• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    / 7
    МБОУ «Байкальская НОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

    План –конспект

    «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ»

    Учительница:Нигаматуллина Г.И.

    Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.
    Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.
    Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.
    Ход урока
    I. Сообщение темы урока.
    – Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.
    А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)
    Когда ты идешь по тропинке лесной,
    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
    Одно «почему» меж деревьями мчится,
    Летит по пятам за неведомой птицей.
    Другое – пчелой забралось на цветок,
    А третье – лягушкою скок в ручеек.
    «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
    «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
    Сидит «отчего» на зеленом листке,
    «Куда» полетело верхом на жуке,
    «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
    Вопрос за вопросом, и так – целый день.
    Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
    Ответы искать под зеленым шатром.
    II. Повторение изученного.
    О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.
    – Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
    – Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
    – Как греет солнце? (Ответы детей.)
    – Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.
    – Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
    Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:
    1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.
    2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
    3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
    О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.
    III. Изучение нового материала.
    1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».
    – Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.
    – А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
    Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
    – Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
    – Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?
    – Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.
    – Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
    …Лес, точно терем расписной:
    Лиловый, золотой, багряный,
    Стоит над солнечной поляной,
    Завороженный тишиной…
    – С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
    – Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (Желтый, оранжевый, красный.)
    – Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)
    – Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
    В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
    Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
    – Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)
    – Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
    2. Т а й н ы л и с т о п а д а.
    – А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?
    Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
    – Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
    С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
    – Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)
    – Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
    – Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
    – Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
    – Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
    – А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
    – Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
    Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
    – Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?
    Учитель обобщает и уточняет ответы детей.
    – У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.
    Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.
    – Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.
    3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».
    – Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?
    Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.
    Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
    4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».
    – Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
    – Как выглядят осенью ель и сосна?
    – Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)
    – Отгадайте загадку:
    Зимой и летом – одним цветом.
    (Ель, сосна.)
    – Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
    – Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)
    – Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
    Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
    – Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)
    – Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
    – А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)
    – Какие лиственные растения растут в нашем крае?
    – Назовите хвойные растения нашего края.
    – Назовите травянистые растения нашего края.
    5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».
    – Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.
    – Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)
    – Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)
    – Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было.)
    – Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
    6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.
    – Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)
    – А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.
    Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.
    Мы приехали на речку
    Воскресенье провести,
    А свободного местечка
    Возле речки не найти!
    Тут сидят и там сидят!
    Загорают и едят,
    Отдыхают, как хотят,
    Сотни взрослых и ребят.
    Мы по берегу пошли
    И поляночку нашли.
    Но на солнечной полянке
    Тут и там – пустые банки,
    И как будто нам назло,
    Даже битое стекло!
    Мы по бережку прошли,
    Место новое нашли.
    Но и здесь до нас сидели;
    Жгли костры, бумагу жгли –
    Тоже пили, тоже ели,
    Насорили и ушли!
    Мы прошли, конечно, мимо…
    – Эй, ребята! – крикнул Дима. –
    Вот местечко хоть куда!
    Родниковая вода!
    Чудный вид! Прекрасный пляж!
    Распаковывай багаж!
    Мы купались, загорали,
    Жгли костер, в футбол играли –
    Веселились, как могли!
    Пили квас, консервы ели,
    Хоровые песни пели…
    Отдохнули и ушли!
    И остались на полянке
    У потухшего костра:
    Две разбитых нами склянки,
    Две размокшие баранки –
    Словом – мусора гора!
    Мы приехали на речку
    Понедельник провести,
    Только чистого местечка
    Возле речки не найти!
    – Почему ребята не нашли другого свободного места?
    – Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?
    IV. Итог урока.
    – О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
    – Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

    Список использованной литературы:
    Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл.
    Федотова.о.н.Поурочные разработки

    Для тех, кто отдает предпочтение нетрадиционному лечению, осень является наиболее важной порой года, поскольку именно в это время можно существенно пополнить запас лекарственных трав, которых хватит на целы год.

    Особенности осенних трав

    Итак, наступила золотая осень, пришло время выбираться в экологически чистые уголки страны, чтобы пополнить запас лечебных трав. Следует отметить, что «осенние лечебные травы» в основном представлены кореньями, плодами и корневищами. Как правило, верхняя часть растения к осени уже отмирает, в то время, как корень впитывает в себя все целебные свойства земли.

    Как подготовить осенние травы к употреблению

    Собранные осенью плоды и корневища принято сушить. Но прежде чем приступить к просушке, необходимо тщательно очистить корни от земли и подгнивших частей. После этого, следует промыть корневище в холодной воде, нарезать и разложить на бумаге тонким слоем, после чего оставить на открытом воздухе.

    Следует отметить, что некоторые корневища, которые не слишком толстые и большие можно сушить целыми, а те которые очень крупные, желательно разрезать на тонкие куски от пяти до семи сантиметров.

