• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

    Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

    Причины распада СССР

    С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

    Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

    К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

    Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

    В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

    По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

    Межнациональные столкновения

    В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

    "Парад суверенитетов"

    В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

    16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

    23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

    Закон о выходе союзных республик из СССР

    3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

    Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

    Провозглашение суверенитета РСФСР

    Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

    Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

    Сергей Шахрай

    в 1991 году - советник Бориса Ельцина

    24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

    Новый Союзный договор

    На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

    17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

    По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

    29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

    2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

    Августовский путч

    В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

    С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

    Демонтаж государственных структур СССР

    После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

    2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

    2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

    В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

    Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

    6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

    18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

    22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

    14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

    Ликвидация СССР и создание СНГ

    1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

    Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

    Станислав Шушкевич

    в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

    8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

    21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

    25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

    26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

    Патовая дипломатическая коллизия




    2 сентября с.г. , в день 70-летия подписания представителями правительства милитаристской Японии Акта о безоговорочной капитуляции и окончания Второй мировой войны, российский МИД заявил четкую, вытекающую из исторических фактов и международных соглашений позицию по так называемому курильскому вопросу. Заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов в интервью информагентству "Интерфакс" исключил возможность переговоров с Японией по поводу Курил. Дословно было заявлено следующее: "Никакого диалога с Токио по "курильской проблеме" мы не ведем. Этот вопрос решен 70 лет назад: Южные Курилы перешли к нашей стране на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны. Суверенитет и юрисдикция России над ними сомнению не подлежат".

    Затем эту принципиальную позицию российского государства подтвердил и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заявив по итогам переговоров со своим японским коллегой, что принадлежность Курил "не является предметом для дискуссий". Вместе с тем руководство дипломатического ведомства России согласилось продолжить переговоры по вопросу заключения между двумя странами мирного договора.

    При этом, напомню, Токио годами заявляет о согласии заключить мирный договор с Россией только при условии "возвращения островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи".

    Что ж, давайте разберемся в создавшейся дипломатической коллизии по существу.

    Война расставила точки над i

    Принадлежавшие с конца XVIII века Российской империи все Курильские острова - включая южные! - решением Ялтинской (Крымской) конференции глав государств - участников антигитлеровской коалиции - И.В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля - по итогам войны передавались ее прежнему владельцу России - Советскому Союзу. Лишение милитаристской Японии этих островов вытекало также из условий Потсдамской декларации, на основе которой японское правительство подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Вывод всех без исключения Курильских островов вплоть до острова Хоккайдо из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии предусматривался и в Меморандуме главнокомандующего союзными державами генерала Д. Макартура N 677/1 от 29 января 1946 года. Тогда это решение союзников возражений японского правительства не вызвало, ибо рассматривалось как реализация условий капитуляции.

    В 1951 г. японское правительство подписало и затем ратифицировало Сан-Францисский мирный договор, в котором "отказалось от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года". Тем самым восполнялись территориальные потери России (СССР), понесенные в результате Русско-японской войны 1904-1905 гг. Причем японским правительством был подтвержден отказ Японии от всех Курильских островов, включая их южную часть. И уже после этого в совместной парламентской резолюции всех партий страны от 31 июля 1952 г. перед правительством ставилась задача возвращения Японии лишь островов Хабомаи и Шикотан, которые японские парламентарии рассматривали не как Малую Курильскую гряду, а как "продолжение Хоккайдо".

    Именно такую задачу перед дипломатией страны поставил премьер-министр Японии Итиро Хатояма, приступивший в 1955 г. к переговорам с СССР о подписании между двумя странами мирного договора.

    Компромисс Хрущева

    При этом Хатояма разъяснял, что нельзя смешивать вопрос о Хабомаи и Шикотане с вопросом обо всех Курильских островах, который был решен Ялтинским соглашением. Он признавал, что поскольку Япония отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина по Сан-Францисскому договору, у нее нет оснований требовать передачи ей этих территорий. Зная о позиции японского премьера, Москва после длительных переговоров согласилась пойти на уступку искомых Японией территорий и подписание не мирного договора, а совместной декларации об окончании состояния войны и восстановлении дипломатических отношений.

    В подписанной 19 октября 1956 года в Москве Советско-японской совместной декларации предусматривалось, что СССР и Япония "согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений... переговоров о заключении мирного договора". И это никак не означало, как пытаются утверждать наши японские оппоненты и поддерживающие их некоторые отечественные комментаторы, продолжение переговоров по территориальному размежеванию. Ведь 9я статья Совместной декларации не предусматривает никаких двойных толкований: "Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией".

