• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-М КЛАССЕ

    Тема урока: Полные и краткие причастия.

    Цели урока: 1. Научить распознавать полные и краткие причастия.

    2. Продолжить формирование навыка правописания

    суффиксов причастий.

    3. Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность при использовании в письменной речи причастий и предложений с причастными оборотами.

    4. Совершенствовать навык устного высказывания, расширять кругозор учеников путем введения малознакомой лексики.

    ХОД УРОКА

      Организационный момент – 2 мин.

    Организационно - психологический этап.

      Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня у вас необычный урок. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поэтому, как мы гостеприимные хозяева, давайте примем их так, чтобы они всем остались довольны.

    Мне бы очень хотелось, чтобы у всех присутствующих на протяжении всего урока было солнечное, светлое, позитивное настроение. Как вы думаете, это зависит от нас? (ответ ДА). Какими мы должны быть? (ответы детей, показать слова на сладе.)

      Запишите в тетрадях число, классная работа. Оставьте строку для записи темы урока, её мы запишем позже.

      Ребята, скажите мне, пожалуйста, над какой темой вы работали на последних уроках? (Ответы) Сегодня мы с вами продолжаем изучать причастие.

      Начинаем урок с орфографической разминки. Вам предлагается предложение . Необходимо вставить пропущенные буквы и в каждой строчке найти лишнее слово.

      ) ледя..ой, румя..ый, слюдя..ой, серебря..ый;

      2) оловя...ый, тума…ый, утре…ий, пусты…ый;

      3) весе…ий, осе…ий, утре…ий, каме…ый.

    2. Синтаксический анализ предложения:

    Чистые зеркала воды, брошенные в яркую зелень, переливались на солнце.

    3.Цифровой диктант:

      Оторванная пуговица

      Спящий ребенок

      Выполняемая работа

      Брошенный мяч

      Дующий с моря ветер

      Освещаемая улица

      Закрытая дверь

      Цветущий сад

      Зависящий от обстоятельств

    Д 2,5,8,9__

    С 1,3,4,6,7

    Как определили действительные и страдательные причастия. (по формообразующим суффиксам)

    Молодцы! Вы смогли включиться в учебную деятельность, потому что хотели этого.

    Сегодня мы продолжаем говорить о причастиях. Посмотрите на слайд. К какой части речи относятся данные слова? Чем они отличаются друг от друга? Почему они расположены в два столбика.(Прилагательные, в одном столбике полные в другом краткие.)

    Воздух чистый

    Небо ясное

    Погода удивительная

    Лучи яркие

    Воздух чист

    Небо ясно

    Погода удивительна

    Лучи ярки

    Давайте с вами попробуем сформулировать тему нашего урока, опираясь на то, что мы продолжаем изучать причастие? (Тема краткие и полные причастия.) слайд.

    А теперь сформулируйте цели нашей дальнейшей деятельности, используя опорные фразы на доске: Сегодня на уроке мы должны…

    Познакомиться… (с краткими причастиями)

    Научиться ….. (образовывать краткую форму причастий)

    Уметь находить … (краткие причастия в тексте)

    Запишите в тетрадь причастия и образуйте от них краткую форму. От всех ли причастий смогли образовать краткие причастия? Нет только от страдательных.

    Выращенный урожай

    Засеянное поле

    Посланное письмо

    Скошенные луга

    Надетый костюм

    Читающий мальчик

    Горящие дрова

    Урожай выращен

    Поле засеяно

    Письмо послано

    Луга скошены

    Костюм надет

    Вывод: Краткая форма причастий образуется только от страдательных причастий.

    Посмотрите на краткие причастия, какие грамматические признаки можно у них определить?

    физкультминутка. Если вы услышите полные причастия садитесь, если краткие встаете, если прилагательные поднимаете руку.

    Бегущий, красный, юный, напечатана, горящий, нарисована, решена, сорванный, соленый, граненый,заморожена, кожаный, раскалена.

    Теперь открываем учебник с.172 у.433.


