• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Предмет: русский язык

    Класс: 7

    Шацкова Татьяна Викторовна

    МОУ СОШ № 43 г. Волгограда

    Интерактивная доска Smart Board

    Тема «Причастие как часть речи».

    Тема урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

    Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных

    прилагательных».

    Причастия - это невербальные формы, которые сочетают в себе особенности глаголов и прилагательных. Как формы глаголов, они имеют категории времени, ставки и типа. Как прилагательные, они меняются по полу и числу и могут быть членами. Таинства формируются из глагольных форм с разными суффиксами.

    Существуют следующие типы таинств. Настоящее преданное общение означает действие, выраженное как знак, проявляющийся одновременно с действием, выраженным в сценарии. В предложении он обычно выполняет службу согласованного определения, но также может быть частью имени составной точно.

    урока в теме: 18

    Урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

    Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

    выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

    Прошедшее преданное таинство - означает действие, выраженное как знак предварительного действия, выраженный в сценарии. Прошедшее незавершенное общение означает акт, выраженный как знак, предшествующий действию, выражаемому в сценарии, но не имеющим самостоятельного использования.

    Прошедшее незавершенное общение используется в переписывающих и совершенно сложных глагольных формах или самоочевидно в предложении. Прошлые страдания - означает пассивный знак, предшествующий действию, выраженному в сценарии. Предложение может быть согласованным определением части предложения, выраженной существительным, но также составлением сложных форм глаголов для удушающей ставки.

    Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

    Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

    Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board .

    Преданность - невербальная, неизменная форма глагола, что означает действие, выполняющееся одновременно с действием, выражаемым сценарием. В предложении депривация всегда служит отдельному обстоятельному объяснению. В противном случае может возникнуть двусмысленность.

    Это путешествие в область языковых «специальностей» будет немного поспешным. Есть тринадцать коротких остановок для орфографических и грамматических явлений, которые относительно часто ошибочны для нас. Поэтому необходимо использовать анте, а не анти-. Это слово немного отличается от множества «семейных» прилагательных, которые обычно состоят из суффикса. Интересно, что в словаре Юнгмана только упоминается диктальная версия, которая, хотя формально правильно сформировалась, не занимала слишком много места.

    Структура урока:

    I. Оргмомент.

    ІІ. Проверка домашнего задания.

    ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

    ІV. Активизация пройденного материала.

    V. Обобщение теоретического материала.

    VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

    VІІ. Контроль полученных знаний.

    Напротив, дочерняя компания расширилась, которая в настоящее время в основном используется в дочерних компаниях, таких как дочерняя компания. Одна из самых распространенных стилистических ошибок связана с использованием предлога. Относительно часто мы можем видеть предложения, такие как.

    • Он потерял свое участие в чемпионате мира.
    • Благодаря услугам низкого качества мы приходим к клиентам.
    Спасибо, однако, является «заслугой», и поэтому ее следует использовать только там, где есть что за что благодарить. В негативных контекстах использование предлогов - это вина, влияние, последствия или причина. Вышеприведенные предложения можно было бы изменить следующим образом.

    VIІІ. Домашнее задание.

    ІX. Рефлексия.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

    II. Проверка домашнего задания.

    От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

    • Из-за травмы он потерял свое участие в чемпионате мира.
    • К качеству плохого обслуживания приходят клиенты.
    Хотя единая европейская валюта использовалась в течение некоторого времени в этом году, правильное чешское склонение слова «евро» до сих пор не полностью понято. Часто он работает с ним как неуклюжие слова. На самом деле евро основывается на «городской» модели.

    Если бы у вас было гималайское произношение, вы могли бы удивиться тому, что имя этой монументальной горы правильно написано и произносится как Гималаи, первый «длинный», второй короткий. С этими четырьмя словами в одном и том же номере больше нет проблем. Если эти слова означают части тела человека или животных, у них есть особый перегиб.

    Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,

    взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,

    понять, поднять, начать.

    У доски работают три ученика.

    Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.

    Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.

    У этой цели также должны быть все слова, которые мы разрабатываем. Он слушал его уши. . Полное множество этих множественных фраз зафиксировано в следующей таблице. Однако опять же следует подчеркнуть, что это склонение используется только тогда, когда соответствующие термины относятся к частям человеческого тела.

    Горшок с двумя большими ручками с крючками сетки между ножками стола руками. . Слово постоянство и связанные слова используются относительно часто сегодня в типе постоянного, постоянного билета и так далее. Поэтому просто подчеркнуть - мы пишем постоянно, постоянно и т.д. В этом слове это довольно ошибочно, но стоит сказать немного о происхождении этого слова. Поскольку поликлиника представляет собой более специализированные отделы, может возникнуть соблазн использовать префикс. Поэтому поликлиника является назначением для городской клиники.

