• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    13 декабря 2014 года Валаамский монастырь отмечает 25-летие возрождения. Своими воспоминаниями о начале новой жизни обители с журналом «Монастырский вестник» поделился игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, епископ Троицкий Панкратий.

    – Владыка, расскажите, пожалуйста, как начиналось Ваше послушание на Валааме? Помните ли Вы свое первое впечатление от обители?

    – Начнем издалека. Вы, наверное, знаете, что я выходец из Троице-Сергиевой лавры. Постриг принимал у преподобного Сергия Радонежского. В Лавре нес различные послушания: трудился в издательском отделе, был экономом. А в 1992 году в составе одной делегации попал на Афон. И хотя я пробыл на Святой Горе очень недолго, Афон буквально «захватил» меня.

    Это было еще до всех тех грандиозных восстановительных работ, которые начались на Афоне гораздо позже. Можно даже сказать, что я еще застал старый Афон; здания были в очень плохом состоянии и действительно нуждались в реставрации, их, конечно же, необходимо было восстанавливать. Но сама атмосфера вековой традиции, традиции молитвы создавалась здесь веками – и все было живым. И мне очень захотелось остаться на Афоне. По возвращении я подал соответствующий рапорт, покойный ныне Патриарх Алексий II (с Его Святейшеством мы были знакомы по служению в Лавре) вроде бы даже и не возражал.

    В общем, все шло к тому, что я должен был уехать на Святую Гору. Но в конце 1992-го года Святейший Патриарх вызвал меня к себе и сказал: «Вы хотели на Афон, а я предлагаю Вам поехать на Северный Афон». И спросил, согласен ли я быть наместником Валаамского монастыря. Я ответил тогда: «Ваше Святейшество, я Ваш послушник, как Вы скажете, так и будет».

    Так на послушание я отправился на наш Северный Афон – на Валаам, который после Троице-Сергиевой лавры с ее благолепием показался мне действительно очень северным.

    В феврале мы поплыли на остров Валаам по Ладоге. Тогда я вообще впервые отправился в плавание и не подозревал, насколько опасным и даже рискованным для жизни может быть путешествие на корабле при морозе в -20 и шторме: качка, конечно, была ужасная. Одному мальчику, который плыл с мамой на Валаам в паломничество, стало плохо. Он лежал на полу совсем бледный, а мама подошла ко мне со словами: «Надо срочно возвращаться, мой сын умирает». Я направился к капитану с просьбой о помощи: «Знаете, – сказал, я – там молодой человек… Его мать говорит, что он умирает. Надо вернуться в Приозерск». Но капитан посмотрел на меня мрачно и ответил: «Если я поверну назад, умрем мы все». После этих слов я подумал, что, наверное, слишком грешен и просто не готов быть на такой святой земле, как Валаам. Тогда же вспомнилась пословица: «Кто по морю не плавал, тот Богу не молился».

    Молитва у нас на корабле в самом деле была крепкая. И, слава Богу, мы все-таки добрались до места. Правда, к причалу подплыть не смогли, так как вокруг острова образовалась ледяная корка, в которую корабль воткнулся носом; нам пришлось выйти на лед. Я поставил на лед свой кейс (помните, тогда были такие чемоданчики из пластика, их еще называли «дипломатами»), и его тут же унесло ветром. Хорошо, что в сторону берега. Но ветер был такой сильный, что в сумерках и по скользкому льду мы еле-еле дошли до берега. Автомобильчик ГАЗ-66 довез нас от пристани до Центральной усадьбы, где я испытал уже настоящий шок. Крестным ходом с хоругвями нас торжественно встречала братия. Особое торжество изобразить было довольно трудно: нас встречали человек 20 насельников обители, но строения, которые окружали их, выглядели просто ужасно. Где-то были руины, где-то обвалившиеся и насквозь покрытые плесенью здания, над которыми возвышался весь в черных сгнивших лесах собор. Удручающая, надо сказать, картина. Ну, думаю, всё. Так и помру на этих развалинах. Правда, «за послушание». Это единственное, что меня утешало.

