• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Текущая страница: 17 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

    54. Факторы среды и их влияние на биоценозы

    1. Что такое факторы среды?

    2. Какие группы факторов среды самые древние и самые молодые?


    Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются экологическими факторами или факторами среды обитания. Факторы среды многообразны и разнокачественны. Их делят на абиотические, зависящие от неживой природы, биотические, зависящие от жизнедеятельности самих организмов, и антропогенные, зависящие от деятельности человека.

    Текущая электроэнергия - Урок 2 - Электрический ток. Сама деятельность - это стоящая деятельность, и если ее не выполнить раньше, нужно попробовать ее, прежде чем читать дальше. Как и во многих лабораторных мероприятиях, есть сила в действительном вовлечении в деятельность, которая не может быть заменена простым чтением об этом. Когда эта деятельность выполняется в физическом классе, есть многочисленные наблюдения, которые можно сделать, наблюдая за классом, полным студентов, которые хотят найти четыре аранжировки.

    Следующие меры часто проверяются и не приводят к освещению лампы. После нескольких минут попыток, нескольких здоровых хихиканья и случайного восклицания о том, как горячий провод становится, несколько учеников становятся успешными при освещении лампы. В отличие от вышеупомянутых попыток, первая успешная попытка характеризуется созданием полной проводящей петли от положительной клеммы к отрицательной клемме, причем как батарея, так и лампочка являются частью петли. Как показано на диаграмме справа, основание лампочки подключается к положительной клемме ячейки, и провод проходит от ребристых сторон лампочки до отрицательной клеммы ячейки.

    Абиотическими факторами называются все компоненты неживой природы, так или иначе влияющие на живые организмы. Это свет, температура и влажность воздуха, ветер, давление, структура и состав почвы, рельеф местности, а также физические и химические свойства воды, радиоактивное излучение.

    К биотическим факторам относят все формы воздействия организмов друг на друга как внутри вида, так и между различными видами. Каждый организм испытывает на себе постоянно непосредственное, прямое или косвенное воздействие со стороны микроорганизмов, грибов, растений и животных своего и других видов. Существование биоценоза зависит от взаимных связей организмов. Деятельность любого организма и особенно взаимодействие групп организмов между собой приводит к изменению среды обитания – это тоже биотический фактор. Например, дождевые черви значительно улучшают почву, а стада копытных, наоборот, разрушают структуру почвы, вытаптывают её, способствуют ветровой и водной эрозии.

    Полная проводящая петля выполнена с лампочкой, являющейся частью петли. Схема существует, и заряд протекает вдоль всей проводящей дорожки, зажигая лампу в процессе. Сравните расположение ячейки, лампы и провода справа от неудачных аранжировок, показанных выше.

    Как только одна группа студентов успешно осветит лампочку, многие другие лабораторные группы быстро следуют этому примеру. Но тогда возникает вопрос о том, каким другим способом можно устроить ячейку, лампу и оголенный провод таким образом, чтобы загорелся лампочек. Часто короткий урок анатомии лампочек побуждает группы лабораторий быстро обнаруживать одну или несколько оставшихся аранжировок.

    Воздействие биотических факторов может быть прямым и косвенным. Например, прямое влияние имеет место, когда зелёные растения поедаются растительноядными животными. Размножившийся на картофельном поле колорадский жук и его личинки, уничтожая зелёную массу картофеля, снижают его урожай.

    Косвенное влияние проявляется при изгнании животных данного вида из нор или других мест обитания, при уничтожении их кормовой базы или наличии постоянного беспокойства.

    Лампочка представляет собой относительно простое устройство, состоящее из нити, покоящейся или прикрепленной к двум проводам. Провода и нить являются проводящими материалами, которые позволяют прохождению потока через них. Один провод соединен с ребристыми сторонами лампочек. Другой провод подключается к нижней части лампочки. Ребристый край и нижнее основание разделены изоляционным материалом, который предотвращает прямой поток заряда между нижним основанием и ребристым краем. Единственный путь, посредством которого заряд может сделать его от ребристого края до нижнего основания или наоборот, - это путь, который включает в себя провода и нить.

    Известно также положительное и отрицательное воздействие биотических факторов на животные организмы.

