• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.

    Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).

    Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).

    Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.

    Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.

    С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

    Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.

    Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.

    Митрополит Каллист Уэр, “Начало дня”.

    Божественное откровение

    В начале каждого дня, на богослужении, называемой «Утреней», Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне!» Бог явил нам себя, — в этих словах заключена первооснова христианского учения.

    Всё, что Бог откыл о Себе людям, чтобы они могли верно знать и достойно чтить Его, называется божественным Откровением. Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем людям, желающим его принять. Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие и распространил его по Вселенной через Своих учеников и апостолов Воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

    Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух. Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

    Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все — видимое и невидимое. Бога мы называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущей волею держит в Своей силе и власти все сотворенное Им, над всеми владычествует и царствует.

    Бог Вечный — Все, что мы видим в мире, имеет свое начало и конец. Один только Бог всегда был и всегда будет.

    Бог Всемогущий — может сделать все, что пожелает. Только для одного Бога нет ничего невозможного. Он захотел сотворить мир и сотворил его по одному Своему Слову.

    Бог Вездесущий — везде находящийся. Бог всегда, во всякое время находится везде. Никто, никогда и нигде не сможет укрыться от Него.

    Бог Всеведущий — все знающий. Только один Бог знает все: что было, есть и будет.

    Бог Всеблагой — для всех творящий благо. Люди не всегда бывают добрыми для своих друзей и близких. Только Бог любит нас всех в высшей степени. Бог всегда готов дать нам всякое добро и благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Часто мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

    Бог Всеправедный — в высшей мере справедливый. Бог всегда хранит правду и справедливо относится к людям.

    Бог долготерпелив — Он терпеливо ждет, что мы сами устыдимся своих проступков, исправим свою жизнь покаянием и добрыми делами.

    Бог есть любовь — Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость. Для этого Он и создал нас и мир для нас.

    Все свойства Божии исходят, как солнечные лучи, от Триединого Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Эти Божественные Лица являются единой Святой Троицей.

    Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой православной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания. От начала мира и до Моисея не было священных книг, а учение о вере Божией передавалось устно, преданием, то есть словом и примером, от одного другому и от предков к потомкам. Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгою (писанием). Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. И это вполне понятно, потому что книгами могут пользоваться не все люди, а предание доступно для всех без исключения.

    В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа, некоторые святые люди записали самое главное в книги. Сам Бог Дух Святой невидимо помогал им, чтобы все, что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим, через освященных на то от Бога людей (пророков, апостолов и других) называются Священным писанием, или Библией. Библия для христиан — выше всего, что было когда-то написано, это Книга Книг. Библия это Слово Божие. С её страниц к нам обращается Сам Бог. Все книги Священного писания написаны разными людьми и в разное время, но все под водительством Святого Духа.

    Библия делится на две части: на книги Ветхового Завета и на книги Нового Завета. Книги Ветхого Завета написаны до Рождества Христова, а книги Нового Завета — после Рождества Христова. Слово «завет» означает завещание, так как в этих книгах содержится Божественное учение, завещанное Богом людям. Кроме того, слово «завет» еще означает союз или договор Бога с людьми.

    Почему Бог сотворил мир?

    Мы живем в огромном прекрасном мире. Мир — это Божия забота об устройстве всего созданного, действие премудрой и всеблагой воли Божией.

    Сотворение мира имеет смысл, так как Бог разумен и мудр. Человек тоже наделен разумом, но возможность понять, для чего Господь задумал то или другое, для нас остается тайной, открывающейся нам отчасти, так как человеческие чувства и разум ограничены. Они развиваются по мере духовного роста человека.

    Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть Своей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир — любовь или ненависть, — он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы люди, животные, растения — связаны друг с другом и не можем жить друг без друга, не можем жить и без всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

    Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

    Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это — любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.

    Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие. Но, поставленный над всем живым миром, человек не всегда совершает добрые дела: зло, зависть, жестокость приводят к войнам, гибели людей. Мир стал ареной борьбы между добром и злом.

    Всегда ли таким был мир Божий? Нет. Мир был сотворен Богом как Царство Божественной Любви, Свободы и Красоты, и сам человек был создан по образу и подобию Божьему.

    Как Бог сотворил мир?

    Господь сотворил мир за шесть дней, седьмой день стал днем покоя. Однако точно назвать продолжительность каждого дня мы не можем. Нам известно, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

    Прежде всего Им был создан невидимый духовный мир ангелов.

    Ангелы — духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатью Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут. Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово «ангел» означает «вестник».

    Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти. Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.

