• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Тип урока: практическое занятие

    Форма проведения урока: он- лайн

    Технология: элементы проблемно-поисковой технологии

    Ожидаемый результат:

      уметь применять теоретические знания по кинематике при решении экспериментальных задач;

      владеть терминологией на казахском, русском и английском языках, по кинематике.

    Структура урока:

      Организация начала урока – 2 мин

      Актуализация опорных знаний – 2мин

      Осознание и осмысление учебного материала – 3 мин

      Проверка домашнего задания -3 мин

      Решение экспериментальных задач- 30 мин

      Подведение итогов урока. -2 мин

      Задание на дом – 1 мин

      Рефлексия – 2 мин

    Ход урока:

    Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов
    И. Ньютон

    (слайд №3)

    I .Организация начала урока ( Психологический настрой на урок)

    Идя по дорогам открытий, мы с вами встречали великих ученых, чей жизненный творческий подвиг не оставлял нас равнодушными. Но в каждом их открытии был неоценимый вклад предшественников. Однажды великий английский ученый Исаак Ньютон сказал: «Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов». Эти слова могут послужить эпиграфом к нашему уроку.

    II .Актуализация опорных знаний

    Блок-схема (Виды механического движения)

    (слайд №4)

    III .Осознание и осмысление учебного материала.

    Повторение основных понятий и формулы физических величин

    А) Прямолинейное равномерное движение

    Б) Прямолинейное равноускоренное дви жение

    В) Решение графической задачи

    На прошлом уроке мы рассмотрели графический способ определения пути пройденного телом за некоторый интервал времени, как одного из оптимального метода решения задач. Воспользуемся этим способом для нахождения средней скорости на определенном участке пути.

    Путь, пройденный телом за определенный интервал времени, равен площади фигуры, ограниченной графиком скорости.

    Г) Терминологический словарь

    Russian

    Kazakh

    English

    Механика

    механика

    mechanics

    Кинематика

    k инематика

    kinematics

    Механическое движение

    механикалық қозғалыс

    mechanical motion

    Материальная точка

    материялық нүкте

    material point

    Координата

    координата

    coordinate

    Перемещение

    орын ауыстыру

    transferring

    Скорость

    жылдамдық

    speed

    Ускорение

    үдеу

    acceleration

    IV . Проверка домашнего задания

    На прошлом уроке было дано задание изготовить прибор для изучения закона падения тел, и используя основное свойство равноускоренного движения доказать, что свободное падения является равноускоренным .

      Возьмите шесть одинаковых грузиков (например, шесть одинаковых пуговиц, шурупов или гаек) и подвяжите их к обыкновенной нити так, чтобы расстояние между грузиками относились между собой, как 1:3:5:7:9. Если первое расстояние вы возьмете равным, например, 7 см, то второе должно быть равно 21 см, третье – 35 см, четвертое – 49 см, пятое – 63 см.

      Держите прибор за шестой грузик так, чтобы первый грузик лежал на сиденье или, еще лучше, на дне ведра или таза.

      Отпустите грузик и слушайте удары. Эти удары должны совершаться через равные промежутки времени, хотя все грузы проходят разные расстояния. Почему? Докажите аналитическим способом.

    V .Решение экспериментальных задач

    Задача №1

    Исследуйте зависимость скорости равноускоренного движения от времени

    Цель: проверить утверждение, что скорость тела, движущегося равноускоренно по прямой, изменяется прямопропорционально времени движения.

    Оборудование : штатив, наклонная рейка, каретка, секундомер, датчики.

    Из определения ускорения следует, что скорость тела V, двигающегося прямолинейно с постоянным ускорением, спустя некоторое время t после начала движения может быть определена из уравнения: V = V + at ( 1). Если тело начало двигаться, не имея начальной скорости, то есть при Vo = 0, это уравнение становится более простым: V = at (2). Отсюда следует, что тело, двигаясь из состояния покоя с постоянным ускорением а, спустя время t 1 с момента начала движения, будет иметь скорость V 1 = at 1 спустя время t 2 его скорость будет V 2 = at 2 , спустя время t 3 — скорость V 3 = at 3 и т.д. Причем, можно утверждать, что V 2 : V 1 = t 2 : t b ; V 3 : V , = t 3 : t 1 и т.д. (3).