    Примером положительного воздействия является акклиматизация червей нереид в Азовском море как кормовой базы рыб. Примером отрицательного воздействия может служить завоз в Австралию кроликов, которые стали конкурентами кенгуру в борьбе за кормовые угодья.

    Заряд может либо войти в ребристый край, сделать путь через нить и выйти из нижней базы; или он может войти в нижнюю базу, проложить путь через нить и выйти из ребристого края. Таким образом, есть две возможные точки входа и две соответствующие точки выхода.

    Успешное средство освещения лампы, как показано выше, включало размещение нижнего основания лампы на положительной клемме и подключение ребристого края к отрицательной клемме с помощью провода. Любой заряд, который поступает в лампочку в нижней части, выходит из лампы в месте, где провод контактирует с ребристым краем. Тем не менее нижняя основа не должна быть частью лампы, которая касается положительного терминала. Лампочка будет светиться так же легко, если ребристая кромка будет помещена поверх положительной клеммы, а нижняя база подключается к отрицательной клемме с помощью провода.

    Антропогенные факторы. На протяжении своего существования человек оказывал и оказывает в настоящее время чрезвычайно разнообразное воздействие на различные биоценозы и в целом на всю природу Земли.

    Промысел животных, сбор растений, распашка земель, осушение болот, постоянное выкашивание и выжигание растений, затапливание огромных территорий для создания водохранилищ, колоссальная задымлённость, производство отходов в виде пыли и многих вредных примесей в воздухе от работы металлургических заводов и комбинатов, акклиматизация и реакклиматизация животных – вот далеко не полный перечень воздействия человека на живые организмы естественных биоценозов.

    Как происходит взаимодействие внутри экологических пирамид?

    Последние два устройства, которые приводят к освещенной лампочке, включают помещение луковицы на отрицательную клемму ячейки, либо путем контакта с ней с ребристым краем, либо с нижним основанием. Затем провод должен подключить другую часть лампы к положительной клемме ячейки.

    Требование замкнутого проводящего пути



    Для установления электрической цепи необходимо выполнить два требования. Первое ясно демонстрируется вышеуказанной деятельностью. Должен быть замкнутый проводящий путь, который простирается от положительной клеммы до отрицательной клеммы. Недостаточно просто замкнутой проводящей петли; сама петля должна перейти от положительной клеммы к отрицательной клемме электрохимической ячейки. Электрическая цепь похожа на водный контур в аквапарке. Поток заряда через провода подобен потоку воды через трубы и вдоль слайдов в аквапарке.

    Отрицательное влияние многообразной деятельности человека на живые организмы, естественные биоценозы стремительно усиливается.

    В своей основе проявление деятельности человека может быть положительным и отрицательным одновременно.

    Например, искусственное поддержание оптимальных условий для жизни выведенных человеком высокопродуктивных и устойчивых к заболеваниям пород животных может служить положительным примером. Однако то, что при этом человек сознательно уничтожает многие естественные биоценозы, – пример отрицательный.

    Если труба закупоривается или ломается, так что вода не может пройти полный путь через контур, тогда поток воды скоро прекратится. В электрической цепи все соединения должны быть выполнены и изготовлены проводящими материалами, способными заряжать. По мере того, как эксперимент с ячейкой, лампочкой и проволокой продолжается, некоторые студенты исследуют способность различных материалов нести заряд, вставляя их в свою схему. Металлические материалы являются проводниками и могут быть вставлены в цепь, чтобы успешно осветить лампочку.

    С другой стороны, бумага и пластиковые материалы обычно являются изоляторами, и их вставка внутри схемы будет препятствовать потоку заряда до такой степени, что ток прекратится, а лампа перестанет гореть. Для установления цепи и наличия тока должна быть замкнутая проводящая петля от положительной к отрицательной клемме.

    К сожалению, сегодня отрицательных примеров значительно больше. Так, загрязнение среды приводит к сокращению числа организмов как наземных, так и водных биоценозов. Выброс огромного количества отходов в виде газа, пыли, жидких аэрозолей большими промышленными предприятиями отражается на фотосинтезе зелёных растений, при этом снижается процентное содержание кислорода в воздухе, которым дышат обитатели Земли, в том числе и человек. Загрязнение водной среды ядовитыми соединениями губительно для жизни водных растений, а снижение их численности и исчезновение приводит к гибели губок, полипов, ракообразных, моллюсков, рыб.