    Ситуация усугублялась еще и тем, что насельники жили в тех же зданиях, что и местные жители острова, а именно: на первых этажах внутреннего каре у собора, в сырых помещениях, где местные хранили дрова. Гидроизоляция была нарушена, канализации не было, содержимое выгребных ям поднималось по стенам. Но самым трудным испытанием были, пожалуй, сами местные жители, эдакие «сорвиголовы». Рядом с моей кельей, через стенку, находилась квартира одного такого хулигана. Оттуда постоянно слышался звук бьющихся стекол и нецензурная брань. В общем, очень тяжело было жить.

    Но, несмотря на трудности, устав сразу выбрали суровый, Валаамский, а служить и петь было почти некому. Клирос держался буквально на одном человеке, который пел весь суточный круг без сокращений. Это было, конечно, очень трудно. Но Господь укреплял Своей благодатью. И силы были… Сейчас я бы уже, наверное, не смог.

    – Не унывали?

    – Нет, вы знаете, как-то и не унывали. Конечно, было досадно, когда происходили стычки с местным населением. Например, однажды завязалась драка и наш трудник, спасаясь от местных, вбежал на кухню. Дело было вечером, братия убирали посуду – и тут такое дело… В общем, драка началась теперь уже в трапезной. Посуда летела во все стороны! Но примечательно, что наши победили. До прихода милиционера они затолкали хулиганов в огромную старинную монастырскую бочку, в которой раньше квасили капусту – и те мгновенно превратились в «агнцев». Братия стояли наготове вокруг бочки, откуда раздавались мольбы о пощаде. «Мы больше не будем», – тонкими голосками просили пленники.

    Такие случаи, естественно, вызывали огорчение и, так скажем, не облегчали молитву.

    Но постепенно жизнь налаживалась. У монастыря появились благотворители. А переломный момент наступил, когда мы начали строить на материке дома для местных жителей. Было построено два больших многоквартирных дома – один на шестьдесят, другой на девяносто семей. Получив жилплощадь, многие уехали, и жить стало значительно легче. Местные жители еще есть на Валааме, но люди остались спокойные, да и отношения наши улучшились. Мы им помогаем, специально для местного населения создан православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама», которым руководит отец Мефодий (Петров). А главное, у нас освободились внутреннее и внешнее каре монастыря, благодаря чему братия теперь может чувствовать себя спокойно.

    Стали возрождаться скиты: самый большой скит Всесвятский, скит преподобного Александра Свирского на Святом острове, Ильинский и Предтеченский скиты, на дальнем острове Путсаари – скит во имя преподобного Сергия Валаамского.

    Построили новые скиты: Свято-Владимирский скит и скит в честь святого благоверного князя Александра Невского, Патриаршую пустыньку на острове Байонный.

    В сентябре этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил программу развития скитской и пустыннической жизни Валаамского монастыря.

    – Все это места для уединенной молитвы или там ведется хозяйственная деятельность?

    – Нет, скит – это как раз место молитвы. Хозяйственная деятельность у нас осуществляется на ферме монастыря. Там действительно есть большое хозяйство, и сейчас идет реконструкция. Но, естественно, в скитах братия тоже трудятся, любой скит – это место труда и молитвы.

    – Какое событие в жизни возрождающейся обители Вам запомнилось особенно?

    – Я почувствовал, что обитель действительно живет и возрождается, когда Святейший Патриарх Алексий II приехал на Валаам, чтобы освятить Спасо-Преображенский собор. Это было очень важным этапом в жизни монастыря, и, честно говоря, когда я сюда приехал, то не очень-то верил, что мы вообще когда-нибудь его восстановим. Пять тысяч квадратных метров росписи были в ужасном состоянии, в некоторых местах верхний слой осыпался до кирпича. В других местах потекла известка и, подобно сталактитам, висела на стенах храма.

    – Владыка, что же изменилось после освящения собора?

    – С освящением собора совпало и переселение местных жителей из внутреннего каре, и именно тогда мы почувствовали, что монастырь стал монастырем. Летом мы переживаем наплыв паломников и туристов, и это вносит некую суету в жизнь обители, но зимой живем сугубо монашеской жизнью.

    – Много ли в монастырь приходит молодых людей?

    – Да, достаточно много. Во время своего визита на Валаам Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност очень порадовался тому, что около тридцати кандидатов на рукоположение, постриг и вступление в братию прошли собеседование. К сожалению, не все кандидаты смогли быть на беседе. Штормило, и по этой причине люди из дальних скитов не смогли приехать.