    Сушить корни можно не только на улице, но и в духовом шкафу или в печи, предварительно хорошо их прогрев. Высушенные корневища лучше хранить в банках, которые плотно закрываются крышками.

    Какие лекарственные растения собирать осенью

    Помимо различных коней и корневищ, с наступлением осени принято собирать плоды побеги и листья следующих растений:

    • Ольха серая и черная — собирать шишки.
    • Огородная петрушка — побеги и корни.
    • Брусника — побеги и листья.
    • Лекарственный дягиль — корень и корневище.
    • Лекарственная валериана — корневище с корнями.
    • Щавель конский — только корень.
    • Пастушья сумка — трава.
    • Шиповник — плоды.
    • Можжевельник — плоды.
    • Лопух большой — только корень.
    • Подорожник большой — листья.
    • Толокнянка обыкновенная — побеги и листья.
    • Змеиный горец — корневище и корни.
    • Калина обыкновенная — кора и ягоды.
    • Синюха голубая — корень с корневищем.
    • Клюква — только ягоды.
    • Кровохлебка лекарственная — корневище с корнями.
    • Дикий цикорий — корень.
    • Хмель обыкновенный — только плоды.
    • Крапива двудомная — листья.
    • Лапчатка прямостоячая - только корневище.
    • Хрен обыкновенный — только корень.
    • Крушина слабительная — плоды.
    • Рябина обыкновенная — только плоды.

    Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

    Весна

    Растения, цветущие весной

    Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зама была не снежной.

    Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

    А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

    Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

    Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

    Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные - тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

    Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

    Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период - абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

    Лето

    Жизнь растений летом

    Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

    Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

    Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

    Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору - будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра - все эти кустарники цветут в теплый летний период.

    В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

    В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

    Осень

    Изменение жизни растений осенью

    Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами - календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

    Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины - пунцово-красными, у осины - оранжевыми, а у ольхи - мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

    Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника - ярко-желтой.

    Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

    Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

    Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

    Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

    Зима

    Как растения живут зимой

    Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

    Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

    Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр - не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

    Среди бесчисленного количества сортов и гибридов сладкого перца существуют такие, как например перец «Рамиро», чья популярность имеет буквально мировые масштабы. И если большинство овощей на полках супермаркетов безымянны, и практически невозможно узнать об их сортовой принадлежности, то имя этого перца «Рамиро» непременно будет на упаковке. И, как показал мой опыт, этот перец стоит того, чтобы о нем узнали и другие огородники. В связи с чем и была написана эта статья.

    Осень - самое грибное время. Уже не жарко, по утрам выпадают обильные росы. Поскольку земля ещё тёплая, а сверху уже нападала листва, создавая в приземном слое совершенно особый микроклимат, грибам очень комфортно. Грибникам в это время тоже комфортно, особенно по утрам, когда прохладнее. Самое время тем и другим встретиться. И, если не представлены друг другу - познакомиться. В этой статье познакомлю вас с экзотичными, малоизвестными и не всегда съедобными грибами, похожими на кораллы.

    Айвар из перца - овощная икра или густой овощной соус из болгарского перца с баклажанами. Перец для этого рецепта запекают, причем довольно долго, затем ещё и тушат. В айвар добавляют репчатый лук, помидоры, баклажаны. Для заготовки на зиму икру стерилизуют. Этот балканский рецепт не для тех, кто любит делать заготовки по-быстрому, недоваренное и недопеченное - не про айвар. В общем, подходим к делу обстоятельно. Для соуса выбираем на рынке самые спелые и мясистые овощи

    Несмотря на простые названия («липки» или «комнатный клен») и статус современного заменителя комнатных гибискусов, абутилоны – растения далеко не самые простые. Они хорошо растут, обильно цветут и радуют здоровым видом зелени только в оптимальных условиях. На тонких листьях быстро проявляются любые отклонения от комфортного освещения или температур и нарушения в уходе. Чтобы раскрыть красоту абутилонов в комнатах, стоит найти для них идеальное место.

    Оладьи из кабачков с пармезаном и грибами - вкуснейший рецепт с фото из доступных продуктов. Обычные кабачковые оладушки легко превратить в нескучное блюдо, добавив в тесто несколько пикантных ингредиентов. В кабачковый сезон побалуйте семью овощными оладьями с лесными грибами, это не только очень вкусно, но и сытно. Кабачок - универсальный овощ, он подходит для фаршировки, для заготовок, для вторых блюд, и даже для сладкого есть вкусные рецепты - из кабачка делают компоты и варенье.

