• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Разнообразие местной фауны многих приведет в восторг

    Пэйган Мин собственной персоной. Только что заколол одного из своих подопечных обычной ручкой

    Название игры: Far Cry 4
    Жанр: экшн, шутер
    Язык: русский
    Разработчик: Ubisoft
    Издатель: Ubisoft
    Похожие игры: Far Cry 3, Grand Theft Auto V
    Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3, Xbox One, PlayStation 4
    Дата выхода в России: 18 ноября 2014 года
    Возрастное ограничение: 18+
    Официальный сайт: http://far-cry.ubi.com/ru-ru/home/index.aspx

    Сериал Far Cry впервые рискнул сменить антураж: на смену традиционным тропикам приходит горное государство Кират, очевидно вдохновленное Непалом. Если по размерам территория сравнима с островом из прошлой части, то в вопросах ландшафта она ушла далеко вперед: будут тут и леса, и плато, и заснеженные горные пики (вот вам и Skyrim c пушками!). Главный герой игры, Аджай Гейл, прибывает в Гималаи, чтобы упокоить прах родной матери, но оказывается стремительно втянут в гражданскую войну между повстанческим движением «Золотой путь» и здешним эпатажным диктатором Пэйган Мином. Завязка игры проходит крайне стремительно, и уже через полчаса игры сценаристы быстро кидают пистолет в руки главному герою - мол, повод обозначен, теперь только вперед. Стреляй, выживай и исследуй.

    Кират - пожалуй, самый выигрышный сеттинг, в котором можно представить себе сериал. Разработчики рассказывали, что у них было несколько наработок относительно нового места действия (включая Россию после Великой Отечественной войны!), но выбор был осознанно сделан в пользу горного государства с непередаваемым восточным колоритом. Сложно их в этом обвинить: Far Cry 4 очень бережно относится ко всем особенностям своего антуража, сплетая их в единую освежающую, но в целом знакомую атмосферу. Хорошая работа проведена и над новыми персонажами: Пэйган Мин получился едва ли не колоритней всеобщего любимчика Вааса, а его манеры и умение распушить перья всегда приводят в сладостный восторг. Аджай, в свою очередь, куда менее напорист, чем Джейсон из третьей части, но и не так молчалив, как Гордон Фримен. Сделано это сознательно: акцент сделан на других героев и красоты окружающей местности, что в данном случае стопроцентно оправдано.

    Приятно, что не позабыт и легкий налет дерзости и молодцеватости, который был столь к лицу и предыдущему выпуску: Мин фамильярно делает «селфи» с главным героем уже на второй минуте игры, повстанцы не прочь вставить в свою речь крепкое словечко, а человеческое тело здесь иногда показывают чуть более откровенно, чем принято. У новой игры Ubisoft определенно есть та самая изюминка, которая отличает ее от конкурентов.

    Редкие миссии в Шангри-Ла отличаются не только стилем игры, но и цветовой палитрой. Красотища!

    Есть в игре и носороги. Оседлать их, правда, не выйдет

    Основная кампания растянулась на 32 миссии, но идти строго по сюжету было бы весьма спорным решением. Вокруг можно обнаружить столько потрясающих занятий, что глаза разбегаются: казалось бы, двадцать минут назад ты отправился на выполнение основного задания, но вот вместо этого почему-то лезешь на вышку, увлекаешься охотой на диких животных или в щепки разносишь вражеский сторожевой пост. К слову, захват ключевых точек стал куда сложнее: свое дело сыграл не только улучшенный интеллект противников, но и куда более продвинутая планировка.

    К счастью, игрока тоже без козыря в рукаве не оставили: не можете справиться с трудностями - смело седлайте боевого слона! Если эта особенность до сих пор вызывает у вас желание посмеяться в кулак, то время пересмотреть свои взгляды: в Кирате слоны меняют многое. Вы не только можете ворваться на территорию врага сидя на его могучей спине, но и использовать животное в качестве отвлечения, пока сами втихую расправляетесь с недругами.

    Одна незначительная деталь открывает простор для новых тактик, но на самом деле таких штрихов тут много: начиная от летательных костюмов и альпинистских кошек и заканчивая сюжетными развилками с разными заданиями для враждующих фракций. Если помножить это на количество побочных заданий и развлечений, то вырисовывается приключение едва ли не на сотни часов, в котором никогда не будет скучно.