    – Молодых людей не смущает строгость Валаамского устава? Суровые климатические условия, нелегкие послушания… По силам ли все это современным мужчинам, привыкшим к комфорту и телевизору?

    – Ну, во-первых, эти люди приходят в монастырь не из-за любви к комфорту или средствам массовой информации, а как раз наоборот. Их не устраивает жизнь в миру, и они стремятся к Высшему, хотят жить со Христом, следовать Его заповедям и жить в монастыре, подлинном доме Божием. Ну, а все трудности… Если нести крест монашества терпеливо, благодушно и честно, то благодать Божия помогает. А когда человек с благодатью, с Богом – ему всегда и везде хорошо.

    – Как долго послушники пребывают в этом звании?

    – По-разному. Обычно года три. Раньше мы, как правило, не постригаем, но бывает и десять лет. Есть послушники (таких немного, правда), которые пребывают в этом статусе по двадцать лет.

    – У Валаамского монастыря очень интересный сайт, есть странички в социальных сетях… И все же возникает принципиальный вопрос: должны ли монашествующие осваивать пространство интернета?

    – Разумеется, интернет и средства массовой информации не для монахов. Монах ушел из мира не для того, чтобы сидеть в интернете, не для того, чтобы весь мир, так сказать, у него был в келье. И, конечно, недопустимо, когда монах пользуется интернетом в личных целях. Я бы сказал, что для современных монахов интернет – это враг номер один. А наше присутствие в сети необходимо для мирян, для тех, кто принимает участие в дискуссиях, в выработке и принятии важных решений, касающихся монастырской жизни. Это нужно, безусловно.

    Ваше Преосвященство, журнал «Монастырский вестник» искренне благодарит Вас за интересную беседу. Мы желаем Вам и насельникам монастыря помощи Божией и духовного возрастания.

    В последнее время на машинах, разъезжающих по улицам наших городов, всё чаще можно встретить изображение креста на кузове автомобиля.

    Крест - это символ христианской веры и своего рода охранная грамота на дороге. Но какова история его появления в нашей жизни? Ведь необходимо подчеркнуть, что внешний вид этого логотипа довольно необычный. Нарисованный православный крест значение имеет всем понятное.

    История возникновения.

    Идея рисовать подобный крест на машинах принадлежит двум монахам киевского Троицкого Ионинского монастыря - епископе Ионе (в миру Черепанов) и Юлию Каминко. В настоящее время эта эмблема известна уже, наверное, всем. Но далеко не все знают, откуда пришло это изображение и сколько ему уже лет?

    Пришло оно к нам из монастырских подземелий, а возраст берёт свой отсчёт ещё с периода домонгольских набегов на Русь. Называется он «Зверинецкий крест». Так назывались в Древней Руси пещеры, на стенах которых уже очень давно монахи этого монастыря увидели его изображение.

    Зверинецкий монастырь.

    Киевский монастырь на Зверинце - очень древняя обитель. Но ни в одной из летописей, которые дошли до нашего времени, о нём не упоминается. Учёные узнали о его существовании только в первой половине двадцатого столетия. В тех местах случился оползень и был открыт проход в ряд древних пещер. Там были обнаружены ниши для погребения, кельи, в которых жили монахи. И самой ценной находкой учёные считали обнаруженную Церковь, которая была сохранена в первозданном её виде.

    Местность эта носила название Зверинец, потому что именно здесь стоял дворец князя, который содержал тут зверей для охоты.

    Исследователи утверждают, что эта обитель существовала длительный срок. Об этом говорят сведения, повествующие о том, что игуменами этого монастыря на всём протяжении его существования было восемь человек. А если вспомнить, что игуменом выбирали пожизненно, то можно утверждать существование монастыря долгим. Вот только почему о нём не сохранилось никаких сведений, этого учёные пока сказать не в состоянии.

    И вот в Церкви этого монастыря и можно наблюдать изображение четырёхконечного креста с образом Голгофы и начертанными словами «Иисус Христос Ника», что в переводе означает «Иисус Христос - Победитель», так как Он победил смерть и дьявола.

    Современная история Зверинецкого креста.