      Измеряют перемещение, которое каретка совершит, двигаясь между датчиками;

      Производят пуск каретки и измеряют время ее движения между датчиками;

      Повторяют пуск каретки 6-7 раз, каждый раз записывая показания секундомера;

      Вычисляют среднее время движения каретки t ср на участке;

            По формуле определяют скорость, с которой двигалась каретка в конце первого участка;

            Увеличивают расстояние между датчиками на 5см и повторяют серию опытов для 2S ,и вычисляют значение скорости тела в конце второго участка: V 2

            Проводят еще две серии опытов, увеличивая в каждой серии расстояние между датчиками на 5 см. Так находят значения скорости V 3 и V 4 .

            По полученным данным проверяют справедливость отношений: V 2 : V 1 = t 2 : t 1 V 3 : V 1 = t 3 : t 1 Е)Окончательный результат

    Задача №2


    Оценить время реакции экспериментатора при помощи деревянной школьной линейки

    длиной 30 см .

    Помощник держит линейку так, что она свисает вниз, причем нулевое деление, удобно иметь снизу. Экспериментатор держит большой и указательный палец правой руки так, что нижний конец линейки находиться между пальцами и ему легко схватить падающую линейку. Помощник неожиданно отпускает линейку, экспериментатор зажимает ее пальцами так быстро, как сумеет. Линейка успеет пролететь некоторое расстояние – его можно измерить по ее же делениям, удобно вначале держать пальцы напротив нулевого деления. По этому расстоянию определим время падения, считая движение линейки равноускоренным. Такие движения изучал еще в 16 веке Галилео Галилей. Он установил, что эти движения равноускоренные, и ускорение направленно по вертикали вниз. Его эксперимент, в котором он бросал предметы вниз с Пизанской башни и впервые выяснил, что легкие предметы падают вниз так же быстро, как и тяжелые, вошел в 10 лучших опытов века. Рассмотрим мысленный эксперимент Галилея

      Мысленный э ксперимент Галилео Галилея

    Видеоролик №4

      Подведение итогов.

    Наблюдения и опыт — вернейшее средство познания природы

    Галилео Галилей

      Домашнее задание:

    План-конспект урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения»

    Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики.

    Назначение: обмен опытом с коллегами по организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.
    Описание: данный конспект предназначен для учителей физики при первичном знакомстве и изучении темы «График равномерного прямолинейного движения». Материал имеет тесную связь с предметом математика, поэтому может быть использован для проведения интегрированного урока.

    Цель урока: знакомство с уравнением и графическим способом описания прямолинейного равномерного движения.
    Задачи:
    Обучающие:
    Научить читать и строить графики прямолинейного равномерного движения для различных тел (движущихся с отрицательной и положительной скоростью, с начальной координатой и без таковой);
    Развивающие:
    Развивать понимание смысла физических величин;
    Развивать функциональную грамотность, а именно: умение сравнивать, анализировать, пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты;
    Воспитательные:
    Воспитывать познавательный интерес к предмету, внимательность и наблюдательность,укреплять межпредметные связи,
    Воспитывать культуру оформления записей в тетрадях;
    Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
    Межпредметная связь: математика, география, технология, черчение.
    Приборы и материалы: раздаточный материал: координатные системы, карточки с заданиями (см. Приложения 1,2) ; презентация «График равномерного прямолинейного движения», иллюстрации, плакаты по теме урока.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест).
    Начать наш урок я хочу фразой Н. Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
    Чтобы информацией или сведениями о чем–либо владеть, нужно уметь их получать.
    Как можно получать и передавать информацию?
    Ответы учащихся: Словами, текстом, таблично, изобразить схемой или рисунком, начертить в виде графика.

    Прочитаем тему урока, подумаем, что сегодня на уроке нам предстоит делать? Как?
    Ответы учащихся: знакомиться с графиками, сравнивать движение, строить графики.
    С графическим способом представления информации вы уже встречались: прогнозы погоды, график успеваемости по классу (по нему легко увидеть предметы, по которым много хороших оценок), кардиограмма, сравнительные биржевые сводки.


    Работа с графиками очень удобна и полезна и пригодиться нам в дальнейшем.

    2. Актуализация изученного материала.
    Отвечаем на вопросы:
    1. Что изучает наука физика?
    Физика - это наука о природе, изучающая наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения
    2. Что называют механическим движением?
    Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.
    3. Что называется траекторией?
    Линия, описываемая в пространстве этой точкой при ее движении.
    4. Что такое скорость? Скорость - это постоянная величина, равная отношению перемещения тела ко времени, за которое произошло перемещение
    5. Расчетная формула
    6. Назвать по рисунку виды движения
    А) по траектории: прямолинейное или криволинейное Б) по скорости: равномерное или неравномерное


    Наиболее простой вид движения: прямолинейное равномерное (путь равен перемещению, скорость постоянна) с которым мы познакомились на прошлом уроке.
    На примере такого движения мы начнём работать с одним из способов описания и изучения физических процессов – графическим способом.

