• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Игры для изучения счёта с младшими дошкольниками

    Игра «Угости кукол».

    Цели : развивать навык сопоставления; обучать счету.

    3 куклы (мягкие игрушки), конфеты (муляжи, вырезанные из бумаги).

    Описание : поиграть с ребенком в куклы. Построить игру таким образом, чтобы одна из кукол пригласила в гости двух других. Выложить две конфеты и предложить ребенку угостить ими всех кукол. Одна из кукол остается без конфеты. «Как же так получилось? Давай-ка посчитаем, сколько у нас кукол: одна, две, три. Три куклы, а конфет сколько? Всего две? Ну конечно, два меньше трех». Выложить еще две конфеты, удивиться, что теперь остается одна лишняя. Еще раз пересчитать кукол и конфеты, объяснить, что четыре больше трех. Отобрать нужное количество конфет и попросить ребенка пересчитать все еще раз.

    Игра «Строим дом».

    Цели : закреплять знание цвета; обучать счету.

    : кубики (конструктор «Лего»),

    Описание : предложить ребенку построить многоэтажный дом. Заранее обговорить, сколько в нем будет этажей. Во время игры дать ребенку задания: «Привези 2 красных кубика для первого этажа. Теперь три синих - для третьего этажа». После окончания работы предложить посчитать, сколько этажей построено. Разрушив строение, можно посчитать, сколько кубиков понадобилось для его постройки.

    Игра «Вагончики».

    Цель: закреплять знание цифр.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с цифрами от 1 до 10.

    Описание: нарисовать паровоз и предложить ребенку прицепить к нему вагончики, но с одним условием: все вагончики должны идти по порядку, начиная с первого. Помочь ребенку, задавая ему наводящие вопросы: «А после цифры 3 какая идет цифра? Где у нас вагончик № 4?» После того как поезд будет готов, отправить его в путешествие: пусть ребенок изобразит гудок паровоза, стук колес. Незаметно убрать одну из карточек. Обратить внимание ребенка, что один вагончик где-то потерялся. Определить, вагона с какой цифрой не хватает.

    Игра «Геометрическое лото».

    Цели: помочь закрепить ранее полученные знания по темам «Цвет», «Форма»; развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия: игра «Лото» (самодельные карточки).

    Описание : если нет игры «Лото», карточки для нее можно изготовить самим, для этого небольшие прямоугольники, вырезанные из картона, расчертить пополам, на каждой из половинок нарисовать какую-либо геометрическую фигуру. Объяснить ребенку правила игры: каждому из игроков раздается равное количество карточек. Педагог делает ход, ребенок среди своих карточек ищет ту, на одной из половинок которой изображена фигура, повторяющая одну из фигур выложенной педагогом карточки, и т. д. Выкладывая карточки, обязательно называть получившуюся фигуру. Усложняя задание, можно попросить выкладывать фигуры только одного цвета или повторять только цвет, выкладывая разные фигуры.

    Игра «Вспомни и посчитай».

    Цели: развивать память, наблюдательность, внимание; обучать счету.

    Описание : задавать ребенку вопросы, для ответа на которые необходимо вспомнить количество тех или иных предметов, например: сколько комнат в нашей квартире; сколько раз в день ты чистишь зубы; сколько деревьев растет в нашем дворе и т. д. Поменяться ролями: ребенок задает вопросы, педагог отвечает.

    Игра «Чего больше?».

    Цель : развивать навык сопоставления.

    Игровой материал и наглядные пособия : игрушечная посуда (4 тарелки, 3 ложки).

    Описание : кукла Света пригласила гостей. К ней пришли пять игрушек. Надо их угостить. Предложить ребенку поставить перед каждым гостем тарелку. Но тарелок всего четыре. Спросить ребенка, почему одному из гостей не хватило тарелки? Подвести к форме ответа: «Гостей больше, чем тарелок». Что надо сделать, чтобы тарелок и гостей стало поровну? Поставить недостающую тарелку. «Ну вот, сейчас гостей и тарелок поровну». Теперь в каждую тарелку надо положить ложку. Две тарелки остались без ложек. Почему? Задавать ребенку вопросы, в ответах на которые должны звучать слова «больше», «меньше». «Сколько у нас ложек? А тарелок? Значит, ложек... чем тарелок, а тарелок... чем ложек».

    Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в период 1,5-2,5 лет в процессе игры. Нередко это бессознательный процесс, и малыш может сносно считать до 5, просто запомнив порядок произношения цифр. После 3-х лет настает пора развития навыка количественного счета, и здесь задача родителей – не упустить момент и заинтересовать ребенка основами математики.

    Учимся считать – первые шаги в обучении

    Излишне усердствовать не стоит, чтобы не отбить у “ученика” желание познакомится со счетом. Достигнуть быстрых результатов не удастся, для усвоения даже простейшего порядкового счета потребуется как минимум неделя ежедневных занятий. Постепенно формируя навык в игровой форме, вы и не заметите, как ваш малыш научится самостоятельно считать.

    • Счет в играх и повседневной жизни поможет без лишних усилий запомнить правильную последовательность. 10-15 минут в день целенаправленно уделяйте время такому мини-занятию. Посчитайте, сколько у ребенка машинок, кубиков, сколько колец на пирамидке. Очень эффективный способ – поднимаясь по лестнице, вслух считать ступеньки. Таким образом за месяц можно научить ребенка считать до 10.
    • Очень важно, чтобы ребенок понимал количественные числительные. Покажите ему две картинки, на одной, к примеру, зайчики, на другой – медведи. И там, и там их по пять, хотя медведи больше зайчиков по размеру, но количество от этого не меняется. Ребенок должен знать, что все в мире можно сосчитать, и муравьев, и слонов, так к нему твердо придет понятие цифры “2”, “5” и т.д.
    • Для обучения счету выберите одну, наиболее понятную и комфортную для вас с ребенком методику. Разные способы знакомства со счетом могут даже самого смышленого малыша сбить с толку.

    Прежде чем браться всерьёз за изучение первых приемов счёта, необходимо знать, в каком возрасте ребенок будет готов к занятиям и сможет оптимально воспринимать новую для него информацию в такой непростой дисциплине.

    – До 3 лет. Психологи и педагоги раннего развития утверждают, что мозг двухлетнего ребенка уже способен запоминать счёт. В 2-3 года малыш осознает элементарный порядковый счёт, который подразумевает показывание пальчиком на предметы и считание их по порядку – одно яблоко, два яблоки и т.п.

    – 3-4 года. По достижению трех лет ребенок уже осознанно подходит к процессу счёта. Он может посчитать, сколько конфет необходимо для всех членов семьи, отнимать лишнее, складывать малые группы предметов.

    – 4-5 лет. В 4 года малыш уже на наглядных материалах может выполнять несложные приемы счёта. Ближе к 5 годам можно учить ребенка считать в уме. Пятилеткам уже, как правило, не интересно считать в пределах 10. Настало самое время научить ребенка считать до 20. Мозг подросшего чада уже способен осмысливать абстрактные понятия. Счёт в уме под силу освоить дошкольнику, и проще познакомиться с ним сейчас, чем в начальной школе.

    – 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже в силах начать учить понятия десяток. Как только ваш будущий ученик поймет, где нужно прибавлять “цать”, то очень быстро он освоит дальнейший счёт. Не за горами 1 класс. До школы желательно научить ребенка считать до 100, чтобы ему было легче усваивать математический материал. Более того, в возрасте 7 лет ребенок уже будет совершать мелкие покупки и вместе со счетом нужно научить считать деньги, чтобы первоклассник знал, сколько ему после покупки мороженого положено сдачи.

    Упражнения для быстрого запоминания счёта

    Математика – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому не стоит откладывать обучение ребенка числам “на потом”, ведь чем раньше он освоит примеры, тем проще ему будет что-то при необходимости сосчитать. На помощь родителям придут упражнения, которые на практике приносят хорошие результаты по осваиванию малышами счёта.

    Упражнение 1.

    Самый простой способ освоить первые десять цифр – это счёт на пальцах. Проще некуда, да и готовиться к такому занятию специально не нужно, “материал” всегда под рукой.

    Перед тем, как позвать ребенка на завтрак, пусть мама покажет сжатый кулачок, из которого будет весело, по одному, поднимать вверх пальцы. Сосчитайте вслух до пяти, и приступайте ко второй ладони. Сначала пусть цифры называет мама. Через неделю мама будет лишь поднимать палец, а ребенок сам назовет цифру. Простое занятие, которое отнимет меньше минуты и поможет малышу освоить десятичный счет.

    Так же хороши в работе с пальцами забавные считалки.