    В 90-х годах уже нашего столетия в помещении пещерной Церкви начались вестись богослужения. А Иона и Юлий по примеру других монастырей, решили разработать логотип для своего родного Ионинского монастыря. А в его основу как раз и легло то древнее изображение креста, которое было найдено в старых заброшенных пещерах.

    Изображение «пляшущих человечков» на современных машинах.

    В девяностые годы на машинах сначала появились наклейки, изображающие маленькую рыбку, являющуюся древним символом христианства. Но в настоящее время этот символ используют протестанты. И в связи с этим те же самые монахи из Зверинецкого монастыря, которым принадлежит идея создания монастырского логотипа, предложили использовать эту эмблему также в виде наклейки на автомобиль.

    Сначала они были наклеены исключительно на машины, принадлежащие монастырю. Ну а потом эта идея понравилась водителям и наклейки с крестом стали очень популярны. И это не может не радовать. Даже если подобная картинка наклеена на машину неверующего человека, всё равно, сила Креста будет охранять его в дороге. Желательно бы при этом ещё освятить автомобиль в Церкви. Но это, к сожалению, делают далеко не все. Но как считают монахи Ионинского монастыря, если транспортное средство «носит» крест - это уже хорошо.

    «БАТЮШКА, у вас есть заветное желание?» - поинтересовался кто-то из прихожан у отца Василия. «Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов», - ответил он, не задумываясь.

    Разговор происходил в Москве, на подворье Оптинского монастыря. А спустя несколько лет в Оптиной Пустыни на Пасху были убиты трое монахов. Среди них - иеромонах Василий, в миру Игорь Росляков. Его земная жизнь оборвалась в 32 года.


    Духовная сила

    СЕГОДНЯ Игоря назвали бы харизматичным. А в начале 80-х друзья и знакомые говорили о нем: «человек-магнит». Игорь притягивал к себе взгляды всюду, где появлялся. Высокий, под два метра ростом, необычайно стройный, с густыми пшеничными волосами. С третьего класса будущий монах серьезно занимался водным поло. В его активе - звание лучшего игрока чемпионата Европы среди юношеских команд.

    После школы Игорь поступил на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Выступал за университетскую команду по водному поло, в то время одну из сильнейших в СССР.

    «Мы заметили, что Игорь стал носить нательный крест. Во время игры он прятал его под ватерпольную шапочку, - рассказывает советник председателя Госдумы Олег Жолобов , в прошлом игрок команды МГУ по водному поло. - В пост ел гречку, размоченную в воде, и сухофрукты. А нагрузки были большие. Кто-то ему однажды перед серьезным матчем попенял: «Игорь, ты у нас один из ведущих игроков. Вдруг сил не хватит?» А он ответил: «Прежде всего духовная сила важна». Тот матч мы, кстати, выиграли, потому что Игорь забил решающий гол».

    Перемены в сознании Игоря начались на втором курсе, когда он познакомился с преподавателем МГУ Тамарой Владимировной Черменской, глубоко верующим человеком. Он стал частым гостем в ее доме, где повстречался со священниками, прошедшими лагеря. Тогда же Игорь впервые открыл Библию, стал ходить в церковь.

    В Оптину Пустынь Игорь приехал в 27 лет. При постриге его нарекли именем Василий. «Отец Василий был на голову выше нас, - вспоминает один из братьев. - Мы пришли в монастырь молодыми и по запальчивости, бывало, начинали осуждать, а отец Василий молча выходил из кельи. Он никого никогда не осуждал».

    Став монахом, отец Василий привел к Богу многих знакомых из «прошлой» жизни. Даже свою классную руководительницу Наталью Дмитриевну Симонову: «Помню свою первую исповедь и чувство неловкости, что я, учительница, должна исповедовать грехи своему ученику. И вдруг он так просто сказал об этой неловкости, что я почувствовала себя маленькой девочкой, стоящей даже не перед аналоем, а перед Отцом Небесным, которому можно сказать все».

    Отцу Василию удавалось «достучаться» до разных людей. Однажды на московское подворье монастыря с видеокамерой приехала креститься важная пара из мэрии. Женщина сделала красивую прическу и не желала с головой окунаться в воду. Батюшка, которому предстояло крестить, смутился и попросил отца Василия его заменить. Тот прочитал настолько проникновенную проповедь, что женщина растрогалась до слез и думать забыла о своей прическе.