    О том, что это максимальная уступка Японии, заявлял инициатор компромисса по территориальному вопросу тогдашний лидер СССР Никита Хрущев. Накануне подписания Совместной декларации 16 октября он говорил полномочному представителю Японии министру рыболовства, сельского и лесного хозяйства Итиро Коно: "Японская сторона хочет получить Хабомаи и Шикотан без заключения мирного договора и решить впоследствии какие-то другие, не известные нам территориальные вопросы, которых в действительности не существует. Советское правительство хочет как можно скорее договориться с Японией, и оно не использует территориальный вопрос для торга. Но я должен еще раз совершенно определенно и категорически заявить, что никаких претензий Японии по территориальному вопросу, кроме Хабомаи и Шикотан, мы принимать не будем и отказываемся обсуждать какие бы то ни было предложения в этом отношении... Мы не можем и не пойдем ни на какие дальнейшие уступки. Хабомаи и Шикотан можно было бы передать Японии по мирному договору, но с передачей указанных островов территориальный вопрос целиком и полностью следует считать разрешенным".


    Участники подписания мирного договора России с Японией во время конференции в Портсмуте (США). 1905 г. Фото: РИА Новости


    Как возникли "северные территории"

    Хрущев отверг предложенный японцами вариант соглашения о том, что переговоры о мирном договоре будут включать территориальный вопрос. Видимо, это неизвестно тем, кто пытается утверждать, что, "согласно Совместной декларации следует хоть сто лет продолжать обсуждать территориальную проблему с Японией".

    При этом сторонники подобной позиции заявляют, что якобы и "Советский Союз десятилетиями вел такие переговоры по территориальному вопросу". Таким, мягко говоря, малокомпетентным людям опять-таки неведомо, что предусмотренные Совместной декларацией переговоры о заключении мирного договора после 1956 г. японским правительством были фактически прекращены. При открытом давлении не заинтересованной в окончательной нормализации японо-советских отношений администрации США, в нарушение достигнутых в Совместной декларации условий правительство Японии произвольно выдвинуло требование "вернуть" Японии не только Хабомаи и Шикотан, но еще и наиболее крупные и освоенные острова Курильской гряды - Кунашир и Итуруп.

    Антисоветски настроенные американские и японские круги задались целью, выдвигая заведомо неприемлемые для Москвы ничем не обоснованные условия, на долгие годы заблокировать процесс заключения японо-советского мирного договора. Ситуация обострилась в 1960 г., когда японское правительство вместо мирного договора с СССР вопреки воле японского народа перезаключило направленный против СССР и КНР военный союз с США, подтверждавший право американских вооруженных сил иметь многочисленные военные базы на территории Японии.

    Складывалась ситуация, когда в случае передачи островов Японии на них могли быть созданы нацеленные на нашу страну военные объекты США. А потому МИД СССР 27 января 1960 г. направил правительству Японии памятную записку, в которой указал, что "только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии, как это предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года". В ответ японское правительство стало насаждать в стране антисоветские настроения, обвиняя СССР вопреки подписанным, в том числе и самой Японией, международным соглашениям в якобы "незаконном захвате исконно японских земель". Из средств государственного бюджета и "пожертвований" крупного бизнеса формировался фонд для финансирования шумной кампании "за возвращение северных территорий". В условиях отказа японского правительства выполнять положения Совместной декларации, его нежелания вести переговоры о подписании мирного договора и использования официальным Токио надуманной "территориальной проблемы" для нагнетания враждебности к СССР советское правительство заявило, что такой проблемы в советско-японских отношениях не существует, ибо она была разрешена по итогам войны.

    После чего МИД СССР неизменно отвергал попытки японской стороны навязать обсуждение искусственно созданной так называемой проблемы северных территорий.

    Что касается мирного договора, советское руководство никогда не отказывалось от его заключения и развития отношений с Японией. Так, в 1977 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев отмечал: "В совместном советско-японском заявлении от 10 октября 1973 г. была зафиксирована договоренность продолжить переговоры о заключении мирного договора. Советский Союз готов, если, разумеется, с японской стороны не будет выдвигаться неприемлемых условий, довести это важное для наших стран дело до конца. При трезвом подходе японской стороны к реальностям, сложившимся в итоге Второй мировой, это можно было бы сделать - и сделать быстро".


    Остров Итуруп. Залив Оля. Рай для чаек. Фото: РИА Новости


    Исторические реалии неоспоримы

    Отрадно, что после десятилетий невнятной политики нынешнее российское правительство, следуя воле народа, наконец-то расставило точки над i и вновь подтвердило неотъемлемость от России ее суверенных территорий - Курильских островов. При этом оно считает, что подписание мирного договора способствовало бы подведению черты под послевоенным периодом и всестороннему развитию отношений двух соседних государств.

    Условия же нашей страны по заключению мирного договора японскому правительству известны. Их недавно напомнил глава МИД РФ Сергей Лавров, указав, что продвижение в этом вопросе возможно лишь после признания Японией послевоенных исторических реалий, включая Устав ООН во всей его полноте. Но, как показывают последние события, Токио отказывается признавать эти реалии, продолжая увязывать вопрос о заключении мирного договора с необоснованными территориальными претензиями.

    Что ж, мы жили без мирного договора 70 лет, проживем еще. У нас, кстати, нет договора о мире с главным противником в войне - Германией, и это на протяжении десятилетий не мешало развитию политических, торгово-экономических, культурных и иных отношений между двумя странами и народами.


