• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Кувейт
    ОАЭ ОАЭ
    Бахрейн Бахрейн
    Оман Оман
    Катар Катар (оспаривается) Автономные церкви в канонической зависимости Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки (самоуправляемая церковь) Богослужебный язык арабский , греческий , английский (в диаспоре) Календарь новоюлианский Численность Епархий 22 Приходов более 400 Верующих 2 миллиона Сайт

    Антиохи́йская правосла́вная це́рковь (Антиохийский Патриархат , греч. Πατριαρχεῖον Ἀντιοχείας , Patriarcheîon Antiocheías , официальное название в документах на арабском в переводе на русский язык Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока , араб. بطريركية أنطاكية وسائر المشرق للروم الأرثوذك ‎) - автокефальная поместная православная Церковь , занимающая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Один из четырёх древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом . С 451 года - Патриархат.

    Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и поборники православия: преподобный Иларион Великий (ск. в 371 году ; память - 21 октября) - основатель монашества в Палестине ; святитель Иоанн Златоуст (ск. 407 году), родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру ; преподобный Иоанн Дамаскин (ск. в 780 году ; память - 4 декабря); и многие другие.

    История

    Начальный период. I-V века

    Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются апостолы Пётр и Павел , о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский , св. Иоанн Златоуст , Блаженный Иероним , св. Лев I Великий). Вскоре после основания Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которая длилась до 313 года , когда императорами Константином Великим и Лицинием был направлен Миланский эдикт , разрешивший исповедание любых религий на территории империи . К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства . Это вызвало раскол, длившийся до 381 года .

    Период христологических разделений. V-VII века

    Антиохийской патриархат и Сирия в целом, были наиболее беспокойной областью Византии, где в начале V века начались христологические смуты. Невзирая на то, что Антиохийская богословская школа была основоположницей диофизитской христологии, в Сирии была сильна и партия сторонников миафизитского богословия Кирилла Александрийского . С фактическим разгромом несториан в Византии, после Халкидонского собора христологическое противоборство происходит уже между сторонниками и противниками этого собора. После изгнания с кафедры императором Юстином I миафизитского патриарха Севира Антиохийского -518 годы и практически полного уничтожения не признающего Халкидонского собора епископата, признаваемая государством Антиохийская церковь окончательно становится диофизитсткой. Тем не менее, очень скоро, миафизиты воссоздают свою церковную структуру, чем дают начало параллельному патриархату, который после окончательного этно-конфессионального разделения в империи становится Сирийской православной церковью . Но до того, как халкидонитский патриархат Антиохии стал чисто греческим, а нехалкидонитский чисто сирийским, не прекращались попытки поиска преодоления разделений. В начале VI века император Ираклий , имея твёрдое намерение объединить Вселенскую церковь посадил на все ведущие кафедры патриархов миафизитов и предложил в виде компромиссной доктрины учение монофелитства . Однако это начинание не прижилось и патриархаты снова разделились.

    Под властью арабов. VII-XVI века

    См. также

    • Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах - подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве

    Напишите отзыв о статье "Антиохийская православная церковь"

    Примечания

    Ссылки

    • Павел Густерин.

    Отрывок, характеризующий Антиохийская православная церковь

    – Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
    – Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
    – Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
    – Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
    Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
    Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
    Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
    Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

    Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
    Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
    С тех пор как Бенигсен, переписывавшийся с государем и имевший более всех силы в штабе, избегал его, Кутузов был спокойнее в том отношении, что его с войсками не заставят опять участвовать в бесполезных наступательных действиях. Урок Тарутинского сражения и кануна его, болезненно памятный Кутузову, тоже должен был подействовать, думал он.
    «Они должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос. Теперь, по присылкам Лористона и Бертелеми и по донесениям партизанов, Кутузов почти знал, что он ранен смертельно. Но нужны были еще доказательства, надо было ждать.
    «Им хочется бежать посмотреть, как они его убили. Подождите, увидите. Все маневры, все наступления! – думал он. – К чему? Все отличиться. Точно что то веселое есть в том, чтобы драться. Они точно дети, от которых не добьешься толку, как было дело, оттого что все хотят доказать, как они умеют драться. Да не в том теперь дело.
    И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
    Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.
    В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
    В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
    – Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал.
    Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий.
    – Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью.
    – Не может быть сомнения, ваша светлость.
    – Позови, позови его сюда!
    Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
    – Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
    Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
    – Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
    Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
    – Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

    Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
    Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
    Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
    Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
    Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
    Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
    Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
    Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
    На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
    Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
    То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

    Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
    Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
    Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
    Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
    Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.
    Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
    Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.