    Каким бы прекрасным ни был здешний открытый мир, Far Cry 4 - в первую очередь шутер, и без выверенной механики перестрелок общая картина была бы грустной. К счастью, нажимать на курок не устаешь и после десяти часов игры: самых разных пушек (пусть и не особо оригинальных) тут предостаточно, вес оружия хорошо ощущается в руках, а недостатка в противниках не наблюдается никогда. Похвально и то, что разработчики постоянно пытаются разнообразить процесс, предлагая пострелять за рулем автомобиля или в воздухе, а во время отдельных миссий в Шангри-Ла и вовсе вооружиться лишь мечом и луком, чтобы почувствовать себя могучим воином древности. Никуда не делись и элементы RPG, которые позволяют прокачивать как оружие, так и главного персонажа, преображая его из обычного паренька в некое подобие знаменитого Рэмбо. В игре представлены две глобальные ветки развития навыков, практически напрямую взятые из Far Cry 3: можно придерживаться пути тигра или слона, выбрав в качестве основного стиля игры защиту или атаку соответственно. Некоторые умения выглядят лишними, но бесшумные убийства или ускоренная регенерация придутся как нельзя кстати в скалистых горных районах - куда более сложных для выживания, чем плоские островные пространства. Особо стоит отметить приятную добавку в виде системы кармы, позволяющей получать сниженные цены или боевую поддержку от местных жителей, если вы не откажетесь протянуть им руку помощи в трудный момент.

    Повстанцы запрыгнули на снегоходы и думают, что застали нас врасплох. Как бы не так!

    Кират выглядит невероятно эффектно, причем даже на приставках прошлого поколения

    Одиночная кампания получилась настолько хороша, разнообразна и продолжительна, что сама по себе оправдывает наклеенный на игру ценник. Но это еще не все, что может предложить Far Cry 4: нашлось здесь место и многопользовательскому режиму.

    Соревновательный аспект мультиплеера выполнен довольно безыдейно: он предлагает столкновения пять-на-пять на примитивных аренах. Враждующих группировок две, и каждая сторона предлагает особенный список умений: одни бойцы больше налегают на грубую силу, другие - на тактику. Помериться силами можно в рамках трех хорошо знакомых режимов: захват флага, взятие базы или лобовая атака. Если режим для одного игрока почти в каждом своем аспекте пытается быть оригинальным, то мультиплеер постигла обратная участь: мы уже видели все это раньше, причем реализованным в куда лучшем виде.

    В этом плане кооператив выглядит куда привлекательнее и интереснее. Если вы подключены к интернету во время игры, то в любой момент к вам может присоединиться напарник из числа ваших друзей или просто случайных игроков. На деле изучать Кират вместе оказывается едва ли не веселее, чем в одиночку, но и тут затаился небольшой подвох: прохождение основных миссий все же оказывается привилегией для одного игрока. Подобное решение приводит к рваному темпу игры и заставляет намеренно отказываться от продвижения по сюжету в пользу совместных путешествий, что, несомненно, удручает.

    Скажем честно – грандиозные речи касательно Far Cry 4 нас совсем не впечатляли. Главным образом потому, что под цветастой шелухой не обнаруживалось ничего такого, чего мы не видели бы два года назад на тропических просторах Рук Айленда. Знакомая схема с некоторыми поправками выдавалась за новую игру – очень даже в стиле современной Ubisoft. На деле все так и вышло: там подкрутили, тут добавили, здесь заштопали, но заново делать не стали. И сработало ведь, гады.

    Существенным отличием стал – внезапно – сюжет. Far Cry 3 можно было бесконечно упрекать за пошлую и невыразительную байку острова пиратов-наркоманов и обилие бессмысленной жестокости. В новой игре сценарий, к превеликому счастью, получился заметно более выпуклым и внятным.

    Кират - вымышленная страна, затерявшаяся где-то в Гималаях. Наш протагонист, Аджай Гейл, возвращается на историческую родину, дабы развеять там прах почившей матери. Его планы на вечер, однако, рушит гражданская война, бушующая в регионе: кровавому режиму самозванца Пэйгана Мина открыто противостоит группа мятежников, быстро опознающая в приезжем потомка своего великого лидера. Пользуясь случаем и пафосными лозунгами, они вовлекают Аджая в борьбу за правое дело, а тому и деваться некуда – сам себе король, похоже, и без того точит зуб на сына давнего врага.