    Богатства Курильской гряды / инфографика РИА Новости

    Преодоление Советским государством дипломатической изоляции. Внешняя политика РСФСР, а затем и СССР носила двойственный характер. С одной стороны, она была направлена на защиту государственных интересов России, но с другой - самым тесным образом связывалась с претворением в жизнь идеи мировой революции, основной установки правящей коммунистической партии.

    Первые международные акты - мирные договоры - были подписаны РСФСР в 1920 г. с государствами, еще недавно входившими в состав Российской империи: Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией.

    Несмотря на яростное неприятие идеологии и практики большевизма, ведущие державы мира были вынуждены вступить в контакт с Советским государством. Экономические интересы оказывались превыше всего. В марте 1921 г. после длительных переговоров было заключено торговое соглашение с Великобританией. Вкраплением политических моментов характеризовалось советско-германское торговое соглашение, подписанное в мае 1921 г., по которому торговому представительству РСФСР передавались функции и дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. В течение 1921 г. Советское государство подписало торговые соглашения с Норвегией, Италией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии имелось 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

    Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Весной 1922 г. в Генуе (Италия) для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство.

    Большевистское руководство решило использовать конференцию прежде всего в пропагандистских целях, для формирования образа пролетарского государства как государства миролюбивого, борющегося за мир и всеобщее разоружение. Этим проблемам был посвящен доклад наркома иностранных дел Г. В. Чичерина.

    Однако руководителей стран Антанты интересовали иные проблемы. Они потребовали от Совнаркома уплаты всех государственных долгов царской России, возвращения иностранным предпринимателям национализированной собственности либо возмещения нанесенного ущерба. Сумма долгов составила 18,5 млрд. золотых рублей. Советская делегация выдвинула контрпретензии странам Антанты: возместить потери, связанные с интервенцией и экономической блокадой, в размере 39 млрд. золотых рублей. Достичь согласия сторонам не удалось.

    Утром 16 апреля 1922 г. руководители иностранных делегаций узнали, что минувшей ночью русские и немцы встретились в предместье Генуи - Рапалло и заключили договор о восстановлении дипломатических отношений и экономических контактов. Заключение Рапалльского договора стало неприятным сюрпризом для стран-победительниц, расценивших его как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства, в основе которых лежало ущемление правового положения Германии - побежденной державы, и изоляция России в целях предотвращения проникновения "коммунистической заразы" в другие страны.

    "Полоса признания" СССР. По мере того как советская власть укрепляла свои позиции внутри страны, постепенно стабилизировалось положение СССР на международной арене. 1924-1925 гг. вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства. В феврале 1924 г. между СССР и Великобританией были установлены дипломатические отношения. В том же году Советский Союз признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Мексикой.

    "Полоса признания" Советского Союза была завершена подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенции. На основании этого соглашения японские войска были эвакуированы с северного Сахалина и на этой части острова установлена советская власть. Лишь в 1933 г., позже других стран, юридического признания СССР удостоили Соединенные Штаты Америки.

    Униженная Версальским договором Германия усматривала в партнерстве с СССР не столько политический, сколько экономический расчет. Отношения между странами не ограничивались только взаимовыгодной торговлей. Германия оказывала Советской республике большую техническую помощь. Особое значение имело военно-техническое сотрудничество. Заключение соглашений со странами Востока. Успешно строились отношения Советской республики со странами Востока, в которых набирало силу освободительное движение и к власти приходили национальные правительства. Совнарком оказывал этим странам существенную материальную помощь. Более того, некоторые руководители партии, в частности Троцкий, считали, что необходимо повернуть знамя мировой революции на Восток, создать на Урале хорошо вооруженный корпус и бросить его на Индию и Афганистан. Однако Ленин не поддержал эту идею.

    В 1921 г. РСФСР были подписаны договоры с Персией (Ираном), Афганистаном, Турцией и Монголией, причем эти государства впервые в своей истории выступали как равноправные стороны дипломатических отношений. Вместе с тем большевики рассматривали эти договоры как своего рода мостик, который мог соединить рабочее движение на Западе с национально-освободительным движением на Востоке.

    В мае 1924 г. были установлены равноправные дипломатические отношения между СССР и Китаем. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры между царской Россией и другими странами, в которых ущемлялись права Китая. СССР обязывался вывести с территории Монголии свои войска. Китайско-Восточная железная дорога была передана под совместное управление советской и китайской администрации и предназначалась только для коммерческих перевозок.

    Дипломатические конфликты с западными странами. Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство стран, еще недавно хозяйничавших на этих территориях. 8 мая 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Д. Керзон предъявил СССР обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и в ультимативной форме потребовал в 10-дневный срок выполнения следующих условий: прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане; прекратить религиозные преследования в Советском Союзе; освободить английские рыболовные траулеры (арестованные, по утверждению Москвы, за ловлю рыбы в советских территориальных водах). Конфликт усугубился убийством в Лозанне (Швейцария) советского дипломата В. В. Воровского.