    Именно в Антиохии последователей Иисуса Христа начали называть христианами. Антиохия была центром христианского богословия, местом проведения церковных соборов, родиной и местом подвига многих христианских святых, которые почитаются во всём христианском мире. Из Антиохийской Церкви вышли замечательные ученые и ораторы; в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей. Например, святой апостол и евангелист Лука был жителем Антиохии; святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; священномученник Игнатий Богоносец был одним из первых Антиохийских патриархов; преподобный Иларион Великий – основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков; преподобный Иоанн Дамаскин – богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; святитель Мелетий, председательствовавший на II Вселенском Соборе в 381г. (Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Святом Духе.); прп. Исаак Сирин – автор «Поучений», которые являются одним из любимых духовных произведений православного народа; святитель Феофил Антиохийский – апологет II века, который впервые ввел в богословие термин «Троица»; преподобные Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин, прп. Симеон Столпник, священномученник Киприан и мученица Иустиния – все они – святые Антиохийской земли. Знаменитая Антиохийская богословская школа, основанная пресвитером Лукианом, способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие, просуществовав до V в. Приемником Лукиана по учительству был, например, Диодор (впоследствии епископ Тарсский), под его руководством воспитывался Иоанн Златоуст. Антиохия в глазах христианского мира всегда стояла очень высоко.

    Название Антиохийской Церкви произошло от имени древней столицы Сирии – Антиохии (ныне Антакья, Турция). Сегодня центр Антиохийской церкви находится в Дамаске. Это один из самых древних городов мира, который является не только политической, но и духовной столицей Сирии. Согласно утверждениям археологов, первые люди появились здесь семь тысяч лет назад. По преданию, на горе Касьюн, у подножия которой и расстилается город, произошло первое братоубийство в истории человечества – Каин убил Авеля. Это событие восходит к самому началу человеческой истории.

    Антиохия была основана в 300 г. до Р. X. Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов. Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Р. X. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I-II от Р.Х. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии. Важно отметить, что именно в Антиохии Евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принять иудейство.

    С середины VII в. более 3-х веков Антиохия находилась под властью завоевателей, арабов-мусульман, которые всячески притесняли христиан. Для сравнения, в VII в. практически все население Ливана, который в то время находился под властью Византии, исповедовало христианство! Тяжело пришлось Антиохийской Церкви и в период владычества крестоносцев (XI-XIII вв.), а в XIII в. Сирия была завоёвана египетскими мамлюками, после чего патриаршую резиденцию пришлось перенести в Дамаск, так как Антиохия была почти полностью разорена. В начале XVI в. Антиохия была захвачена турками.

    Переломным моментом в трагической истории Антиохийской Православной Церкви стало зверское истребление мусульманами-фанатиками христианского населения Сирии в 1860 г. Страшный погром длился месяц, погибло более 30 тыс. человек, церкви были разрушены и разграблены, была разорена церковная библиотека. В ответ на это варварство последовало вмешательство европейских держав в политику преследования христиан со стороны турецкого правительства. Таким образом только на рубеже XIX-XX вв. бедствующая Антиохийская Церковь начала постепенно приобретать былую независимость: в 1899 г. на Антиохийскую кафедру избрали Патриарха из арабов, преобладающего населения паствы (до этого долгое время на архиерейские кафедры ставились греки), храмы начали приобретать церковную утварь, улучшалось материальное положение христианских школ.

