• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В отличие от подавляющего большинства компьютерных игр все три шедевра в серии «Цивилизация» отличаются уникальной способностью провоцировать творческую активность и созидательное начало в душе геймера.

    «Цивилизация » – это игровая энциклопедия исторически узнаваемых образов.
    Если короче, хрестоматия узнавания. Графическое исполнение юнитов гарантирует, что игрок-пацифист никогда не спутает танк с мотопехотой, а многопушечный линкор с броненосцем. Ближе к современной эпохе детализация боевых юнитов становится пугающе реальной. Мотопехотная единица водит башней в поисках потенциальной мишени. Мелкое трясение современной бронетехники вызывает чувство уважение к внутренней мощи стального гиганта. После залпа с одного из бортов линкоры так покачиваются, что чувствуешь приступ морской болезни.
    Если высказаться внятнее, «Цивилизация» – это энциклопедия удивления.

    Не знаю как со всем миром, а в России и в СНГ «Цивилизация» распространялась одновременно с модой на альтернативную историю. Японцы захватили Рим? Копьеносец одолел подбитый танк? Висячие сады построены ацтеками? Для нормального человека эти тезисы будут восприниматься полным бредом, но кто сказал, что мы – армия фанатов программиста Сида Мейера – нормальные люди? Простите, но для нас теория академика Фоменко недостаточно смелое опровержение официальных учебников истории!

    В Civilization-3 искусственный интеллект проявляется не только в равной способности компьютера противостоять по всем линиям цивилизационного развития. Прежде всего, в безупречно сконструированной системе дипломатических контактов. Конечно, компьютер обладает идеальной памятью. Поэтому, если рассчитываете на дипломатическую победу, с самого начала игры никого не обманывайте, соблюдайте букву договора. Минус этого поведения состоит в том, что приходится ждать пока тебе объявят войну. Но зато никто никогда не упрекнет вас в ошибке. И место председателя ООН вам почти обещано. Лучшие примеры противостояния геймера с искусственным интеллектом: допустим, ваша страна делит континент на две части, тогда воины одного государства всегда будут стремиться пройти через ваши земли, чтобы осадить чужой город на другом конце континента. Особенно навязчивыми сконструированы японцы, регулярно оправдывающиеся тем, что они «пришли за плошкой риса». Второй пример: если вы контролируете почти все земли, то на самый крохотный свободный кусочек пространства противник каким-то чудом сумеет забросить поселенца. Тут будьте готовы к тому, что в нарушении ограничений и правил вражеская трирема с поселенцем способна будет переплыть темный океан, недоступный для ваших морских юнитов.

    Кстати, о картах. При всяком посещении окошка переговоров по любому вопросу требуйте золота за каждый ход. Это срабатывает в том случае, когда кто-то заинтересовался обменом мировых карт или начинает переговоры о мире. Если вам не дают золота за ход, соглашайтесь на единовременные выплаты. Возьмите за правило соглашаться на любой обмен картами. Надо полагать, что ваша карта не составляет тайны для компьютера. В этой игре это вариант «левого» заработка. Забавно, но вы можете торговать мировыми картами, не построив ни одной триремы и не заплывая далеко от своего единственного острова.

    Интересно строить одинокий мир в качестве учебной игры по знакомству с возможностями юнитов. А еще интереснее выбрать опцию «свирепые варвары» и померяться силами с компьютером, который еще со времен первой Civilization проявлял демоническую изобретательность в поддержке агрессивных дикарей.

    Ландшафт, боевые единицы и города представлены существенно лучше, чем в предыдущих играх «Цивилизации». Единицы представлены не квадратными пиктограммами, но целыми мультипликационными кадрами. Вместо несуразного щита появился ртутный столбик «здоровья» юнита. Юниты имеют индивидуальный стиль передвижения и, что важнее, каждый отряд по-своему отдыхает. Забавно, когда на отдыхе стрелки плюются в сторону воображаемой мишени. Нападение представлено последовательностью картинок. Например, впечатляет зримое представление отдачи от выстрела у мушкетеров, стрелков и пехоты. Единственная твердая троечка – за дворец. А нужен ли он вообще?

    Еще о различиях. В первых двух играх хлопотно было таскаться с караванами. Особенно, если выбиралась большая карта. Геймер едва успевал следить за рабочими-инженерами или военными, а тут очередная дюжина караванов просилась в самый дальний город. услышал молитвы геймеров. Отныне в Civilization-3 торговля начинается и заканчивается кликаньем по иконке товара в окне торгового советника. Почти в каждом диалоговом окне содержится призыв приступить к торговым сделкам. Соответственно, удобство интерфейса обеспечено изъятием юнита «дипломат» (помнится, были такие изящные мужчины во фраках и в чопорных цилиндрах.

    Культ торговых колоний – важнейшая особенность Civilization-3. Помните, что вражескими юнитами колонии прочитываются самостоятельными городами без сферы влияния. Поэтому в начальной стадии военного конфликта именно к вашим колониям искусственный интеллект проявит неоправданно большой интерес. Табличка «Колонии надо охранять» будет игроку заслуженным укором. Здесь надо помнить, что сколь не были у вас замечательные отношения с соседом, каких бы комплиментов он вам не наговорил, как бы не клялся в вечной дружбе на 20 ходов, но ближайший ресурс у границ вашего города обязательно будет накрыт соседской колонией. А позже вблизи вражеской колонии высадится отряд из военного юнита и поселенца, присматривающего клочок суши под основание нового города. Зачем доставлять пряности из далекой колонии, если ресурс может попасть в черту нового города?

    С другой стороны, исчезновение из игры гражданских юнитов (караванщиков на верблюдах и дипломатов с тросточками) предопределило большую милитаристскую направленность игры. Вместо строительства городов и дипломатии отныне вы обязаны стать военным политиком. Потому как можете попытаться сыграть игру без объявления войны соседям, но тогда рано или поздно обязательно окажетесь жертвой. На вас нападут или против вас введут торговое эмбарго. Или будете вовлечены в союз против третьей стороны под угрозой разрыва отношений. Вот это отчетливое присутствие «третьего игрока» отличает третью игру от первых двух вариантов. Впервые в истории стратегических игр компьютер предлагает игроку драматическую интригу.