    Все годы, проведенные в монастыре, отец Василий проходил в одних и тех же кирзовых сапогах. Даже когда летом в тридцатиградусную жару мама прислала ему легкие ботинки, он подарил их какому-то паломнику. Так же неприхотлив был и в еде. Монастырский повар тех лет вспоминает: «Придет, бывало, поздно, ближе к полуночи, и деликатно спросит: «А супчику не осталось?» - «Нет, отец Василий. Уже и кастрюли вымыли». - «А кипяточку не найдется?» Хлебушек да кипяточек - вот он и рад. Кроткий был батюшка. Тихий».

    Знамение

    …КАЗАЛОСЬ, Пасха 1993 года не предвещала беды. После праздничной службы братия отправилась разговляться в трапезную. Отец Василий лишь немного посидел со всеми за столом. Ему предстояло исповедовать в скиту. Было 6 утра. Батюшка направлялся в скит, когда спину пронзила дикая боль. Отец Василий упал, и на траву хлынула кровь, вмиг залив все вокруг. Его нашли через несколько минут. Рядом валялся меч с меткой «сатана-666». Раненого отнесли в храм к мощам преподобного Амвросия. Монах не мог говорить, но было видно, что про себя он молится.

    Потом стало известно, что перед Пасхой отец Василий говорил игумену Ф., что ему явился старец Амвросий. Тот воспринял это сдержанно. Теперь стало ясно: старец являлся укрепить отца Василия в предстоящих страданиях. А мучился он страшно. Агония продолжалась больше часа. В этот же день за несколько минут до убийства отца Василия на монастырской звоннице были убиты еще два брата - монахи Ферапонт и Трофим.

    Очевидцы вспоминают, что в день похорон было пасмурно. Несмотря на середину апреля, шел снег. Но, когда гробы вынесли из церкви, снегопад прекратился, небо прояснилось, выглянуло солнце. Тишину нарушило пение птиц. «Наша печаль растворяется в вере, что по смерти они живы», - сказал схиигумен Илий.

    Каждый год в Оптину на годовщину убийства приезжают люди из разных уголков России. В прошлом году, на десятилетие, монастырь с трудом вместил всех желающих.

    Люди молятся на могилах братьев о своих скорбях и получают помощь. Так, на могиле отца Василия женщина избавилась от опухоли. «У меня обнаружилась опухоль. Врачи назначили курс лечения, который я добросовестно проходила целый год. Однако толку от лечения не было, - рассказывает Людмила, в прошлом геолог, ныне монахиня. - Однажды я пришла на могилу отца Василия, там никого не было. Я обняла крест и впервые дала волю слезам. И вдруг почувствовала такую боль на месте опухоли, что даже присела. Казалось, из меня будто кто-то извлекал опухоль. Так продолжалось минут пятнадцать. А потом я почувствовала, что исцелилась. Во избежание искушения старалась об этом не думать, а просто радовалась состоянию легкости и здоровья. Но, видно, Господу было угодно засвидетельствовать мое исцеление. Вскоре я попала на УЗИ и как раз к тому врачу, который нашел у меня опухоль. Доктор был в недоумении: где же опухоль? От нее осталась только ямка».

    Чудес, творимых на могилах братьев, за 11 лет накопилось немало. В Оптиной не сомневаются, что со временем их причислят к лику святых.

    …Убийцу нашли скоро. Им оказался Николай Аверин , житель близлежащего райцентра. На следствии Аверин не скрывал, что он сатанист. При обыске в его доме была найдена разрубленная Библия и книги по черной магии.

    Суда не было, поскольку Аверина признали невменяемым. Церковно-общественная комиссия требовала проведения независимой психиатрической экспертизы. Однако ее голос не был услышан. Дело об убийстве троих оптинских монахов и по сей день остается загадкой.