    Идея выращивания овощей на траве, под травой и в траве поначалу пугает, пока не проникнешься естественностью процесса: в природе ведь всё происходит именно так. С обязательным участием всей почвенной живности: от бактерий и грибков до кротов и жаб. Каждый из них вносит свой вклад. Традиционная обработка почвы с перекопкой, рыхлением, подкормками, борьбой со всеми, кого мы считаем вредителями, разрушает создававшиеся веками биоценозы. К тому же требует больших затрат труда и ресурсов.

    Что сделать вместо газона? Чтобы вся эта красота не желтела, не болела и выглядела при этом, как газон... Надеюсь, что умный и догадливый читатель уже улыбается. Ведь ответ напрашивается сам собой – если ничего не делать, ничего и не будет. Конечно, существует несколько решений, которые можно использовать, и с их помощью сократить площади газона, а значит, снизить трудоёмкость ухода за ним. Предлагаю рассмотреть альтернативные варианты и обсудить их плюсы и минусы.

    Томатный соус с луком и сладким перцем - густой, ароматный, с кусочками овощей. Соус готовится быстро и получается густым, потому что этот рецепт с пектином. Делайте такие заготовки в конце лета или осенью, когда овощи созрели под солнышком на грядках. Из ярких, красных томатов получится такой же яркий домашний кетчуп. Этот соус - готовая заправка для спагетти, а ещё его можно просто намазать на хлеб - очень вкусно. Для лучшей сохранности можно добавить немного уксуса.

    В этом году часто наблюдала картину: среди роскошной зеленой кроны деревьев и кустарников то тут, то там словно свечи «горят» высветленные верхушки побегов. Это хлороз. О хлорозе большинство из нас знает еще с уроков школьной биологии. Помнится, что это недостаток железа... А ведь хлороз - понятие неоднозначное. И не всегда высветление листвы означает нехватку именно железа. Что такое хлороз, чего не хватает нашим растениям при хлорозе и как оказать им помощь, расскажем в статье.

    Овощи по-корейски на зиму - вкусный корейский салат с помидорами и огурцами. Салат кисло-сладкий, пикантный и чуть острый, потому что приготовлен с приправой для корейской моркови. Обязательно заготовьте на зиму несколько баночек, холодной зимой эта полезная и ароматная закуска будет весьма кстати. Для рецепта можно использовать перезревшие огурцы, заготавливать овощи лучше поздним летом или ранней осенью, когда они созрели в открытом грунте под солнышком.

    Осень для меня - это георгины. Мои начинают цвести уже в июне, и все лето соседи заглядывают ко мне через забор, напоминая, что я обещала им к осени несколько клубней или семян. В сентябре в аромате этих цветов появляется терпкая нотка, намекающая на приближающиеся холода. А значит, пора заняться подготовкой растений к длинной холодной зиме. В этой статье поделюсь своими секретами осеннего ухода за многолетними георгинами и подготовкой их к зимнему хранению.

    На сегодняшний день усилиями селекционеров выведено, по различным данным, от семи до десяти тысяч(!) сортов яблони культурной. Но при огромнейшем их разнообразии в частных садах, как правило, растёт всего пара-тройка популярных и полюбившихся сортов. Яблони - крупные деревья с раскидистой кроной, и много таких на одном участке не вырастишь. А что если попробовать выращивать колоновидные сорта этой культуры? В этой статье расскажу именно о таких сортах яблонь.

    Пинджур - икра из баклажанов по-балкански со сладким перцем, луком и помидорами. Отличительная особенность блюда - баклажаны и перец сначала запекают, затем очищают от кожицы и долго томят в жаровне или в кастрюле с толстым дном, добавив остальные овощи, указанные в рецепте. Икра получается очень густой, с ярким, насыщенным вкусом. На мой взгляд, этот способ приготовления - лучший, из всех известных. Он хоть и более хлопотлив, но результат компенсирует трудовые затраты.

    Среди моих соседей по даче немало пенсионеров, которые живут за городом чуть ли не круглый год. Вопреки устоявшемуся мнению на своих участках они выращивают не только картошку и огурцы — ведь не хлебом единым жив человек. Сажают декоративные деревья и кустарники, разбивают клумбы. Да вот беда: уже в октябре от всей этой красоты мало что остаётся, разве только хвойные радуют. А вот у меня в саду зелёные листья можно увидеть практически в любое время года: я специально сажала у себя многолетники с зимующей листвой. Соседи нередко спрашивают совета, что именно стоит посадить на участке, чтобы в межсезонье он выглядел повеселее. Возможно, зимнезелёные травянистые растения заинтересуют и вас.

    Лист резной

    Под номером один в моём списке травянистых многолетников с зимующими листьями значатся гейхеры, гейхереллы и тиареллы. Пальму первенства я отдаю им не случайно. Мало того что их листва не жухнет после первых же заморозков, а украшает сад до тех пор, пока не ляжет снег. Эффектные листья этих растений имеют самую разнообразную окраску. Особенно это касается гейхер и гейхерелл. В опустевшем осеннем саду на фоне голой земли красуются зелёные, жёлтые, оранжевые, фиолетовые и «серебряные» кустики. А вот резные листья тиарелл привлекают внимание в первую очередь своей формой, напоминая изысканные украшения.