    Ангельский духовный мир не весь пребывал в доброте и Божественной любви. Нашелся в те давние времена среди добрых ангелов коварный ангел по имени Денница, который возгордился своим могуществом и стал увлекать за собой других. Он начал клеветать на Бога, противиться Божественной воле. Он стал темным, злым духом — диаволом (клеветником), или по-иному сатаной (противником). Ему удалось соблазнить и некоторых других ангелов, которые тоже начали гордиться собой, не подчиняться воле Божией. Они также стали злыми духами — бесами.

    Тогда выступил против злой силы один из ангелов Божиих — архангел Михаил и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на небе война. Не смогла злая сила устоять против ангелов Божиих, и упал Сатана вместе с бесами вниз в подземный мир — преисподнюю (или ад) — в место вдали от Бога, где они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Бесы стараются коварством или хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему злые желания, чтобы погубить. Так возникло зло в Божием творении. Злом называют все, что делается против Бога, человека и окружающего нас мира, все, что нарушает волю Божию.

    А все оставшиеся верными Богу ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом. Они никогда не нарушают волю Божию и уже никогда не могут творить зла, поэтому их называют святыми ангелами.

    После сотворения духовного мира Бог сотворил одним Своим Словом мир видимый: землю, которая была неустроенна, — безвидна и пуста, покрыта тьмой, и Дух Божий носился над нею. И сказал Бог: «Да будет свет!» И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Это и был первый день творения.

    Во второй день Бог создал твердь и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом.

    И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, — и явилась суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод — морями. Он повелел земле произрастить зелень, траву, плодовитые деревья — и покрылась земля всевозможными растениями. И это был день третий.

    В четвертый день по Слову Божиему засияли над землей светила небесные: солнце, луна, звезды.

    В пятый день Бог заселил моря рыбами, а землю — пресмыкающимися и птицами.

    В шестой день на земле появились звери земные и скот. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями земными…

    Как Бог сотворил человека?

    Взял Господь тело человека от земли и вдохнул в него дыхание жизни. И назвал Он первого человека Адамом, что значит «подобный» или «взятый от земли». Следовательно человек был создан из того, что уже существовало, но было бездушным, не имело души. Господь создал человека по Своему Образу и Подобию. Под Образом Божиим, нужно понимать данные Богом человеку силы души: ум, волю, чувство; а под Подобием Божиим нужно понимать способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу, — совершенствоваться в стремлении к истине и добру, то есть в человека было вложено Божественное начало. Человек мог творить мир вокруг себя и хранить его.

    Бог очень любил Адама и повелел ему ухаживать за садом, заботиться о растениях и животных. Адам жил в прекрасном саду, который назывался Раем. В Раю был вечный мир. Человек был царем над всеми, звери и птицы покорялись ему, потому что только человека Бог одарил разумом.

    Адам дал названия всем живым существам. Он благоустраивал мир и вносил в него Божественную благодать, которую получал от общения с Богом. Что такое благодать? Это Божественная сила, которой Господь нас всех согревает, которую может чувствовать каждый из нас и которая наполняет нас радостью, любовью, добром.

    У каждого животного была подруга, только Адам был совсем один. Милосердному Богу стало жаль Адама, и Он решил: «Нехорошо быть человеку одному». Навел Бог на Адама крепкий сон, вынул из груди его ребро и создал женщину. Адам очень обрадовался ей и назвал ее Ева, что значит «жизнь». Адам очень любил свою жену, а она любила его и помогала во всем.

    Как грех пришел в мир?

    Посреди Рая Бог посадил два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Жизнь людей в Раю была исполнена радости: совесть их была спокойной, разум был светлый, а сердце — чистым. Бог заботился о них, как любящий отец. Бог создал людей как ангелов, для того чтобы они любили Бога и друг друга. Для этого бог стал учить людей любви. Он дал им полную свободу и маленькую заповедь-завет (повеление) — не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, люди могли проявить свою любовь и внимание к желанию Того, Кого любили. Адам и Ева с радостью приняли этот завет. И царили в Раю любовь и согласия…

    Дьявол позавидовал райскому блаженству людей и задумал лишить их Божией благодати. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. Увидев Еву, змей стал искушать ее, предлагая отведать плодов с этого дерева. Сказал змей: «В день, в который вы вкусите плода, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ева сначала отказывалась, помня завет Божий, но соблазнительная речь змея и привлекательный вид плода подействовали на нее. Она сорвала плод с дерева, стала его есть и дала Адаму.

    Люди поддались искушению, нарушили волю Божию — согрешили. Они отделили себя от Бога. В мир, во все творение Божие пришло зло, которое до того не имело места в мире. Этот первый грех называют первородным грехом, так как он дал начало всем последующим грехам в людях.