    С пониманием этого первого требования к электрической цепи становится ясно, что происходит, когда лампа накаливания в настольной лампе или напольной лампе больше не работает. Со временем лампа накаливания становится слабой, а хрупкость может часто ломаться или просто расшатываться. Когда это происходит, схема открывается, и замкнутая проводящая петля больше не существует. Без замкнутой проводящей петли не может быть ни контура, ни потока заряда, ни освещенной лампы. В следующий раз, когда вы найдете сломанную лампу в лампе, благополучно удалите ее и осмотрите нить.

    Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

    Вопросы

    1. Какими примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов?

    2. Как кроты изменяют среду своего обитания?

    Задания

    Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу в результате хозяйственной деятельности.

    Требование энергоснабжения

    Часто время, встряхивая удаляемую лампочку, вызывает треск; волокно, вероятно, упало с опорных столбов, которые он обычно опирается на дно стеклянного глобуса. Когда трясется, вы услышите треск нити, поражающей стеклянный глобус.

    Второе требование электрической схемы, которое является общим для каждой из успешных попыток, показанных выше, заключается в том, что на обоих концах контура должны находиться. Это чаще всего устанавливается с помощью электрохимической ячейки, упаковки ячеек или какого-либо другого источника энергии.

    Знаете ли вы, что…

    Семена черники и брусники прорастают лишь в том случае, если прошли через пищеварительную систему съевшего ягоды животного, а для прорастания семян вороники и голубики необходимо, чтобы они попали на почву с экскрементами птиц.

    Объедание хвои любым животным сразу же сказывается на годовом приросте хвойных растений – он заметно снижается.

    Существенно, что есть некоторый источник энергии, способный увеличивать заряд, когда он перемещается от терминала с низкой энергией к терминалу высокой энергии. Как обсуждалось, требуется энергия для переноса положительного тестового заряда против электрического поля. В применении к электрическим цепям движение положительного тестового заряда через ячейку от низкоэнергетического терминала до терминала высокой энергии представляет собой движение против электрического поля. Это движение заряда требует, чтобы над ним выполнялась работа, чтобы поднять его до терминала с более высокой энергией.

    55. Цепи питания. Поток энергии

    1. Что означает понятие «цепь питания»?

    2. Куда направлен поток энергии?

    Жизнедеятельность организмов поддерживается вследствие потребления и усвоения пищи. В любом биоценозе между видами существуют пищевые взаимоотношения: организмы одного вида служат пищей другим видам. Пищевые взаимоотношения в биоценозах обеспечивают организмы энергией. Извлечённая при переработке пищи энергия расходуется в организме на его дыхание, передвижение, размножение, рост и развитие.

    Электрохимическая ячейка служит полезной роли подачи энергии для работы на заряд, чтобы прокачать ее или переместить ее через ячейку от отрицательной к положительной клемме. Таким образом, ячейка устанавливает разность электрических потенциалов на двух концах электрической цепи.

    В бытовых схемах энергия предоставляется местной коммунальной компанией, которая несет ответственность за то, чтобы горячие и нейтральные пластины в коробке панели вашего дома всегда имели электрическую разность потенциалов от 110 до 120 вольт. В типичных лабораторных действиях электрохимическая ячейка или группа ячеек используется для установления разности электрических потенциалов на двух концах внешней цепи около 5 вольт или 5 вольт. Аналогии часто делаются между электрической цепью и водным контуром в аквапарке или на американских горках в парке развлечений.

    Механизм передачи веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях называется цепью питания. Таких цепей в биоценозе может быть очень много. Они могут состоять из 4–6 звеньев, включая организмы, потребляющие трупы животных (рис. 197).


    Рис. 197. Пищевые цепи в природе



    Во всех трех случаях происходит нечто, проходящее через полный цикл, то есть через схему. И во всех трех случаях важно, чтобы схема включала секцию, в которую подавалась энергия в воду, каботажное судно или заряд, чтобы двигаться в гору против своего естественного направления движения от низкой потенциальной энергии до высокого потенциала энергия. Водный водный парк имеет водяной насос, который откачивает воду от уровня земли до верха слайда. Поездка на американских горках имеет моторную цепь, которая несет поезд каботажных автомобилей от уровня земли до вершины первой капли.