    “Сколько пальчиков у нас?

    Посчитаем –

    Это - раз!

    Загибаем –

    Это - два!

    Продолжаем –

    Три, четыре!

    Где же пятый?!

    Вот - смотри же!

    Продолжаем на другой –

    Вот шестой! Седьмой! Восьмой!

    Предпоследний – ой-ой-ой!

    Да, девятый - он такой!

    Сколько пальчиков всего?

    Ровно десять? О-го-го!”

    Упражнение 2.

    Учимся подсчитывать количество предметов. Дайте ребенку задачу – найти в корзине с игрушками два желтых предмета, три зеленых, один красный и синий. Можно изобразить их на рисунке, в качестве подсказки или для облегчения подсчитывания игрушек. Так помимо счёта закрепляются понятия цветов.

    Еще один вариант данного упражнения. С использованием цветной бумаги или принтера подготовить кружки разных цветов и количества. Смешайте разноцветные кружки и попросите ребенка рассортировать их – зеленые отдельно, желтые и красные отдельно. Пусть малыш покажет, кружков какого цвета больше, зеленых (к примеру, их 5) или желтых (к примеру, 3). Теперь пусть сложит по 2 кружка разного цвета рядом. А что будет, если прибавить к каждому ряду +1? Сколько получится? Сосчитай.

    Упражнение 3.

    Занятия в действии помогают играючи запомнить последовательность счёта. Хорошим примером игры в действии служит игра в мяч. Ребенок и родитель стоят друг напротив друга, и родитель бросает ребенку мяч – “раз”! Ребенок возвращает мяч – “два”! И таким образом, передавая друг другу мяч, нужно довести счет до 10. Затем, остановившись на “десять”, начинайте обратный отчет – “9, 8, 7, 6…” Это простой способ научить ребенка считать обратно.

    Вместо мяча подойдет конструктор – стоим башню и ведем счёт, затем разбираем и считаем в обратном порядке.

    Важно! Если ребенок пока не знает названий чисел, родитель должен произносить их сам. Не торопите ребенка с произношением чисел, гораздо важнее, чтобы он запомнил их.

    Казалось бы, в счете нет ничего сложного, однако малыши совершенно отказываются понимать, почему после десяти идет одиннадцать, а после двадцати – двадцать один. Они меняют местами цифры или же вовсе их пропускают, доводя своих родителей до отчаяния. «Вроде бы не глупый мальчик, а не может понять такие мелочи! Что же дальше – то будет?».

    Дело все в том, что память малыша весьма избирательна. Дети усваивают только те вещи, которые их заинтересовали, обрадовали, удивили или же чем – то испугали. Вряд ли они быстро запомнят что–то неинтересное на их взгляд, даже если взрослые на этом настаивают. Поэтому родителям необходимо заинтересовать кроху, чтобы он сам захотел заниматься счетом. В этом случае маленькие непоседы даже не заметят, как станут легко считать.

    Лингвистами давно замечено, что при изучении языков человек легче всего осваивает именно числительные. Если изучение письма и азбуки нуждается в особенных условиях, то для обучения счету ни надо сидеть за столом с карандашом и книгой. Считать можно везде: дома, в транспорте, на прогулке.

    Как научить считать до 10?

    Ребенку уже исполнилось два года значит, пора начинать учиться считать. Сначала научите его считать до пяти. Гуляя на прогулке, изучайте количество деревьев, детей на площадке, подъезды в доме, машины. Подсчитывать можно совершенно все. Одевая малыша, обращайте его внимание на то, что колготки одни, а носков всегда два, шапка одна, двое сапог и так далее. Возвращаясь с прогулки, обязательно просмотрите всю обувь в коридоре. Пусть сын или дочь самостоятельно поразмышляет о том, сколько человек может обуться в четыре ботинка.

    При чтении книжки не пропускайте иллюстрации. Пусть малыш скажет вам количество нарисованных мячиков, щенят, котят и так далее. Также помните, что хороши при обучении счету стихи – небольшие стишки с рифмой.

    Помимо всего прочего, малыш должен осознать, что он не просто так учится считать – он извлекает из этого пользу. Таким образом, он теперь знает, как можно разделить конфеты поровну. Накрывая на стол, обратитесь к малышу за помощью, пусть он подаст Вам определенное количество ложек, потому – что будет обедать такое – то количество человек, а не наоборот, например: «Обедать будет четверо, потому что на столе лежит четыре ложки».