    3. Изучение нового материала.
    Сегодня мы вспомним из курса географии понятие координата .
    Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.
    Координата в физике также числовая величина, показывающая, где находится точка в заданное время.
    Обозначается – Х , измеряется в метрах.

    При расчетах и построениях важно учитывать систему отсчета.
    То есть, в момент начала движения тело может находиться в точке, которую мы принимаем за начало отсчета (ее координата будет «о») или может быть смещено и иметь - Х0 начальную координату.


    Уравнение прямолинейного равномерного движения позволяет решать главную задачу механики – находить положение тела в любой момент времени.
    Обратите внимание, что скорость и начальная координата не меняются, в уравнении будет изменяться координата и время.
    Из курса математики нам известно аналогичное уравнение - это уравнение прямой (линейная зависимость):
    Следовательно, графически обе зависимости будут выглядеть одинаково.
    Строим ось абсцисс и ось ординат. Учитель контролирует выполнение учащимися всех этапов работы в тетрадях.
    Оси нужно подписать не только величинами, но и указать единицы измерения.
    Для построения графика прямолинейного равномерного движения нужно знать не менее двух точек. Числовые значения принято записывать в виде таблицы рядом с координатными осями.

    Пример 1
    Построим график движения варана, если известно, что он движется из начала координат и его скорость 3м/с.


    Далее учащимся выдается лист с выполненными осями и таблицей для быстроты выполнения дальнейшей работы.
    (Приложение 1)

    Пример 2
    Построим график движения, если известно, что велосипедист движется со скоростью 5м/с из точки с начальной координатой 10 м.


    Пример движения велосипедиста показывает нам, как важно правильно выбрать масштаб изображения на графике.
    В географии это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительным размерам. В черчении и технологии - это соотношение размеров предмета на чертеже к его действительным размерам.
    Для нас сегодня масштаб - это соотношение размеров физических величин на условном графическом изображении .
    В одной клеточке мы можем принять и 1 м и 2 м и 5 м и 10 м по вертикали. По горизонтали можно принять 0,25с, 0,5с, 1с и более.


    Пример 3:
    Построим в этой же системе координат график движения вертолета, если известно, что он движется со скорость -20м/с из точки с начальной координатой 15м.


    4. Закрепление изученного материала
    Ученики объединяются в группы по 3 человека. Группы формируются учителем с учетом способностей и психологической совместимости. Задание предполагает обсуждение и совместное выполнение: построение графиков двух (а при наличии достаточного времени и более) тел на одном листе.
    Один ученик выполняет графическую часть задания: строит оси, выбирает масштаб, находит точки и соединяет их, подписывает работу.


    Два других ученика получают карточки с заданиями (Приложение 2) , выполняют расчеты и заполняют таблицы. После выполнения задания нужно дать оценку своей работе в группе каждому участнику.
    Для сильных учащихся следует предусмотреть дополнительные задания. Например, если в группе были карточки №1 и 2, то в случае быстрого выполнения этим ученикам можно предложить еще карточки №3 и 4.

    5. Подведение итогов.
    Не всегда привычная для нас словесная или текстовая форма передачи информации самая эффективная.
    Что мы это сегодня узнали и чему научились?
    Ответы детей: На этом уроке мы научились описывать ПРД графическим методом, строить, сравнивать и понимать графики; пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты; правильно оформлять записи в тетрадях; работать самостоятельно и в коллективе, поняли взаимосвязь физики с другими науками.
    А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою коллективную работу.


    Самооценка. На доске вывешиваются правильные варианты решения.


    Выставьте свои оценки на коллективный лист.

    9 класс

    Урок 4

    Тема урока: « Прямолинейное равномерное движение».

    Цели урока: сформировать понятие о прямолинейном равномерном движении; выяснить физический смысл скорости движения тела;научить учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении; научить учащихся строить и читать графики зависимости скорости и координаты от времени.

    Ход урока

    I. Повторение предыдущего материала

    Фронтальный опрос

    1. Какое движение называется механическим ?

    2. Что называется материальной точкой ?

    А) поезд движется из Барнаула в Бийск;

    Б) осуществляется посадка пассажиров.

    4. Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:

    А) самолет совершает перелет;

    Б) человек движется в лифте;

    В) футболист на поле.

    5. Что такое система отчета ?