    При новом геймплэе разработка тактики предполагает некоторую соразмерность между обязательной милитаристской экспансией, культурным натиском и деликатностью в дипломатии. Что толку в дипломатических победах или в признании ваших заслуг в культуре, если вы не контролируете стратегические ресурсы оборонного значения? При любом варианте игры на главную роль выходят такие ресурсы как селитра, нефть и алюминий. Если вы контролируете большую часть суши или ваши города охватывают горные массивы планеты, торговая система теряет для вас какую-либо привлекательность.

    В Civilization-3 захват вражеской столицы сопровождается ее автоматическим переносом в другой город. В этом кроется коренное отличие от первой «Цивилизации», где утрата столицы приравнивалась к планетарной катастрофе. Поэтому у игрока был стимул подбирать пути и ключи к столице противника. Увы, в третьей версии захват вражеского города не приносит вам новых технологий. Но на переговорах вы вправе затребовать все, чего пожелаете. Это в том случае, если противник устал от войны, и сам вышел с вами на переговоры.

    Заметно усложнился выбор Чудес света. Если вы решили одержать победу захвата, вам нужна Военная академия, Пентагон и Мастерская Леонардо. Если вы обратились на путь культурной экспансии, не обойтись без научных чудес (Великая Библиотека, Колледж Ньютона и др.). Дипломатическая победа невозможна без обладания зданием ООН. И т.д. Проблематичным остается обмен технологий, обещающий прорыв в области вооружений. Зачем отдавать танки за канализацию? Здесь прослеживается некоторое преимущество геймера перед искусственным интеллектом: ваши противники не способны уловить вашу выгоду при обмене. Обяхательно соглашайтесь, если кто-то предлагает вам «обработку железа» в обмен на алфавит. К сожалению, графическое воплощение Чудес света представлено крайне блекло. Не вызывает восторгов Героическая поэма лилипутов, написанная в городе гулливеров. Город в туманной дымке – это красиво, но почему все постройки столь маленькие и невзрачные? Порой их трудно заметить с первого взгляда. Некоторое изящество присуще Дамбе Гувера, но это исключение из правил.

    В Civilization-3 вас позабавит смена одежды у глав государств, появляющихся в диалоговом окне. На потребу подросткам добавлен цинизм в диалоги на «доске сделок». А вот широко разрекламированные боевые единицы с национальной привязкой (русские казаки, индийские слоны, китайские всадники и американские истребители) на деле оказались «мыльным» пузырем. Неудачным повтором маркетингового трюка, впервые апробированного на экзотических юнитах из фантастических миров, прилагавшихся к Civilization-2. Возможно, индийского слона следует признать самым красивым отрядом, но не более того. Преимущество по оружию оказывается слишком незначительным. Например, разница между казаком и кавалерией в защите 4 вместо 3. Но в открытом противостоянии казак-ветеран обязательно проиграет элитному китайскому всаднику. Поэтому не следует верить байкам о каком-то юните, сравнимом с палочкой-выручалочкой. Мол, дойду до «военных традиций» и завоюю весь мир казачьей ордой. Победа достигается умной стратегией и тактическими хитростями, а не персидскими мечниками или греческими копьеносцами.

    Потеряли былую мощь морские юниты, которыми ранее почти стирали города с лица земли. Теперь «провал артиллерийской бомбардировки» объявляется едва ли не через каждые два-три залпа. Но самая большая сложность для новичка, осваивающего искусство баталий, состоит в понимании того, как трудно до изобретения транспорта переправить армию через морской простор. Есть жесткие «ножницы» в соразмерности морских судов и численности вашей армии. Обычная армия состоит из четырех юнитов (трех солдат ведет за собой и наускивает на врага лидер с флагом в руках). Поэтому армия не попадает ни в трирему, ни в каравеллу или в галеон. Совет: при появлении лидера не набивайте под его руку любые отряды. Желательно подождать появление более прогрессивного юнита (например, стрелков). Так очень быстро устаревают армии, составленные из всадников.

    Civilization-3 начинается с нескольких отрядов: поселенец, разведчик и рабочий могут обзавестись военным юнитом только посетив доступную деревню. Но полезные деревни стали редкой удачей для экспансионистских цивилизаций (русских или американцев). Для остальных наций охота за знаниями и золотом в деревушках стала тратой времени. Некоторым преимуществом обладают те, у кого есть разведчик, ходящий на две клетки. Очень полезной вещью признаю обозначение границ будущего города вокруг движущегося поселенца. За это создателям игры надо сказать отдельное «спасибо». Раньше в цвете реальные границы государств можно было увидеть только в итоговом отчете. Впервые в Civilization-3 границы вокруг ваших городов увеличиваются не только в зависимости от количества горожан, но и наличия культурных построек (важнейшими признаются храм, библиотека и университет).

    При минимальных границах есть высокая вероятность того, что когда-нибудь горожане предадут вас в пользу благополучного соседа. Уместен вопрос: а как быстрее добиться преобладания горожан вашей национальности в только что вами завоеванном городе? Создавайте поселенцев в других городах и посылайте их в бунтующий город! При слиянии поселенец превращается в двух горожан вашей национальности. Эти ребята будут молча работать и не доставят вам неприятностей при продолжении боевых действий против других городов воюющей стороны.

    Следует помнить, что при захвате вражеский поселенец превращается в двух рабочих. Вы можете уничтожить город (не советую этого делать). В каждом уничтоженном вами городе горожане перевоплощаются в рабочих с завидным трудовым энтузиазмом. Война выгодное дело? Тупик в национальных различиях юнитов нагляднее всего проявляется в беспомощности рабочих. Есть такая закономерность программы. Перед вашим решительным штурмом последнего вражеского города почти побежденной страны вражеские всадники и морские суда приходят в состояние нервного возбуждения. Они пробегутся-проплывут по всем вашим землям, где могут оставаться рабочие их национальности. Группы этих рабочих стройными колоннами спешат попасть в обреченный город. Самое забавное начинается тогда, когда вы готовы захватить последний город и разрушить цивилизацию до того, как рабочие будут доставлены домой. Итак, их нация почти погибла. Какая судьба ждет рабочих? За мгновения до гибели они теряют стимул к трудовой деятельности. Они толпами будут стоять под стенами ваших городов. Они будут ждать, пока вы согласитесь их взять в плен! Не пленить их, значит показать себя геймером-садистом.