    P. S. Несколько лет назад мама отца Василия - Анна Михайловна приняла постриг. Теперь она монахиня Василиса.

    Старинный Крест-Распятие

    Этот удивительный Крест с искусно выполненным изображением Спасителя, является монастырской святыней, находившейся в соборном храме монастыря до закрытия обители в 1923 году. Игумения Мария, управлявшая монастырем с 1909 года, приняла все возможные меры для спасения особенно ценных монастырских икон и святынь. Старинный Крест, также как чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая», и другие монастырские образа, был перенесен в храм святого пророка Илии в Обыденском переулке. В течение 70 лет стоял Крест в этом удивительном храме, чудесно сохраненном от закрытия предстательством своего Небесного покровителя- «огнеколесничника» Илии, где теплилась тихая молитвенная жизнь «Зачатьевского уголка» святых икон монастыря и молившихся перед ними монахинь обители, нашедших приют под кровом Ильинского храма. Шли годы, проходили десятилетия, и «Зачатьевский уголок», казалось, полностью «слился» с обликом Обыденского храма. Но неизреченным промыслом Божиим святыням древней девичьей обители готовилась иная судьба. В августе 1991 года было утверждено Сестринство в честь иконы Божией Матери «Милостивая», целью которого стало возрождение Зачатьевского монастыря. Осенью 1992 года сестры стали регулярно приходить на территорию монастыря, а 22 декабря 1992 года первые насельницы Зачатьевской обители- старшая сестра общины Мария (Каледа), будущая игумения монастыря, и несколько сестер Сестринства- радовались новоселью в маленькой «квартирке», перестроенной из келий в одном из монастырских корпусов. Весна 1993 года принесла с собой новую жизнь и для монастырских святынь. В начале апреля в Зачатьевской обители готовились к освящению и к первой Литургии в Надвратном храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя, только что освобожденном арендаторами - сотрудниками Института реставрации. Тогда, по благословению настоятеля Ильинского храма новой монашеской общине были переданы первые святыни обители- Крест-Распятие, а также иконы — св.вмч.Феодора Стратилата, Зачатия св.прав.Анны и свт.Феодосия Черниговского. Это событие произошло накануне Лазаревой субботы, а в день празднования Воскрешения Лазарева, 10 апреля 1993 года в Надвратном храме была совершена первая Божественная Литургия, через 70 лет после закрытия монастыря. С того времени до конца 90-х годов монастырский Крест стоял в Надвратном храме, и все верующие с благоговением поклонялись старинному образу, вновь вернувшемуся в родную обитель. В 1997 году был освящен Зачатьевский храм, устроенный в восточном помещении Нового трапезного корпуса, и Крест был перенесен в новый храм, более просторный по сравнению с Надвратным. В те годы настоятельнице монастыря, матушке Иулиании (Каледа) стали передавать удивительные святыни со Святой Земли. Сначала пожертвовали частицу Древа Креста Господня, затем привезли из Иерусалима малый кусочек горы Голгофы, и, наконец, с великим благоговением, по любви к возрождающейся обители и ее старинным святыням, было передано несколько затвердевших капель Святой Крови Господа Иисуса Христа. Монастырский ювелир изготовил особые мощевики для этих святынь, и они были вставлены в нижней части Креста. С тех пор все больше и больше верующих стали узнавать о монастырском кресте и приходить поклониться удивительным святыням со Святой Земли.

    В 2010 году в монастыре совершилось историческое событие- Великое освящение воссозданного Собора Рождества Богородицы. Ко дню освящения в Собор перенесли основную часть главных монастырских святынь. Старинный Крест –Распятие нашел свое место в южной части четверика Собора. Через два года Крест стал нуждаться в срочной реставрации, и тогда же был отреставрирован и поновлен старинный серебряный венец у Спасителя, с дополнением его убранства малыми драгоценными камешками. Крест-Распятие с благоговением почитается сестрами и паломниками монастыря. В Великий Четверг вечером, перед службой утрени Великого Пятка с чтением 12 Страстных Евангелий, Крест выдвигают в центр соборного храма, и все последование службы совершается перед Крестом. К празднику Воздвижения Креста Господня его украшают цветами. Каждый день перед Крестом молятся верующие о своих скорбях, исповедуют свои страсти и немощи, лобызают подножие Креста и возносят сердечное благодарение и хвалу волею Распеншемуся за нас на нем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу. «Радуйся, Живоносный Кресте!»