    6. Что такое траектория, путь, перемещение ?

    7. В каких случаях проекция перемещения на ось положительная, в каких отрицательна?

    8. Какой вид имеет уравнение для нахождения координаты тела в любой момент времени?

    II. Изучение нового материала

    1. Определение прямолинейного равномерного движения. Векторный характер скорости. Проекция скорости в одномерной системе координат.

    Равномерным прямолинейным движением называют такое происходящее по прямолинейной траектории движение, при котором тело (материальная точка) за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

    Перемещение тела в прямолинейном движении обычно обозначают s . Если тело движется по прямой только в одном направлении, модуль его перемещения равен пройденному пути, т.е. |s|=s . Для того, чтобы найти перемещение тела s за промежуток времени t , необходимо знать его перемещение за единичное время. С этой целью вводят понятие скорости v данного движения.

    Скоростью равномерного прямолинейного движения называют постоянную векторную величину, равную отношению перемещения тела к промежутку времени, в течение которого было совершено это перемещение:

    v=s/t. (1)

    Направление скорости в прямолинейном движении совпадает с направлением перемещения.

    Поскольку в равномерном прямолинейном движении за любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения, скорость такого движения является величиной постоянной (v=const ). По модулю

    v=s/t. (2)

    Из формулы (2) устанавливают единицу скорости.

    Единицей скорости в СИ является 1 м/с (метр в секунду); 1 м/с есть скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором материальная точка за 1 с совершает перемещение 1 м.

    2.Формула перемещения. Зависимость перемещения от времени.

    Пусть ось Ох системы координат, связанной с телом отсчета, совпадает с прямой, вдоль которой движется тело, а x 0 является координатой начальной точки движения тела. Вдоль оси Ох направлены и перемещение s , и скорость v движущегося тела. Из формулы (1.1) следует, что s=vt . Согласно этой формуле, векторы s и v ּ t равны, поэтому равны и их проекции на ось Ох :

    S

    V


    s x =v x ·t. (3)

    3. Уравнение координаты.

    Теперь можно установить кинематический закон равномерного прямолинейного движения, т. е. найти выражение для координаты движущегося тела в любой момент времени. Поскольку х=x 0 +s x , с учетом (3) имеем

    х=x 0 + v x ·t. (4)

    По формуле (4), зная координату x 0 начальной точки движения тела и скорость тела v (ее проекцию v x на ось Ох ), в любой момент времени можно определить положение движущегося тела. Правая часть формулы (4) является алгебраической суммой, так как и х 0 , и v x могут быть и положительными, и отрицательными.

    4. Графическое представление движения.

    График скорости равномерного движения для случая положительной и отрицательной проекции скорости


    s x =v x ·t. Этопроизведение численно равно площади заштрихованного прямоугольника

    График координаты.

    х=x 0 + v x ·t

    М I


    x 0



    t, c

    х=x 0 - v x ·t


    График I – направление вектора скорости совпадает с направлением оси координат.

    График II – движение тела происходит в сторону, противоположную направлению оси координат.

    Что дает изучение графиков?

    Исследование геометрических особенностей графика дает возможность полностью выяснить кинематические свойства данного движения. Основное же значение графического метода исследования движения заключается в том, что им можно пользоваться и в тех случаях, когда аналитическая зависимость S=f(t) неизвестна. Такие случаи встречаются в задачах теории механизмов и машин, когда движение задается графически при помощи автоматов самописцев, связанных с движущейся частью механизма. По графику координаты или пути можно узнать скорость тела. В поезде, например, применяются самописцы, вычерчивающие автоматически график скорости движения поезда на всем протяжении пути.

    Историческая справка.

    Графики скорости впервые были введены в середине ХIV века архидьяконом Руанского собора Никола Оремом.

    III. Закрепление материала.

    Построить графики зависимости проекции векторов скорости от времени для двух автомобилей, движущихся прямолинейно и равномерно, ели один движется со скоростью 50 км/ч, а другой движется в противоположную сторону со скоростью 70 км/ч.

    Вопросы по закреплению материала:

    Какое движение называется равномерным?

    Как найти проекцию вектора перемещения тела, если известна проекция скорости движения?

    Какой знак может иметь проекция вектора скорости, и от чего этот знак зависит?