    Жесткая привязка большинства из 60 видов войсковых юнитов к природным ресурсам может изначально вывести вашу цивилизацию в аутсайдеры. Это происходит при самом большом количестве стран (16) и очень большой карте. В том случае, когда все ваши города построены на равнине без доступа к потенциально богатым горам и холмам. Например, все остальные народы поделили континент и понастроили дорог, а вам выпало осваивать зеленый остров. В такой местности можно рассчитывать на коней (при изобретении верховой езды) или на залежи нефти (очистка). Прочие важнейшие стратегические ресурсы тяготеют к горной местности.

    До сих пор Сид так обожает громоздкую и примитивную , что после нее вроде бы потерял интерес к научным знаниям. В Civilization-3 истинные прорывы в научных технологиях невозможны из-за блочной системы распределения знаний. Пока не откроете последнее изобретение древнего мира, не прыгнете в средние века. Пока не добьете совсем не нужное вам «рыцарство», не наступит промышленный век. Поэтому не совсем понятны восторги по поводу новых технологий. Конечно, я готов отдать должное автору игры за «Героическую поэму». Ее можно построить после появления очередного лидера и на волне удачной военной компании. С другой стороны, у вас может появиться пять лидеров, а предложения написать «Героическую поэму» вы так и не дождетесь. Это изящная игровая комбинация. Но в целом, феномен новых технологий ограничивается «Миниатюризацией», позволяющей строить «плавучую платформу». То есть, без вашего участия горожане научатся проводить «ирригацию» морских квадратов вблизи города. При дальнейшем разговоре о недочетах Civilization-3 появляется ощущение того, что Сид Мейер порадует нас идеальным продуктом в Alpha Centauri-2!

    Про все игру Civilization принято говорить, что она предоставляет возможность «построения империи». Я всегда считал, что игра дает иллюзорную возможность почувствовать себя гением. Игрок, зацикленный на Civilization, минимально соответствует любому формальному определению «гения». Феномен демиурга. Вы не столько создаете новый мир, сколько в своем игрушечном мире вносите те коррективы, которых на ваш взгляд не достает в окружающей реальности. Планетарный оригинал плох, но у вас есть возможность его отредактировать под свой каприз. Поэтому я часто задавался вопросом: почему Civilization придумана Сидом Мейером? То ли он в детстве наигрался в оловянных солдатиков, то ли, наоборот, у него их вообще не было. Перенести мир оловянных солдатиков на монитор – это новаторское решение.

    Известно, что с 1991 года под торговой маркой Civilization и было официально продано чуть менее пяти миллионов коробок с изображением синих небоскребов и девушки с распущенными волосами. Причем поначалу настолько опередила свое время, что надолго задержалась на магазинных прилавках. Расходилась игра с трудом, не в тех количествах, на которые расчитывали ее создатели и только за последние два года до выхода третьей версии покупатель вдруг с опозданием оценил высококачественный товар. Все сказанное характеризует «заторможенность» потребителей официального продукта. Но мы никогда не узнаем, сколько «пиратских» копий разошлось среди геймеров России, СНГ, Китая и Восточной Европы. В этих кругах авторитет Сида Мейера непререкаем. Мы хоть и остались равнодушны к «Пиратам!», простили ему неудачу с «Альфой Центаврой», пожалели индейцев в «Колонизации» и скептически улыбнулись при виде патриотического дымка из пушек «Геттисберга», но признаем за Мейером своего рода бальзаковский подход к созданию лучших компьютерных игр современности.

    Как мне показалось, в историю компьютерных игр ‘s не войдет третьей частью давнишней «Цивилизации». Нет, такое восприятие требует исторических ассоциаций и художественных реминисценций во времена «вэгэашной» графики и пятидюймовых дискет. Для нас, интеллектуалов начала 90-х имя Сида Мейера стояло где-то между Владимиром Проппом и Карлом Юнгом. В 2002 году скорее случится некое культурологическое откровение для подростков, выросших в век домашнего РС. Ибо призвана стать форпостом интеллекта.

    Сайт:

    Огромный, широкий мир ждет начала вашей расцветающей империи. Подарите ли вы свету множество замечательных чудес, возведете ли огромные города, создадите ли культурное общество и как итог, сможете ли привести свою цивилизацию к победе?

    Множество путей для победы

    В настольной игре Цивилизация , используя различные стратегии, есть множество путей для победы. Возможно, вы захотите сосредоточить свою цивилизацию на культуре, украшая мир красивыми произведениями искусства, экстравагантными театрами и музыкальными шедеврами. Или же у вас есть влиятельные армии под личным командованием, создавая тем самым преимущество на поле битвы, и ваш ключ к победе — покорение всех противников? Еще один способ победить — стать самой богатой империей, накапливая золото и драгоценности в течении всей игры. Или же вы предпочтете первое место в развитии технологий и первыми осуществите космический полет?

    Управляйте империей от начала до конца

    Один из самых очаровательных элементов компьютерных игр серии Цивилизация — способность управлять империей с рассвета ее становления до современной эры, шаг за шагом расширяя вашу скудную страну. Этот элемент является яркой чертой и в настольной игре. Все игроки начинают игру в равных условиях, с одним городом, войском и разведчиком. Вы должны будете построить свою цивилизацию с нуля, собирая ресурсы, завоевывая деревни, расширяя армию и усовершенствуя постройки, которые дадут вам шанс продвигаться дальше от эры к эре.

    Выбери своего лидера

    Начав играть и выбирая своих лидеров, игроки несомненно узнают некоторые личности. Настольная игра предлагает 6 различных цивилизаций, каждая со своим собственным лидером и специальными особенностями. Будете ли вы играть Клеопатрой и использовать в своих интересах способность быстрого строительства египтян? Или вы бы взяли на себя роль Авраама Линкольна и вели бы американцев к победе с их увеличенными производственными способностями? В пределах каждой цивилизации есть много различных стратегий и способов выиграть игру. Играя снова и снова вы будете пытаться опробовать новую тактику для достижения своей цели!

    Если у вас достаточно времени для изучения правил настольной игры (а они довольно большие) и вы являетесь поклонником компьютерной серии Цивилизация , а так же любителем игр, где нужно подумать и важна стратегия действий, то даже думать не стоит — приобретайте. Цивилизация позволяет играть разными персонажами, это добавляет игре особый колорит и интерес. Так же, возможность переводить свою империю из эпохи в эпоху — добавляет дух конкуренции между игроками. Одна партия игры занимает достаточное количество времени, так что игрокам, которым необходимо сыграть «быстро», она не подойдет.