    Прежде чем идти в магазин, скажите малышу: Нам нужно столько всего купить… Запомни: лук, свеклу, морковь, картошку, хлеб – всего пять покупок. Напомни мне, пожалуйста, а то вдруг я что – то забуду». При перечислении покупок, загибайте пальцы, после чего попросите свое чадо повторить список. Совершая покупки в магазине, если ребенок Вам забывает подсказывать, что надо купить, спрашивайте его сами: «Ты не помнишь случайно, что нам надо купить?». После того, как покупки сделаны, обязательно пересчитайте их. Если вдруг чего – то не хватает, проверьте все вместе с чадом еще раз. Малыш, поняв, что маме без него не справиться, постарается сконцентрироваться, и тем самым потренирует свои навыки в счете и слуховую память. Если малыш вспомнил весь список покупок, то обязательно его похвалите. В следующий раз задание надо усложнить.

    Игра в магазин поможет закрепить навыки счета. С малышами проще будет играть без денег. Трехлеткам, кстати, больше интересен процесс оплаты. При этом можете играть, не применяя настоящие деньги, а используя «семейную валюту»: конфеты, фантики или пуговицы. Можете поощрять "умника" за правильные подсчеты. Например, предложите ему разделить на троих пять конфет, а лишние пусть останутся у него.

    Цифровая азбука

    Если ребенок научился считать, можете переходить непосредственно к изучению цифр. Обычно, малыши просто заучивают числа от одного до десяти. Главное, чтобы малыш понимал, что цифры обозначают количество определенных предметов. Три ли это котенка, три яблока или три шарика – это всегда обозначают одной цифрой. Малышам очень нравятся магнитные цифры и различные «книжки-липучки», которые прикрепляют к холодильнику, кафельной плитке или к специальной доске. Если цифры всегда будут у чада перед глазами, то он их выучит даже незаметно для себя.

    Когда малыш выучит цифры от одного до десяти, то вводите понятие «ноль». Для этого можете предложить ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть конфеты, то мы их может посчитать, а если мы съели все конфеты, и не осталось ничего, то мы имеем «ноль конфет». Слово «ноль» обозначает то, что «ничего нет».

    Детям более старшего возраста (четыре – пять лет) можно объяснить то, как образуются числа. Положите десять счетных палочек в ряд – в древности десять называли сокращенно «дцать». Одну палочку положите сверху (желательно чтобы она была другого цвета). Таким образом, «один» на «дцать» получается «одиннадцать». В верхний ряд добавляйте по одной палочке и постепенно доходите до двадцати. Затем поясните образование десяток: два десятка будет «два-дцать», а три десятка будет «три-дцать» и т.д.

    Исключением является число сорок, в древности это значило «очень много» и девяносто, означающее «девять до ста».

    Как научить считать от одного до ста?

    Когда учите малыша высчитывать предметы от одного до ста не надо требовать мгновенного запоминания. Лучше всего двигаться поэтапно, например, увеличивать знания на десяток каждую неделю. На следующий день, прежде чем приступать к изучению новых цифр, следует повторить то, что было пройдено вчера. Дальше двигаться можно лишь в том случае, если он хорошо усвоил предыдущий материал. Таким образом, постепенно им будет изучен счет от одного до ста. При этом необходимо помнить, что малыш должен понимать счет, а не запоминать его. Математика основана на поиске закономерностей и понимании. Ребенку надо разобраться, по какому именно принципу цифры расположены так, а не иначе.

    Закрепляя изученный материал, предложите вашему дошкольнику следующее задание:

    Какое число находится перед цифрами 5;9;21;46;85;100.

    Назвать число, находящееся после цифр: 8;16;26;57;82;99.

    Назвать число, находящееся между цифрами 5 и 7; 11 и 13;45 и 47.

    Найти пропущенное число: 5,6,7,9,10.

    Если для вашего ребенка счет до ста не вызывает трудностей, то можете начинать изучать обратный счет. Демонстрировать его лучше всего на пальцах рук, загибая их, или же на счетных палочках. Начинать стоит с пяти. Здесь многое зависит от особенностей малыша, а именно от того, какое мышление у него лучше развито: воображение или пространственное. Случается, что кроха легко производит довольно сложные математические расчеты, при этом, обратный счет для него оказывается затруднительным. Не стоит давить! Покажите ему обратный счет на наглядных примерах, к примеру, при спуске в лифте.