    Рис. 198. Пищевая пирамида


    Гусеница бабочки яблонной плодожорки, объедая зелёные листья растения-продуцента, получает накопленную в них энергию. Гусеница – первичный потребитель, или первичный консумент. Часть полученной энергии расходуется гусеницей на свою жизнедеятельность: передвижение, рост, периодические линьки. Большая часть переходит в организм склевавшей её синицы. Синица – вторичный консумент, или вторичный потребитель. Если синица станет жертвой хищной птицы, то её накопленная энергия послужит источником энергии для третичного консумента, или третичного потребителя. Трупом хищной птицы могут питаться гиены, волки, грифы, вороны, сороки, жуки-мертвоеды, либо мёртвое тело исчезнет от действия микроорганизмов-редуцентов, заканчивающих цепь питания.

    И электрическая цепь имеет электрохимическую ячейку, батарею или другое энергоснабжение, которое перемещает заряд от уровня земли к положительной клемме. Постоянно подавая энергию для перемещения заряда от низкой энергии, можно поддерживать клемму с низким потенциалом для высокой энергии, клемму с высоким потенциалом и непрерывный поток заряда.

    Установив эту разность в электрическом потенциале, заряд может проходить вниз по внешней цепи. Это движение заряда является естественным и не требует энергии. Подобно движению воды в аквапарке или машине с американскими горками в парке развлечений, движение вниз является естественным и происходит без необходимости в энергии из внешнего источника. Разница в потенциале - как в гравитационном потенциале, так и в электрическом потенциале - приводит к тому, что вода, каботажное судно и заряд движутся.

    В цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлечённой из неё энергии. Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10 % от общей массы съеденного корма. Равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом, называется пищевой пирамидой (рис. 198). Переход с одного звена на другое сопровождается резким сокращением численности от консументов I порядка к консументам II порядка.

    Эта разность потенциалов требует ввода энергии из внешнего источника. В случае электрической цепи одним из двух требований к установлению электрической цепи является источник энергии.


    В заключение, для установления электрической цепи необходимо выполнить два требования.

    Должен быть источник энергии, способный выполнять работу над зарядом, чтобы переместить его из места низкой энергии в место высокой энергии и тем самым установить разность электрических потенциалов на двух концах внешней цепи. Во внешнем контуре должна быть замкнутая проводящая петля, которая простирается от высокого потенциала, положительная клемма до отрицательного контакта с низким потенциалом. Положительный вывод батареи будет аналогичен верхней части слайда.

    Наряду с пищевыми пирамидами существуют энергетические пирамиды, демонстрирующие передачу энергии, заключённую в биомассе организмов, от одного звена цепи питания к другому.

    Пирамиды биомассы, или пищевые, и энергии позволяют оценить продуктивность биоценоза и возможность использования части биомассы для нужд человека. В искусственных биоценозах такие расчёты показывают эффективность хозяйствования и необходимость применения различных агротехнических приёмов. Агроценозы, как правило, не имеют животных консументов II порядка и выше. Их место занимает человек.

    Цепь питания. Пищевая пирамида, или пирамида биомассы. Энергетическая пирамида.

    Вопросы

    1. О чём говорит длина цепи питания?

    2. Почему численность (число видов) консументов в цепи питания сокращается?

    3. Каким образом природопользователи определяют продуктивность естественного биоценоза?

    4. Каково ваше мнение о продуктивности естественного и искусственного биоценозов на одной и той же территории? Ответ обоснуйте.

    5. Почему цепь питания не может быть длиннее шести звеньев?

    Задания

    Рассмотрите рисунок 197. Составьте и запишите в тетради три пищевые цепи из объектов, изображённых на рисунке.

    Знаете ли вы, что…

    Личинки комаров на покрытие своих энергетических затрат расходуют пищи в 7–8 раз больше, чем на рост.

    При питании гусениц непарного шелкопряда до 43 % съеденной пищи выбрасывается вместе с экскрементами.

    56. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

    1. Какие связи существуют в биоценозах?

    2. Зачем организмы приспосабливаются друг к другу?