    Впрочем, обманываться не нужно. Сюжетная линия хоть и стала стройней, но на лишнюю глубину не замахивается. Благодаря этому серьезные морды повстанцев легко уживаются с наркотическим угаром, тоннами черного юмора и персонажами вроде чудаковатого диджея на радио. Да и в сути своей любые завихрения истории существуют скорее для оправдания геймдизайнерских находок. Думаете, раскол в рядах бунтовщиков поднимает сильную тему конфликта традиций и новаторства? Больше похоже на повод для нелинейности, чтобы можно было поддержать план одного соратника - и потом выслушать от другого, какой ты дурак.

    Но не кампанией единой. Как и раньше, Far Cry 4 предлагает великое множество занятий в открытом мире. На сопротивление можно плюнуть хоть в самом начале игры, отправившись, скажем, охотиться на носорогов, покорять фирменные юбисофтовские вышки, исполнять опасные трюки для местной киностудии – или просто разглядывать культурные достопримечательности. Карта прямо-таки усыпана миссиями всех сортов, а на пути то и дело возникают случайные события, так что на плотность действа жаловаться не приходится.

    За дополнительные задания берешься с былым рвением – спасибо стоит сказать новым геймплейным фишкам. Мелочей завезли достаточно, чтобы игра радовала разнообразием и вседозволенностью. Неприступные аванпосты можно штурмовать с воздуха на гирокоптере, отвесные скалы покорять с помощью крюка-кошки, а от назойливых преследователей – отстреливаться прямо из салона машины. Применение новшествам находится сразу, и уже не особо представляешь, как можно было играть в Far Cry 3 без возможности покататься на слоне или воспарить в вингсьюте.

    Приятно и то, что искусственный интеллект стал, кхм, умнее. Нет, враги все еще увлеченно раскатывают друг друга по асфальту и могут не заметить ползущего в полуметре героя, но чаще ведут себя осмысленно, подстегивая интерес к перестрелкам и стелс-этапам в равной степени.

    Совет для экстремалов: попробуйте отключить в игре интерфейс. Совсем. Без карты и индикатора здоровья поначалу непривычно, но поверьте, погружение и челлендж - на пределе.

    Смена сеттинга тоже пошла игре на пользу. Предыдущая часть силилась показать заезженные тропики с необычной стороны, но от тривиальности декораций не избавилась. Кират – полная противоположность. Уникальный непало-тибетский колорит местности смешивается со свойственной серии иронией и выливается в бесноватый коктейль из индийских ремиксов и заминированных обезьян. Часто вы такое встречаете?

    Вдобавок ко всему, техническое исполнение у Far Cry 4 просто замечательное. Мало того что выглядят необъятные гималайские пейзажи безукоризненно, так еще и оптимизация выше всяких похвал. Когда система, едва подходящая под официальный минимум, справляется с максимальными настройками и честным 1080p, невольно вспоминаешь многострадальную Assassin’s Creed: Unity от тех же разработчиков. Вот уж где контраст стабильности и производительности.

    Дела сетевые

    Как и все наработки FC3, мультиплеер также подвергся совершенствованию. Соревновательный режим, в общем-то, по-прежнему существует только для тех, кому мало одиночной игры – зато кооператив довели до должного уровня. Рубленые миссии ушли в прошлое, уступив место полноценной «песочнице» для двоих: в любой момент вашу версию Кирата может посетить друг, с которым зачистка аванпостов станет легче, а исследование мира – веселее. Жаль, по сюжету в совместном режиме пробежаться не дают, но и этого вполне хватает.

    Так или иначе, не поругать якобы новый проект за вторичность нельзя. Даже в беспрерывном веселье подмечаешь, что формула не поменялась ни на йоту. Речь не столько о преемственности в рамках франчайза, сколько об играх Ubisoft вообще – искать в каждой игре очередную травинку для очередного апгрейда и лазать по окрестным точкам обзора, конечно, забавно, но уже начинает приедаться. Пора бы уже студии шагать вперед.

    Кроме того, новоявленный злодей с обложки – сплошное разочарование. Пресловутый Ваас, помнится, являл собой образ противоречивый, зато яркий. А вот Пэйгану Мину огонька не хватает, как бы он ни старался. Некоторые его пособники вызывают даже больший интерес, а жестокий диктатор – есть он, и ладно. Да и сценарий не особо часто вытаскивает его из-за кулис, чтобы сильно не отсвечивал.