    Прикладная математика

    В наши дни первоклассники могут пользоваться компьютером и калькулятором, однако им довольно нелегко делать подсчеты в уме. Мозг, так же как и мышцы, нуждается в регулярной тренировке. А устный счет, изучаемый с раннего детства, хорошо помогает развитию умственных способностей.

    Некоторые родители уверены, что их дети, особенно до 5 лет, еще не готовы заниматься устным счетом. Но готовность к математическим занятиям просто вдруг не появляется, она формируется. Если такую готовность не развивать, то она может и к десяти годам никак не проявиться. Уже с трехлетнего возраста, вместе с цифрами, можно преподносить малышу первые уроки математики. Вы убедитесь в том, что результаты превзойдут все ваши ожидания.

    Следует объяснить дочке или сыну что такое «больше-меньше». Читая книгу, обращайте внимание ребенка на рисунок. Предложите ему посчитать изображения на нем: цветочки, бабочек и так далее. Например, каждой ли бабочке хватит по цветку? Кого больше здесь: цветков или бабочек? При игре в кубики, обязательно их считайте. Пусть малыш продемонстрирует, каких именно кубиков больше: маленьких или больших, желтых или красных, деревянных или пластмассовых. Первое время мальцу может быть нелегко различать такие понятия как «маленький кубик и большой» и «каких кубиков здесь больше», однако в этом нет ничего страшного.

    Главное тренировка

    Чтобы объяснить малышу понятие «поровну» применяйте такие примеры, как: «У Лены есть две куклы и у Маши, так же, две. У кого больше кукол? Ни у кого! Потому что их поровну». Предложите малышу разделить четыре яблока поровну на двух человек, шесть на трех и так далее. Затем переходите к простым логическим задачам. Например – на ветке сидит четыре белки, у каждой есть по одному орешку. Сколько орешков всего?

    Стало все получаться? Пора приступать к осваиванию элементарных математических действий: минус, плюс, равно. « У тебя есть два яблока, тебе дали еще одно. Таким образом, получилось три яблока». Считать до 10 лучше учиться на пальцах рук – это к тому же и полезная гимнастика. Чтобы сложить два и четыре, необходимо поднять два пальца на одной руке, и четыре – на другой и посчитать, сколько всего «открыто» пальчиков. Тоже самое можно выполнять при помощи конфет, игрушек и счетных палочек. Бесполезно настаивать, чтобы малыш просто запомнил, что пять плюс три будет восемь. Ребенку необходимо понять механизм счета: сначала необходимо узнать, сколько всего было, затем – сколько прибавили, а потом уже сколько стало. Аналогично объясняйте и вычитание: вычисляем, сколько было, потом – сколько нужно отнять, затем – сколько осталось. Запомнить здесь надо следующее: при сложении всегда получается больше, нежели было, а при вычитании наоборот, становится меньше.

    Объясните малышу, что в какой бы последовательности он не складывал предметы, результат получится один и тот же. Например, если на стол положить сначала три яблока, потом еще две груши, то на столе будет лежать пять фруктов. И если сначала положить две груши, а потом уже два яблока – все равно получится пять фруктов. Этим Вы объясните своему чаду первостепенный закон сложения «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется».

    Сегодня в продаже есть большой выбор пособий и книг по раннему детскому развитию. Однако прежде чем приобрести их для своего малыша, изучите их сами очень внимательно. Следует избегать примеров, в которых есть фразы, как «попробуй угадать, сколько получится» или «определи без счета». Поскольку это ошибочный подход к математическим занятиям. Математика, как известно, является точной наукой, она не угадывает, а высчитывает. Нельзя обучать детей счету с помощью таких вопросов, как «догадайся», «угадай», поскольку они обладают неоднозначными ответами и малыш может подумать, что правильный ответ можно просто угадать, а не вычислить.

    Нередко родители первоклашек сетуют на то, что их дети обладают гуманитарным складом ума и у них отсутствуют способности к математике. Однако чтобы заниматься математикой - не нужно обладать особенными способностями. Математические вычисления способствуют сами по себе повышению умственных способностей, развивают память, смекалку, помогают формироваться логическому мышлению. Чем раньше Вы приметесь тренировать мозг крохи при помощи математических вычислений, тем быстрее ваши старания принесут хороший результат.