    Советское правительство расценило "ультиматум Керзона" как грубую попытку вмешательства в дела СССР и развернуло мощную антианглийскую пропагандистскую кампанию. По всей стране проходили многолюдные митинги и демонстрации. Начался сбор средств на постройку воздушной эскадрильи. Но в то же время, опасаясь дальнейшего нагнетания международной напряженности, СССР удовлетворил основные требования английской стороны.

    Создание и деятельность Коминтерна. Налаживание связей с другими странами было лишь одним из направлений советской внешней политики. Другим, не менее значимым являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная организация, объединившая коммунистические партии разных стран - Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Первый (учредительный) конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 г. в Москве. На нем был принят Манифест, обращенный к пролетариям всего мира. Документ призывал рабочих объединиться на принципах пролетарского интернационализма в революционной борьбе за свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата. Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет (ИККИ). Его возглавил видный большевистский деятель Г. Е. Зиновьев.

    II конгресс Коминтерна, работавший в Петрограде, а затем в Москве летом 1920 г., констатировал: "Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата... Дело Советской России Коминтерн объявил своим делом". Красная Армия в это время рвалась к столице Польши. Как полагали лидеры большевиков, затем она вступит в другие страны Европы. Коминтерн заявил о возможности объединения советской России и советской Германии как первого шага на пути создания "федерации советских республик всего мира".

    Однако уже в июле 1921 г. на III конгрессе Коминтерна В. И. Ленин подверг резкой критике сторонников "революционного наступления". И тем не менее, когда в 1923 г. ситуация в Германии вновь обострилась, Коминтерн принял решение "подтолкнуть" мировую революцию. В Германию была направлена бригада Коминтерна, выделены значительные денежные средства. Однако революционная волна в Германии быстро пошла на убыль. Попытки представителей Коминтерна стимулировать восстание в Руре, Саксонии, Гамбурге потерпели провал. Неудачей закончились и попытки поддержать сентябрьское восстание 1923 г. в Болгарии.

    Отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился в конце 1926 г., когда стало очевидным, что подобные попытки - не более чем авантюра. Зиновьев ушел в отставку. Его место занял Бухарин. Теперь во всех европейских странах Коминтерн стал усиленно создавать коммунистические партии, оказывать им материальную помощь, ставить во главе их послушных руководителей. Все коминтерновские структуры были переориентированы не на разжигание "пожара мировой революции", а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении других стран.

    Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей и Фран-ци-ей о за-клю-че-нии до-го-во-ра о взаи-мо-по-мо-щи.

    Пред-по-сыл-кой для на-ча-ла Московских переговоров ста-ло обо-ст-ре-ние во-енно-по-ли-тической си-туа-ции в Ев-ро-пе по-сле за-хва-та германскими вой-ска-ми Че-хо-сло-ва-кии (март 1939 год).

    В об-ста-нов-ке на-рас-та-ния аг-рес-сив-ных уст-рем-ле-ний Гер-ма-нии советское ру-ко-во-дство 18 марта 1939 года об-ра-ти-лось к пра-ви-тель-ст-вам Ве-ли-ко-бри-та-нии, Фран-ции, Поль-ши, Ру-мы-нии и Тур-ции с пред-ло-же-ни-ем о со-зы-ве специального со-ве-ща-ния. Британское пра-ви-тель-ст-во от-кло-ни-ло советское пред-ло-же-ние, объ-я-вив про-ве-де-ние та-ко-го со-ве-ща-ния «преж-де-вре-мен-ным». Пре-дос-та-вив в мар-те - апреле 1939 году га-ран-тии Поль-ше, а за-тем (вме-сте с Фран-ци-ей) - Гре-ции и Ру-мы-нии, британское пра-ви-тель-ст-во в се-ре-ди-не ап-ре-ля пред-ло-жи-ло СССР пре-дос-та-вить ана-ло-гич-ные га-ран-тии со-пре-дель-ным с ним ев-ропейским го-су-дар-ст-вам.

    Советское ру-ко-во-дство не при-ня-ло британское пред-ло-же-ние, ука-зав на то, что эти го-су-дар-ст-ва не об-ра-ща-лись к СССР с та-кой прось-бой, а Ве-ли-ко-бри-та-ния и Фран-ция не за-яв-ля-ют о го-тов-но-сти при-нять на се-бя обя-за-тель-ст-ва по ока-за-нию по-мо-щи СССР в слу-чае его всту-п-ле-ния в вой-ну.