    Сумеет затмить эти прискорбные обстоятельства. Так и случилось – продолжение полюбившейся многим серии шутеров вышло настолько ярким и сочным, что запросто послужит индульгенцией всех французских грехов.

    Как хорошо известно всем, кроме тех, кому это не известно, действие новой главы Дальнего Вопля переносит игрока в Кират. Авторы не скрывают, что одним из рассматриваемых сеттингов для четвертой части была Россия-матушка, но, видимо, страна медведей оказалась слишком безумной для протекания в ней игрового действа. Да и с ее верховным правителем никто не даст расправиться, а здесь на, пожалуйста: Пэйган Мин, тиран и самодур, свергнувший власть во время гражданской войны и безнаказанно восседающий на троне. Но это не на долго, ведь с туристическим визитом в Кират наведался Аджай Гейл, отпрыск лидеров Золотого Пути. Так называют себя партизанские клочки сопротивления Пэйгану, которые, понятное дело, без нашей помощи и палец о палец не ударят ради победы в войне.

    Все то же, только лучше. Far Cry 4 – по-настоящему безбашенная игра. Не в том смысле, конечно, что здесь нет вышек, на которые нужно лезть с тем, чтобы их активировать. Уж если в гоночную аркаду Ubisoft пихает свои любимые башни, то что уж говорить о флагманском шутере с открытым миром. Благо, что среди новых средств транспорта значится геликоптер – с ним можно залететь сразу на вершину колокольни и активировать ее без увлекательного сеанса альпинизма. Прежде, чем говорить о букете нововведений, давайте условимся: скелет игры точно такой же, как и в , так что лишний раз обсуждать механику мы не будем, сконцентрировав внимание на приятных отличиях или еще более приятных сходствах.

    Итак, размер мира не изменился, он по-прежнему огромный. Возросла плотность событий – разнообразных заданий на манер освобождения заложников, гонок и добыче провианта для голодающих повстанцев стало больше. Плюс генерация случайных событий: то эскорт аннигилировать, то перехватить грузовик с ценным грузом, то отбить атаку прислужников Пэйгана. В общем, чтобы прокладывать себе путь по сюжету, нужно старательно отмахиваться от всевозможных второстепенных заданий. За их выполнение дают не только ценные очки опыта для прокачивания навыков, но и повышают показатель кармы. Чем он выше – тем больше помощников Золотого Пути можно вызвать себе на помощь в трудную минуту.

    По горам, по долам, ходит шуба да Пэйган. В качестве компаньона может выступать и старый знакомый Хёрк из Far Cry 3 , превращая Far Cry 4 в практически полноценный кооперативный шутер. Задания сюжетной кампании вместе выполнять никто не даст, зато вагон и маленькую тележку второстепенных миссий – ради бога. Дело это крайне увлекательное в тактическом плане: схемы выполнения заданий разыгрываются самые интересные, вроде прикрытия друга огнем из снайперской винтовки, пока он разносит аванпост из дробовика, или совместная зачистка территории из лука. Одно досадно, что и на максимальной сложности играть вдвоем очень легко, и даже добавленные в игру супераванпосты, именуемые крепостями, не бросают вызов чете опытных стрелков.


    Горец нашего времени.

    Вопреки опасениям, исследование гористой местности не стало сложнее островной. Спасибо не только уже упомянутому гирокоптеру, но и костюму-крылу, крюку-кошке, а также полному отсутствию проблем виртуальных гор, при которых герой не может пробраться на возвышающуюся поверхность, застревает в полигонах или убивается насмерть при попытке спрыгнуть. Со всех наклонов здесь можно спокойно скатиться. Среди новых видов транспорта имеется даже слон, верхом на котором любой желающий с легкостью уничтожит все живое на своем пути. Кроме атак хоботом и удара с разгона, во время пилотирования животного разрешен огонь из любого оружия, так что мало вообще не покажется. А вот при вождении автомобиля разрешили стрелять лишь из одноручных стволов, что полностью компенсируется наличием в Far Cry 4 гранатомета для одной правой. Интегрирована система GPS, добавлена функция автовождения по заданному маршруту, чтобы серою лентою вьющаяся дорога не отвлекала от раздачи врагам талончиков на посещение преисподней вне очереди.