    Сейчас Антиохийская Церковь – одна из наиболее сильных и влиятельных Поместных Православных Церквей. Взаимосвязь ее и Русской Православной Церкви началась с момента принятия христианства на Руси. Первый Митрополит Киевский Михаил (конец Х в.) был родом из Сирии и являлся учеником одного из Антиохийских Патриархов (Иоанна V). По преданию, образ Богородицы, написанный великим антиохийцем – апостолом Лукой – был дан России в благословление после принятия христианства и почитается ныне как Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Первым патриархом, которого увидела Русь, был Антиохийский Патриарх Иоаким, посетивший Россию в 1586 г.; именно он способствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви. Антиохийская Церковь поддерживала и активно помогала строительству церковной жизни на Руси вплоть до учреждения в ней Патриаршества и далее. Сегодня в Москве действует представительство Антиохийского Патриархата, впервые открытое в 1848 г. при святителе Филарете (Дроздове), Митрополите Московском, в знак установления официальных связей между двумя Церквами. В этот же период было создано Российское Благотворительное Общество, миссия которого состояла в создании русских школ для образования верующего народа Ближнего Востока.

    По сей день продолжаются тесные взаимоотношения Русской и Антиохийской Православных Церквей. В апреле 2006 г. исполняется 4 года со дня создания русскоязычной православной общины в древней Лаодикии, ныне портовом городе на севере Сирии, именующемся Латтакия. В апреле 2002 г. по инициативе Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе и при содействии митрополита Латтакийского (Лаодикийского) Иоанна, община объединилась вокруг храма св. Архангела Михаила. Ежемесячно Представитель Московского Патриарха архимандрит Александр (Елисов) совершает в храме богослужения. В феврале прошлого года была совершена первая Божественная Литургия на церковно – славянском языке в храме преп. Антония Великого для новообразованной русскоязычной общины в г. Захле (Ливан).

    Каноническая территория Антиохийской Церкви – Сирия, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт и другие страны Персидского залива; юрисдикция Антиохийского Патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной, Центральной и Южной Америки и в Австралии. Сегодня это сильная Церковь, богатая своей многочисленной благочестивой паствой, которая насчитывает 2,5 млн. человек на Ближнем Востоке и 5,5 млн. человек. в диаспоре. Епископат Антиохийской Церкви насчитывает 34 архиерея. Крупные влиятельные общины Антиохийской Православной Церкви есть в США, в Бразилии, в Мексике, в Аргентине.

    Положение Православной Церкви неодинаково во всех странах Ближнего Востока. В Ливане оно определено государственной Конституцией, согласно которой сохраняется достоинство каждой религиозной общины. Так, по Конституции Ливана Президент страны должен быть христианином, премьер-министр – мусульманином, его заместитель – христианином, в парламенте – половина христиан. В Сирии и в Ливане Церковный Устав зарегистрирован в государстве, и государство не вмешивается в дела Церкви, так же в Ираке и в Кувейте.

    Сегодня Антиохийская Церковь живёт в полной независимости от государства, в котором она существует. Согласно Церковному Антиохийскому Уставу, любые официальные решения, касающиеся, например, бракосочетания, развода, усыновления возможны только через Церковь. В каждой епархии существует церковный суд. Правительство всегда исполняет их решения.

    В Сирии и в Ливане Антиохийская Церковь освобождена от коммунальных платежей за электричество и воду. Праздники – Рождество и Пасха – считаются государственными праздниками, объявляются выходными днями. В дни других христианских праздников верующие могут приходить на работу позже, чтобы иметь возможность молиться. Но в других арабских странах таких прав нет.

    Антиохийская Церковь имеет своё имущество – храмы и другие здания, от которых получает доход в пользу Церкви. Со времен турецкого ига Антиохийская Церковь имеет привилегии на Ближнем Востоке, и в этом большую роль играла Русская Православная Церковь, которая неоднократно в период Османской империи заступалась за православную Антиохию. Антиохийская Церковь в Ливане имеет Университет с 10-ю факультетами, Богословский институт, не говоря уже о многочисленных школах, множестве приютов, а больница св. Георгия в Бейруте – крупнейшая в Ливане.