    14 апреля к СССР об-ра-ти-лось французское пра-ви-тель-ст-во с пред-ло-же-ни-ем до-пол-нить текст советско-французского пак-та 1935 года (см. Со-вет-ско-фран-цуз-ские до-го-во-ры и со-гла-ше-ния) обя-за-тель-ст-вом о взаи-мо-по-мо-щи в слу-чае на-па-де-ния Гер-ма-нии на Поль-шу или Ру-мы-нию. В от-вет на британские и французские ини-циа-ти-вы пра-ви-тель-ст-во СССР 17 апреля пред-ло-жило за-клю-чить трёх-сто-рон-ний до-го-вор о взаи-мо-по-мо-щи (сро-ком на 5-10 лет) и во-еннную кон-вен-цию. Советское пред-ло-же-ние бы-ло при-ня-то, по-сле че-го на-ча-лось об-су-ж-де-ние про-ек-тов до-го-во-ра.

    Клю-че-вое зна-че-ние име-ла по-зи-ция британского пра-ви-тель-ст-ва. Пред-ло-жен-ный им 8 мая про-ект дек-ла-ра-ции пре-ду-смат-ри-вал обя-за-тель-ст-ва СССР ока-зать по-мощь Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции в слу-чае на-па-де-ния Гер-ма-нии на Поль-шу или Ру-мы-нию. В про-ек-те не ука-зы-ва-лись британские и французские обя-за-тель-ст-ва по ока-за-нию по-мо-щи СССР в слу-чае германского на-па-де-ния на не-го са-мо-го ли-бо на при-бал-тий-ские го-су-дар-ст-ва.

    В мае - ию-не чёт-ко обо-зна-чил-ся основной пункт про-ти-во-ре-чий на пе-ре-го-во-рах: во-прос о га-ран-ти-ро-ва-нии безо-пас-но-сти Лат-вии, Эс-то-нии и Фин-лян-дии тре-мя дер-жа-ва-ми. Во-прос обес-пе-че-ния безо-пас-но-сти при-бал-тий-ских го-су-дарств имел для СССР прин-ци-пи-аль-ное зна-че-ние, по-сколь-ку аг-рес-сия гит-ле-ров-ской Гер-ма-нии про-тив Советского Сою-за мог-ла раз-ви-вать-ся на при-бал-тий-ском на-прав-ле-нии. По про-бле-ме пре-дос-тав-ле-ния ука-зан-ных га-ран-тий Ве-ли-ко-бри-та-ния и Фран-ция за-ни-ма-ли ук-лон-чи-вую по-зи-цию.

    В хо-де пе-ре-гово-ров в Мо-ск-ве (15 ию-ня - 23 ию-ля) ме-ж-ду В.М. Мо-ло-то-вым, британским по-слом У. Сид-сом, французским по-слом П. Над-жиа-ром и ру-ко-во-ди-те-лем центрально-ев-ропейского департамента британским Фо-рин оф-фи-са У. Стрэн-гом был дос-тиг-нут ком-про-мисс: трёх-сто-рон-ние га-ран-тии безо-пас-но-сти при-бал-тий-ским го-су-дар-ст-вам (а так-же Поль-ше, Ру-мы-нии, Тур-ции, Гре-ции, Бель-гии) бы-ло ре-ше-но не упо-ми-нать в осн. тек-сте до-го-во-ра, а ого-во-рить их в сек-рет-ном до-пол-нит. про-то-ко-ле. Не до кон-ца ре-шён-ны-ми ос-та-лись 2 во-про-са: что счи-тать «кос-вен-ной аг-рес-си-ей» и ка-ко-вы долж-ны быть дей-ст-вия сто-рон в слу-чае на-па-де-ния Гер-ма-нии на ев-ропейское го-су-дар-ст-во, не упо-мя-ну-тое в про-то-ко-ле. Од-на-ко эти раз-но-гла-сия бы-ли при-зна-ны вто-ро-сте-пен-ны-ми, что по-зво-ли-ло Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции при-нять сов. пред-ло-же-ние о на-ча-ле во-ен. пе-ре-го-во-ров.

    Де-ле-га-ции Ве-ли-ко-бри-та-нии во гла-ве с адъ-ю-тан-том ко-ро-ля адмиралом Р. Драк-сом и Фран-ции во гла-ве с чле-ном Выс-ше-го во-енного со-ве-та ге-не-ра-лом ар-мии Ж. Ду-мен-ком при-бы-ли в Мо-ск-ву толь-ко 12 августа Не-спеш-ность дей-ст-вий брит. и франц. пра-ви-тельств, не-вы-со-кий уро-вень пред-ста-ви-те-лей, на-прав-лен-ных ими на пе-ре-го-во-ры, бы-ли вос-при-ня-ты сов. ру-ко-во-дством как знак не-го-тов-но-сти официальных кру-гов Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции за-клю-чить с СССР со-гла-ше-ние. Кро-ме то-го, на пер-вом же за-се-да-нии вы-яс-ни-лось, что Дракс и Ду-менк име-ют пол-но-мо-чия лишь вес-ти пе-ре-го-во-ры, но не под-пи-сы-вать во-енную кон-вен-цию (Ду-менк по-лу-чил та-кие пол-но-мо-чия лишь 22 августа). По пред-ло-же-нию гла-вы советской де-ле-га-ции, нар-ко-ма обо-ро-ны СССР, мар-ша-ла СССР К.Е. Во-ро-ши-ло-ва сто-ро-ны сде-ла-ли со-об-ще-ния о со-стоя-нии сво-их воо-руженных сил и во-енных пла-нах.