    Каждый биоценоз характеризуется определённым составом компонентов – разнообразных видов животных, растений, грибов, бактерий. Между этими живыми организмами в биоценозе осуществляются тесные взаимоотношения. Они чрезвычайно многообразны и сводятся в основном к добыванию пищи, сохранению жизни, возможности произвести потомство, завоевать новое жизненное пространство.

    Организмам различных видов в биоценозе свойственны пищевые, или трофические, связи: по месту обитания, характеристике используемого материала, способу расселения.

    Пищевые связи животных проявляются прямо и косвенно. Прямые связи прослеживаются в процессе поедания животным своей пищи. Заяц, питающийся весенней травой; пчела, собирающая нектар с цветков растений; жук-навозник, перерабатывающий помёт домашних и диких копытных животных; рыбья пиявка, присосавшаяся к слизистой поверхности покрова рыбы, – примеры существования прямых трофических связей.

    Разнообразны и косвенные трофические связи, возникающие на основе деятельности одного вида, способствующего появлению доступа к пище другому виду. Гусеницы бабочек-монашенок и шелкопрядов поедают хвою сосен, ослабляют их защитные свойства и обеспечивают короедам заселение деревьев.


    Рис. 199. Гнёзда птиц, изготовленные из различных материалов


    Рис. 200. Ловчая сеть паука


    Рис. 201. Ловчая воронка муравьиного льва


    Многочисленны в биоценозах связи животных по отыскиванию ими различного строительного материала для устройства жилищ – гнёзд птицами (рис. 199), муравейников муравьями, термитников термитами, ловчих сетей хищными личинками ручейников и пауками (рис. 200), ловчих воронок муравьиными львами (рис. 201), формирование капсул-оотек, предназначенных для защиты и развития потомства самками тараканов, сот пчёлами (рис. 202). Рак-отшельник в течение жизни по мере роста многократно меняет маленькие раковины моллюсков на более крупные, служащие ему для предохранения мягкого брюшка. Для постройки своих сооружений животные используют различный материал – пух и перья птиц, шерсть млекопитающих, высохшие травинки (см. рис. 202), веточки, песчинки, фрагменты раковин моллюсков, продукты выделения различных желёз, воск и камешки (см. рис. 202).

    Связи, способствующие расселению или распространению одного вида другим, также широко представлены в природе и жизни человека. Многие виды клещей переселяются из одного места в другое, прикрепившись к телу шмелей, жуков-носорогов. Перевозки человеком фруктов и овощей способствуют расселению их вредителей. Путешествия на кораблях и поездах помогают расселиться грызунам, двукрылым и другим животным. Интерес к содержанию экзотических животных привёл к тому, что они живут практически на всех континентах, правда, в искусственных условиях. Многие из них приспособились размножаться в неволе.

    Длительное совместное существование разных видов в биоценозе ведёт к разделению между ними кормовых ресурсов. Это позволяет уменьшить конкуренцию за пищу и ведёт к специализации в питании. Например, обитателей биоценоза можно разделить на экологические группы по преобладающим объектам питания (рис. 203).

    какие законы охраняют природу, что такое мониторинг,

    какие территории являются охраняемыми.

    Вы научитесь:

    осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов – животному миру, правильно пользоваться Красной книгой, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.

    С момента появления человека на планете Земля началось его воздействие на животный мир. С каждым десятилетием масштабы этого воздействия резко возрастали. Из простого охотника человек стал скотоводом, научился создавать новые породы животных, освоил промышленные технологии, изобрёл транспорт, железные и автомобильные дороги, научился вырабатывать электроэнергию и многое другое. Каждый шаг по пути к прогрессу был сделан за счёт природы. Только из-за человека и его хозяйственной деятельности исчезло за 4 последних столетия около 100 видов млекопитающих и более 100 видов птиц. К началу XXI в. их участь могут разделить ещё почти 400 видов – новых кандидатов на вымирание, занесённых в международную Красную книгу.

    57. Воздействие человека и его деятельности на животный мир

    1. Как деятельность человека влияет на животных?

    2. Какой вид воздействия человека на природу можно считать самым древним?