    В качестве мультиплеера в Far Cry 4 присутствуют три режима: «Аванпост», «Пропаганда» и «Маска Демона». Каждый из них представляет вариацию на вражду демонов ракшасов и воинов Золотого Пути. У первых на вооружении луки и животные в качестве компаньонов, у вторых – автоматы и джипы. На словах – полный дисбаланс, на деле так и есть. Вот только посреди каждой партии игроки меняются местами, что полностью нивелирует ропот по части неравных сил. Увлекательностью и разнообразием, как бы то ни было, онлайн сражения не блещут. Так что, либо посвятить им пару вечеров и забыть, либо придумать свой онлайн, с наркотиками и демонами. Редактор карт авторы любезно предоставили.

    Добавлена арена испытаний, задания уводят игрока с Кирата в Гималаи и Шангри-Ла, сюжетная кампания предлагает зачатки нелинейного прохождения, а под занавес – три варианта концовки, не считая бонусных. Far Cry 4 выглядит не в пример красивее своих предшественников, а ее самобытная безумная логика не вызывает сомнений. По части повествования никаких проседаний или изобилия ненужных сцен, как это было после смерти Вааса в Far Cry 3 . Да и вообще, четвертой части удалось превзойти свою предшественницу по всем пунктам, подарив нам яркий динамичный геймплей с опьяняющей свободой действий. Far Cry 4 – если не лучшая игра уходящего года, то лучший шутер однозначно.



    Бродить по карте и уничтожать аванпосты отныне можно и в компании друга. Но сюжетные миссии вместе проходить нельзя. А вот если соберетесь штурмовать крепость, без помощи никак — в одиночку с таким заданием справиться почти невозможно.

    Блудный сын

    Сюжетные миссии мало отличаются от того, чем мы занимаемся в открытом мире. Нас просто отправляют штурмовать очередной аванпост либо вражескую базу или защищать что-нибудь важное. До насыщенных постановочных сцен игра снисходит редко, и этого ей как раз не хватает.

    И сама история получилась сумбурной. Вот Аджай Гейл, наш герой, прибывает в Кират, чтобы выполнить последнюю волю матери. Вот он узнает, что его отец был лидером революционного движения «Золотой путь», воюющего с тираном Пэйганом Мином. А вот он уже и сам дает прикурить королевским войскам. Все это происходит в одной 15-минутной скриптовой сцене, и дальше сюжет подается куда реже и не так густо.



    Пэйган действует как типичный тиран: казнит несогласных, похищает и пытает людей, промывает населению мозги повсеместной пропагандой. Но на фоне прочих обитателей Кирата все равно выглядит самым адекватным.

    Интересные сюжетные сцены и повороты размазаны по двадцатичасовой кампании тонким слоем. Внимательно прислушиваясь к репликам, собирая тайные записки и страницы дневника отца Аджая, можно попытаться открыть у истории второе дно. Но — не очень хочется. Стимула нет ни у нас, ни у героя. Аджай просто делает все, что ему скажут, и не задает лишних вопросов.

    Пару раз перед ним встает дилемма в духе «казнить нельзя помиловать». Но серьезно воспринимать этот выбор, глядя на мир глазами человека, который за последние десять часов лично перестрелял миллиард солдат, катаясь на игрушечном вертолетике, никак не получается. Освободить негодяя или пустить ему пулю в лоб — тут хоть монетку кидай. Сюжетная роль «жертв» обычно занимает пару минут экранного времени — откуда тут взяться сопереживанию?

    Но главный грех сценаристов, пожалуй, в том, что обаятельного негодяя Пэйгана Мина задвинули на второй план. В кадре он почти не появляется, с героем общается по радиосвязи. А ведь получился он едва ли не лучше, чем психопат Ваас из . Это сложный и неоднозначный герой, что проявляется и в его отношении к Гейлу: желание придушить молодого человека у него перемежается с едва ли не отеческими чувствами. Тем обиднее, что его роль в сюжете едва заметна.

    * * *

    В конце концов все сведется к выбору между двумя лидерами, борющимися за власть в «Золотом пути». Один радеет за древние традиции и уничтожение киратской наркоимперии Мина, другая же считает, что без наркоденег у страны будущего нет и все опиумные плантации нужно сохранить. Оба в итоге проявляют себя подонками, но у обоих есть вполне убедительные основания.

    И в этом проявляется странный дуализм Far Cry 4 . Вы только что знатно оторвались в ее безумной песочнице: постреляли из всех мыслимых пушек, попрыгали с гор, покатались на слонах и теперь топаете на выход с тюком сахарной ваты в руках и широкой улыбкой на лице. И тут вас тычут носом в последствия.