    Советские во-енные пла-ны, пред-став-лен-ные на-чаль-ни-ком Ге-не-раль-но-го шта-ба Крас-ной Ар-мии Б.М. Ша-пош-ни-ко-вым , пре-ду-смат-ри-ва-ли, что в слу-чае вой-ны в Ев-ро-пе СССР го-тов вы-ста-вить 120 пехотных и 16 кавалеристких ди-ви-зий, 5 тыс. тя-жё-лых ору-дий, 9-10 тыс. тан-ков, 5-5,5 тыс. бое-вых са-мо-лё-тов. Советская сто-ро-на пред-ло-жи-ла так-же 3 ва-ри-ан-та воз-мож-ных со-вме-ст-ных дей-ст-вий советских, французских и британских воо-руженных сил. В док-ла-дах французской и британской де-ле-га-ций кон-крет-ных дан-ных об ар-ми-ях Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции и их опе-ра-тив-ных пла-нах на слу-чай вой-ны пред-став-ле-но не бы-ло.

    Серь-ёз-ные раз-но-гла-сия на пе-ре-го-во-рах вы-звал во-прос о про-хо-де советских войск че-рез тер-ри-то-рию Поль-ши и Ру-мы-нии, без че-го они не мог-ли на-чать бое-вые дей-ст-вия про-тив германской ар-мии. Про-тив про-хо-да советских войск ка-те-го-ри-че-ски воз-ра-жа-ло польское пра-ви-тель-ст-во. По-пыт-ки Фран-ции убе-дить польское ру-ко-во-дство дать со-гла-сие на про-ход советских войск не при-нес-ли ре-зуль-та-та. Лишь 23 августа, уз-нав о при-бы-тии министра иностарнных дел Гер-ма-нии И. фон Риб-бен-тро-па в Мо-ск-ву, мининстар иностранных дел Поль-ши Ю. Бек при-знал воз-мож-ность со-вме-ст-ных советско-польских дей-ст-вий про-тив Гер-ма-нии.

    При от-сут-ст-вии яс-ных пер-спек-тив за-клю-че-ния тре-мя дер-жа-ва-ми во-енных кон-вен-ции о со-вме-ст-ном про-ти-во-дей-ст-вии германской аг-рес-сии советское пра-ви-тель-ст-во, вед-шее, как и британское ру-ко-вод-ст-во, па-рал-лель-ные пе-ре-го-во-ры с Бер-ли-ном, при-ня-ло пред-ло-же-ние Гер-ма-нии за-клю-чить до-го-вор о не-на-па-де-нии, а Гер-ма-ния в свою оче-редь со-гла-си-лась раз-гра-ни-чить гео-гра-фические «сфе-ры ин-те-ре-сов» с СССР в Восточной Ев-ро-пе.

    По-сле под-пи-са-ния советско-германского до-го-во-ра о не-на-па-де-нии Московские переговоры бы-ли пре-кра-ще-ны.

    Исторические источники:

    Documents on British foreign policy 1919-1939. Ser. 3. L., 1953. Vol. 7;

    Пе-ре-го-во-ры во-ен-ных мис-сий СССР, Анг-лии и Фран-ции в Мо-ск-ве в ав-гу-сте 1939 // Ме-ж-ду-на-род-ная жизнь. 1959. № 2-3;

    СССР в борь-бе за мир на-ка-ну-не вто-рой ми-ро-вой вой-ны (сент. 1938 - авг. 1939 г.): До-ку-мен-ты и ма-те-риа-лы. М., 1971;

    До-ку-мен-ты и ма-те-риа-лы ка-ну-на вто-рой ми-ро-вой вой-ны, 1937-1939. М., 1981. Т. 2;

    Documents diplomatiques français 1932-1939. 2 série. P., 1984-1985. Vol. 17-18;

    По-ли-ти-че-ские пе-ре-го-во-ры СССР, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции 1939 г. в све-те фран-цуз-ских ди-пло-ма-ти-че-ских до-ку-мен-тов // Но-вая и но-вей-шая ис-то-рия. 1989. № 6;

    Год кри-зи-са. 1938-1939: До-ку-мен-ты и ма-те-риа-лы. М., 1990. Т. 1-2;

    До-ку-мен-ты внеш-ней по-ли-ти-ки СССР. М., 1992. Т. 22. Кн. 1.