    Антиохийская Церковь разделяет всё со своим народом, живёт радостью и скорбью народа Ближнего Востока. Не вмешиваясь напрямую в политику, она внимательно наблюдает за происходящим и настаивает на сохранении морали в обществе. Примечательно, что нынешний Антиохийский Патриарх, Блаженнейший Игнатий IV (Хазим), является одним из основателей Всемирного Совета Церквей – руководящего органа экуменического движения. Кроме того, выделяют заслуги Антиохийской Церкви в поддержании мира на Ближнем Востоке. Показательно, например, мнение настоятеля Антиохийского подворья в Москве епископа Филиппопольского Нифона (Сайкали) касательно положения в Ираке, высказанное в одном из итервью российской «Независимой газете»: «Мусульманское население Ирака не стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет. Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан. Во всём, что касается судьбы страны, – христиане и мусульмане едины». Таким образом, Антиохийская Церковь сегодня играет важную дипломатическую роль на Ближнем Востоке, не только духовно окормляя свою паству, но также выступая посредником между народами и между лидерами различных государств.

    Наталия Членова

    Арабский мир стойко ассоциируется у большинства с мусульманской традицией. Кажется, что на землях ислама вовсе нет места христианству. Но это не так. И сегодня в странах вроде Сирии и Ирака есть православные верующие. Антиохийская православная Церковь, согласно преданию, основана самими апостолами Петром и Павлом. Поговорим о ней подробнее.

    Антиохия - стратегически важное селение древнего мира, куда под влиянием Рима пришло христианство

    Антиохия - это древнее селение. Его основали за 3 века до рождества Христова. Это была не случайная идея, а продуманное стратегическое решение. Антиохия имела выгодное географическое положение. А потому очень быстро смогла развиться в крупный и влиятельный город, столицу державы сирийского царя Антиоха IV Епифана.

    Но в 64 году до нашей эры Антиохия стала частью Римской Империи. До II века она сохраняла свой статус - второй по величине и значению город Рима. Трудно переоценить её значимость для Востока. Антиохию называли столицей Ближнего Востока.

    Под влиянием Рима в Антиохию пришло христианство.

    В Антиохи, согласно книге Деяний, впервые в христиан обратили не иудеев, а язычников

    В Библии Антиохию упоминают в книге Деяний. Автор пишет, что здесь избирали 7 диаконов для церкви. Это было необычное событие, так как раньше апостолы проповедовали среди иудеев, а в Антиохи проживали обитатели всевозможных культур и народов. Например, немало греков.

    Среди основателей Антиохийской Церкви чаще всего упоминают апостолов Петра и Павла. Но известно и о других:

    • Варнава;
    • Лукий Киринеянин;
    • Манаил;
    • Симеон.

    Общими усилиями эти проповедники создали на Востоке Церковь примерно через 10 лет после распятия Иисуса Христа.

    Новый Завет сообщает, что апостолы преуспели в этой деятельности. Автор Деяний пишет, что многие обратились к христианской вере.

    Удивительно, что молодая религия, фактически ещё секта на базе иудейского учения, могла держаться в окружении древних и влиятельных вероучений.

    В этом городе впервые употребили слово «христиане»:

    (Деян. 11:26)

    «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами»

    Любопытно, что Антиохийская Церковь не просто открыла христианство всему миру. Она стала первым местом, где в новую веру обращали людей, которые не были прежде иудеями.

    Это вызвало первые разногласия внутри христианства. Вопрос даже обсуждали на Иерусалимском Соборе (около 50-го года).

    Если Павел и его Верный спутник Варнава находились в числе основателей Церкви в Антиохии, то Пётр, скорее всего, прибыл туда позже. Похоже, что он отвечал за последний этап становления ново Церкви. Примерно семь лет апостол руководил, после чего поставил епископом святителя Евода.

    Во II веке Антиохийская Церковь столкнулась с ересью, а в III стала центром христианства на Востоке и претерпевала гонения

    II век неприятно встряхнул Антиохийскую Церковь. Люди, знавшие Христа, уже умерли, а их наследники столкнулись с ересью. Точнее, на тот момент это слово было неприложимо к их оппонентам.