    Согрешив, люди не получили ни радости, ни совершенства, они лишились душевного спокойствия, их стала мучить совесть.

    Бог, по Своему милосердию, стал призывать их к покаянию — осознанию своей вины. Он ждал, что люди раскаются и попросят прощения. Однако грех отдалил людей от Бога. Адам и Ева не раскаялись, они перекладывали вину за содеянное друг на друга и на змея.

    Больше людям нельзя было оставаться в Раю — безгрешном месте, и они были изгнаны. Господь предсказал Адаму и Еве все тяготы жизни. Которые предстоит испытать людям на земле, прежде чем они снова обретут Царствие Небесное.

    Почему же Господь попустил зло? Почему человек оказался таким несовершенным и не мог противостоять злу?

    Над этими вопросами люди размышляли во все времена. Человек по своей природе был всегда свободен. В его общении с Богом не было никакого принуждения, лишь согласие и любовь. Но жизнь человека всегда наполнена желанием все изведать, всего достичь, все познать. Довольно сложно бывает человеку избежать соблазна греха — внешней привлекательности и кажущийся легкости сделать или получить что-то, что человеку не позволено и даже вредно. Каждый миг жизненного пути — это миг выбора пути. Не всегда человек идет путем добра и справедливости, но каждый для себя этот путь определяет самостоятельно. Чем больше у человека добра и правды в душе, тем ближе он к Богу, тем больше у него сил удержаться от дурных соблазнов.

    «Закон Божий», протоирей Серафим Слободской.
    «Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви», митрополит Московский Филарет (Дроздов).

    Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселенной используется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

    Сотворение Мира. Микеланджело

    Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

    Шесть дней сотворения мира.

    Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

    Первый день Сотворения мира.

    В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

    Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

    Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

    Второй день сотворения мира.

    И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

    Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

    Третий день сотворения мира.

    И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

    В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.


    Густав Доре. Сотворение мира

    Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет - и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

    Четвертый день сотворения мира.

    И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

    Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.


    Сотворение Мира - день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

    Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы - и, в целом, сведены к природной реальности.

    Пятый день Сотворения мира.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.


    Сотворение мира. Якопо Тинторетто

    И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

    Шестой день Сотворения мира.

    И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

    Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

    Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

    Сотворение мира Богом из ничего.

    Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo . Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

    Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

    Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует . Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

    История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

    Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что , на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

    Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике : Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован . Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …» . В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

    Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль .

    Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.



    Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота - У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци - энергию (или колебания) и в конечном счёте всё, что существует.

    Христианство



    Центральной догмой творения в современном христианстве является лат. Creatio ex Nihilo - «сотворение из ничего», в которой создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте (лат. productio totius substantia^ ex nihilo sui et subjecti), переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира. Процесс сотворения мира описан в первых 3 главах книги Бытие. Согласно Библии, мир был сотворён за 6 дней, когда на 6-й, последний день, был создан первый человек.

    Часть христианских деноминаций (например, католики) не требуют от верующих понимания первых глав Бытия как буквального описания процесса творения и разрешает рассматривать их как аллегорический рассказ о создании мира Богом.

    Многие из современных православных теологов предписывают понимать здесь под днём некоторый этап творения мира, по длительности не соответствующий астрономическим суткам в точности.

    В то же время в современном православии достаточно много богословов настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытие. Евангельские христиане и протестанты (лютеране и др.) в основном придерживаются буквально 6-дневного творения мира.

    Джайнизм



    Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания.

    Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.

    Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других - омерзительные существа черного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.

    Средний мир состоит из океанов, континетов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решетки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.

    Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населенные многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке вселенной), пребывают сиддхи - освободившиеся души.

    В джайнизме имеется огромное число божеств, кторые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в свое прошлое состояние.



    Мир был создан то ли из некоего космического яйца, то ли из первичного тепла, то ли из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела), но в любом случае этому предшествовал некий космический половой акт, хотя и совершенно не ясно, кого с кем. Как написал автор «Гимна о сотворении мира» (часть Ригведы):

    Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.
    Не было признака дня или ночи.
    Дышало, не колебля воздуха, по своему закону
    Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.
    Оплодотворители были. Силы растяжения были.
    Порыв внизу. Удовлетворение наверху.
    Откуда это творение появилось:
    Может, само создало себя, может, нет -
    Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,
    Только он знает. А может быть, и он не знает?