    Дополнительная литература:

    Пан-кра-шо-ва М., Си-полс В. По-че-му не уда-лось пре-дот-вра-тить вой-ну: Мо-с-ков-ские пе-ре-го-во-ры СССР, Анг-лии и Фран-ции 1939 г.: До-ку-мен-таль-ный об-зор. М., 1973;

    Read A., Fisher D. The deadly embrase: Hitler, Stalin and the Nazi-Soviet Pact, 1939-1941. L., 1988;

    Си-полс В.Я. Ди-пло-ма-ти-че-ская борь-ба на-ка-ну-не вто-рой ми-ро-вой вой-ны. 2-е изд. М., 1989;

    1939 год: Уро-ки ис-то-рии / Под ред. О. А. Рже-шев-ско-го. М., 1990;

    Roberts G. The Soviet Uni-on and the origins of the Second World War: Russo-German relations and the road to war, 1933-1941. Basingstoke, 1995.

    ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    Предпосылки объединения социалистических республик. После окончания гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию).

    В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели - построения социалистического общества. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость национальных районов. Объединение имело и внешнеполитическую причину - необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения. К тому же идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

    В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в области военно-хозяйственной и дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. А Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на этой базе экономики всех советских республик.

    Принципы построения союзного государства. В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным "Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". Первый пункт этого документа гласил: "Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР..."

    В. И. Ленин подверг "план автономизации" резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза. ЦК партии одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства. Теперь первый пункт указанной резолюции звучал так: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза..."

    Образование СССР. Первая Конституция СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

    Декабрьский съезд вошел в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей - и имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР.

    В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

    Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.

    В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной.

    Национальная политика и межнациональные отношения. На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.

    Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада.

    Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера.

    Одним из направлений национальной политики в 20-е гг. являлась так называемая "коренизация". Ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, "национальных наборов" в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение. В то же время политика "коренизации" на деле нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей.

    МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-х годах

    Преодоление Советским государством дипломатической изоляции. Внешняя политика РСФСР, а затем и СССР носила двойственный характер. С одной стороны, она была направлена на защиту государственных интересов России, но с другой - самым тесным образом связывалась с претворением в жизнь идеи мировой революции, основной установки правящей коммунистической партии.

    Первые международные акты - мирные договоры - были подписаны РСФСР в 1920 г. с государствами, еще недавно входившими в состав Российской империи: Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией.

    Несмотря на яростное неприятие идеологии и практики большевизма, ведущие державы мира были вынуждены вступить в контакт с Советским государством. Экономические интересы оказывались превыше всего. В марте 1921 г. после длительных переговоров было заключено торговое соглашение с Великобританией. Вкраплением политических моментов характеризовалось советско-германское торговое соглашение, подписанное в мае 1921 г., по которому торговому представительству РСФСР передавались функции и дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. В течение 1921 г. Советское государство подписало торговые соглашения с Норвегией, Италией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии имелось 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

    Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Весной 1922 г. в Генуе (Италия) для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство.

    Большевистское руководство решило использовать конференцию прежде всего в пропагандистских целях, для формирования образа пролетарского государства как государства миролюбивого, борющегося за мир и всеобщее разоружение. Этим проблемам был посвящен доклад наркома иностранных дел Г. В. Чичерина.

    Однако руководителей стран Антанты интересовали иные проблемы. Они потребовали от Совнаркома уплаты всех государственных долгов царской России, возвращения иностранным предпринимателям национализированной собственности либо возмещения нанесенного ущерба. Сумма долгов составила 18,5 млрд. золотых рублей. Советская делегация выдвинула контрпретензии странам Антанты: возместить потери, связанные с интервенцией и экономической блокадой, в размере 39 млрд. золотых рублей. Достичь согласия сторонам не удалось.

    Утром 16 апреля 1922 г. руководители иностранных делегаций узнали, что минувшей ночью русские и немцы встретились в предместье Генуи - Рапалло и заключили договор о восстановлении дипломатических отношений и экономических контактов. Заключение Рапалльского договора стало неприятным сюрпризом для стран-победительниц, расценивших его как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства, в основе которых лежало ущемление правового положения Германии - побежденной державы, и изоляция России в целях предотвращения проникновения "коммунистической заразы" в другие страны.

    "Полоса признания" СССР. По мере того как советская власть укрепляла свои позиции внутри страны, постепенно стабилизировалось положение СССР на международной арене. 1924-1925 гг. вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства. В феврале 1924 г. между СССР и Великобританией были установлены дипломатические отношения. В том же году Советский Союз признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Мексикой.

    "Полоса признания" Советского Союза была завершена подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенции. На основании этого соглашения японские войска были эвакуированы с северного Сахалина и на этой части острова установлена советская власть. Лишь в 1933 г., позже других стран, юридического признания СССР удостоили Соединенные Штаты Америки.

    Униженная Версальским договором Германия усматривала в партнерстве с СССР не столько политический, сколько экономический расчет. Отношения между странами не ограничивались только взаимовыгодной торговлей. Германия оказывала Советской республике большую техническую помощь. Особое значение имело военно-техническое сотрудничество. Заключение соглашений со странами Востока. Успешно строились отношения Советской республики со странами Востока, в которых набирало силу освободительное движение и к власти приходили национальные правительства. Совнарком оказывал этим странам существенную материальную помощь. Более того, некоторые руководители партии, в частности Троцкий, считали, что необходимо повернуть знамя мировой революции на Восток, создать на Урале хорошо вооруженный корпус и бросить его на Индию и Афганистан. Однако Ленин не поддержал эту идею.