    Третий - записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.

    Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

    Какие орфограммы встретились в данном упражнении?

    При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)

    Особенно проблематично разграбить это слово и сантехниковать множественное число. Мы можем видеть, например, ссылку на дипломные тезисы, или мы обратим внимание на эти работы. Однако эти формы неверны. Слово работы основано на «розы», а не на «кости». Согласно правилам, мы пишем.

    • Здесь вы можете найти информацию о дипломных тезисах.
    • Нам все равно придется иметь дело с этими вещами.
    Вариант процветания настолько расширился, что, если кто-то произносит это слово правильно, многие смотрят на него, по крайней мере, так же странно. С одной стороны, неудивительно, потому что даже в этой некодированной версии многие люди находят определенную логику. Но дело в том, что слово «защитник», которое похоже на слово защиты, полученное от латинского протеже, имеет только одну правильную форму.

    От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?

    (От глагола идти несов. вида).

    Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.

    Внимание на произношение следующих причастий. Рис.1(приложение 2)

    Рис.1

    III. Сообщение темы и целей урока.

    Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2(приложение 2)

    Это популярное слово используется двумя способами - оно также может вносить исправление или уточнение, с другой стороны, оно может ввести альтернативу, действующую при других обстоятельствах. Вы заплатите пятьдесят крон или тридцать, если вы еще учитесь. . В чем разница между естественным и естественным? Прилагательное прилагательное обозначает то, что есть или непосредственно связано с элементами. Напротив, слово «естественное» относится к вещам или явлениям, которые являются «неконтролируемыми, жестокими, дикими» или «спонтанными, неорганизованными» и относятся к самим элементам, а не к переданному смыслу.

    Сообщение целей урока.


    Рис.2

    IV. Активизация пройденного материала.

    1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3 (приложение 2)

    Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.

    • В прошлом году стихийные бедствия потребовали тысячи жизней.
    • На нем была радостная радость.
    Подобный принцип применяется к словам, таким как сердце и сердце, или забавный и развлекательный. Прилагательные играют ключевую роль на чешском языке - они выражают характеристики людей, животных или явлений или присвоение принадлежности. Они разрабатывают существительные. В этой статье мы представим характеристики прилагательных, прилагательных, грамматических категорий, имен и примеров в предложениях.

    Как мы признаем прилагательные среди других словесных видов?

    Прилагательные - это словесный тип, который выражает характеристики людей, животных или явлений или отношений - присвоение = кто владеет. Таким образом, прилагательные разрабатывают, дополняют или более точно определяют имена. Прилагательное обычно встречается в присутствии существительного, чаще всего перед ним: сотового телефона, фруктового пирога, свитера брата и т.д. мы всегда можем задать прилагательное следующие вопросы.

    Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный

    оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.

    Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

    Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.

    Грамматические категории прилагательных

    Что, что? . Прилагательные классифицируются как так называемые гибкие словоформы, то есть они меняют свою форму по мере необходимости. Для прилагательных это называется перегибом, с глаголами времени. Категории глоссария - это категории, которые мы можем указать для прилагательных. На самом деле все изменения происходят со словом в перегибе. Благодаря этому мы можем лучше выразить то, что хотим, потому что слово будет адаптироваться к другим в предложении. Мы уже знаем первые три категории, и теперь все будет хорошо.

    С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.

    Затем следует проверка.


    Рис.3

    2. Орфографическая работа. Рис.4 (приложение 2)

    Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

    Теперь давайте рассмотрим все категории. При определении рода мы следуем, в частности, существительному, которое следует и прекращению прилагательного. Числовое число указывает, существует ли это явление только один раз или в большем количестве. Единственное число, указывающее на одного человека, животное или вещь, например, милый котенок, новый совет, анализ предложения. Множественное число относится к большему числу людей, животных или вещей, например: волнистые волосы, спелые вишни, существительные. При определении числа прилагательных форма связанного существительного имеет решающее значение для нас, а окончание имени прилагательного.

    Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

    Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

    В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.

    Чешский язык отличает водопад. Падение помогает нам выразить связь имен с другими словесными типами в предложении. При определении конкретного падения форма существительного и прекращение прилагательного снова решаются для нас. Виды - это определенная категория, которую мы укажем только с прилагательными. Это назначение прилагательного более узкой группе. Поэтому мы выделяем прилагательные.