    Воздействие человека на животный мир постоянно усиливается и становится всё более разнообразным: от обычной охоты – до прокладки железнодорожных и автомобильных дорог, от распашки целинных и залежных земель – до рукотворных морей и водохранилищ, от строительства городов – до использования сильнейших ядохимикатов. Масштабы преобразования природных комплексов грандиозны.

    Прокладывая нефтепроводы и газопроводы, пролетая над нехоженой местностью, человек вторгается в мир животных, в существующие много лет взаимосвязи в биоценозах. Многие животные не выносят даже малейшего шума. Для других особей местом смерти становятся автомобильные трассы. Для третьих – появление человека означает преследование и истребление.

    Обычно различают два типа воздействия на фауну – прямое (когда уничтожаются особи вида) и косвенное (когда сами животные не истребляются, но изменившаяся среда их существования вынуждает животных уйти или погибнуть). По последствиям второй тип значительно опаснее, так как он затрагивает все организмы конкретного вида, обитающие на данной территории. Например, осушение болот, распашка целинных земель, вырубка лесов приводят к тому, что резко сокращаются ареалы диких копытных. Вслед за ними сокращается поголовье хищников, растёт численность грызунов.

    История знает немало примеров, подтверждающих сказанное. Уничтожение воробьёв в Китае способствовало росту числа насекомых-вредителей. Ликвидация волка в Канадских северных территориях вначале привела к росту численности оленей, затем к распространению среди них болезней и резкому сокращению их численности. Около трети всех видов млекопитающих России внесены в Красную книгу – это значит, что спасти их будет очень не просто.

    Правда, существуют и положительные примеры деятельности человека. Фактически восстановлена численность сайгака, соболя, бобра, морского котика.

    Промыслы – наиболее древние виды воздействия человека на природу. Промыслом называют изъятие человеком из природы животных путём отлова добычи. Промыслы различаются по названию группы животных или продуктов их жизнедеятельности, например: пушной промысел, рыболовство, бортничество, промысел крабов, устриц, трепангов, жемчужниц и др.

    Выделяются группы животных, которых считают промысловыми. Например, промысловые птицы и звери России. Любой промысел может быть удачным при условии хорошего знания биологии животного, влияния на его активность климатических факторов, его следов, излюбленных мест обитания, кормления, брачного поведения и т. д.

    Промыслы экономически выгодны, так как человек не затрачивает средств на разведение и рост животных, а изымает их из природы ежегодно. Однако для длительных промыслов необходимо соблюдать главное условие – численность добываемых животных должна восстанавливаться за счёт их размножения. Кстати, первые ограничения на промысел в период размножения были введены древними охотниками в то время, когда законов ещё не было.

    В нашей стране, как и во многих других странах, некоторые виды промыслов в связи с необходимостью охраны животных полностью запрещены. Например, промыслы китов и дельфинов.

    Промысел. Промысловые животные.

    Вопросы

    1. Чем могут гордиться жители вашей местности в плане охраны животного мира, а чего – стыдиться?

    2. Есть ли в вашей местности какие-либо промыслы? Эффективны ли они? Ответ обоснуйте расчётами.

    3. Что такое браконьерство? В чём его вред?

    Задания

    1. Докажите примерами, что воздействие человека на среду обитания имеет более существенные последствия, чем истребление какого-либо вида.

    2. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о промыслах, существующих на территории вашего региона. В чём заключается их значение для человека?

    Знаете ли вы, что…

    Всего 27 лет понадобилось человеку, чтобы в результате охоты исчезло такое малоподвижное и добродушное животное, как морская, или стеллерова, корова. За последние 400 лет охотниками уничтожено 175 видов животных, а 400 видов исчезли в результате изменения условий существования.

    58. Одомашнивание животных

    1. Одомашнивание каких животных осуществляется в наши дни?

    2. Как влияет одомашнивание на животных?


    Одомашнивание происходило обычно насильственным путём. Чаще всего животных ловили во время охоты, а затем держали на привязи или в загоне. Другой вариант – на охоте убивали самку, а её детёныша в качестве игрушки охотники оставляли детям, которые ухаживали за своим питомцем, кормили его, вместе играли. В некоторых случаях одомашниванию способствовало религиозное почитание животного и, как следствие, его неприкосновенность (например, коровы в Индии, кошки в Египте).