    В 1921 г. РСФСР были подписаны договоры с Персией (Ираном), Афганистаном, Турцией и Монголией, причем эти государства впервые в своей истории выступали как равноправные стороны дипломатических отношений. Вместе с тем большевики рассматривали эти договоры как своего рода мостик, который мог соединить рабочее движение на Западе с национально-освободительным движением на Востоке.

    В мае 1924 г. были установлены равноправные дипломатические отношения между СССР и Китаем. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры между царской Россией и другими странами, в которых ущемлялись права Китая. СССР обязывался вывести с территории Монголии свои войска. Китайско-Восточная железная дорога была передана под совместное управление советской и китайской администрации и предназначалась только для коммерческих перевозок.

    Дипломатические конфликты с западными странами. Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство стран, еще недавно хозяйничавших на этих территориях. 8 мая 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Д. Керзон предъявил СССР обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и в ультимативной форме потребовал в 10-дневный срок выполнения следующих условий: прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане; прекратить религиозные преследования в Советском Союзе; освободить английские рыболовные траулеры (арестованные, по утверждению Москвы, за ловлю рыбы в советских территориальных водах). Конфликт усугубился убийством в Лозанне (Швейцария) советского дипломата В. В. Воровского.

    Советское правительство расценило "ультиматум Керзона" как грубую попытку вмешательства в дела СССР и развернуло мощную антианглийскую пропагандистскую кампанию. По всей стране проходили многолюдные митинги и демонстрации. Начался сбор средств на постройку воздушной эскадрильи. Но в то же время, опасаясь дальнейшего нагнетания международной напряженности, СССР удовлетворил основные требования английской стороны.

    Создание и деятельность Коминтерна. Налаживание связей с другими странами было лишь одним из направлений советской внешней политики. Другим, не менее значимым являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная организация, объединившая коммунистические партии разных стран - Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Первый (учредительный) конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 г. в Москве. На нем был принят Манифест, обращенный к пролетариям всего мира. Документ призывал рабочих объединиться на принципах пролетарского интернационализма в революционной борьбе за свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата. Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет (ИККИ). Его возглавил видный большевистский деятель Г. Е. Зиновьев.

    II конгресс Коминтерна, работавший в Петрограде, а затем в Москве летом 1920 г., констатировал: "Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата... Дело Советской России Коминтерн объявил своим делом". Красная Армия в это время рвалась к столице Польши. Как полагали лидеры большевиков, затем она вступит в другие страны Европы. Коминтерн заявил о возможности объединения советской России и советской Германии как первого шага на пути создания "федерации советских республик всего мира".

    Однако уже в июле 1921 г. на III конгрессе Коминтерна В. И. Ленин подверг резкой критике сторонников "революционного наступления". И тем не менее, когда в 1923 г. ситуация в Германии вновь обострилась, Коминтерн принял решение "подтолкнуть" мировую революцию. В Германию была направлена бригада Коминтерна, выделены значительные денежные средства. Однако революционная волна в Германии быстро пошла на убыль. Попытки представителей Коминтерна стимулировать восстание в Руре, Саксонии, Гамбурге потерпели провал. Неудачей закончились и попытки поддержать сентябрьское восстание 1923 г. в Болгарии.

    Отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился в конце 1926 г., когда стало очевидным, что подобные попытки - не более чем авантюра. Зиновьев ушел в отставку. Его место занял Бухарин. Теперь во всех европейских странах Коминтерн стал усиленно создавать коммунистические партии, оказывать им материальную помощь, ставить во главе их послушных руководителей. Все коминтерновские структуры были переориентированы не на разжигание "пожара мировой революции", а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении других стран.

    Что необходимо знать по этой теме:

    Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

    Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

    Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

    Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

    Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

    Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

    Столыпинская аграрная реформа.

    IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

    Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

    Международное положение России в начале XX в.

    Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

    Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

    Экономика России в годы первой мировой войны.

    Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

    Pусская культура XIX - начала XX в.

    Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

    От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

    Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

    Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

    Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

    II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

    Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

    Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

    Брестский мирный договор, его условия и значение.

    Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

    Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

    Первая Советская Конституция.

    Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

    Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

    Политика новой власти в отношении культуры.

    Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

    Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

    Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

    Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

    Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

    Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

    Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

    Итоги индустриализации и коллективизации.

    Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

    Советская культура в 20-30-е гг.

    Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

    Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

    Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

    Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

    Советский тыл в годы войны.

    Депортация народов.

    Партизанская борьба.

    Человеческие и материальные потери в ходе войны.

    Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

    Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

    Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

    Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

    Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

    Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

    Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

    СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

    Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

    Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

    Конституция СССР 1977 г.

    Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

    Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

    СССР в 1985-1991 гг.

    Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

    Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

    Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

    Российская Федерация в 1992-2000 гг.

    Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

    Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

    • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.