старых. Ведь даже если давным-давно не колесят по стране паровозы на угле, то ту самую надбавку за вредность от работы с углём железнодорожники требует по сей день.

      Вот и на сей раз рискнул Макрон поднять стоимость бензина на 3 сантима, и понеслось.

      При том, что среднестатистической годовой бюджет французской семьи на бензин составляет около 1760 евро в год, являясь второй статьёй расходов после оплаты жилья, нетрудно посчитать, что в месяц они потратят на бензин всего лишь на три с половиной евро больше. Для сравнения, пачка сигарет стоит 8 евро.

      Вот это возникает вопрос, а действительно ли эти три несчастные евро делают бюджетную погоду французской семье? Или же это повод отвлечь нацию от более масштабных вопросов, о которых уже давно пора задуматься на уровне государства?