• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Который занимал Белый дом всего четыре года, объявил о намерении восстановить дипломатические отношения с КНР. Уже на следующий день, 16 декабря стороны издали совместное коммюнике, официально закрепившее намерение Картера.

    Это событие фактически поставило точку в противостоянии коммунистического Китая и Соединенных Штатов, и положило начало длительному и плодотворному экономическому сотрудничеству двух стран.

    «Без этого шага отношения США и Китая не вышли бы за рамки мелкомасштабных связей на высоком уровне с крайне ограниченными целями и задачами», — писал 10 лет назад в колонке для , который в те времена был помощником госсекретаря по делам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

    Американский дипломат называет эту дату «днем, когда широко распахнулись двери в Китай».

    Фактически Картер поставил «точку» в вопросе нормализации американо-китайских отношений, однако почва для этого шага готовилась на протяжении десяти лет.

    Все началось с произнесенной 20 января 1969 года инаугурационной речи ярого антикоммуниста президента США Ричарда , в которой он заявил, что намерен развивать отношения со всеми странами мира.

    Это был первый намек со стороны американского лидера, который в Пекине, тем не менее, поняли. Речь нового президента США была полностью опубликована в печатном органе Компартии Китая газете «Жэньминь Жибао».

    Следующий намек Никсона был еще более «жирным». В октябре 1970 года в интервью он заявил следующее:

    «если бы меня спросили, о чем я мечтаю, то я бы сказал, что хотел бы поехать в Китай. Даже если моя мечта не сбудется, то я надеюсь, что мои дети смогут туда поехать».

    Это заявление было сделано как нельзя кстати — за полтора года до этого, в марте 1969 года между СССР и Китаем произошел пограничный конфликт на острове Даманский. После смерти Сталина, отношения идеологических союзников становились все более напряженными.

    Во многом это связано с тем, что в Китае очень негативно отнеслись к начавшейся в СССР кампании десталинизации. Советский вождь почитался в Китае чуть ли не наравне с , поскольку после победы над Японией во второй мировой войне, Китай был восстановлен во многом благодаря помощи со стороны СССР.

    Кроме того, новое руководство Советского Союза решило пересмотреть характер своей помощи Китаю, что заставило Пекин искать новый драйвер модернизации страны. В итоге, уже в середине 1960-х, в годы культурной революции в Китае Советский Союз обзывали ревизионистской страной.

    Именно по этой причине Мао очень оперативно отреагировал на намеки Никсона.

    Между вчерашними врагами активно начали развиваться отношения.

    В 1971 году Китай дважды посетил советник президента по национальной безопасности Генри . Именно он был автором идеи создания альянса с Китаем для сдерживания Советского Союза.

    Параллельно развивалась так называемая «пинг-понговая дипломатия» — в 1971-1972 годах страны обменивались игроками в настольный теннис. Этот тонкий дипломатический прием был показан в художественном фильме «Форрест Гамп»: его главный герой как раз принял участие в одном из визитов американских спортсменов в КНР.

    Для визита американского президента в Китай необходимо было решить еще один щекотливый вопрос. США признавали Китаем Китайскую республику, правительство которой расположилось на Тайване, а не КНР. И именно Тайвань заседал в в ранге одной из стран-основательниц этой организации.

    США тайными путями активно продвигали идею этой рокировки, но чтобы сохранить лицо сами проголосовали «против».

    Все это создало благоприятную почву для визита Никсона, который состоялся уже в 1972 году. Затем, три года спустя аналогичный визит совершил следующий президент США .

    За установлением дипотношений с США, которое произошло при президенте Картере последовал и окончательный разрыв Китая с СССР. 3 апреля 1979 года руководство Китая направило советской стороне ноту, в которой сообщалось, что Пекин не намерен продлевать договор «О дружбе, союзе и взаимной помощи», подписанный еще в 1950 году.

    Отношения же США и Китая продолжали развиваться. Экономическое сотрудничество двух стран росло вплоть до недавнего времени, пока президентом не стал .

    О необходимости пересмотреть отношения Вашингтона и Пекина будущий президент говорил еще во время своей предвыборной кампании. Он неоднократно отмечал, что именно Китай является главным и серьезным противником для Штатов, а не Россия. Недавно СМИ выяснили, что

    тот же самый Киссинджер советовал американскому президенту «вывернуть наизнанку» свою же схему: начать сотрудничать с Россией, чтобы противостоять возрастающей угрозе со стороны усиливающегося Китая.

    Однако по мнению программного директора , стремление Киссинджера вновь использовать тактику, разработанную в 1960-х годах, объяснимо, но воплотить эту схему в нынешних реалиях невозможно.

    «Это является его самым большим достижением в карьере и ученого, и политика, и он уверен, что это может сработать и в новых условиях. Но я думаю, что исторические условия очень сильно изменились и сейчас вряд ли это получится.

    Несмотря на то, что в России есть какие-то опасения в отношении Китая, все-таки важность отношений с КНР настолько велика, что такого рода варианты не представляются возможными», — рассуждает эксперт.

    По его словам, Трамп несравнимо более ограничен в своих возможностях, чем был Ричард Никсон 45 лет назад. «У Трампа сейчас гораздо меньше возможностей, американское общество находится в кризисе, поэтому сейчас, к сожалению для Киссинджера, эта схема не сможет сработать», — констатирует Бордачев.

    Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока Александр Ломанов в свою очередь отмечает, что сегодня лозунг тех времен — «готовиться к войне, готовиться к бедствиям и делать все для народа» — немыслимо представить в современной России применительно к Китаю, поскольку сейчас между двумя странами установились отличные отношения.

    «Никсон и Киссинджер в то время очень успешно разыграли эту партию, воспользовавшись глубоким антисоветизмом Мао Цзэдуна, который к тому времени не любил Москву, очень плохо относился к советскому руководству, подозревал его в намерении повторить в Китае чехословацкий опыт, и были опасения, что сейчас СССР так же вторгнется в Китай, чтобы установить какой-то «правильный» социалистический строй, как в свое время произошло в Чехословакии», — отмечает эксперт, подчеркивая, что сейчас невозможно представить себе такую паранойю и безысходность в российско-китайских отношениях.