    Правила настольной игры «Цивилизация Сида Мейера»

    Вступление

    Игра, которую мы сегодня будем рассматривать — это уже не первая попытка превратить классическую компьютерную стратегию Civilization в настольную игру. Первая версия появилась в 2002 году и отличалась крайне высокой сложностью и длительностью партий. В 2006 году ограниченным тиражом была напечатана так и не сыскавшая популярности карточная игра по Цивилизации . А в 2003 году вышла Mare Nostrum, которае на волне успеха третьей части компьютерной стратегии получила в русском переводе название Цивилизация . Довольно распространенным является мнение, что Сид Мейер создал свою классическую цивилизацию под впечатлением от одноименной настольной игры, вышедшей в 1980 году, но это не так. По дизайну настольная Цивилизация образца 2010 года выполнена в стиле 5 части компьютерной стратегии. Но по геймплею больше напоминает классический вариант с прямоугольными клетками на карте вместо гексагональных и возможностью размещать несколько юнитов на одной клетке. Игровое поле вместо обычного раскладного в предыдущей версии стало сегментным, что позволяет получать новую карту в каждой игровой партии, а огромное количество фигурок из предыдущей версии настольной игры заменено довольно символичными флажками, обозначающие любые военные отряды и фигурками скаутов, которые объединяют в себе функции поселенцев и рабочих из компьютерной версии игры. Правила настольной игры Цивилизация Сида Мейера довольно объемные и возможности полностью рассмотреть их займет много текста, поэтому мы совершим в них краткий экскурс.

    Начало игры

    В начале игровой партии каждый игрок выбирает себе цвет и лидера одной из шести цивилизаций, которую он будет представлять в игре. Он получает планшет цивилизации и домашний участок карты, фигурки и маркеры своего цвета, колоду карточек технологий и правительства. Затем формируется игровая карта, в зависимости от числа игроков, состоящая из их домашних участков и некоторого числа случайных участков карты. Так же укомплектовывается рыночный планшет, на который помещаются карточки и маркеры военных отрядов, технологий, построек, культурных событий и.т.д.. Как только общая подготовка к игре завершена каждый из игроков размещает свою столицу на одной из четырех центральных клеток своего домашнего участка. На одной из этих клеток напечатана стрелка, указывающая расположение города для начинающего игрока. После размещения города игрок выставляет один военный отряд и одного скаута в любую клетку, граничащую со столицей, кроме водных. Как только эти и другие приготовления завершены можно приступать к игре.

    Фазы в настольной игре

    Партия в Цивилизации состоит из последовательности раундов, каждый из которых в свою очередь состоит из пяти уникальных фаз.

    В фазу старта передается маркер первого игрока, а так же выбираются новые формы правления и закладываются новые города.

    В фазу торговли игроки подсчитывают и получают очки торговли, приносимые их территориями, а так же могут вести переговоры и обмен друг с другом.

    В фазу города игрок волен купить новую фишку, создать военный отряд или возвестив городе постройку, потратив на это определенное количество очков производства. Вместо этого игрок может посвятить свой город в искусство или собрать редкий ресурс с его границ.

    В фазу похода игроки передвигают по полю свои фишки, что может привести к открытию новых территорий, вторжению в хижины или деревни варваров или даже сражению с другими игроками. Бои в настольной цивилизации представляют собой пошаговое разыгрывание определенного количества боевых карт, представляющих собой войска трех видов: пехоты, кавалерии и артиллерии. Каждое войско имеет свою силу и право первого удара по принципу камень ножницы бумага. В более поздних этапах игры в бой вступает еще и авиация, которая из этой цепочки выбивается.

    В фазу исследования все цивилизации исследуют по одной технологии, если им хватает на это очков торговли. Технологическое развитие это важнейший аспект как компьютерной, так и настольной Цивилизации . Не развивая технологии, ваша цивилизация рискует слишком сильно отстать от более прогрессивных, что почти наверняка приведет к поражению. При помощи технологий можно усовершенствовать военные отряды, открыть доступ к новым постройкам и формам правления, усилить экономику и даже увеличить максимальное количество городов.

    О технологях

    В настольной игре Цивилизаци я 2010 года технологии поделены на пять этапов и строятся они иерархически. Чтобы построить технологию нового уровня необходимо в качестве фундамента имеет две технологии предыдущего, на которые она опирается. Таким образом, для строительства технологии пятого этапа необходимо иметь 2 технологии четвертого, 3 третьего, 4 второго и 5 технологий первого этапа.

    Варианты победы в настольной игре Цивилизация

    По традиции компьютерной версии, победы в настольной Цивилизации можно добиться не одним путем, а сразу четырьмя. Культурной победы достигнет цивилизация, дошедшая до конца трека культуры. Технологическая победа происходит, как только один из игроков исследует технологию 5 уровня. Экономической победы достигнет игрок, накопивший 15 значков монет на диске экономики. Так же победить можно и военным путем, захватив столицу любой враждебной цивилизации.

    Итог

    Настольная игра Цивилизация конечно не передает всей глубины и вариативности своего компьютерного родителя, но тем не менее это прекрасная, сложная и глубокая настольная стратегия, которая наверняка не оставит равнодушными любителей классической компьютерной версии. Конечно, книга правил толста, а игровая партия затягивается далеко не на один час, но при этом Цивилизация это один из лучших представителей сложного стратегического жанра в мире настольных игр и если вы всегда мечтали переписать историю по своему, обязательно обратите внимание на эту игру.


    Добро пожаловать, О Великий!Ты собираешься вести свой народ сквозь тысячелетия в будущее. Дипломатия, война,экономический рост, и технические достижения – все эти инструменты в твоемраспоряжении. Поддерживай баланс этих четырех элементов и увидишь свой народпроцветающим. Ошибешься, и твоя цивилизация будет сокрыта под пылью времен.

    Обзор игры

    Цивилизация Сида Мейера: Настольная игра длится четыре эры. Самая ранняя – древняяэра, далее следует средневековье, пороховая/индустриальная эра, и, наконец, современнаяэра. Каждая эра имеет свои собственные, уникальные военные силы, городские постройки,технологии, и чудеса света, и в каждой последующей они превосходят достиженияпредыдущей эпохи.

    Игровая карта

    Игровая карта разбита на области с целью обозначить передвижения войск и разделитьпромышленность. Области на земле такие как Ориноко или Гоби, называются регионами.Синие области - это океаны и они разбиты на моря.