    Мы будем знать, что в случае смены рода имя прилагательного не изменится. . Странный человек, странная женщина, странный ребенок - а также весна: весенний дождь, весенние овощи, весеннее солнце. Это прилагательные, которые основаны на молодой схеме, которая называется жесткой моделью. Мы всегда надежно знаем его, чтобы изменить свою форму по полу. . Дорогой мальчик, дорогая девочка, дорогой ребенок, а также молодой человек: молодой человек, молодая женщина, маленький ребенок.

    Орфоэпическая работа со словом запломбиро́ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.

    Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:

    1 вариант - размешанный,

    2 вариант - продуманный.

    Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

    Они выражают: кто принадлежит, кто является владельцем, или данное имя является надлежащим именем для кого-то соответствующего.

    • Подходящие - это те, которые выражают отношения.
    • Поэтому мы просим притяжательных прилагательных: Чья?
    • Мы украшаем их по образцам их отцов и матерей.
    Ключи Петры, книги братьев и сестер, записки учителя, собака Новака, улица Коменского.

    Категория шаблона уже известна из существительных, и это полезно, потому что принцип определения очень схож. Поэтому нам нужно изучить эту категорию в основном из-за правильного написания. При определении правильной картины мы также помогаем видовым категориям. Для прилагательных мы различаем следующие шаблоны.


    Рис.4

    V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме.

    Фронтальная беседа.

    Назовите признаки прилагательного у причастия.

    Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

    Согласно этой схеме прилагательные мягкие. Это те, чья форма остается неизменной во всех родах - весенний дождь, весенние овощи, весеннее солнце. Эта схема очень проста в написании. Это связано с тем, что прилагательные сложны. Этот шаблон несколько сложнее в написании, и вам нужно быть более осторожным в этом. Молодой рисунок называют тяжелым, потому что он заканчивается падением одного мужчины-мужчины и другого падения.

    Остерегайтесь написания на концах - молодой, богатый, пластичный, красный! Эти шаблоны принадлежат присвоению прилагательных. К образцу отцов добавляются имена мужского рода, к модели матерей женского рода. Проблема может быть написана здесь. При принятии решения мы должны учитывать родственное существительное, а именно его пол. Те же правила применяются в отношении соответствия предрассудков субъекта.

    Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?

    (Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)

    От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?

    Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

    Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5

    В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. Рис.6

    Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.

    По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6 (приложение 2)

    Таблицы заранее подготовлены учителем.


    Рис.5


    Рис.6

    VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

    1. Рис.7 (приложение 2) Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

    Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

    стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

    дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

    Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.


    Рис.7

    Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8 (приложение 2). Далее делаются выводы.


    Рис.8

    2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рис.9 (приложение 2)

    Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

    Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

    Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.

    В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.

    Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти́рованный. Выясняетсяего лексическое значение, составляется с ним словосочетание.


    Рис.9

    3 . Упражнения на развитие речи:

    3.1. «Восстанови пословицу». Рис.10 (приложение 2)

    Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

    Не ладно скроен... (, но ладно сшит).

    Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).

    Пуганая ворона… (куста боится).

    Повинную голову… (меч не сечёт).

    Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.


    Затем следует самопроверка. «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.


    Рис. 10

    3.2. Определите значение метафоры. Рис.11(приложение 2)

    Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).

    Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах.


    Рис.11

    Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.12(приложение 2). Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.


    Рис.12

    4. Гимнастика для глаз.

    Цель: снятие зрительного утомления.

    1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

    2. Горизонтальное вправо – влево.

    3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

    4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

    VII. Самостоятельное применение знаний и умений . Рис.13(приложение 2)

    1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.

    Почему от глагола купить образуются только причастия?

    (Это глагол совершенного вида).


    Рис.13

    2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

    Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».

    Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы

    сдаются на проверку. Рис.14(приложение 2)


    Рис.14


    Рис.14

    3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.

    Используется затемнение экрана.

    Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку . Рис.15(приложение 2)


    Рис.15


    Рис.15

    VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16 (приложение 2)

    Проверка – на следующем уроке.


    Рис.16

    Упражнение 124.

    Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.

    Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

    Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

    IΧ. Рефлексия.

    Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность

    Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.

    Рис.17(приложение 2)


    Рис.17

    Дети осуществляют итоговую самооценку.

    Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

    Чем данный урок был полезен для вас?

    Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

    Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

    Как хотели бы работать?

    Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

    Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.

    Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

    На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18 (приложение 2)



    Рис.18

    Причастия и отглагольные прилагательные

    От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий , а с помощью суффикса -юч- - прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им- ), различить их труднее.

    Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

    1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:

    Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах ) - причастие;

    Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная ).