    Что такое «длинная телеграмма Кеннана»? Какое значение она имела для внешней политики США?
    2. Когда была оформлена «доктрина Трумэна»? Как развивалась внешняя политика США в конце 1940-х годов?
    1. Зимой-весной 1946 г. в западном общественном мнении начался перелом в отношении сотрудничества с СССР. На критические позиции стали переходить представители либеральной части западных интеллектуалов. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в государственный департамент США в Вашингтон донесение в форме знаменитой «длинной телеграммы» (8 тыс. слов), в которой он дал развернутую оценку возможностям развития отношений США с Советским Союзом.
    Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения «рузвельтовской» политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий и завышенных ожиданий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе - т.е. основе взвешивания и рациональной оценки аргументов сторон, учета интересов партнера, переговорной «торговли» и соблюдения принципа верности принятым обязательствам. В телеграмме твердо заявлялось: советское руководство уважает только силу, и поэтому диалог с ним надо вести в невызывающей, но твердой манере, давая понимать, что США не пойдут ни на какие уступки без гарантированной взаимности со стороны Москвы. Характеризуя взгляды советского руководства, автор телеграммы писал: «...Мы имеем... дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный
    Важнейшее положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и, при любых обстоятельствах, будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на новые районы. Соответственно, единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж. Кеннан считал «сдерживание» Москвы.
    Ключевое слово
    Сдерживание - удержание Советского Союза в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара».
    Хотя «длинная телеграмма» была предназначена только для государственного секретаря США, с ней в течение нескольких месяцев ознакомились несколько тысяч человек, которые определяли внешнюю политику Вашингтона. Морской министр Джеймс Форрестол, которому копия этой телеграммы была направлена послом США в СССР Аве- реллом Гарриманом, распорядился размножить ее на мимеографе и направить другим членам кабинета и высшим офицерам вооруженных сил США. Одновременно по распоряжению руководства государственного департамента текст Дж. Кеннана был разослан в порядке ключевой политической информации во все зарубежные посольства США.
    В июле 1947 г. текст Кеннана за подписью «мистер Икс» был опубликован в ведущем американском журнале и стал предметом полемики в широких слоях политической общественности США. Дж. Кеннан первым сформулировал ключевую идею администрации Гарри Трумэна: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению Москвы. В марте 1945 г. Советскому Союзу доверяло 55% опрошенных американцев, в марте 1946 - только 33%.
    2.21 февраля 1947 г. Лондон уведомил американскую администрацию о том, что из-за финансовых трудностей Британия не сможет продолжить оказание помощи Греции и Турции. В Вашингтоне были уверены, что политический вакуум в случае ухода Британии из Восточного Средиземноморья займет Советский Союз. Ситуация казалась тревожной из-за положения в Греции, где королевское правительство не могло побороть коммунистов. Возможная победа греческих левых казалась началом революционной волны, способной захлестнуть Италию и Францию, в которых компартии сохраняли большое влияние.
    12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции. Конгресс одобрил эти предложения, и к концу мая 1947 г. средства были выделены. Обосновывая запрос, Г. Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология «длинной телеграммы» Дж. Кеннана. Принято считать, что с момента обращения Г. Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.
    До конца 1940-х годов США успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР,
    После нескольких веков господства изоляционизма началась пора преобладания философии американского интернационализма (по-другому называемого в зарубежной литературе интервенционизмом). Он был основан на идее моральной предназначенности Соединенных Штатов Америки как первого в мире государства, основанного на идее свободы для исполнения высокой миссии зашиты свободы и демократии. Соединенные Штаты были готовы ради исполнения этого предназначения идти на затраты, оправдывая их необходимостью защиты американских идеалов, национальных интересов США и американского народа.
    14 июня 1948 г. сенат США принял так называемую «резолюцию Ванденберга» (по имени предложившего ее сенатора А. Ванденберга), согласно которой допускалось «участие Соединенных Штатов в соответствии с конституционной процедурой в таких региональных и прочих коллективных соглашениях, которые основаны на оказании продолжительной и коллективной взаимопомощи в вопросах, затрагивающих национальную безопасность». Принятие этой резолюции означало отказ от изоляционистских концепций внешней политики и взятие курса на создание постоянных блоков с участием США.
    Минимум знаний
    1. В феврале 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в Вашингтон «длинную телеграмму», в которой он призвал к ужесточению политики США в отношении СССР и сформулировал концепцию «сдерживания»-удержания СССР в приобретенных им зонах влияния. Кеннану удалось угадать сдвиг в настроениях американской элиты, и его письмо послужило основой изменения подходов США к внешнеполитическому курсу.
    2. В 1947 г. «сдерживание» было официально закреплено в рамках «доктриныТрумэна», которая предполагала оказание существенной экономической поддержки странам, которые подвергаются коммунистической угрозе. ПриТрумэне американская внешняя политика перешла на основы интервенционизма.

    Еще по теме Зарождение концепции «сдерживания СССР» и ее официальное оформление в «доктрине Трумэна»:

    1. Распад СССР и зарождение новой геополитической ситуации в Евразии
    2. В чем суть концепции Л. Д. Троцкого о «бюрократическом перерождении советской власти» в СССР?
    3. Нормализация дипломатичесетда отношений СССР с Японией и позиция СССР по вопросу о Совместной декларации 1956 года

    --
    Заложены

    · Военное давление на СС

    то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти

    за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара

    Конкретным выражением этого внешнеполитического курса стала «доктрина Трумэна»

    Доктрина Трумена.

    02.47Вб уведомила США:финанс сост-ие ухудшилось,помогать Грец и Турц больше не сможет.

    Для США Гр и Турц -

    --Трумэн обращается к конгрессу:

    Доктрина Трумэна

    Ø свобода личности,свободные выборы,свободные институты и гарантии от агрессии vs.

    Ø Контроль над СМИ,навязывание воли меньшинства большинству,террор,угнетение.

    Политика США: поддержа «свободных народов» в их противостонии внутр и внешн угрозам.

    Новая глобальная роль:противодействие СС и коммунизму. = переход к полномасштабн хол войне

    Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология «длинной телеграммы» Дж.Кеннана. Принято считать, что с момента обращения Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.

    С весны 1947 г. в ней начался новый этап. Опираясь на экономическое могущество, Соединенные Штаты развернули борьбу за изменение соотношения сил в мире в свою пользу, избегая прямого столкновения с Советским Союзом. До конца 40-х годов США успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР

    План Маршалла. Значение.

    План Маршала .

    5.06.47-госсекретарь Маршалл в Гарварде с программной речью- «план Маршалла»

    1. стабилизация соц-полит ситуации в Зап Европе

    2. включение Зап Герм в зап блок.

    3. уменьшение влияния СС в Вост Евр. Стран Вост Евр могли принять участие в плане Тольки при условии отказа от ориентации их экономики на СС. Предполагалось использовать сырьевые ресурсы Вост Евр для восстановления Зап.

    27.06.47. Бевин(Вб) и Бидо(Фр) + СС – Париж-совещание МИД для консультаций по пл.Маршалла.

    В Мск план воспринят с интересом: возможность получения амер-их кредитов(мы хотим без предварительных условий.). Но не все за, Новиков: «план сводится к созданию западноевропейского блока»

    СС решительно отвергает любые формы межд контроля в отнош СС и стр Вост Евр.

    На конф-ии: СС полностью исключает выявление и проверку ресурсов Европейских стран.

    Предлагаем: ограничиться выявлением потребностей Евр стран в ам-ой помощи и направить эти согласованные заявки в виде запроса США. Для Зап неприемлемо.