    Крест-Распятие храма Сошествия Святого Духа

    В Храме Сошествия Святого Духа есть драгоценная святыня-Крест с изображенным на нем Спасителем. Сам деревянный Крест-современный, а написанный на холсте Спаситель, точнее Его Лик и верхняя часть корпуса- наследие старинной росписи храма, выполненной в конце XIX-начале XX века, еще до закрытия монастыря. В советские годы храм Сошествия святого Духа, некогда служивший местом молитвы для пожилых, немощных монахинь, проживавших тут же, в богадельне, соединенной с храмом, был обезображен, лишен и купола, и внутреннего убранства, полностью перепланирован и превращен в официальное государственное учреждение. С начала возрождения монашеской жизни в стенах обители в 1992 году до начала восстановительных работ в Свято-Духовском храме прошло 8 лет, в течение которых постепенно, шаг за шагом, молитвой, крестными ходами, чтением Псалтири, воодушевляемые верой и любовью к родной обители, настоятельница монастыря матушка Иулиания с сестрами «отвоевывали» храм от занявших его арендаторов, с упорством не желавших покидать храм, даже после издания Постановления Правительства Москвы о передаче строения монастырю. Милостью Божией, в 2000 году Матушка получила ключ от одного из помещений в пристройке, а затем и все здание было освобождено, и сразу же начались ремонтно-реставрационные работы по воссозданию первоначального облика храма. Необходимо было восстановить планировку, разобрать второй этаж, раскрыть заложенные арки, найти место окнам и дверям, одним словом, трудов было много. Но Господь не оставлял Своей помощью и укреплял различными чудесными открытиями. Одно из них -запрестольный образ Распятия Спасителя.

    В 2001 году под праздник Вознесения Господня на восточной стене храма, над горним местом был обретен образ - Лик распятого Господа, фрагмент стенной росписи над Горним местом в алтаре-Спасителя, распятого на Кресте (Обнаружили его архитектор Б.Г. Могинов, руководивший работами, и художник-реставратор А.Чепурной в ходе восстановительных работ, проводившихся тогда в помещениях храма). Спасение этого замечательного образца русской фресковой живописи (некоторые из специалистов предполагают, что образ написан В. М. Васнецовым либо кем-то из его ближайших учеников под непосредственным руководством мастера) - настолько замечательная страница в истории реставрации вообще, что достойно отдельного рассказа. Сохранить образ (кроме которого из старых фресок в храме практически ничего не сохранилось) смог реставратор Юрий Пахомов, использовав уникальную технику. Изображение было аккуратно снято со стены целым куском вместе со штукатуркой, после чего штукатурка слой за слоем была осторожно удалена вплоть до грунта, и грунт вместе с изображением наклеили на холст. Ранее реставратору с помощниками доводилось производить подобные работы (например, в храме св. Георгия Победоносца в Бейруте), но всегда натянутый на подрамник холст вместе с изображением передавался в музей. В данном же случае, поскольку размеры изображения примерно соответствовали величине распятия, которое обычно используется в храме для молитвы, изображение с помощью новой основы – холста было затем перенесено на специально вырезанный из дерева по традиционной технологии деревянный крест. Впервые в истории реставрации произведение монументальной живописи, спасенное таким образом, обрело новую жизнь не в музее, а в храме, символически соединив две эпохи в истории нашей Церкви. Ныне это распятие находится в Свято-Духовском храме.

    Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа. Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы. Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.

    Орудие смерти, ставшее символом жизни

    Христианский крест - это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов - карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.

    В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.

    Восьмиконечный крест - символ православия

    Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

    В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение "крест святого Лазаря", это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

    Внешние особенности православного креста

    Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя - большая, а верхняя - малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.

    Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники - по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.

    Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках - арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.

    О законе золотого сечения

    Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

    Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

    Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

    Закон построения православного креста

    На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

    Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

    Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

    Крест Голгофа

    Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

    Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета - с Ветхим.

    Смысл изображения копья на кресте Голгофа

    Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

    В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства - Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

    Значение изображения трости и губки

    Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.

    Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.

    Символические надписи на монашеском кресте

    У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя - Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями - славянским начертанием слов "Сын Божий" и греческим НИКА, что в переводе означает "победитель".

    На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней - «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».

    Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А - Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.

    Бессмертие, дарованное по вере

    Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.

    В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.

    Нательный символ христианской веры

    Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

    Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

    Два вида нательных крестов в Древней Руси

    На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

    Наряду с ними появились и так называемые энколпионы - также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в священников и митрополитов.

    Главный символ гуманизма и человеколюбия

    За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.

    Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла - видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.