    Военные юниты

    Военным юнитом является любая армия или техника. Для каждой эры существует свояспецифичная армия. Армии разделены на пехоту, кавалерию или артиллерию. Техникатакже разделена на флот и самолеты. В таблице ниже показан каждый юнит иклассифицирован по типу и эре.

    Поселенцы

    Поселенцы похожи на армии. Наибольшее отличие в том что они немогут сражаться в боях.Тем не менее, поселенцы очень важны. Поселенцы это единственнаяигровая фишка которую вы можете использовать для исследованияземель и постройки поселений.Когда ваш поселенец заканчивает свое передвижение на регионе с перевернутымисследовательским маркером, вы можете поднять исследовательский маркер и взглянутьна него. Исследовательский маркер показывает содержит ли регион ресурсы, специальныйтип местности, местное племя, или другие спецместа.Вы можете построить поселение во время производственной фазы игорового хода. Что быпостроить поселение замените поселенца на поселение и заплатите соответствующуюцену в банк. На каждом регионе может быть только однопоселение!

    Знаменосцы

    Все военные юниты в игре одного цвета. Знаменосцы используютсядля того что бы определить принадлежность военных юнитов. Когда выпередвигаете свои военные юниты на регион (море) на котором нерасположен один из ваших городов, выставляйте вместе с нимизнаменосца, чтобы показать что эти юниты принадлежат вам.Используемые только в этом качестве, знаменосцы не имеют другихцелей в игре.

    Исследовательские маркеры

    Исследовательские маркеры могут открыть ваши поселенцы в регионе с таким маркером.Бывает четыре основных типа исследовательских маркеров:
  • Ресурсы
  • Событие
  • Местность
  • Бесполезный
  • Ресурсы

    Существует восемь различных типов ресурсов которые вы можете найти наисследовательском маркере: вино, лошади, железо, драгоценные камни, специи, нефть,уголь, и редкие металлы. Когда вы находите ресурс, положите исследовательский маркеробратно на регион. Он остается перевернутым пока в этом регионе не будет построенопоселение. Когда поселение построено, переверните исследовательский маркер лицомвверх. Маркер прикреплен к региону, и хозяин поселения в этом регионе получаеткарточку города со значком такого ресурса на ней. Как описано в усложненных правилах,городская карточка со значком ресурса производит больше золота в фазу производства.

    События

    Существует четыре типа событий которые могут быть найдены на исследовательскихмаркерах: бесплатная технология, сокровища, местное племя и чума. Когда вы находитесобытие, объявите какого типа оно и уберите его с игровой карты. Эффекты событийбывают следующие:
  • Бесплатная технология: Ваши мудрые люди сделали великоеоткрытие! Вы немедленно и бесплатно получаете технологию изтекущей эры. Если вы играете по усложненным правилам, то высможете выбрать только из тех технологий на которые естьпререквизиты.
  • Сокровища: Ваши поселенцы открыли богатую, но небольшую жилузолота! Вы немедленно и бесплатно получаете 10 монет золота.
  • Местное племя: Ваш поселенец может обнаружить местное племя.Когда вы переворачиваете этот маркер, все игроки, включая вас,кидают два кубика и прибавляют к получившемуся числу количествосвоих поселений. Тот у кого сумма получится больше получаетконтроль над местным племенем. Он немедленно устанавливаетновую деревню и новый военный юнит в этом регионе (он можетвыбирать любой юнит из доступных на данный момент).
  • Чума: Чума является вспышкой заболевания, и ее эффект зависит отстепени развития. Во время древней эры чума действует только нарегион, где этот маркер был найден. В средневековье, чума действуетна регион, где маркер был найден, а также на все соседние регионы.В пороховую/индустриальную эру, чума действует на регион, гдебыл найденмаркер, а также на глубину в два региона на все смежные. Всовременную эру чума действует на регион, где маркер был найден ина глубину в три региона на все смежные.
  • «Цивилизация Сида Мейера» - это первая игра, которая бросается в глаза в нашем магазине благодаря своей очень большой коробке. Размеры упаковки вполне соответствуют содержанию: ведь внутри находится игра, описывающая всю историю народов на нашей планете.

    «Цивилизация» - знаменитая игра, которая заставляет уже второе поколение учащихся с новым интересом подходить к изучению истории и служит прекрасным развлечением для друзей, желающих отлично провести время.

    Это игра по мотивам культовой компьютерной игры?

    Да, и именно эту версию создавал тот же человек - Сид Мейер - что и выпустил самую первую «Цивилизацию» в 1993 году.

    Как играть в «Цивилизацию Сида Мейера»?

    Обычно принято говорить, что игровой процесс напоминает все глобальные стратегии, относящиеся к классу: «развивайся, исследуй, захватывай», но это не совсем верно. Дело в том, что «Цивилизация» была как раз родоначальницей всех подобных игр - и какие-либо сравнения будут просто неуместны.

    Игра ведётся на карте мира, где за каждый клочок земли будут вестись яростные войны - как и в известной нам истории. Дипломатия, наука и военное искусство, переплетаясь, рождают шедевр под названием «Цивилизация».

    Ход игры примерно следующий: каждый игрок в начале игры получает по две территории, два легионера и два поселенца. Игроки по очереди передвигают свои фишки. Если на одной территории оказались боевые единицы игроков, которые находятся в состоянии войны - с помощью кубиков выясняется, кто победит.

    В фазе торговли можно продать и купить все, что угодно, вплоть до города.

    Победа достигается за счёт совокупности всех достижений вашей цивилизации - за каждое успешное действие в игре вы получаете очки, которые подсчитываются в самом конце.

    Меняется ли игровое поле между играми?

    И да, и нет. С одной стороны, карта мира всегда остаётся одной и той же - а с другой, ресурсы в каждой новой игре распределяются по-разному. Зачастую наиболее перспективные регионы из прошлой партии в новой оказываются практически никому не нужными - и наоборот.

    Кроме ресурсов на карте также случайно распределяются маркеры событий (помните «избушки» из первой «Цивилизации»?), которые могут дать вам как приятный бонус, так и уничтожить все войска в регионе.

    Разные типы местности оказывают существенное влияние на возможности развития поселений - и битва за плодородные участки на первых порах станет одним из приоритетов молодого народа.

    Насколько сложно играть в «Цивилизацию»?