    Церковь Антиохи, докетисты, гностики - все они пользовались общей христианской базой, но по-разному её интерпретировали. Все взгляды основывались на каких-то рукописях, слухах, идеях. И ответ на вопрос о том, чьё же учение победит, не выглядел однозначным.

    Все стороны ожесточённо противостояли друг другу.

    В качестве меры борьбы с другими учениями в члены Церкви создали иерархию с тремя ступенями. Позднее она распространилась по христианскому миру, но на то время была нововведением. Суть её заключалась в том, что возникла безусловная власть, управляющая христианским центром.


    В середине III века Антиохийскую Церковь признали первым церковным престолом Востока. Поэтому любой поместный Собор приравнивался по значимости к общецерковному.

    Усиливались гонения на христиан. Они продолжались до начала IV века. Хотя об этих временах известно не столь много, до наших дней сохранилось немало преданий и христианах, которые мученически гибли за веру.

    В 313 году император Константин Великий разрешил исповедовать любые религии в Римской Империи, что положило конец преследованиям.

    в этот год положил конец религиозным преследованиям в Римской Империи

    В тот же период гностицизм утратил свою силу, но на смену ему пришло другое еретическое учение - арианство. Из-за него произошёл раскол, который сохранялся до 381 года. Имелось немало и других проблем, с которыми сталкивались христиане первых веков.

    Из-за борьбы 2 христианских течений в Сирии появился второй патриархат - Сирийская православная Церковь

    В V веке в Византии начались христологические смуты. Антиохийская Церковь беспокоилась на сей счёт, ведь в Сирии на тот момент присутствовало немало сторонников миафизитского богословия, которое набирало силу и могло в значительной степени повлиять на будущее христианства.

    Христологические смуты - это споры богословов из-за разногласий на две природы Христа.

    Миафизитство - учение о том, что Христос в равной степени Бог и человек, причём единство двух природ рассматривается как реальное, а не условное

    Борьба христианских течений приводит к тому, что в Сирии возникает параллельный патриархат - Сирийская православная Церковь, которая существует и до сих пор. Безусловно, попытки найти компромисс предпринимали, но это результата это не дало.

    В 637 году Антиохийская Церковь попала в зависимость от арабов до середины X века

    В 637 году арабы захватили Сирию. Это очень сильно пошатнуло позиции Антиохийской Церкви, ведь она имела греческих патриархов, и тем, как врагам арабов, пришлось уйти в изгнание, в Константинополь.

    Почти сто лет прошло прежде, чем халиф Хишам позволил избрать монаха из Сирии на Антиохийскую кафедру. Но ни к чему хорошему это не привело. Арабы ставили очень жёсткие и унизительные условия, которые Церковь безропотно выполняла. Например, один из патриархов был вынужден отправиться вместе с арабским войском, чтобы уговаривать византийцев сдаться вместо битвы.

    Ситуацию исправил император Византии Никифон Фока. Он разгромил арабов и выдворил их из Антиохии в середине X века. Номинально это снова стали свободные земли, но местное население продолжало недружелюбно относиться к христианам, устраивать погромы и покушения.

    И всё же Антиохийскую Церковь удалось возродить.

    Потрясения вынудили Церковь перебраться из Антиохии в Дамаск

    В XI веке христиане составляли почти половину населения Палестины и Сирии. Казалось, всё складывается благополучно. Даже когда в 1084 году турецкие сельджуки захватили Антиохию, это никак не сказалось на религиозной судьбе местного населения. Захватчиков несколько не интересовало, чем живут местные жители, хватало других забот.

    А вот что действительно портило жизнь Сирийцам - это разделы территории, войны, постоянный приток иноземцев и прочие отголоски политической жизни.

    В конце XI века прибыли крестоносцы. Их появление оказалось гораздо более пагубным для христианского населения, чем деятельность турок. Католики принялись изгонять православных епископов и ставить вместо них своё духовенство. Но сохранить свои позиции они не смогли, и в XIII веке покинули эти земли.

    Крестоносцы нанесли Антиохийской Церкви огромный ущерб.