    Согласовать невозможно .

    --02.07. СС отказывается участ-ть в осуществл-ии пл Маршалла.

    Объясняется: стремлением СС не позвлить Зап(США) получить возмоность воздействовать на ситуацию в стр-х Вост Евр,сфере влияния СС.

    02.07- Бевин и Бидо публикуют совместное заявление:приглашают все европейские гос-ва(за врем искл-ем франкистсой Исп) принять участие в Европейской экономической конференции – для создания совместной программы европейской реконструкции,кот отразила бы ресурсы и потребности кажд Гос-ва.

    4.07 –разослана 22 стр-м. Предполагается открыть 12.07.47 в Париже.

    --СС отказался участвовать,ведет линию на срыв .

    5.07 –послы СС в Евр получают директиву поситеть Министра ИД и сообщитьо негативной оценке предложения Маршалла, «СС видит в нем желание вмешаться во внутренние дела европейский Гос-в, поставить их экономику в зависимость от интересов США».

    --вопрос тактики не решен : 2 варианта:

    1. союзники не участвуют в конференции (конференции не создается авторитета и условий для облегчения интриг среди участников)

    2. союзники отправляются на конференцию,делают все возможное для разоблачения пл Маршалла, затем демонстративно ее покидают.

    При этом инициаторы плМаршалла стремятся привлечь к участию в нем страны Вост Евр (в перв очередь Польшу и Чехосл) в расчете побудить их отказаться от ориентации на СС.

    СС боиться потерять контроль над коалиционными прав-вами Польши Чехосл.

    --итог : в ночь с 7-8.07. рук-лям компартий Югосл,Венгр,Рум,Поль,Чехосл,Болг,Алб,Фин передается директива отказаться от участия в совещании по пл Маршалла. Идет жесткий нажим на их прав-ва.

    Однако в Чехосл предложение уже успели принять. Делегация Чех срочно вызвана в Мск, Сталин вынуждает Готвальда отменить реш-ие прав-ва участвовать в конф-ии.(«это означало бы успех западных держав, олеблющиеся Швец и Швейц последовали бы вашему примеру»)

    10.07-экстренное заседание прав-ва Чехосл. Давление Кремля и вынужденное согласие с ним през-а Бенеша предопределило исход:члены прав-ва единогласно принимают реш-ие от отказе стран участв-ть в совещ-ии, мотивируя неучастием союзных с Чехосл стран,вкл СС.

    Позиция Мск продиктована логиой холодной войны-болезненно воспринимаются любые попытки созд-ия зап блока под рук-ом США.

    Инициаторы также скептически отн-лись к участию СС-рассматр-ся как донор,а не получатель помощи.

    Приорит-ое направл. внешнеполит стратегии Мск –установл и упрочение контроля над странами Вост Евр.

    Для Сталин-сфера влияния –результат войны,важен стратег,идеолго,геополитически.

    Инициаторам не удалось вовлечь их помимо воли СС в пл Маршалла и солабить их ориент-ию на Мск.

    Парадоксально,но: отказ участия СС устраивает обе стороны .

    · СС сохраняет и утвержд влияние на стр-ы Вост Евр

    · Сша и ко получают возможность стабилизировать соц-полит ситуацию в Зап Евр, а заетм и создать западный военно-полит союз.

    12-15.07 конф-ия 16 стран(22-8 не равно 16!?!?): решено создать спец Комитет европейского экономического сотр-ва и4 спец комитета для анализа баланса ресурсов и потребностей Евр.

    04.48 участники пл.Маршалла созд Организацию европейского экономического сотр-ва. Намечен план, назначены органы, но общую программу выработать не удалось.

    --Механизм плМаршалла :

    · Прав-во США оплачивает америк-им экспортерам стоимость товаров-помощи

    · Прав-во страны получателя размещает на спец счету полученную сумму в своей валюте,эквивалентную стоимости амерк-их поставок.Средства поступали в осн от собственных фирм-импортеров.

    · 5% со спец счета идет прав-ву США, ост 95% используются прав-ом страны,но лишь с согласия США.

    Всего ассигнований: 04.48-12.51 – 12,4 млрд д(Вб-2,8, Фр-2,5),30%(сначала 50%)-продовольствие, удобрения, потребит товары.

    Основные цели внеш полит США в 1945-52 гг. Доктрина Трумена. План Маршалла. Война в Корее (цели).

    По замыслам Западных лидеров:

    ü торжество рыночной экономики и западной демократии

    ü Мир с англосаксонским преобладанием

    ü Мир с международной системой безопасн-ти.

    ü Опираются на финанс и эконом мощь США, их ядерную монополию

    ü Вера американцев в правильность собственных идеалов, непогрешимость, призвание заполнить вакуум силы в нек гос-вах

    ü Подозрительность в отнош-ии СС усиливается синдромом?Мюнхена? –

    нежелание повторение опыта пустых компромиссов с Гитлером, крах курса на умиротворение НацГерм

    Проявление изменения Американск пол-ки по отн к СС - беседа Трумена с наркомом Молотовым в Вашингтоне по реализации Ялтинских договоренностей -23.04.45 - очень жестко
    --далее Потсдам выявил биполярную структуру новой системы МО:
    Сталин и Трумен основные оппоненты.
    +накунуне открытия конф 16.07 - первое успешное испытание ядерной бомбы- жесткая,наступательная позиция США по отн к СС
    --27.10.45 речь Трумена по случаю дня военно-морского флота

    v военный контингент не будет уменьшаться

    v Самая могущественная военно-морская держава на Земле

    v Не будут делиться информацией о производстве бомбы

    v Не пойдут на компромисс с дьяволом – СС

    --22.02.46 "длинная телеграмма» Дж.Кеннана - изложены основы внешнеполитич линии по отн к СС
    »Внешн политика СС - продолжение экспансионистских традиций царской России, умноженное на перманентное стремление марксизма-ленинизма к расширению своего влияния»
    Заложены основы американской политики "сдерживания»:

    · Активное выдвижение западом более привлекательной идеолîгической и политической альтернативы

    · Военное давление на СС

    Именно с 02-03.46 СС рассматривается как потенциальный противник, чьи жизненные интересы противоречат интересам США

    --5.03.46 речь Черчилля в Фултоне

    o Призыв к созданию «братской ассоциации англоговорящих народов»,призванной противостоять укреплению международных позиций СС

    o Железнвй занаес разделил Европу по линии «от Шеттинга на Балтике до Триеста на Адриатике»

    o Расценивается, как публичное объявление холодной войны СС

    Доктрина Трумена.

    Стремление СС закрепить и расширить свою сф влияния вызывает беспокойство у Зап (особенно 46-47нажим на Турцию и Грецию).

    Для США Гр и Турц -

    1.поле принцип столкновен коммунизма и демократии.

    2.занимают важн геостратег-ое положение в Вост Средизмноморье,на подступах к запасам нефти и стратегич-им коммуникациям.