    Рефлексия:

    Узнали:

    Научились:

      Домашнее задание: Выписать из текстов художественной литературы 5 предложений с краткими причастиями. У.438

    Контрольный тест по теме «Причастие» 1 вариант

    А) Наступил решающий день. Б) Он решил задачу и проверил ответ. В) Блестевший на солнце снег слепил глаза. Г) Малыш, испуганный громом, заплакал. Д) Рисование – увлекательное занятие.

    Е) Увлекаемый сильным течением плот пронесся мимо нас.

    А) На заледеневшей от инея _ тундрой до восхода солнца стоят мглистые туманы. Б) Мы увидели льдины _ ослепительно сверкавшие на солнце. В) Привычки _ воспитанные с молодости _ сохраняются на всю жизнь. Г) Впереди уже были видны красные огоньки _ причудливо разбросанных по берегу _ хат. Д) Эти _ звучащие негромко голоса _ сразу привлекли мое внимание.

    А) расколотый 1) действ. прич. прош.вр.

    Б) обсуждаемый 2) страд прич. прош.вр.

    В) уснувший 3) действ. прич. наст.вр.

    Г) рисующий 4) страд. прич. наст. вр.

    А) Книга уже давно прочитана. Б) Семена были присланы из соседнего района. В) Мы шли по улице, застроенной новыми домами. Г) Он был тих и спокоен сегодня. Д) Все места в первом ряду заняты важными лицами. Е) Изучаемая тема вызвала у учеников множество вопросов, на которые учителем были даны ответы.

    5. Определи предложения, в которых на месте обоих пропусков пишется НН (не забудьте определить часть речи):

    А) Изране_ый боец с перевяза_ной головой лежал на носилках.

    Б) Все стихи были выуче_ы и сда_ы вовремя.

    В) Среди найде_ых вещей был кова_ый браслет из серебра.

    Г) Тушё_ые на медленном огне овощи намного полезнее консервирова_ых.

    Д) Выстира_ое белье, развеша_ое на веревках во дворе, быстро сохнет.

    Е) Между палатками в траве желтели расчище_ые песча_ые дорожки.

    6. Выберите строку, в которой НЕ пишется слитно со всеми словами:

    А) (не)зябнущие ноги; (не)разбросанные вещи; фрукты (не)помыты.

    Б) (не)навидящий взгляд; (не)выспавшийся ученик; (не)выученное правило.

    В) (не)проверенная учителем тетрадь; (не)занятое место; (не)скомканные, а аккуратно разложенные вещи.

    Г) (не)взлюбивший нас старик; (не)просушенное белье; ничего (не)понимающий ребенок.

    Контрольный тест по теме «Причастие» 2 вариант

      Выберите предложения с причастиями (помните, что причастие образуется от глагола; обращайте внимание на суффиксы)

    А) Растущий в саду куст сирени пышно расцвел. Б) В горячем пламени костра потрескивали дрова. В) Это была старая, заброшенная усадьба. Г) Сильно испугавшись, мы долго приходили в себя. Д) Меня одолевал сон, навеваемый скукой. Е) Вдруг я ясно увидел вдали две горящие точки.

    2. Выберите предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая (обращайте внимание на место причастного оборота по отношению к определяемому слову):

    А) Стремящийся обмануть других _ человек прежде всего обманывает себя. Б) Кружащая под потолком сказочная птица _ напоминает о солнце. В) Мальчишки _ сбежавшиеся отовсюду _ с интересом разглядывали автомобиль. Г) Комбайны один за другим выезжали _ на колосящиеся созревшими хлебами_ поля. Д) Небольшой домик _ выкрашенный розовой краской _ стоял неподалеку.

    3. Найдите соответствия (обращайте внимание на суффиксы причастий), ответы запишите парами:

    А) смеющийся 1) действ. прич. прош.вр.

    Б) наполненный 2) страд прич. прош.вр.

    В) вручаемый 3) действ. прич. наст.вр.

    Г) проросший 4) страд. прич. наст. вр.

    4. Выберите предложения с краткими причастиями:

    А) Печник пришел с полным ведром размешанной глины. Б) Ваши замечаний будут выслушаны. В) Все присутствующие на концерте остались довольны. Г) Эта история правдивая, невыдуманная.