    Если до вторжения крестоносцев всё было более-менее терпимо, то с их уходом христиан практически не осталось. Восстановить всё, как раньше, не удалось. В XIV веке кафедру перенесли в Дамаск.

    Османская империя в XVI веке заставила Антиохийскую Церковь платить налоги

    XVI век столкнул Антиохийскую Церковь с новой бедой - вторжение Османской империи. Это обеспечило ещё один унизительный период, когда христианам приходилось платить налоги за то, что они не являются мусульманами.

    Но при этом нельзя сказать, что Османская империя как-то враждебно относилась к христианству. Напротив, никаких гонений или попыток обратить всех в мусульманство не предпринималось.

    Максимум, что позволяли себе захватчики, - это арестовывать христианское духовенство, чтобы поторопить их с выплатами.

    Из-за политических проблем многие верующие предпочли иммигрировать в США, где образовали Антиохийские приходы

    В 1898, благодаря вмешательству России, на престол Антиохийской Церкви избрали араба, что позволило вытеснить греческое духовенство ещё до начала XX века. С тех пор Церковь получала ежегодно по 30 тысяч рублей, которые выделял из своих средств сам император.

    В 1923 году Греция и Турция заключили соглашение об обмене территориями - в том числе и теми, на которых исторически действовала Антиохийская Церковь. Чтобы не ставить верующих в неудобное положение, власти решили их депортировать. Это устроило далеко не всех, особенно противились этому арабы.

    Сама Антиохия после Второй мировой Войны стала принадлежать Турции. Так распорядились французские власти. С чем, к слову, Сирия не согласна и ныне. Но её мнение уже ни на что не влияет, и немало православных верующих оказались в мусульманском государстве.

    В Западной Антиохийской Церкви произошёл раскол, но в 1975 её объединили

    Незавидное положение Антиохийской Церкви стало причиной миграции верующих за границу, где православные могли чувствовать себя свободно в лоне Русской православной Церкви. Из-за революционной смуты в 1917 года эти приходы распределили между Американской митрополией и Антиохийским патриархатом США. Но эта Церковь снова столкнулась с проблемой: раскол из-за сразу двух действующих епископов, один из которых создал свою Церковь (Антиохийской архиепархия Толедо).

    Это была ошибка западных православных иерархов. Им следовало назначить одного главного и одного викарного епископа.

    Только в 1975 году Антиохийские Церкви в Северной Америке удалось объединить.

    В Антиохийскую Церковь уходят многие протестанты, сегодня она действует в Австралии, на Ближнем Востоке и в Северной Америке

    Сегодня Антиохийская Церковь всё ещё существует на Ближнем Востоке. Её полное название - Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока, коротко – Антиохийский патриархат. Она насчитывает 22 епархии и входит в состав Православной Вселенской Церкви. По последним цифрам она включает 2 миллиона верующих, половина которых - из населения Сирии.

    Вселенское православие - общее название православных Церквей, разделяющих общие догматы.

    На должность предстоятеля Антиохийской Церкви в 2012 году был избран митрополит Европейский Иоанн (Язиджи). Его титул - патриарх Антиохийский и всего Востока. Он взошёл на патриарший престол вопреки требованию прослужить в сане митрополита 5 лет. Накануне Синод Антиохийского патриархата отменил это условие.


    Но намного интереснее складывается судьба Антиохийской Церкви на Западе (викариат западного обряда). В настоящее время это уже не просто прибежище для арабов, которые иммигрировали с Востока. Ныне в эту Церковь регулярно вступают протестанты. Уже несколько десятков храмов харизматиков и англиканцев перешли в лоно Антиохийской Церкви.

    Так одна из старейших Церквей мира приобрела новый для себя статус и стала мостом между православием и протестантизмом.

    К началу 2010 года у викариатства западного обряда Антиохийского патриархата имелось:

    • прихода в США;
    • 3 прихода в Новой Зеландии и Австралии.

    Североамериканская митрополия Антиохийского патриархата получала право самоуправления.