    В ортодоксальном буддизме отрицается вечное существование богов, сотворение мира, существование души.
    Сотворение мира в Коране описывается несколько не так, как в Библии. Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днем считается пятница. «Господь твой - Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль А’раф» (7:54) По мнению современных исследователей Корана, слово «айам», один из переводов которого - «дни», следует толковать как обозначение длительного периода времени, эпохи, а не как «день» (двадцать четыре часа). «Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4)

    Cоздание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще. «И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединенными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Cоздание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг). «Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах - для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.



    Существует Высшая сила, которая называется Ацмуто, что в переводе означает – «сама по себе» или суть, сущность. Эта сила непознаваема в принципе, потому что не имеет связи с творением.

    В Ацмуто возникла мысль: создать творение с целью его насладить.

    Мысль создать творение для того, чтобы наполнить его абсолютным наслаждением, называется «Творец». (Сама эта мысль!) Результатом этой мысли, ее отпечатком, является творение, которое наслаждается этой мыслью. В какой мере оно может наслаждаться ею? В мере своего подобия. Эта мысль – совершенство, она наивысшая. Поэтому привести творение к совершенству, к наслаждению, значит поднять его на уровень этой мысли, Замысла Творения. Подобие этой мысли означает в творении его исправление и возвышение, достижение им наивысшего, наилучшего состояния.



    «Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» Талмуд (трактат Хагига 12:1) «Словом Бога сотворены небеса» (Теhилим 33:6). В талмудической литературе о Всевышнем часто говорят:«Тот, Кто сказал, - и возник мир». «Десятью речениями создан мир» (трактат Авот 5:1).

    Согласно Торе, Бог - Творец всего мира, видимого и невидимого, материального и духовного, однако её рассказ о сотворении мира нуждается в некоторых пояснениях.

    Бог сотворил мир не из имевшихся прежде и не из созданных Им материалов, а совершенно из ничего. Конечно, понять это очень непросто: ведь здесь человеческий разум вплотную приближается к той грани, за которой обычная логика бессильна. До момента творения не существовало не только каких-то "подручных материалов" - не было пространства и времени, созданных затем Богом точно так же, как и всё остальное.

    Бог создал мир по определённому плану, по определённой программе. Мир был сотворён не мгновенно, а в результате длительного процесса, включающего семь периодов, называемых в Торе "днями".
    О продолжительности каждого из них можно только гадать, но комментаторы Торы любят ссылаться на псалом, в котором говорится, что "у Бога один день, как тысяча лет".

    Бог не создавал мир своими собственными "руками", как, например, скульптор. Он говорил: "Да будет..." - и становилось именно так, т. е. Он создавал мир словами, или, как принято говорить, "речениями". У Бога нет различия между словом и делом.

    Начиная с определённого момента уже созданный мир становится соучастником творения, сподвижником Бога в Его творении. Бог говорит: "Да произрастит земля..." (Быт. 1.11), и земля включается в процесс творения. Бог говорит: "Да произведет вода..." (Быт. 1.20), и вода тоже начинает творить. "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1.25). Однако мир приобретает смысл и завершённость только после сотворения человека.


    Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае.

    Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала - Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь - землей.

    Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность - вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие вэнь приобрело значение - слово. Первыми появились книги конфуцианского канона: Книга перемен - Ицзин, Книга истории - Шу цзин, Книга песен - Ши цзин XI - VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала - Ли цзи, Записи о музыке - Юэ цзи; летописи царства Лу: Весна и Осень - Чунь цю, Беседы и суждения - Лунь юй. Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.).

    В книгу История династии Хань он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I - II вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник - Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли - быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси - хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце).

    Зороастризм



    Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания. По этой концепции, мир существует на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет.

    Первый период - предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»).

    Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населенного «тварями». Ахура-Мазда создает небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создает планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер.

    Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошел род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.

    Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра.

    В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века - Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти - творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище.

    В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвертого периода(после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а все что останется после этого, обретет вечную жизнь.

    Мифы Древнего Египта



    Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог солнца Ра, а потом все остальное. Прежде всего Ра создал из самого себя первую пару богов – Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб (земля) и Нут (небо). У Геб и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Легенда о них приводится в этой статье.

    Осирис и Исида стали родителями бога-сокола Хора. Нефтида тоже имела ребенка от Осириса -бога бальзамирования Анубиса с головой шакала. Супругой Хора считалась Хатхор, богиня любви, музыки и танца. Ра в своей ладье каждый день проплывал по небу. А каждую ночь бог солнца совершал полное опасностей путешествие по подземному миру, где должен был победить олицетворение мрака и тьмы – змея Апопа, чтобы утром снова появиться на небосклоне.