    «Помощь им не благотворительность,а ср-во защиты амер-го образа жизни»

    --Трумэн обращается к конгрессу:

    · Выделить 400 млн д для помощи Греции и Турц

    · Послать туда амер-ий гражд и воен-ый персонал для наблюд за использованием этой помощи.

    Доктрина Трумэна содержит также общую оценку межд ситуации: конфликт м\у 2мя образами жизни:

    Т.о. набирает обороты идеолог-ая и пропаганд-кая борьба.

    План Маршала .

    Весна 47-ситуация в Европе тревожная и нестабильная. Вост Евр – сладывается ситс «народных демократий», СС устанавливает все более жесткий контроль. Зап Евр- экономический кризис, социальная напряженность.

    Май – зам госсекретаря Ачесон: необходимость американской помощи бъединению Европы, «этого требует наша национальная безопасность».

    4. стабилизация соц-полит ситуации в Зап Европе

    5. включение Зап Герм в зап блок.

    6. уменьшение влияния СС в Вост Евр. Стран Вост Евр могли принять участие в плане Тольки при условии отказа от ориентации их экономики на СС. Предполагалось использовать сырьевые ресурсы Вост Евр для восстановления Зап.

    Характерно: когда Конгресс принял закон об оказ-ии экономич-ой помощи Европе,США предпочли закл-ть с Гос-ми-участниками 2сторонние соглаш-ия на выгоднх для себя условиях.

    Осуществление плМаршалла внесло вклад в стабилизацию и консолидацию европейского капитализма.:

    Преодоление экономических последствий войны

    Проедление кризиса торгово-финансовой системы.

    Ослабление острого полит кризиса

    Внедрение в Евр американсих методов организации произв-ва,повышения произв-ти труда

    Ощущая поддержку амерканского империализма политические насроения склоняются вправо.

    Орг-ия пл.Маршалла и отказ СС в нем участвовать-важнейший рубеж на пути раскола Евр на сферы вл-ния

    Лат Ам

    США пытаются обеспечить надежный тыл+успешно используют ресурсы-Латинская Америка.

    08-09.47-в Рио-межамериканская конфер-ия МИД по «поддержанию континентального имра и безоп-ти»

    02.09 -под давлением США подписан «Межамериканский дог-р о взаимной обороне» (в силе с дек 48)

    · Принцип коллективной обороны (нападение на одно из ам-их Гос-в расценивается как нападение на все,каждое обязуется помочь отразить нападение).

    · Меры по борьбе с освенной агрессией

    Это важный шаг на пути создания воен-полит-огоблока стран западного полушария под рук-ом США.

    Институционализация связей осуществлена созданием ОАГ- 03.48 (США+много стран Лат Ам)

    США используют для нажима на участников, укрепления позиций на континенте.

    Система МО – относительно устойчивое и длительное состояние МО, которое характеризуется определенным состоянием связей между субъектами и расстановкой сил в мировой политике. Система МО сложилась после ВМВ. Название условно. На конференциях "большой тройки" в Ялте (4–11 февраля 1945) и в Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945) лишь общие контуры послевоенного устройства. Но приняли некоторые конкретные решения (напр. по территориальным вопросам), которые пережили Ялтинско-Потсдамскую систему и действуют до сих пор. Базировалась на новом соотношении сил, сложившемся в результате ВМВ. Усиление международных позиций США и СССР. Германия разгромлена и на некоторое время перестала существовать как независимое государство, Япония капитулировала и превратилась в оккупированную страну. Италия побеждена и утратила свое международное влияние. Франция переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, как до ВМВ. Великобритания ослаблена финансово и экономически, ее империя непрочна. Биполярный характер. СССР и США гаранты. 60–70-е гг. становление новых центров силы: Западная Европа, Китай, Япония. Не в состоянии конкурировать с СССР и США но все же заставили считаться с ними. Позиции США и СССР асимметричны. США - преобладание в экономике и финансовой сфере. Оплот "западной демократии". Выступали против тоталитарных режимов и классического колониализма. Громадное международное влияние. СССР - победитель нацизма. К концу ВМВ международное влияние СССР возросло. В последний период войны СССР вместе с США и Великобританией играл главенствующую роль в решении проблем мировой политики. Инструмент международной деятельности - коммунистическое движение. Биполярность усиливалась из-за союзников и сателлитов. Международные экономические организации, военно-политические союзы, пропагандистско-идеологические объединения. Биполярность - стабильность. Два полюса уравновешивали друг друга, контролировали союзников, регулировали конфликты. Обе державы заинтересованы в сохранении "правил игры", присущих сложившейся системе. Негласное взаимное признание сверхдержавами сфер их влияния (признание Западом сферы влияния СССР, ибо вне ее в преобладало влияние Запада). Определение границ сферы влияния СССР через напряженную борьбу, ряд международных кризисов. После завершения раскола Европы Запад не вмешивался в события в "социалистическом содружестве" даже в период острых политических кризисов (Венгрия 1956 г., Чехословакия 1968 г.). Антиколониализм в сочетании со стремлением СССР утвердить свое влияние в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки породил серьезные международные конфликты. Важна роль ядерного фактора. Первыми обладателями ядерного оружия стали США (июль 1945 г.). СССР в августе 1949 г. Гонка стратегических вооружений. Ни одна из двух сверхдержав не могла пойти на риск широкомасштабного конфликта перед угрозой ответного удара, способного нанести неприемлемый ущерб. СССР и США блокировали друг друга, обе державы стремились не допускать большой войны. Ядерные потенциалы оказывали стабилизирующее воздействие на ЯПС. Способствовали предотвращению опасной эскалации конфликтов, ранее приводивших к войне. Стабильность в ЯП системы была неустойчивой. Основывалась на равновесии страха и достигалась через конфликты, кризисы, локальные войны, через разорительную гонку вооружений. ЯПС более устойчива, чем ВВ, не породила большую войну.

      Определение холодной войны. Основные характеристики холодной войны.

    Холодная война – противостояние в послевоенном мире двух наиболее мощных сверхдержав – СССР и США; тотальная и глобальная конфронтация, чреватая кризисами и конфликтами:

    1) тотальная, т.к. распространялась на все сферы : социально-экономическую, политическую, военную, идеологическую;

    2) глобальная, т.к. охватывала все регионы мира , так или иначе затрагивала все государства.

    Точки зрения на время появления холодной войны:

      Первые признаки холодной войны проявлялись уже в противоречиях внутри антигитлеровской коалиции в конце Второй мировой войны (1945)

      1946 г. - переход к полномасштабной холодной войне. Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946. Термин популярен в 1947 г. с выходом в свет под таким названием сборника статей американского журналиста У. Липпмана.

    Основные характеристики.