    У игры есть два варианта правил: простой, подходящий для обучения и игры с неискушенными игроками, и сложный, отличающийся куда большей детализацией и интересностью (но требующий существенного опыта и не прощающий ошибок). Таким образом, вы, фактически, получаете две игры: «лёгкую» для компаний и «хардкорную» для игры с опытными противниками.

    Как время влияет на игру?

    С течением времени меняется как облик поселений, так и наука и войска. Вам предстоит провести свою империю от античности до нашего века, всячески защищая интересы своего народа.

    Что конкретно лежит в этой огромной коробке?

    • Большая карта нашей планеты размером 36 на 46 дюймов (почти по размерам стандартного игрового стола в покер);
    • 784 пластиковые миниатюры (флот, армии четырёх эпох, поселения);
    • 78 карточек дерева наук и Чудес Света;
    • 61 карточка городов;
    • 64 карточки строений (определяющие возможности поселений);
    • Лист с игровыми деньгами;
    • 3 карточки плодородия;
    • Схема дерева наук;
    • Памятка игрока;
    • Два набора по два разноцветных кубика;
    • Набор правил.

    Учитывая количество разных мелких предметов, создатели игры предположили, что часть из них может потеряться - и потому в качестве дополнительной защиты положили «прокси» и замены для износившихся или утерянных элементов.

    Насколько хороша эта игра?

    Это «Цивилизация Сида Мейера» - игра, которая служит примером в данной сфере на протяжении многих лет. Как вы думаете, она может позволить себе быть даже чуть менее, чем идеальной? Что касается официальной стороны - ещё в 2002 году она получила титул «Лучшая историческая игра года».

    Сегодня мы хотим рассмотреть настольный вариант, без преувеличения, бессмертной компьютерной игры - Цивилизации Сида Мейера. Этот шедевр не нуждается в дополнительном представлении, с ним знакомы (и знакомы неплохо) миллионы и миллионы игроков по всему свету. Ну, а тем, кто еще не сподобился, настоятельно рекомендуем! Хотя, конечно, последние версии, приобретя в красочности, несколько утратили в геймплее...ну, да, впрочем, это уже дело вкуса.

    Настольный вариант Цивилизация Сида Мейера (сразу уточним, что речь далее преимущественно пойдет о издании 2010 года, издание 2002 года считается значительно менее удачным), подобно ПК версии, может превратить вас в великого вождя и учителя. А может...и в самого великого лузера))).

    Для того, что б не стать неудачником, управляйте своей страной и народом умно и рачительно. Развивайтесь, делая масштабные постройки и завоёвывая новые территории. Станьте самой великой Цивилизацией всех времён, создав невиданные технологии и подобно античным культурам, творите уникальные памятники искусства.

    Очень много токенов и карточек! А вот с миньками явные проблемы....

    Описание и сюжет

    В игре время длится иначе. Когда для игроков проходит всего 2-3 часа, их цивилизации успевают прожить несколько столетий. Так вы сможете наблюдать за полноценным развитием своего народа, принимая в этом непосредственное участие.

    Оформление очень красочное, что уж там

    Настольная игра Цивилизация Сида Мейера использует своеобразную игровую механику, хорошо, впрочем, известную тем, кто играл в компьютерный вариант. Победить в ней вы сможете сразу несколькими путями, и каждый игрок может прославиться по-своему.

    Быть может вы соберете самую невероятную армию, подобную той, какой был известен Александр Македонский. Или же совершите технологический прорыв и первым отправите своего человека в космос (технология 5го уровня). Выбирайте, что вам больше всего по душе.

    Кто такой Сид Мейер и основные особенности игры

    Неповторимой чертой игры можно считать её продуманность. Она не является упрощенной версией развития народа, все шаги придется делать, продумывая их до мельчайших деталей. Недостаточно просто развить хорошую армию, чтобы выиграть. Здесь учитывается и экономика вашего народа, которая влияет на её становление. Как и настоящая жизнь, она многогранна и все критерии влияют на целостное величие нации.

    Кто же такой Сид Мейер? Это программист из Канады и дизайнер игр, который принимал непосредственное участие в разработке компьютерного варианта Цивилизация. По праву считается "отцом" данного направления игр.

    "Крестный отец" Цивы собственной персоной)

    Впрочем, в настольной версии он принимал участие в основном для сохранения "цивилизаторской" атмосферы. Главный разработчик настольного варианта - Гленн Дровер, работавший вместе с Сидом в в компании MicroProse.

    В целом, настольный вариант является гибридом 5й и 6й версий компьютерной "Цивы".

    Всего в игре Цивилизация Сида Мейера вы увидите шесть великих народов.

    Участники могут выбрать:

    • знаменитую своими военными достижениями Россию,
    • резко вырвавшийся вперед в технологическом развитии Китай,
    • известную своей медициной Германию,
    • некогда великий Египет,
    • завоевавший пол мира Рим
    • и проникнутую торгашеским духом Америку.

    Каждый из этих народов имеет специфические черты, которые помогут прийти их предводителю к победе. Все из них имеют огромный потенциал, чтобы стать безусловными лидерами в одном или нескольких направлениях. Выбирайте область развития в качестве цели, сопоставляя особые черты своего государства с возможностями продвижения именно в этом направлении.

    Игровое поле

    Стоит сказать пару слов о издании 2002 года. До выхода версии 2010 г. оно было весьма популярным, поскольку аналогов на рынке на тот момент не было.

    Эта игра создана Кевином Уилсоном. Для нее издана целая серия дополнений:

    • Цивилизация от Начала Времен - первая изданная компьютерная игра, так же ставшая настольной. В ней вы можете пройти полный путь развития от первобытных людей, чья торговля выглядела скорее обменом ресурсами со своими соплеменниками, до наших времен, когда технологический прогресс достиг небывалых успехов. Набор совмещает несколько игр: обычное развитие от пещерного народа до современности и эпоху Возрождения. Третий вид игры - объединение этих мини-путей развития. Совмещать два вида развития не рекомендовано новичкам. Разработчики советуют для начала пройти их по отдельности, а потом испытать силы в объединенной версии.
    • С дополнением Цивилизация Удача и Слава для Сида Мейера вы сможете взаимодействовать с известнейшими людьми разных эпох. Здесь вы встретите и гениального ученого Альберта Энштейна, и известного итальянского путешественника Марко Поло, и других исторических личностей. Сможете пройти сражения с великими полководцами Сунь Цзы и Маршалом Жуковым, выстраивая замысловатые военные стратегии. Будьте внимательны, выбирая путь развития, ведь инвестировать можно в любое направление, будь то экономика, боевая техника или культура.
    • В наборе Цивилизация Mare Nostrum игроки будут управлять великими империями. Среди них: финикийское государство Карфаген, прославившийся неповторимой армией Рим, известная своей культурой Греция, сотворившая одно из величайших чудес света Египет и одни из самых значимых городов древней Месопотамии - Вавилон. Возводите строения, развивайте армию и следите за добычей ресурсов, чтобы именно ваш народ пришел к победе.
    • Настольная игра Сквозь века: Новая история цивилизации от Сержа Лаже приведет вас к немыслимому могуществу и богатствам. С набором Through the ages вы сможете ощутить себя настоящим политиком, выстраивая взаимоотношения с другими странами. Каждое действие здесь имеет свои последствия. Стоит оступиться и ваше развитие затянется на столетия. А умелое управление сделает подопечный народ самым знаменитым в истории.