    Появление домашних животных изменило весь уклад жизни человека. Ему при наличии прирученных животных меньше грозил голод. Собаки предупреждали об опасности и помогали на охоте. Тягловых животных использовали при перемещении и кочёвках.

    Затем кочевники стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. Возникли предпосылки для увеличения численности людей. Одомашнивание продолжается и сегодня. Известны работы по одомашниванию глухаря в Истринском лесхозе Подмосковья (проводил С. П. Кирпичев); дрофы в Симферополе (П. Г. Болтоусов); в Печёро-Илычском заповеднике лося (Е. П. Кнорре) и близ Костромы (А. П. Михайлов). Кроме того, в разное время и в разных местах довольно успешно проводились и проводятся работы по одомашниванию зверей – овцебыка, пятнистого оленя марала, антилопы канны, лисицы, норки, песца, соболя, нутрии; птиц – перепела, фазана, страуса; рыб – толстолобика и амура; даже насекомых – шмелей, мух. Да, да, обыкновенных мух, перед которыми ставится задача утилизации большого количества навоза на свинофермах, да ещё и получение из него после переработки дополнительной белковой продукции для корма сельскохозяйственных животных.

    Одомашнивание – длительный процесс. Считают, что северные олени и собаки были одомашнены за 18 тыс. лет до н. э. Овцы были одомашнены 8 тыс. лет назад; коровы – 5 тыс. лет; тутовый шелкопряд – 4,5 тыс. лет назад.

    Учёные утверждают, что одомашнивание животных конкретных видов происходило в определённых районах земного шара, например: лошадей – в степях Евразии, кур – в Индии, цесарок – в Африке, индеек – в Америке, уток и тутового шелкопряда – в Китае, голубей, гусей нильских и кошек – в Египте. Одомашнивание некоторых животных, например свиней, кроликов, коз, происходило не в одном, а в нескольких местах.

    После одомашнивания расселению по планете способствовали торговля, войны, Великие географические открытия, подарки правителей разных стран друг другу, случайные завозы.

    Переселение животных из одного места жительства в другое далеко не всегда приносило пользу людям. Известно немало самых серьёзных бедствий: например, кролики в Австралии приносят колоссальный ущерб пастбищам и посевам; козы в Северной Африке, Испании, Турции уничтожают леса.



    Рис. 204. Домашние животные


    Одомашнивание животных предполагает их дальнейшее разведение и селекцию – выведение пород методом отбора различных интересных для человека признаков. Прежде всего, отбор был направлен на миролюбие домашних животных, отсутствие у них проявлений агрессии и пугливости.

    Чаще всего отбор ведётся на получение продукции от данного животного. Например, у птиц он проходит обычно в двух направлениях: на яйценоскость и на быстрый рост – наращивание большой массы тела. Так, у гусей с обычной массой тела 5–6 кг домашние родственники мясного направления наращивают массу до 12 кг. У уток, кур и перепелов яйценоскость довели до 300–400 яиц в год, а дикие родственники откладывают их от 6 до 16. У овец отбор ведётся в нескольких направлениях: на увеличение числа ягнят; на наращивание массы тела – породы мясные, мясо-сальные; на руно или на молоко.

    У крупного рогатого скота отбор ведётся на молочность, массу тела и скороспелость. Рекордсмены молочного направления дают по 10–12 тыс. л молока в год, а мясные животные приобретают массу более 1 т.

    Одомашнивание весьма сильно изменяет облик животного (рис. 204). Одни из них становятся крупнее, например лошади, кролики, куры. Другие по сравнению с дикими мельче, например ослы, кошки, некоторые породы собак. Меняется у домашних животных и строение тела. Мясные породы скота и лошади-тяжеловозы становятся более массивными, другие – более стройными, например беговые лошади, гончие и борзые собаки. У отдельных животных вследствие усиленного кормления резко увеличивается отложение жира, например у свиней и овец.

    Домашние животные часто беспомощны в условиях дикой природы, но это не означает, что они всегда слабее и менее жизнеспособны, чем их предки. Просто они приспособились к новым условиям, к быту и требованиям человека. Любая порода одомашненного вида требует постоянной работы с нею. Она может быстро утратить свои ценные качества, если человек не будет уделять внимание её разведению либо изменению окружающей среды. Процесс одомашнивания животных обратим. Известно немало случаев одичания домашних животных, например собаки и кролика – в Австралии, лошади-мустанга – в Америке, козы – на островах Океании.