    1) противостояние не просто двух самых мощных держав, но и различных социально-экономических, политических и ценностных систем : тоталитарного общества с централизованной экономикой против либеральной демократии и рыночной экономики;

    2) международные отношения = «игра с нулевой суммой », любой выигрыш одного из соперников автоматически рассматривался как проигрыш другого;

    3) военно-силовой фактор . Раскручивание гонки вооружений, колоссальное наращивание военных потенциалов, в т.ч. ядерное оружие и средства его доставки;

    4) ядерный фактор . Атомное и водородное оружие - средство давления на противника, его устрашения;

    5) каждая из сторон стремится привлечь на свою сторону сторонников и сателлитов . США, и СССР заключали двусторонние и многосторонние соглашения о союзе и взаимопомощи, создавали военно-политические блоки;

    6) острые международные кризис ы - наибольшая угроза международному миру. (Карибский 1962, Суэцкий 1956, Берлинский – 1948-1949, война в Корее – 1950-1953)

    7) холодная война не переросла в вооруженный конфлик т. СССР и США не ставили задачу полного военного уничтожения противника. Главные цели: оказать давление на противника, ослабить его позиции, изменить его политику.

    ПРИЧИНЫ:

    Основная – глубочайшие различия в социально-политическом строе, в системе ценностей и идеологии

    Различные взгляды на устройство послевоенного мира :

    СССР:

    Предполагал дальнейшее форсирование строительства социализма советского образца в СССР и в некоторых других государствах, обеспечение для себя выгодных границ и надежно контролируемой сферы влияния и стремление приобрести сильные позиции на международной арене и роль равноправного соперника с главными державами Запада.

    Запад:

    Послевоенный мир – торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, мир с англосаксонским преобладанием и международной системой безопасности.

    Окончание :

    1991г. – распад СССР, один из соперников перестал существовать

      Первые кризисы холодной войны: причины и результаты. Иранский кризис как пример такого кризиса.

    Причина кризисов - различные взгляды СССР и США на устройство послевоенного мира :

    СССР:

    Предполагал дальнейшее форсирование строительства социализма советского образца в СССР и в некоторых других государствах, обеспечение для себя выгодных границ и надежно контролируемой сферы влияния по всему периметру границ СССР в первую очередь в Европе, не только закрепить, но и расширить ее, и стремление приобрести сильные позиции на международной арене и роль равноправного соперника с главными державами Запада.

    Запад:

    Послевоенный мир – торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, мир с англосаксонским преобладанием и международной системой безопасности. Стремление не допустить закрепления советской сферы влияния, т.к. возникала опасность ее последующего расширения, а диктаторский сталинский режим мог лучше консолидировать свою сферу влияния, чем рыхлые западные демократии.

    Отказ американских руководителей признать советское господство в Польше, Румынии и Болгарии, вызвал первые кризисы – предвестники войны. Попытки американского руководства изменить просоветскую политическую ориентацию правительств в этих странах натолкнулись на жесткое противодействие Москвы. Именно политическое положение в Румынии и Болгарии стало предметом острых споров в Потсдаме и еще более бескомпромиссных дискуссий на Лондонской сессии СМИД, приведших к ее провалу. США через многостороннюю систему стремились навязать свою модель послевоенного устройства мира. СССР претендовал законно на сферу безопасности, но Сталин использовал грязные технологии, жестокие методы установления власти сфере влияния СССР. Противостояние также наблюдалось на Ближнем Востоке (Турецкий кризис 1945-46, когда СССР настаивал на изменении режима проливов, предоставлении ему в зоне проливов военно-морской базы и ряда территорий на Черноморском побережье, ВБ и СССР противодействовали укреплению позиций СССР в Восточном Средиземноморье) и в Греции (Греческий кризис 1946-47 – несмотря на то, что СССР признал Грецию как сферу влияния ВБ, он оказывал помощь греческим коммунистам в гражданской войне).

    Иран 1945 г. усиливалось советское давление на Иран. Для этого использовалось пребывание войск КА в северной части Ирана. Они были введены в августе 1941 г. в соответствии с советско-иранским договором 1921 г. и по согласованию с правительством Великобритании – британские силы заняли южную часть страны. Целью совместной акции союзников было предотвратить использование Германией территории Ирана для развертывания военных операций и укрепления позиций агрессоров на Ближнем Востоке. В соответствии с англо-советско-иранским договором, заключенным в 1942 г., СССР и Великобритания обязались сохранить независимость и территориальную целостность Ирана и вывести из страны свои войска не позднее, чем через 6 месяцев по окончании войны (ко 2 марта 1946). К концу войны СССР добивался как минимум эксклюзивных прав на разработку нефтяных месторождений в северных провинциях Ирана, как максимум – широкой автономии Иранского Азербайджана и его просоветской ориентации. Правительство СССР стало всячески затягивать вывод своих войск и укреплять влияние просоветских сепаратистских организаций. Выполняя заключённые соглашения, британские и американские войска в начале марта 1946г. покинул Иран. СССР не только не предпринял аналогичных шагов, но и ввел в Иранский Азербайджан дополнительные части КА, оснащённые тяжелым вооружением. Возник острый международный кризис. Руководители Великобритании и США продемонстрировали твердую решимость не допустить упрочения позиций СССР на Среднем Востоке. Они заявляли, что продвижение русских войск к Тегерану «означает войну», и готовы были послать американский военный флот в Средиземное море. Твердая позиция США и Великобритании в сочетании с политическими маневрами иранского правительства побудили Сов. Союз в мае 1946 г. завершить вывод всех своих войск из соседней страны. Натолкнувшись на решительное сопротивление, Сталин отступил – «иранский кризис» был завершен. После этого СССР не получил обещанной ему нефтяной концессии, а его сторонники в Иранском Азербайджане к концу 1946 г. были подвергнуты жесточайшим репрессиям.

      Формирование концепции «сдерживания» и ее оформление в политике США

    Стремление советского руководства закрепить и расширить свою сферу влияния вызывало растущее противодействие Запада. В начале 1946 г. в правящих кругах США были выработаны основы внешнеполитической линии в отношении СССР. Наиболее четко они были изложены в хорошо известной «длинной телеграмме» Кеннана. 22 февраля 1946 г . временный поверенный в делах США в СССР Д.Кеннан телеграфировал в госдепартамент США. Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе. Основное положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и при любых обстоятельствах будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на все новые районы мира. Единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж.Кеннан считал «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара». Ключевая идея: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению и интересам Москвы. «Длинная телеграмма» Дж. Кеннана заложила основы американской политики «сдерживания », которая помимо удержания СССР в уже сложившейся зоне его влияния – ВЕ - предусматривала активное выдвижение Западом более привлекательной идеологической и политической альтернативы в сочетании с военным давлением на СССР. Произошел поворот в политике США в отношении СССР. С февраля 1946 г. руководители американской политики рассматривали СССР как потенциального противника, чьи жизненные интересы противоречили подобным интересам США. 5 марта 46 г. Черчилль произнёс знаменитую речь в Фултоне (США), призвав к созданию «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке». Эта ассоциация была признана противостоять укреплению международных позиций СССР -публичное объявление холодной войны СССР. 12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции - необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма», преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. С этого момента концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. 14 апреля 1950г . директива СНБ 68 (СССР - «тотальный враг» США, нет концу кризисной конфронтации, пока не произойдет изменений в характере советской системы, США должны осуществлять противодействие советской экспансии с помощью нажима на СССР «с позиции силы», т.о. для последующей политики США необходимо наращивание ядерного арсенала и помощи союзникам в ЗЕ).