    В настоящее время мировое православие включает в себя пятнадцать автокефальных (независимых) церквей. Среди них, согласно принятому в Русской Православной Церкви диптиху - порядку поминания за литургией их предстоятелей, третье место занимает Антиохийская церковь, являющаяся одной из древнейших в мире. Её история и проблемы современной жизни будут предметом нашего разговора.

    Наследие святых апостолов

    Согласно преданию, она была основана в 37 году святыми апостолами Петром и Павлом, посетившими город Антиохию, находившийся на территории Древней Сирии. Сегодня он называется Антакьей и входит в состав современной Турции. Следует отметить, что именно в этом городе последователи Иисуса Христа были впервые названы христианами. Об этом свидетельствуют строки 11-й главы новозаветной книги

    Как и все христиане первых веков, члены Антиохийской церкви сразу же после её основания подверглись жестоким гонениям со стороны язычников. Конец этому положили лишь соправители Римской империи - императоры Константин Великий и Лициний, в 313 году особым эдиктом узаконившие свободу вероисповедания на всех подвластных им территориях, в число которых входила и Антиохия.

    Первые монахи-подвижники и начало патриаршества

    Известно, что после того, как Антиохийская церковь вышла из подполья, в ней получило широкое распространение монашество, являвшееся по тем временам еще религиозным новшеством и существовавшее до той поры лишь в Египте. Но, в отличие монахов долины Нила, их сирийские собратья вели менее замкнутый и оторванный от внешнего мира образ жизни. В круг их обычных занятий входили миссионерство и благотворительность.

    Эта картина существенно изменилась в следующем столетии, когда появилась целая плеяда вошедших в историю церкви отшельников, практиковавших такой вид аскетического подвига, как столпничество. Иноки, прославившиеся подобным образом, в течение длительного времени творили непрерывную молитву, избрав её местом открытую вершину башни, столпа или просто высокого камня. Основателем этого движения считается сирийский монах, канонизированный в лике преподобных, - Симеон Столпник.

    Антиохийская является одним из древнейших Патриархатов, то есть независимых возглавляемых собственным патриархом. Первым её предстоятелем стал восшедший в 451 году на патриарший престол епископ Максим, остававшийся у власти в течение пяти лет.

    Богословские разногласия, послужившие причиной раскола

    На протяжении V и VII веков Антиохийская церковь переживала период острого противостояния между представителями двух враждующих между собой богословских направлений. Одну группу составляли последователи учения о двойственной природе Иисуса Христа, его Божественной и человеческой сущности, воплощённых в Нём не слитно и не раздельно. Они получили название диофизитов.

    Их противники - миафизиты - придерживались иной точки зрения. По их мнению, природа Иисуса Христа была единой, но воплотившей в себе и Бога, и человека. Эта концепция была отвергнута и признана еретической на состоявшемся в 451 году Халкидонском соборе. Несмотря на то что её поддержал правивший в те годы император Юстин I, сторонники миафизитской доктрины со временем сумели объединиться и привлечь на свою сторону большинство жителей Сирии. В результате был образован параллельный патриархат, ставший впоследствии Сирийской православной церковью. Она и до настоящего времени остаётся миафизитской, а её прежние оппоненты вошли в состав греческой церкви.

    Под властью арабских завоевателей

    В мае 637 года Сирия была захвачена арабами, что стало настоящим бедствием для проживающих в ней греко-православных общин. Их положение ухудшалось тем, что завоеватели видели в них не только неверных, но ещё и потенциальных союзников своего главного врага - Византии.

    В результате Антиохийские патриархи, начиная с Македония, покинувшего страну в 638 году, вынуждены были перенести свою кафедру в Константинополь, но после смерти Георгия в 702 году патриаршество и вовсе пресеклось. Антиохийская церковь вновь обрела своего предстоятеля лишь через сорок лет, когда правивший в те годы халиф Хишам дал разрешение на избрание нового патриарха, однако при этом установил жёсткий контроль над его лояльностью.