    IV. Итоги урока

    V. Домашнее задание. §4, упр.4

    Актуализация знаний Стратегия «Дерево знаний»

    Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих

    Скорость равномерного движения

    С по-ня-ти-ем ско-ро-сти мы стал-ки-ва-ем-ся до-ста-точ-но часто. Из курса ма-те-ма-ти-ки вы пре-крас-но зна-ко-мы с этим по-ня-ти-ем, и вам легко рас-счи-тать ско-рость пе-ше-хо-да, ко-то-рый про-шел 5 ки-ло-мет-ров за 1,5 часа. Для этого до-ста-точ-но раз-де-лить путь, прой-ден-ный пе-ше-хо-дом, на время, за-тра-чен-ное на про-хож-де-ние этого пути. Ко-неч-но, при этом пред-по-ла-га-ет-ся, что пе-ше-ход дви-гал-ся рав-но-мер-но.

    Ско-ро-стью рав-но-мер-но-го дви-же-ния на-зы-ва-ет-ся фи-зи-че-ской ве-ли-чи-ной, чис-лен-но рав-ной от-но-ше-нию пути, прой-ден-но-го телом, ко вре-ме-ни, за-тра-чен-но-му на про-хож-де-ние этого пути.

    Ско-рость обо-зна-ча-ет-ся бук-вой . Таким об-ра-зом, фор-му-ла для вы-чис-ле-ния ско-ро-сти имеет вид:

    В Меж-ду-на-род-ной си-сте-ме еди-ниц путь, как и любая длина, из-ме-ря-ет-ся в мет-рах, а время - в се-кун-дах. Сле-до-ва-тель-но, ско-рость из-ме-ря-ет-ся в мет-рах в се-кун-ду .

    В фи-зи-ке также очень часто при-ме-ня-ют вне-си-стем-ные еди-ни-цы из-ме-ре-ния ско-ро-сти. На-при-мер, ав-то-мо-биль дви-жет-ся со ско-ро-стью 72 ки-ло-мет-ра в час (км/ч), ско-рость света в ва-ку-у-ме 300 000 ки-ло-мет-ров в се-кун-ду (км/с), ско-рость пе-ше-хо-да со-став-ля-ет 80 мет-ров в ми-ну-ту (м/мин), а вот ско-рость улит-ки всего лишь 0,006 сан-ти-мет-ра в се-кун-ду (см/с).

    На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример равномерного движения тела»

    Слайд 2

    На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример неравномерного движения тела»

    слайд 3

    Рассмотрим пример 1 километр

    Урок 2/4

    Тема. Прямолинейное равномерное движение

    Цель урока: ознакомить учащихся с характерными признаками прямолинейного движения рівноприскореного

    Тип урока: комбинированный

    План урока

    Контроль знаний

    Самостоятельная работа «Система отсчета, траектория, путь и перемещение»

    Демонстрации

    Прямолинейное равномерное движение

    Изучение нового материала

    1. Скорость прямолинейного равномерного движения.

    2. Перемещение в случае прямолинейного равномерного движения.

    3. Уравнение для координаты в случае прямолинейного равномерного движения

    Закрепление изученного материала

    1. Решение задач.

    2. Контрольные вопросы

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Простейший вид механического движения - равномерное прямолинейное движение. С этим видом движения учащиеся уже знакомы из курса физики и математики предыдущих классов.

    Ø Прямолинейное равномерное движение - это такое движение, когда материальная точка за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

    Одной из основных кинематических характеристик движения является скорость:

    Ø Скорость прямолинейного равномерного движения - это физическая величина, равная отношению перемещения к промежутку времени t , за который произошло это перемещение.

    Как видим из определения, скорость является векторной величиной: направление скорости совпадает с направлением перемещения. В случае прямолинейного равномерного движения модуль перемещения s совпадает с путем l , поэтому в этом случае можно записать, что

    Единица скорости в СИ - 1 м/с.

    Ø 1 м/с равна скорости такого прямолинейного равномерного движения, при котором материальная точка за 1 с перемещается на расстояние 1 м.

    Вопрос к ученикам во время изложения нового материала

    1. Приведите примеры прямолинейного равномерного движения.

    2. Показывает скорость тела в случае прямолинейного равномерного движения?

    3. Можно ли утверждать, что тело движется прямолинейно равномерно, если оно:

    а) каждую секунду проходит путь, равный 1 м;

    б) движется вдоль прямой в одном направлении и за каждую секунду проходит путь 2 м?

    4. Какая скорость больше: 1 м/с или 3 км/ч.?

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

    Домашнее задание

    Г1 ) - 3.10; 3.12; 3.13; 3.16;

    р2) - 3.26; 3.27; 3.28, 3.31;

    г3 ) - 3.73, 3.74; 3.76; 3.77.