    5 . Факторы и процесс формирования социалистического содружества в Центральной и Восточной Европе после Второй Мировой войны

    Сталинское руководство стремилось после войны создать советскую сферу влияния по всему периметру границ СССР, в первую очередь в Европе. Эта задача включала установление близких по духу социально-политических режимов прокоммунистической ориентации. К концу ВМВ КА находилась на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Восточной Германии и Восточной Австрии; она приняла участие в освобождении Югославии и Албании. Сталин стремился включить эти страны в советскую сферу влияния, установить в них просоветские и прокоммунистические режимы. Необходимо учитывать социально-политический кризис в странах Восточной Европы, тягу значительной части населения к глубоким преобразованиям. В большинстве восточноевропейских государств до войны существовали те или иные разновидности авторитарных режимов, поэтому простой возврат к довоенной демократии был невозможен. Наибольшим влиянием коммунисты пользовались в Югославии, Албании и Болгарии, наименьшим – в Венгрии и Польше, где существовало довольно сильное антикоммунистическое подполье. Сталин использовал для закрепления советского господства в Восточной Европе жесткие недемократические методы. Опорой этой политики стаи силы КА и советские органы НКВД. Во всех страна ВЕ становление новых политических режимов проходило по указаниям Кремля, а в государствах, являвшихся союзниками гитлеровской Германии, под контролем советской военной администрации и советников СССР. На первом этапе Сталин добивался формирования в странах ВЕ коалиционных правительств, в которых коммунисты играли бы важную роль, в частности контролировали бы органы внутренних дел, службу безопасности и вооруженные силы. Затем представителей некоммунистической оппозиции вытесняли из правительства путём сфабрикованных судебных процессов и фальсифицированных выборов. В 1947 г. были разоблачены якобы имевшие место в Венгрии, Румынии и Болгарии «антиреспубликанские и антидемократические заговоры». Влиятельных политиков, противодействовавших коммунистам. убрали из политической жизни, а некоторых казнили. Наиболее интенсивно социально-политические преобразования осуществлялись в Югославии и Албании, в Польше, Румынии и Болгарии, наиболее замедленно – в Венгрии и Чехословакии. К весне 1948 г. во всех рассматриваемых странах были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную модель сталинского СССР. Одновременно происходили важные социально-экономические преобразования по советскому образцу: 1) национализация крупной промышленности, 2) введение планирования, 3) создание централизованной государственной системы в экономике, 4) аграрная реформа. Советское руководство во главе со Сталиным упорно осуществляло свою концепцию установления и укрепления режимов «народной демократии» и их сплочения в единый «лагерь». Этому способствовало и то, что СССР заключил с рядом этих государств двусторонние договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. (с Чехословакией 1943г., Югославией 1945г., Польшей.1945г) (1948г. – с Румынией, Венгрией, Болгарией). Все эти договоры были однотипными. Они отмечали стремление обеих сторон развивать и укреплять дружественные отношения, бороться за упрочение всеобщего мира и международной безопасности. Стороны брали на себя обязательство совершенствовать взаимные экономические и культурные связи в дружбе и сотрудничества. Весьма важным было обязательство сторон консультироваться между собой по всем актуальным международным вопросам, затрагивающим их взаимные интересы. Тем самым стала оформляться система договорно-правовых отношений между странами, образовавшими «социалистический лагерь» в Европе. Центром этой системы стала Москва, на которую и ориентировались страны «народной демократии» в МО. Таким образом, СССР возглавил группу стран, сплочённо выступавших во внешнеполитической сфере.

      Формирование системы многостороннего сотрудничества в рамках социалистического содружества.

    Сотрудничество СССР со странами народной демократии развивалось в различных сферах: политической, военной, идеологической, культурной. Важнейшее место принадлежало связям между коммунистическими и рабочими партиями. ВКП(б) бесспорный лидер мирового коммунистического движения, Сталин – признанный авторитетный вождь. Коммунистический Интернационал распущен по указанию Сталина в мае – июне 43 г. Регулярные связи между ВКП(б) и другими компартиями на двусторонней основе. НО! осложнение международной обстановки, холодная война - советскому руководству этого стало недостаточно. Требовалось создать прочную систему союзов и приобрести дополнительные инструменты влияния на соседние государства. 1ая серия - к 1947 г. с 3мя странами у СССР были союзные договоры – с Чехословакией (1943), Польшей (1945) и Югославией (1945), имели антигерманскую направленность и отражали опыт совместной борьбы этих стран и Советского Союза против Германии и Италии в годы войны. В феврале 1948 г. СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией и Венгрией, а в марте 1948 г. – с Болгарией, были рассчитаны на 20 лет и имели антигерманскую направленность. Возникла почти всеохватывающая сеть двусторонних союзов СССР в Восточной Европе. 2ая серия - урегулированы отношения между странами, имевшими споры (1947). С весны 1948 г. реализация 3ей серии мероприятий – заключение договоров между странами, не имевшими между собой общих границ. (1948-49). Одной из целей договоров было недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок. Поэтому перекрестные договоры «второй» и «третьей» серий предусматривали взаимную помощь против всякого третьего государства, а не только Германии (как договоры СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией, Венгрией, Румынией и Болгарией), и запрещали любому подписавшему договор государству вступать в союз против другого государства. В начале 1949 г. в ВЕ существовала мощная договорная система двусторонних союзов, замкнутая на СССР. 22-28 сентября 1947 г. совещание представителей 9 компартий (ВКП(б), компартии Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Италии и Франции). Итоги: 1)все компартии должны были последовательно ориентироваться на СССР и безоговорочно поддерживать его внешнюю политику. 2)Создание Коминформа в составе 9 партий , должно было размещаться в Белграде. Коминформ как инструмент контроля Кремля за политикой и идеологией стран народной демократии. Прекратил существование в апреле 1956 г. Руководство СССР уделяло большое внимание экономическому сотрудничеству. Воспрепятствовав участию в плане Маршалла, Москва стремилась переориентировать их торговые и хозяйственные связи на Восток. В январе 1949 г. на совещании в Москве было принято решение о СЭВ, вошли Болгария, Румыния, Венгрия, Польша, СССР и Чехословакия. Задача – организация экономического взаимодействия: развитие внешней торговли, технологические проекты, развитие сотрудничества на организации производства. Была закреплена ориентация на получение энергоресурсов из СССР по льготным ценам. Законы рыночной экономики не распространялись на СЭВ. В рамках СЭВ был создан замкнутый рынок социалистических стран.