    Нашествие турок-сельджуков и вторжение крестоносцев

    В XI веке Антиохия подверглась новому нашествию завоевателей. На этот раз ими оказались турки-сельджуки - одна из ветвей западных тюрков, получившая название по имени своего предводителя Селджука. Однако им не суждено было долго удерживать свои завоевания, поскольку уже через десяток лет они были выбиты появившимися в этих краях крестоносцами. И вновь Антиохийская церковь вынуждена была переживать крайне тяжёлые для неё времена, так как оказалась под властью католиков, везде пытавшихся установить господство своей конфессии.

    С этой целью ими был изгнан правивший в те годы Патриарх Иоанн, а на его место поставлен римский прелат Бернард. Очень скоро и все православные епископы на территориях, оказавшихся под властью крестоносцев, были заменены католическими иерархами. В связи с этим Антиохийская православная кафедра вновь сместилась в Константинополь, где и находилась до 1261 года, когда положение европейских завоевателей сильно ослабло.

    Переезд в Дамаск и османское иго

    В конце XIII века крестоносцы были вынуждены покинуть свои последние владения на Востоке, но к этому времени православные, ещё двести лет назад составлявшие половину были почти полностью истреблены и составляли лишь небольшие разрозненные группы. В 1342 году патриаршая кафедра Антиохийской церкви была перенесена в Дамаск. Там она размещается и в наши дни. Это, кстати, ответ на часто задаваемый вопрос по поводу того, где находится Антиохийская церковь сегодня.

    В 1517 году Сирия была захвачена Османской империей, и вследствие этого Антиохийский патриарх оказался в подчинении у своего константинопольского собрата. Причина заключалась в том, что Византия уже давно находилась под турецким владычеством, и пользовался определённой протекцией властей. Несмотря на то что православная церковь была обложена значительными налогами, в положении её рядовых членов существенных ухудшений не произошло. Не отмечены также и попытки их насильственной исламизации.

    Недалёкое прошлое и сегодняшний день

    В период новейшей истории Антиохийская церковь пользовалась покровительством российского правительства. Именно при его поддержке в 1899 году патриарший престол занял православный араб Мелетий (Думани). Традиция выбора на эту должность арабов сохраняется и по сей день. В дальнейшем Николай I неоднократно снабжал церковь денежными субсидиями.

    Сегодня Антиохийская православная церковь, возглавляемая сто шестьдесят седьмым по счёту патриархом Иоанном X (Язиджи), включает в себя двадцать две епархии, а численность прихожан, по разным оценкам, колеблется в пределах двух миллионов человек. Как было сказано выше, патриаршая резиденция находится в Дамаске.

    Церковный конфликт на Ближнем Востоке

    В 2013 году возник конфликт между двумя древнейшими церквями мира. Поводом для него послужили взаимные разногласия по поводу прав на конфессиональное присутствие в Катаре. Антиохийский Патриарх Иоанн X выразил недовольство своему Иерусалимскому коллеге по поводу его притязаний на епархии, находящиеся в этом ближневосточном эмирате. Ответ он получил в форме, не терпящей возражений. С тех пор конфликт Иерусалимской и Антиохийской церкви принял столь непримиримый характер, что между ними даже было прервано евхаристическое (богослужебное) общение.

    Подобная ситуация, безусловно, наносит урон целостности и единству всего мирового православия. В связи с этим руководство Московского Патриархата не раз выражало надежду, что Антиохийская и сумеют преодолеть разногласия и найдут приемлемое решение.

    Отказ от участия во Вселенском соборе

    В этом году с 18 по 26 июня на Крите проходил Всеправославный (Вселенский) собор. Однако он состоялся без четырёх по разным причинам отклонившим приглашение в участии. Среди них была и Антиохийская церковь. готовился в обстановке острых дискуссий по многим вопросам, вызвавшим разногласия у его потенциальных участников.

    Но в результате долгой и многоплановой работы, проведённой представителями церквей, так и не удалось достичь договорённости по большинству наиболее важных вопросов. В этом, в частности, заключается и причина отказа Антиохийской церкви от собора. Она была разъяснена в заявлении представителя их Синодального отдела, прозвучавшего в мае текущего года. Подобное решение было принято и руководством Болгарской, Грузинской и Русской православных церквей.