    2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн) - является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

    некошеные луга (прилагательное),

    не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

    скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

    3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем - являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

    непромокаемые сапоги промокать в значении «пропускать воду» непереходный),

    непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

    Для учителя. Переход слов в прилагательные

    Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (от лат. adjectivum - прилагательное). В разряд имён прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: сдавленный голос, приподнятое настроение, поношенное платье и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления (см. об этом § 199). В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: невидимые слёзы, несклоняемые существительные, любимый цветок. Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неистребимый, нерастворимый, неуловимый и др. Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожиданнее того) и др. Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (блестящий ответ, знающий студент, потрясающие новости, следующий день, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я ещё не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего, в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд... был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.). Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошедшего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения. Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой - нету вести никакой(П.). - Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). - Вскоре мальчик стал первым учеником в классе.

    Причастия и прилагательные имеют много общих грамматических признаков, что способствует их смешению. Например, очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на -щий (блестящие способности, одуряющий запах, раздражающий тон, начинающий писатель и т. п.). Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия: истощенный ребенок, ограниченный человек, изысканный вкус, рассеянный человек, избитая тема, любимый город, незабываемое впечатление

    Эти причастия утратили глагольные признаки (не обозначают действия, времени, вида), в них усилилось качественное значение, сравните: летающий предмет то приближался, то удалялся – “летающий” – причастие, так как обозначает действие в процессе, происходящее в настоящем времени; Бабочки и стрекозы – это летающие насекомые – слово “летающие” утратило значение действия, которое протекает в определенное время, стало обозначать постоянный признак предмета, т. е. превратилось в прилагательное.

    Тем не менее, по начальной, словарной форме слов избитый, рассеянный, блестящий невозможно определить, причастие это или прилагательное. Только в контексте проявляется разница между этими словами: Избитый до полусмерти, он несколько часов был без сознания – причастие; Не говори избитых фраз – прилагательное.

    Как правило, причастия, перешедшие в разряд прилагательных, одиночны, они не имеют при себе пояснительных слов, легко заменяются синонимами, сравните: У него блестящие (великолепные) способности.

    В некоторых случаях от правильности отнесения омонимичного причастия и прилагательного к тому или иному разряду зависит правильность их написания (Собака, брошенная хозяевами, бегала по улице и Брошеная собака жила в подъезде).

    Причастия также могут переходить в разряд существительных (учащиеся, трудящиеся, заведующий и т. п.). Этот процесс называется субстантивация.

    Признаки, по которым можно определить часть речи (отглагольное прилагательное или причастие):

    1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида : кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь.

    Но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений : деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око.

    Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. Исключения: смышленый, названый - с одним н.

    2) У отглагольных прилагательных нет приставок : жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь; глаженое белье - неглаженое белье.

    У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

    3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов : сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенныена солнце грибы, квашеннаяна зиму капуста.

    4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный).

    Прилагательные кованый, жеваный , пишутся с одним н, так как-ов и-ев входят в корень, в чем убеждаемся, разобрав слова по составу.

    Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого эта форма образована.

    Полезно сопоставить смешиваемые формы:

    масляные (краски) - прилагательное, образованное от существительного масло с помощью суффикса -ян;

    масленый (блин) - отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук) - причастие, образованное от глагола замаслить.

    В кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, акраткие страдательные причастия всегда пишутся с одним н.

    Переход причастий в прилагательные и существительные

    Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

    Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

    Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

    Какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Подтвердите примерами

    Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности) , отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества) , утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина) .

    Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями.

    Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный. Любящий (прил.) взгляд – добрый. Открытый (прил.) характер – искренний, прямой. Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

    Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист .

    Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые. Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые. Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное. Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

    Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща. Блестящий ответ – самый блестящий ответ. Угрожающее положение – опасное положение. Любимые цветы – самые любимые цветы. Выступить блестяще.

    Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

    Переход причастий в прилагательные

    Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный .

    Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

    Упражнения для тренировки:

    Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

    Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

    2. Превратить причастия в прилагательные.

    Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

    3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

    Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

    4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

    распиленное бревно - пиленый сахар, кованый меч - закованный в цепи.

    Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

    5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия - сломанный карандаш, игрушка сломана.

    Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

    6. Объяснить правописание Н и НН.

    а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

    б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

    в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

    7. Вставить Н или НН.

    1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К. Паустовский).

    2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К. Паустовский).

    3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В. Гаршин).

    4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В. Гаршин).

    5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А. Куприн).

    6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К. Паустовский).

    7) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н. Толстой).

    8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А. Н. Толстой).

    9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н. Толстой).

    10) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А. Куприн).

    11) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).

    12) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А. Куприн).