    Д) Проект был удачно выполнен учащимися. Е) Дверь в комнату оказалась заперта на ключ.

    5. Определи предложения, в которых на месте обоих пропусков пишется Н (не забудьте определить часть речи):

    А) Произведение написа_о прославле_ым мастером.

    Б) Нас посадили за некраше_ый стол и подали похлебку в глиня_ых горшочках.

    В) Гружё_ые песком баржи ползли вдоль освещё_ого солнцем берега.

    Г) Афиши о торжестве_ом юбилейном вечере композитора расклее_ы по всему городу.

    Д) Готовое блюдо красиво украше_о фруктами и толчё_ыми орехами.

    Е) Мы были пораже_ы увиде_ым.

    6. Выберите строку, в которой НЕ пишется раздельно со всеми словами:

    А) (не)законченная работа; дырка (не)просверлена; уроки (не)выучены.

    Б) при (не)выясненных обстоятельствах; (не)уважаемый никем; явно (не)домогающий человек.

    В) (не)прочитанный, а просмотренный журнал; еще (не)изученная тема; мясо (не)прожарено.

    Г) (не)оцененный другом поступок; (не)включен в список; (не)занятое место.

    Причастие – неспрягаемая форма глагола, близкая по своим лексико-грамматическим свойствам к прилагательному. Поэтому некоторые лингвисты называют причастие глагольно-именной формой. Важно уметь распознавать эту часть речи. Так как правописание слов в русском языке зачастую зависит от части речи, к которой они относятся. Кроме того, вместе с зависимыми словами причастие образует оборот, который в предложении может выделяться запятыми.

    Инструкция

    Прежде чем находить в предложении причастие, стоит очень хорошо уяснить, что же это за часть речи и какие у нее отличительные признаки.

    Причастие имеет свойства глагола и прилагательного. От глагола у него вид, переходность, возвратность, время и залог. Как и прилагательное причастие обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?», служит в предложении согласованным определением или именной частью составного сказуемого, а также склоняется (изменяется по родам, падежам и числам).

    Образование причастия тесно связано с переходностью и видом глагола, формой которого оно является. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (для I спряжения) и –ащ-, -ящ- (для II второго): «плач-ут – плач-ущ-ий», «леч-ат – леч-ащ-ий». Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива путем замены суффикса –ть, -ти на суффикс –вш-, -ш-: «нес-ти – нес-ш-ий». Для образования страдательного причастия настоящего времени используют суффикс –ем- (для I спряжения) и –им- (для II спряжения): «хран-им – хран-им-ый». Страдательные причастия прошедшего времени получаются от основы инфинитива на –ать, -еть при помощи суффикса –нн-: «написа-ть – написа-нн-ый». Глаголы на –ить образуют причастия с суффиксом –енн-: «остави-ть – оставл-енн-ый». А глаголы на –оть, -уть, -ыть получают суффикс –т-: «разду-ть – разду-т-ый».

    Прочитайте предложение целиком и сделайте синтаксический разбор. Найдите слова, отвечающие на вопрос «какой?». Определите от какой части речи они образовались. Если от глагола, но при этом обозначают признак предмета по действию и имеют ярко выраженные грамматические категории и глагола, и прилагательного, то перед вами причастия.

    Обратите внимание, что в современном русском языке многие причастия полностью утрачивают глагольные признаки и переходят в разряд прилагательных: «выдающиеся достижения», «моченые яблоки». Следует также различать прилагательные и причастия, образованные морфолого-синтаксическим способом: «избитый человек» (причастие), «избитая истина» (прилагательное).

    Обратите внимание

    Причастия в полной форме в предложении бывают определением, а в краткой – употребляются в качестве именной части составного сказуемого.

    Полезный совет

    Определяя причастие, посмотрите обязательно на суффикс. Некоторые суффиксы присущи только причастиям и отсутствуют у прилагательных (-ющ-, -вш-, -т-, -им-): «рису-ющ-ий», «бежа-вш-ий», «забы-т-ый», «невид-им-ый».