    Одомашнивание. Отбор. Селекция. Разведение.

    Вопросы

    1. Какие доказательства путей одомашнивания животных кажутся вам более достоверными? Почему?

    2. Почему процесс одомашнивания идёт очень медленно?

    3. Какие направления отбора домашних животных известны вам? Приведите примеры из вашей местности.

    4. Какие породы животных наиболее популярны в хозяйствах вашего региона?

    Задания

    1. Докажите, что одомашненные животные более продуктивны, чем их дикие родственники.

    2. Известно, что в последнее время в медицине появилось направление, связанное с участием различных домашних животных в работе с больными людьми. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение об этих направлениях.

    3. Подготовьте проект «Наши сельскохозяйственные животные (породы, их продуктивность, история происхождения)».

    Знаете ли вы, что…

    Из 5 тыс. видов млекопитающих одомашнено не более 20.

    В диких условиях существования домашние свиньи за 5–6 поколений меняют окраску покрова и тип телосложения.

    Цепь питания представляет собой последовательность живых организмов, которые переносят энергию, поедая друг друга. Существует два типа пищевых цепей: одни начинаются с останков организмов и заканчиваются микробами и бактериями, а другие берут начало с растений. Объяснение этому факту простое: растения единственные из всех живых существ, которые получают энергию из неорганических веществ.

    Цепь питания

    Природа устроена таким образом, что одни организмы являются источником энергии, а точнее – пищей, для других. Травоядные поедают растения, хищники охотятся на травоядных или других хищников, падальщики питаются останками живых существ. Все эти отношения замыкаются в цепочки, на первом месте которых стоят продуценты, а потом следуют потребители – консументы разных порядков. Большинство цепей ограничивается 3-5 звеньями. Пример пищевой цепи: трава – заяц – тигр.

    На самом деле многие цепи питания устроены гораздо сложнее, они разветвляются, замыкаются, образуют сложные сети, которые называется трофическими.

    Большинство цепей питания начинаются с растений – они называются пастбищными. Но есть и другие цепочки: они берут начало с разложившихся останков животных и растений, экскрементов и других отходов, а далее следуют микроорганизмы, мелкие животные и другие существа, поедающие такую пищу.

    Растения в начале цепи питания

    По цепи питания все организмы переносят энергию, которая заключается в пище. Существует два вида питания: автотрофный и гетеротрофный. Первый заключается в получении питательных веществ из неорганического сырья, а гетеротрофы используют для жизни органику.

    Четкой границы между двумя типами питания не существует: некоторые организмы могут получать энергию обоими способами.

    Логично предположить, что в начале пищевой цепи должны стоять автотрофы, которые преобразуют неорганические вещества в органику и могут являться пищей для других организмов. Гетеротрофы не могут начинать цепи питания, так как им необходимо получать энергию из органических соединений – то есть, им должно предшествовать хотя бы одно звено. Самые распространенные автотрофы – растения, но существуют и другие организмы, которые питаются тем же способом, например, некоторые бактерии или фитопланктон. Поэтому не все цепи питания начинаются с растений, но в основе большинства из них все же лежат растительные организмы: на суше это любые представители высших растений, в морях – водоросли.

    В цепи питания перед автотрофными растениями не может быть других звеньев: они получают энергию из почвы, воды, воздуха, света. Но существуют и растения-гетеротрофы, у них нет хлорофилла, они живут за счет других растений или охотятся на животных (в основном на насекомых). Такие организмы могут сочетать два вида питания и стоять как в начале, так и в середине цепи питания.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Все интересное

    Несмотря на кажущуюся простоту цветов и трав, растения – это сложные организмы, состоящие из различных тканей и органов. В зависимости от выполняемых функций, различают вегетативные и генеративные органы. Орган растения – это часть организма,…

    Морской мир удивителен и разнообразен. В нем встречаются как огромные животные, достигающие в длину несколько десятков метров, и вес которых составляет сотни тонн, так и совсем крошечные организмы. Некоторые из них активно прокладывают себе путь…