    Автобусная экскурсия по гималайской глуши натыкается на блокпост, где стоят люди с автоматами и неограниченными полномочиями. Проверка документов, ясное дело, заканчивается пальбой по всему живому и взрывом автобуса. На огонек прилетает мужчина в малиновом костюме и с прической, которая одинаково подошла бы и парижскому сутенеру, и Кортни Лав. Эффектного блондина зовут Паган Мин, он — кровавый диктатор вымышленной страны Кират, куда главный герой Far Cry 4 Аджай Гейл прибыл с прахом своей матери. Упокоиться на родине — таким было ее предсмертное желание. Вроде как.

    В мире животных

    Системные требования

    Win 7 64

    Core i5-750 2.66GHz/Phenom II X4 955

    GeForce GTX 460/Radeon HD 5850

    4 GB RAM

    30 GB HDD

    Рекомендуемые требования

    Win 7 64

    Core i5-2500S 2.7GHz/FX-8350

    GeForce GTX 680/Radeon R9 290X

    8 GB RAM

    30 GB HDD

    Аджай — не просто хороший сын, чтящий последнюю волю мамы. Он еще и прямой потомок погибшего лидера революционной организации «Золотой путь», которая годами борется с режимом Пагана Мина. Ситуация осложняется тем, что у диктатора в свое время были отношения с матерью Аджая — именно поэтому Мин лично приветствует героя на своей земле и даже делает с ним сэлфи на фоне дымящихся покрышек и пригорающих трупов. Хипстерские повадки не мешают диктатору принимать жесткие кадровые решения: вот начальник блокпоста насмерть уволен за то, что переусердствовал в проверке документов. «Черт, теперь у меня кровь на ботинках», — досадует Мин, сгребая героя в свои объятья.

    Far Cry 4 — это большая сказка о прелестях партизанской войны. Однако она может почти всерьез закончиться уже минуте на пятнадцатой: попробуйте никуда не уходить с праздничного пира, что закатил в вашу честь Паган Мин, и вас вознаградят секретной концовкой. Тех же, кто не любит душные церемонии, снаружи ждет сногсшибательно красивая природа и табуны всевозможной живности (которую, конечно, полагается пустить на кошельки и сумки). Разнообразие пейзажей ошеломляет. Только что ты скользил по реке вместе с лучами солнца и прятался за тяжелыми зелеными ветвями от подручных Мина, а вот уже ты поднимаешься в горы и встречаешь новых друзей из «Золотого пути», но вашему знакомству мешает ревущая снежная лавина…

    Фундаментально Far Cry 4 ничем не отличается от — сюжетные миссии, как и прежде, разбавляются многочисленными побочными квестами, захват радиовышек проясняет новые участки карты, а зачистка блокпостов открывает новые задания и точки для быстрого перемещения. Однако доступная карта стала больше, плотность событий «на обочине» — выше. Отправляясь за сюжетным квестом, ты всякий раз даешь себе слово, что поедешь ровно до нужной точки, никуда не сворачивая. Но в Кирате нет прямых путей: тут словно весь мир только того и хочет, чтобы ты сошел с сюжетных рельс и убежал, к примеру, на охоту в горы или занялся перехватом грузовика с боеприпасами, который громыхнул по встречной. Сперва нужно догнать грузовик, расстрелять водителя из, скажем, сигнальной ракетницы (стрелять теперь можно прямо во время езды), а после усесться за руль и доехать до ближайшей базы «Золотого пути». Звучит просто, но лишь до того момента, пока на дорогу не выскочит носорог и не пойдет на твой драгоценный грузовик в лобовую.

    Игра наверняка

    Разменяв тропики на Гималаи, Far Cry не превратилась в тяжеловесную RPG — в охваченном революцией государстве нет места компромиссам и дипломатии, а сюжетная развилка влияет лишь на то, какой будет следующая миссия. Расстановка сил неизменна до самого финала, о глобальных последствиях наших действий для Кирата задумываться не приходится. Да и какие могут быть последствия у гражданской войны, кроме разочарования и катастрофы?

    Far Cry 4 — всего лишь великолепный шутер-песочница, который аккуратно и грамотно развивает идеи предшественницы. Никаких экспериментов — это игра наверняка. Вдумчивая работа с деталями, огранка старых элементов и деликатное внедрение новых. Это заметно и по удобным мелочам — вроде того, как убитые тобой животные отмечаются на радаре, — и по новинкам вроде вражеских охотников, которые мало того что бьют из лука почти наповал, так еще и натравливают на Аджая зубастых хищников.