      Советско-югославский конфликт в конце 40х – начале 50хгодов ХХ века.

    В первые годы после 2МВ Югославия выступала как пример для других стран народной демократии. Новый режим сложился в результате вооруженной антифашистской борьбы, организованной КПЮ. К концу 1945 г. коммунисты обладали монополией на власть, осуществляли национализацию и создавали систему государственного централизованного управления экономикой, аграрная реформа. Весной 1947 г . югославское руководство во главе с маршалом Тито провозгласило переход к «строительству социализма ». Поддерживали проведение антиимпериалистического курса Москвы на противостояние Западу. Вместе с тем она чувствовало себя более самостоятельным и претендовало на лидирующую роль на Балканах. В январе 1948 Тито направил руководителю Албании предложение подготовить ввод в страну дивизии югославских войск без предварительных консультаций с СССР, недовольство Сталина. Сталин настаивал на обязательных консультациях по международным вопросам с Кремлём. Предложил югославам сначала создать федерацию с Болгарией, а потом с Албаниией. Югославское руководство вроде бы согласилось, но не спешило объединяться с просоветской Болгарией - нарушение директив Кремля. Сталин пошёл на конфликт с югославским руководством из-за стремления не допустить абсолютно никакого отклонении от следования в фарватере Москвы, рассчитывал на просоветскую группировку в белградском руководстве, способную подчинить КПЮ Кремлю. Однако Тито устранил оппозиционеров. Июнь 1948 г. - совещание Коминформа в Бухаресте, обсуждение вопроса о положении КПЮ. Вывод: своими антипартийными и антисоветскими взглядами несовместимыми с марксизмом-ленинизмом, руководители КПЮ противопоставили себя другим компартиям, встали на путь измены делу международной солидарности трудящихся и перехода на позиции национализма. Эти обвинения были безосновательными и беспочвенными. В 1948-49 гг . отношения между КПСС и др. компартиями, с одной стороны, и КПЮ – с др., были прерваны. Нарушились государственные отношения между СССР и Югославией. В сентябре 1949 г. Москва осуществила разрыв советско-югославского договора 1945 г. о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Против руководства компартии Югославии была развернута грубая пропагандистская кампания. Вплоть до своей смерти, Сталин пытался организовать физическую ликвидацию Тито. Отношения между СССР и Югославией были нормализованы в мае-июне 1955 г., после чего возобновилось двустороннее сотрудничество. В сентябре 1961 г. в Белграде состоялась 1ая конференция Движения неприсоединения. Неформальные лидеры - Индия (Неру), Египет (Насер) и Югославия (Тито).

    8 . США и Западная Европа в 1945-1949 годах.

    К концу 2МВ изоляционизм стал утрачивать позиции в политической жизни США, осознание своей зависимости от окружающего мира и необходимости влиять на него. США полагали, что должны сыграть лидирующую роль в создании новых международных институтов для стабилизации валют, смягчения финансовых кризисов и стимулирования мировой торговли. Ключевыми инструментами экономической стабилизации международной системы суждено было стать трем институтам (созданы в июле 1944, ГАТТ 1947) – МВФ (контроль за стабильностью международной валютной системы, восстановление золотодолларового стандарта),МБРР (содействие развитию отстающих стран посредством предоставления целевых кредитов),ГАТТ (либерализация международной торговли через снижение таможенных тарифов и отмену ограничений). ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 40-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов -Бреттон-Вудскую систему , ее создание – один из наиболее значимых в XX в. шагов к стабилизации мироэкономического развития. В июне 1947 г. госсекретарь Дж.Маршалл выступил с речью о направлениях преодоления хозяйственного кризиса Европы, заявил, что США готовы профинансировать программу экономического восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Хотя «план Маршалла» был рассчитан не только на страны ЗЕ, он был неприемлем для СССР, поскольку он бы встраивал СССР в мировую экономическую политику, ограничивал его самостоятельность и «уводил» бы от него новых союзников в ВЕ, СССР вынудил ВЕ и Финляндию отказаться. Осуществление плана Маршалла создало предпосылки для образования политического союза государств, принявших в нем участие. США активно выступали за формирование западного военно-политического блока. В начале 1948 г. руководители Великобритании и Франции решительно поддерживали заключение военного соглашения между США и Западной Европой и постоянное присутствие американских войск в Старом Свете. Новый военно-политический блок призван было противостоять Советскому Союзу и «коммунистической угрозе». Однако, как и в экономической сфере, Вашингтон предпочитал вначале осуществить военно-политическое объединение самих западноевропейских государств, мобилизовать их собственные усилия.17 марта 1948 г. представители ВБ, Франции, БеНиЛюкса подписали «Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и о коллективной самообороне» (Брюссельский пакт). Важнейшее обязательство - оказать помощь любому участнику соглашения всеми средствами, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению в Европе. Заложены основы Западного союза, призванного противостоять СССР и коммунизму в Европе. 12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции - необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма», преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. С момента обращения Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. 11 июня 1948 г. сенат США принял резолюцию Ванденберга, уполномочившую администрацию в мирное время заключать военно-политические союзы вне американского континента. Это было пересмотром принципа изоляционизма. 4 апреля 1949 Вашингтонская конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, Дании, Исландии, Норвегии и Португалии, создание НАТО, сильный договор, жесткие военные обязательства, подразумевал создание системы коллективной безопасности. Также было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам - поставки вооружения на сумму в 1 млрд долларов пяти участникам Брюссельского пакта. Т.о. Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений. Это означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания». Развитие панъевропейских тенденций способствовало созданию 5 мая 1949 г. Совета Европы – первой межгосударственной организации, созданной для стандартизации европейских подходов к обеспечению гражданских свобод, морально-этических норм, прав человека, принципов социальной политики.

    План Маршалла, и его полит и международное значение.

    5 июня 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл выступил в Гарвардском университете с программной речью, которая стала исходным пунктом осуществления комплекса экономических и политических мер, известных под названием "план Маршалла".

    Цели плана Маршалла предусматривали стабилизацию социально-политической ситуации в Западной Европе, включение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния в Восточной Европе. Страны Восточной Европы могли принять участие в программе восстановления Европы только в случае отказа от ориентации их экономики на Советский Союз.

    Советская делегация на Парижском совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР последовательно руководствовалась директивами, полученными в Москве. Советское руководство полностью исключало выявление и проверку ресурсов европейских стран, составление ими какой-то общей программы стабилизации европейской экономики. Москва стремилась трактовать предложение Маршалла как возможность получения американских кредитов для послевоенной реконструкции. 2 июля 1947г. Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. 4 июля официальные приглашения на участие в Европейской экономической конференции были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.