    Мне приходилось слышать, что гейхеры и гейхереллы очень капризные растения и погибают в первую же зимовку. На самом деле это вовсе не так. Если посадить их по всем правилам, подобрав местечко в полутени и сделав хороший дренаж, то они легко перенесут все тяготы нашей долгой зимы. Сильных морозов они не боятся, потому что прячутся от холода в сугробах. В зимнее время им грозят только две напасти. Во‑первых, на пучинистых грунтах (а именно такой у меня на участке) растения при чередовании оттепелей и морозов выпирает из земли, и тогда их корни действительно могут замёрзнуть. Чтобы этого не происходило, при посадке я всегда стараюсь заглублять свои гейхеры, а осенью дополнительно окучиваю их компостом или лёгкой землёй. Во‑вторых, эти растения очень чувствительны к замоканию и при избытке влажности гниют или выпревают. Поэтому, подбирая для них место в саду, нужно предусмотреть, чтобы там было сухо не только летом, но осенью и весной тоже. А тем, кто всё-таки боится, что эти нежные с виду растения не перезимуют, я могу посоветовать укрыть их нетканым материалом так же, как розы. Кстати, гейхеры могут стать прекрасными партнёрами для последних. И дополнительного укрытия сооружать не потребуется. Правда, в этом случае украшать осенний сад они будут недолго, и вы лишите себя удовольствия любоваться их покрытой инеем листвой, когда после ночных заморозков сад стоит точно в серебристой дымке, а каждый кустик гейхеры кажется шедевром ювелирного искусства. Поэтому не бойтесь рисковать, оставляя эти растения без укрытия, — оно того стоит!

    Не цветами едиными

    Следующим в моём списке стоит бадан. Замечательное растение: неприхотливое, надёжное, а главное, красивое и летом, и зимой. Его крупные листья порой даже выглядывают из неглубоких сугробов, заставляя поверить, что ледяной плен не вечен и рано или поздно обязательно наступит весна. К тому же помимо видового бадана, хорошо знакомого многим дачникам, сейчас есть много разных сортов гибридного происхождения, которые отличаются размерами, формой и окраской листьев и, конечно, цветков, что в данном случае не столь актуально, ведь осенью на первый план выходит именно листва.

    К растениям с зимующей листвой относятся и морозники. Конечно, их сажают ради великолепного весеннего цветения, но ведь плотные сильно рассечённые кожистые листья на высоких черешках тоже очень хороши, особенно осенью под пологом деревьев на фоне опавшей жёлтой листвы. Тёмно-зелёные, блестящие, они всем своим видом спорят с непогодой и надвигающимися холодами. Крупный куст морозника в это время вполне может потягаться в декоративности с миниатюрными хвойными растениями.

    Ковры под деревьями

    Среди прочих зимнезелёных многолетников в моём списке есть и почвопокровные растения. Симпатичные изумрудные коврики придают осеннему саду особый шарм, а пара-тройка листьев, спланировавших с ближайшего дерева, кажутся вытканным на зелёном фоне рисунком, который тщательно продумала сама природа.

    Из почвопокровных многолетников в первую очередь хочется упомянуть горянку и барвинок. Первая, к сожалению, знакома далеко не всем цветоводам. Обидно: ведь это замечательное растение радует глаз в течение всего сезона. Весной, во время цветения она просто изумительна (недаром же в Германии её называют цветком эльфов), а летом и осенью привлекает внимание благодаря эффектной листве. У многих видовых горянок листочки зимой остаются зелёными, при этом они плотные, кожистые, иногда с волнистым или зубчатым краем. Разрастаются горянки с умеренной скоростью, образуя густые невысокие куртинки, которые особенно хорошо смотрятся под пологом деревьев или крупных кустарников.

    Нежно любимый мной барвинок пользуется у некоторых дачников недоброй славой. Поверьте, это не больше чем суеверия. Тот факт, что это растение сажают на кладбищах, говорит только об удивительной жизненной силе барвинка, который безо всякого полива и ухода способен выдерживать любые спартанские условия. Разрастаясь, он образует плотные красивые ковры, а его небольшие тёмно-зелёные блестящие листья кажутся чешуёй задремавшего в саду сказочного дракона. Кроме того, у барвинка есть пестролистные формы, которые выглядят более жизнерадостно.

    Разумеется, мой список на этом не заканчивается. Но даже перечисленных многолетних растений вполне достаточно, чтобы сад в тоскливое время межсезонья оставался привлекательным и радовал глаз.