    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Все интересное

    Причастия и деепричастия, равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия. Инструкция1Причастие (причастный оборот) обязательно…

    В русском языке причастие и прилагательное - две разные части речи. Прилагательное обозначает признак предмета, в то время как причастие обозначает признак предмета по его действию, то есть является особой формой глагола. Так как причастие обладает…

    Очень часто можно слышать высказывания школьников о том, как непросто бывает найти причастие в тексте и определить его написание. На какие же отличительные признаки стоит обратить внимание, чтобы суметь отличить причастие от другой части речи?…

    В лингвистической литературе наблюдается разный подход к причастию. Его рассматривают либо как форму глагола, либо как самостоятельную часть речи или включают в состав прилагательного. Но по традиции причастие называют особой формой глагола.…

    Все причастия образуются от глаголов, они обозначают признак предмета по действию и отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие. Прежде, чем приступать образованию причастий, повторите изученный материал о глаголе. Инструкция1Напишите глагол 1…

    Вопрос: Выпишите предложения с краткими страдательными причастиями. Вставьте пропущенные буквы.Если вам лень писать можете просто написать цифры;) 1.Ст...пной пр...стор залит ж...вым золотом лучей.(М.А.). 2.Краток вечер в горах.(М.А.) 3.Со стола на тер...ас...е еще не убран самовар.(Бун.) 4.Воздух свеж..., пахуч... и как-то особе...о пр...зрачен, словно стекля...ый.(Слад) 5.Ч...десна п...литра сентябр...ского леса.(Калец) 6.Земля была густо ус...лана мя...кими, странно пахнущими иглами.(Гум.) 7.Этот парк с его полянами и ал...еями, дворцом на воде, старин...ыми мраморными статуями красив в любое время года. Но особого оч...рования он полон в погожие летние дни. Пам...тник Шопену воздвигнут на пр...сторной поляне парка.(Пин) 8.Если ни одна стрела (не) заден...т его, - значит, он оправдан. (Есенб) 9.Все окна в столовой и гостин...ой закрыты.(Бун.) 10.Маленькое купе было мягко освещено настольной лампочкой по ш...лковым красным аб...журом.(Бун) 11. Лицо под серой шляпкой закрыто пепельной вуал...ю, и сквозь нее с...яют акв...мариновые глаза.(Бун) 12.Хрупка, нежна и у...звимп ж...мчужина Иссык-Куля.(Айтм)


    Выпишите предложения с краткими страдательными причастиями. Вставьте пропущенные буквы.Если вам лень писать можете просто написать цифры;) 1.Ст...пной пр...стор залит ж...вым золотом лучей.(М.А.). 2.Краток вечер в горах.(М.А.) 3.Со стола на тер...ас...е еще не убран самовар.(Бун.) 4.Воздух свеж..., пахуч... и как-то особе...о пр...зрачен, словно стекля...ый.(Слад) 5.Ч...десна п...литра сентябр...ского леса.(Калец) 6.Земля была густо ус...лана мя...кими, странно пахнущими иглами.(Гум.) 7.Этот парк с его полянами и ал...еями, дворцом на воде, старин...ыми мраморными статуями красив в любое время года. Но особого оч...рования он полон в погожие летние дни. Пам...тник Шопену воздвигнут на пр...сторной поляне парка.(Пин) 8.Если ни одна стрела (не) заден...т его, - значит, он оправдан. (Есенб) 9.Все окна в столовой и гостин...ой закрыты.(Бун.) 10.Маленькое купе было мягко освещено настольной лампочкой по ш...лковым красным аб...журом.(Бун) 11. Лицо под серой шляпкой закрыто пепельной вуал...ю, и сквозь нее с...яют акв...мариновые глаза.(Бун) 12.Хрупка, нежна и у...звимп ж...мчужина Иссык-Куля.(Айтм)

    Ответ:

    3.Со стола на террасе еще не убран самовар.(Бун.) 4.Воздух свеж, пахуч и как-то особе...о прозрачен, словно стеклянный.(Слад) 6.Земля была густо устлана мягкими, странно пахнущими иглами.(Гум.) 10.Маленькое купе было мягко освещено настольной лампочкой по шелковым красным абажуром.(Бун)

    Похожие вопросы