    СССР отказался участвовать в конференции и повел линию на ее срыв. В ночь с 7 на 8 июля советским послам в Белграде, Будапеште, Бухаресте, Варшаве, Праге, Софии, Тиране, Хельсинки было дано указание немедленно передать руководителям компартий этих стран директиву отказаться от участия в совещании по плану Маршалла.

    На конференции 16 стран Европы в Париже 12–15 июля было решено создать специальный Комитет европейского экономического сотрудничества и четыре специализированных комитета для разработки баланса ресурсов Европы и ее потребностей.

    В апреле 1948 г. участники плана Маршалла создали Организацию европейского экономического сотрудничества. Осуществление плана Маршалла содействовало стабилизации и консолидации европейского капитализма. Товары и капиталы, направлявшиеся по плану Маршалла в Западную Европу, способствовали преодолению экономических последствий войны. План Маршалла позволил западноевропейским странам получать часть необходимой им американской продукции, помог преодолеть кризисное состояние торгово-финансовой системы в западном мире. С американской помощью правящие круги западноевропейских государств ослабили острый политический кризис.

    9. Формирование западных структур безопасности.

    Усилившийся в военном и политическом отношении СССР рассматривается правящими кругами на Западе как системная угроза стабильности в Европе и, в целом, западной цивилизации. 5 марта 1946 в Фултоне Черчилль произносит речь о "железном занавесе" - предупредить некоммунистическую часть населения Земли об угрозе агрессии со стороны СССР. Напряженность в Европе продолжала нарастать, западноевропейские демократии запросили США о гарантиях безопасности. США: прежде чем обращаться за помощью, европейцы должны объединиться. 4 марта 1947 г. франко-британский Договор о союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет (Дюнкеркский пакт ). 17 марта 1948г . в Брюсселе – ВБ, Франция, БеНиЛюкс – подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной обороне – Западный союз (военно-политический и экономический), создан на 50 лет, цель противодействие появлению новой военной опасности со стороны Германии. 4 апреля 1949 Вашингтонская конференция (США, стран Западный союз, Канада, Дания, Исландия, Норвегия и Португалия) создание НАТО, сильный договор, жесткие военные обязательства, подразумевал создание системы коллективной безопасности. Также было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам - поставки вооружения на сумму в 1 млрд долларов пяти участникам Брюссельского пакта. Т.о. Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений. Это означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания». Октябрь 1950 - французский пре­мьер-министр выдвинул. предложения, полу­чившие по его имени название «план Плевена»: создание «европейской армии» с включением в нее ВС государств-участников небольшими подразделениями. , Командовать должен был европейский министр обороны. В формировании армии согласились участвовать Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В процессе обсуждения план трансформи­ровался в проект создания ЕОС с наднациональными политическими и воен­ными структурами. Государства-участники передавали в рас­поряжение ЕОС свои ВС, кроме войск, необходимых для ведения операций в колониях и не­больших контингентов для охраны глав госу­дарств. Франция лишалась национальной армии, а ФРГ получала право сформировать дивизии. Договор о ЕОС подписан в январе 1952 г., в августе 1954 г. французский парламент отказался ратифицировать. Лондонская конференция западных держав (28 сентября - 3 октября 1954) приняла решения, открывавшие путь к перевоору­жению ФРГ. Предусматривалось ее вступление (вместе с Ита­лией) в Западный союз, созданный на основе Брюссельского пакта (1948 г.). При этом ФРГ отказывалась от производства оружия массового уничтожения, от создания дальнобойной артиллерии, стратегической бомбардировоч­ной авиации и военных кораблей водоизмещением более 3000 тонн, а Франция согласилась на вступление ФРГ в НАТО. Лондонские решения были развиты и конкретизированы в Парижских соглашениях, подписанных в октябре 1954 года: создание За­падноевропейского союза (Западный Союз + ФРГ и Италия), тесно связанного с НАТО, резолюция о присоединении ФРГ к НАТО, право ФРГ на формирование 12 пехотных ди­визий, ВВС и ВМС. Парижские соглашения укрепляли систему военно-по­литических союзов Запада и соответствовали логике холодной войны.

    Зимой-весной 1946 г. в западном общественном мнении начался перелом в отношении сотрудничества с СССР. На критические позиции стали переходить представители либеральной части западных интеллектуалов. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан, в дальнейшем – видный американский политический и общественный деятель, публицист, направил в государственный департамент США в Вашингтон очередное донесение в форме знаменитой «длинной телеграммы» (8 тыс. слов), в которой он дал развернутую аналитическую оценку возможностям и перспективам развития отношений США с Советским Союзом.

    Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения «рузвельтовской» политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий и завышенных ожиданий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе – то есть основе взвешивания и рациональной оценки аргументов сторон, учета интересов партнера, переговорной «торговли» и соблюдения принципа верности принятым обязательствам. В телеграмме твердо заявлялось: советское руководство уважает только силу, и поэтому диалог с ним надо вести в невызывающей, но твердой манере, давая понимать, что США не пойдут ни на какие уступки без гарантированной взаимности со стороны Москвы. Характеризуя взгляды советского руководства, автор телеграммы писал: «...мы имеем... дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный modus vivendi» (договоренность, которой стороны придерживаются в отсутствие формального договора).

    Ключевое положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и при любых обстоятельствах будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на все новые районы мира. Соответственно, единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж.Кеннан считал «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара».

    Хотя «длинная телеграмма» была предназначена только для государственного секретаря США, с ней в течение нескольких месяцев ознакомились несколько тысяч человек, которые определяли внешнюю политику Вашингтона. Морской министр Джеймс Форрестол, которому копия этой телеграммы была направлена послом США в СССР Авереллом Гарриманом, распорядился размножить ее на мимеографе и направить другим членам кабинета и высшим {♦} офицерам вооруженных сил США. Одновременно по распоряжению руководства государственного департамента текст Дж.Кеннана был разослан в порядке ключевой политической информации во все зарубежные посольства США.



    Однако в печати эта телеграмма была опубликована намного позже – только в июле 1947 г. текст Кеннана за подписью «мистер Икс» был опубликован в ведущем американском журнале «Foreign Affairs» и стал предметом полемики в широких слоях политической общественности США. Дж.Кеннан сумел уловить сдвиги в настроениях американской политической элиты, перестававшей видеть в СССР партнера по переустройству мира. Он первым сформулировал ключевую идеи изменившегося с момента Потсдамской конференции мышления администрации Гарри Трумэна: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению и интересам Москвы. После «длинной телеграммы» Дж.Кеннан был с крупным повышением переведен на работу в Вашингтон, где он на несколько лет стал одним из самых влиятельных советников президента США с правом докладывать свои оценки непосредственно президенту Г.Трумэну. Взгляды Кеннана стали во многом определять подходы американской дипломатии к отношениям с Советским Союзом. В марте 1945 г. Советскому Союзу доверяло 55% опрошенных американцев, в марте 1946 – только 33%.