    Правила и цель игры

    В версии 2010 года одновременно в развитии своих народов может принимать участие четыре человека. Минимальное количество игроков - два. Данная игра относится к разряду средней сложности, поэтому идти к величию в нем могут дети от тринадцати лет.

    Один кон такой игры займет до двухсот сорока минут, тогда как ваша цивилизация уже успеет пройти сквозь века, добиваясь славы. Каждая из них хочет стать самой развитой нацией в истории.

    В игре вы должны умело управлять ресурсами, как природными, так и человеческими, чтобы стать успешным правителем. Для этого придется приложить изрядно усилий, разведывая новые территории и развивая свои возможности в разных областях.

    Каждая карта имеет свою специфику и по особому влияет на сиюминутную ситуацию на карте.

    Правила настольной игры Цивилизация Сида Мейера нужно изучить заранее, ведь каждая карта имеет свою специфики и по особому влияет на сиюминутную ситуацию на карте. Здесь вам придется заботиться о населении, строя для них города, открывая учебные заведения и развивая их индивидуальные возможности. В настолке Цивилизация игре, википедия описывает, что игрок будут напрямую взаимодействовать с другими странами, решая какие отношения будут их объединять: дипломатические или напряженные, которые впоследствии столкнут вас в открытом бою.

    Изначально ваша цивилизация выглядит очень неприглядно: один небольшой городок, отсутствие какого-либо технологического развития, а населении едва-ли доходит до тысячи человек. Из всего этого вам предстоит развить самую знаменитую империю, которую будут вспоминать во все эпохи. Игрокам придется следить за показателями демографии, ведь нужно минимизировать смертность и поднять рождаемость. Конечно, делать это нужно так, чтобы никто из новорожденных не жил в нищете и имел все инструменты для развития. Ведь главный ваш ресурс - люди.

    На своем пути игроки встретят и другие народы. Одни из них будут настроены позитивно и станут вашими верными союзниками или даже примкнут к вам. Другие могут оказаться не столь дружелюбны и вступить с вами в бой, что оказывается особенно болезненным на старте. Каждый раз, когда игрок пополняет таким образом число своих людей, он получает специальную награду.

    Самые масштабные события ожидают вас, когда произойдет столкновение двух или более великих империй. Тогда исход сражений будет зависеть только от степени развития вашего населения. Игроки будут дважды думать, прежде чем нападать на страну, чья армия превосходит их по численности и технологиям.

    Кадры решают все

    Описание хода игры

    В этом наборе, в том числе с дополнением Цивилизация Удача и Слава, игроки будут вести свою страну к величию выполняя определенные действия, заданные каждой фазой игры. Каждый ход начинается с первого игрока, который выбирается в процессе подготовки к игре. Вне зависимости от выбора классической версии или Сквозь века настольной игре новой истории Цивилизации, вы пройдете через пять этапов развития:

    • В фазе Старта игроки выполняют начальные действия обусловленные началом хода. Также в этот момент допускается смена правления в стране, например с Деспотизма на Республику. После завершения всех предписанных действий, право хода передается игроку слева.
    • Торговля, предполагающая манипуляции с имеющимися ресурсами или приобретение новых.
    • На этапе Похода вы начинаете движение к неизведанным землям. Ходить игроки могут своими армиями или скаутами. Количество пройденных клеток должно соответствовать походным возможностям. Способность передвигаться на дальние дистанции придет игрокам по мере развития их технологий, к примеру, на скорость передвижения существенно влияет навык мореходства, ведь плыть на корабле гораздо быстрее, чем брасом. Именно в этой фазе Вы впервые столкнетесь с другими народами и заведет новых союзников или врагов. В ней же появится возможность завоевать или просто исследовать новую территорию.
    • В фазе Исследования игроки занимаются своим технологическим развитием. Особенность этого этапа в отсутствие первого ходящего, ведь делают открытия участники одновременно. Исследования считают оконченными, когда все игроки совершили все возможные на этот момент действия.

    Варианты победы

    Всего в настольной игре Цивилизация Сида Мейера можно победить четырьмя способами. Чтобы прийти к каждому из них, нужно выполнить определенные условия. Одни виды побед относятся к миролюбивым и определяются превосходством в развитии выбранного направления. Другие типы считаются более кровожадными и требуют насилия над другими странами.

    Технологическая победа

    Победить в игре путем технологического развития можно, обучив свою цивилизацию полетам в космос. Полет будет доступен только если Вам удастся достичь 5го уровня в пирамиде достижений в области науки.

    Экономическая победа

    Чтобы стать величайшим в этой области, игрок должен стать самой богатой державой, скопив пятнадцать монет. Именно они являются главным показателем экономического развития вашей империи.

    Военная победа

    Самым великим полководцам будет возможным прийти к победе путем захвата чужой столицы. Чтобы выиграть таким образом, игрок должен завоевать один главный город своего соперника, встретясь с ним в открытом бою.

    Культурная победа

    Получить лавры можно развивая искусство. Для этого игрок должен достигнуть максимальной отметки в шкале культуры. Чтобы добиться намеченной цели, тратьте свои накопленные очки на продвижение по соответствующему треку.