    Ubisoft не стала покорять новые горизонты, прикинув, видимо, что освоение старых еще себя не исчерпало. В серии Far Cry давно работает то, что по-прежнему редко встретишь в других крупнобюджетных шутерах — вариативность. У конкурентов нельзя «сойти на обочину» — в одиночных кампаниях они по-прежнему предлагают игроку строго заданную последовательность эффектных сцен. А здесь ты при первой же возможности срываешься с сюжетной цепи и устраиваешь такой пикник на обочине, что обиженным не уходит никто: юным ниндзя достаются метательные ножи, диванным рэмбо — пулемет и взрывчатка, неторопливым снайперам — винтовка Драгунова. Любители театральных эффектов запустят в воздух огненные стрелы, а фанаты дикой природы подбросят врагам наживку и будут, хихикая, наблюдать за тем, как на запах сырого мяса примчится медведь и разорвет всех в клочья.

    Одна тактика не исключает другую — они органично сплетаются, порой прямо во время боя, и в этом Far Cry 4 нет равных. Нажав на спусковой крючок, ты всякий раз запускаешь целую цепь событий с труднопредсказуемым финалом. Достаточно одного неосторожного движения с коктейлем Молотова — и вот уже ты, охваченный языками пламени, прыгаешь с обрыва навстречу спасительной воде. Где тебя ждут плотоядные рыбы.

    Ход слоном

    Согласно современной моде, каждое движение игрока как-нибудь вознаграждается — становится трудно поверить, что ты в нищей стране, когда спустя пару часов приключений деньги уже не помещаются в кошельке. Правда, деньги — не единственная валюта в Кирате. Помогая своим союзникам в спонтанным стычках с врагами и освобождая заложников, мы зарабатываем очки кармы, без которых Аджаю не прокачать некоторые умения. Самый главный скилл, впрочем, доступен почти сразу — героя можно подружить со слоном, чей могучий хобот так ловко бьет недругов оземь и отшвыривает автомобили!

    Пока мы куражимся с многотонным союзником на очередном блокпосте, Паган Мин поет Аджаю серенады по рации и делится сокровенными фантазиями. Как, например, однажды в Кират заглянут Дэвид Бэкхем и Канье Уэст — к нему, Мину, на поклон, конечно. Диктатор — личность и впрямь незаурядная, но Ubisoft почему-то держит самого яркого персонажа игры преимущественно за кадром. Вообще, вместо охваченного огнем и страданием государства у авторов получился воздушно-сказочный мир, где кровавый диктатор — всего лишь способ развлечь игрока. Даже сцену пытки здесь превращают в комический скетч: у палача звонит мобильный, и он мило сообщает жене, что задерживается на работе с упрямым клиентом. Как дети, люблю-целую, увидимся дома.

    Чтобы получить максимальное удовольствие от игры, желательно не обращать внимания на попытки Far Cry 4 быть чем-то большим, чем просто захватывающим аттракционом в умопомрачительных декорациях. Лучше сосредоточиться на сиюминутных вопросах: к примеру, удастся ли незаметно подкрасться к носорогу, прилепить к его заднице мину, а потом натравить его на вражеский блокпост и взорвать в тот момент, когда он будет крушить врагов внутри? Far Cry 4 не ограничивает нас в выборе средств, и за это ей хочется простить все — и рыхлый сюжет, и повторяющиеся придорожные сценки, и проблемы с управлением некоторых видов транспорта, и печальную закадровую судьбу Пагана Мина.

    ***

    Да, рецепт Far Cry 4 незатейлив — это та же , только выше, быстрее, сильнее и безумнее. Ubisoft бросает нас наедине со странным миром, где, погнавшись за разноцветной курицей, можно утопить свой джип в реке, а выбравшись на берег, отхватить от носорога. После чего в психоделическом трипе нас приглашают посетить мифическую страну Шангри-ла — охотиться на демонов и дрессировать магического тигра. Было бы бессовестно требовать от Far Cry 4 большего, чем она и так дает — на каждом шагу, за каждым поворотом. Лично для меня решающим аргументом стал кооперативный режим, в котором товарищ может запросто ворваться к тебе в игру и помочь огнем и мечом. Что может быть лучше слона, марширующего к укрепленной крепости? Только когда таких слонов — два.