    Комплектация

    В набор игры Civilication The Board Game входит:

    • Игровое поле тридцать шесть на сорок шесть дюймов
    • Шесть пластиковых листов цивилизаций
    • 8 пластиковых литников коричневого цвета
    • Карта исследований и игровые монеты
    • Семьдесят восемь карт технологического развития и чудес света. Из них пятнадцать относятся к древним временам, десять к средневековью, десять технологий индустриального периода, восемнадцать технологий наших времен, семь чудес света древности, два бланка карточек-замен, пять чудес света индустриального времени и восемь чудес света наших дней
    • Шестьдесят один город, который вы сможете возвести
    • Шестьдесят четыре возможных постройки
    • Три карты плодородия
    • Одно дерево знаний
    • Карта-памятка
    • Игровые кости (четыре штуки)

    Состав других тематических наборов, таких как Сквозь Века, может отличаться.

    Особенности сражений

    Боевые действия в игре имеют свою специфику. Для начала сражения армия должна попасть в другой квадрат, занятый людьми противника или его город. В случае, если нападаете вы, имеется дополнительное превосходство в виде неожиданности для врага. В первую очередь потенциал армии зависит от количества людей и развития военных технологий.

    Чтобы определить победителя сражения игроки должны подсчитать очки, заработанные в ходе боевых действий. Исход определяется так же наличием на руках определенных карт, способствующих атаке и защите. Побеждая в каждом столкновении игроки получают соответствующие бонусы, которые могут быть использованы для развития вашего народа.

    Технологии

    Настоящий ужас и кошмар для игрока, не знакомого с ПК-версией. Разобраться будет непросто. В рамках данного обзора подробно осветить замутанное древо технолгий также не представляется возможным. Скажем только, что для изучения технологии следующего уровня нужно изучить на одну больше технологий предыдущего уровня (т.е., их должно быть минимум две).

    Каждое исследование тратит заработанную прежде торговлю. Если у Вас в запасе есть монеты, одна карта торговли может быть сохранена. Полученные знания в первую очередь влияют на мощь вашего народа. Все они несут определенную выгоду для своей цивилизации.

    Полученные технологии складываются в пирамиду развития. Каждое приобретенное знание открывает возможность создавать новые постройки и формировать невиданные ранее отряды. Например, выучив Свод законов игрок сможет сменить режим правления на Республику, открыв новую стезю развития своего государства. Самым последним уровнем в шкале развития технологий считается пятый - Космический полет. Именно он приводит к одному из способов победы.

    Микроменеджмент

    Экономика считается одной из ключевых областей на пути к становлению империей. Чтобы достичь высот в других направлениях, игроки должны будут развивать свой материальный потенциал. Даже если вы не собираетесь одержать победу путем Экономического господства, внимательно распределяйте ресурсы, чтобы зарабатывать очки и вкладывать их в другие области развития.

    Стартовая позиция

    Чтобы начать свой путь, игроки должны выполнить обязательные манипуляции по подготовке к своему становлению как предводителю народа.

    1. Если вы впервые открыли набор, необходимо осторожно выдавить жетоны, сделанные из картона.
    2. Диски, отвечающие за торговлю и экономику, скрепите с листами соответствующих цивилизаций.
    3. Если вы раньше не играли ни в одно развлечении из серии настольных игр Civilization, рекомендуем начать с упрощенной версии. Для этого уберите из игры Рим и Египет, а все маркеры и карты чудес света так же исключаются из кона.
    4. Каждый участник должен выбрать цивилизацию, которую будет вести к величию. Выбранный лист размещается на столе перед игроком. Взять их можно договорившись с другими участниками или вытянуть рандомом. Оставшиеся карточки наций отправляются в коробку.
    5. Всем раздается стартовый набор. Он состоит из шести армий и двух скаутов, трех городов (один из них будет столицей вашей страны), четыре маркера боевых технологий, тридцать шесть карт технологий. Обязательными к раздаче так же являются памятка, четыре карты правительства и лист-справка.
    6. Положите перед собой в развернутом виде особый планшет, отражающий ситуацию на торговом рынке. На него выкладываются: карточки отрядов (артиллерии, пехоты, отряды авиации и конные кавалерии), военные технологии (изначально они являются низшими), постройки (каждая из них имеет возможности улучшения) и чудеса (мировые памятники цивилизаций, относящиеся в древним и нынешним временам). Когда игроку выпадает карта Египтянина, при подготовке он получает одно случайное чудо света для своего рынка. Приключения раскладываются по временам (древнее, средневековое и современное). Карта культурного развития выбирается по изображению соответствующего вашей цивилизации вождя.
    7. Выложите ресурсы рядом со своим планшетом рынка. Жетоны берутся из расчета по одному на игрока. Каждый из них обозначает определенный вид ресурса.
    8. Домашние участки карты располагаются перед игроком в раскрытом виде. Какой стороной класть поле объяснят стрелки, указывающие направление. Лишние участки убираются в коробку.
    9. Известные личности перемешиваются и располагаются в закрытом виде рядом с планшетом. Также следует поступить с хижинами и деревнями.
    10. Вблизи рынка находятся специальные жетоны, отвечающие за культуры, полученные в бою раны и денежные единицы.
    11. Боевые бонусы, бедствия и возможности космического полета следует сложить рядом с рынком.
    12. Поскольку игра считается исторической, первый игрок определяется путем воспоминаний о древе своей семьи. Если познания игроков и предках небольшие, выбрать ходящего можно путем жеребьевки.
    13. Участники должны расположить свои столицы, выбрав один из четырех доступных квадратов на домашнем участке. На каждой мини-карте указано наиболее удачное расположение главного города. Оно обведено красным цветом.
    14. Прочитайте лист выбранной вами цивилизации и сделайте предписанные на них действия по подготовке к игре.
    15. Каждый народ изначально имеет одну развитую технологию, которая так же индивидуально описана в листе цивилизации. Указанное "достижение" достают из колоды и кладут перед собой так, чтобы оставалось место для будущего развития.
    16. Формы правления располагают стопкой. Верхняя карта кладется Деспотизмом кверху. Если вы играете за Россию, стартовой политикой будет Коммунизм, Рим в начале считается Республикой.
    17. Игрок набирает число дисков торговли, равное знакам, указанным на восьми окраинах его территории.
    18. Диск экономики выбирается в зависимости от золота, которое есть на старте у цивилизации. Финансовое развитие её может равняться нулю или быть внушительным, в зависимости от стартовых известных личностей и других уникальных особенностей выбранного народа.
    19. Рядом с листом своей цивилизации участник выкладывает резерв фишек, в который входят армии, скаут и один город. Этот список может быть пополнен, если вам выпадет Орошение.